И. П. Лобанкова
Уфимский государственный нефтяной технический университет
ПОСТИЖЕНИЕ ПАССИОНАРНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПРОТОГОРОДА ЧЕРЕЗ МИФ, РИТУАЛ, СИМВОЛ
Сущность пассионарности в культуре протогорода раскрывается в основных способах постижения ее культурного смысла через миф, ритуал, символ, сакральное на примере культуры Аркаима. Пассионарность проявлена в разных предметных формах бытия: на онтологическом сущностном уровне универсалий, на гносеологическом уровне коммуникативной формы языка и мышления, на праксеологическом уровне образно-символической деятельности и материализована в археологических артефактах. Все эти символические программы мышления и деятельности пассионария направлены на становление его природно-культурного единства и универсальности в целостной картине мира.
Ключевые слова: пассионарность, культура, протогород, миф, ритуал, символ, реконструкция.
I. P. Lobankova
Ufa State Petroleum Technological University
(Ufa, Russia)
COMPREHENSION OF PASSIONARITY IN THE PROTO-CITY CULTURE
THROUGH MYTH, RITUAL, SYMBOL
The essence of passionarity in the proto-city culture is revealed in the main ways of understanding its cultural meaning through myth, ritual, symbol, the sacral on the example of the Arkaim culture. Passionarity is manifested in various objective forms of being: on the ontological essential level of universals, on the gnoseological level of the communicative form of language and thinking, on the praxeological level of figurative-symbolic activity and materialized in archeological artifacts. All these symbolic programs of passionary's thinking and activities are aimed at the formation of its natural and cultural unity and universality in the whole picture of the world.
Keywords: passionarity, culture, proto-city, myth, ritual, symbol, reconstruction.
Понятие пассионарность (passio - страстность, энергия) введено в науку Л. Н. Гумилевым [1] как стремление к цели, ради которой рискуют жизнью, импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, природная причина этногенеза. К. Ясперс [10] выявил культурные предпосылки духовного прорыва, открывающего мировую историю в Осевую эпоху. В статье предпринята попытка синтеза двух известных позиций оппонировавших мыслителей: Л. Н. Гумилева и К. Ясперса. Л. Н. Гумилев акцентировал природные истоки пассионарности, К. Ясперс - культурные начала, эпоху Осевого времени. Взаимодействие культуры и природы порождает пассионария - исток этногенеза.
Пассионарность можно рассмотреть в связи с неявным, периферическим, имплицитным знанием М. Полани [7], приобретенным человеком в жизненной практике. Неявное знание проявлено в разных формах, языках культуры (мифологическая партиципация, откровение в религии,
вдохновение в искусстве, философская и научная интуиция) на онтологическом сущностном уровне универсалий, на гносеологическом уровне внутренней, коммуникативной формы языка и мышления, на праксеологическом уровне образно-символической деятельности, опредмечено в материальной культуре. Все эти символические программы мышления и деятельности пассионария выявляют сущностное творческое единство, направленное на достижение единой целостной картины мира.
Пассионарность рассмотрена на примере культуры протогорода Аркаим.
Протогород эпохи бронзы Аркаим (ХХТ—КУШ вв. до н.э.) открыт в степях Южного Зауралья и отнесен к синташтинской археологической культуре, которую ученые связывают с индоиранскими скотоводами. В основании Аркаима два кольца оборонительных сооружений из сырцовых блоков, два кольца жилищ, круговая улица, в центре площадь, вокруг ров и река. Два десятка протогородов подобного типа в округе образуют «Страну городов», признанную всеми специалистами центром культурогенеза степной и лесостепной Евразии [2].
Общепризнанная в науке степная теория локализует прародину индоиранцев в степях Евразии с их последующим переселением в Индию и Иран. Археолог Е. Е. Кузьмина доказала, что «наиболее вероятные предки ариев - создатели памятников Синташта-Аркаим на Урале XXI-XVШ вв. до н.э.» [4, с. 4]. Аркаимско-синташтинская культура - культурный взрыв, пассионарное нарушение исторического процесса, прорыв на более высокий социокультурный уровень развития общества Евразийских степей в эпоху бронзы, где оседлость стала условием жизни, возникли урбанизированные фортификационные протогородские центры, имеющие планировку в форме круга, овала, квадрата.
Философско-методологическая реконструкция культуры Аркаима
В философско-методологической реконструкции бесписьменной археологической культуры необходимо отметить роль философской интуиции.
Реконструкция культуры протогорода Аркаим в рамках предметно-энергийного подхода А. Б. Невелева [6] позволяет обосновать энергийность пассионарности и увязать предметный и энергийный уровни социокультурного бытия.
Энергийность бытия человека - идеализированная, абстрагированная субстанция деятельной способности. У П. Тейяр де Шардена [8] в учении о точке Омега энергийность - универсальная любовь. Энергийно Единое неоплатоников. Предметность - термин Ясперса, «исчезающая предметность» девизионируется, но не исчезает, а универсализируется и дает обозначение всё большему числу отношений и деятельной способности человека. Энергийно понятая пассионарность позволяет увязать предметный и энергийный уровни социокультурного бытия. Методологически ведущую роль играет движение предметной формы по четырем уровням бытия (вещь, деятельность, мысль, предельная универсалия). Предметные формы соответствуют уровням предметной идентичности «Я». Форму предметного мира переводим в форму «Я». «Я» пассионария находится на каждом из четырех уровней бытия и
персональная идентичность в разных предметно-энергийных качествах дает постоянный внутренний диалог «Я» между уровнями в процессе становления пассионария.
Становление универсальности пассионария по четырем уровням бытия:
1) Уровень первой предметности - орудийное вещественное бытие человека - объект, взятый в отношении к средству, энергийность, погруженная в телесно-чувственное бытие человека. Пассионарий идентифицирует себя с предметностью вещественного бытия телесно-чувственного мира. В реконструкции культуры Аркаима - это археологические артефакты культуры Синташта-Аркаим (колесо со спицами, погребальный и производственный инвентарь) - форма опредмеченная в вещественно-предметном бытии, реальное применение относящихся сторон (способ передвижения, сохранения, производства) - восстановление ископаемых объектов на основе содержащейся в них информации - артефакты, дающие информацию о производственной подсистеме предметного мира представлены в музее Аркаима -археологическая реконструкция;
2) Уровень второй предметности - символическое бытие человека, структурирование его бытия с образно-символическим бытием. Пассионарий идентифицирует себя с образным бытием. В культуре Аркаима - это деятельностно-образная реконструкция жизни в границах артефактов (колесница, курган, металлургическая печь-колодец) - образное воспроизведение применения артефактов: а) деятельно распредмеченный уровень вещественной формы, раскодирование запечатленных в артефактах символических образов в заповеднике «Аркаим» (Сарматский курган железного века «Темир», Жилища эпохи энеолита, реконструкция Аркаимского дома, музеефикация раскопа Аркаимского жилища) - историческая реконструкция; б) трансмедиальный образ Аркаима передан через формы искусства: кино (фильм), театр (спектакль, балет), литература (проза, поэзия), скульптура, живопись - трансмедиальная реконструкция;
3) Уровень третьей предметности - знаковое бытие в языке, мышление -словесно-знаковый уровень, свернутая в мысли форма действия с вещью (идеализация, сознание, язык, слово, знак, идея). В культуре Аркаима - это косвенные индоиранские источники - ведические тексты, где слово - высшая творческая сила, способная создавать космос, а мир - результат мысли и слова бога (конструкция Аркаима в форме вары, мандалы, «воплощение структуры крыла птицы в храмово-погребальном комплексе - Большом Синташтинском кургане соотнесено с архетипическим образом горы и птичьих крыльев в погребальном обряде в индоиранских и месопотамских текстах» [3, с. 78]; Вселенское Древо, коренящееся в первозданных водах, связано со священным местом, дерево - источник очистительной влаги, сомы или амриты - напитка бессмертия. В Ригведе птицеподобные гении (гандхарвы) охраняют дерево -источник небесного Сомы, их отождествляют с Ашвинами, Марутами. «Выход подпочвенных вод (колодец, родник) в Большом Синташтинском кургане -мифологические взаимоотношения «человек - вода - гора» в культуре
Синташта-Аркаим» [3, с. 74] (гора около каждого поселения «Страны городов» - символ Мировой Горы, каждое поселение окружено водой - символ Мировых вод)) - сравнительно- историческое языкознание в археологии - лингво-археологическая реконструкция;
4) Уровень четвертой предметности - предельно знаковое бытие, энергийный уровень предельных идеализаций - преодоление предметной определенности мысли, концентрация энергии в предельном знаке - категории бытия, играющей роль линзы. Идентичность пассионария предельной универсалии - бытию - выход на предельную концентрацию энергийности экстатического бытия духа (философствующий в экстазе Парменид, выходящий на категорию бытия, мистический экстаз неоплатоников, суфиев); «Я есть» - потенциальная полнота всех форм деятельности - идентичность с энергией, мощный энергийный напор; дух пассионария собран в слове, голосе, мантре, молитве, ритме и слит с Единым в трансценденции, он объединяет в себе универсальную энергию любви к миру с бытием как таковым (энергийно-пассионарная фаза предельного духовного рождения человека)-кулътурфилософская реконструкция.
Первый и второй предметные уровни связаны с культурой повседневности, которая проанализирована в рамках феноменологического направления гуманитарного знания (Э. Гуссерль, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Р. Гратхофф). А. Шюц [9] определял повседневность как конкретно-исторический и социально-культурный жизненный мир, описал ее через категорию типизации, упорядочивающую пространственно-временную общность. В повседневности жизненный мир постоянно интерпретируется в соответствии с известным опытом.
Повседневность - регулярные практики жизнедеятельности. Один из признаков повседневности - повторяемость соотносится в традиционной культуре аркаимского общества с традициями, ритуалами, регламентирующими его повседневную жизнедеятельность, синхронизируя ее ритм. По шкале пассионарности Л. Н. Гумилева повседневность первых двух предметных уровней соответствует пассионарной фазе благоустроенного предметного бытия обывателя.
Частью опыта повседневности является телесно-предметное (Шюц, Вальденфельс) - непосредственное переживание человеком элементов трансцендентного уровня (божества, духи), которое актуализируется в ритуальных практиках, реконструированных через погребальный обряд (ритуальные предметы-обереги, украшения, оружие, свастика на керамике). Эти орудия вписывают трансцендентное в повседневное и носят инструментальный характер.
Проблема реконструкции повседневной культуры традиционного общества в мифологическом мировоззрении традиционной культуры, а миф не принадлежит сфере повседневного. Это третий и четвертый уровни предметности. События мифа меняют мир, а персонажами являются герои, хотя исторические исследования доказывают, что ритуальные темы древнейших мифов связаны с жизненным циклом и хозяйственной деятельностью людей.
Духовная мифологическая и повседневная бытовая культура Аркаима тесно переплетены.
Пассионарность в мифологическом мировоззрении
К. Ясперс считает, что «мифология, богословие и философия описывают бытие трансценденции... Миф - форма символической коммуникации, а трансценденция - это Бог без Откровения, постигаемый в философской вере через экзистенциальное озарение в «пограничной ситуации», посредством «шифров трансценденции» - это ключ к экзистенциальной коммуникации» [10, с. 33]. Согласно А. Ф. Лосеву, «миф - не изобретение человека, а воплощение жизни; всё в культуре мифологично, а миф - это имя, тождество образа и идеи. Миф не субстанциальное, а энергийное самоутверждение и смысловое явление личности, ее образ, не зависимое от взаимоотношения вечности и времени» [5, с.195].
Энергийность (пассионарность) возникает за счет уменьшения предметной определённости бытия. Мифы создали люди, самые на тот момент продвинутые пассионарии, которые сбросили с себя всю предметную определенность и, соединив в себе природные истоки и культурные возможности, вышли на уровень духа. И энергийность созданной ими вещи, объекта - это плод ритуальной деятельности пассионариев, их образного мышления и концентрации энергии в предельном знаке - категории бытия, которая играет роль линзы.
Строя Аркаим по сюжету мифа, пассионарии в ритуале сооружали архетип космоса. В ритуале пассионарий слит с бытием, природой, Космосом, Богом - выход на предельную концентрацию энергийности экстатического бытия духа, где «Я есть» - потенциальная полнота всех возможных форм деятельности - идентичность с энергией - мощный энергийный напор, когда дух собран в слове, голосе, заклинании, мантре, молитве, которую он ритмично вкладывает в ритуальный объект. И не смысл имеет значение, его вообще в такие моменты нет, поскольку в мистическом экстазе отключено рациональное мышление, но ритм, наполненный энергийной мощью пассионария и его воля, его дух, слившийся с Единым. Затем энергийная мощь космического ритма перенесена на словесно-знаковый уровень мышления, способного выразить ее в языке, слове, знаке, идее, где знак с помощью слова извлекает отношение из относящихся сторон, и оно существует как идеальное - объективная мыслительная форма в сознании. Идею (мысль) пассионарий воплощает в знак (слово), через символ ритуала (действие) в предметность (вещи), которая становится энергийной, обретает имя / символ, содержащее эманацию личности и отражает заложенный мифический образ. Так замыкается герменевтический круг динамики культуры, связанный с трансформацией ее предметной формы от универсалии к мысли через деятельность к вещи (нисходящий апофатический - непознаваемое разумом мистическое Богооткровение), и обратное вертикальное движение от вещи через деятельность к мысли и к универсалии (предельной абстракции) - движение от предметности телесной к предметности, сопряженной с энергийностью (восходящий катафатический -Богопознание по иерархии аналогий тварного бытия Творцу). Так, жертвенный
конь - символ тела (формы) Праджапати (Творящий принцип, Абсолют) единосущностен с Праджапати - мистическое приобщение - не символ высшей реальности, а ее проявление. Плавка металла из руды в аркаимских печах-колодцах, где на дне колодца обнаружены обугленные кости жертвенных животных, принесенных богу Агни, рожденному в темных водах колодца, -символ Золотого Зародыша космогонических гимнов «Ригведы», он рождается в первозданных водах (Космические Воды зачали Вселенную) силой тепла (тапас) космического жара, связанного с Солнцем (Сурьей) и Огнем (Агни), трансформируясь в идею подвижничества и аскезы.
Богопознание в мифологическом мышлении - это помимо коллективного опыта в результате горизонтального энергоинформационного обмена в сообществе, вертикальный энергообмен с Космосом при восполнении сопричастности в мифе через ритуал на сенсорно-перцептивном уровне когнитивной системы. Это связь содержания и личностного смысла пассионария, идентичного с духом в онтической форме - момент реального переживания духовной вспышки, соединяющей с Единым, результатом которой является мысль - самая высокая созидательная энергия. Но венец мысли здесь -не предметная сторона знаний, которые субъективны по форме и объективны по содержанию, а энергийная природа ценностей, которые объективны по форме и субъективны по содержанию. Объективная мыслительная форма создает предметные основания для концентрации жизненных сил, энергии. Объективная природа формы ценностей, которая присутствует в мифе, легенде, несет смысл созидательной энергии, где отражены надежды, воля, достижения народа, и каждый вождь, открытие, бедствие и подвиг облекаются в миф и легенду субъективного содержания.
Духовное устремление коллектива запечатлевает образ истинного, объективного значения, и символ означает мировой знак - язык созидателей мифа и легенды мира, носителей подвига пассионариев. Так, мифологическое мышление - это моделирование мира, позволяющее трансцендировать, выходя за пределы непосредственного бытия, опредмечивать мир собственных значений, смыслов, фиксируя и передавая его в опыте поколений. Эту функцию в мифе выполняет культурный герой - авестийский Йима, построивший вару по указанию бога Ахура Мазды для спасения людей и животных от наступивших холодов (форма Аркаима - аналог вары), или полубог - ведийский Индра, который привел ариев из степей Евразии через Гиндукуш в Индию -пассионарии мифа, являющиеся средоточием этих предельных смыслов, совершающие подвиги во имя общего блага, становящиеся идеальным архетипом - символом трансцендентных смыслов мифа, вносящие эти универсальные бытийственные смыслы и духовные ценности в социум. Миф -способ идентификации с культурным героем, процесс идейно-смыслового, деятельного и предметного освоения мира.
Заложенные в сознании аркаимского пассионария архетипы, проявляясь через символы, выражают принцип Творения: ритуальные вещи в захоронениях элиты: булава - символ духовной власти, каменные фигурки лошадиных голов и топоры, керамические ритуальные сосуды - сакрализация, выход в фазу Духа,
идентичность с высшим для этой культуры духовным состоянием, предельная пассионарная энергийность религиозного, универсально-бытийного уровня.
Так, бытовой уклад степного образа жизни (предметный уровень артефактов), деятельность (энергийность) и мысль (мифологическое сознание) определяют основу пассионарности древних скотоводов степной Евразии. Сущность пассионарности в культуре протогорода Аркаим раскрыта в основных способах постижения ее культурного смысла через миф, ритуал и символ.
Литература
1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М: Айрис-пресс, 2011.
560 с.
2. Зданович Г. Б., Батанина И. М. Аркаим - Страна городов. Пространство и образы. Челябинск: Крокус, 2007. 260 с.
3. Зданович Г. Б., Малютина Т. С. Большой Синташтинский курган -древнейшее храмово-погребальное сооружение степной Евразии. К перспективе исследований // Горизонты цивилизации. 2017. № 8. С. 68-84.
4. Кузьмина Е. Е. Арии - путь на юг. М.: Летний сад, 2008. 558 с.
5. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность / сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. 919 с.
6. Невелев А. Б. Бытие человека: диалектика предметности и энергийности // Вестник Челяб. гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. 2012. № 15 (269). С. 30-34.
7. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. 343 с
8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
9. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С. 53-67.
10. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
References
1. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli [Ethnogenesis and the Earth's biosphere]. Moscow: Ayris-press, 2011. 560 p.
2. Zdanovich G. B., Batanina I. M. Arkaim - Strana gorodov. Prostranstvo i obrazy [Arkaim is the country of cities. Space and images]. Chelyabinsk: Krokus, 2007. 260 p.
3. Zdanovich G. B., Malyutina T. S. Bol'shoy Sintashtinskiy kurgan -drevneysheye khramovo-pogrebal'noye sooruzheniye stepnoy Yevrazii. K perspektive issledovaniy [The Great Sintashtinsky mound is the oldest temple-funerary structure of the steppe Eurasia. To the prospect of research] // Gorizonty tsivilizatsii [Horizons of civilization]. 2017. No. 8. P.68-84.
4. Kuz'mina E. Е. Arii - put' na yug [The Aryans - the way to the south]. Moscow: Letniy Sad, 2008. 558 p.
5. Losev A. F. Mif. Chislo. Sushchnost' [Myth. Number. Essence] / comp. by А. А. Tahoe-Godi. Moscow: Mysl', 1994. 919 p.
6. Nevelev A. B. Bytie cheloveka: dialektika predmetnosti i ehnergijnosti [Being of the person: dialectics of thingness and energy] // Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta [Bulletin of the Chelyabinsk state university]. Series: Philosophy. Sociology. Cultural Studies. Issue 24. 2012. No. 15 (269). Pp. 30-34.
7. Polanyi M. Lichnostnoye znaniye: na puti k postkriticheskoy filosofii [Personal Knowledge: Towards a Post-Critical Philosophy]. Moscow: Progress, 1985. 343 p.
8. Teilhard de Chardin P. Fenomen cheloveka [The phenomenon of man]. Moscow: Nauka, 1987. 240 p.
9. Shyuts A. Struktura povsednevnogo myshleniya [Structure of everyday thinking] // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research]. 1988. No. 2. Pp. 53-67.
10. Jaspers K. Smysl i naznacheniye istorii [The Origin and Goal of History]. Moscow: Politizdat, 1991. 527 p.
Статья поступила в редакцию 05.09.2017 Статья допущена к публикации30.11.2017
The article was received by the editorial staff05.09.2017 The article is approved for publication 30.11.2017