Научная статья на тему 'Постнеклассическое понимание времени: когнитивные и эвристические особенности Бхагавад-гиты в контексте современных проблем науки и философии'

Постнеклассическое понимание времени: когнитивные и эвристические особенности Бхагавад-гиты в контексте современных проблем науки и философии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
445
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БХАГАВАД-ГИТА / ВРЕМЯ / СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / BHAGAVAD-GITA / TIME / CONSCIOUSNESS / PSYCHOLOGY / QUANTUM MECHANICS / POST-NONCLASSICAL RATIONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асташкевич Сергей Анатольевич

Выделены характерные для Бхагавад-гиты экзистенциальные, диалогические, телеологические и личностные особенности понятия времени и реконструированы его абсолютный (когерентный сверхсознанию) и относительный (когерентный индивидуальному сознанию) аспекты. Проведен компаративистский анализ содержания Бхагавад-гиты, с одной стороны, и концепции квантового сознания (М. Б. Менский) и ценностно-психологической модели сознания (В. П. Зинчен-ко), с другой стороны. Сделан вывод о чрезвычайной развитости рациональной системы Бхагавад-гиты, высокой степени когерентности ее составляющих и ее значительных когнитивных и эвристических ресурсах для решения широкого спектра современных постнеклассических проблем человека, общества, культуры, философии, науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-nonclassical understanding of time: cognitive and heuristic characteristics of the Bhagavad-Gita i n the context of modern problems of science and philosophy

Post-nonclassical (according to V.S. Stepin) character of the modern trends of science and philosophy actualises significant interest to the study of sources of traditional cultures and rationality systems under their basis. In the present work the content of time concept according to the Bhagavad-Gita is analysed in various aspects and modern philosophical and scientific contexts including ontology, axiology, psychology, quantum physics and cosmology. On the example of comparison textological analysis of the Bhagavad-Gita with ancient (Par-menides) and Puranic (Bhagavata Purana) texts it are noted existential, dialogical, teleological and personal aspects of time concept of the Bhagavad-Gita. As a reconstruction of time concept content of the Bhagavad-Gita two its aspects are highlighted: absolute (coherent to super-conscious) and relative (coherent to individual consciousness) ones. The of time-consciousness problem is analysed on the example of comparative analysis of narrative and cognitive content of the Bhagavad-Gita and the concepts of quantum consciousness (M. B. Menskiy) based on the many-worlds interpretation of quantum mechanics of H. Everett. A certain consonance between the teleological dynamic concept of consciousness of M. B. Menskiy and teaching of the Bhagavad-Gita is noted. At the same time it is also emphasized that the ontolog-ical system of the Bhagavad-Gita is more multi-dimensional because along with the individual consciousness it includes super-conscious also. This opens the opportunity for more rich and complete ontology, in particular, by introducing a concept of ontological memory and a principle of historicism of the individual consciousness. In the context of value-psychological model of consciousness (V.P. Zinchenko) a reconstruction of consciousness levels according to the Bhagavad-Gita's content is carried out. Examples of the interaction of these levels as well as the subjective and objective components of consciousness are given. Chronotopical particularities of the existential crisis of Arjuna and value-psychological features of the universal form vision are analysed. The important role of communicative aspects of consciousness and various communicative resources (cognitive, moral, aesthetic and emotional) of its formation is underlined on the example of the Bhaga-vad-Gita. The conclusion is made about the high development of the rational system of the Bhagavad-Gita, the great degree of coherence of its components and its significant cognitive and heuristic resources for solution of a wide range of modern post-nonclassical problems of man, society, culture, philosophy and science.

Текст научной работы на тему «Постнеклассическое понимание времени: когнитивные и эвристические особенности Бхагавад-гиты в контексте современных проблем науки и философии»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК 115; 159.9.01; 233; 530.145

С.А. Асташкевич

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ВРЕМЕНИ: КОГНИТИВНЫЕ И ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БХАГАВАД-ГИТЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ НАУКИ

И ФИЛОСОФИИ

Выделены характерные для Бхагавад-гиты экзистенциальные, диалогические, телеологические и личностные особенности понятия времени и реконструированы его абсолютный (когерентный сверхсознанию) и относительный (когерентный индивидуальному сознанию) аспекты. Проведен компаративистский анализ содержания Бхагавад-гиты, с одной стороны, и концепции квантового сознания (М. Б. Менский) и ценностно-психологической модели сознания (В. П. Зинченко), с другой стороны. Сделан вывод о чрезвычайной развитости рациональной системы Бхагавад-гиты, высокой степени когерентности ее составляющих и ее значительных когнитивных и эвристических ресурсах для решения широкого спектра современных постнеклассических проблем человека, общества, культуры, философии, науки.

Ключевые слова: Бхагавад-гита, время, сознание, психология, квантовая механика, постнеклассическая рациональность.

В свете современных научных и философских тенденций понимания времени (М.М. Бахтин, Ю. Хабермас, С.С. Хоружий, В.С. Степин) [1]. чрезвычайно интересно обратиться к источникам традиционных культур, содержащим развитое учение о времени и заданных в специфически иных системах рациональности по отношению к западным (включая сциентистскую) системам. В настоящей работе в качестве источника, отвечающего таким критериям, выбрана Бхагавад-гита. Сам факт ее исторического существования на протяжении тысячелетий и парадигмально-ценностного конституирования жизни традиционного общества Индии позволяет задуматься о глубине ценностно-смыслового базиса Бхагавад-гиты, особенностях ее системы рациональности, а также поставить задачу о ее эвристических ресурсах, в частности, в контексте решения современных проблем философии, науки, культуры. Для решения этой задачи требуется не только хорошее знание текста Бхагавад-гиты, но также знакомство как с широким спектром методик (когнитивных, доктринальных, психотехнических и др.) индийской религиозно-философской мысли [2], так и с современной проблематикой и достижениями западной философии, психологии, социологии (герменевтика [3], понятие неклассической и постне-классической рациональности [1], логикосмысловой подход к культуре [4] и др.). Это использование ресурсов культур, обладающих различными категориально-смысловыми матрицами, представляется особенно интересным и актуальным [5. С 249-275]. Учитывая обозначенные выше постнеклассические тенденции современной науки, такие исследования важны не только для гуманитарных областей, но и для выбора страте-

гий, проектирования и проведения социальной экспертизы естественнонаучных исследований.

Задача настоящей работы в контексте вышесказанного состоит в том, чтобы выделить несколько примеров из нарративного и когнитивного содержания Бхагавад-гиты, иллюстрирующих особенности ее учения о времени в различных современных научных и философских контекстах, систему рациональности и эвристическую ценность, и проанализировать эти примеры с точки зрения методологии современной науки и философии. Анализ содержания Бхагавад-гиты позволяет определить текстологические, онтологические и аксиологические особенности понятия времени и детализировать структуру этого понятия. Мы выделим и проанализируем некоторые основные из этих особенностей и приведем ссылки на соответствующие тексты Бхагавад-гиты. Здесь и далее тексты Бхагавад-гиты цитируются по самому позднему академическому переводу. Отметим, что 1—18-й главам Бхагавад-гиты соответствуют 23-40-я главы шестой книги «Махабхара-ты», называемой «Бхишмапарва» [6. С. 48—92], а транслитерация текстов и отдельных слов Бхага-вад-гиты взята из монографии [7]. Следует обратить внимание на то, что сам нарратив Бхагавад-гиты, а именно экзистенциальность ситуации беседы Кришны и Арджуны перед битвой, с одной стороны, и метафизический, вневременной характер предмета и содержания этой беседы, с другой стороны, формируют предпосылки и последовательно раскрывают уже в своем когнитивном содержании широкий спектр самых различных аспектов понятия времени (Ы1аК): онтологических (2.12, 2.28, 10.33), экзистенциальных (1.20—46, 2.7—9), космологических (8.17—19, 9.7—8), антро-

пологических (2.13), хронотопических (в первую очередь, описание ситуации битвы (гл. 1) и видения вселенской формы (гл. 11)), эсхатологических (10.30, 11.32) и др. Причем Бхагавад-гита полагает в том числе и личностную концепцию времени: «Я есть время» (11.32), «Я также непреходящее (aksayah) время» (10.33), - говорит Кришна

Как один из наиболее концептуально насыщенных с точки зрения онтологии выделяется текст (2.12): «...Не было никогда так, чтобы я не существовал, как и ты, и эти владыки народов, и после этого мы все существовать не перестанем» [6. С. 51]. Отметим то, что в теистической традиции веданты (Рамануджа, Мадхва, Чайтанйа, Ба-ладева) [8. С. 146-163] этот текст используется как доказательство вечного индивидуального бытия Бога и живых существ и, таким образом, как опровержение монистической доктрины Шанкары. Следует обратить внимание на то, что в этом тексте перечисление дается во всех трех личных формах (я, ты, они). Интересно сравнить формально-грамматическую конструкцию этого текста с цитатой Парменида: «Один [путь] - что [нечто] есть и не возможно не быть» [9. С. 44]. Ои% е5хгцп еи/аг (греч.) [10. С. 44]. Оба текста благодаря грамматической конструкции «отрицания отрицания» предельно последовательно, исчерпывающе и выразительно передают осмысливаемое. При этом также можно отметить особенности онтологических акцентов: если утверждение Парменида сформулировано и воспринимается как предельно общая фундаментально-аналитическое максима, как мысль в ее собственном существовании [10. С. 45], то текст Бхагавад-гиты, за счет определенной заданности «ситуации и перспективы говорящего» (Ю. Хабермас), дает почувствовать конкретно-жизненное, в том числе и экзистенциальное, звучание этой мысли благодаря использованию стилистически и аксиологически иной, «личностной» онтологии. Также несомненно и то, что использование этой личностной онтологии в приведенном выше тексте Бхагавад-гиты дополнительно порождает диалогические (или даже полифонические) коннотации времени, т.е. времени, соотнесенного с конкретными персонажами. Особенно этот акцент заметен и важен, если учесть чрезвычайно насыщенную предысторию взаимоотношений участников битвы, описанную в Ма-хабхарате. Конечно же, такое понимание диалогичной природы времени как некоторого метафи-

1 Здесь и далее в круглых скобках мы будем обозначать тексты Бхагавад-гиты с указанием главы и номера текста в этой главе. Так, обозначению (2.12) соответствует двенадцатый текст из второй главы Бхагавад-гиты.

зического динамического пространства развития взаимоотношений, собственно, и составляет одну из важных тенденций развития новейшей западной философии (Хайдеггер, Бахтин, Бубер).

Также интересно сравнить приведенные выше тексты из Бхагавад-гиты со следующим пураниче-ским определением времени: «Вечное время является изначальной причиной взаимодействия трех гун материальной природы. Вечное время неизменно и беспредельно, оно - орудие в руках Верховного Господа (пурушахх), который с его помощью являет в материальном мире Свои игры» (Бхагавата Пурана, 3.10.11) [11. C. 422]. Видно, что в Бхагавата Пуране личностные и творчески-креативные аспекты времени еще более акцентированы.

Теперь перейдем к рассмотрению проблемы сознания и времени и компаративистскому анализу учения Бхагавад-гиты и концепции квантового сознания М.Б. Менского [12]. Такое рассмотрение представляется чрезвычайно интересным как с методологической, так и с эвристической точки зрения. Заметим, что проблеме сознания, или в англоязычной литературе «quantum mind/body problem», посвящали свои работы многие видные ученые, среди которых нобелевские лауреаты Джон фон Нейман и Юджин Вигнер.

Концепция М.Б. Менского основана на многомировой интерпретации квантовой механики Эверетта (Hugh Everett). Если коротко, не останавливаясь подробно на математических, семантических, логических, философских и др. проблемах, то в настоящее время существуют три основные интерпретации квантовой механики, или, если говорить более точно, квантовой физики: копенгагенская (вероятностная или стандартная), статистическая (оперирующая исключительно «ансамблями» частиц) и многомировая интерпретации. Согласно многомировой интерпретации все возможные альтернативы квантово-механических сценариев реально осуществляются в Большой Вселенной, multiverse, причем каждая отдельная альтернатива реализуется в «своем мире», или единичной вселенной (universe). То, на чем делает акцент М.Б. Менский, так это то, что именно сознание играет активную роль и разделяет различные квантово-механические альтернативы и выбирает мир, в котором живет. Концепция М.Б. Менского позволяет подойти к объяснению таких феноменов, как свобода воли, необходимость сна, как «возможность заглянуть в «другие альтернативы» и выбрать наилучшую», появление «творческого озарения», ведущего к открытию, наблюдение событий, которые естественным образом могли бы произойти лишь с чрезвычайно

малой вероятностью (так называемые вероятностные чудеса) [12. С. 422]. Он также отмечает, что «ощущение хода времени происходит в сознании, которое производит различение между настоящим, прошлым и будущим... Момент настоящего выделен тем, что в этот момент для субъекта происходит выбор альтернативы, которую в ближайшем будущем будет воспринимать его сознание» [12. С. 423]. Отметим, что подход М.Б. Менского в полагании принципов динамизма, активности и телеологичности сознания, а также полагании альтернативности выбора созвучен учению Бхагавад-гиты. В качестве иллюстрации можно привести следующие тексты из Бхагавад-гиты:

«О каком состоянии бытия помышляя, покидает он тело в конце, о сын Кунти [Арджуна], в то и входит он, проникнутый тем бытием» (8.6) [6. C. 67].

«Почитатели богов идут к богам, к предкам идут почитатели предков, к духам идут приносящие жертвы духам, жертвующие же мне идут ко мне» (9.25) [6. C. 70].

В контексте многомировой интерпретации квантовой механики и проблемы существования «параллельных вселенных» также интересно отметить то, что о существовании бесчисленного множества вселенных говорится в текстах Брахма-самхиты (5.47-49), Чайтанья-чаритамриты (Мадхйа. 20.278-281) и др. Для сравнения в статье [13], недавно опубликованной в одном из ведущих научных журналов по физике «Physical Review», авторы в качество одной из возможных оценок числа вселенных приводят значение 1070. О масштабе этого значения говорит то, что для его записи понадобилось бы 1061 гигабайт памяти.

Следует обратить внимание на то, что в Бхага-вад-гите говорится о времени, по крайней мере, в двух отношениях: онтологическом (вечное время) и экзистенциальном (относительное время как аспект изменчивости материального мира). Абсолютное время выступает как воля Парабрахмана (10.32-33, 11.32), оно объективно по отношению к живому существу и материальной природе (13.23, 18.14). Относительное время выступает как характеристика субъективного восприятия мира живым существом (2.13). Оно описывает конституирова-ние сознанием живого существа мира, который живое существо выбирает благодаря своим желаниям и который становится объективной ситуацией следующего этапа его экзистенциального бытия и характеризуется конкретными формой и условием жизни, планетной системой, знанием, деятельностью и т.д. (8.6, 13.22, 14.6-26, 18.19-44). Таким образом, в соответствии с Бхагавад-гитой,

абсолютное время когерентно сверхсознанию, а относительное время когерентно сознанию.

Отметим, что именно сверхсознание выступает источником выбо ра такой чрезвычайно маловероятной «альтернативы» (в терминологии М.Б. Мен-ского), как вселенская форма, увиденная Арджуной (11.10—30) [6. С. 74—75]. В Бхагавад-Гите говорит-сяся, что эту вселенскую форму никто, кроме него, прежде не видел (11.47) [6. С. 77]. Все исторические события прошлого, настоящего и будущего вселенной, а также все то, что только можно захоте ть увидеть (dras¡um iссhasi) (11.7), было продемонстрировано в одном месте и в одно время. Таким образом, в Бхагавад-гите мы находим пример реализации классического драматургического принципа единства места, времени и действия, так сказать, в его предельном, абсолютном виде.

Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что онтологическая система Бхагавад-гиты является, в определенном смысле, более развитой и богатой, чем онтология, используемая М.Б. Менским, поскольку наряду с индивидуальным сознанием она также включает и сверхсознание, «от которого исходит память (¡тгШ), знание (]папат) и забвение (арвкапат)» (15.15). Это открывает возможность для более богатой онтологии, в частности, за счет введения понятия онтологической памяти и полагания принципа историзма индивидуального сознания. Это, в свою очередь, позволяет перейти к последующему рассмотрению социологических аспектов сознания, что представляет тему для отдельного исследования и выходит за рамки настоящей работы.

Важно отметить, что Бхагавад-гита не только содержит учение о сознании, но и непосредственно иллюстрирует это учение через свое нарративное содержание, в первую очередь, на примере Арджуны описывая конкретную и достаточно насыщенную динамическую картину изменения сознания на фоне множества факторов, порождающих и сопровождающих это изменение. Таким образом, использую терминологию В.П. Зинченко, можно говорить о том, что Бгагавад-гита описывает «мир причастно-поступающего сознания». Поэтому чрезвычайно интересным, в особенности в контексте проблемы единства пространственновременного восприятия (хронотопичности сознания), представляется проведение сравнительного анализа концепции сознания, представленной в Бхагавад-гите, с ценностно-психологической концепцией сознания, предложенной В.П. Зинченко [14]. В.П. Зинченко выделяет пять уровней сознания: онтологический (предметно-деятельный),

хронотопический, рефлексивный, ценностный и

духовный. Эти уровни имеют субъективные и объективные составляющие и обладают способностью взаимовлияния и взаимодействия. Согласно концепции В.П. Зинченко, время и пространство выступают, соответственно, как субъективная и объективная составляющие некоего целого, хронотопа, «пространственно-временной структуры, в которой при определенных условиях внешние и внутренние формы могут меняться местами» [14. С. 90]. В.П. Зинченко говорит, что «хронотоп невозможен вне ценностного и смыслового измерения. Если время в хронотопе — это 4-е измерение пространства, то ценности и смысл — 5-е или первое измерение человеческой жизни» [14. С. 91].

В контексте подхода, предложенного В.П. Зинченко, интересно проанализировать саму ситуацию, в которой была рассказана Бхагавад-гита, с точки зрения психологии восприятия её Арджуной (см. гл. 1 и 2). Роль объективной составляющей восприятия играют противостоящие армии, в одну из которых входит сам Арджуна, а также пространство поля битвы. Роль субъективной составляющей играет экзистенциал выбора (здесь и сейчас) — сражаться или не сражаться. Бхагавад-гита дает описание последовательной деформации этой идеальной (характеризующейся отсутствием взаимодействия, разрывом между объективным и субъективным) картины, обусловленной тем, что Арджуну окружают и противостоят ему не абстрактные воины, а связанные с ним различными отношениями люди: родные, наставники, друзья, благожелатели (1.26) [6. С. 49]. В терминологии В.П. Зинченко, этому соответствует актуализация рефлексивного уровня сознания. Осознание экзистенциального родства с окружающими Арджуну людьми является тем «возмущением», которое трансформирует объективное в субъективное, переживаемое здесь и сейчас. Далее, нежелание Арджуны сражаться, или, по крайней мере, неуверенность в правильности его участия в войне, на какое-то время становится объективной ситуацией: субъективное превращается в объективное, в то, что воплощается в пространстве и становится видимым окружающим (говорится, что в этот момент Арджуна отбросил в сторону лук и стрелы (1.47), и его глаза застилали слезы (2.1) [6. С. 50—51]). Таким образом, мы видим смещение и взаимопревращение объективного и субъективного, времени и пространства. Что характерно, для разрешения этого экзистенциального кризиса Кришна активирует именно ценностный и духовный слои сознания (по В.П. Зинченко) через учение о модусах (гуны) (гл. 14), деятельности (карма) (гл. 5), учение о трансцендентной

природе души (атма) (гл. 2), о любовной преданности Богу (бхакти) (гл. 9), о вечной духовной обители (парам-дхама) (8.21, 15.6) и др.

Еще раз особого внимания заслуживает анализ 11-й главы Бхагавад-гиты («Видение вселенской формы»). Важно отметить чрезвычайно развернутый, психологически детализированный характер описания этой ситуации в Бхагавад-гите. Она представляет собой яркий и уникальный пример пограничной ситуации, взаимопроникновения феноменального и трансцендентного миров, порождающего «измененные состояния сознания». В этой главе описывается то, как Арджуна воспринимает и реагирует на последовательно изменяющиеся формы, явленные ему Кришной: начиная с формы родственника, друга и колесничего Арджуны, затем Вселенской формы ^¡^а-тра), потом четырехрукой формы Вишну и, наконец, снова формы колесничего Арждуны. Причем в Бхага-вад-гите подчеркивается, что способностью восприятия Вселенской формы Арджуну наделил Кришна (sva-caksusа divyam), т.е. эта способность является трансцендентной (11.8). Отчетливо выражена взаимосвязь рефлексивного и ценностного уровней сознания: видение гигантской вселенской формы, в высшей степени акцентирующей принципиальную разницу в онтологическом статусе Кришны и Арджуны, эмоционально подавляет Арджуну (11.35), бесконечно увеличивает психологическую дистанцию между ним и Кришной, сворачивает его личные взаимоотношения с Кришной до уровня благоговения, почитания и преклонения (11.39-40). Поэтому, имея опыт и память своих предыдущих взаимоотношений с Кришной, Арджуна, естественно, стремится к их восстановлению и просит, чтобы Кришна вновь явил свою «человеческую» (mаnusam-rйpam) двурукую форму. Эта необходимость и сильное желание согласовать внутренний и внешний мир (sa-cetаh рткгНт) приводят к изменению обоих этих миров: Кришна вновь принимает форму колесничего Арджуны, а Арджуна наполняется еще более глубокими чувствами к Кришне (11.50-51). Характерно то, что эти трансформации сознания Арджуны произошли почти что мгновенно, демонстрируя, таким образом, трансцендентную природу как сознания, так и самого времени. В этом примере можно отчетливо увидеть весь спектр необходимых характеристик конкретного причастно-поступающего сознания, которые выделяет В.П. Зинченко: «.онтологичность (бытий-ность, событийность), хронотопичность, смысловое строение, рефлексивность («внутреннее единство смысла»), интерсубъективность (диалогизм,

С.А. Асташкевич

130 -------------------------------------------------------------

«разговорное бытие»), гетерогенность образующих, полифонию, интенциональность, ценность (ценностность), динамизм взаимоотношений слоев и их образующих (переходы и контактные барьеры, состояния сознания), открытость, подобная открытости образа мира, свободу и ответственность, спонтанность, конструктивность - творение внешнего и внутреннего миров» [14. C. 86].

Приведенные выше примеры позволяют выделить и проанализировать не только взаимопроникновение субъективного и объективного, но также выделить интерсубъективную структуру сознания и обратить внимание на важную роль его коммуникативной составляющей (диалог Кришны и Арджуны; «дистанционная трансляция» диалога, осуществленная Санджаей для царя Дхритараш-тры; исторический и социальный контекст взаимоотношений участников битвы, многообразное пересечение их целей, ценностей и мотивов) и необходимость глубокого рассмотрения и систематического анализа динамических межличностных взаимоотношений. На примере диалога Кришны и Арджуны видно, как полнота использования различных коммуникативных ресурсов (когнитивных, моральных, эстетически-эмоциональных) позволяет прояснить цели и ценности участников битвы и определить сущностные характеристики различных мировоззренческих парадигм (карма, джнана, йога, бхакти).

В настоящей работе намечены только некоторые возможности для сопоставления содержания Бхагавад-гиты с современными концепциями квантовой физики (М.Б. Менский) и психологии (В.П. Зинченко). Систематические исследования в этом направлении мы надеемся провести в наших последующих работах.

В настоящей работе было рассмотрено содержание понятия времени согласно Бхагавад-гите в различных аспектах и в современных философских и научных контекстах, включая онтологию, аксиологию, психологию, квантовую физику и космологию. Несомненны чрезвычайно интегральный характер этого понятия и его содержательная емкость, отражающая многообразное динамическое единство субъекта и объекта, личности и мира, их глубокое взаимопроникновение и согласованность. Это позволяет сделать вывод о существенной постнеклассичности рациональной системы Бхагавад-гиты. Мы уже отмечали эту особенность Бхагавад-гиты в контексте анализа коммуникативно-действенной системы трансляции знания, задаваемой ее нарративным и когнитивным содержанием [15]. В настоящей работе мы дополнили сделанные ранее выводы и в определенной

мере расширили область их применения предметной сферой современной науки. Подводя итог, можно сделать вывод о чрезвычайно развитой и богатой рациональной системе Бхагавад-гиты, о высокой степени когерентности ее составляющих. Это как раз то, о чем говорится в Веданта-сутре.

Из проведенного анализа видно, что значение и роль Бхагавад-гиты не сводятся только к статусу выдающегся литературного памятника, религиозно-догматического произведения или объекта исследования в узкоспециальных научных, философских или теологических дисциплинах, но Бха-гавад-гита также обладает значительными когнитивными и эвристическими ресурсами и через свой предмет, ценности, идеалы, цели способна формировать исследовательское поле, задавать новые горизонты дискурса и стимулировать разработку оригинальных методик и подходов для решения широкого спектра современных постне-классических проблем человека, общества, культуры, философии, науки, искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. С. 249-295.

2. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2005.

3. Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов). М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999. 304 с.

4. Смирнов А.В. Культура и рациональность // Вопросы философии. 2007. № 1. С. 16.

5. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011.

6. Махабхарата. Книга шестая: Бхишмапарва / пер. с санскр., предисл., статья и коммент. В.Г. Эрмана. М.: Ладо-мир, 2009.

7. Харидев дас. Подробный перевод Бхагавад-гиты. 2004.

8. Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.

9. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1.

10. Сиверцев Е. Ю. Высказывание Парменида «... невозможно не быть» и его обоснование // Материалы научн. конф. «Философия XX века: школы и концепции». СПб.: изд. СПб. филос. об-ва, 2000. С. 44-45.

11. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам. Песнь третья. М.: ББТ, 1992. Ч. 1.

12. Менский М. Б. Квантовые измерения, феномен жизни и стрела времени: связи между «тремя великими проблемами» (по терминологии Гинзбурга) // Успехи физических наук. 2007. № 4. C. 415-425.

13. Linde L., Vanchurin V. How many universes are in the multiverse? // Phys. Rev. D. 2010. V. 81, № 8. P. 083525.

14. Зинченко В.П. Ценности в структуре познания // Вопросы философии. 2011. № 8. C. 85-97.

15. Асташкевич С.А. Коммуникативно-действенный подход к изучению традиционной культуры (на примере Бхага-вадгиты) // Материалы международной конференции «Пятые Торчиновские чтения». СПб., 2008. С. 529-536.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.