БД ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ СОПУТСТВУЮЩИХ ПОЛЕТУ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
БД ПО ОПТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ВНЕШНИХ ПОКРЫТИЙ
КОНСТРУКТОР МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОБЪЕКТА
XX
БД ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
БД ПО ПАРАМЕТРАМ АТМОСФЕРЫ (ПРОПУСКАНИЕ, ТУРБУЛЕНТНОСТЬ)
V
РАСЧЕТНЫЕ МОДУЛИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕОМЕТРИИ ОБЪЕКТА
7\
УГЛЫ ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТА, ПАРАМЕТРЫ ЕГО ТРАЕКТОРИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛОКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ
ВЕРИФИКАЦИЯ
ЛАЗЕРНО-J\ ЛОКАЦИОННЫЕ И ^ СИГНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПАРАМЕТРЫ ПРИЕМНО-ПЕРЕДАЮЩЕГО ТРАКТА ЛОКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
волны облучения, условия и параметры локации, режимы движения и закон изменения ракурса объекта, оперативно получить требуемый набор его лазерно-локационных и сигнальных характеристик.
При этом гибкие блочно-модульные структуры ИРС позволяют использовать их в качестве источника информации для генерации отражательных характеристик объектов, программируемого блока при имитационном моделировании функционирования оптико-электронных средств, унифицированного модуля в системах автоматизированного проектирования. Последние версии ИРС разработаны на Delphi 2006 в операционной системе Windows ХР.
В настоящее время автоматизированные ИРС верифицированы и обеспечивают проведение исследований по оценке эффективности современ-
ных и перспективных лазерных локационных средств.
Литература
1. Leader J.C. Analisis And Prediction of Laser Specie Roughsurface Mаterials // J. Opt. Soc. Am. 1979. Vol. 69. № 4.
2. Канивец В.Ю., Хмаров И.М., Храмичев А.А. Определение эффективной площади рассеяния летательных аппаратов в широком диапазоне длин волн лазерного излучения: сб. ст. ЦАГИ. М., 2002. Вып. 2657.
3. Mieremeta A.L., Schleijpena M.A., Pouchelleb P.N. Modeling the detection of optical sights using retro-reflection // Proc. of SPIE, 2007. Vol. 6950.
4. Мартин Дж. Вход в атмосферу. Введение в теорию и практику. М.: Мир, 1969.
5. Mahalanobis A., Kumar V., Nevel A.J. Three-dimensional correlation filters for orientation invariant recognition // Proc. of SPIE, 2001. Vol. 4379.
6. Al-Habash, Andrews M. New mathematical model for the intensity PDF of a laser beam propagating through turbulent media // Proc. SPIE, 1999. Vol. 3706.
УДК 004.7
ПОСТРОЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ
ОПЕРАТОРА СВЯЗИ
Ю.М. Лисецкий, к.т.н. (ДП «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА», Украина, г. Киев, [email protected])
Рассматривается построение оптической магистральной транспортной сети оператора связи. Сформулирован набор требований, приведены соответствующая им функциональная структура телекоммуникационных систем и последовательность задач, решаемых в ходе их интеграции. Описан опыт реализации проекта для оператора мобильной связи «Киевстар Дж.Эс.Эм.».
Ключевые слова: магистральная транспортная сеть, DWDM-система, телекоммуникационные системы, гетерогенная структура, унификация и стандартизация компонент.
Операторы связи, решая проблемы территориального покрытия, увеличения скорости передачи трафика и его качества, строят достаточно большое количество оптических магистральных сетей. Но из-за динамичного увеличения абонентской
базы, длительности разговоров, предоставления новых неголосовых услуг они постоянно сталкиваются с необходимостью уплотнения трафика. Наиболее эффективным средством решения данной задачи является внедрение современной усо-
вершенствованной технологии DWDM (Dense Wave Division Multiplexing), позволяющей многократно увеличить пропускную способность оптической кабельной инфраструктуры.
DWDM представляет собой современную технологию передачи и уплотнения в одном оптоволокне нескольких оптических сигналов с различными длинами волн. Оборудование DWDM позволяет по одному каналу передавать на десятках и даже сотнях длин волн трафик различных протоколов (IP, ATM, SONET, SDH, Ethernet) с разными скоростями (от 100 Мбит/с до 2,5 Гбит/с).
Рассмотрим проблему на примере ЗАО «Киев-стар Дж.Эс.Эм.», которое является крупнейшим оператором мобильной связи в Украине.
В 2006 году уровень проникновения услуг сотовой связи в Украине составил около 83 %, значительно увеличилась абонентская база. В ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.» наблюдался постоянный рост длительности разговоров, а число абонентов сети выросло на 30 %. Кроме того, произошли качественные изменения: абоненты стали гораздо активнее использовать неголосовые услуги, в частности, мобильный Интернет. Таким образом, нагрузка на сеть оператора существенно возросла. Назрела необходимость в обновлении магистральной оптической сети и переходе на новые технологии. Руководство компании приняло решение заменить технологию SDH (Synchronous Digital Hierarchy) на современную усовершенствованную технологию DWDM.
Цели внедрения DWDM-системы:
• повысить емкость магистральной сети компании до 320 Гбит/с;
• обеспечить возможность наращивания количества сервисов и услуг, предоставляемых абонентам;
• обслуживать на каждом участке сети разговоры до 4 млн абонентов одновременно;
• увеличить емкость магистральной сети без прерывания предоставляемых на ней сервисов;
• обеспечить полную прозрачность внедренной сети для существующего оборудования и технологий;
• обеспечить гибкость и простоту в управлении;
• значительно сократить операционные расходы оператора, связанные с обслуживанием сети.
Процесс выбора DWDM-системы длился почти 12 месяцев. За это время были рассмотрены и проанализированы системы, базирующиеся на аппаратно-программных решениях ведущих мировых производителей в области сетевых технологий: Nortel, Alcatel, Ericsson, Cisco, Marconi, Huawei, ECI. Исходя из критерия «функциональность-стоимость» была выбрана DWDM-система компании Cisco Systems, которая при создании своей DWDM-системы ориентировалась на оптимизацию операционных процессов пользователей
DWDM-систем и фокусировалась на создании городской и региональной автоматизированной системы нового поколения - SMART.
Проект стартовал в августе 2006 года, разработчиком и интегратором DWDM-системы стала компания «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА», имеющая опыт реализации проектов национального масштаба [1, 2]. К проведению анализа, определению конфигурации, дизайна и топологии будущей сети подключилась компания Cisco Systems. Использовалось специализированное ПО, разработанное DWDM-подразделением Cisco Systems. В него заносились исходные данные (протяженность оптоволоконной линии, коэффициент затухания оптоволокна) и рассчитывалась конфигурация компонент системы, затем формировались конфигурационные файлы, для дополнительной надежности проверяемые производителем оборудования, и делался окончательный вывод о работоспособности проектируемой системы. Полученные в результате таких расчетов файлы содержали четкие рекомендации относительно необходимых компонентов системы и их рабочих характеристик. В декабре того же года были окончательно сформированы спецификации необходимого оборудования и ПО для построения DWDM-системы. Это оборудование и ПО разместились на площадках оператора по всей территории Украины.
Всю сеть разделили на участки: Киев-Львов, Киев-Одесса, Киев-Харьков и т.д. Специалисты по монтажу и технике проводили на каждом из них монтаж оборудования и локальное тестирование, после чего осуществлялось общесетевое тестирование с использованием специального оборудования для генерирования трафика. Также с помощью тестов проводились проверка на ошибки, их анализ и устранение путем замены и переконфигурирования компонент системы и модулей.
В результате подготовлена полная документация проекта, включающая три типа документов:
1) LLD (Low Level Design) - содержит базовое описание принципов функционирования развернутой сети;
2) NIP (Network Implementation Plan) - включает в себя все конфигурационные настройки оборудования, описанного в LLD (основываясь на описанных в NIP-настройках, заказчик в любой момент сможет восстановить вышедшее из строя оборудование);
3) NRFU (Network Ready For Use) - описывает методику тестовых работ (тестирование узла и сети в целом).
Благодаря этому заказчик может убедиться, что устройства функционируют корректно, как определено в техническом задании.
В данном случае магистральная DWDM-сеть заказчика основана на мультисервисной транспортной платформе Cisco ONS 15454, основные преимущества которой:
• ROADM (Reconfigurable Optical Add/Drop Multiplexer) - гибкость матрицы трафика, полностью программно управляемое решение;
• Mesh/Multi-Ring - обеспечение расширения сети и исключения затрат на 3R-регенерацию;
• XPonder - конвергентное решение Layer2 Layer1 для оптимального транспорта Ethernet поверх DWDM;
• IPoverDWDM - управление оптическими каналами от внешних маршрутизаторов/коммутаторов Cisco и поддержка транспорта каналов третьих производителей;
• MSPP-on-a-Blade - функциональность 10G ADM-мультиплексора на одной карте с поддержкой транспорта Ethernet;
• гибкость сервисов - поддержка транспорта трафика SONET/SDH, Ethernet, SAN и Video за счет использования программно настраиваемых транс-пондерных карт (TXP/MXP/XP);
• СТР - оптимизация сети под заданный уровень гибкости, что обеспечивает оптимальное техническое решение для конкретной задачи;
• корреляция аварийных сообщений - упрощение управления и поиска неисправностей на уровне узлов и сети в целом;
• сквозная активация каналов - высокая скорость активации сервисов и снижение влияния человеческого фактора.
Построенная DWDM-сеть включает более 120 узлов и полностью охватывает территорию Украины. На 46 узлах используются перенастраиваемые оптические мультиплексоры ввода-вывода (ROADM), которые несут в себе полный функционал по вводу-выводу сигналов различных длин волн.
Частью проекта стало внедрение системы управления сетью DWDM, которая базируется на ПО Symantec Veritas High Availability. Это ПО контролирует два главных узла, осуществляя балансировку и определяя активность узлов в данный момент. При выходе из строя одного из узлов осуществляется программное переключение управления на резервный. Система управления Cisco Transport Manager (CTM) совместно с системой контроля сбоев Tivoli Netcool проводит мониторинг состояния сети. Сообщения о неисправностях поступают от сетевых устройств в СТМ, после чего с помощью интерфейса для распределенных приложений CORBA (Common Object Request Broker Architecture) они передаются в агент Probe for Cisco CTM. На этом уровне происходят нормализация полей сообщений о неисправностях и передача их в Netcool Object Server для консолидации и последующей обработки. В качестве операционной системы в решении используется Sun Solaris, а СУБД - Oracle.
Реализация проекта позволила повысить емкость магистральной сети компании, увеличив пропускную способность до 320 Гбит/с. Это обес-
печивает возможность наращивания количества сервисов, предоставляемых компанией своим клиентам. В частности, теперь на каждом участке сети можно обслуживать разговоры до 4 млн абонентов. Внедренная DWDM-система увеличивает емкость магистральной сети, не прерывая работающих сервисов, что стало определяющим фактором для мобильного оператора. Благодаря полной прозрачности внедренной магистральной сети для уже существующего оборудования, процесс интегрирования новой DWDM-системы с инфраструктурой оператора значительно упростился. Пропускная способность сети увеличилась в 8 раз, а заложенная при проектировании масштабируемость позволит сделать этот рост 64-кратным.
Технические особенности DWDM-сети обеспечили защиту трафика от сбоев, особенно при международных и междугородных вызовах. Помимо расширения возможностей магистральной сети, использованное решение позволяет значительно сократить операционные расходы оператора, связанные с обслуживанием внедренной сети. Это обусловлено гибкостью, простотой в управлении и однотипностью системных модулей платформы Cisco ONS 15454.
В результате успешного решения всего комплекса задач по интеграции возникающих в проектах такой сложности за 18 месяцев была построена магистральная DWDM-сеть общей протяженностью более 17 тыс. км.
В ходе реализации проекта построения DWDM-системы использован и дополнен накопленный опыт по формированию и обоснованию набора требований и соответствующей им функциональной структуры систем, последовательности задач, решаемых в ходе их интеграции, практического применения разработанного математического аппарата, при выборе компонент систем из представленного на рынке набора программных и аппаратных средств [3-5].
Технологии и подходы к решению задач, реализованные в этом проекте, также в значительной мере универсализированы, что дает возможность применять их при построении подобных интегрированных телекоммуникационных систем с гетерогенной структурой.
Литература
1. Лисецкий Ю.М., Бобров С.И., Бобров А.И. Национальная сеть беспроводного доступа в Интернет // УСиМ. 2007. № 5. С. 81-85.
2. Лисецкий Ю.М., Бобров А.И. Опыт построения корпоративного центра обработки данных национального масштаба // УСиМ. 2008. № 6. С. 82-88.
3. Лисецкий Ю.М. Реализация методики комплексной количественной оценки качества сложных систем в программном комплексе «Вердикт». М.: ЦВСИТ ИМВС РАН, 2005. 26 с.
4. Лисецкий Ю.М. Метод комплексной экспертной оценки для проектирования сложных технических систем // Математические машины и системы. 2006. № 2. С. 141-147.
5. Лисецкий Ю.М. Выбор сложных систем по критерию минимума среднего риска // УСиМ. 2007. № 3. С. 22-26.