Научная статья на тему 'Постмодернистские принципы в творчестве Э. Т. А. Гофмана'

Постмодернистские принципы в творчестве Э. Т. А. Гофмана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
467
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодернистские принципы в творчестве Э. Т. А. Гофмана»

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Э. Т. А. ГОФМАНА

[ И. В. Лаптева

г

| Можно ли считать творчество Э. Т. А. Гофмана предтечей постмодернизма? Можно ли

| писателя рубежа XVIII—XIX вв. переносить в

к

| пространство рубежа XX—XXI вв., преодолев

| двухсотлетний рубеж? Мог ли Гофман тогда

| предчувствовать постмодернизм?

! Проследим новаторство романтика, опира-

| ясь на концепции представителей посткульту-

I ры, и установим пересечения текстов Гофмана

| по аналогии с постмодернистскими теориями.

Главное новаторство Гофмана, приближаю-| щее его искусство к постмодернизму, — это

) утрата веры в разум как основу познания, в | прогрессивное развитие человечества и, как

| следствие, создание художественных образов,

| во многом тождественных «шизоидам»

ь

| Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которые противопо-

| ставляют «больной цивилизации» капиталис-

| тического общества творчество «подлинного

| художника» [2, с. 121], социального извращен-

| ца. Гофмановские персонажи так же не поня-| ты обществом как «шизо» Делеза, задавлен-

| ное репрессивной культурой. Это музыканты

| Крейслер («Житейские воззрения кота Мур-

| ра», «Крейслериана»), Странствующий Энтузи-

| аст («Кавалер Глюк», «Дон Жуан» и др.); ху-

= дожники Эдмонт («Выбор невесты»), Траугот

| («Артусов двор») и другие личности, отказав-

I шиеся принимать каноны внешне благополуч-

I ного дворянско-аристократического филис-

| терского общества.

| Толкование безумия в гофмановском твор-

! честве тесно связано с шеллингиан-ской кон-

| цепцией отношения разума и духа. «Люди, не

' | носящие в себе никакого безумия, суть люди

е

| пустого, непродуктивного ума», — писал

| Ф. Шеллинг [8, с. 132]. Безумцы Гофмана —

{ всегда высокоодаренные неординарные лич-

[ ности, носители «высокой болезни», вносящие

# ■

| «замешательство в общепринятые отношения

| между людьми» [10, с. 928]. «Как ни стран-

| но, — писал романтик, — сумасшедшие, слов-

! но бы более причастные духу, вроде бы неча-

»

) янно, но часто в глубине лишь заражаются

\ стихией чужого духа, часто постигают затаен-

Г

Серия «Гуманитарные науки»

ное в нас, выдают свои опыт непривычными звуками, и чудится, не второе ли наше "Я" говорит зловещим голосом, вызывая озноб веянием сверхъестественного» [9, с. 363]. Безумцам открыты тайные стороны жизни, они наделены даром предвидения.

М. Фуко обращает против любых «властных» структур деятельность «социально отверженных» маргиналов, бессознательно требующих удовлетворения в поисках истины, т. е. безумцев, больных, преступников и мыслителей типа А. Арто, Ф. Ницше и др. [7, с. 111]. Свойственный его концепции дух «глобального разрушительства» и «всеобщего разоблачи-тельства» можно ощутить в безумных персонажах Гофмана, которые достигают совершенства не в добре, а в зле — это мастера черной магии, так называемые проклятые художники, сопричастные дьяволу, Сатане, демону (МедарДус из «Эликсиров Сатаны», Бертольд из «Церкви иезуитов в Г.», Абрагам Лисков из «Житейских воззрений кота Мурра», Кардиль-як из «Мадемуазель де Скюдери» и др.).

Гофман проанализировал клинические симптомы и методы лечения безумия как психофизиологической болезни. Самыми известными из его душевнобольных являются

__1 Г -S

Натанаэль из «Песочного человека», старуха из «Пустого дома», цыганка из «Зловещего гостя», Амалия из «Разбойников», мать Аврелии

I

из «Вампиров» и др. Но главным для Гофмана-психоаналитика являлась не сама болезнь, а «феномен ее отражения» (Р. Телле). Напри-

4 I

мер, страдающий хронической паранойей от-

I

шельник Серапион читает лекции о правильном обращении с безумцами тем людям, которые хотели его излечить. Это же является

главным замыслом новеллы «Друг».

( '

Концепция децентрированного субъекта Ж. Лакана является одной из наиболее значимых моделей представления о человеке как о фрагментированном, разорванном, лишенном

4

целостности — «дивиде». «Мотив расщепления и исчезновения личности является констатацией неизбежности раздвоения, показа-

и

телем сложности человеческой натуры» с. 179]. Ученый утверждает, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как не может быть человека без элемента безумия внутри себя: «Мое "Я" было расщеплено, по крайней мере, на сотню своих подобий, — говорил Гофман словами Медардуса из романа "Эликсиры сатаны'' — Каждое из них прозябало, по-своему осознавая жизнь, и напрасно голова пыталась восстановить свою власть над остальными членами; как взбунтовавшиеся подданные, они отказывались вернуться под ее крышу» [9, с. 500]. Даже сам Гофман в порыве аффективных влечений сомневался в идентичности своего «Я» в зеркальном отражении.

Внешний и внутренний миры романтика в своей чуждости чаще всего появляются в темном отражении зеркала («Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Приключения в Новогоднюю ночь», «Пустой дом» и др.). Их

[7, от недостаточности к антиципации» [4, с. 516],

благодаря которой, на наш взгляд, романтик опередил свое время, как бы предвосхищая зеркальность в русле постмодернизма.

Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке или его «инаковости» (Ж. Деррида) по отношению к себе — того не раскрытого в себе Другого, присутствие которого в бессознательном делает человека нетождественным самому себе. Именно такие настроения мы находим в творчестве Гофмана, который поднял проблему идентификации своего «Я» в произведениях. Еще в XIX в. художник универсального дарования сумел раздвинуть границы искусства и разглядеть подобную «инако-вость». В поисках своей «гиперреальности» (Ж. Бодрийяр) Гофман смешивал реальное и вымышленное, симулируя реальность в виртуальности.

Ж.-Ф. Лиотар определяет искусство уни-фокусом является «Я», которое само себе со- версальным трансформатором либидозной

О

мнительно и должно вновь отражать свои разрушенный идентитет. При этом стекло оказывается местом трансформации видимого в символ за счет странной операции выворачивания, инверсии, «возвращения глубины» (М. Б. Ямпольский). «Я ли это?» — на рубеже столетий эта проблема становится вновь актуальной. Вопрос «Мы ли это?» можно поставить по отношению ко всей России, которая отвернулась от проблем духовности в пользу проблем материальных, превратилась из «субъекта номер один» в «субъект номер два» (В. О. Пелевин).

энергии и «постмодернистский писатель или художник находится в положении философа:

и

текст, который он пишет, и произведение, которое он создает, почти не подчиняются заранее установленным правилам. Эти правила и категории и суть предмет поисков, которые ведет само произведение искусства. Художник и писатель, следовательно, работают без правил, их цель и состоит в том, чтобы сформулировать правила того, что еще только должно быть сделано» [5, с. 140]. Гофман выступал теоретиком собственного творчества и создавал свободную от нормативности игру реаль-

«Стадия зеркала» французского постструк- ных и идеальных художественных образов,

туралиста Ж. Лакана как «трансформация, происходящая с субъектом, когда он принимает на себя некий образ» по своей аналити- нашему предположению, как бы предчувство-

противопоставляя ее классицистической догматике. Уникальное мышление писателя, по

ческой сущности аналогична зеркальности Гофмана. Эта стадия в развитии индивида может восприниматься не просто как эпоха его истории, но как изначальный этап истории, в котором начинается «непрекращающаяся борьба с Другим собой, со своим двойником» [6, с. 79]. Как и у Лакана, зеркальность Гофмана порождает множество образов, которые «достраиваются» вторичными идентификациями с Другими в течение всей его индивидуальной и общественной жизни. Лаканов- юся «смерть автора» в искусстве, но его фан-ская «стадия зеркала» — это «драма, внутрен- тастическое есть безличный мир, в котором ний посыл которой стремительно развивается все анонимно, и «нет субъекта действия»

вало появление нового мышления в культуре нашего времени.

Актуализация гофмановского наследия в современной культуре не состоялась бы без «смерти автора» Р. Барта, который считает, что «функции литературы в новую эру кардинально меняются, приходит эпоха читателя, и

рождение читателя должно произоити за счет смерти автора» [1, с. 391]. Мы не утверждаем, что романтик XIX в. предугадал зарождающу-

I

:

4

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 3

t г

1 X

(К. Г. Ханмурзаев), и все — это Другие, даже сам писатель — Другой по отношению к себе, объект действия объективированного и необъективированного миров.

Маргинальное мышление Гофмана яв-

ственно воплощено в нарративной структуре текстов, в основе его произведений — миф (миф о Л. да Винчи в романе «Эликсиры Сатаны» и др.) или реальное событие, что отдаленно напоминает гено-текст постмодернистов. В гофмановских творениях реальность так «завуалирована» в причудливые формы, что процесс верификации (разграничения текста и реальности) решается различно в зависимости от сознания субъекта, который сам распознает или не распознает в виртуальных художественных образах реально существующие объекты действительности.

Но эти структуры творчества Гофмана отвечают принципу неизбыточности семиотических систем Э. Бенвениста, согласно которому каждая система знаков уникальна и в ней смысл тех же самых знаков и структур качественно иной. Постмодернистские структуры и тождественны, и прежде всего отличны от гофмановских принципов, т. е. их качество не то, что в постмодернизме, так как они функционируют в иной телеологии: а) истины и поэтиче-ской правды, в которой частное определяет общее и это общее определяет ча-

стное, тогда как у постмодернистов нет общего, вообще и частное не определяет ни общего, ни частного в деконструкции; б) социальной совместимости людей, постигающих бесчисленное множество своих «Я» в добре и зле;

в) эстетизируется не зло, порок, безобразное, а преодоление вытесненных комплексов и

г) творческие идеи укоренены в переживаниях немецкого народа, человечества, уникальных личностей.

Можно ли прямо ответить на поставленный вопрос: является ли творчество Гофмана предтечей постмодернизма? На наш взгляд, Гофман не может быть постмодернистом, но его творчество в силу своей нарративности выделяется на фоне своего времени. У каждого нового явления бывают предшественники, в творчестве которых закладываются элементы новых технологий, черты иной образности и др. Фантастическое романтика есть желание создать «новую эпоху в искусстве», синтезирующую в себе новые технологии и эксперименты, значит, он явился предшественником чего-то нового. Художник универсального дарования предчувствовал постмодернизм, который в конце XX в., вобрав в себя черты многих философских и культурологических направлений, стал одним из основополагающих в культуре, искусстве и мировиде-нии в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Барт Р. Избр. работы : Семиотика. Поэтика. М., 1989. 616 с.

2. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990. 146 с.

3. Красильникова Е. Г. Постмодернистский дискурс русского романа 1970-х годов. Пенза, 2005. 256 с.

4. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я», открывающуюся нам в психоаналитическом опыте // Лакан Ж. Семинары. М., 1999. Кн. И. С. 508—516.

5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. ; СПб., 1998. 160 с.

6. Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. СПб., 2005. 156 с.

7. Фуко М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. 390 с.

8. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М. : Мысль, 1966. 469 с.

9. Hoffmann Е. Т. А. Die Elixiere des Teufels [CD-Rom] // Hoffmann E. Т. A. Ausgewählte Werke.

Berlin, 1998. S. 296—801.

10. Hoff mann, E. Т. A. Lebensansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makulaturblättern [CD-Rom] / / Hoffmann E. Т. A. Ausgewählte Werke. Berlin, 1998. S. 802—1465.

I *

i Ь

/

Поступила ¡0.06.08,

Серия «Гуманитарные науки»

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.