ЖУРНАЛИСТИКА ИМЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
ББК:80; 76,0
УДК: 80; 070
Амкуаб Г.А.
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ. ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ
Amkuab G.A.
A POSTMODERN STYLE OF THINKING. THE PROBLEM OF REALITY
Ключевые слова: медиаобщества, информационное общество, электронное общество, бегство от реальности, гиперреальные медиаобразы, эпоха постжурнализма, кибержурнализм.
Keywords: media society , information society, e-society , escape from reality , hyperreal media images, the epoch of post- journalisms, cyberjournalism.
Аннотация: в данной статье автор исследует проблемы реальности в постмодернистской стилистике, которые оказалась весьма пригодны для описания процессов, происходящих в самых разных сферах современной культуры и общественной жизни. Более того, с помощью понятийной сетки постмодернизма удается описать некоторые трансформации, произошедшие в современных СМИ благодаря новым компьютерным технологиям.
Abstract: in this article the author explores the problems of reality in the postmodern stylis-tics, which turned out to be very suitable for describing the processes taking place in various spheres of modern culture and social life. Moreover, with the help of conceptual net ofpostmodern-ism, it is possible to describe some of the transformations that have occurred in the modern mass media due to new computer technologies .
Постмодернизм - чрезвычайно широкое идейное движение, обнаруживающее себя и в различных типах реальной творческой деятельности: в научных, прежде всего гуманитарных исследованиях, в архитектуре, в литературе, в живописи, в киноискусстве и т.д. Основные идеи постмодернизма сформировались во второй половине ХХ века, в основном в работах французских мыслителей - Л. Альтюссера, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Ф. Ли-отара, М. Фуко и др. Сложился также очень большой массив литературы, содержащий критику этого движения. Однако в цели данной работы не входит погружение в дискуссии на этот счет. Для нас важно, что постмодернизм как особый способ видения реальности задал концептуальную стилистику описания целого ряда областей современной социальной и культурной жизни, в частности, описания нынешнего состояния и проблем СМИ1. Причем особенность
1 Зверева Е.А. Журналистика эпохи постмодерна: вектор исследования // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10. - С. 265-272.
постмодернистского подхода, помимо всего прочего, состоит еще и в том, что он навязывает свой способ видения реальности тем социальным и культурным феноменам, которые он описывает.
Проблема реальности в постмодернистской стилистике оказалась весьма пригодной для описания процессов, происходящих в самых разных сферах современной культуры и общественной жизни. СМИ в этом плане - лишь одна из этих сфер реальности, на адекватное представление которой претендует постмодернизм. Более того, следует признать, что с помощью понятийной сетки постмодернизма удается достаточно успешно описать некоторые трансформации, произошедшие в современных СМИ благодаря новым компьютерным технологиям. Другой вопрос, насколько полным, а потому в точном смысле слова «адекватным» является предлагаемое постмодернизмом описание деятельности современных СМИ и, соответственно, насколько адекватно постмодернизму удается представить отношение информации о мире,
представляемой в рамках СМИ к реальности.
При всей эффективности постмодернистской концептуальной стилистики в ее рамках не удается достаточно полно представить основные характеристики функционирования современных СМИ. Понятийный ряд постмодернизма отнюдь не исчерпывает их общественные измерения. Из его поля зрения полностью выпадает реальный культурно-исторический контекст их функционирования. Постмодернизм предельно акцентирует культурологические характеристики СМИ, связанные со знаково-символической природой технологических аспектов функционирования информации в обществе, но практически полностью игнорирует символические аспекты взаимодействия информации с историческим опытом различных культур. Культурные традиции для него - лишь один из вариантов, так сказать, виртуализации информации. В результате реальная деятельность СМИ представляется постмодернистами как прагматически ориентированная технология навязывания соответствующей информации, фактически не принимающая во внимание культурные измерения общественной жизни, историческую память народов, закрепленную в их культурных традициях и языке. Постмодернистский подход вполне вписывается в современные глобалистские тенденции, т.е., так сказать, видит реальность глазами глобализации1. Но этот взгляд не позволяют адекватно представить ни реальные социокультурные процессы в современном мире (которые отнюдь не сводятся к односторонне понятой глобализации), ни реальные перспективы развития современных СМИ, которые ведь функционируют в рамках различных национальных и этнических культур, отнюдь не желающих терять свою идентичность. Последнее особенно важно подчеркнуть применительно к перспективам СМИ, деятельность которых развертывается в среде немногочисленных народов, имеющих многотысячелетнюю историю и богатые этнокультурные традиции.
Постмодернистская стилистика позво-
1 Вартанова Е.Л. Глобализация СМИ и массмедиа России // Вестник Московского университета. -Сер. 10: Журналистика. - 2005. - № 4. - С. 9-25.
ляет акцентировать целый ряд важных особенностей и тенденций в работе современных СМИ. Кроме чувственного гедонизма, иронии и пародийного негативизма, которые выделяют в современном культурно-историческом сознании теоретики постмодернизма, а также кроме стратегии развлекательной игры, связанной с массовой культурой и рекламным инфотейнментом, получивших распространение в СМИ, эти теоретики особо отмечают ирреализм фантастических коллажных осмеяний и новых интерпретаций не только стандартов традиционного высокого искусства и культуры. Склонность современных СМИ к мистификации и пародированию реальности представляется постмодернистами в качестве важнейшей сущностной характеристики умонастроения, свойственного современной медиакультуре.
Надо признать, что акцентированная постмодернистскими теоретиками склонность современных СМИ к распространению рекламно-коммерческой псевдокультуры действительно находит соответствующее выражение в принципах организации ме-диабизнеса и медиасистемы в целом. И в принципе такая интерпретация деятельности СМИ созвучна известной в среде зарубежных исследователей оценке самого постмодернизма как выражения «культурной логики позднего капитализма». Автором этой оценки является американский литературный критик и теоретик марксизма Фредерик Джеймсон. Согласно этой концепции, отмечает отечественный исследователь Л.М. Землянова , на работы которой в этой области мы в значительной мере опираемся, важнейшие признаки постмодернизма, в числе которых называются отказ от элитарной креативности модернизма, нарушение границ между искусством и реальностью, слияние с массовой коммерческой культурой, влечение к зрелищам, китчу и рекламным шоу, неявно коррелируют, в характеристике СМИ, с версиями «медиа-общества», «информационного общества» или «электронного общества». Последние же формировались отнюдь не в недрах
2 Землянова Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникативистики. -М.: МГУ, 2010. С. 199.
«классического капитализма», базирующегося на производстве товаров, а соответствуют, скорее, постиндустриальному обществу как выражению «культурной логики позднего капитализма»1 с акцентом на воспроизводстве с помощью медиаиндустрии, создающей эффективную рекламу.
В рамках этой постмодернистской стилистики ярко обнаруживается трактовка сознания современного человека как «бегства от реальности». Не случайно и оценки постмодернистского видения современной социокультурной реальности изобилуют такими характеристиками, как склонность к мистификациям и созданию фантастических компьютерных композиций. И, соответственно, совсем не случайно ведущей тенденцией динамики современного общества здесь видится развитие технологий, направленных на стирание границ между реальностью и ареальностью, между образом объекта и самим объектом, между знаковым рекламным имиджем и реальным товаром, что в итоге приводит к состоянию сознания, где имитации кажутся более "реальными", нежели то, что они намерены представлять. Соответственно, с постмодернистской точки зрения современные медиа не изображают реальность, а создают ее.
В деятельности СМИ зафиксированные постмодернистами состояния сознания находят себе выражение в ряде специфических медийных процессов. К примеру, размываются границы между различными телевизионными жанрами, в результате чего появляются «синкретические» программы - детские или музыкальные, перенасыщенные рекламной информацией, или новостные программы, содержащие в себе развлекательные вкрапления. При этом, по мнению постмодернистов, зачастую происходит полная «подмена реального знаками реального»2. И это, с точки зрения постмодернистов, - повседневная, так сказать, реальность современного общества. Концептуальные установки постмодернизма констатируют как норму ситуации, в которых «гиперреальные медиаобразы» вообще могут не
1 Jameson F. Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991.
2 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. А. Качалова. - М.: ПОСТУМ, 2015. С. 7.
иметь своего денотата в реальности. И действительно, очень ярко эта возможность проявляется в рекламных имиджевых программах, которые Джон Хармс и Дэвид Дикенс рассматривают как «хороший пример гиперреальных коммуникаций»3. Здесь иллюзорное видение мира в экранной информации возникает в результате тщательного отбора социальных контекстов, фона и моделей с последующим манипулированием световыми средствами и углами камерной съемки и, наконец, посредством ретуширования фотографических изображений .
К числу характерных «обретений» нынешней эпохи можно отнести и некий новый способ подачи текстов - их фрагментируют и представляют подобно потокам или коллажам телевизионных кадров. Помимо всего прочего, таким путем в текстах осуществляется «дереализация» предметности, о которой в них идет речь. Эти предметы в ходе их изображения подвергаются произвольным трансформациям путем нарушения их натуральных пропорций и связей, что оправдывается расширением информационных возможностей СМИ благодаря комбинированию реальных параметров этих предметов и дополнительных сведений о них общего характера. Очень часто этот прием используется при демонстрации географической реальности5. В связи с широким распространением такого рода способов подачи информации в современных медиа существующая реальность не изображается, а, фактически, моделируется таким образом, что как бы создается совершенно новая реальность, отвечающая заранее предположенным целям. В журналистской практике появилось даже понятие «эпоха постжурнализма», которое соседствует с термином «кибержурнализм».
К понятию и характеристикам «кибер-журнализма» мы еще вернемся. Здесь нам важно подчеркнуть, что отмеченные выше тенденции в работе СМИ, помимо всего прочего, свидетельствуют о наличии целого комплекса объективных факторов, способствую-
3 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 210-227. С. 214]
4 Ewen S. All consuming images. New York: Basic Books, 1988., 85-90.
5 Jameson F. Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 199.1 С. 90.
щих возникновению подобных тенденций. Все эти новшества становятся сегодня актуальными в силу внедрения в журналистскую практику новых информационных технологий, позволяющих представлять «псевдореальность» в виде «мнимореальных» изображений и, благодаря возможностям этих технологий, порождать у слушателей и зрителей убеждение в реалистичности знаковых и кадровых «медиаконструкций». В частности, на этих возможностях основан «нерепрезентативный способ сигнификации»1 , предполагающий использование заданной собственными целями СМИ «медиалогики» и «медиаформатов». Так конструируются «медиасобытия» в формате информации о спортивных мероприятиях или политических новостей. В результате такого способа подачи информационного материала различного рода социальные институции (политические, экономические, личностно-семейные, религиозные, спортивные и пр.) фактически заново конструируются в информационном поле в соответствии с определенной «медиалогикой», превращаясь в медиаин-ституты вторичного порядка2. Таким образом, форматы современных коммуникаций создают "медиамиры" журнализма, политики, спорта и религии3. И именно так постмодернистская стилистика представляет информацию о мире, распространяемую СМИ по каналам общественной коммуникации - информацию, в которой можно уютно спрятаться от реального мира.
Обычно указывают на два типа факторов, которые, так сказать, обеспечивают информационное конструирование «новой реальности». Во-первых, это пассивность аудитории, ее готовность воспринимать все, что приходит от СМИ. Во-вторых, это, с другой стороны, активность «фреймирующей медийной системы», стимулированная собственными интересами и целями. И эти факторы действительно присутствуют сегодня в обществе и в деятельности СМИ. Однако необходимо учитывать, что дело обстоит не так просто и в первом, и во втором случае. Постмодернист-
1 Poster M. The mode of information: Poststructura-lism and social context. Chicago: University of Chicago Press, 1990, 62-63.
2 Altheide D.L., Snow R.P. Media worlds in the pos journalism era. New York: Aldine De Gruyter. 1991.
3 Ibid.
ские исследователи СМИ очень обстоятельно и подробно описывают то обстоятельство, что сегодняшняя аудитория, во всяком случае некоторая ее часть, обладает способностью произвольно интерпретировать получаемую от СМИ в виде медиаобразов информацию. С помощью такого рода смыслового варьирования люди противостоят манипулированию своим сознанием. Другой вопрос, каков смысл противостояния, на которое указывают постмодернистски ориентированные исследователи, и во что оно трансформируется. Они констатируют, что в качестве ответной реакции на попытки манипулировать созданием современная аудитория вырабатывает собственную «культурную политику протеста»4. Впрочем, этот «протест» в данном случае (вполне в рамках постмодернистской стилистики) ограничивается игрой со значениями и отнюдь не становится содержательным протестом против попыток манипулирования. Ибо этот протест в данном случае может опираться только на психо-физиологические способности человека. Так что авторы, описывающие эту форму «противостояния», сами же справедливо трактуют подобную позицию как выражение «необоснованного оптимизма»5. К тому же, по их мнению, на выработку собственной «культурной политики протеста» способна лишь весьма незначительная «креативная» часть аудитории СМИ. И признают - эта ее часть в настоящее время отнюдь не обнаруживает тенденцию к расширению.
Бесспорно, склонные к постмодернистской методологии американские социологи Джон Хармс и Дэвид Дикенс очень точно распознали наше постмодернистское состояние и честно призывают не подчиняться ему6. Однако они не видят в современной социальной реальности оснований противостоять манипу-ляционной активности и фактически предлагают большей части аудитории «играть» со СМИ, утешаясь иллюзией свободы и самостоятельности.
4 Chen K-H. MTV: The (dis)appearance of postmodern semiosis, or the cultural politics of resistance // Journal of Communication Inquiry. 1986. № 10 (1). P. 66-69.
5 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 219.
6 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 225.
Ниже мы попытаемся описать основные характеристики постмодернистской модели менталитета, присутствующие ныне в различных сферах общественного и индивидуального сознания на Западе, а также соответствующего этой модели постмодернистского же представления о реальности современного со-циума1. Этой моделью и соответствующими представлениями реальности, действительно, в значительной мере определяются политика современных западных СМИ и медийной культуры в целом. Описывая состояние современной медиареальности, Джон Хармс и Дэвид Дикенс утверждают, что оно «характеризуется резкими изменениями материальных и культурных измерений социальной жизни», связанными со смещением акцента с прежних позитивистских принципов объективного научного изучения мира на «постмодернистскую чувствительность»2. «Отрицая все возможные притязания на истину, в науке ли или в повседневной жизни, эта "чувствительность" ориентирует менталитет современного человека на отношение к межчеловеческим коммуникациям и языку (т.е. к общению) в рамках, так называемого, "лингвистического по-ворота"»3. И «поворот», по мнению этих авторов, состоит в том, что язык полностью определяет чувствование мира, а стало быть, и его видение. Соответственно, это видение мира определяет тем самым описанные выше способы интерпретации получаемой информации и в деятельности СМИ и аудиторией.
Но тогда у нас возникает вопрос: о каком «бегстве от реальности» может идти речь, если в основании сознания человека лежит не отображение реальности (от которой он, возможно, и желает сбежать), а эмоционально насыщенная игрой «чувствительность», которая изначально никакой реальности не предполагает?! Точнее, реальность для такого человека не есть объективное положение дел, а лишь об-
1 Миронов В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: МГУ, 2003. - 312 с.; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием - М.: Экс-мо, 2012. - 864 с.; Шкондин М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73.
2 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 211.
3 Ibid., P. 212.
раз, который эмоционально его устраивает и в языке закрепляется. Бесспорно, окружающий современного (в основном европейского) человека реальный мир дает повод и для такого рода представлений. Но это лишь один из моментов этого мира, далеко не исчерпывающий жизнедеятельность современного человека. В данном же случае, применительно к нашей теме, подчеркнем: «постмодернистская чувствительность» к тому же - особая «чувствительность», которая обуславливает умение ориентироваться не в реальном, а, скорее, в виртуальном мире компьютерных коммуникаций; «чувствительность», предполагающая жизнь-игру в пространстве мнимореальных образов.
Так называемый «коллажный стиль», который превалирует в постмодернистски ориентированных медиа и который зачастую описывают как «мешанину беспорядочных обра-зов»4, не предполагает, что аудитория будет разбираться в получаемой информации, что она будет ее анализировать и оценивать в сопоставлении с реальностью. Этот стиль стимулирует, так называемое, «игровое ироническое отношение», как раз усиливающее, как замечают Хармс и Дикенс, «нерепрезентативную природу коммуникации»5. Современное общество буквально «наводнено» фрагменти-зированными потоками медиаобразов, постоянно меняющих ракурсы и окраску. Видеоинформация такого рода навязывается «потребителю» электронными массмедиа. При этом значительная часть этой информации изначально производится не с целью указать на нечто в реальности - она производится для того, чтобы, апеллируя к глубинной человеческой страсти к зрелищам, чувственно вовлечь зрителей в мир постмодернистской медиа-культуры. В рамках этой цели умение представлять информацию интригующе, в виде увлекательного шоу, особенно ценится в некоторых профессиональных журналистских кругах. Иными словами, ныне в деятельности СМИ высоко ценится умение использовать своеобразные, так сказать, эмоционально-образные, ориентированные не на смысл, а на «чувствительность» коммуникационные стра-
4 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 216.
5 Ibid
тегии, где зрительное подменяет вербальное, а эмоциональное рациональное.
То, что фиксирует постмодернистская стилистика, действительно происходит в СМИ. Но это признание будет верным, если говорить лишь о внешней форме происходящих на наших глазах медиапроцессов. То есть, если ограничиться лишь бросающимися в глаза, так сказать, трендами. Если же принять во внимание оценку информации дифференцированной аудиторией, учесть позицию пусть и немногочисленной, но независимой журналистики, ситуация в области «медиадеятельности» потребует более сложного, построенного на иных основаниях подхода. Но даже и в случае постмодернистского способа представления деятельности СМИ более широкий и внимательный анализ может показать внутренние дефекты этих господствующих сегодня во многих странах тенденций, дефекты, которые как бы изнутри разрушают их и создают им оппозицию. И определенная часть аудитории, и многие журналисты различают за внешней постмодернистской, а по сути, технической, формой описанных тенденций скрытые за ней намерения и интересы. Более того, сама по себе эта абсолютизированная форма медиадеятельности, если она господствует в деятельности СМИ, есть антигуманизм и технологический детерминизм. Об этом, собственно, и предупреждают Джон Хармс и Дэвид Дикенс - это реальный результат, к которому ведут СМИ игры с информацией и, так называемая, «кочующая» переменчивая субъективность1, с которой связывается удовольствие, получаемое в «шизоидной структуре опыта, более ощущаемого чувствами, нежели постигаемого рационально»2. В рамках такой деятельности с «забавными играми» рассматривается и экспериментирование с миром посредством культурных кодов или моделей. Как результат «забавных игр» должны восприниматься, согласно данной позиции, и знания о мире, которые в рамках такого обращения с информацией утратили свою
1 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 210-227, 220
2 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 212; Delueze G., Gua-ttari F. A thousand plateaus. Minnesota: University of Minnesota Press, 1987.
интерпретацию в качестве точных представлений о внешнем объективном порядке в мире вещей. Все знание, включая научное, предстает при этом «результатом структурирующего дискурса», т.е. только как одна из многих возможных способов видения мира.
В рамках такого постмодернистского взгляда на деятельность СМИ, которые в силу ряда причин действительно подталкиваются к тому, чтобы функционировать по постмодернистским канонам, мы получаем совершенно безысходную картину. И ограниченность постмодернистской концептуальной стилистики (о которой мы говорили выше) в трактовке деятельности современных СМИ обнаруживает себя в том, что исследователи, ориентированные этой стилистикой, не замечают реальных оснований для противостояния происходящему, что применительно к аудитории оборачивается оправданием «децентрирован-ных шизоидных блужданий одиноких странников в сети киберпространства»3.
Оценивать приведенную постмодернистскую трактовку деятельности СМИ можно также в контексте рассуждений многих современных философов, считающих, что сегодня, уже в наше время, «техногенная цивилизация» подходит к «точке бифуркации», которая будет началом движения к новому, употребляя выражение В.С. Степина, «постне-классическому» качественному состоянию общества4. Однако каким конкретно будет это
3 Harms J., Dickens D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 223
4 Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего [Текст] / В.С. Степин. - М.: ИФ РАН, 1996.; Степин В.С. Цивилизация и культура [Текст] / В.С. Степин. - СПб.: СПбГУП, 2011.; Степин В.С. Перелом в цивилизацион-ном развитии. Точки роста новых ценностей [Текст] / В.С. Степин // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. - М.: Издательство МБА, 2013.; Порус В.Н. У края культуры (философские очерки) [Текст] / В.Н. Порус. - М.: Канон+, 2008.; Пружинин Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы [Текст] / Б.И. Пружинин // Вопросы философии. - 2014. - № 12. - С. 4-13.; Федотова В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации [Текст] / В.Г. Федотова // Вопросы философии. -2011. - № 9. - С. 45-54; Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) [Текст] / М.Н. Громов, А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, Б.И. Пружинин, М.Т. Степанянц и др. // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 3-33.
состояние, определяется лишь путем выбора из набора потенциальных возможностей, содержащихся в этой «точке бифуркации». Так утверждает синергетика. И в принципе, от того, какой путь «предначертан» для дальнейшего развития, зависит само дальнейшее существование человечества.
В этом, так сказать, синергетическом контексте мы, применительно к нашей теме, можем утверждать, что современные информационные технологии, позволяющие конструировать виртуальные миры, действительно способствуют «разрушению» неудовлетворяющей человека «переходной» повседневности. Но вместе с тем необходимо признать также, что они не в состоянии оценить, а стало быть, и определить достойные образцы будущего, т.е. сделать тот самый выбор, который необходим для движения в приемлемое будущее. Постмодернистская концептуальная стилистика способна лишь констатировать действительно присутствующие в тенденциях деятельности современных СМИ установки на «бегство от реальности», получающее популярность в самой разнообразной
аудитории. Но сама по себе эта констатация, представляемая ими в качестве единственно возможной современной программы деятельности СМИ, может быть лишь разрушительной и для СМИ, и для человеческого общежития в целом. Ибо эта констатация связана с односторонним пониманием динамики современного общества. Постмодернизм фактически идейно созвучен с глобализацион-ными процессами и преувеличивает их негативную роль и значимость в современном мире. Он видит перспективы развития общества лишь через призму глобализации, акцентируя в ней не возможности культурного взаимодействия, не рост технической оснащенности человеческого потенциала, но лишь виртуализацию и, благодаря этому, стандартизацию реальных возможностей человека, а стало быть его «манипулируемость». Человек отрывается от своей культурной среды, теряет с ней ценностно-смысловую связь и становится объектом манипуляций, в том числе и средствами СМИ. СМИ при этом превращаются в инструмент манипуляций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции [Текст] / Ж. Бодрийяр; пер. с франц. А. Качалова. - М.: ПОСТУМ, 2015.
2. Вартанова, Е.Л. Глобализация СМИ и массмедиа России [Текст] / Е.Л. Вартанова // Вестник Московского университета. - Сер. 10: Журналистика. - 2005. - № 4. - С. 9-25.
3. Единство мира и многообразие культур (материалы «круглого стола» украинских и российских философов) [Текст] / М.Н. Громов, А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, Б.И. Пру-жинин, М.Т. Степанянц и др. // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 3-33.
4. Зверева, Е.А. Журналистика эпохи постмодерна: вектор исследования [Текст] / Е.А. Зверева // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10. - С. 265-272.
5. Землянова, Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуни-кативистики [Текст] / Л.М. Землянова. - М.: МГУ, 2010. - 272 с.
6. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2012. - 864 с.
7. Миронов, В.В. Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры [Текст] / В.В. Миронов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: МГУ, 2003. -312 с.
8. Порус, В.Н. У края культуры (философские очерки) [Текст] / В.Н. Порус. - М.: Ка-нон+, 2008.
9. Пружинин, Б.И. Культурно-историческая эпистемология: концептуальные возможности и методологические перспективы [Текст] / Б.И. Пружинин // Вопросы философии. -2014. - № 12. - С. 4-13.
10. Степин, В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей [Текст] / В.С. Степин // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. - М.: Издательство МБА, 2013.
11. Степин, В.С. Цивилизация и культура [Текст] / В.С. Степин. - СПб.: СПбГУП,
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2019 2011.
12. Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего [Текст] / В.С. Степин. - М.: ИФ РАН, 1996.
13. Федотова, В.Г. Единство и многообразие культур в условиях глобализации [Текст] / В.Г. Федотова // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 45-54.
14. Шкондин, М.В. Журналистика как фактор освоения мира социумом [Текст] / М.В. Шкондин // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 4. - С. 62-73.
15. Симакова, С.И., Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление [Текст] / С.И. Симакова, А.П. Енбаева, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 1. Том 1. - С. 237 -245.
16. Altheide, D.L., Snow, R.P. Media worlds in the pos journalism era. New York: Aldine De Gruyter. 1991.
17. Chen, K-H. MTV: The (dis)appearance of postmodern semiosis, or the cultural politics of resistance // Journal of Communication Inquiry. 1986. № 10 (1). P. 66-69.
18. Delueze, G., Guattari, F. A thousand plateaus. Minnesota: University of Minnesota Press,
1987.
19. Ewen, S. All consuming images. New York: Basic Books, 1988.
20. Harms, J., Dickens, D. Postmodern Media Studies: Analysis or Symptom? // Critical Studies in Mass Communication. 1996. № 13 (2). P. 210-227.
21. Jameson, F. Postmodernism, Or the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991.
22. Poster, M. The mode of information: Poststructuralism and social context. Chicago: University of Chicago Press, 1990.