УДК [629.12:681.3]:658.012.2(084.21)
И. Р. Ибрагимов
ПОСТРОЕНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАБОТ ВЕРФИ
Первые попытки использовать сетевые графики в судостроении следует отнести к середине 60-х гг. Сложная взаимосвязь различных работ при постройке судна в сжатые сроки уже не могла быть достаточно четко отражена в графиках подготовки и организации производства, создаваемых на линейной основе и в укрупненном виде.
Применение сетевых моделей, более полно отражающих технологию постройки судна и взаимосвязь различных работ, получило довольно широкое распространение. Первоначально создавались небольшие, в пределах 300 событий, графики. Результаты расчетов выдавались на перфоленте в виде перечня событий, сроков их свершения, с указанием резервов времени. Некоторое время эти данные использовались для контроля за ходом постройки судов.
Положительный результат экспериментов подтверждал возможность моделирования производственных процессов на судостроительном предприятии с помощью сетевых графиков. Прежде чем использовать такие графики для организации внутризаводского планирования, следовало решить задачи привязки нормативной информации, используемой при планировании и управлении, к работам, отображенным сетевым графиком. Поэтому дальнейшее совершенствование планирования с применением сетевых графиков привело к утверждению, что на практике понятия планово-учетной единицы (ПУЕ) (технологического комплекта) и работы в сетевом графике аналогичны. В результате вся нормативная информация: плановая трудоемкость, оптовая стоимость, номенклатура и количество расходуемых материалов и комплектующих изделий по планово-учетным единицам, сосредоточенная в технологической документации, оказалась «привязанной» к работам сетевого графика.
Открылась возможность доведения до исполнителей управляющих воздействий в виде планов на заданный период со всеми необходимыми реквизитами и данными. Модель производственного процесса превратилась, таким образом, в детерминированную сетевую модель с учетом ресурсных характеристик.
На начальном этапе возможности математического обеспечения не позволяли рассчитывать параметры больших сетей, график, как правило, разбивался по отдельным периодам постройки судна. График постройки серийных судов создавался на основе «Ведомости работ по технологическим комплектам». Попытки отразить в сетевом графике детализированные до уровня технологического комплекта работы по постройке судов приводили к созданию громоздких (на 20 тыс. событий и более) графиков. Такие графики становились необозримыми и плохо контролируемыми. Аппарат управления их почти не использовал, и они служили лишь средством сосредоточения информации [1].
До сих пор не увенчались успехом попытки создать сводный график из детализированных графиков постройки каждого судна. Не достигнуто топологическое единство укрупненных и детализированных сетевых графиков. До настоящего времени опыт использования сетевых графиков для целей технико-экономического планирования показывал, что такое единство труднодостижимо.
Созданные в последние годы информационные системы управления проектами предоставляют принципиальную возможность построения сетевого графика с возможностью «свертывания» и «развертывания» его элементов (работ), т. е. построение многоуровневой сетевой модели, обеспечивающей требуемое топологическое единство на различных уровнях. Таким образом, информация, сосредоточенная в проекте-графике, доступна и удобна для обозрения на любых организационных уровнях управления производством. Заметим, что применительно к судостроению понятия «сетевой график», «модель производственного процесса» и современное понятие «проект» практически идентичны. Под «проектом верфи» в дальнейшем понимается информационная модель, описывающая комплекс взаимосвязанных работ судостроительной верфи при строительстве или ремонте судна.
Построение иерархической структуры работ (ИСР) становится одной из важнейших задач планирования проекта верфи. ИСР устанавливает связи между планом проекта и потребностями заказчика, обычно представленными в виде функциональных спецификаций или описания работ. Уровень детализации проекта - основной и важнейший вопрос, возникающий перед менеджером проекта. Он оказывает непосредственное влияние на иерархическую структуру и кодировку работ. От правильного выбора детализации (разбиения) зависит эффективность всей системы управления проектом.
Для судостроительно-судоремонтного предприятия на практике существуют лишь два принципиально различающихся случая планирования, в зависимости от типа производства.
1. Основная масса судоремонтных работ. В этом случае техническая документация на стадии планирования либо отсутствует, либо имеется в ограниченном объеме. Процесс планирования происходит при наличии только контракта, с описанными основными и обеспечивающими видами подрядных работ, оговоренными заказчиком. В полном соответствии с рекомендациями за работы нижнего уровня в иерархии удобно принять именно эти работы. Благодаря их весьма ограниченному количеству в сравнении с судостроением создание ИСР здесь не вызывает серьезных затруднений, и в самой иерархии насчитывается не более 2-3-х уровней. Существует множество примеров удачного использования такой ИСР верфи зарубежными специалистами при диспетчеризации работ на отечественных предприятиях.
2. Строительство единичного или серийного судна нового проекта. На этом вопросе следует остановиться более подробно.
Непосредственное планирование работ и создание календарных графиков осуществляется на конечном этапе конструкторской подготовки про-
изводства, при готовых детальных технических спецификациях. Процессы разбиения строительства судна на отдельные этапы и операции для этого случая достаточно полно разработаны и применяются до настоящего времени при формировании «Ведомостей технологических комплектов верфи». Однако при разработке методик формирования ПУЕ по причинам, описанным выше, не ставилась задача использования технологических комплектов в автоматизированном сетевом моделировании, планировании и учете работ. Для этого существовали такие ПУЕ, как техэтапы, цехоэтапы и др.
При попытке использовать существующую систему кодов при построении иерархической структуры работ верфи в системе управления проектом обнаруживается ряд существенных недостатков, исключающих, во-первых, возможность автоматизированного разбиения работ по цехам или видам производств, а во-вторых, возможность компактного представления всей структуры проекта для руководителей более высокого уровня. В то же время в коде присутствует порядковый номер комплекта по ведомости, который не используется информационной системой.
Задача построения многоуровневой сетевой модели работ верфи на основе технологических комплектов в качестве ПУЕ низшего уровня требует изменения структуры кода, обозначения техкомплекта и в конечном счете самого понятия «техкомплект» в современной его интерпретации.
Существует множество принципов построения ИСР для системы управления проектом: конструктивный, технологический, географический и т. д., однако на практике выяснилось, что структура разбивки судостроительного проекта должна сочетать разделение:
- на компоненты продукции проекта;
- на функциональные элементы деятельности;
- на этапы жизненного цикла проекта;
- на элементы организационной структуры.
Часть этих компонентов присутствует в структуре кода техкомплек-тов верфи. Вышеобозначенным компонентам соответствуют:
- строительные районы, блоки, секции, детали;
- код работы;
- технологический этап, платежный этап.
Элементы организационной структуры отсутствуют.
Очевидно, что для оптимального использования возможностей информационной системы управления проектом в судостроении необходимо изменение структуры кода техкомплекта верфи. Однако следует учитывать при этом проявление человеческого фактора, а именно многолетнюю практику работы всех сотрудников плановых и диспетчерских служб предприятия с существующей системой кодов.
При минимальном вмешательстве в обозначения и размер компонентов кода необходимо внести дополнительные уровни иерархии и удалить неиспользуемые компоненты.
В качестве одного из вариантов можно предложить следующую структуру кода ПУЕ:
1) номер проекта - 5 знаков;
2) номер цеха - 2 знака. Водится дополнительный уровень;
3) конструктивная часть - 9 знаков;
4) технологическая часть - 10 знаков вместо 13. Удаляется порядковый номер по ведомости.
Код планово-учетной единицы верфи принимает следующий вид:
1 2 3 4
ХХХХХ . XX . ххх-хх-ххх . хх-ххх-ххх
Конструктивная часть по-прежнему содержит:
- конструктивную группу - 3 знака;
- номер строительного района - 2 знака;
- номер чертежа в группе - 3 знака;
Технологическая часть сокращена:
- номер технологического этапа - 2 знака;
- номер платежного этапа - 3 знака;
- кодировка операции (работы) - 3 знака.
Точками отделяются уровни иерархии. Количество знаков компонента кода определяет максимальное количество возможных значений (3 знака соответствует 999 возможным значениям).
Как видно из схемы, ИСР в данном случае имеет 4 уровня. Информационная система позволяет при необходимости, заменяя знак «-» на « . », вводить дополнительные уровни иерархии для получения сводных данных по любому из компонентов. Это позволит, например, автоматизированно определить трудоемкость и стоимость работ судокорпусного цеха на втором технологическом этапе или количество необходимой конструкционной стали на все работы на определенном платежном этапе и т. д., т. е. получать весьма ценную информацию для процесса подготовки производства. Кроме того, возможно объединение данных по судам разных проектов и даже по разным предприятиям в единую сетевую модель для оценки ресурсной реализуемости различных проектов верфи с учетом всех доступных (например, трудовых) ресурсов города, области и т. д.
Определенное влияние оказывает детализация работ на удобство и точность процесса учета выработки, и здесь есть свои особенности.
Существуют два основных метода контроля фактического выполнения: простой контроль и детальный контроль.
Метод простого контроля учитывает только две степени завершенности задачи: 0 % и 100 %. Другими словами, считается, что работа выполнена только тогда, кода достигнут ее конечный результат.
Метод детального контроля предусматривает выполнение оценок промежуточных состояний выполнения задачи. Отметим, что точное представление о состоянии выполняемых задач проекта метод детального контроля дает только в том случае, если оценки завершенности задач делаются корректно. В большинстве же случаев применение метода «0-100» в сочетании с достаточной степенью детализации задач дает приемлемые результаты [2].
В настоящее время средством сбора информации о продвижении работ на судостроительных предприятиях являются заполненные фактическими данными и возвращенные наряды на выполнение работ или ежемесячные акты на закрытие техкомплектов цехов. Метод детального контроля при этом реализуется на столь низком качественном уровне, что возникает вопрос о целесообразности его использования.
В случае перехода на метод простого контроля необходимо определенным образом ограничить объем и длительность техкомплекта, в частности: трудоемкость техкомплекта задать не менее дневной выработки одного рабочего - 8 н/ч (в противном случае трудозатраты на планирование и учет (диспетчеризацию) превысят затраты на саму работу), а также не более Х*8*22 = 166Х н/ч - выработки 1-й бригады в месяц. (Например 1 5002 000 н/ч, если речь идет о корпусном цехе и бригада состоит из 7-10 работников). В противном случае техкомплект необходимо разбивать на несколько бригад, либо его длительность превысит отчетный период.
Плановая длительность работ при таких условиях будет лежать в пределах от 1-го дня до месяца, т. е. будет находиться в пределах 1-го технологического этапа и отчетного периода.
Принятие этих мер позволит избежать излишней детализации работ, распространенной в настоящее время и обеспечит достаточную точность и своевременность отчетов.
Исходя из всего вышесказанного видно, что используемая структура ПУЕ - отражение общей системы организации планирования и диспетчеризации работ на предприятии. Грамотно построенная структура работ при планировании свидетельствует, как минимум, о высоком качестве технологической подготовки производства. Использование грамотно построенной ИСР в информационной системе позволяет на порядок повысить удобство и оперативность работы плановых отделов предприятия.
На основе современной науки об управлении проектами определены основные требования к структуризации проектов верфи. Предложена усовершенствованная структура кода техкомплектов верфи для их использования в качестве планово-учетных единиц нижнего уровня в сетевой модели работ верфи. Заданы ограничения для трудоемкости и длительности техкомплектов, необходимые для повышения качества планирования и учета работ верфи.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Ходорковский Л. М. Методы информационного отображения процессов производства и управления на судостроительном предприятии. - Л.: Судостроение, 1981.
2. Полковников А. В. Календарное планирование и управление проектами. -A-Project Technologies, 1999.