УДК 354
Постиндустриальная модель развития России
БАЖУТИН ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ, инженер, Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия [email protected]
БАЖУТИНА МАРИНА МИХАЙЛОВНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода», Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия [email protected]
Аннотация. В данной статье в обзорной форме рассматривается мегапроект, позволяющий России совершить качественный переход в своем развитии в масштаб седьмого постиндустриального технологического уклада. Важным фактором седьмого постиндустриального технологического уклада является наука «Управление», отличающаяся от понятий «наука управления» и «теория менеджмента», представляющих комплекс мер, стратегий по ведению хозяйства, управленческий инструментарий и т. д. Создание науки «Управление» и производительных сил седьмого постиндустриального технологического уклада - виртуальных технологий и инновационной экономики - составляет содержание мегапроекта. Авторы статьи дают аргументированное обоснование мега-проекта и приводят краткую характеристику указанных производительных сил.
Ключевые слова: мегапроект; мультипликатор; постиндустриальный технологический уклад; производительные силы; наука «Управление»; виртуальные технологии; инновационная экономика; гибридная экономика.
Postindustrial Model of Russia's Development
BAZHUTiN iGOR A., engineer, TogLiatti State University, TogLiatti, Russia [email protected]
BAZHUTiNA MARiNA M., PhD (Philology), Associate Professor, Department of Theory and Practice
of Translation, TogLiatti State University, TogLiatti, Russia
Abstract. The present article reviews the megaproject which enables Russia to fuLfiLL a quality transition in its development to the seventh postindustriaL technoLogicaL mode. The important factor of the seventh postindustriaL technoLogicaL mode is the science "UpravLenie" which is totaLLy different from the concepts "the science of management" and "the theory of management", representing the compLex of measures, househoLding strategies, management instrumentarium, etc. The creation of the science "UpravLenie" and productive forces of the seventh postindustriaL technoLogicaL mode - virtuaL technoLogies and innovative economy - constitutes the content of the megaproject. The authors of the articLe give weLL-reasoned arguments for the megaproject and characterize briefly the indicated productive forces. Keywords: megaproject; muLtipLicator; postindustriaL technoLogicaL mode; productive forces; the science "UpravLenie"; virtuaL technoLogies; innovative economy; hybrid economy.
Достижение конкурентоспособности государства на мировом рынке зависит от стратегического выбора государственного развития. Динамичное развитие обеспечивается в жесткой борьбе посредством конку-
ренции ресурсов (научных, интеллектуальных, материальных и др.) на меньшем числе наиболее перспективных проектов, профессионально отобранных на более ранних стадиях, исходя из стратегического и коммерческого потенциала,
с последующей быстрой успешной реализацией разработок.
Поэтому России необходим мегапроект, цель которого — развитие России в масштабе седьмого постиндустриального технологического уклада (ТУ), а содержание — создание производительных сил этого уклада. Данный мегапроект позволит выработать наиболее рациональные способы реализации экономического эффекта интенсификации общественного производства в интересах решения актуальных социально-экономических задач нынешнего этапа общественно-политического строительства, главные из которых состоят в том, чтобы:
• полнее учитывать социальные аспекты деятельности научных, общественных и экономических комплексов в проектах эволюции и реконструкции государственного развития, создания целевых организационных структур;
• сформировать оптимальное сочетание государственной административно-хозяйственной деятельности в условиях геополитики, государственного подхода к делу с наибольшим учетом особенностей и условий инновационного развития, устранения имеющихся диспропорций функционирования общественного производства и объектов социальной инфраструктуры;
• постоянно держать под контролем административных, хозяйственных и плановых органов проблемы установления общественно нормального уровня интенсификации государственного развития. В то же время важно не допускать нарушения ритмичности динамичных и созидательных процессов и др.
Предлагаемый мегапроект по своей сути является мультипликатором по ряду причин. Во-первых, он определяет предмет инвестиций для XXI в. с экономическим эффектом в триллионы долларов США, во-вторых, это научно обоснованные управленческие технологии, цель которых — упорядочить и развивать информационные и производственные технологии и, как следствие, интенсифицировать производство общественного продукта, в-третьих, при минимальных вложениях (в пределах организационных расходов) ожидается колоссальный рост во всех сферах деятельности страны.
Самый главный же эффект состоит в том, что реализация данного мегапроекта позволит России, с одной стороны, не зависеть от вводимых западными странами экономических санкций и, с другой
стороны, создать с опережением на один (или даже два!) ТУ производительные силы будущего поколения, имеющие в своей основе принципиально новое технологическое ядро. Этот шаг позволит создать новые общественные продукты и новые рынки сбыта, что гарантирует получение той самой монопольной сверхприбыли и дает возможность в короткий срок восстановить производительные силы пятого и шестого ТУ.
Что же представляет собой седьмой постиндустриальный технологический уклад?
Согласно теории смены технологических укладов С. Ю. Глазьева [1], человеческое общество уже развивается в направлении пятого, а в случае с мировыми странами-лидерами — шестого ТУ, производительные силы которых — микроэлектроника, генная инженерия, альтернативная энергетика, информационные технологии, нанотехнологии, наноэнергетика и др. При этом под ТУ понимается не только совокупность производственных технологий, определенных уровнем развития науки, техники и технологий, но и соответствующее устройство государственных систем управления и социальной сферы.
Предпосылки следующего, седьмого, ТУ уже назрели в недрах этих укладов, а именно уход от материального производства в область научных знаний и виртуальных технологий. Эта мысль уже не первое десятилетие обсуждается учеными и воплощается в виде попыток создать терминологию, характеризующую новую парадигму общественного развития: information society (информационное общество), knowledge-based economy (экономика, основанная на знаниях), knowledge management (менеджмент знаний). В лексиконе отечественных ученых1 русский эквивалент последнего понятия применяют к когнитивной области администрирования конкретной организационной структуры. В нашей статье методологически постулируется управление знаниями, ибо управлять можно кем-то или чем-то, причем речь идет не только о семантической разнице словосочетаний, а принципиально ином, новом подходе к пониманию управления не как бизнес-процесса, а как фундаментальной науки, предпосылки создания которой обсуждались ранее [2].
1 Аржанухин С.В. Менеджмент знаний: классический идеал рациональности управленческого поведения. URL: http:// vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/36/ (дата обращения: 04.05.2017).
В настоящее время неоценимый вклад в формирование науки «Управление» вносит ряд ученых, разрабатывающих философию и методологию управления: коллективы Института проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (РАН) [3] и Института философии РАН [4], отдельные авторы и коллективы (А. В. Тихонов [5], В. С. Диев [6], В. И. Маршев [7, 8]) и многие другие. Рефлексия управления о самом себе как жизнедеятельности и способе познания этого взаимодействия говорит о том, что аппарат исследования науки «Управление» уже создан, имеются также философское, социологическое, этическое обоснование и зрелость управленческой мысли. Таким образом, науку «Управление» осталось выделить предметно и институционально. В этой связи с полной уверенностью можно сказать, что наука «Управление», наряду с другими производительными силами седьмого постиндустриального ТУ, должна быть создана в России, что продиктовано осознанием того факта, что вся прибыль сосредоточена в интеллектуальном потенциале человека, его знаниях, высокая рентабельность которых безусловна.
Страны, создающие и экспортирующие инновационные производственные и управленческие технологии, «задают тон» в социально-экономическом развитии всему миру. Именно в «мозговой» части индустриального процесса, по мнению Алексея Байера, экономического обозревателя нью-йоркского журнала Research, «сконцентрирована высокая рентабельность и большая добавленная стоимость... потому что в XXI веке быть производителем товаров — проигрышная позиция»2 по причине того, что «постепенно производство становится все более низкорентабельным занятием»3. Поэтому мы характеризуем седьмой ТУ как постиндустриальный, т.е. следующий после индустриальных циклов общественного развития.
Итак, в соответствии с заявленной целью ме-гапроекта основные производительные силы седьмого постиндустриального ТУ включают:
• науку «Управление»;
• виртуальные технологии (например, технология генерации идей);
• инновационную экономику.
2 Байер А. Мнение: экономическая изоляция приведет Россию к скорой бедности. URL: https://professionali.ru/ Soobschestva/biznes-klub/grozit-li-rossii-ekonomicheskaja-izoljatsija/ (дата обращения: 04.05.2017).
3 Там же.
В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу и приобретает материальную форму с рентабельностью в ряде случаев от 1000% и выше, что подразумевает выделение науки в целом в отдельную отрасль экономики. Колоссальный экономический эффект можно прогнозировать из следующих фактов. По оценкам специалистов, в период с 1989 по 1992 г. из России уехало порядка 10% научных работников (около 75 тыс. человек) [9, с. 164]. При этом ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» оценивались «не менее чем в 3 млрд долл., а суммарные, с учетом упущенной выгоды,— 50-60 млрд долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности» [9, с. 164]. В то же время «...США за счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80-100 млрд долл. в год» [9, с. 164]. При этом указывается, что западные страны сэкономили на эмиграции отечественных ученых «не менее триллиона (!) долларов США, которые им пришлось бы израсходовать на подготовку кадров аналогичного уровня»4. Таким образом, грамотное и адекватно ситуации выстроенное управление научными ресурсами позволит предотвратить экономические потери нашей страны.
На этом фоне создание науки «Управление» в результате многовековой эволюции управленческой мысли не только остановит «утечку мозгов», но и позволит получить сверхприбыль от использования научных ресурсов при правильной организации всех (организационных, административных, социальных, индустриальных и др.) процессов, поскольку все остальные отрасли научного знания эклектичны по отношению к ней.
При этом жизнь человека протекает в макросистеме, состоящей из:
• социальной системы;
• живой системы;
• неживой системы.
Наука «Управление» — это наука о закономерностях, структуре и принципах жизни человека в макросистеме, состоящей из социальной, живой и неживой систем.
4 Зернов В.А. Образование — катализатор экономики? URL: http://spkurdyumov.ru/education/obrazovanie-katalizator-ekonomiki/ (дата обращения: 04.05.2017).
Наука «Управление» является связующим звеном между системами, входящими в макросистему, и обеспечивает ее целостность и упорядоченность. В то же время управление — функция любой организованной системы (биологической, технической, информационной и т.д.), направленная на ее сохранение, упорядочение и развитие для достижения поставленных целей при условии поддержания динамического равновесия с окружающей средой.
Еще одна особенность науки «Управление» заключается в охвате всех сфер человеческой жизнедеятельности: международной, политической, научной, экономической, финансовой, производственной, социальной, духовной и т.д. Создание данной науки возможно благодаря открытию «Периодической таблицы управления и развития»5.
Субъектом научной деятельности выступает человек, а главным объектом управления являются тоже человек и созданные им знания, продукты, технологии и услуги. Все вместе взятое со способами их применения составляет материал для изучения и решения любых задач из любой сферы: духовной, интеллектуальной, материальной, экономической, научной, социальной, производственной и т.д. Начальным этапом любого управленческого процесса является получение и обработка информации для возможности выработки и принятия управленческого решения, исполнения и контроля. При этом науке «Управление» присуще уникальное свойство — обмен субъекта и объекта ролями.
Рассмотрим данное свойство на примере механизма управления организационными структурами, где фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где указанный принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты управления. В общем виде это выглядит следующим образом: в любом взаимодействии субъект управления и объект управления неизбежно меняются местами, поскольку имеет место обмен информацией и в результате в определенный момент осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. Например, руководитель предприятия является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных — отдела
5 Описание «Периодической таблицы управления и развития» представляет собой обширную тему для отдельной публикации. В рамках данной статьи целесообразно только упоминание факта ее открытия.
маркетинга и т.д. В таком случае он уже выступает не только как субъект, но и как объект управления. В свою очередь объект управления, начальник отдела маркетинга, получая то или иное управленческое решение, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Следовательно, в процессе управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. В любых организационных структурах этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную, субъектно-объектную, функцию, а управленческая деятельность является связующим звеном для пространственного и временного взаимодействия элементов системы при достижении общей цели.
Здесь необходимо отметить, что следует избегать понятия «наука (чего?) управления», которое распространено в теоретических и прикладных исследованиях и соседствует с менеджментом, представляющим собой комплекс мер, стратегии по ведению хозяйства, управленческий инструментарий и т.д. Вот почему само словосочетание «наука управления» по своему значению коренным образом отличается от фундаментальной науки «Управление» и обозначает все, что угодно, но только не понятие «наука». Приведем пример: есть наука «математика», но нет такого понятия как «наука математики» и т.д.6
Таким образом, наука «Управление» и управленческие технологии — ключевые факторы глобального значения, борьба за которые не прекращается ни на одно мгновение. Реализация их на практике обеспечивает безоговорочное мировое лидерство в условиях дискретных изменений среды. В данной связи создание науки «Управление» позволит России перейти на новый уровень развития и получить динамичное развитие всех институтов: политических, государственных, научных, экономических, социальных и т.д. Использование научно-практического подхода предполагает выбор оптимальных направлений с применением современных исследований в управлении и технических средств на
6 Авторами статьи готовится цикл публикаций, в которых показывается принципиальная разница между наукой «Управление» и понятиями «наука управления» и «менеджмент».
основе переработки больших объемов информации, помогающих принимать обоснованные решения, с учетом положительных и отрицательных обратных связей, а также исключение всех внутренних и внешних противоречий. При этом наука «Управление» — ведущая производительная сила седьмого постиндустриального ТУ — служит основой для развития и упорядочения других производительных сил: виртуальных технологий и инновационной экономики.
Как указывалось выше, знания стали экономической категорией, а капитализация знаний — одним из важнейших экономических процессов. Знания не существуют сами по себе, а реализуются в виртуальных технологиях.
Виртуальные технологии — это комплекс последовательно выстроенных ментальных действий на основе имеющихся у человека знаний и умений применять их на практике для решения задач любого уровня и сложности: управленческих, производственных, технологических и др. Создание виртуальных технологий основано на целостном видении проблемы, где ключевым фактором является человек и его компетенции. В самом общем виде виртуальные технологии включают:
1) генерирование идей любого масштаба;
2) капитализацию знаний;
3) умение их применить.
Ввиду постоянного экспоненциального увеличения количества информации виртуальные технологии призваны развить у человека способность, благодаря которой он не только учится учиться, но и добывать, фильтровать информацию по критерию полезности, адекватно использовать, а не держать ее постоянно в голове. Основные свойства виртуальных технологий заключаются:
1) в системном подходе для решения деловых вопросов, что необходимо для компетенции и конкурентоспособности организационных структур всех видов и любого масштаба;
2) в принадлежности государству как правообладателю, что является ключевым конкурентным фактором.
Необходимость позиционирования виртуальных технологий как производительной силы обосновывается также с гносеологической и прогностической точек зрения. Научное познание мира всегда выстраивалось и выстраивается на основе прогноза. Несмотря на усложнение общественной
жизни и вероятности ее развития, то, каким образом строится прогноз, играет основополагающую роль при построении модели развития. Это означает совершенствование технологии прогностической деятельности. Исследователи отмечают недостаточность и даже вред предыдущих технологий, основанных на механическом применении парадигм, свойственных естественно-научному мышлению. Уход в виртуальные технологии в миропознании и конструировании моделей общественного развития уже стал очевидным и бесспорным фактом.
Управление задает соответствующий уровень организованного состояния системы и представляет собой определенный ответ суммарного информационного взаимодействия системы при политической, социальной и административно-хозяйственной деятельности, в соответствии с внешними и внутренними условиями и обстановкой, поставленными целями и критериями, определяющими динамику развития системы, направленного на удовлетворение насущных потребностей с учетом как информационного прошлого системы, так и ее будущего. В этой связи можно с уверенностью сказать, что будущее известно.
Итак, человек — носитель научных знаний и виртуальных технологий создает инновационную экономику путем ухода от традиционной схемы — превращения все и вся в товар — с целью скорейшего избавления от товарной формы производства. Оно должно быть таким, чтобы его главный участник — человек — мог бы наилучшим образом генерировать и производить виртуальные технологии и идеи. Более того, инновационная экономика способна разрешить противоречия социально-экономических явлений в существующей экономике, инерционной по своей сути.
Это возможно, если в век обязательных инноваций основной задачей станет эволюционная модернизация российской экономики с целью создания на переходном этапе гибридной экономики с учетом российской специфики и мировых тенденций (деградация индустриальных и социальных институтов различных стран мирового сообщества, крах экономик, падение уровня жизни населения и др.). Гибридная экономика представляет собой систему структур, занимающихся решением вопросов от стратегических до чисто хозяйственных: как должны выстраиваться и взаимодействовать государственные и региональные системы разделения труда при производстве общественных
продуктов? чем стимулировать спрос? каковы порядок, организация и взаимодействие системы расчетов? и многие другие. Поэтому уже сегодня России необходимо приступить к синтезу и созданию гибридной экономики переходного периода. В подавляющем большинстве случаев данная цель для многих стран является недостижимой.
Переход к гибридной экономике, развитие научно-образовательного потенциала, создание возможностей для производства конкурентоспособных материальных и интеллектуальных продуктов, представляющих интерес для мирового сообщества,— вполне реальные для России условия, способствующие ее инновационному развитию.
Инновационные процессы имеют свою специфику. Они отличаются многообразием государственных, региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Анализ условий и факторов, влияющих на инновационное государственное развитие, позволил подразделить их на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов). Надо признать, что, не имея возможности внедрять принципиально новые разработки, многие страны в условиях кризиса ориентируются на простые усовершенствования.
Инновационная же деятельность представляет собой процесс «создания, воплощения и реализации инновации, т.е. она направлена на достижение результата. Им являются новые технологии, виды продукции, услуги, организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого характера, которые способствуют их продвижению на рынок» [10, с. 343]. Инновационная деятельность по своей природе и сути нуждается в постоянном развитии и обновлении, что позволяет создать динамично функционирующее государство, осуществляющее последовательное и направленное движение к достижению поставленных целей с минимальными затратами, высочайшим качеством и в кратчайшие сроки.
В рамках мегапроекта переход в седьмой постиндустриальный ТУ предстает инновацией, а сам переход — инновационной деятельностью. Анализ понятия «инновация» выявил, что в научной литературе оно определяется с разных точек зрения, но точное определение мы находим в работе В. А. Иванова: «Инновация — это коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде
нового или усовершенствованного продукта/услуги, техники, технологии, организации производства, управления и приносящих другие виды эффекта» (выделено нами.— И.Б. и М.Б.) [11, с. 54]. В современных условиях инновации в обязательном порядке должны содержать создание интеллектуальных продуктов и виртуальных технологий, что является новым и перспективным сектором для экономики России.
В условиях современного государственного развития инновации необходимо рассматривать в виде новых открытий, идей и событий, позволяющих преобразовать геополитические, социальные и экономические структуры реальности. В целевом отношении выделяют принципиальные и инструментальные инновации. Нужность принципиальных инноваций заключается в их самоценности. В нашем случае мегапроект «Постиндустриальная модель развития России» является принципиальной инновацией, моделью, включающей в себя создание ключевых факторов седьмого постиндустриального ТУ.
Инструментальные инновации осуществляются с целью создания условий для более легкого внедрения принципиальных инноваций. Следовательно, для динамичного государственного развития необходимы инструментальные инновации в виде создания Министерства инновационного развития, реорганизации существующих структур с перераспределением функционала и многое другое.
Этот шаг позволит перейти к системной реализации принципиальных инноваций — переходу государственного развития в масштаб седьмого постиндустриального ТУ с последующим восстановлением недостающих производительных сил пятого и шестого ТУ.
Необходимость реализации мегапроекта продиктована осознанием того факта, что Россия находится в положении хронически догоняющей страны. Эта ситуация усугубляется такими факторами, как:
1. Экономические и политические санкции, введенные против России в марте 2014 г. западными государствами7.
2. «Хирургические санкции» со стороны США, с помощью которых они рассчитывают лишить Россию доступа к «инвестициям и технологиям
7 Кирилин М. Последствия санкций против России. URL: http://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/posledstvija-sanktsij-protiv-rossii/ (дата обращения: 04.05.2017).
будущего поколения (6-го ТУ. — Прим. авторов), которые необходимы ей для роста»8.
3. Дальнейший прогресс мировых лидеров, которые не стоят на месте. Примером служит взятый китайским руководством курс к переходу от модели «мануфактуры мира» к инновационной постиндустриальной модели9.
Хроническое отставание России выгодно мировым лидерам, и они никоим образом не желают видеть нашу страну в числе преуспевающих и процветающих, ограничивают доступ к инвестициям и передовым технологиям. Такое положение необходимо в корне менять, поскольку любая страна жива изменениями. Высокоразвитые страны стали такими благодаря способности к развитию и адаптации в условиях постоянных изменений во внешней среде. Геополитические изменения и трансформация социально-экономических отношений ограничивают время принятия решений по модернизации и развитию России.
Иными словами, России нужен мощный импульс, позволяющий совершить прыжок в развитии путем создания технологий будущего и тем самым занять достойное место на мировой арене.
Президент Российской Федерации В. В. Путин определил стратегическое направление развития России в долгосрочном периоде:
1. Россия должна стать лидером и глобальным поставщиком в области технологий будущего и продукции нового технологического уклада10.
2. В мае 2016 г. на заседании президиума Экономического совета при Президенте Российской Федерации глава государства поставил задачу изыскать собственные источники роста11.
8 США придумали для России «хирургические санкции». URL: http://www.rosbalt.ru/main/2014/06/20/1282732.html (дата обращения: 04.05.2017).
9 Серебров С. Китай готовится поставить мир на уши. URL: http://www.utro.ru/articles/2012/12/29/1092737.shtml (дата обращения: 04.05.2017).
10 Путин: РФ должна стать поставщиком в области технологий будущего. URL: http://ria.ru/economy/20141208/ 1037209668.html (дата обращения: 04.05.2017).
11 Латухина К. Владимир Путин призвал найти новые
источники роста экономики // Российская газета. Столичный выпуск. 2016. № 6980 (112). 25 мая. URL: https://
3. Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 была утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации12.
Существование любой страны базируется на качестве ее стратегии. При этом обязательна разработка планов развития, включающих в себя степень дифференциации в производстве мирового глобального продукта, место в мировом сообществе и другие аспекты, которые помогут стране добиться мирового лидерства. Понятно, что в условиях непрекращающейся конкурентной борьбы за мировое лидерство любые планы и шаги по поиску и осуществлению прорывных идей и проектов представляют стратегический интерес.
По нашему мнению, для России — это мегапроект по переходу государственного развития в масштаб седьмого постиндустриального ТУ путем создания ключевых факторов, имеющих в своей основе принципиально новое технологическое ядро:
1) науку «Управление»;
2) виртуальные технологии;
3) инновационную экономику.
Таким образом, данный мегапроект является инновационной стратегией, целью которой является формирование сбалансированного сектора исследований, разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, а также превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста, государственного и социального развития.
Золотое стечение обстоятельств позволяет сделать данный шаг уже сегодня, так как научно-практическая деятельность каждого исследователя является вкладом в общее дело, а право собственности и авторство на ключевые факторы седьмого постиндустриального ТУ принадлежат России.
rg.ru/2016/05/25/putin-prizval-najti-novye-istochniki-rosta-ekonomiki.html (дата обращения: 04.05.2017). 12 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449/page/! (дата обращения: 05.05.2017).
Литература
1. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / под ред. академика РАН С. Ю. Глазьева и профессора В. В. Харитонова. М.: Тровант, 2009. 304 с.
2. Бажутин И. А., Бажутина М.М. Наука «Управление» — ключевой фактор седьмого постиндустриального технологического уклада // Методы менеджмента качества. 2015. № 7. С. 34-38.
3. Новиков Д. А. Методология управления. М.: Либроком, 2011. 128 с.
4. Философия управления: проблемы и стратегии / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. В. М. Розин. М.: ИФРАН, 2010. 347 с.
5. Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. А. В. Тихонов. М.: КРАСАНД, 2015. 480 с.
6. Диев В. С. Управление. Философия. Общество // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 35-42.
7. Маршев В.И. История управленческой мысли: учебник. М.: Инфра-М, 2005. 731 с.
8. Маршев В. И. Размышления об истории управленческой мысли // Управленческие науки. 2016. № 1. С. 6-16.
9. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебник. М.: Юристъ, 1999. 368 с.
10. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 340-343.
11. Иванов В. А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. № 2. С. 50-59.
References
1. Nanotehnologii kak kl'uchevoy faktor novogo tehnologicheskogo uklada v ekonomike / pod red. akademika RAN S. Ju. Glaz'eva i professora V. V. Haritonova [Nanotechnologies as the key factor of the new technological mode in economy. Ed. by the RAN academician S. Yu. Glaz'ev and prof. V. V. Kharitonov]. Moscow, Trovant — Trovant, 2009, 304 p. (in Russian).
2. Bazhutin I. A., Bazhutina М. М. Nauka «Upravlenie» — kl'uchevoy faktor sed'mogo postindustrial'nogo tehnologicheskogo uklada [The science "Upravlenie" is the key factor of the 7th postindustrial technological mode]. M'etody menedzhmenta kachestva — Methods of quality management, 2015, no. 7, pp. 34-38 (in Russian).
3. Novikov D. A. Metodologiya upravleniya [Methodology of management]. Moscow, Librokom — Librocom, 2011, 128 p. (in Russian).
4. Filosofiya upravleniya: problemy i strategii / Ros. akad. nauk, In-t filosofii; оtv. red. V.M. Rozin [Philosophy of management: problems and strategies. Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. Ed. by V. M. Rozin]. Moscow, IFRAN — IPhRAS, 2010, 347 p. (in Russian).
5. Sociologiya upravleniya. Teoretiko-prikladnoj tolkovy slovar'/ оtv. red. A. V. Tikhonov [Sociology of management]. Moscow, KRASAND — KRASAND, 2015, 480 p. (in Russian).
6. Diev V. S. Upravleniye. Filosofiya. Obshchestvo [Management. Philosophy. Society]. Moscow, Voprosy filosofii — Philosophy issues, 2010, no. 8, pp. 35-42 (in Russian).
7. Marshev V. I. Istoriya upravlencheskoy mysli: uchebnik. [History of Management Thought: Textbook]. Moscow, Infra-M — Infra-M, 2005, 731 p. (in Russian).
8. Marshev V. I. Razmyshleniya ob istorii upravlencheskoy mysli [Reflections on the history of management thought]. Upravlencheskiye nauki — Management Sciences, 2016, no. 1, pp. 6-16 (in Russian).
9. Avdokushin E. F. Mezhdunarodniye ekonomicheskiye otnosheniya [International economic relationships]. Мoscow, Iurist" — Iurist, 1999, 368 p. (in Russian).
10. Maximov N. N. Teoreticheskiye osnovy innovacionnoy deyatel'nosti [Theoretical fundamentals of innovative activity]. Molodoy ucheniy — Young Scientist, 2013, no. 10, pp. 340-343 (in Russian).
11. Ivanov V. А. Metodologicheskiye osnovy innovacionnogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Methodological basis of the agribusiness innovative development]. Ekonomicheskiye i socialnye peremeny: fakty, tendencii, prognoz — Economic and social changes: facts, tendencies, forecast, 2008, no. 2, pp. 50-59 (in Russian).
ПРЕСС-РЕЛИЗ
8 июня 2017 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ состоится ежегодный Международный круглый стол «СИСТЕМНАЯ ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА, МЯГКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ-2017».
В рамках работы круглого стола ведущие ученые российских и зарубежных вузов, научных организаций посредством нескольких интерактивных онлайн-площадок вузов-партнеров поделятся опытом исследований и результатами своих работ по следующим направлениям:
• системная экономическая теория и реальная практика;
• качество жизни как предмет социально-экономической кибернетики;
• социально-экономические измерения в условиях неопределенности;
• моделирование экономического времени и динамики социально-экономических систем.
Организаторы круглого стола
• Финансовый университет при Правительстве РФ.
• Центральный экономико-математический институт РАН.
• АНО «Институт научных коммуникаций».
• Международная гильдия профессионалов качества.
• Международная академия организационных наук.
• Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества». Информационные партнеры
• Научно-практический журнал «Управленческие науки».
• Научный журнал «Российский журнал менеджмента».
• Научный журнал «Экономическая наука современной России».
• Издательский дом «Научная библиотека».
• АО «Коммерсантъ-Пресс».
• Сетевое научно-исследовательское периодическое издание «Хроноэкономика».
Предусмотрена публикация материалов круглого стола в отдельном томе научно-практического журнала «Экономика и управление: проблемы, решения» (список ВАК).
Регистрация участников: 9.30 Круглый стол: 10.00-18.00 Адрес: Россия, г. Москва, ул. Олеко Дундича, д. 23.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
IÖM1