УДК 811
С.А. Ламзин
ПОСТМОДЕРНИЗМ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В настоящее время в связи с развитием компьютерных технологий происходят изменения в педагогической области - в практике и философии образования. В современном информационном обществе в сфере науки все более широкое распространение и применение находят идеи синергетики, самоорганизации, многомерности. С учетом этого система образова-
© Ламзин С.А.,2014 ^ Существенными
характеристиками системы образования становится не получение и воспроизводство
знания, а формирование собственных знаний самими обучаемыми, развитие ими своего потенциала. В этом аспекте обучение иностранным языкам представляет собой процесс саморазвития и самоуправления со стороны обучающихся, при этом в самоуправляемых системах действует закон сохранения противоречия, то есть саморазвитие и самоорганизация осуществляются через противоречие. В рамках такого подхода в статье рассматривается необходимость использования творчески-проблемных (креативных) ситуаций в процессе обучения иностранным языка. Это соответствует закону развития самоуправляемых систем и требованиям постмодернистской философии образования. Креативная проблема как творческий замысел в речевой деятельности выступает как пред-задача или пред-проблема. Креативная проблема - это энигматическая (творчески-проблемная) ситуация, которая лишь впоследствии порождает проблему.
постмодернизм, синергетика, виртуальная реальность, самоуправляемые системы, саморазвитие, творческие (креативные) проблемные ситуации
В настоящее время философия и наука проводят успешные совместные исследования нелинейного взаимодействия и нелинейных миров. Одним из основных течений современной постнеклассической философии является постмодернизм. Появлению постмодернизма способствовали развитие компьютерных технологий и цифровых массмедиа. Постмодернизм возник в искусстве как визуальная культура. Он моделировал нереальную, а искусственную действительность, представляющую собой продукты информационных технологий, а в образовании - продукты дистанционных технологий. Постмодернизм стремится сформировать принципиально новую среду - виртуальную реальность, и способ взаимоотношения с ней - интерактивность 1.
Тенденции развития постмодернизма дают основание трактовать его как мировоззрение информационного общества. Основной характерной чертой постмодернизма является плюрализм, то есть возможность одновременного сосуще-
1 Подробнее о постмодернизме в образовании см.: Алиева Н.З. Становление информационного пространства и философия образования. М., 2008.
ствования разнообразных точек зрения. Специфические категории постмодернистской философии (децентрация, изменчивость, неопределенность) могут быть использованы для анализа виртуальной реальности, информационных технологий, современного общества.
Постиндустриальное развитие связано с формированием общества сетевых структур (network society). По принципу сетей организуются основополагающие функции и процессы. Именно распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, которые связаны с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Под сетевой структурой подразумевается открытая структура, которая состоит из взаимосвязанных узлов. Добавление новых узлов Сети содействует ее неограниченному расширению, то есть неограниченной способности к коммуникации. Такая открытость, высокая динамичность социальных структур с сетевой основой распространяется на сферу инноваций, введение которых связано с самоорганизацией.
В совместном синергетическом взаимодействии разных сфер культуры и различных способов освоения мира (научном, художественном, философском, религиозном) формируется современная модель образования. В результате этого происходит становление нового синергетического видения мира, которое основано на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности. Таким образом, можно заключить, что все то, что принимается за реальность, на самом деле есть не что иное, как представление о действительности. При этом такое представление зависит от точки зрения, которую избирает наблюдатель. Смена ракурса ведет в существенному изменению самого представления. Чтобы описать такой изменчивый мир, нужно использовать многозначную, мульти-перспективную логику, при этом необходимо опираться на принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором, поскольку обычная классическая логика оказывается недостаточной для адекватного познания постоянно меняющегося мира.
Постмодернистская система образования требует и нестандартного - пост-формального - мышления. Его существенными характеристиками являются не получение и воспроизводство знаний, а формирование своих собственных знаний, развитие своих новых возможностей, самореализация своего потенциала, нелинейное понимание причинно-следственных взаимоотношений. В терминологическую систему современного образования должны войти такие понятия, как «бифуркация», «нелинейность», «неустойчивость». В центре современной постмодернистской философии находится нелинейность мышления.
Современное образование должно строиться с учетом принципов, среди которых в рамках обучения иностранным языкам мы выделили бы принцип синергетического ядра образования и принцип приоритета изменения человека перед изменением мира.
1) Принцип синергетического ядра образования. Становление современной научной картины мира происходит на основе синергетического системообразующего ядра. Синергетика дает возможность понять особенности саморазви-
вающихся систем, новый методологический смысл их анализа. Научные знания, чтобы быть адекватными требованиям современного образования, должны включать синергетические представления, понятия и принципы 2.
2) Принцип приоритета изменения человека перед изменением мира. Содержание этого принципа вытекает из синергетических положений о том, что самоуправляемой системе, в первую очередь, нужно изменить параметры, свойства собственной среды, чтобы определить набор будущих вариантов развития и выбрать наиболее предпочтительный из них. В обучении данный тезис получает следующую трактовку: нужно существенным образом изменить человека (обучающегося), чтобы изменить к лучшему его образование. В учебном процессе необходимо создать условия, при которых становятся возможными процессы формирования (порождения) знаний самими обучающимися, их активное, продуктивное творчество в соответствии с собственными внутренними характеристиками и параметрами. Такие условия представляют собой нелинейные ситуации с решением проблемных ситуаций 3.
Деятельность, в том числе и учебная, имеет для обучающегося ценность и личную значимость в том случае, если она предоставляет возможность самовыражения, творчества, применения своих способностей. В действительности же не каждая личность имеет возможность самовыражения в деятельности, поскольку не любой вид деятельности и учебные условия (окружающая среда) предоставляют личности такую возможность. Задача постмодернистского образования состоит в том, чтобы раскрыть способности учащегося, предоставить им
4
условия для самореализации .
В таком аспекте виртуальное пространство становится пространством не только для научных исследований, но и для учебного процесса 5. Пространственная модель образования нацелена на создание самых разнообразных образовательных сред, в которых может происходить индивидуальное развитие каждого обучаемого: он сам может выбрать свою сферу, определить в ней собственные структуры и ценности, наполнить ее своим содержанием 6. Все это дает ему возможность ориентироваться в собственном освоении иных образовательных областей. Формирование такой пространственной модели познания ведет к становлению внутреннего мира человека
2 См. также: Ламзин С.А. Некоторые логико-философские основы преподавания и изучения иностранного языка // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2012. № 36. С. 15-29.
3 См., напр.: Кузина М.В. Сравнительный анализ подходов к развитию Я-концепции студентов в российских и зарубежных вузах // Психолого-педагогический поиск. 2012. № 4. С. 187-195 ; Она же. Система развития Я-концепции студентов при обучении иностранному языку в вузе // Российский научный журнал. 2011. № 23. С. 124-129.
4 См. также: Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2011. № 33. С. 19-30.
5 См., напр.: Рогатин В.А. Методические принципы составления преподавательских web-ресурсов // Иностранные языки в высшей школе. Рязань, 2004. Вып. 1. С. 74-81.
6 Ср.: Рогатин В.А. Изучение метрической поэзии и интеграция предметов профессионального цикла // Иностранные языки в высшей школе. Рязань, 2006. Вып. 4. С. 130-137.
в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоциональнообразных, культурных и др. Эти сферы тесно взаимосвязаны, подвижны и образуют вместе то, что может быть обозначено как виртуальное образовательное пространство человека. Это пространство личности может распространяться на внешний мир, и обучаемый будет открывать для себя и осваивать его новые, еще не познанные сферы. Возможности обучающегося в познании объектов, которые не могут быть восприняты органами чувств, могут расширяться с помощью так называемого «полета мысли». Все эти расширяющиеся, взаимодействующие, взаимопересекающиеся виртуальные сферы, взятые в своей совокупности, образуют духовное пространство человека познающего, который осваивает постепенно весь мир, доступный его познанию 7.
Если, продолжая данную линию рассуждений, рассмотреть учебный процесс, и в частности процесс обучения иностранным языкам, то можно констатировать следующее. Имманентным законом функционирования и развития самоуправляемых систем (обучающихся) по У.Р. Эшби является закон необходимого разнообразия, а важнейшим условием самоуправления - целеполагание и целе-осуществление. Для достижения своих целей самоуправляемая система (обучаемый) должна сделать выбор, который характеризуется, с одной стороны, как реализация некоторых внутренних состояний, которые возможны для самоуправляемой системы (= обучающегося), с другой стороны, процесс самоорганизации способен реализовывать лишь те потенциальные возможности, которые ему реально предоставляются. Таким образом, процесс самоорганизации, саморазвития как процесс перехода от возможного к действительному неотделим от порождения новых возможностей. В самоуправляемых (кибернетических) системах действует своеобразный закон - закон сохранения противоречия: управление (и самоуправление) в них осуществляется через противоречие с целью достижения определенных результатов борьбы и поддержания равновесия системы, то есть само противоречие служит поддержанию системы.
Чем выше эффективность механизмов обмена энергией, информацией между системой, организмом и окружающей средой, тем интенсивнее идет процесс самоорганизации. Для учебного процесса это означает следующее: чем сложнее проблемные ситуации и чем их больше, тем интенсивнее происходит развитие обучающихся.
Из изложенного мы можем заключить, что и прогрессивное развитие в процессе изучения иностранного языка должно быть связано с разрешением
7 Ламзин С.А. Концепции возможных миров и обучение иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2013. № 1. С. 10-21 ; Колесников А.А., Денисов М.К. Языковое посредничество как особый вид речевой деятельности // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 16-25 ; Костикова Л.П. Методологические анализ исследования лингвосоциокультурной компетентности как ключевого элемента поликультурного образования // Российский научный журнал. 2010. № 16. С. 165-178 ; Костикова Л.П. Концептуальные основы формирования готовности студентов гуманитарного вуза к межкультурному взаимодействию в условиях глобализации // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2011. № 6. С. 163-169.
постоянно возникающих проблемных ситуаций. Это будет способствовать также повышению интеллектуального потенциала обучаемых, что служит одним из показателей прогресса в развитии самоуправляемых систем. В вопросе о соотношении в развитии внутренних и внешних факторов следует признать, что при взаимодействии живых организмов с внешней средой основным является внутренний фактор.
Управление (и самоуправление), в том числе и в учебном процессе, осуществляется не через передачу информации, а путем переработки информации в проблемных ситуациях. Именно проблемная ситуация, а не (разговорная, лексико-грамматическая) тема должна быть минимальной структурной дидактической единицей при обучении иностранным языкам, как и минимальной структурной единицей процесса управления. Создание проблемных ситуаций необходимо для активизации мышления обучаемых: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» 8. Проблемные ситуации являются основой для продуктивного, творческого мышления, связанного с поиском нового. Непроблемные ситуации вызывают в основном репродуктивные мыслительные процессы, которые направлены на воссоздание готового по образцам: «В психолого-дидактической литературе отмечается поиск известных схем, правил, а не логики решения. Все это может быть найдено слушателем в памяти, имеющемся у него опыте решения подобных задач (по образцу или в лучшем случае по аналогии)» 9.
Усложнение мыслительного процесса, повышая творческую, мыслительную активность обучаемых, может привести к увеличению объема высказываний и к усложнению их по форме. Усложнение умственной деятельности отвечает также потребности обучаемых в развитии (прогрессе).
В связи с тем, что изучение иностранного языка и формирование иноязычной способности связаны с проявлением обучаемыми и развитием у них творческих способностей, учебный процесс предполагает широкое использование творческих (креативных) проблемных ситуаций. Творческие (креативные) проблемы и ситуации характеризуются приведенными ниже параметрами.
1. Креативная проблема не предписывается как императивное задание и вообще не может быть изначально дана как готовая, во всей полноте своего состава, своего смысла, но проходит весь путь своего зарождения и формирования (в речевой деятельности в качестве такой креативной проблемы можно рассматривать, на наш взгляд, творчески порождаемый замысел речевого высказывания). Она требует от субъекта, чтобы он принял ее в процессе первоначального возникновения и становления и не имел по отношению к ней никаких заранее
8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1. С. 369.
9 Махмутов М.И. Еще раз к вопросу о проблемном обучении // Политическое самообразование. 1984. № 2. С. 109.
заданных указаний, которые подводили бы проблему под какую-либо концепцию, теорию, систему знания, программу или парадигму, какой бы широкой последняя ни была. При этом субъект должен уметь работать с заданной проблемой как с постоянно развиваемой им ситуацией или идеей.
2. Первоначально креативная проблема (творческий замысел в речевой деятельности) по своему объективному содержанию и по тому, сколь многих различных способностей она требует от индивида, выступает как проблема общекультурная, то есть многогранная, многоаспектная, имеющая в своем составе характеристики всех областей культуры - познавательной, художественной, нравственной. Такая проблема не сводима только к познавательной.
3. Креативная проблема (творческий замысел) есть нечто большее, чем просто «проблема», «задача», «вопрос», в которых не содержится первоначального процесса зарождения, становления проблемы как общекультурной. Она выступает как пред-задача или пред-проблема. Своими корнями она уходит в нераспредмечиваемые, за-пороговые слои действительности и для своего восприятия и принятия требует столь же запороговых слоев бытия самого субъекта и поэтому предстает как загадочная и даже таинственная. Было бы правильнее сказать, что собственная креативная проблема есть не проблема, а в большей степени энигматическая (творчески-проблем-ная) ситуация, которая лишь впоследствии порождает проблему.
4. Необходимым атрибутом и исходным пунктом креативности является многомерное диалектическое противоречие.
5. Творчески-проблемная (энигматическая) ситуация может быть адекватно воспринята и понята только тогда, когда она для субъекта выступает не как нечто необычайное, экзотическое, не как исключение из «нормального» порядка вещей и положения дел, но, напротив, как естественное, универсальное состояние диалектически-живой действительности, а также субъективного мира человека. Это означает, что энигматическая ситуация не есть по сути дела некая выделенная, исключительная «ситуация», окруженная со всех сторон рутинным, спокойным, непротиворечивым и чуждым творчеству бытием. Наоборот, это творчески-проблемная ситуация естественно принадлежит иерархии таких же энигматических ситуаций, которые имеют место во всех измерениях.
6. Творчески-проблемная ситуация не только не является ценностно пустой, а, наоборот, отличается объективной соотнесенностью с самыми высокими, абсолютными ценностными измерениями. Чем менее творческим оказывается субъект в своем бытии, отношениях и деятельности, тем более сильное прямое давление оказывает на него принудительная детерминация. В энигматической же ситуации детерминирующие факторы оставляют максимально широкое пространство для выбора, где число «степеней свободы» чрезвычайно велико. Но это налагает на субъекта ценностную ответственность за свое поведение, ответственность, которая требует личностного внутреннего духовного самоконтроля.
7. Собственно креативность в ее энигматичности не противоречит нетворческому бытию, но пронизывает все это бытие своими более или менее косвенными преломлениями и проявлениями 10.
Итак, необходимость широкого использования проблемных ситуаций при обучении иностранному языку определяется следующими обстоятельствами:
1) проблемная ситуация трактуется как минимальная единица учебного процесса;
2) противоречия рассматриваются в качестве источника развития в целом;
3) закон сохранения противоречий является законом функционирования кибернетических (самоуправлемых) систем;
4) проблемность служит причиной, обусловливающей мышление и определяющей самодетерминацию мыслительной деятельности обучающегося;
5) проблемные ситуации активизируют умственную активность учащихся;
6) управление речевым поведением обучаемых осуществляется не через передачу информации, а через переработку учащимися информации в проблемных ситуациях;
7) зарождение у обучающихся их собственных мыслей (замыслов), формулирование которых на иностранном языке детерминирует усвоение новых лингвистических средств и формирование иноязычной способности, происходит через разрешение творческих проблемных ситуаций;
8) усложнение проблемных ситуаций, используемых при обучении иностранному языку, обусловливает прогресс в умственном развитии обучаемых и в формировании их иноязычной способности;
9) самообучение учащихся, саморегуляция и саморазвитие их деятельности происходит через разрешение проблемных ситуаций.
Таким образом, необходимость широкого использования проблемных ситуаций в преподавании иностранного языка отражает объективные законы и закономерности и выступает в этом отношении закономерным явлением.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию (учебное задание).
Обучающимся демонстрируется изображение с музыкальным сопровождением (см. рис.) и предлагается следующее задание: «На основе представленной слайд-музыкальной композиции сформулируйте собственную идею и разверните ее на иностранном языке в сюжетное монологическое повествование, которое, на Ваш взгляд, наиболее точно соответствует содержанию данной ситуации».
При выполнении задания может возникнуть несколько идей, которые могут быть признаны приемлемыми: 1) желание людей летать, как птицы, и изобретение крыльев; 2) полет Икара к солнцу; 3) полеты людей с современными техническими приспособлениями и их рекорды. Такие замыслы высказываний представляются достаточно известными, однако более предпочтительным в данном задании было бы порождение учащимися собственных замыслов, как это
10 Батищев Г.С. Познание и творчество // Теория познания : в 4 т. Т. 2 : Социальнокультурная природа познания / под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. М. : Мысль, 1991. С. 136-170.
имеет место у писателей в художественных произведениях. Например, такие, которые мы приводим ниже.
1) Однажды в одном селении жил человек, у которого были крылья. Днем он работал, как и все люди его села, а ночью летал в другие страны и на другие континенты. Но однажды ночью он задел крыльями электрические провода, повредил крылья и больше не мог летать на длинные расстояния. С тех пор он катал на себе детей и помогал другим людям, доставлял их письма п.
2) Однажды к китайскому императору прибежал слуга и сказал, что видел летающего человека. Император приказал привести к нему этого человека, который рассказал, какие у него красивые крылья, как он их делал и как красива Земля с высоты полета. Император с ним согласился, но приказал казнить его. Он не хотел, чтобы кто-то еще воспользовался его изобретением, сбросил камни на города империи и Великую стену и разрушил их 12.
В идеальном случае было бы желательно, чтобы каждый обучающийся мог предложить несколько различных версий и на нескольких изучаемых иностранных языках.
11 Брэдбери Р. Дядюшка Эйнар // И грянул гром : 100 рассказов. М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2010. 1168 с. С. 42-49.
12 Брэдбери Р. Человек в воздухе // Высоко в небеса : 100 рассказов. М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2011. 1040 с. С. 95-99.
Рис.
Организация обучения иностранным языкам в означенном русле, таким образом, отвечает требованиям в развитии самоуправляемых систем, каковыми являются все люди, а также требованиям постмодернистской философии образования как компонента постнеклассической философии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, Н.З. Становление информационного общества и философия образования : моногр. [Текст] / Н.З. Алиева, Е.Б. Ивушкина, О.И, Лантратов. - М. : Академия естествознания, 2008. - 168 с.
2. Батищев, Г.С. Познание и творчество [Текст] // Теория познания : в 4 т. - Т. 2 : Социально-культурная природа познания / под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. -М. : Мысль, 1991. - С. 136-170.
3. Брэдбери, Р. Дядюшка Эйнар [Текст] // И грянул гром : 100 рассказов. - М. :
Эксмо ; СПб. : Домино, 2010. - 11б8 с. - С. 42-49.
4. Брэдбери Р. Человек в воздухе [Текст] // Высоко в небеса : 100 рассказов. - М. :
Эксмо ; СПб. : Домино, 2011. - 1040 с. - С. 95-99.
5. Колесников, A.A. Языковое посредничество как особый вид речевой деятельности [Текст] / A.A. Колесников, М.К. Денисов // Иностранные языки в школе. - 2012. -№ 9. - С. 1б-25.
6. Костикова, Л.П. Концептуальные основы формирования готовности студентов гуманитарного вуза к межкультурному взаимодействию в условиях глобализации [Текст] // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. -
2011. - № б. - С. 1б3-1б9.
7. Костикова, Л.П. Методологический анализ исследования лингвосоциокультурной компетентности как ключевого элемента поликультурного образования [Текст] // Российский научный журнал. - 2010. - № 1б. - С. 1б5-178.
8. Кузина, М.В. Система средств развития Я-концепции студентов при обучении иностранному языку в вузе [Текст] // Российский научный журнал. - 2011. -№ 23. - С. 124-129.
9. Кузина, М.В. Сравнительный анализ подходов к развитию Я-концепции студентов в российских и зарубежных вузах [Текст] // Психолого-педагогический поиск. -
2012. - № 4. - С. 187-195.
10. Ламзин, CA. Концепции возможных миров и обучение иностранным языкам [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени CA. Есенина. -
2013. - № 1. - С. 10-21.
11. Ламзин, CA. Некоторые логико-философские основы преподавания и изучения иностранного языка [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени CA. Есенина. - 2012. - № Зб. - С. 15-29.
12. Ламзин, CA. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени CA. Есенина. -2011. - № 33. - С. 19-30.
13. Махмутов, М.И. Еще раз к вопросу о проблемном обучении [Текст] // Политическое самообразование. - 1984. - № 2. - С. 109-117.
14. Рогатин, ВА. Изучение метрической поэзии и интеграция предметов профессионального цикла [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. - Рязань, 200б. -Вып. 4. - С. 130-137.
15. Рогатин, ВА. Методические принципы составления преподавательских Web-ресурсов [Текст] // Иностранные языки в высшей школе. - Рязань, 2004. - Вып. 1. -С. 74-81.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : в 2 т. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.
REFERENCES
1. Aliyeva, N.Z. Stanovleniye informatsionnogo obshchestva i filosofiya obrazovaniya [Creating an information society and philosophy of education] [Text]. - Moscow : Academy of natural sciences», 2008. - 168 p.
2. Batishchev, G.S. Poznaniye i tvorchestvo [Knowledge and creativity] [Text] // Teori-ya poznaniya. - Theory of Knowledge : 4 vol. - Vol. 2 : Sotsial’no-kul’turnaya priroda poz-naniya - Socio-cultural nature of cognition. - Moscow : Thought, 1991. - P. 136-170.
3. Bredberi, R. Dyadyushka Eynar [Uncle Eynar] [Text] // I gryanul grom : 100 rasskazov -And Thunder started: 100 stories. - Moscow : Eksmo ; Saint Peterburg : Domino, 2010. - P. 42-49.
4. Bredberi, R. Chelovek v vozdukhe [Man in the air] [Text] // Vysoko v nebesa : 100 rasskazov. - High in the sky : 100 stories. - Moscow : Eksmo ; Saint Petersburg : Domino, 2011 - P. 95-99.
5. Kolesnikov, A.A. YAzykovoye posrednichestvo kak osobyy vid rechevoy deyatel'nosti [Linguistic mediation as a special kind of speech activity] [Text] // Inostrannyye yazyki v shkole. - Foreign languages at school. - 2012. - N 9. - P. 16-25.
6. Kostikova, L.P. Kontseptual'nyye osnovy formirovaniya gotovnosti studentov gu-manitarnogo vuza k mezhkul’turnomu vzaimodeystviyu v usloviyakh globalizatsii [Conceptual bases of formation a liberal arts college students' readiness for intercultural interaction in the context of globalization] [Text] // European Social Science Journal. - 2011. - N 6. -P. 163-169.
7. Kostikova, L.P. Metodologicheskiy analiz issledovaniya lingvosotsiokul'turnoy kom-petentnosti kak klyuchevogo elementa polikul’turnogo obrazovaniya [Methodological analysis of research of lingual, social and cultural competence as a key element of multicultural education] [Text] // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. - Russian scientific journal. - 2010. - N 16. P. 165-178.
8. Kuzina, M.V. Sistema sredstv razvitiya YA-kontseptsii studentov pri obuchenii in-ostrannomu yazyku v vuze [System development tools of self-concept of students with learning a foreign language at high school] [Text] // Rossiyskiy nauchnyy zhurnal. - Russian scientific journal. - 2011. - N 23. - P. 124-129.
9. Kuzina, M.V. Sravnitel'nyy analiz podkhodov k razvitiyu YA-kontseptsii studentov v rossiyskikh i zarubezhnykh vuzakh [Comparative analysis of approaches to the development of self-concept of students in Russian and foreign universities] [Text] // Psikhologo-peda-gogicheskiypoisk. - Psychological and pedagogical search. - 2012. - N 4. - P. 187-195.
10. Lamzin, S.A. Kontseptsii vozmozhnykh mirov i obucheniye inostrannym yazykam [Concept of possible worlds and language teaching] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of the Ryazan State University named after S.A. Yessenin. - 2013. - N 1. - P. 10-21.
11. Lamzin, S.A. Nekotoryye logikofilosofskiye osnovy prepodavaniya i izucheniya inostran-nogo yazyka [Some logical and philosophical foundations of teaching and learning a foreign language] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeniSA. Yesenina. - Bulletin of the Ryazan State University named after S. A. Yessenin. - 2012. - N 36. - P. 15-29.
12. Lamzin, S.A. O vidakh rechevoy deyatel’nosti v obuchenii inostrannym yazykam [On the types of speech activity in the teaching of foreign languages] [Text] // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Yesenina. - Bulletin of the Ryazan State University named after S.A. Yessenin. - 2011. - N 33. - P. 19-30.
13. Makhmutov, M.I. Yeshche raz k voprosu o problemnom obuchenii [Once again the issue of problem-based learning] [Text] // Politicheskoye samoobrazovaniye. - Political selfeducation. - 1984 .- N 2. - P. 109-117.
14. Rogatin, V.A. Izucheniye metricheskoy poezii i integratsiya predmetov professsio-nal'nogo tsikla [Studying of metrical poetry and integration of professional language subjects] [Text] // Inostrannyye yazyki v vysshey shkole. - Foreign languages in high school. - Ryazan', 2006. - Iss. 4. - P. 130-137.
15. Rogatin, V.A. Metodicheskiye printsipy sostavleniya prepodavatel'skikh Web-resursov [Study metric poetry and integration objects professional cycle] [Text] // Inostrannyye yazyki v vysshey shkole. - Foreign languages in high school. - Ryazan', 2004. - Vol. 1. - P. 74-81.
16. Rubinshteyn, S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology] [Text] : in 2 vols. - Moscow : Pedagogics, 1989. - Vol. 1. - 488 p.
POSTMODERNISM AND FOREIGN LANGUAGE TEACHING
The development of computer technologies triggers off changes in pedagogy, namely in practice and philosophy of education. In modern informational society science greatly relies on the ideas of synergy, self-organization, and multidimensionality. In this respect postindustrial system of education demands a new approach which shifts emphasis from acquisition and application of knowledge and lays emphasis on students’ shaping their own knowledge and developing their educational potential. In this respect foreign language teaching is a process of students’ self-development and self-management. Self-managing systems function on the basis of opposition. Self-development and self-organization are implemented through opposition. The author maintains that foreign language teaching should be based on creative situations, which conforms to the requirements of postmodernist philosophy of education and the law of self-managing systems’ development. Creative tasks are viewed as pre-tasks or pre-problems. They are viewed as enigmatic situations which trigger off problems to solve.
Postmodernism, synergy, virtual reality, self-managing systems, self-development, creative situations, creative tasks.