КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378.1
С. В. Слинкин
ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ВУЗА КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
В статье представлена модель развития педагогического вуза как территориального культурно-образовательного центра. В разработке и реализации стратегии развития вуза выделяются этапы диагностики, целеполагания, планирования, функционирования и мониторинга; раскрываются задачи и содержание каждого этапа.
Ключевые слова: модель развития вуза, территориальный культурно-образовательный центр, стратегия развития педагогического вуза, стратегическая диагностика, стратегическое целеполагание, стратегическое планирование, самообучающийся вуз.
Abstract - The paper presents a model of development of teacher training high school as a territorial socio-educational centre. The paper covers the following stages of development: diagnostics, aim statement, planning, functioning and monitoring; tasks and content of each stage being also described.
Index terms: model of development of higher school, territorial, socio-educati-onal centre, strategy of development of pedagogical university, strategic diagnostics, aim statement, strategic planning, self-educational higher school.
В ответ на ускоряющуюся динамику экономического развития, изменения социально-культурной ситуации в обществе и в соответствии с модернизацией системы образования, национальным проектом «Образование» подавляющее большинство российских вузов разрабатывают и реализуют инновационные программы. Поиски высшей школы привели к появлению многообразных моделей развития вузов по типу и качеству продукта деятельности (продуктный подход), по типу организации структуры, культуры, методов управления (организационный подход), а также одновременно по данным двум параметрам (продуктно-организационный подход). Многие российские вузы пришли к осознанию своей миссии, выстроили или выстраивают собственную стратегию развития, проводят институциональные изменения, осуществляют взаимодействие
с обществом на новых принципах, позволяющих перейти к инновационным видам деятельности [14].
При определении стратегии развития любого вуза нельзя не учитывать конкретные социально-экономические и социокультурные факторы его образовательной деятельности, территориальные и региональные особенности.
В Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева (ТГПИ) была выбрана модель педагогического вуза как территориального культурно-образовательного центра. В обосновании концептуальных положений, разработке и реализации модели можно выделить следующие этапы: диагностический, целеполагания, планирования, функционирования и мониторинга. В совокупности названные этапы и определяют стратегию развития вуза [3, 8].
Ориентирами деятельности вуза могут быть идеалы (то, к чему следует стремится), цели (общие ориентиры деятельности, достижение которых запланировано в полном объеме на ближайшее будущее) и задачи -количественно измеряемые ориентиры, определяющие форму и время выполнения определенных действий. Формирование стратегии развития начинается с описания существующего образа вуза (реального состояния). Затем создается образ желаемого будущего учебного заведения, выявляется разрыв между желаемым и реальностью, определяются пути и ресурсы преодоления этого разрыва.
Основные задачи стратегической диагностики заключаются в расширенном и многоаспектном анализе всех направлений деятельности учреждения, анализе внешних условий и факторов, влияющих на образовательную деятельность, изучении рынка образовательных услуг и рынка труда, оценке положения вуза на данных рынках, изучении опыта зарубежной и российской высшей школы по разработке стратегий и моделей развития и др.
В соответствии с поставленными задачами наиболее детально был изучен опыт вузов, развивающихся как интеграционные центры на региональном уровне [1, 2, 6, 11]. Региональная интеграция образования и формирование на этой основе единой федеральной системы образования, способной учитывать и реализовывать совокупность образовательных потребностей и интересов обучающихся, органически сочетать их с интересами и потребностями общества, экономики и государства, является в настоящее время одной из важнейших тенденций развития отечественного образования. Региональные системы образования становятся основой для разработки оптимальной стратегии развития всего российского образования, обеспечивающей не столько его выживание, сколько устойчивое развитие и превращение в фактор действительно свободного самоопределения каждой личности, социально-экономического процветания страны в целом [7, 13, 14].
Комплексный анализ потребовал использования соответствующих методов исследования: маркетинга рынка образовательных услуг и рынка труда города и региона, сканирования среды, ситуационного анализа деятельности вуза, SWOT-анализа сильных и слабых сторон, благоприятных факторов и возможных угроз как для деятельности вуза, так и для окружающей среды, экспертной оценки, сравнительного анализа деятельности вуза в контексте российских и мировых тенденций, сценарного планирования и моделирования, определения организационного профиля вуза и др. Результатом проведенного анализа стало четкое позиционирование вуза, которое позволило перейти на этап стратегического целеполагания.
Содержание этапа стратегического целеполагания заключалось в обосновании ведущей идеи, политики в основных направлениях деятельности, стратегических целей и задач развития, разработке миссии и определении главных приоритетов развития вуза.
Ведущей была избрана идея «самообучающегося вуза» [5, 10]. В теории организации под «самообучающейся организацией» понимается эффективная форма развития компании в нестабильной среде. Уместно уточнить различия между просто «организацией» и «самообучающейся организацией». Организация - это адаптированная к своему окружению социальная система, имеющая известные границы, внутреннюю структуру, определенные «правила игры» и стремящаяся их сохранить при любых внешних и внутренних воздействиях. Самообучающаяся организация - организация, сознательно меняющая свои «границы» и перестраивающая свою функциональную структуру для более полной реализации возможностей. Одной из отличительных черт самообучающейся организации является научение сотрудников умению обучаться, привитие им желания обучаться, причем не только в своей профессиональной области, но и в сфере соучастия в формировании будущего своей организации. В подобной организации каждый сотрудник не только придерживается определенных ценностей и применяет общие правила игры (правила принятия и реализации решений), но и обладает способностью пересматривать эти ценности и правила в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды. В последнее время идея «самообучающейся организации» находит достаточно успешное воплощение в образовательных учреждениях.
В соответствии с определением самообучающейся организации под «самообучающимся вузом» мы понимаем инновационный вуз, в котором сознательно формируется новая корпоративная культура (организационная, управленческая, кадровая, деятельностная, финансовая и пр.), способствующая более полной реализации его миссии и целей на основе адаптивно-продуктивной деятельности.
Деятельность самобучающегося вуза в нашем понимании включает в себя:
• индивидуальное мастерство - формирование и поддержку стремления сотрудников вуза к постоянному повышению своей квалификации, творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению поставленных перед собой целей;
• динамические стереотипы - проведение постоянного анализа, переосмысления, уточнения ситуации внутри вуза и вне его, стремление к адекватному пониманию и повышению реальности восприятия социально-экономической ситуации и ее влияния на принятие решений и деятельность вуза;
• общее видение - целенаправленное формирование разделяемого всеми сотрудниками вуза образа его будущего, перспектив развития. Достижение перспективы возможно при условии, если сотрудники вуза будут преданы данной идее, потому что она является и их личной целью.
• командную деятельность - организацию деятельности (образовательного процесса в том числе) через относительно автономные самоуправляемые коллективы (сообщества, команды), способные оперативно и продуктивно решать стоящие перед ними задачи [4];
• модерацию - создание системы поддержки реализации целей и задач: обеспечение условий, способствующих раскрытию потенциальных возможностей и самореализации каждого сотрудника, поощряющих их инициативу, творчество и стремление к постоянному профессиональному росту; организацию командной деятельности и интерактивного общения, благодаря чему деятельность вуза становится более целенаправленной, структурированной и продуктивной [9];
• системное мышление - формирование стиля поведения и профессиональной деятельности, позволяющих воспринимать проблемы в целом, без разложения на фрагменты и структурирования; обучение тому, как быстро реагировать на изменения, происходящие в социокультурном пространстве, и производить перемены во всех направлениях деятельности вуза; пониманию, как действия коллектива и вуза влияют на них самих и на окружающее социокультурное пространство;
• корпоративность - сознательное формирование внутривузовской культуры, внутривузовского «духа», основанных на общих идеологии, традициях, ценностях и целях [12].
На основании идеи «самообучающегося вуза» на этапе стратегического целеполагания определялись миссия, политика, цели и задачи приоритетных направлений деятельности вуза. При этом учитывались исторические особенности территории, на которой расположен институт; стиль взаимодействия субъектов образовательной деятельности; состояние внешней
по отношению к вузу среды; наличие ресурсов, необходимых для достижения стоящих перед вузом целей; специфические особенности вуза.
Миссия ТГПИ им. Д. И. Менделеева - подготовка квалифицированных специалистов для социальной сферы города и региона (в первую очередь, учителей), обладающих инновационным мышлением и мировоззрением и способных обеспечить позитивные изменения в своей профессиональной деятельности.
Ценностно-целевое предназначение вуза выражается через
• сохранение идеалов, духовных ценностей, традиций и нравственных норм отечества и малой родины, подготовкой современных специалистов нового типа с гражданской позицией, морально-нравственными качествами;
• создание системы непрерывного инновационного педагогического образования в регионе, соответствующей направлению и динамике развития российской системы образования в целом и социально-экономическому развитию региона в частности;
• создание и поддержание высокого качества образовательного пространства города и региона, обеспечивающего подготовку специалистов высокого профессионального уровня;
• опережающий характер подготовки специалистов на основе интеграции образовательной и научной деятельности, обеспечение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и образовательных услуг.
Политика института определялась относительно таких областей, как образовательная деятельность, научные исследования, социальная и вне-учебная работа, стратегическое партнерство, управление, международная деятельность и др. Основными направлениями политики ТГПИ как территориального культурно-образовательного центра стали следующие:
• развитие партнерских отношений и интеграция вуза с учреждениями образования, культуры, науки, спорта, производственными предприятиями, предприятиями бизнеса и др. с целью подготовки квалифицированных специалистов;
• создание эффективного территориального комплекса непрерывного педагогического образования, единого научного, культурно-образовательного, информационного пространства, играющего ключевую роль в обновлении регионального сообщества;
• подготовка кадров высшей квалификации в области педагогической и социально-культурной деятельности, повышение культурного уровня населения региона, дальнейшее развитие просветительской деятельности, способствующих реализации областной целевой программы по созданию туристического центра Западной Сибири на базе историко-культурного наследия Тобольска.
Модель культурно-образовательного центра с неизбежностью включила структуры внутренней (института) и внешней (социокультурного пространства) сфер, а также различные совместные, координационные структуры. В культурно-образовательный центр входят не только образовательные заведения различного направления и уровня, органы управления образованием, но и учреждения культуры, спорта, бизнес-сообщество, а также институты власти, гражданские институты и др.
Трансформация организационной структуры потребовала аналогичной модификации управления и взаимосвязи всех субъектов культурнообразовательного центра. Взаимосвязи субъектов различны: горизонтальные и вертикальные, институциональные, сетевые и гражданские, оперативные, тактические и стратегические. Для обеспечения согласованной работы на уровне территориального культурно-образовательного центра необходимы координирующие структуры. В нашем случае таковыми являются Ассоциация поддержки педагогического образования, объединяющая практически все профессиональные педагогические учебные заведения Тюменской области (АПОТТО); Совет руководителей профессиональных образовательных учреждений города и другие территориальные советы (научно-методический, по научной деятельности, по физической культуре и спорту и др.); территориальные центры (научно-образовательный, тестирования, информационный, экспертно-аналитический и пр.).
Кроме создания совместных структур, в качестве основных форм сотрудничества и взаимодействия были избраны совместное использование ресурсов, проведение разнообразных образовательных, научно-технических, культурно-массовых мероприятий, выполнение совместных проектов и программ, повышение квалификации кадров и пр. Как форму взаимодействия особо следует отметить создание временных структур -творческих коллективов (команд), объединяющих кадровые ресурсы для продуктивного выполнения различных задач как вуза, так и социокультурного пространства. Главное, что отличает взаимосвязи субъектов и формы их сотрудничества - гибкость и способность обеспечить реализацию задач, решаемых культурно-образовательным центром.
В деятельности территориального культурно-образовательного центра наиболее значимым является культурно-духовный компонент, характеризующий уровень культуры и образованности субъектов социальнокультурного пространства, обеспечивающий сохранение и следование устоявшимся традициям, духовным ценностям, позволяющий удовлетворить культурные потребности субъектов территории. Элементами культурно-духовного компонента являются учреждения культуры (Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Центральная библиотека, Тобольский драматический театр, Тобольский государ-
ственный архив, национальные центры культуры и др.), образования (школы, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования и пр.), религии (Тобольско-Тюменская епархия, Тобольская духовная семинария и др.), различные артефакты культуры, культурная и духовная жизнь людей и др. Культурно-духовному компоненту, по нашему убеждению, принадлежит главенствующая роль в построении и сохранении целостности всего территориального социально-культурного пространства. Квинтэссенцией данного компонента являются культурно-духовные ценности.
Ценностные основания в педагогической системе (прежде всего, в педагогическом вузе, занимающемся подготовкой учителя) транслируются в специфические, собственно педагогические категории, явления, процессы, технологии. Мы выделяем ценности, транслируемые через содержание образования; через организацию образовательного процесса; транслируемые учителем; рождаемые событийной общностью субъектов образовательного пространства. Среди этих «этажей» трансляции ценностей центральное место должно быть отведено учителю, от личности и ценностного сознания которого зависит успешность или неспешность жизни и состояния духа культуры в целом, территориального социокультурного пространства и образования как его части.
Предлагаемая нами модель должна обладать рядом свойств, которые одновременно являются и тактическими целями ее реализации. К основным свойствам-целям модели относятся:
• осмосиативность (взаимопроникновение) - постепенное взаимопроникновение структур, расположенных на территории и реализующих преемственно связанные образовательные программы разных уровней; наличие личностно-ориентированной образовательной сети, дающей различные возможности получения образования и обучения;
• гармоничность - высокая степень согласованности деятельности образовательного учреждения с требованиями внешней среды, открытость социуму, что предполагает усиление общественного характера управления, возрастание роли различных общественных структур в определении стратегии культурно-образовательного центра и в оценке качества его деятельности (государственно-общественное управление); «включенность» образования в решение важных социально-экономических проблем малого города;
• когерентность - способ соединения и взаимодействия структурных компонентов модели, при котором происходит синхронизация темпов их функционирования и развития. Это свойство заложено в модели через различные виды взаимосвязей: горизонтальные и вертикальные, институциональные, сетевые и гражданские, оперативные, тактические и стратегические, о которых шла речь выше;
• прогностичность - ориентированность системы на перспективные потребности и запросы как в материальной, так и духовной сферах общественного развития территории;
• функциональность - реализация совокупности направленных на устойчивое развитие территории функций культурно-образовательного центра: обучающей, воспитательной, развивающей, организующей, координирующей, социальной, культурной, духовной, научно-исследовательской и др.;
• адаптивность - гибкая организация образовательного процесса, позволяющая активно приспосабливаться к динамике социума и соотносить деятельность входящих в него структур. В соответствии с запросами рынка и потребностями субъектов образования постоянно пересматривается спектр образовательных услуг;
• продуктивность - способность системы к производительной, плодотворной жизнедеятельности. Продуктивность непосредственно связана с адаптивностью: чем быстрее происходит адаптация образовательной системы к внешним и внутренним условиям, тем более продуктивной является образовательная деятельность в целом.
Для того чтобы обеспечивать поступательное развитие вуза как культурно-образовательного центра, необходимы соответствующие механизмы. В зависимости от конкретных условий деятельности таковыми являются: самоорганизация системы; рынок; наличие спроса со стороны потребителей рынка образовательных услуг; бюджетное финансирование и государственные гарантии; координация деятельности образовательных, культурных, научных и иных учреждений; усиление кооперационных связей между субъектами, образующими систему; высокая информационная прозрачность и др.
Характеристика процессуальной стороны деятельности педагогического института как культурно-образовательного комплекса предполагает проектирование
• нормативной базы образовательного процесса (нормативно-правовые документы, обеспечивающие функционирование педагогического вуза как культурно-образовательного комплекса);
• инновационных образовательных программ (комплексных, целевых и др.);
• материально-технического обеспечения деятельности и др.
На этапе стратегического планирования проводилась разработка программ и проектов, обеспечивающих достижение целей и реализацию миссии вуза. В качестве приоритетных были определены задачи, направленные на создание эффективного территориального комплекса непрерывного педагогического образования, единого научного, культурно-образовательного и информационного пространства:
• диверсификация и оптимизация структуры подготовки специалистов, совершенствование основных реализуемых образовательных программ на основе компетентностей специалистов и в соответствии с современными требованиями к качеству профессионального образования, социально-экономическими и региональными условиями;
• разработка и внедрение системы активных образовательных технологий, в том числе информационных, дистанционного обучения, использование отечественных и мировых информационных ресурсов;
• развитие форм и содержания послевузовского образования, направленных на фундаментализацию и коммерционализацию научных исследований, разработку и внедрение эффективной инфраструктуры инновационной и научной деятельности, обеспечивающих дальнейшую интеграцию образования и науки, мотивацию инновационной деятельности, привлечение талантливой молодежи;
• разработка программ и технологий переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с модернизацией образования и учетом специфики и перспектив развития региона;
• формирование системы дополнительного образования, способствующей личностному росту учащихся и студентов, удовлетворению запросов населения города и региона;
• совершенствование системы воспитательной работы в институте в целях формирования духовности, гражданственности, профессионализма и способности студентов адаптироваться к динамичным социальным условиям;
• создание комплексной системы современного информационного, методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
• разработка и внедрение эффективного менеджмента вуза, в первую очередь систем менеджмента качества образования, развития персонала, проектно-целевых методов управления ресурсами и интеллектуальными активами на основе мониторинга внешней и внутренней среды;
• развитие партнерских отношений и интеграция вуза с учреждениями образования, культуры, науки, спорта, производственными предприятиями, бизнесом и др. с целью подготовки квалифицированных специалистов.
Основные задачи и приоритеты деятельности вуза воплотились в Комплексной программе развития вуза до 2012 г., инновационной образовательной программе «Педагогический вуз как территориальный культурно-образовательный центр», которые отражают основные направления, систему целей и задач, а также сроки их достижения и перечень необходимых ресурсов. Указанные программы дополняются целе-
выми программами, определяющими развитие основных направлений деятельности института («Воспитание личности учителя», «Информатизация вуза», «Социальное партнерство и интеграция», «Развитие научного потенциала вуза» и др.), и программами развития структурных подразделений вуза.
На этапе функционирования и мониторинга происходит реализация всех намеченных ориентиров деятельности вуза, определение и обоснование параметров, критериев, показателей и индикаторов эффективности осуществления планов развития. Постоянный мониторинг процесса реализации стратегии развития по ключевым показателям позволяет вносить коррективы в стратегический план деятельности ТГПИ, уточнять и пересматривать поставленные цели.
В качестве основных, репрезентирующих эффективность реализуемой модели развития вуза использовались следующие критерии:
• образовательный: отражает организацию образовательной деятельности, ее результативность, внешнюю оценку результатов образовательной деятельности, результаты государственной аттестации выпускников и пр.;
• личностный: характеризует социальную зрелость, социально-педагогическую компетентность, личностный рост субъектов образовательного процесса и др.;
• социальный: показывает уровень социальности субъектов культурно-образовательного центра, характер их стратегического взаимодействия и партнерства, востребованность педагогической профессии и выпускников в регионе и др.
Рамки статьи не позволяют детально рассмотреть подробно указанные критерии. Но в качестве примера, демонстрирующего эффективность разработанной модели, приведем показатели модификации деятельности ТГПИ им. Д. И. Менделеева за последние годы (таблица).
Изменения основных показателей деятельности ТГПИ им. Д. И. Менделеева (2003-2008 гг.)
Показатели 2003 г. 2008 г.
1 2 3
Контингент очной формы обучения, чел. 3173 3610
Доля профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и учеными званиями: доктора наук и/или профессора, % 8 12
кандидаты наук и/ или доценты, % 55 64
Число реализуемых основных образовательных программ 17 48
Книжный фонд, тыс. экз. 265 349
Окончание таблицы
1 2 3
Количество единиц компьютерной техники 302 601
Число компьютерных классов 12 26
Количество терминалов с доступом к сети Интернет 203 521
Число специальностей в аспирантуре 12 20
Объем финансирования научных исследований, тыс. р. 1590 10115
Финансирование научных исследований на единицу научно-педагогического персонала, тыс. р. 8,1 15,2
Число изданных монографий в год 8 15
Число изданных учебников и учебных пособий в год 36 59
Положительная динамика основных показателей деятельности ТГПИ за последние пять лет подтверждает эффективность предлагаемой модели развития вуза.
Литература
1. Булатов В., Голдин В. Научно-образовательный центр Европейского Севера // Высш. образование в России. 2002. № 5. С. 9-18.
2. Дятченко Л. Университет XXI века // Высш. образование в России. 2005. № 6. С. 21-32.
3. Егоршин А., Горбунова Е. Концепция стратегического управления вузом // Высш. образование в России. 2007. № 10. С. 31-39.
4. Зенкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.
5. Игнатьева Г. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагогов // Высш. образование в России. № 9. 2005. С. 56-60.
6. Кузовлев В. Университетский комплекс на Елецкой земле // Высш. образование в России. № 6. 2004. С. 39-52.
7. Кузнецов В. Ф. Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тольятти, 2007. 44 с.
8. Минцбер Г., Куини Дж. и др. Стратегический процесс: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. С. 74-136.
9. Петров А. В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. СПб.: Речь, 2005. 80 с.
10. Пушных В. «Обучающаяся организация» и университет // Высш. образование в России. 2005. № 9. С. 118-127.
11. Стронгин Р., Максимов Г., Грудзинский А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высш. образование в России. 2006. № 1. С. 15-25.
12. Тюнников Ю., Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза // Высш. образование в России. 2005. № 10. С. 69-79.
13. Университет в социально-культурном пространстве региона // Высш. образование в России. 2004. № 12. С. 73-75.
14. Управление в высшей школе: опыт, тенденции и перспективы развития: аналит. доклад. М.: Логос, 2005. 540 с.