Научная статья на тему 'Построение эффективной системы защиты прав граждан как основная задача судебной реформы в России'

Построение эффективной системы защиты прав граждан как основная задача судебной реформы в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1863
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUDICIAL SYSTEM / JUSTICE / LEGAL PROCEEDINGS TYPES / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL AND CHARTER COURTS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОСУДИЕ / ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА / ПРАВА И СВОБОДЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пантелеев Вадим Юрьевич, Смородина Ольга Сергеевна

Наиболее продуктивным внутригосударственным средством защиты нарушенных прав граждан является их судебная защита, реализуемая в Российской Федерации посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В связи с этим в статье рассматриваются некоторые вопросы построения эффективной системы защиты прав граждан в качестве одного из направлений судебной реформы, проводимой в Российской Федерации. На основе анализа судебной статистики делается вывод, что конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля является действенной возможностью защиты гражданами своих конституционных прав и свобод. Подчеркивается значимость Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в механизме контрольной деятельности. Вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленные на повышение эффективности защиты прав человека, совершенствование судебной системы, усиление качества и результативности работы аппаратов судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building an Effective System of Protection of Citizens’ Rights as the Main Task of Judicial Reform in Russia

The most productive interstate security measure of the violated rights of citizens is their judicial protection realized in the Russian Federation by means of the constitutional, civil, administrative and criminal legal proceedings. In this regard some issues concerning creation of effective system of protection of citizens’ rights are considered as one of the directions of the judicial reform undertaken in the Russian Federation. On the basis of the analysis of judicial statistics it is noted that constitutional justice as the highest form of constitutional control is an effective possibility of protection of constitutional rights and freedoms by citizens themselves. The importance and value of the Constitutional Court of the Russian Federation and the constitutional (authorized) courts of subjects of the Russian Federation in the mechanism of control activity are emphasized. To increase efficiency of protection of human rights, improve the judicial system, strengthen the quality of operation of offices of courts, the authors make suggestions for improvement of the current legislation.

Текст научной работы на тему «Построение эффективной системы защиты прав граждан как основная задача судебной реформы в России»

В. Ю. Пантелеев

Уставный cуд Свердловской области (Екатеринбург), О. С. Смородина

Севастопольский государственный университет (Севастополь)

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

Наиболее продуктивным внутригосударственным средством защиты нарушенных прав граждан является их судебная защита, реализуемая в Российской Федерации посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В связи с этим в статье рассматриваются некоторые вопросы построения эффективной системы защиты прав граждан в качестве одного из направлений судебной реформы, проводимой в Российской Федерации.

На основе анализа судебной статистики делается вывод, что конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля является действенной возможностью защиты гражданами своих конституционных прав и свобод. Подчеркивается значимость Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в механизме контрольной деятельности. Вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленные на повышение эффективности защиты прав человека, совершенствование судебной системы, усиление качества и результативности работы аппаратов судов.

Ключевые слова: судебная система, правосудие, виды судопроизводства, права и свободы, Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Современный этап социально-экономического развития страны ставит перед российской судебной системой новые задачи, к числу которых относятся повышение эффективности защиты прав и свобод граждан, качества и доступности правосудия, авторитета судебной власти, усиление законодательных гарантий получения гражданами полной и достоверной информации о деятельности судов, оптимизация и определение норм служебной нагрузки судей по качественному осуществлению правосудия. Как подчеркивал Президент РФ В. В. Путин в выступлении на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г., суды выступают важнейшим государственным институтом, вершащим судьбы миллионов людей, а потому при решении любых дел им следует руководствоваться в первую очередь интересами каждого конкретного человека. Принимая во внимание то, что суды являются вершиной правоохранительной системы, Президент именно с их реформированием связывает повышение эффективности государственного управления и обеспечение неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что в настоящее время роль судебной системы в защите прав граждан

значительно повысилась, что вызвано следующими факторами.

Во-первых, в условиях развития общества и в связи с усложнением общественных отношений в целом повышается роль права, выступающего регулятором жизни государства и общества. Растет значимость нормотворчества и эффективного правоприменения для развития новых сфер жизни, снятия противоречий и пробелов во все более взаимопроникающих политической, социально-экономической и духовной системах. В связи с этим повышается и роль судов как органов, осуществляющих нормативно-доктринальное толкование права и судебный нормоконтроль.

Во-вторых, в настоящее временя в системе разделения властей все больше доминируют процессы усиления исполнительной власти, прежде всего главы государства. При таких обстоятельствах противовесом подобной тенденции может выступать деятельность суда как независимого арбитра, посредника между исполнительной и законодательной ветвями власти.

В-третьих, по мере развития институциональных структур суда, появления его новых функций укрепляется сам суд как общественно-политический институт.

В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека закреплено право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Соответственно потенциальная способность судов выступать универсальным и цивилизованным средством разрешения споров и ликвидации юридических неопределенностей все более возрастает. Можно даже сказать, что практически нет вопросов и сфер общественной жизни, не подведомственных суду. В связи с тем, что суд является особым властным институтом, призванным судить по закону и справедливости, неудивительно, что он все более вовлекается в разрешение самых разных споров.

Современная отечественная судебная система включена в сложный контекст взаимосвязанных национальных и наднациональных процессов. Поэтому суды не могут быть абсолютно независимы и от этих процессов, и от влияния тех правовых норм, которые прямо или косвенно, формально или неформально регулируют все сферы жизни нашего общества.

Вместе с тем национальная судебная система должна вовремя улавливать динамику таких международных и внутрироссийских процессов, как участие России в различных международных конвенциях и соглашениях глобального и регионального уровня; взаимодействие с Европейским Судом по правам человека; укрепление международного сотрудничества в сфере защиты прав человека; полноценная гармонизация судебной практики применения закона и укрепление режима конституционной законности в целом; создание полноценного административного судопроизводства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; создание процедур института социального контроля за правосудием; демократизация института судейского сообщества. Законодатель все чаще апеллирует к судам как к органам, разрешающим не только частные, но и публично-правовые споры, что подтверждается принятием федеральных законов (например, Кодекса административного судопроизводства РФ) и законов субъектов РФ (например, законы о конституционных (уставных) судах субъектов РФ) и др.

Конституция РФ, провозглашая Российское государство как правовое и социальное и признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, должна создавать условия для обеспечения этих прав и свобод. Раскрываются и детализируются эти условия в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и

гражданина». Так, в силу ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом ст. 2, 7, 8, 45 Конституции РФ задачи защиты прав, интересов, жизни, здоровья, собственности человека вменяют государству в целом, а их судебная защита гарантируется в соответствии со ст. 45, 46, 48, 50, 52, 118, 120, 123, 125, 126, 127 Конституции РФ.

В ст. 24 Конституции РФ установлена обязанность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления обеспечивать каждому желающему возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать и передавать информацию; в ст. 33 - право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и местные органы власти; ст. 45 поощряет правовую активность человека путем предоставления ему права защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом; ч. 1 ст. 46 гарантирует гражданам судебную защиту; ч. 2 ст. 46 - возможность судебного обжалования решений и действий (бездействия) органов власти государства, в том числе путем международной защиты (ч. 3 ст. 46). В ст. 42 и 52 Конституции РФ предусматривается право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, на доступ к правосудию и компенсацию причиненного преступлением ущерба, а ст. 53 - на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. В соблюдении данных гарантий огромную роль играют органы судебной системы.

Часть 1 ст. 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Это основные принципы развитой рыночной экономики, и данные положения Конституции РФ являются основополагающими для деятельности экономического правосудия.

В контексте конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина ключевыми задачами судебной системы являются:

отправление правосудия в интересах гражданина как слабой стороны в процессе;

эффективная и своевременная защита его прав и законных интересов;

правовое обеспечение социально-экономического развития страны;

обеспечение стабильности функционирования институтов власти.

На IX Съезде судей Российской Федерации в ходе многочисленных дискуссий представителей судейского сообщества была выработана Концепция развития судебной системы РФ на период 2017-2022 гг. Ее первой задачей является совершенствование всех видов судопроизводства (конституционного, гражданского, административного и уголовного) на основе глубокого исследования их взаимосвязи и взаимозависимости в деле укрепления конституционных гарантий по защите прав и свобод граждан.

Необходима экономия уголовной репрессии в случаях причинения преступлением незначительного ущерба и его полного возмещения

Сначала обратимся к уголовному судопроизводству, поскольку именно преступления причиняют наибольший вред правам и законным интересам граждан и представляют наибольшую общественную опасность.

Более половины совершенных преступлений связаны с хищениями имущества собственников, поэтому вопрос о возмещении ущерба имеет первостепенное значение с точки зрения восстановления нарушенного конституционного права собственности. Так, материальный ущерб от хищений (ст. 158-162, 164, 221, 226, 229 и др. Уголовного кодекса РФ) составил соответственно в 2015 г. - 57 212 151 042 руб. (из них присуждено к взысканию 47 367 931 269 руб.) В 2016 г. - 25 168 656 297 руб. (из них присуждено к взысканию 18 093 972 247 руб.). В 2017 г. - 30 062 589 585 руб. (из них присуждено к взысканию 21 377 901 927 руб.). Однако и суммы, не присужденные судом к взысканию с учетом материального положения должника, вины других лиц или конкретной обстановки, остаются на достаточно высоком уровне: в 2015 г. - 161 386 025 руб., в 2016 г. -

1 455 874 145 руб., в 2017 г. - 771 130 288 руб.

Здесь нужно подчеркнуть, что в уголовном судопроизводстве необходимо обеспечить права и свободы как лиц, потерпевших от преступных деяний, так и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении. При этом значительные расходы на уголовное судопроизводство обусловлены не только высокой стоимостью судебного процесса, но и другими издержками, например, на содержание и охрану арестованных лиц

в СИЗО. Изменить ситуацию поможет расширение практики применения альтернативных мер пресечения, таких как залог, запрет определенных действий, подписка о невыезде, домашний арест.

Еще в 2015 г. Президент РФ В. В. Путин особо отмечал, что «практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с мелкими, незначительными преступлениями, а люди, в том числе совсем молодые, попадают в места лишения свободы, в тюрьму. Пребывание там, сама судимость, как правило, негативно сказываются на их дальнейшей судьбе и нередко приводят к последующим преступлениям»1. Поэтому он поддержал инициативу Верховного Суда РФ о декриминализации ряда статей УК РФ и переводе преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.

С учетом изложенного несомненно положительный эффект может дать введение в УК РФ понятия «уголовный проступок», предложенное в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. № 42 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением понятия уголовного проступка».

Необходима экономия уголовной репрессии в случаях причинения преступлением незначительного ущерба и его полного возмещения, при совершении правонарушения впервые и т. д. Например, нужны декриминализация деяний, предусмотренных ст. 158 УК РФ «Кража», ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 116 УК РФ «Побои» и перевод их в КоАП РФ - соответственно как ст. 7.27 «Мелкое хищение» и ст. 6.1.1 «Побои».

На наш взгляд, обозначенные проблемы необходимо решать комплексно. Постоянный рост числа уголовных дел влечет увеличение числа лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство (следователи, дознаватели, эксперты, судьи, потерпевшие, свидетели, адвокаты, подозреваемые, обвиняемые и др.), расходов на судопроизводство и содержание арестованных и осужденных, препятствует быстрому и полному возмещению причиненного потерпевшим вреда. Все это негативно влияет как на эконо-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Рос. газ. 2015. 4 дек.

мические отношения, так и на обеспечение всеобъемлющей защиты прав и свобод граждан.

Огромное значение для развития страны имеет и защита прав человека в гражданском судопроизводстве. Здесь требуется дальнейшее развитие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию таких основополагающих принципов гражданского права и процесса, как доступность судебной защиты прав и охраняемых законных интересов граждан, реальное равенство сторон, соблюдение баланса частных и публичных интересов, процессуальная активность суда и др.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа гражданских дел, принимаемых к производству судами. Так, в 2014 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено 13 млн 935 тыс. дел, что на 8 % больше, чем в 2013 г. (12 млн 903 тыс.)1. В 2016 г. число таких гражданских и административных дел составило 16 млн 896 тыс., что на 6,1 % больше, чем в 2015 г. (15 млн 929 тыс.)2. В 2017 г. судами общей юрисдикции было рассмотрено уже 19 млн 238 тыс. гражданских и административных дел3.

Важнейшим фактором в деле повышения эффективности судебной системы является неотвратимость наказания и обязательность исполнения судебных решений в полном объеме. Необходимо отметить, что судебные решения исполняются крайне неудовлетворительно, а это свидетельствует о том, что цель восстановления нарушенных прав граждан в части возмещения причиненного вреда не достигается.

Так, в 2017 г. на принудительном исполнении в органах Федеральной службы судебных приставов РФ находилось требований на общую сумму 10 150 248 433 руб. Сумма по оконченным и прекращенным в 2017 г. исполнительным производствам составила 4 368 450 519 руб. (43 % от общего объема требований), из которых должниками добровольно перечислено лишь 252 183 091 руб. (5,8 %). Годом ранее сумма по

1 Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2014 году // URL: http://www.cdep.ru/ userimages/sudebnaya_statistika/OBZOR_sudebnoy_ statistiki_2014_g.pdf (дата обращения: 05.12.2018).

2 Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2016 году // URL: http://www.cdep.ru/useri

mages/sudebnaya_statistika/2017/0bzor__sudebnoy_

statistiki_po_SOYu_za__2016_god.pdf (дата обращения: 05.12.2018).

3 Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2017 году // URL: http://www.cdep.ru/userimages/

sudebnaya_statistika/2018/0bzor_sudebnoy_statistiki_

S0Yu_2017.pdf (дата обращения: 05.12.2018).

оконченным и прекращенным исполнительным производствам составила 3 684 238 215 руб. (40,8 % от совокупного размера требований), из которых добровольно перечислено должниками 220 835 040 руб. (5,9 %). Последний показатель был на той же отметке и в 2015 г.4

Зарубежный опыт показывает, что более эффективно, чем судебное, досудебное урегулирование споров. В некоторых странах до 80 % всех дел разрешаются еще на досудебных стадиях, что позволяет разгрузить суды и в то же время упростить возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями [Пантелеев 2015: 478-550]. Очевидно, что и в России требуется развивать механизм досудебного рассмотрения дел, совершенствовать законодательство о третейских судах.

Проблемным является вопрос об исполнении решений о взыскании сумм с лиц, находящихся в местах лишения свободы (по данным ФСИН РФ, на 1 июля 2018 г. в учреждениях исполнения наказаний находилось 592 467 осужденных, из них 485 400 - в колониях общего режима и 35 100 - строгого). Взыскание с этих лиц денежных средств часто бывает затруднительным из-за отсутствия у них постоянного источника дохода. Например, в 2014 г. на оплачиваемые работы было трудоустроено лишь около 213 тыс. осужденных (40 %)5.

Социально эффективным в этом отношении можно признать применение такого вида уголовного наказания, как принудительные работы (ст. 53.1 УК РФ). Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Принудительные работы - это привлечение осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 %.

4 Итоговый доклад о деятельности ФССП России в 2017 году // URL: http://fssprus.ru/files/fssp/db/ files/02018/itogovyj_doklad_za_2017_god_2018361451. pdf (дата обращения: 05.12.2018).

5 Доклад Федеральной службы исполнения наказаний о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы // URL: http://fsin. su/structure/inspector/iao/Doklad (дата обращения: 07.07.2018).

В ст. 50 УК РФ предусматривается возможность производства удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %. Обязательные же работы, предусмотренные ст. 3.13 КоАП РФ и ст. 49 УК РФ, не носят компенсационного характера и не направлены на возмещение вреда, поскольку их смысл состоит в выполнении совершившим административное правонарушение физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Решение указанной проблемы имеет очень высокую социальную значимость и прежде всего должно быть направлено на удовлетворение интересов взыскателей, но в то же время способствовать ресоциализации лиц, подвергшихся наказанию. Анализ дел данной категории показывает тенденцию к постоянному увеличению их числа.

Значительная роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит органам конституционной юстиции. Конституционный Суд РФ за 2017 г. вынес 40 постановлений и 3197 определений, за первое полугодие 2018 г. -22 постановления и 1440 определений, из которых 1421 - об отказе в принятии к рассмотрению обращений. В целом анализ деятельности Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что его позиции существенно влияют на разрешение дел о нарушениях прав и свобод граждан и разрешение противоречий законодательства, в том числе в области гражданского, уголовного и административного права и процесса. Анализ практики функционирования конституционных (уставных) судов субъектов РФ позволяет заявить, что и эти суды являются действенным и востребованным механизмом защиты прав и свобод [Безруков, Казанцев: 33]. Например, Уставный суд Свердловской области за 20 лет своей работы вынес более четырехсот решений, из которых каждое третье - в пользу заявителей.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что потенциал органов конституционной юстиции реализуется не полностью (особенно на фоне высокой загруженности иных судов). Изменить эту ситуацию можно, например, расширив их возможности по принятию так называемых определений с позитивным содержанием, которыми восстанавливаются права неопределенного круга лиц.

Изучение текстов конституций и уставов субъектов Российской Федерации показывает, что их положения расширяют и дополняют нормы Конституции РФ, закрепляющие права граждан России. Но чтобы эти нормы не остались декларациями, необходима дополнитель-

ная судебная защита данных прав. И для этого как нельзя лучше подходят органы региональной конституционной (уставной) юстиции. Значимость такого регионального механизма защиты прав граждан, важность взаимодействия административных и конституционных судов отмечены в ст. 17, 20 КАС РФ, в которых определяется компетенция как органов конституционной юстиции, так и административных судов в оспаривании нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ и органов муниципальных образований.

Модернизация правовой системы нашей страны должна быть основана на принципах юридического равенства и справедливости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости. Современное Российское государство, выполняющее роль гаранта прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности и основ жизни общества, должно стремиться найти оптимальное соотношение между теоретическими представлениями и сложившейся исторической и социально-экономической реальностью. С учетом международных и внутригосударственных кризисных явлений в политической, социально-экономической, культурной и других сферах в целях обеспечения государственной устойчивости и развития необходимо активизировать гуманистический потенциал права, «дух закона», дух правовой свободы, а не «свободы» от права, восстановить общественное доверие как существенный фактор оптимального функционирования правовой и государственной системы.

Важными в деле обеспечения надежной защиты прав и свобод граждан являются оптимизация деятельности судебной системы, обеспечение взаимодействия внутригосударственного и межгосударственного правосудия. При обращении к дилемме «суд - общество» возникает вопрос о независимости суда, необходимости общественного контроля за правосудием и конституционных границах такого контроля. Состояние российского права и перспективы его развития взаимосвязаны с современным миропорядком, вызовами, обусловленными глобальным экономическим кризисом, этносоциальными процессами, социальной турбулентностью, интеграцией национальных правовых систем. При этом надо помнить, что мировой экономический кризис есть кризис доверия, во многом вызванный нарушением национальными государствами и мировым обществом в целом принципов верховенства международного права и юридического равенства.

Необходимо отметить, что на IX Съезде судей РФ предметом острой дискуссии были вопросы совершенствования форм и методов ор-

ганизации судопроизводства, руководящей роли председателей судов, информирования граждан о деятельности судов. Результатами обсуждения стали передача административно-хозяйственной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов подразделениям Судебного департамента при Верховном Суде РФ, введение электронного автоматизированного распределения судебных дел, аудиопротоколирования и интернет-трансляции судебных процессов.

Стоит отметить, что эти и некоторые другие вопросы уже решены в Уставном суде Свердловской области. Так, с 2010 г. в Суде ведутся аудио-видео-документирование и интернет-трансляция отрытых судебных заседаний. В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и закона Свердловской области от 15 июля 2010 г. № 66-ОЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Уставного суда Свердловской области и мировых судей Свердловской области» на официальном сайте Суда размещена общая информация о Суде и его деятельности (регламент Суда, инструкция по делопроизводству в Суде, иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности Суда, и т. д.).

Анализ вопросов повышения эффективности различных видов судопроизводства в деле защиты прав и свобод граждан позволил сделать некоторые выводы.

Как уже отмечалось, к числу главных задач совершенствования судебной системы относятся оптимизация, интенсификация судебного процесса и упрощение процедуры рассмотрения споров и исполнения судебных решений. Поэтому в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406) предусматривается выполнение комплекса мероприятий по информатизации судебной системы и внедрению в ее деятельность современных информационных технологий. Это обеспечит повышение эффективности деятельности всей судебной системы Российской Федерации, а именно приведет к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, сокращению количества незавершенных дел, обеспечит удобный и быстрый доступ к информации и повысит качество и эффективность работы аппаратов судов. Программа по информатизации судебной системы направлена на обеспечение гражданам возможности использовать ин-

формационные технологии как при получении информации о деятельности судов Российской Федерации, так и на каждом этапе судебного процесса (начиная с даты обращения в суд до получения судебного решения); на снижение нагрузки на судей и работников аппаратов судов посредством оптимизации судебного делопроизводства и др.

Важный вопрос - улучшение материально-технической базы судов. Так, по итогам реализации соответствующих мероприятий предполагается 1250 зданий судов оснастить системами видеопротоколирования хода судебных заседаний, 10 600 залов судебных заседаний - системами аудиопротоколирования хода судебных заседаний, 95 % федеральных судов общей юрисдикции - комплектами видеокон-ференцсвязи.

Актуальным направлением судебной реформы выступает дальнейшая специализация судов и судей, что проявляется в принятии Кодекса административного судопроизводства РФ, создании специализированных арбитражных судов, расширении сети конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Нельзя забывать и о том, что судопроизводство - это сложный процесс, и без квалифицированной юридической помощи гражданину трудно или даже невозможно участвовать в нем. Потому особое значение имеет ст. 48 Конституции РФ, гарантирующая каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом гражданам отдельных категорий юридическая помощь оказывается бесплатно, что особенно важно для лиц, которые в силу возраста, состояния здоровья, финансового положения или иных подобных причин не могут воспользоваться платными юридическими услугами.

Повышение эффективности судопроизводства невозможно без подготовки специалистов для судебной системы, в первую очередь судей, что ставит перед научными и учебными заведениями серьезные задачи обучения, переподготовки и повышения квалификации судей с учетом их особой ответственности в деле эффективной защиты прав и свобод наших граждан. Поскольку государство гарантирует право на получение именно квалифицированной юридической помощи, оно должно обеспечивать условия, способствующие подготовке обладающих необходимыми профессиональными навыками юристов и устанавливает с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования к судьям и работникам аппаратов судов.

Список литературы

Безруков А. В., Казанцев А. О. О необходимости создания и совершенствования компетенции конституционных уставных судов субъектов РФ // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 2. С. 28-34.

Пантелеев В. Ю. Государственно-правовое регулирование сферы потребительского рынка в Российской Федерации: проблемы теории и практики. М.: Юрлитинформ, 2015. 656 с.

Вадим Юрьевич Пантелеев - кандидат юридических наук, доцент, председатель Уставного суда Свердловской области. 620075, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Пушкина, д. 19. E-mail: info@ustavsud.ur.ru.

Ольга Сергеевна Смородина - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Севастопольского государственного университета. 299053, Российская Федерация, Севастополь, ул. Университетская, д. 33. E-mail: info@sevsu.ru.

Building an Effective System of Protection of Citizens' Rights as the Main Task of Judicial Reform in Russia

The most productive interstate security measure of the violated rights of citizens is their judicial protection realized in the Russian Federation by means of the constitutional, civil, administrative and criminal legal proceedings. In this regard some issues concerning creation of effective system of protection of citizens' rights are considered as one of the directions of the judicial reform undertaken in the Russian Federation.

On the basis of the analysis of judicial statistics it is noted that constitutional justice as the highest form of constitutional control is an effective possibility of protection of constitutional rights and freedoms by citizens themselves. The importance and value of the Constitutional Court of the Russian Federation and the constitutional (authorized) courts of subjects of the Russian Federation in the mechanism of control activity are emphasized. To increase efficiency of protection of human rights, improve the judicial system, strengthen the quality of operation of offices of courts, the authors make suggestions for improvement of the current legislation.

Keywords: judicial system, justice, legal proceedings types, human rights and freedoms, Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional and charter courts of subjects of the Russian Federation

References

Bezrukov A. V., Kazantsev A. O. O neobkhodimosti sozdaniya i sovershenstvovaniya kompetentsii konstitutsionnykh (ustavnykh) sudov sub"ektov RF [On the Need to Create and Improve the Competence of the Constitutional (Charter) Courts of Subjects of the Russian Federation], Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiya, 2012, no. 2, pp. 28-34.

Panteleev V. Yu. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie sfery potrebitel'skogo rynka v Rossiiskoi Federatsii: problemy teorii i praktiki [State-Legal Regulation of the Consumer Market in the Russian Federation: Problems of Theory and Practice], Moscow, Yurlitinform, 2015, 656 p.

Vadim Panteleev - candidate of juridical sciences, associate professor, chairman of the Charter Court of the Sverdlovsk Region. 620075, Ekaterinburg, Pushkin str. 19. E-mail: info@ustavsud.ur.ru.

Olga Smorodina - candidate of juridical sciences, associate professor of chair of Civil law and process, Sevastopol State University. 299053, Russian Federation, Sevastopol, Universytetskaya str., 33. E-mail: info@ustavsud.ur.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 18.12.2018

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.