УДК 785.16:821.161.1-192 ББК Щ318.5+Ш33(2Рос=Рус)6-453 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
А. В. ТРЕТЬЯКОВ
Екатеринбург
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ РЕЦЕПЦИЯ ДЕКАДЕНТСКОЙ ПОЭТИКИ В КЛИПЕ РОК-ГРУППЫ «АГАТА КРИСТИ» «ДВА КОРАБЛЯ» (1996)
Аннотация: Статья представляет собой сопоставительный анализ поэзии Г. Р. Самойлова и видеоклипа В. Л. Конисевича к песне группы «Агата Кристи» «Два корабля». В данной работе выявляются как основные особенности поэтики Глеба Самойлова, так и художественное своеобразие работы Виктора Конисевича, которая, по мнению автора статьи, представляет собой постмодернистскую рецепцию декадентской культуры.
Ключевые слова: декаданс, постмодернизм, рок-поэзия, видеоклип, баллада.
Сведения об авторе: Третьяков Артём Вячеславович, кандидат филологических наук.
Контакты: [email protected]
A. V. TRETYAKOV
Ekaterinburg
POST-MODERNISTIC INTERPRETATION OF DECADANCE IN MUSIC VIDEO «TWO SHIPS» (1996) OF «AGATHA CHRISTIE» ROCK BAND
Annotation:The author compares lyrics of G. R. Samoylov with a music video of V. L. Konisevich that were created for the song «Two ships» of «Agatha Christie» rock band to reveal the basic features of poetry by Gleb Samoylov and peculiarity of work by Victor Konisevich, which according to the author presents Postmodernistic interpretation of Decadence.
Key words: decadence, Postmodernism, rock poetry, music video, ballad. About the author: Tretyakov Artem Vyacheslavovich, PhD of Philological Science.
Творчество рок-группы «Агата Кристи» и прежде всего поэзия Г. Р. Самойлова (автора большинства программных текстов группы), ориентированная на постмодернистскую рефлексию декадентской культуры, давно привлекает внимание российских литературоведов и признана ими как оригинальное и самобытное явление не только в мире отечественной рок-культуры, но и в русскоязычной лирике в целом [7, с. 100-101; 16,
© А. В. Третьяков
с. 79-86]. В связи с этим продуктивным для понимания лирики Г. Самойлова является не только филологический анализ поэзии «Агаты Кристи», но и исследование того, как её поэтика отражена в видеоклипах группы. Особого внимания заслуживает такая работа, как «Два корабля» (1996) Виктора Ко-нисевича. Данная статья посвящена анализу неодекадентской лирики «Агаты Кристи» и её переосмыслению на примере этого клипа.
Для наиболее объективной научной интерпретации видеоклипа «Два корабля» рок-группы «Агата Кристи» мне представляется целесообразным сфокусировать внимание на лейтмотиве падения-полёта, через который Виктор Конисевич оригинально интерпретирует концепт самоуничтожения - один из базовых в декадентском искусстве и литературе.
Сформировавшееся в конце XIX века искусство декаданса опиралось на идеи И. Фихте, А. Шопенгауэра и прежде всего Ф. Ницше [15, с. 204,
206-207] . Декаденты отвергали ценности традиционной культуры, классическую философию: разуму, логике, общественной морали, вере в Бога они противопоставили иррациональный бунт ницшеанского сверхчеловека, аполитичность, хаос, упадничество, эстетизм в ущерб этике и авторский миф - веру в вымышленный мир своей мечты [1, с. 100-101]. При этом декаденты, в отличие от своих предшественников - писателей и поэтов романтической литературы, стремились к трансцендентной категории романтического идеала не через спасение души, а, напротив, через
2
деградацию личности и смерть [1, с. 100] . Это не было проявлением фанатизма, однако, разочарованные в возможности объективного познания жизни, обретения в ней свободы и счастья декаденты воспевали красоту увядания жизни.
Агностицизм окружающей реальности заставлял их сомневаться даже в существовании потустороннего мира идеала:
И ветер, встав на миг единый, Дождем дохнул - и в миг исчез. Волокна серой паутины Плывут и тянутся с небес.
Ползут, как дни земных событий, Однообразны и мутны. Но сеть из этих легких нитей Тяжеле смертной пелены.
1 Ф. Ницше в работе «Казус Вагнер» (1888) писал: «Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence... Если присмотришься к признакам упадка, то поймёшь также и мораль. что скрывается за её священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость» [13, с. 526].
2 См. также «Цветы зла» (840-1857) Ш. Бодлера; «Пьяный корабль» (1871) А. Рембо; «Я римский мир периода упадка.» (1884) П. Верлена; «Мелкий бес» (1892-1902) Ф.К. Сологуба; «Теперь, - когда я проснулся. Записки психопата» (1903) В. Брюсова; «Вакханалия» (1906) А. Белого; «Незнакомка» (1906) А. Блока и др.
143
И в прахе душном, в дыме пыльном, К последней гибели спеша, Напрасно в ужасе бессильном Оковы жизни рвёт душа.
А капли тонкие по крыше Едва стучат, как в робком сне. Молю вас, капли, тише, тише... О, тише плачьте обо мне!
(З. Н. Гиппиус «Пыль», 1897)1
В связи с этим декаденты нередко подменяли образ романтического идеала изысканной декорацией, маской, а само стремление к идеалу - чем-то механизированным, сомнамбулическим, исключающим для человека возможность свободного выбора [2, с. 413]2. Такой иронии, самоиронии оказался пропорционален гипертрофированный пессимизм: тоска, боль и отчаяние в творчестве декадентов - на бытовом и бытийном уровнях.
Образ потустороннего, трансцендентного мира идеала, к которому стремится душа лирического героя в поэзии Глеба Самойлова, имеет в основе своей агрессивную, разрушительную природу, что также органично смотрится в контексте декадентской самоиронии и концепта самоуничтожения. Это и один из наиболее самобытных антирелигиозных текстов Глеба Самойлова «Космос падает на нас» (1994; вероятно, пратекст песни «Звёздное гестапо»), построенный на цитатной перекличке с хрестоматийным как для младосимволистов, так и для русской православной церкви стихотворением В. С. Соловьева «Милый друг» (1895):
В. С. Соловьев: Г. Р. Самойлов:
Милый друг, иль ты не видишь3, неужто ты не видишь милый4
Что всё видимое нами, что я надел противогаз?
Только отблеск, только тени неужто ты не слышишь глупый? -
от незримого очами? космос падает на нас
Это и песня «Аусвайс» (1996) - любопытная интерпретация древне-болгарского апокрифа, переосмысленного, в свою очередь, писателем-
1 См. также стихотворения «Слепцы», «Скелеты-земледельцы», «Игра», «Амур и череп» Ш. Бодлера; «Камыши» (1895) К. Бальмонта; «Чудовища» (1903) В. Брюсова и др.
2 См. также: «Недотыкомка» (1899), «Чертовы качели» (1907) Ф. Сологуба; «Электричество» 1901), «В черту» (1905) З. Гиппиус; «Умирающий костёр» (1907) В. Брюсова и др.
3 Здесь и далее во всех цитируемых поэтических текстах - курсив мой (А.Т.)
4 Ввиду отсутствия авторитетного издания текстов «Агаты Кристи» я оформляю их пунктуацию в соответствии с поэтической традицией, представленной в творчестве таких мэтров отечественной рок-лирики, как И. В. Кормильцев, В. Г. Бутусов и Егор Летов (см. [19], а также автографы текстов Е. Летова, опубликованные в интернете). По этой же причине текст каждой песни датируется по времени выхода альбома группы, в который песня была включена.
144
символистом А. М. Ремизовым в новелле «Гнев Ильи Пророка» («Лимо-нарь: сиречь луг духовный», 1907).
Наконец, даже наиболее религиозный текст Г. Р. Самойлова «Я вернусь» (1998) не несёт в себе надежды на обретение лирическим героем своего романтического идеала как христианского рая (русская поэтическая традиция, берущая начало в творчестве В. А. Жуковского). Возможно, здесь Глеб Самойлов создаёт одно из самых проникновенных и лаконичных описаний ада в русскоязычной лирике:
отец мой плачет боже мой не плачь боже я боюсь ты ищешь и светишь боже я вернусь конечно я вернусь но ты
ты не заметишь как я вернусь
Душу, умерщвлённую смертным грехом и не очищенную покаянием, Господь не спасёт - он не заметит её, поэтому душу грешника ждут «тьма внешняя» и «скрежет зубовный» - «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:13-14).
Наконец, сама попытка изменить что-либо в этом мире воспринимается автором текста «Два корабля» как предельно абсурдная:
корабли без капитана капитан без корабля надо заново придумать некий смысл бытия -на ***?
Декаденты первыми в искусстве начали эстетизировать не только ужасное, но и низменное, безобразное. При этом, несмотря на самоирони-зацию человеческой личности (концептуальный уровень, художественное содержание), декаденты редко иронизировали по поводу художественной формы, стиля своих произведений1 (в полной мере это сделают только постмодернисты [12, с. 766]).
Как ни парадоксально, но, именно воспевая духовное падение человека, деятели искусства декаданса в полной мере раскрыли самобытность своей творческой натуры, внесли вклад в развитие мирового модернистского искусства и литературы.
1 См., например, стихотворение И. Анненского «Будильник» (1906), в котором автор обращается не только к романтической иронии по поводу недостижимости своего романтического идеала, но и пародирует сам стиль символистского видения и баллады, не предлагая взамен никакой альтернативы - ни на концептуальном, ни на жанрово-стилевом уровне.
145
Воспевая самоуничтожение, декаденты пытались разрушить «заклятье стен» (Ф. Сологуб) - земной реальности, где, словно в кривом зеркале, искажено всё прекрасное, что есть в человеке. Падая, декаденты пытались взлететь. Так и герои клипа «Два корабля»: падая в воду, они затем летят вверх, побеждая законы пространства и времени.
В работе В. Л. Конисевича обращает на себя внимание и образ дельфинов. Морские животные не только сопровождают пловцов, но и используются людьми в качестве органических носителей ракетного вооружения. Как можно интерпретировать этот мотив?
Во-первых, воспевая идею упадка, духовного падения, декаденты отмечали её разрушительную природу, направленную как на них самих (ау-тоагрессия), так и вовне, на окружающий мир. Ф. Ницше противопоставлял христианскому милосердию и состраданию агрессивную свободу «сверхчеловека», как новую этику «больного животного», стремящегося избавиться от оков цивилизации и встать «по ту сторону добра и зла». В. Я. Брюсов открыто заявлял, что в феномене революционного переворота его интересует лишь деструктивное, а не преобразующее начало: «Ломать я с вами буду, строить - нет». Поэтическое творчество рок-группы «Агата Кристи» также демонстрирует широкий спектр интерпретации концептов «агрессия» и «аутоагрессия» в контексте культуры декаданса:
- всевозможные формы асоциального поведения, вплоть до совершения уголовных преступлений: «Viva Kaiman!» (1989), «Праздник семьи», «Красный петух» (1991), «Пулемёт Максим», «Истерика» (1992) и др.;
- тема мазохистской гетеросексуальной любви в песнях «Вольно!» (1993) и «Извращение» (1996);
- деградация личности на почве злоупотребления алкоголем и наркотиками: «Инспектор По» (1989)1, «Кондуктор», «О, декаданс...» (1991), «Опиум для никого» (1995), «Легион»2 (1997) и далее, вплоть до осмысле-
1 Предположительно, один из лучших русскоязычных поэтических текстов о кокаине. Любопытно, что автор текста игнорирует описание наркотической эйфории и акцентирует внимание на мотиве общего физического недомогания, связанного с ожогом носоглотки и гортани при вдыхании психотропного вещества, а также с быстро формирующейся у человека наркотической зависимостью. Парадоксально, но во второй половине ХХ века интерес к наркотикам со стороны рокеров и других деятелей искусства получил «зелёный свет» именно через философию и эстетику классического постмодернизма. Так, развивая мысль Ж. Бодрийяра о том, что только смерть позволяет человеку преодолеть «гиперреальность симулякров», метр итальянского кинематографа ХХ века Ф. Феллини описывает процесс воздействия ЛСД на головной мозг, как своеобразную «репетицию» смерти и выхода человека за границы семи-осферы [17, с. 7]. Стоит при этом отметить, что данная концепция является устаревшей и не соответствует доминирующей в современной философии и науке парадигме неодетерминизма [4, с. 69-87; 11; 12, с. 1089; 14, с. 15-21] (См. также: Неодетерминизм, Теория нелинейных динамик, Синергетика, After-postmodernism [12]).
2 «После этой песни хочется сказать только одно: "нет" наркотикам», - прокомментировал Вадим Самойлов только что исполненную группой песню «Легион» (видеозапись концерта «10 лет жизни» в СК «Олимпийский», 21 февраля 1998 года).
146
ния темы наркотиков сквозь призму эсхатологического мифа в «Звёздном гестапо» (1996);
- самопародийная интерпретация (пастиш) культуры германского нацизма в сольном альбоме Г. Р. Самойлова «Маленький фриц» (1990).
Во-вторых, дистопийная семантика образа пловцов и вооружённых дельфинов органично вписывается в представление философов атеистического экзистенциализма о том, что любое общество, включая демократическое, является антиутопийным, поскольку социализация личности почти всегда сопутствует смерти её экзистанса, то есть лишает человека возможности реализовать свой глубинный личностный потенциал1. В свою очередь, общеизвестным является тот факт, что философия рок-культуры, рок-н-рольное мировоззрение в основе своей опирается на труды представителей атеистического экзистенциализма - Ж-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера и др. [6, а 178; 8, с. 177-178]2, а также прозу битников3, которые, в свою очередь, имеют общий генетический корень - неклассическую философию Ф. Ницше [12, а 702].
Однако концептуальная и жанрово-стилевая составляющие клипа «Два корабля» не ограничиваются неклассической философией, модернистским искусством и представляют собой именно постмодернистскую интерпретацию культуры декаданса. Так, герои-декаденты здесь плавают и устремляются ввысь в образе самых обыкновенных спортсменов-ныряльщиков. Ценностная, смысловая оппозиция «личность художника -толпа», характерная для искусства классического модернизма [10, а 259], в клипе уже отсутствует - перед нами «демократическая» версия декадентской культуры, характерная для постиндустриальной эпохи и искусства постмодернизма. Как отмечает Жан Бодрийяр, один из основоположников постмодернистской философии, человек перманентно существует в «гиперреальности симулякров» (концепция мира), поэтому его личность изначально и навсегда лишена идентичности (концепция личности) [3]4. Данный посыл, основополагающий для классического по-
1 Вероятно, эта же концепция прослеживается в таких текстах, как «Тошнота» (1939) Ж.-П. Сартра и «Посторонний» (1942) А. Камю. Одна из наиболее самобытных интерпретаций этой концепции в современном кинематографическом искусстве - фильм Л. Хадзихалилович «Невинность» (2004), по повести Ф. Ведекинда «Mine-Haha» (1903).
2 Редкий, но менее интересный феномен представляет собой русская религиозная рок-поэзия: избранная лирика А. Н. Башлачева, Ю. Ю. Шевчука, Б. Б. Гребенщикова и др.
3 См. об этом: докум. фильм Дж. Албериена «Nine Hundred Nights - Big Brother and the Holding Co. with Janis Joplin» (2001); интервью Тома Уэйтса для Бельгийского ТВ от 28.09.1977 г. и др.
4 Аналогичное преломление концепция Бодрийяра получает в клипе Александра Солоха для песни «Ариведерчи» рок-группы «Земфира» (1999; образ человека, лишенного лица), что существенно углубляет семантику текста Земфиры - делает его своеобразной постмодернистской интерпретацией «Welcome to machine» («Pink Floyd», 1975). См. также тему инфляции образа лирического героя в таких постмодернистских видеоклипах, как «Гарсон № 2» (1995) А. Л. Кайдановского для группы «Аквариум» и «Knives out» (2001) М. Гондри для «Radiohead». В этом же контексте мне представляется уместным вспомнить о реактуализации мифа об андрогине в тексте В. Г. Бутусова «Настасья» (2000).
147
стмодернизма1, получает в работе Виктора Конисевича следующее преломление. В начале клипа пловцы меняют свои лица всякий раз, когда окунают их в воду: один пловец исчезает и его заменяет другой - это как бы один и тот же человек.
Что осталось от «я» этих ныряльщиков, взлетевших из тёмного дельфинария, и в какой вымышленный мир Идеала-декорации попадут все эти люди? Думаю, это жестокая, красивая декадентская самоирония - в лучших традициях Ш. Бодлера, О. Бёрдсли, О. Редона, А. Шёнберга, В. Брюсова, З. Гиппиус, раннего Мики Рофу...
И конечно же, среди взлетевших спортсменов угадывается Арлекино (первый из взлетевших - человек с нарочито утрированной мимикой, застывший в искривлённой, нехарактерной для ныряльщиков позе) - шут и злой клоун - сквозной герой в искусстве декаданса. Любопытный комментарий к этому образу даёт сам автор клипа2: «Пловец-спортсмен, это, видимо, я. Не смог отказать себе в удовольствии поплавать с дельфинами. Там 3 актёра: Вячеслав Разбегаев (думаю, Вы его узнали), Щ Инкогнито и я. Что касается мотивов декаданса - это вопрос трактовки. Я его точно не закладывал. Но, если в Вашем восприятии это считывается так, - никаких возражений. Такая трактовка лишь подтверждает тезис "Пусть расцветают сто цветов и соперничают сто школ"...».
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что видеоклип Виктора Конисевича для песни «Два корабля» рок-группы «Агата Кристи» ориентируется на следующую жанровую доминанту: баллада - с характерным для неё типом конфликта: «человек и судьба». Конфликт этот предполагает только бытийную (не бытовую) основу: стремлению человека обрести мир счастья, романтического идеала как трансцендентной категории препятствует злой рок. Тем не менее концепт рока, злой судьбы в работе Вик-
1 Именно органичное единство концепции мира и концепции личности в жанровой структуре произведения искусства, литературы определяет его целостность как художественной системы [9]. Данный эстетический принцип не теряет своей актуальности и сегодня: он позволяет отграничивать постмодернистское искусство, литературу (как элитарную его версию - необарокко, так и примитивистскую - соц-арт, концептуализм) от сугубо коммерческих текстов, ориентированных на квази-синтез романтической концепции личности с постмодернистской концепцией мира и тем самым реактуализирующих жанр комикса о супермене, игнорируя, при этом, базовые для постмодернистской философии и эстетики принципы самоиронии и самопародии: «Жизнь насекомых» (1993), «Чапаев и Пустота» (1996) В. Пелевина, «Матрица» (1999) братьев Вачовски и др. В гротескных трансформациях симулякративной реальности такой квази-постмодернистский герой-супермен способен менять социальные роли, подобно маскам, не только сохраняя свое «я», но и извлекая выгоду из своих «сверхчеловеческих» способностей. Грамотно продуманная стратегия лести современному обывателю не только обеспечивает вышеуказанным произведениям культовый статус, но и сближает их с околосектантской и сектантской литературой: «Чайка Джонатан Ливингстон» (1970) Р. Баха, «Философские сказки» (1997) Н. Козлова и др.
2 С разрешения В. Л. Конисевича цитирую фрагмент его письма ко мне от 31.03.2015.
тора Конисевича предполагает весьма глубокое содержание и ориентирован на следующие типы иронии (самоиронии):
- романтическая ирония: идеал невозможно обрести на земле (это относится ко всем представителям искусства и литературы классического романтизма) и даже за её пределами достижимость идеала сомнительна (см., например, финал повести «Крошка Цахес» Э. Т. А. Гофмана);
- декадентская ирония: в чудовищном и безобразном мире земной реальности романтический идеал не только не достижим для человека, но и искажен «заклятьем стен», принимает уродливые формы, поэтому стремление к такому идеалу связано не с романтической аскезой, а, напротив, с деградацией личности или даже смерти человека, но даже в этом случае идеал может оказаться недосягаемым.
- постмодернистская ирония (самоирония, самопародия): мир Идеала не только недостижим - его вообще не существует, как не существует индивидуальности мыслительного процесса. Отсутствие объективной смысловой связи между словом и реалией, которую слово обозначает, превращает любое «знание» в миф, а условность семантики слова делает его пустым знаком, что, в свою очередь, отменяет любые смысловые иерархии между знаковыми системами и, наконец, превращает семиосферу в одну большую «отсутствующую структуру» [18]. Всё, что остается у человека -это слова и возможность свободно играть словами.
Однако «гиперреальность симулякров» не отменяет базовых потребностей человека, в том числе его стремления к прекрасному. В свою очередь, сущность постмодернизма всегда амбивалентна. Тотальной зависимости человека от мира симулякров пропорциональна не только абсолютная свобода игры, но и отсутствие у нас уверенности даже в том, что трансгрессия (преодоление мировой культурой «гиперреальности симу-лякров») невозможна. Если греческий философ Сократ мог быть уверен, по крайней мере, в том, что он «ничего не знает», то постмодернисты оказались лишены и этой последней уверенности:
всё на свете - загадка и враки а над нами бушует гроза [5]
Вот почему классики мирового постмодернизма не просто играют с концептом трансгрессии (Откровения, чуда) - порой они даже намекают, что рука об руку с такой игрой идёт «чудо подлинное», которое может совершиться «на самом деле» и «в любой момент»1.
1 См. концептуально взаимоисключающие друг друга вступления к третьей и шестой главам в книге И. Кальвино «Невидимые города» (1972); см. также роман Саши Соколова «Между собакой и волком» (1980): главу 8-ю (притча о нежданном урожае, концептуально противоположная библейской притче о ветхих мехах и молодом вине) и главу 18-ю (концепт весны).
Об амбивалентной природе феномена трансгрессии писали и классики постмодернистской философии: «Трансгрессия радикально порывает с презумпцией линейно понятой преемственности, открывая (наряду с традиционными возможностями отрицания и утверждения в
149
Именно эту ситуацию близости чуда, трансгрессии, то есть достижения лирическим героем (героями) «Агаты Кристи» мира Идеала моделирует Виктор Конисевич. Насколько такое чудо возможно? - балладный конфликт произведения остаётся неразрешённым, а финал - открытым.
Литература
1. Барковская Н. В. Апология Хаоса в русском символизме [Текст] / Н. В. Барковская // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития / отв. ред. Н. Л. Лейдерман. - Екатеринбург: УрО РАН, УрО РАО «Словесник», 2005. - Кн. 1. Новые художественные стратегии. -С. 87-119.
2. Белый А. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай - М.: Издательство «Республика», 1994. -528 с.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр / Пер. О. А. Печенкиной. - Тула: Издательство «Тульский полиграфист», 2013. -204 с.
4. Геллер Л. К вопросу о системах, или возможна ли экология литературы? [Текст] / Л. Геллер // Литературное произведение как литературное произведение / ред. А. Маймискутовой - Быдгощ: Издательство Ун-та им. Казимира Великого, 2004. - С. 69-87.
5. Гуницкий А. А. Пой лира [Электронный ресурс]: Текст песни / А. А. Гуницкий // Забирай: сайт. - Режим доступа: http://www.zabirai.ru/akkordi.php?id=114724 (дата обращения: 01.04.2015).
6. Капрусова М. Н. К вопросу о вариантах функционирования модернистской традиции в русской рок-поэзии [Текст] / М. Н. Капрусова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 4. - С. 178-186.
7. Капрусова М. Н. От Вертинского к «Агате Кристи»: лики постмодернизма [Текст] / М. Н. Капрусова // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 2. - С. 113-120.
8. Козицкая Е. А. Субъязыки и субкультуры русского рока [Текст] / Е. А. Козицкая // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 5. - С. 169-189.
9. Лейдерман Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности [Текст] / Н. Л. Лейдерман // Проблема жанра в англо-американской литературе (XIX - XX вв.): республ. сб. / Свердлов. гос. пед. ин-т. - Свердловск, 1976. - Вып. 2. - С. 3-27. - (Научные труды; сб. 280).
10. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература [Текст] / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий - М.: Издательство «Эдиториал УРСС», 2001. - Кн. 2. Семидесятые годы (1968-1986). - 288 с.
логике "да" и "нет") - возможность т.н. "непозитивного утверждения": как пишет М. Фуко, фактически "речь не идёт о каком-то всеобщем отрицании, речь идёт об утверждении, которое ничего не утверждает, полностью порывая с переходностью"» [12, с. 1089].
150
11. Липовецкий М. Н. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых [Электронный ресурс]: Электронная статья / М. Н. Липовецкий // НЛО. - 2005. - № 73. - Журнальный зал: сайт. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/li27.html (дата обращения: 01.04.2015).
12. Можейко М. А., Грицанов А. А. Всемирная энциклопедия: Философия [Текст] / М. А. Можейко, А. А. Грицанов / гл. науч. ред. А. А. Грицанов - М.; Минск: Издательство «Интерпрессервис», «Книжный Дом», 2001. - С. 1312.
13. Ницше Ф. Казус Вагнер [Текст] // Ницше Ф. Полное собрание соч.: В 13 т. - М.: Издательство «Культурная революция», 2012. - Т. 5. - 480с.
14. Пригожин И. Р. Кость еще не брошена [Текст] / И. Р. Пригожин // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М.: Издательство «Прогресс-Традиция», 2002. - С. 15-21.
15. Толмачёв В.М. Декаданс [Текст] / В.М. Толмачев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. А.Н. Николюкин. - М.: Интел-вак, 2001. - 1600 с.
16. Уфимцева Н. П. «Мертвецы хотят обратно»: Семантика смерти в альбоме «Майн кайф?» группы «Агата Кристи» [Текст] / Н. П. Уфимцева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - Вып. 5. - С. 79-86.
17. Феллини Ф. Делать фильм [Текст] / Ф. Феллини / пер. с ит. и ком-мент. Ф.М. Двин - М.: Издательство «Искусство», 1984. - 287 с.
18. Эко У.Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко / ред. М.Г. Ермакова, пер. А.Г. Погоняйло и В.Г. Резник. -М.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432с.
19. МАитШ РОМРШШ: Введение в наутилусоведение [Текст]. -М.: ТЕРРА, 1997.