Парусимова Н.И.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» [email protected]
ПОСТКРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Исследуются причины сжатия кредитного портфеля в период кризиса. Выявляются внутренние и внешние факторы, которые обусловили сокращение объема кредитования реального сектора экономики. Обосновываются пути снижения кредитных рисков, расширения ассортимента и повышения доступности кредитных продуктов, которые удовлетворяют потребности реального сектора экономики в обновлении и расширении производства.
Ключевые слова: кредитование, кредитные продукты, кредитные риски, кредитный портфель, кредитный механизм, кредитная политика.
С 2000 по 2008 год российский банковский бизнес перешел из стадии выживания в стадию стабильного существования. В этот период монетарные власти сконцентрировали свое внимание не на стимулировании развития реального сектора экономики, а на формировании стабилизационного фонда и резервов, которые должны были выступить в качестве «подушки безопасности». Увлекшись созданием резервов и стабилизационных фондов, регулированием денежного предложения и обменного курса, они тем самым ограничили капиталотворческую мотивацию, способствовали созданию «эффекта сжатия» инвестиционного кредита.
В данной среде банковский бизнес сосредоточился на обменно-спекулятивных сделках, забыв о потребностях, обусловленных воспроизводственным процессом. Это усиливало дискретность воспроизводственного процесса, тормозило переход банковской отрасли из стадии выживания в стадию развития. Банковское дело России деформировалось в транзитивную банковскую модель с узким, однотипным набором продуктов, ориентированных не на создание новой стоимости, а лишь на ее обмен и перемещение. В итоге банковский бизнес из кредитно-обменного состояния трансформировался в спекулятивное, что усилило разрушение его корпоративных связей с реальным сектором экономики. Для крупного российского бизнеса стали более привлекательными и доступными услуги западных банков, а не российских, что в конечном итоге также способствовало возникновению кризисной ситуации, зависимости российской экономики от дешевых внешних кредитных ресурсов.
Следовательно, кризис 2008 года - это глобальная и сложная рецессия, обусловленная множеством как внутренних, так и внешних
1 Доходность по валютным операциям составляла 250%.
причин и следствий: состоянием мировой экономики, снижением цен на энергоносители, превалированием спекулятивной мотивации, отвлекающей ресурсы из реального сектора экономики. Этот кризис обнажил причины «болезни» российской банковской сферы, которые удавалось скрывать в условиях доступа к дешевым западным кредитным ресурсам.
До кризиса значительные доходы банковского бизнеса формировалась за счет игры на курсах с ценными бумагами и вложений в бивалютную корзину1. Лишившись доступа к внешним ресурсам и этих доходов, российские коммерческие банки должны были в 2009 году переключиться с рынка ценные бумаги/валюта на рынок депозиты/кредиты. Однако рынок кредитования реального сектора экономики продолжал сжиматься по целому ряду причин.
Кризис 2008 года, начавшись со сферы обращения, стал перебираться в сферу производства. Произошел спад продаж, вырос спрос на кредит сверх обычного уровня, чтобы расплачиваться по возросшим обязательствам. Повышенный спрос на кредитные продукты и более рискованные условия кредитования обусловили рост ставки процента. Оказавшись в затруднительном положении, первоклассные заемщики трансформировались в проблемных клиентов банка. Ряд банков, ориентированных на спекулятивную мотивацию и проводивших рискованную кредитную политику, также оказались в затруднительном положении и свернули свои кредитные программы.
Лишившись доступа к дешевым западным ресурсам, российские банки стали осваивать рынок депозитов. Однако в структуре их депозитного портфеля преобладают краткосрочные сберегательные вклады, которые могут быть лишь средством пополнения текущей ликвидно-
сти и не позволяют производить инвестиционные кредитные продукты, нацеленные на развитие реального сектора экономики. Поэтому портфель кредитов российских банков продолжает сжиматься и упрощаться как по сравнению с советской моделью кредитного дела, так и по сравнению с кредитными рынками развитых стран.
По сравнению с дореволюционной Россией на кредитном рынке отсутствуют подтоварные, онкольные ссуды, ссуды по специальному текущему счету, рамбурсные и дисконтные ссуды. Из долгосрочных кредитных продуктов на кредитном рынке современной России не появились ипотечные земельные кредиты, поручительские и кредиты на реализацию программ правительства. По сравнению с советской моделью кредитования не стало кредитных продуктов, связанных с авансированием стоимости (кредиты по обороту), расчетно-платежных кредитов, кредитов на восполнение недостатка собственных оборотных средств, отраслевых кредитов. На рынке инвестиций прекратилось оказание услуг по финансированию капитальных вложений, выдача инвестиционных кредитов, кредитов на покрытие затрат строительного производства и др. При этом в преобразовании российского кредитного рынка возник регресс, который проявился не только по функциональному, но и по институциональному признаку.
Сосредоточившись на спекулятивной мотивации, российские банки стали малопривлекательными для сберегателей и инвесторов. Они не обеспечивали кредитно-инвестиционного эффекта мультипликации, необходимого для экономического роста российской экономики, что также обусловило возникновение экономического кризиса.
Как известно, история - это исходный материал для поиска закономерностей и тенденций, а также выявления специфики развития событий в банковском бизнесе. В дореволюционной России и советской нэповской России государству с помощью «кредитного якоря» удалось преодолеть кризис и запустить экономику. В настоящее время российский кредитный рынок характеризуется высокими кредитными рисками и отсутствием механизма их хеджирования, нестабильной бизнес-средой, отсутствием доступа к среднесрочным и долгосрочным ресурсам, отягощенными условиями кредитования. В этих условиях запуск «кредитного якоря», способству-
ющего восстановлению и развитию разрушенных связей реального и финансового секторов экономики в России, пока невозможен.
На наш взгляд, снижение кредитных рисков, повышение доступности кредитных продуктов реальному сектору экономики можно обеспечить, с одной стороны, за счет усилий государства и регулятора рынка, а с другой - за счет мер, предпринятых субъектами кредитной сделки, то есть кредиторами и заемщиками.
Помощь государства должна состоять в обеспечении «правил игры» и их неукоснительном соблюдении всеми участниками кредитного процесса, невзирая на лица. Государство может обеспечить замещение снижающихся доходов совершенствованием антимонопольной политики, коренным изменением тарифной политики, стимулированием развития новых производств, повышением конкуренции, выплатой социальных пособий и вводом налоговых льгот для некоторых категорий заемщиков.
Стимулирования экономического развития можно также достигнуть, оказывая поддержку банкам, инвестирующим в производство, в развитие малого и среднего бизнеса, который мобильнее и потенциально может быть локомотивом любой экономики. Регулятор может влиять на банки через систему управления, налогообложения, денежно-кредитную политику, политику государственной поддержки. При этом антикризисная политика регулирования и государственной поддержки должна концентрироваться на решении не столько текущих задач, сколько на проблемах долгосрочного развития.
Опираясь на свой исторический опыт, а также на опыт зарубежных стран, государство может на долевых началах с банками и другими финансовыми посредниками, держателями «длинных» денег, финансировать проекты, нацеленные на создание новой стоимости. При этом необходимо обеспечить прозрачный доступ к долгосрочным кредитным ресурсам всем банкам, которые смогут их эффективно использовать на решение стратегических, инновационных задач. Предоставляя коммерческим банкам доступ к долгосрочным кредитным ресурсам в обмен на принятие ими кредитных рисков по кредитованию каждого конкретного проекта, способствующего развитию экономики, власти смогут эффективно развивать государственно-частное партнерство. Поставляя долгосрочные ресурсы на кредитный рынок, го-
сударство создаст платформу для взаимодействия с банками, а банки, принявшие решение об участии в проекте, должны в ответ обеспечить целевое использование инвестиционных кредитов, качественное управление кредитным портфелем, структурирование и обслуживание кредитных рисков. Равноправный доступ к проекту всех финансовых посредников обеспечит преимущество в виде дополнительной конкуренции, а значит, эффективности и прозрачности проекта софинан-сирования. При этом банки - участники проекта софинансирования должны быть надежными, честными, предсказуемыми и эффективными партнерами и агентами государства, а их гарантией будут принятые обязательства по возврату долгосрочных ресурсов государству в срок, установленный договором.
Надежности бизнес-среды может способствовать повышение прозрачности и принятие мер по борьбе с неопределенностью. Меры пожарного характера, которые наблюдались во время кризиса 2008 года, должны смениться системным, стратегическим подходом. Кризис показал, что старые методы управления российской экономикой и их ориентиры на развитие сырьевого сектора больше не срабатывают. Необходимы крупные преобразования по созданию диверсифицированной экономики, которая повысит стабильность и прозрачность бизнес-среды и создаст условия для перехода от отягощенного залогового кредитования, удовлетворяющего краткосрочные, текущие потребности, к производству кредитных продуктов, нацеленных на создание новой стоимости.
Со стороны банков следует принять упреждающие меры по предотвращению кредитных рисков, освоить новую культуру управления рисками, которая сможет компенсировать падение доходов. Снижение кредитных рисков, выбор надежных и перспективных заемщиков, повышение качества кредитного портфеля кредитора сможет обеспечить тщательно проведенный анализ финансового состояния потенциальных заемщиков.
Анализ банковской деятельности в 2009 году показал, что, лишившись легких денег, российские банки начинают больше рассчитывать на себя и стали проводить консервативную сбалансированную политику, направленную не на
рост объемов кредитования и рост доли рынка, а на улучшение качества кредитного портфеля, улучшение структуры банковского капитала.
В период значительного сокращения доли рынка банки начали, с одной стороны, агрессивно продвигать свои продукты, а с другой -сворачивать свой бизнес из-за роста плохих долгов, непрофильных активов и ужесточения условий кредитования. Подобная стратегия российских банков не меняет ситуацию к лучшему. Сокращение кредитования приводит к снижению доходов банка, но качество их кредитного портфеля при этом не улучшается.
На наш взгляд, консервация банковского бизнеса может вызвать потерю клиентской базы, поскольку при депрессивном рынке трудно привлечь новых клиентов. Кроме того, в замороженном состоянии деморализуется команда банка. Консервация - это отказ от борьбы, добровольная сдача позиций конкурентам. Чтобы выйти из кризиса, банку надо находиться в активном состоянии, то есть «быть в форме», получая убытки, видя реальные риски, учиться управлять ими. Поэтому следует развернуть масштабную кредитную программу, привлекая клиентов от банков, свернувших кредитную деятельность. Надо изменить структуру кредитных продуктов, поддерживать приемлемое качество кредитного портфеля за счет более основательного отбора заемщиков и тщательного проведения кредитного анализа.
На наш взгляд, менеджерам банков следует детально анализировать кредитный портфель своих корпоративных клиентов по отраслевой привлекательности, финансовому положению заемщиков, по важности клиентов для банка. Необходимо стремиться к возобновляемости кредитных отношений с заемщиками, т. к. в данном случае снижаются риски и расходы по управлению кредитным процессом. Важно расширять партнерское сотрудничество с предприятиями, отраслями экономики, получающими государственную поддержку, осваивать риск-менеджмент, получивший название «12К»2 на западе.
Сдерживает развитие кредитных отношений также отсутствие эффективного механизма обеспечения возврата выданных кредитов, который включает платонамеренность, платоспособность и платопринуждение. Платонамеренность - это
2 Клиент, класс, коммуникации, контроль, комплексность, климат, концепция, каденция, компетенция, креативность, капитал, капитальные затраты.
желание и обязанность заемщика возвращать долги. Платоспособность определяется финансовым состоянием заемщика, которое обеспечивает своевременное погашение ссудной задолженности кредитору. Платопринуждение предполагает наличие правового сопровождения исполнения принятых обязательств по ссуде.
Анализ функционирования современного кредитного рынка показал, что интересы российских кредиторов в правовом и общественном плане остаются не защищенными. Должники, будь то физические или юридические лица, часто не осознают, что по долгам неминуемо надо платить. Сложившаяся точка зрения, что во время кризиса долги платить не надо или кому-то должны быть сделаны послабления, порочна и снижает элемент платонамереннос-ти в системе обеспечения возврата долга.
В условиях кризиса обозначилась не только проблема снижения платонамеренности заемщиков, но также обострилась проблема платоспособ-ности. В 2009 году корпоративные заемщики платят по ссудам в три раза хуже, чем физические лица. Бурный рост «плохих» долгов наблюдался во втором квартале 2009 года. По оценкам ряда экспертов, ожидается увеличение просроченной ссудной задолженности в конце 2009 года.
На фоне роста невозвращенных кредитов срочно требуется создание эффективного механизма платопринуждения, который включает правовую базу, работу судов и судебных приставов, управление непрофильными активами, обусловленными залоговыми кредитами, которые занимают в портфеле российских банков лидирующее положение. Мешают эффективной работе системы обеспечения возврата кредитов сохраняющиеся проблемы фиктивных банкротств и вывода активов.
В условиях кризиса обострилась проблема управления залогом, продать который стало кредитору невыгодно или невозможно. На балансе банков растут непрофильные активы. Некоторые банки пошли на создание инфраструктуры по управлению непрофильными активами, но это повышает издержки и поэтому доступно не всем
банкам. Некоторые воспользовались услугами профессионалов по управлению недвижимостью или передают непрофильные активы на аутсо-ринг. Более дешевый способ - это вообще отказаться от залоговых кредитов, которые носят компенсационный характер, не позволяя оперативно удовлетворить потребность в ссуде, и перейти к неоклассическим и джентльменским кредитным продуктам, обладающим не только потенциалом роста, но и достаточной «критической массой» качественного преобразования как банковской отрасли, так и экономики в целом.
Стратегия банка в условиях кризисной среды должна быть нацелена на сохранение капитала, высокое качество кредитного портфеля, а также разумное соотношение доходов и издержек. Возможен умеренный рост по отдельным направлениям банковского бизнеса, консолидация как внутри банковского сектора, так и с другими формами финансового посредничества, перераспределение рынка в пользу банков с государственным участием, например временное вхождение государства в капитал частных крупных банков через покупку привилегированных акций.
Кризис имеет и положительные стороны. Он приводит банковскую сферу экономики в соответствие с реальным сектором. Формирует новые элементы и связи. В процессе преодоления кризиса оформляются новые отношения и институты. Он обусловит консолидацию бизнеса через слияния и поглощения, развитие деловых отношений, сокращение зависимости от заемного капитала и сокращение издержек.
Считаем, что на период кризиса рост государственно-частного партнерства закономерен. Кризис доверия можно преодолеть, развивая субординированные кредиты, предоставляя государственные и негосударственные гарантии при кредитовании предприятий, участвующих в создании новой стоимости. Также следует стабилизировать фондирование банков. Думается, это позволит заложить основу для новой модели банковской системы, в меньшей степени зависящей от внешнего фактора и нацеленной на развитие реального сектора экономики.
Список использованной литературы:
1. Дериг Ханс Ульрих. Универсальный банк - банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже веков. Пер. с нем. - М.: МО, 1990. - С. 384.
2. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», №40-ФЗ от 25 февраля 1999 г.
3. Федеральный Закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», №175-ФЗ от 27 октября 2008 г.
Parusimova N.I. POSTCRISES DEVELOPMENT OF CREDIT BUSINESS IN RUSSIA
The reasons of pressing of a credit briefcase at the period of crises are researched in this article. Internal and external factors which stipulate for increase of crediting volume of the real sector of economy are revealed here. The author proves the ways of credit risks decrease, assortment widening and increase of credit products accessibility which satisfy the needs of real sector of economy at renewal and widening of production.
Key words: crediting, credit products, credit risks, credit briefcase, credit mechanism, credit policy.
Сведения об авторе: Парусимова Надежда Ивановна, доктор экономических наук, профессор Оренбургский государственный университет, почетный работник ВШ, 460018, Россия, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 37-24-71, e-mail: [email protected]