ПОСТКИОТСКАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ
В статье на основе анализа глобального баланса потоков углекислого газа составлен национальный баланс, из которого следует, что России для развития национальной энергетики, ориентирующейся на сжигание органического топлива, хватит углеродабсорбирующих способностей ее лесов без внедрения дорогостоящих углеродпоглощающих технологий до конца столетия.
Климат изменяется естественным образом, однако Всемирная метеорологическая организация, признавая явление потепления климата, указывает как на установленный факт, в основном, на его антропогенные причины. Усилия ООН, направленные на решение проблемы изменения климата, перешли на новый уровень. В декабре 2005 г. (Монреаль) 189 Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), затем в мае 2006 г. (Бонн) делегаты 165 Сторон Конвенции на Конференции ООН по изменению климата обсуждали, как в дальнейшем усилить международную кооперацию, позволяющую снизить выбросы парниковых газов и ослабить негативные воздействия климата. Очередная Конференция ООН (Найроби, 6-17 ноября 2006 г.) началась с призыва к безотлагательным действиям и с жесткого предупреждения о том, что изменение климата скоро может стать одной из величайших проблем в истории человечества.
Торговля выбросами парникового газа, которая предусматривает выдачу разрешений на их продажи и покупки, рекламируется как прибыльное мероприятие в рамках рыночной экономики; при этом вполне естественно предусматривается, что издержки должны оплачивать граждане. Бизнес не является ответственным за стабилизацию и смягчение климатических изменений и как следствие все больше отстраняется от естественно-научных посылок изменения климата. Тогда как Киотский протокол - регулирующий акт ООН - предписывает государствам не превышать зафиксированных выбросов в атмосферу парниковых газов в целом по стране. Поэтому для реализации этого акта необходимо разработать концепцию совместной деятельности государства и частного сектора.
Президент В.В. Путин признал (3 июля 2006 г., Светлогорск), что Россия не ратифицировала бы Киотский протокол, если бы не было совместной работы в формате «тройки» - России, Франции, ФРГ. За два года до этого был подписан федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». В соответствии с ним Россия взяла на себя обязательство до конца 2012 г. по выполнению количественных показателей эмиссии (выбросов) парниковых газов. Считается, что осуществление Киотского протокола должно способствовать структурной перестройке и модернизации российской энергетики. Вместе с тем российские ученые по-прежнему считают Киотский протокол научно необоснованным, неэффективным для достижения цели Конвенции и вредным для российской экономики. «Академики остались на прежних позициях по Киотскому протоколу» - заявил на пресс-конференции руководитель семинара Российской академии наук по изменению климата и проблемам Киотского протокола акад. Ю.А. Израэль [1].
1 Некоторые положения статьи являются дискуссионными (прим. ред.).
74
В Найроби в рамках дискуссии прошло обсуждение экономических проблем [2], связанных с изменением климата. В одном из сообщений утверждается, что стоимость мер по противодействию изменению климата2 будет гораздо ниже, чем ущерб от последствий изменения климата3. В этой связи многочисленные политики, бизнесмены и общественность требуют проводить антипарниковообразующие мероприятия на уровне личного имущества, хозяйства, транспортных средств, отдельных производителей, предприятий, страны, межгосударственных отношений и в глобальном масштабе.
Признавая актуальность проблемы эмиссии парниковых газов, оценим перспективы развития народного хозяйства России в посткиотский период, сопровождая методические приемы количественными расчетами.
Выбросы в атмосферу СО2
Прогноз эмиссии. Изменение климата тесно связывают с развитием энергетики -рост энергопроизводства, в основном традиционного, предусматривается во всех национальных прогнозах. Человечество на десятилетия становится невольным заложником этой традиции, так как отсутствует какое-либо намерение поступиться экономическим ростом или снижением потребления энергии в пользу общей, планетарной среды обитания.
Величина эмиссии СО2 связана с объемом сжигания органического топлива4. В 1990 г. в России добыто: угля 396 млн. т, природного газа 640 млрд. куб. м (из них 42% экспортировано), нефти 518 млн. т (из них 57% экспортировано). При расчете объемов выбросов коэффициент удельной эмиссии, зависящий от содержания углерода в ископаемом топливе, принимался равным: для угля - 0,756 тС/т у.т., нефти - 0,756 тС/т у.т., природного газа - 0,448 тС/т у.т. В целом годовая эмиссия предприятиями России составила 635 млн. тС (2330 млн. т СО2) [3].
В дальнейших построениях, связанных с энергетикой России, будем исходить из методических положений и расчетов, выполненных в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН (см. [4]).
В настоящее время темпы прироста ВВП в среднем составляют 4,5-5,5%. В десятилетие до 2020 г. намечается среднегодовой рост в 8-10%. В модельных расчетах на перспективу темпы развития российской экономики приняты в 3-4% годовых.
В работе [4] рассмотрены два сценария развития экономики, которые являются огибающими множества экономических и энергетических показателей.
Инерционный сценарий (нижняя огибающая) ориентирован на внутренние возможности развития. Его особенность - акцент на добывающие отрасли. Однако прибыли от экспорта топливной, металлургической и лесной продукции не смогут обеспечить высоких темпов роста экономики, что приведет к снижению роста ВВП; в целом по сценарию возможно увеличение ВВП к 2025 г. в 3,2 раза по сравнению с 2000 г.
Динамический сценарий (верхняя огибающая) основан на допущении, что в ближайшие годы сформируются условия для ускорения экономического роста в
2Ежегодные затраты на стабилизацию выбросов в атмосферу с целью не допустить концентрации СО2 выше 550 ppm CO2 — эквивалента (при существующих 430 частиц на миллион) составят 1% мирового ВВП в случае, если активные действия будут предприняты уже сейчас.
3 При потеплении на 5-60С, которое является вероятным в следующем веке, существующие модели, учитывающие риски резкого и масштабного изменения климата, оценивают потери в размере 5-10% ВВП, а в беднейших странах — выше 10% ВВП.
4Коэффициент пересчета СО2/С = (12+2х16):12 = 3,67.
результате развития обрабатывающих и наукоемких отраслей и что рынок России станет более привлекательным для инвестиций. В этом случае темпы прироста промышленной продукции могут составить 7-8%. Но затем, из-за исчерпания экстенсивных факторов роста и очередного цикла реструктуризации промышленности темпы роста могут снизиться, как и в инерционном сценарии, до 3-4% в год. При этом можно рассчитывать на увеличение ВВП к 2025 г. в 4,5 раза по сравнению с 2000 г.
Особенностью перспективного развития станет опережающий внутренний спрос на первичные энергетические ресурсы рост экономики России. К 2025 г. внутреннее потребление энергоресурсов возрастет в 1,35 раза (по инерционному сценарию) и 1,85 (по динамическому). В структуре энергопотребления по-прежнему будет доминировать природный газ, его потребление увеличится, но доля в совокупном спросе сократится. В это же время следует ожидать заметного увеличения потребления угля на внутреннем рынке.
Оценка выбросов СО2 по результатам модельных расчетов энергопотребления показала, что в течение прогнозного периода (до 2025 г.) они возрастут в 1,3 (1,7) раза по сравнению с исходным уровнем; и этот фактор может существенно повлиять на структуру топливно-энергетического комплекса.
По расчетам, к 2025 г. возможно сокращение выбросов от сжигания жидкого топлива в связи с уменьшением его использования в энергетическом комплексе. Доля выбросов от сжигания природного газа несколько уменьшится, но их объем ощутимо возрастет от сжигания угля. В результате этого структура использования энергоресурсов будет более высокоуглеродной по сравнению с существующей.
Исследованиями установлено, что объема выбросов СО2, регламентированного для России в соответствии с Киотским протоколом на уровне 1990 г., в инерционном сценарии страна достигнет к 2030 г., а в динамическом (намечается, что выбросов будет больше) - к 2015 г. Это позволяет России развивать экономику, не отвлекаясь, по крайней мере в ближайшее десятилетие, на проведение мер по сокращению выбросов СО2. Причин этого несколько: потребление энергетических ресурсов в России существенно сократилось по сравнению с 1990 г.; структура экономики России меняется в пользу отраслей с меньшей энергоемкостью; в современном энергетическом балансе страны доминирует природный газ, при использовании которого выделяется значительно меньше СО2, чем при сжигании угля и жидкого топлива. Однако через десять лет, если будут пролонгированы киотские правила, российские предприятия будут обязаны включиться в международную кооперацию по сокращению выбросов парниковых газов.
Согласно прогнозным расчетам по выбросам СО2, дальнейшее эндогенное (без учета внешних влияний, связанных в нашем случае с учетом затрат на сокращение эмиссии СО2), развитие энергетики России в середине столетия приведет к эмиссии СО2 по динамическому сценарию в объеме 4,6 млрд. т. В дальнейшем традиционный модельный прогноз осложняется, и количественные показатели становятся неопределенными из-за объемов освоения технологических новаций (как правило, новые, более дорогие технологии внедряются с трудом), которые будут определять динамику и структуру энергопроизводства. Вместе с тем в прогнозах до конца столетия допускается в качестве верхней огибающей множества вариантов и такой сценарий развития, который аппроксимируется линейной экстраполяцией модельных расчетов. В таком случае выбросы СО2 достигнут 6,7 млрд. т. Такой подход основан на сохранении привычной модели бизнеса (Ьште88-а8-шиа1), и реалистичность подобного сценария обусловлена достаточным количеством ископаемых запасов в российских недрах.
Управление выбросами СО2. Пока оно не применяется на энергоустановках, но в дальнейшем ощутимо повлияет на конкурентоспособность традиционных электростанций, потребляющих органическое топливо, так как чем больше выбрасывается в атмосферу СО2, тем дороже будет реализация углеродулавливающих мероприятий. (Другие варианты смягчения воздействий предусматривают повышение энергетического КПД и связаны со структурной перестройкой топливно-энергетического комплекса - переходом на низкоуглеродные виды топлива, атомную энергию, возобновляемые источники энергии и т. п., - но это предмет самостоятельных исследований.)
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) подготовила доклад [5], согласно которому радикальным и достаточно изученным способом по сокращению антропогенных выбросов СО2 является их улавливание и захоронение. Для этого на существующих предприятиях необходимо установить дополнительные блоки с целью снижения выбросов СО2 в атмосферу, что потребует немалых средств по отделению, транспортировке и накоплению, а в дальнейшем захоронению (или последующему использованию) СО2.
Блок улавливания отделяет СО2 от дыма скрубберами с органическими жидкими поглотителями. Большинство крупных источников характеризуется 15-процентными концентрациями СО2; система сепарации улавливает 85-95% СО2. Поток с концентрированным СО2 перед транспортировкой обычно сжимают. Существующая технология позволяет избавляться в целом от дыма, закачивая его в землю, но такая технология, главным образом, из-за больших транспортных расходов, менее эффективна. Оценки показывают, что удельные капитальные затраты для станций, работающих на угле, повышаются с 1161^1486 долл./кВт до 1894^2578 долл./кВт; между тем стоимость улавливания равна всего 29^51 долл./тСО2.
Блок транспортировки требуется для доставки отделенного от дыма СО2 до места хранения; перемещение его по трубопроводу, например на расстояние 250 км, обойдется в 1^8 долл./тСО2.
Хранилищами могут быть нефтяные и газовые отложения, глубоко залегающие соленосные формации и не имеющие промышленного значения угольные пласты, а также океанские глубины. Стоимость хранения в соленосных формациях и в выработанных нефтяных и газовых месторождениях оценивается в 0,5^8 долл./тСО2, расходы на мониторинг - 0,1^0,3 долл./тСО2.
В целом система улавливания, транспортировки и захоронения выбросов СО2 повышает стоимость электроэнергии на станциях, работающих на угле, на 43^91%, в то время как стоимость предотвращения выбросов в атмосферу оценивается в 30^71 долл./тСО2. Основной составляющей стоимости являются скрубберы с реагентами, компрессоры и трубы. Широкого применения систем предотвращения выбросов СО2 можно ожидать со второй половины столетия.
Поглощение выбросов СО2
Лесные биоценозы. Как известно, климатические эффекты не зависят от места выбросов С02, но объем и скорость поглощения этих выбросов определяются местоположением, емкостью и ассимилирующей способностью природных объектов.
Поглощают СО2 все природные фитоценозы, в первую очередь - леса, а также тундра, луга, болота, внутренние водные объекты. Леса наиболее изучены из них в качестве резервуаров-хранилищ и стоков-поглотителей СО2.
Лесной фонд России - объект федеральной собственности, представляющий совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательствами. Общая площадь земель лесного фонда в 2003 г. составила 1173,1 млн. га.
Одна из важнейших характеристик цикла углерода - ежегодная чистая первичная продукция экосистемы (NEP - Net Ecosystem Production) - определяется как разность между объемом усвоения в процессе фотосинтеза атмосферного СО2 надземной растительностью (валовая первичная продукция) и той ее частью, которая была затрачена в процессе дыхания (питания) нефотосинтезирующих организмов. Измерить этот процесс можно только на локальной площадке. Величину NEP для больших территорий оценивают расчетным способом по величинам приростов запасов живой и мертвой фитомассы.
Методика расчета годового углеродного баланса лесных фитоценозов имеет свои особенности - величина NEP снижается при эмиссии (потерь) углерода в результате: вывоза древесины, заготовленной в результате рубок; объемов сгоревших во время лесных пожаров древесины и подстилки; уничтожения фитомассы в очагах вредителей и болезней леса; сжигания (и окисления) древесных отходов и потерь на лесосеках, лесовозных дорогах, складах леса; сжигания отопительных дров, заготовленных в лесу.
По материалам доклада Третьего национального сообщения РФ по РКИК, подготовленного в 2002 г.) [3], в 1990 г. леса России вообще были не поглотителями, а нет-то-источником СО2. В сообщении показатели нетто-стока (поглощения) в период 1990-1999 гг. скачкообразно изменяются по величине: от -141,1 до +337,7 млн. тСО2 в год ( -52,8 ^ +126,5 млн. тС/год), причем именно в 1990 г. было минимальное значение. Отрицательное поглощение объясняется превышением эмиссии СО2 при рубках над депонированием углерода в фитомассе. В 1990 г. рубки были велики - в 2 раза больше, чем в конце 1990-х годов. Авторы Сообщения использовали величину депонирования в лесной фитомассе в 1990 г., равную 400 млн. тСО2/год (150 млн. тС/год), что в 1,5 раза ниже, чем по расчетам Международного института леса РАЕН, и почти в 4 раза ниже значений, полученных специалистами ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства и Рослесхоза. Последнее хорошо согласуется с оценкой экспертов ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и IIASA (Международный институт прикладного системного анализа) [6]. В Четвертом сообщении приведена динамика поглощения СО2, которое в некоторые годы было небольшим по величине, а в 2000 г. - отрицательным ([7], см. также [8]).
Хотя научно-информационная неоднозначность углеродного баланса лесов России остается в наших проработках, при оценке депонирования углерода лесами России, используем материалы Национального доклада РФ по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами, подготовленного в соответствии с обязательствами России по Принципам устойчивого управления лесами [9], а также результаты расчетов, приведенных в работе [10].
Прирост фитомассы лесной растительности в 2000 г. (объемом примерно 34 млрд. тС в живой и 17 млрд. т в отмершей растительной органической массе) за год составил 600 млн. тС. Общие потери углерода в результате рубок, лесных пожаров, в очагах вредителей и болезней леса, сжигания отходов и дров составили 107 млн. тС/год. Таким образом, величина чистого стока была положительной, а годовое депонирование углерода в живой и отмершей растительности лесов страны равнялось (600 - 107) 493 млн. тС/год (1810 млн. тСО2/год) (таблица) [9].
Таблица
Динамика углеродного баланса на всей площади лесов России, млн. тС
Показатель 1978 г. 1983 г. 1988 г. 1990 г. 1993 г. 1998 г. 2000 г.
Чистая продукция лесных экосистем (№ЕР) 569 597 582 570 560 598 600
Эмиссия углерода, всего 133 121 135 128 87 95 107
в том числе: рубки леса 72 70 75 66 41 26 32
сжигание порубочных остатков и отходов 34 33 35 31 19 12 15
вредители и болезни леса 16 7 6 7 6 10 12
лесные пожары 2 2 11 15 11 37 19
заготовка дров 9 9 9 9 9 9 9
Углеродный баланс (чистый сток) 436 476 447 442 473 503 493
Одной из причин увеличения КБР является изменение структуры лесов по их возрастным группам. Полтора десятилетия назад углерод почти полностью депонировался молодняками и средневозрастными лесами. За это время леса «помолодели» почти на 6% [доля молодняков и средневозрастных лесов в общей площади лесов увеличилась с 40% (308 млн. га:771 млн. га) в 1988 г. до 45,7% (355 млн. га : 776 млн. га) в 2003 г.]. Рост доли молодняков и средневозрастных групп лесов по отношению к старшим по возрасту лесам происходил на фоне снижения площадей спелых и перестойных лесов.
Расчеты КБР в работе [10] выполнены прямым счетом прироста запасов древо-стоев на основе отчетов лесхозов. Пересчет объемов древесины в углеродные единицы производился с использованием конверсионных отношений (содержания углерода в живой фитомассе к объему древесины) и конверсионных коэффициентов, отражающих соотношение мертвой и живой фитомассы. Результаты этих расчетов корреспондируют с показателями, приведенными в таблице за 1990 г. и 2000 г. и следует вывод - «ежегодное накопление углерода только в российских лесах полностью компенсирует его суммарную промышленную эмиссию». Прогнозные расчеты на 2010 г. определили величину №Р, равную 660 млн. тС (2420 млн. тСО2). Поэтому результаты баланса на перспективу должны быть скорректированы в сравнении с КБР в 2000 г. на величину прироста (660 - 600) 60 млн. тС/год (или 220 млн. тСО2/год).
В качестве основы прогноза воспользуемся методическими положениями и расчетами, изложенными в работах [9, 10]. В этих прогнозных расчетах учтена мировая перманентная потребность в деловой древесине, реальным источником обеспечения которой могут стать российские леса. В лесах России сосредоточено 81,5 млрд. куб. м древесины, и ежегодное ее приращение составляет немногим более 1%. В 2000 г. объем лесозаготовок составил 167,5 млн. куб. м (эмиссия от вырубок, как указано в таблице, оценивалась в 32 млн. тС (или 117 млн. тСО2), что меньше потенциального объема лесопользования в 3,3 раза (560 млн. куб. м : 167,5 млн. куб. м). По достижении к концу столетия предельных объемов вырубки (расчетной лесосе-ки5), что безущербно для состояния лесов, углеродпоглощающий потенциал леса составит (493+60-32х2,3) 480 млн. тС/год (1760 млн. т СО2/год).
К приведенной в работе [10] методике следует сделать некоторые замечания.
5 Расчетная лесосека — установленный объем заготовки древесины при рубках главного пользования, определяемый исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощимого лесопользования.
При вычислении годовых углеродных балансов (чистого стока) относить рубку леса в графу «эмиссия углерода» некорректно, так как NEP снижается не на величину, равную фактическому годовому объему рубок древесины старших возрастных групп (в основном спелых и перестойных лесов, исчерпавших свои способности к дальнейшему накоплению в своей массе углерода), а на размер годовых потерь фотосинтезирующей способности срубленной в лесосеке древесины. Срубленная древесина по мере ее транспортировки, переработки и использования разлагается с выделением СО2. Эта величина (с учетом доли внутреннего потребления лесной продукции и экспорта), а также разложения порубочной и оставляемой на лесосеках древесины должна стать самостоятельной составляющей баланса как источник поступления в атмосферу СО2 и учитываться в балансе наравне с другими источниками его выбросов. В этой связи необходимо провести комплексное изучение лесозаготовительного потенциала лесного фонда и разработать оптимальную стратегию управления им. Нарушенные участки зарастают молодняками, удельная ежегодная продуктивность депонирования СО2 которых составляет более тонны углерода на гектар в течение десятков лет до достижения спелости древостоя, т. е. происходит расширенное воспроизводство карбонных способностей леса - чем больше лесосека, тем больше углероддепонирующая способность нарушенной территории, а значит и леса в целом.
При прогнозе количественных показателей продуктивности леса необходимо учитывать, что сдвиг растительных зон на север будет отставать от смещения границ климатических зон в результате потепления климата [11]. Но за последние годы изменения в лесных экосистемах из-за потепления климата не замечены. Поэтому принимается во внимание, что ожидаемые до конца столетия изменения климата не ухудшат условий произрастания лесов. Более того, рост атмосферной концентрации СО2 может усилить фотосинтезирующую активность растений и соответственно увеличить прирост биомассы.
При использовании в прогнозе методических положений, изложенных в [9, 10], допускается также, что объем расчетной лесосеки и другие показатели в перспективе не изменятся.
С учетом вышесказанного считаем, что используемые для прогноза показатели отражают, хотя и весьма условную, но нижнюю расчетную границу депонирующей способности лесов.
Сложность и трудность оценки углеродного обмена между лесом и атмосферой определяют проблему полного учета вклада лесов в баланс СО2, что крайне необходимо в целях лучшего использования биомов суши в процессе поглощения атмосферного СО2. Отказ от полного учета вклада в баланс потоков парниковых газов естественных лесов, а также других биомов зачастую мотивируется недостаточной изученностью процесса и изменчивостью поглощения СО2 разными биомами. Но такая мотивация не может служить аргументом их исключения из международного переговорного процесса по глобальному изменению климата.
Управление лесовыращиванием. Киотским протоколом признается воздействие лесов на углеродный баланс, но оговорено, что учитываются не объемы лесных ресурсов, а изменения в них запасов углерода в результате деятельности по лесовосстановлению, лесоразведению и сведению лесов, а также ведению лесного хозяйства.
Россия обладает большим лесным потенциалом, а также опытом по развитию проектов Совместного осуществления (в рамках Киотского протокола) в области лесовосстановления и лесоразведения. По данным учета лесного фонда, на 1 янва-
ря 2003 г. не покрытые лесной растительностью земли составляли 105 млн. га, из них фонд лесовосстановления - 33,57 млн. га, в том числе гарей - 25,4 млн. га, вырубок - 3,4 млн. га, погибших древостоев - 1,8 млн. га, прогалин и пустырей -2,9 млн. га. Общий объем депонирования СО2 фондом лесовосстановления оценивается в 84 млн. тС/год (320 млн. тСО2/год) [12]. Однако в настоящее время этот потенциал не востребован.
Нелесные биомы При расчете полного углеродного баланса территории страны необходимо учитывать другие, нелесные биомы - тундровые, луговые, болотные и водные. По оценкам, приведенным в работе [10], вклад в углеродный баланс этих биомов составляет: тундры (включая горные) на площади 366 млн. га - 40 млн. тС/год; лугов (включая степь и сельскохозяйственные угодья) на площади 274 млн. га - 170 млн. тС/год; болот (исключая залесенные) на площади 92 млн. га - 30 млн. тС/год; внутренних водных объектов - 20 млн. тС/год.
Чистая экосистемная продукция (ЫБР) нелесных биомов оценивается в 400 млн. тС/год. Потери определяются в 140 млн. тС/год, главным образом, вследствие потребления фитомассы сельскохозяйственными животными. Таким образом, ежегодная депонирующая способность нелесных биомов примерно 260 млн. тС/год (950 млн. тСО2/год) в виде живой и мертвой фитомассы. Эти достаточно большие величины - одна из причин, побуждающих предпринять усилия по получению научно обоснованных параметров с целью включения этих потоков в углеродный баланс.
Прогноз баланса потоков СО2
Решение любой народнохозяйственной задачи, связанной с природой, должно начинаться с анализа баланса потоков изучаемого вещества и способов управления ими.
Проблема составления научно обоснованного баланса потоков С02 находится только в стадии формулирования, а для принятия решений по его регулированию актуальны глобальные и национальные не только источники, но и поглотители и накопители СО2. Проблема в связи с этим состоит в степени изученности процесса, не позволяющей в настоящее время идентифицировать реальные потоки выбросов природного и антропогенного СО2 в процессе глобальной циркуляции, тем более в пределах России.
Поэтому для решения практической задачи - разложения на составляющие антропогенной эмиссии СО2 России - будем исходить из посылок существующего глобального баланса. Анализ основополагающей статьи Киотского протокола - базового 1990 г. - изложен в статье [11]. Обратим внимание на результат анализа: почти четверть (23%) глобального антропогенного СО2 поглотили экосистемы суши. В такой пропорции будем учитывать в прогнозе российскую составляющую эмиссии СО2.
Допускается, что лесопроизрастание в течение нескольких десятилетий будет происходить в стационарном режиме флуктуации климата последних десятилетий и, по крайней мере, не ухудшится в дальнейшем.
Таким образом, принципиальная задача - выяснить, справляются ли с такой нагрузкой национальные абсорбенты (фотосинтезу безразлично, молекула СО2 чьей страны будет потреблена фитомассой и здесь главное - емкости поглотителей).
Сопоставление динамики составляющих баланса - выбросов СО2 по динамическому сценарию (кривая 1) и поглощения их лесами (кривая 2) (рисунок) показывает, что величина выбросов ощутимо меньше поглощающей способности лесов! Кроме того, количественные показатели настолько разительны, что совершенно
очевидно - только естественных поглощающих ресурсов лесов России хватит до конца столетия для эндогенного развития отечественной энергетики.
Млн. т С02
Рисунок. Динамика выбросов (1) и поглощений (2) С02:
фактические данные выбросов и поглощения;-расчетные данные выбросов,
прогнозируемые на модели;-----линейная экстраполяция модельных
расчетов выбросов; — • — • — • прогноз поглощений российскими лесами
Даже при учете площади «управляемых лесов» по методологии МГЭИК, которые составляют 71% лесного фонда, выводы не изменятся.
Для примера рассмотрим показатели 1990 г.
Леса России полностью поглощали объемы выбросов С02 на ее территории в размере 635 млн. тС/год х 23% = 146 млн. тС/год (540 млн. тСО2), что составляет треть (146 : 443) поглощающей способности лесов. Эти естественные лесные емкости должны и далее «работать» на национальных эмиссионеров СО2.
Анализ базового (по Киотскому протоколу) 1990 г. показывает, что леса России не только полностью «компенсируют» объемы выбросов в атмосферу «собственного» антропогенного СО2, но и «обслуживают» зарубежных эмиссионеров. Леса России ежегодно поглощают выбросы СО2 за пределами ее территории в объеме 1 млрд. тСО2 (443 - 146 = 296 млн. тС/год), что составляет две трети (296 : 443) их поглощающей способности. Такое положение должно измениться де-юре.
На рисунке зашрихованное пространство между двумя кривыми представляет собой те объемы эмиссии С02 зарубежных эмиссионеров, которые ложатся бременем на углеродпоглощающую способность российских биомов. Экономия зарубежными эмиссионерами средств, связанных с отделением СО2 от дыма, его захоронением в объемах 1990-х годов, оценивается фантастической величиной -100 млрд. долл. капиталовложений и 30 млрд. долл. ежегодно6.
6Расчет произведен по следующей схеме. Тепловая электростанция, работающая на угле (мощность 1 млн. кВт при КПД, равном 40%, потери энергии с выбрасываемыми газами в размере 10% при работе 7000 час. в году), выбрасывает в год 7,8 млн. т СО2. Выбросы, которые поглощаются российскими лесами, осуществляют зарубежные электростанции общей мощностью 140 млн. кВт, что составляет несколько процентов общей мощности угольных электростанций в мире. Исходя из стоимости установок и эксплуатации блоков по предотвращению выбросов СО2 в атмосферу и определены вышеуказанные экономические показатели.
Таким образом, вышеизложенное представляет собой методическую основу для получения научно обоснованных количественных оценок баланса с целью международного признания факта использования зарубежными эмиссионерами углерод-поглощающей способности российских биомов (что должно найти отражение в по-сткиотских международных соглашениях) и разработки на правовой основе компенсационных мер по расширенному воспроизводству этой части ресурса в объеме поддержания и увеличения депонирующей СО2 способности лесов.
В противном случае пролонгация Россией Киотских соглашений в их современном виде наложит на отечественную экономику огромное бремя по выполнению необоснованных обязательств.
* * *
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- посткиотские соглашения должны основываться на глобальном и национальных балансах потоков углекислого газа;
- российского естественного фонда поглотителей углекислого газа хватит на развитие традиционной отечественной энергетики более чем на 100 лет;
- в посткиотских соглашениях должен найти отражение факт бесплатного использования международными эмиссионерами российских углеродпоглощающих ресурсов, экономящими на этом огромные средства.
Литература
1. Израэль Ю.А. Пресс-конференция руководителя Семинара Российской академии наук по изменению климата и проблемам Киотского протокола. http://www.rian.ru/society.html
2. Dialogue on long-term cooperative action to address climate change by enhancing implementation of the Convention Second workshop. Nairobi, 15-16November 2006.
3. Третье Национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями
4 и 12 Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата. М., 2002.
4. Некрасов А.С., Синяк Ю.В. Развитие энергетического комплекса России в долгосрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 2004. № 4.
5. Улавливание и хранение двуокиси углерода. Специальный доклад МГЭИК, 2005.
6. Учет поглощения СО2 лесами в Рамочной конвенции ООН об изменении климата. http://accord.cis.lead.org/climate/2005/intro.htm
7. Четвертое национальное сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной Конвенции ООН об изменении климата. Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата. М., 2006.
8. Замолодчиков Д.Г., Коровин Г.Н., Уткин А.И. и др. Углерод в лесном фонде и сельскохозяйственных угодьях России. Товарищество научных изданий КМК, 2005.(РАН, Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов).
9. Национальный доклад Российской Федерации по критериям и индикаторам сохранения и устойчивого управления умеренными и бореальными лесами (Монреальский процесс). М.: ВНИИЛМ, 2003.
10. Филипчук А.Н., Моисеев Б.Н. Вклад лесов России в углеродный баланс планеты. Сборник научнотехнической информации по лесному хозяйству. Лесохозяйственная информация, № 1, 2003.
11. Федоров Б.Г. Экономико-экологические аспекты выбросов углекислого газа в атмосферу // Проблемы прогнозирования. 2004. № 5.
12. Коровин Г.Н. Проблемы реализации Киотского протокола в Российском лесном секторе. Доклад на семинаре Роль механизмов Киотского протокола в развитии лесо- и землепользования в России.