Научная статья на тему 'ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ'

ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА ОТКРЫТОГО ДОСТУПА / ИНФРАСТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОВАЙДЕР / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ТЕРМИНАЛ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОСИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / GOVERNMENT REGULATION / OPEN ACCESS INFRASTRUCTURE / E-TRADE INFRASTRUCTURE / DISTRIBUTION PROVIDER / DISTRIBUTION SYSTEM / CUSTOMS AND LOGISTICS TERMINAL / DIGITAL ECONOMY / ECOSYSTEM / E-COMMERCE / E-TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каращук Оксана Сергеевна

В статье рассматривается инфраструктура электронной торговли и ее ключевые составляющие, которые способны обеспечить условия для рационального развития цифровой торговли России. В составе инфраструктурного комплекса электронной торговли особо выделяется и подробно рассматривается распределительная система. Для проведения исследования применялись методы наблюдения, группировок, сравнений. В ходе исследования осуществлялось изучение нормативно-правовых документов России, исследований ведущих ученых по аналогичной проблематике, а также применялись собственные разработки автора. Изучение показало положительную динамику развития инфраструктуры электронной торговли России в целом и ее распределительной системы в частности. В современной инфраструктуре электронной торговли России уже отмечается активное создание распределительных систем наиболее высокого уровня сервиса, что отражает хорошие перспективы дальнейшего развития электронной торговли. Последующее развитие инфраструктуры электронной торговли автор связывает с созданием распределительной системы открытого доступа со статусом «общественной». Также требуется создание государственного ресурса интегрированной информации с общедоступными сведениями об инфраструктуре и с наличием обратной связи с бизнесом. Кроме этого, необходим общественный ресурс электронного документооборота между государством и предпринимателями. Таким образом, дальнейшее развитие инфраструктуры электронной торговли России требует участия государственных структур в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A DISTRIBUTION SYSTEM AS PART OF THE E- TRADE INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

The article considers the e-Trade infrastructure and its key components, which are able to provide conditions for the rational development of digital trade in Russia. In the context of the infrastructure complex of e-Trade, the distribution system is highlighted and considered in detail. The methods of observation, grouping and comparison were used for the study. In the course of the study, the study of normative-legal documents of Russia, the research of leading scientists on similar issues, as well as the author's own developments were applied. The study showed positive dynamics of development of e-Trade infrastructure in Russia in General and its distribution system in particular. The modern infrastructure of e-Trade in Russia is already marked by the active creation of distribution systems of the highest level of service, which reflects good prospects for further development of e-Trade. The author connects further prospects of development of e- Trade infrastructure with the creation of an open access distribution system with the status of "public". It is also proposed to create a state resource of integrated information with publicly available information about the infrastructure and the availability of feedback. In addition, a public resource of electronic document circulation between the state and entrepreneurs is needed. Thus, the further development of e-Trade infrastructure requires the participation of government agencies in this process.

Текст научной работы на тему «ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ»

Karashchuk Oksana Sergeevna BUILDING A DISTRIBUTION ..

УДК 330:658.7.011.1

DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0036

ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ

© 2020

AuthorlD: 711525 SPIN: 4087-4006 ResearcherlD: W-8111-2018 ORCID: 0000-0003-2212-5034 ScopusID: 57200601858

Каращук Оксана Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент «Базовой кафедры торговой политики» РЭУ им. Г.В.Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный переулок, д.36, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматривается инфраструктура электронной торговли и ее ключевые составляющие, которые способны обеспечить условия для рационального развития цифровой торговли России. В составе инфраструктурного комплекса электронной торговли особо выделяется и подробно рассматривается распределительная система. Для проведения исследования применялись методы наблюдения, группировок, сравнений. В ходе исследования осуществлялось изучение нормативно-правовых документов России, исследований ведущих ученых по аналогичной проблематике, а также применялись собственные разработки автора. Изучение показало положительную динамику развития инфраструктуры электронной торговли России в целом и ее распределительной системы в частности. В современной инфраструктуре электронной торговли России уже отмечается активное создание распределительных систем наиболее высокого уровня сервиса, что отражает хорошие перспективы дальнейшего развития электронной торговли. Последующее развитие инфраструктуры электронной торговли автор связывает с созданием распределительной системы открытого доступа со статусом «общественной». Также требуется создание государственного ресурса интегрированной информации с общедоступными сведениями об инфраструктуре и с наличием обратной связи с бизнесом. Кроме этого, необходим общественный ресурс электронного документооборота между государством и предпринимателями. Таким образом, дальнейшее развитие инфраструктуры электронной торговли России требует участия государственных структур в данном процессе.

Ключевые слова: государственное регулирование, инфраструктура открытого доступа, инфраструктура электронной торговли, распределительный провайдер, распределительная система, таможенно-логистический терминал, цифровая экономика, экосистема, электронная коммерция, электронная торговля.

BUILDING A DISTRIBUTION SYSTEM AS PART OF THE E-TRADE INFRASTRUCTURE IN RUSSIA

© 2020

Karastohuk Oksana Sergeevna, Ph.D (Economy), Associate Professor of the «Basic Department of Trade Policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny Lane 36, e-mail: [email protected]) Abstract. The article considers the e-Trade infrastructure and its key components, which are able to provide conditions for the rational development of digital trade in Russia. In the context of the infrastructure complex of e-Trade, the distribution system is highlighted and considered in detail. The methods of observation, grouping and comparison were used for the study. In the course of the study, the study of normative-legal documents of Russia, the research of leading scientists on similar issues, as well as the author's own developments were applied. The study showed positive dynamics of development of e-Trade infrastructure in Russia in General and its distribution system in particular. The modern infrastructure of e-Trade in Russia is already marked by the active creation of distribution systems of the highest level of service, which reflects good prospects for further development of e-Trade. The author connects further prospects of development of e- Trade infrastructure with the creation of an open access distribution system with the status of "public". It is also proposed to create a state resource of integrated information with publicly available information about the infrastructure and the availability of feedback. In addition, a public resource of electronic document circulation between the state and entrepreneurs is needed. Thus, the further development of e-Trade infrastructure requires the participation of government agencies in this process.

Keywords: government regulation, open access infrastructure, e-Trade infrastructure, distribution provider, distribution system, customs and logistics terminal, digital economy, ecosystem, e-commerce, e-trade.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях быстрого роста электронной торговли в развитых и развивающихся странах и ее выхода за пределы национальных границ, образования трансграничной электронной торговли, требуется особый комплекс отраслей общего пользования - инфраструктура, которая позволит обеспечивать беспрепятственную и экономически выгодную внутреннюю и внешнюю торговлю России на основе современных технологий.

Под инфраструктурой электронной торговли понимается совокупность отраслей общего пользования, которые обеспечивают деятельность участников электронной торговли.

Инфраструктура электронной торговли существенно отличается от инфраструктуры традиционной торговли и главная ее особенность - обеспечение равноправного доступа всем рыночным участникам к глобальному рынку, созданному в единой сети Интернет.

В существующих научных исследованиях работы, посвященные инфраструктуре электронной торговли имеют штучный характер.

Современные исследователи, в основном, изучают широкий спектр вопросов, связанных с текущими направлениями развития электронной торговли и ее отдельных инфраструктурных компонент. В основном, изучается развитие информационных ресурсов электронной коммерции, в т.ч. сайты, инструменты коммуникации и т.п. [1, 2]. И также значительное число работ посвящены исследованию цифровых технологий торговли, а именно: доступных программных и технических средств для осуществления электронных продаж [3, 4, 5].

Изучение публикаций по вопросу необходимого состава элементов инфраструктуры электронной торговли, обобщение имеющихся наработок ученых, позволили автору определить ее важнейшие составляющие, отраженные на рис. 1.

экономические науки

Каращук Оксана Сергеевна ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ...

Нормативно-правовое обеспечение (законы н подзаконные документе! Телекоммуникационная система (Интернет, мобильная связь и др.)

Информационные ресурсы (сайты, о азы данных, инструменты коммуникации и пр.) Электронная торговля распределительная система (склады, транспорт, логистика и др.)

Цифровые технологии торговли (программное обеспечение, цифровые платформы, облачные сервисы,элек- Государственное регулирование и

Снстема злектронной безопасно ели (субъектов, сделок и ресурсов, включая товары) Кадры электронной торговли

Рисунок 1 - Основные элементы инфраструктуры электронной торговли (Источник: составлено автором с

использованием научных публикаций [6, 7, 8, 9])

Важно отметить, что все элементы инфраструктуры электронной торговли должны быть связаны в целостном автоматизированном бизнес - процессе, т.е. должны представлять собой единую интегрированную систему (экосистему). Это условие имеет крайне важное значение, т.к. разрозненные элементы, не связанные между собой, не смогут обеспечить хороший результат.

Сейчас в России функционируют частные экосистемы электронной торговли зарубежного и отечественного происхождения, например, AliExpress, eBay, Ozon, Wildberries и др. Все элементы инфраструктуры таких экосистем связаны между собой, однако, на территории России не имеют современных средств по взаимодействию с государством.

Отсутствие в России необходимых современных элементов инфраструктуры электронной торговли предопределило необходимость проведения данного исследования и явилось основой актуальности работы. При осуществлении исследования основное внимание было уделено распределительной системе электронной торговли, т.к. она уже функционирует и нуждается в серьезном преобразовании вследствие ее несоответствия цифровой экономике, будучи построенной для обеспечения традиционной торговли.

В научных исследованиях отмечается, что в современной экономике роль субъекта деятельности на рынке определяет величина и качество его распределительных ресурсов. Появление электронной торговли переместило конкуренцию из сферы производства в сферу распределения. В условиях электронной торговли товары стали доступны вне зависимости от места нахождения продавца и покупателя, а результат деятельности зависят от масштабов распределительной системы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для проведения исследования использовались методы наблюдения, группировок и сравнений. Применение количественных методов затруднялось отсутствием в системе государственной статистики необходимых данных, отражающих показатели деятельности распределительных организаций России.

Исходной предпосылкой для обеспечения эффективной работы всех элементов инфраструктуры должна быть нормативно-правовая база электронной торговли. Комиссией ООН по праву и международной торговле в 1996 г. был разработан особый свод правил - типовой закон «Об электронной коммерции». Данный документ позволяет решить ключевые юридические проблемы обеспечения нормального функционирования электронной торговли использовании его норм в любом национальном законодательстве. В том числе в указанном типовом законе даны правила обеспечения юридической значимости договоров в электронной форме, признания электронной договорной документации и др. В России соответствующая законодательная база электронной торговли пока не сформирована, что накладывает существенные ограничения на развитие продаж в электронной сфере деятельности. Особенно препятствует развитию электронной торговли отсутствие законодательных норм, регламентирующих деятельность платежных систем в электронной среде, т.к. они обеспечивают не только оказание финансовых услуг, но и функционирование системы электронных денег. Федеральный закон №161-

ФЗ еще в 2011 г. ввел основы регулирования платёжных систем в нашей стране, однако не определил какие-либо нормы для электронной торговли [10]. Сложившаяся ситуация требует решения, т.к. без четкой, полной и понятной нормативно-правовой базы всестороннее развитие сферы электронной торговли затруднительно.

Дальнейшее развитие электронной торговли России должно основываться на формировании общедоступной информации об имеющихся возможностях; переориентироваться на использование ресурсов с высокой пропускную способностью; обеспечивать оптимизацию их размещения и интеграции с другими инфраструктурными компонентами на территории страны. Также необходимо развитие широкого спектра дополнительных услуг, включая почтовую и экстренную доставку, парковку и технический сервис автомобилей, обработку и переработку грузов, услуги для населения [11, 12, 13].

Для установления целевых ориентиров дальнейшего развития распределительной системы электронной торговли необходимо рассмотреть три наиболее известные мировые модели, отраженные в табл. 1.

Таблица 1 - Наиболее известные мировые модели распределительной системы электронной торговли

Модели Характеристика распределительных систем электронной торговли

1.Западно-европейская Возникла на основе инфраструктуры традиционной торговли крупных торговых и логистических компаний. Осуществляется тотальная регламентация деятельности субъектов и их сделок в сфере электронной торговли. Создаются выигрышные условия для крупных производителей и продавцов за счет ограничения конкуренции. Формируются конкурентные преимущества внутренней торговли за счет развитой сети почтоматов, которые охватывают практически всю территорию и обеспечивают экономию расходов на доставку. Осуществляется защита покупателей на основе цифровой подписи при осуществлении покупок и на основе обязательной регистрации продавцов сферы электронной торговли в государственном реестре

2.Американ-ская Появилась на основе инфраструктуры традиционной торговли, в результате чего осталась невостребованной для многих внутренних производителей товаров невысокого качества. Предусматривает практически полный отказ государства от вмешательства в сферу электронной коммерции. Обеспечивает полный мораторий по налогообложению сделок в области электронной торговли. Предусматривает функционирование распределительных компании со статусом «общего пользования», предоставляющих услуги всем желающим на общих условиях по общим ценам, регулируемым государством. Создает возможность дистанционного таможенного оформления грузов сразу после их отправки поставщиком, не дожидаясь поступления на таможенные склады, что минимизирует время на осуществление таможенных операций

3. Китайская Предполагает развитие электронной торговли в качестве инструмента продвижения товаров китайского производства на внешние рынки на основе построения распределительной инфраструктуры электронной торговли, в первую очередь - внутри страны. Подчиняет большинство распределительных видов деятельности государственному управлению. Максимально упрощает административные процедуры и снижает налоги для распределительных провайдеров. Обеспечивает интеграцию различных компаний, участвующих в товародвижении, в единую распределительную систему, с формированием внутри такого объединения особых условий деятельности, в первую очередь, за счет внутрисистемных скидок, которые достигают 70%

Источник: составлено автором с использованием научных публикаций [14]

Основным трендом в развитии современной мировой экономике является переход к открытости распределительных организаций для всех участников рынка. На современном рынке появились и укрепляются распределительные провайдеры, которые консолидируют ресур-

Karashchuk Oksana Sergeevna BUILDING A DISTRIBUTION ..

сы различных специализированных компаний, получая более низкие удельные расходы за счет укрупнения, в результате чего формируют широкое комплексное предложение рыночных продуктов и создают возможность устанавливать на него минимальные цены. Основные услуги таких распределительных провайдеров представлены транспортно-логистическими, а дополнительные услуги включают полный спектр всех других необходимых, включая складирование, экспедирование, учет, таможенное оформление, сортировку, маркировку, упаковку, консультирование и др.

В табл. 2 представлены уровни развития распределения, каждый из которых занимал ключевое положение на рынке России в определенное историческое время.

Таблица 2 - Характеристика функций участников товародвижения при различных уровнях сервиса в России

Уровень сервиса Состав участников Функции участников Примеры организаций

1-PL Склад, транспорт- ставщик (или по-купатель)товара Товародвижение обеспечивает саыпо-ставщик (покупатель) товар а,приобретая разрозненные логистические услуги на сторонен выполняя отдельные операции Малые предприятия-поставщики (покупатели) в отдаленных регионах России

2-PL Склад, транспорт- экспедиционная ставщик (или покупатель) товара Товародвижение обеспечивает саыпо-ставщик (покупатель) товара, кр оме функций транспортировки,экспедирования и складирования, которые выполняют организации, специализированные на таких опер ацнях Малые предприятия-поставщики (покупатели) в отдаленных регионах России, небольшие транпортно-экспедиционные предприятия соответствующих регионов

3-PL Логистические посредники (транспортно-э кспеднцн онные, складские, таможенные и др.), поставщик (или покупатель) това- Товародвижение по большинству операций обеспечивают разрозненные, специализированные на отдельных услугах логистические предприятия,в соответствии со своей специализацией,ко отдельные функции остаютсяза поставщиком (покупателем) т овар а Малы е пр едпр иятия -поставщики (покупатели), малые и средние предприятия по оказанию отдельных логистических услуг, в т.ч. складских и ДР-

4-PL Л о гнстический провайдер, поставщик (или покупатель) товар а Товародвижение на определеннойчасти пути движения товаров обеспечивает логистический провайдер, который привлекает всех необходимых подрядчиков, но отдельные функции остаютсяза поставщиком (покупателем) товара Средние логистические провайдеры полного цикла

5-PL Распределительный провайдер, поставщик {или покупатель) товара Товародвижение обеспечивает единый р а спр е делит ельный провайдер, котор ый управляет движением товаров по всей цепи поставкина основе цифровых тех-нологнйи которыйсо временем становится транснацнональнойкомпанией Отдельные предприятия транспорта и связи {«Почта России», чРЖД Логистика» и др.), федеральные стацнонарныер ознич-ныесети (к Магнат ■•1 кАшан» и др.), крупные маркетшейсы Скоп ГТ• идр.), крупные логистические проБайдеры (РМЬо^бИс и др.)

Источник: составлено автором с использованием научных публикаций [14, 15, 16, 17]

Следует отметить, что современная Западная Европа имеет в среднем уровень сервиса 4-PL, не является лидером в области инфраструктуры электронной торговли вследствие того, что построение товаропроводящей системы там было осуществлено как внутри европейской. США является мировым лидером по уровню сервиса 4-PL и 5-PL, в основном за счет преимуществ в сферах таможенного оформления, складирования и транспортировки. Китай также является лидером по уровню развития инфраструктуры электронной коммерции, обеспечивая самый большой рынок распределительного сервиса уровня 5-PL.

Участники инфраструктуры электронной торговли России предпринимают активные попытки своего развития, в т.ч. на основе современных цифровых технологий, и, в первую очередь, направляют усилия на расширение своей территориальной сети и ускорение сроков доставки. В то же время логистические операторы России слабо интегрированы друг с другом и имеют недостаточный уровень развития цифровых технологий обеспечения деятельности. При этом распределение в России, в т.ч. в электронной торговле, переориентируется на уровень провайдеров 4-PL и 5-PL. Специалисты прогнозируют в ближайшее время тотальную переориентацию в товародвижении электронной торговли на уровень распределительного сервиса 5-PL, при котором на территории России цепочка участников товародвижения будет выглядеть как «распределительный центр - пункт выдачи заказа», с наличием выставочных точек (шоурумов). Таким образом, в современных условиях построения цифровой экономики в России происходит масштабная переориентация на электронных распределительных провайдеров наиболее высокого уровня сервиса.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отдельные российские ученые, занимающиеся обоснованием моделей дальнейшего развития инфраструктуры электронной торговли, считают более выгодной для России американскую модель, на которую рекомендуют ориентироваться в будущем [14]. Но, по мнению автора, России следует формировать отечественную модель развития инфраструктуры электронной торговли в целом и распределительной системы в частности. В пользу такого вывода можно привести следующие аргументы.

1. Распределительная система электронной торговли России должна соответствовать моделям тех стран, с которыми происходит развитие трансграничной торговли. Учитывая, что в настоящее время электронная торговля в нашей стране - это в основном реализация импорта из Китая, в первую очередь целесообразно создание распределительной инфраструктуры вблизи государственной границы с Китаем, адаптированной к особенностям распределения в стране данного партнера. Но, в то же время, на территориях, приближенных к границам с европейскими государствами, распределительная система электронной торговли должна соответствовать особенностям этих стран. Важно также учитывать, что значительный объем поставок продукции осуществляется в Россию с территории стран, которые отстают в развитии своих инфраструктурных комплексов и имеют протяженную границу с Россией. В данном случае для России целесообразно использование отечественных форматов распределения и трансфер российских стандартов при построении распределительных систем этих стран.

2. Развитие инфраструктуры электронной торговли России должно происходить в условиях регулирующего влияния государства в данном процессе, т.к. большая территориальная протяженность нашей страны создает естественные экономические барьеры для создания эффективной распределительной системы только силами коммерческих субъектов деятельности. К тому же, для формирования высокотехнологичной инфраструктуры требуется взаимодействие участников слабо связанных друг с другом отраслей, что также требует единого центра координации. Основой для инфраструктурного развития должен быть государственный программный документ, определяющий позицию государства в отношении инфраструктуры электронной торговли. В данном документе, по примеру Китая, должна быть заложена стратегическая цель развития совокупного инфраструктурного комплекса электронной торговли страны, с учетом того, что он выступает средством для обеспечения развития важнейших сфер экономики.

Хорошим примером образования электронного распределительного провайдера с частной собственностью является холдинг Alibaba Group, который объединяет оптово-розничную интернет-компанию Alibaba.com, интернет-аукцион Taobao, платежную онлайн платформу Alipay, кинокомпанию Alibaba Pictures, международный интернет-магазин AliExpress. С 2016г. в рамках государственно-частного партнерства Alibaba Group осуществляет построение Всемирной электронной торговой платформы (EWTP) для поддержания выхода на между -народный рынок малого и среднего бизнеса своей страны, в рамках программы «Цифровой Шелковый Путь». Данная платформа предусматривает создание цифровых зон свободной торговли и обеспечивает участникам полный набор услуг по таможенному оформлению, оплате, обмену валют, складированию, логистике, страхованию и пр. А с 2018г. Alibaba Group,Mail.ru Group, «МегаФон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявили о начале совместного проекта AliExpress Russia, с целью создания общих ресурсов двух стран по обслуживанию малых предпринимателей, намеревающихся осуществлять внешнеэкономическую деятельность [18].

3. Также основное внимание следует уделить построению распределительной инфраструктуры электронной

экономические науки

Каращук Оксана Сергеевна ПОСТРОЕНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ...

торговли в отдаленных от центра регионах, так как наибольший рост продаж электронной торговли происходит на периферийных территориях, где проживают покупатели с невысокими доходами и недавно подключившиеся к Интернету, согласно данным консалтинговой компании «Data Insight». Хотя основные поступления выручки электронной торговли все еще обеспечивают Москва и Московская область, и Санкт-Петербург и Ленинградская область [19].

ВЫВОДЫ

В качестве цели развития распределительной инфраструктуры электронной торговли России предлагается определить поддержку отечественных производителей и продавцов, включая малых, по обеспечению сбыта товаров на внутреннем и внешних рынках. Для достижения указанной цели предлагаются следующие меры.

1. Целесообразно создание распределительной инфраструктуры электронной торговли открытого доступа со статусом «общественной», включающей 1) складские комплексы, 2) единый сервис доставки по всей цепи поставки, 3) пункты выдачи заказов (включая постоматы) во всех населенных пунктах страны. Это позволит вовлечь в электронную торговлю, включая внешнеэкономическую деятельность, малых производителей и продавцов товаров.

Для обеспечения такой материально-вещественной инфраструктуры могут создаваться государственные объекты за счет средств региональных бюджетов, а также могут использоваться уже имеющиеся объекты коммерческих организаций, которые будут наделяться статусом общественных. При этом важно, чтобы полученная общественная инфраструктура охватывала максимально полно различные населенные пункты на территории России.

Важную роль в создании распределительной общественной инфраструктуры могут обеспечить таможен-но-логистические терминалы, которые в настоящее время являются наиболее крупными и современными распределительными комплексами России, удовлетворяющими всем государственным требованиям [20]. Именно на базе этих терминалов можно развивать все другие важные логистические компоненты поддержки внешнеэкономической деятельности российских поставщиков.

2. Необходимо формирование единого общедоступного государственного ресурса интегрированной информации в электронном формате. Данный ресурс должен содержать сведения о наличии и дислокации объектов общественной инфраструктуры электронной торговли, номенклатуре предлагаемых услуг и ценах, наиболее экономичных маршрутах доставки товаров с учетом пунктов отправки и получения грузов. Также следует сформировать интерактивную обратную связь данного ресурса с пользователями, чтобы обеспечить эффективную работу ресурса в режиме реального времени. Это сделает понятным и прозрачным процесс использования общественной распределительной инфраструктуры всеми заинтересованными лицами.

Создание указанного информационного ресурса имеет определяющее значение для эффективности общественной инфраструктуры электронной торговли. Т.к. скорость движения грузов зависит от правильности выбранных маршрутов, а быстрота и масштабы вовлечения российских малых производителей и продавцов товаров также напрямую определяются простотой и понятностью процедур и возможностей пользования этой распределительной системой.

3. Требуется разработка общедоступного электронного ресурса документооборота между государственными структурами и предпринимателями, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности. Этот ресурс, в первую очередь, должен позволять оформить необходимые таможенные документы сразу после отгрузки товара поставщиком на экспорт, не дожидаясь его прибытия на таможенную границу._

Также данный ресурс в перспективе целесообразно объединить с другими электронными ресурсами, предназначенными для взаимодействия хозяйствующих субъектов с государственными регулирующими органами, включая сдачу налоговой отчетности, лицензирование и пр. Подобные меры обеспечат упрощение взаимодействия участников электронной торговли с государственными структурами различного подчинения.

4. Целесообразно снижение ставок отдельных налогов для российских малых и средних предприятий, осуществляющих продажу товаров на экспорт посредством электронной торговли. Также необходимо введение системы пониженных тарифов на распределительные услуги общественной инфраструктуры для малых и средних предприятий, продающих товары за рубеж. Такие меры позволят повысить конкурентоспособность отечественных товаров и предприятий за счет более привлекательных цен и позволят выйти на внешние рынки небольшим отечественным предпринимателям за счет благоприятных условий для их деятельности.

5. Крайне важно разработать и установить единые в стране правила ведения торговой деятельности при осуществлении электронной торговли, а также разработать и принять другие нормативно-правовые документы, которые будут регламентировать общие для всех стандарты в электронной сфере.

6. Необходимо приложить усилия по построению инфраструктуры электронной торговли российской модели в других странах, которые пока не имеют собственной системы. Особое внимание следует уделить бывшим государствам постсоветского пространства, имеющие с нашей страной общую границу, и с которыми Россия осуществляет активную торговлю в традиционном формате.

Как видим, предложенные мероприятия обеспечат целый ряд положительных эффектов от улучшения распределительной инфраструктуры электронной торговли, в соответствии с ключевой целью развития электронной торговли России, в т.ч.:

1) формирование единого информационного поля осуществления деятельности участниками электронных сделок;

2) интеграция отдельных звеньев распределения в единую товаропроводящую сеть электронной торговли страны;

3) укрупнение и рационализация размещения и управления распределительной системой;

4) вовлечение малых и средних производителей и продавцов товаров электронную торговлю;

5) установление общих правил ведения торговой деятельности в стране с применением электронных продаж;

6) увеличение эффекта и эффективности отрасли электронной торговли за счет роста масштабов деятельности, повышения скорости продаж, экономии расходов за счет объединения ресурсов и рационального управления товародвижением;

7) рост доходов бюджета за счет увеличения производства и продажи товаров отечественными товаропроизводителями, а также за счет налогов от услуг распределительной инфраструктуры как на территории России, так и за рубежом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Панкина Т.В. Современное состояние электронной торговли в России и за рубежом //Вопросы экономических наук. 2008. № 6 (33). С. 93-99.

2. Ivanov G.G., Efimovskaya L.A., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Shipilova S.S., Boykova A.V., Tyunik O.R. Perspective directions of trade development. Monograph /Ed. by G. Ivanov. Vienna, 2017.

3. Брагин Л.А., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах//Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-4 (86). С. 1188-1190.

4. Чеглов В.П. Технологии товародвижения в сетевых торговых организациях: проблемы и решения //Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 4. С. 98-110.

5. Алексина С.Б. Пути трансформации системы взаимоотношений поставщиков FMCG и розничных торговых сетей в России //

Karashehuk Oksana Sergeevna BUILDING A DISTRIBUTION ...

Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3425-3436.

6. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам №16 от 24 декабря 2018г.).

7. Исаева И.В. Инфраструктура систем электронной коммерции // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. № 12 (38). С. 7-14.

8. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др. — ВНИИГеосистем, 2017. — 28с.

9. Яшина Н.Г., Бобович А.П. Инфраструктура информационных технологий на предприятиях сервиса и торговли : монография / Москва : Русайнс, 2017. — 175 с.

10. Федеральный закон РФ «О национальной платежной системе» №161-ФЗ от 27 июня 2011 г. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_115625/

11. Добринский В.П. Алгоритм проведения программы государственного развития таможенно-логистической инфраструктуры // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 3А. С. 250-258.

12. Вартазарова А.Э. Организационно-методическое обеспечение создания логистических индустриальных парков транзитных территорий : на примере Воронежской области : автореферат дис. ... кандидата экономических наук. - Москва, 2018. - 26с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Леонова Ю.Г., Языков ДА. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 47.

14. Калужский М.Л. Электронная коммерция: маркетинговые сети и инфраструктура рынка: Монография / ОмГТУ. — Москва: Экономика, 2014. — 328с.

15. Михайлюк М.В. Трансформация и развитие логистики интернет-торговли в условиях многоканальной модели продаж : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2019. - 39с.

16. Мотовилов М.И. Методы оценки и повышения надежности транспортно-складских систем : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05. - Санкт-Петербург, 2008. - 19с.

17. Chibisov O.V., Chibisova E.I., Kazantseva S.Yu. Improvement of corporate opérations in inventory management // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 8. С. 29-41.

18. Маккавеев В.А., Абрамова Н.А. Электронный шёлковый путь // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2018. № 21. С. 20-24.

19. Проект «Стратегия развития торговли в РФ на период до 2025г.» - URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!proekt_strategiya_ razvitiya_elektronnoy_torgovli_v_rossiyskoy_federacii_na_period_ do_2025_goda

20. Письмо Министерства финансов Российской Федерации «Вопрос: О реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ» №03-10-11/50186 от 4 августа 2017 г. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST &n=170160#08109953639516452

Статья публикуется по результатам выполнения государственногоконтрактаМинистерствапромыш-ленности и торговли РФ «Экспертно-аналитическое и консультационное сопровождение разработки мероприятий по развитию электронной торговли в Российской Федерации» (шифр «Электронная торговля»), ГК№19401.9990090019.15.004 от 14.10.2019г.

Статья поступила в редакцию 19.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.