Научная статья на тему 'Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция'

Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТРОПОПРАКТИКА / ПРОЕКТНО-СЕТЕВОЙ ИНСТИТУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / POSTGRADUATE EDUCATION / ANTHROPOPRACTICE / PROJECT-NETWORK INSTITUTE / PROJECTION / INNOVATIVE EDUCATION / INNOVATION PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слободчиков Виктор Иванович, Игнатьева Галина Александровна

В статье раскрывается концептуальная идея создания проектно-сетевого института инновационного образования как новой институциональной формы постдипломного образования педагогов. Рассмотрена проектно-сетевая модель постдипломного образования педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слободчиков Виктор Иванович, Игнатьева Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postgraduate teacher''s education: anthropological projection

The article is devoted to the problem of modern postgraduate teachers education antropologization. The study is carried out in line with developments of humanitarian anthropopractices aimed at the identification and realization of human potential. ‘Project-network Institute of innovative education’ (a pedagogical project), which have received the status of Federal innovation platform by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, is proposed as a general method of humanitarian anthropopractice construction in conditions of teachers postgraduate education and working out new norms of innovative development of educational organizations. Methodological basis of project-network model for teachers' postgraduate education presented in the paper includes the ideas of the humanitarian and anthropological practice of V.I. Slobodchikov's school, the theory of integrational periodization of the development of subject reality, and new views on the activity as the anthropological category. Technology of design and description of this model is disclosed in four ‘zones’ of open interaction of postgraduate education: problematic (information-analytical) area, the conceptual area in which goals are set, area of goals implementation (i.e. content-technological area), and the resulting area. The article also presents technology of implementation of project-network model for teachers' postgraduate education based on the strategic principles of project activity cooperation, creation of special network structures project-network nodes, which unite together educational organizations on the basis of horizontal relations for the effective transfer and acquirement of network educational knowledge and mechanism of project-network management. Conceptual ideas of postgraduate teachers education antropologization, disclosed in the article, are the basis for the open and constructive dialogue building, where the unique network potential of innovative activity and innovative postgraduate teachers education as the set of educational anthropopractices of ‘growing human in man’ are born and developed

Текст научной работы на тему «Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция»

В. И. Слободчиков

(Москва), Г. А. Игнатьева

(Нижний Новгород)

Постдипломное образование педагогов:

антропологическая проекция

В статье раскрывается концептуальная идея создания проектно-сетевого института инновационного образования как новой институциональной формы постдипломного образования педагогов. Рассмотрена проектно-сетевая модель постдипломного образования педагогов.

Задача данной статьи - очертить ключевую проблемную область постдипломного образования педагогов - проблему институ-ционализации современной педагогической антропологии, связанной с проведением научных исследований и апробацией выявленных и проектируемых в условиях дополнительного профессионального образования человекоориентированных систем, включающих в себя знания о практике (ее истоков, истории, субъектов, оснований и т.п.] и знания самой практики, то есть путей и средств (технологии] выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами своей профессии, и одновременно составляющих мировоззренческие (ценностно-смысловые] и теоретико-методологические (инструментальные] основания ее построения.

Речь идет о постановке беспрецедентной задачи для постдипломного образования: как действительно вырваться педагогу из ловушки технократической, расчеловечивающей человека «модернизации», восстановить утраченные антропологические ценности через возврат к корням института образования взрослых, к его идеальным формам, в которых рождается энергия полноценной профессиональной деятельности и непрерывного образования педагогов, образования - через всю жизнь [8, с. 7].

Всякая попытка раскрытия главного смысла постдипломного образования педагогов связана с рассмотрением целого ряда гуманитарных контекстов - образовательного, научного, культурологического, - антропологический смысл которых имманентен по определению, поскольку именно здесь может происходить целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуа-

ций, в которых впервые становится возможным и позиционное самоопределение педагога, и авторство ответственных профессиональных действий.

Инновационные изменения, происходящие в обществе и образовании, определили научный поиск и возможность открытия способа новой интерпретации профессиональной сферы постдипломного образования педагогов и необходимость проблематизиро-вать ее, размещая в контекстах разного уровня понимания как значимую составляющую системы непрерывного образования уникальную образовательную систему и подсистему образования взрослых, ориентированную на формирование «новых поколений профессионалов», способных двигать общественный прогресс [4, с. 37-59].

В калейдоскопе образовательных ситуаций (противоречивое толкование статуса и места системы дополнительного профессионального образования] постдипломное образование педагогов, отражающее в своем генезисе три стадии институционализации: от института усовершенствования учителей и методических центров - к повышению квалификации и переподготовке педагогических и руководящих кадров (академия педагогического мастерства] - до института развития образования - определяется нами как «особое пространство сетевого проектирования инновационной деятельности педагогов, как интеркоммуникационный узел и образовательный универсум взрослых обучающихся, которого прежде не существовало и не строилось» [4, с. 19-22].

Проблема развития постдипломного образования напрямую связана с определением антропотехнологии «вращивания» новых

концептуальных представлений об условиях и механизмах профессионального развития педагогов в систему деятельности институтов повышения квалификации. В ходе исследования, связанного с поиском способов и средств антропологизации системы повышения квалификации, было установлено, что система дополнительного профессионального образования будет готова к формированию инновационного поведения педагогов, лишь «вводя такие образовательные технологии, которые позволят получить на выходе штучный товар - современных профессионалов "ручной сборки", обладающих всем спектром необходимых способностей для становления и развития себя в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности» [7, с. 210].

Мировоззренческая определенность обозначенной проблемы с наметками ее эффективного решения открывает для нас пространство инновационных разработок гуманитарных антропопрактик, направленных на выявление и реализацию человеческого потенциала. Именно человеческий потенциал в настоящее время действительно является интеллектуально-волевым ресурсом инновационных преобразований в образовании и обществе в целом.

Решение проблемы «выращивания» субъектов инновационной деятельности в сфере постдипломного образования должно осуществляться на базе новейших образовательных проектно-сетевых технологий, где возможно осуществить переход от производства товаров и услуг (связанных с затратами невосполнимых ресурсов] к производству нематериальных - интеллектуально-волевых человеческих ресурсов, то есть единственный путь, каким можно сегодняшнего педагога «включать в современный социум, - это сделать социум предметом его проектного преобразования» [9, с. 17].

Исследование феномена профессионального развития педагога в контексте инновационного развития постдипломного образования позволило нам выделить два взаимно обеспечивающих вектора: а] предметный, ориентированный на построение нормативной модели профессиональной педагогической деятельности; б] собственно антропологический, ориентированный на «достраивание» научно-исследовательской составляющей нового профессионализма всех субъек-

тов инновационной деятельности. Из выделенных составляющих антропологической проекции мы определили центральным предметом исследования - создание сетевой модели пространственной соорганизации педагогов-профессионалов, для которой предметный вектор выступает ведущим условием сетевого проектирования инновационной деятельности педагогов.

Анализ практики системы повышения квалификации показал, что сфера постдипломного образования педагогов существует в двух противоречивых контекстах, которые мы фиксируем как противоречие между «производственным» пониманием постдипломного образования (развитие человека в профес-сиогенезе] и собственно деятельной природой человеческой жизни (развитие человека в онтогенезе]. С одной стороны, постдипломное образование педагогов имеет свою особую предметность, связанную с антропологи-зацией образовательных процессов и совершенствованием профессиональных практик за счет формирования «новых поколений профессионалов», с другой стороны, данная система несет антропологический смысл, заложенный в закономерности развития человека в онтогенезе, его «выращивания и становления» в новых реалиях социальной жизни. Разрешение данного противоречия возможно в рамках интеграции и сопряжения двух направлений: а] разработка содержания и форм его освоения по требованиям социума и б] построение практики инновационного образования педагогов как ценность и цель.

В качестве общего способа построения гуманитарных антропопрактик в условиях постдипломного образования педагогов и разработки новых норм инновационного развития образовательных организаций профессиональным сообществом «Нижегородская инновационная школа» в инициативном порядке был разработан проект «Проектно-се-тевой институт инновационного образования» [11].

Культурно и исторически линия выстраивания образовательной антропопрактики позиционного самоопределения педагогов в рамках проектно-сетевой модели постдипломного образования вырастает из представлений научной основы Школы гуманитарно-антропологической практики В. И. Слободчи-кова, связанной с определением системы категорий антропологического подхода в пси-

Рис. Пространство проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов.

холого-педагогическом контексте непрерывного образования взрослых и с разработкой фундаментальной теории, обеспечивающей построение антропопрактики в современной действительности, а также с созданием теории интеграционной периодизации развития субъектной реальности, позволяющей ввести новое представление о культурном возрасте человека [7, 9, 10].

Специфика построения гуманитарных ан-тропопрактик основывается на новом представлении о деятельности как антропологической категории, полная нормативная структура которой выстраивается по формуле «ресурс - потенциал - действие - условие -

цель», и на признании возможности построения позиции в ходе освоения деятельности как возможности человека стать подлинным субъектом (автором] собственной деятельности [7, с. 220].

Мы не случайно уделили внимание тем методологическим опорам, на которых базируется фундамент запущенного нами сетевого проекта в системе регионального образования, поскольку считаем, что построение и реализация многообразных антропопрактик в рамках метаорганизации «Проектно-сете-вой институт инновационного образования» должны стать весомым вкладом как в становление новой региональной образовательной

политики, так и в развитие антропологической проектно-преобразующей парадигмы в профессиональном образовании. На сегодняшний день уже сделаны серьезные шаги в плане осмысления, теоретической проработки и представления опыта практических решений проблемы построения проектно-сете-вой модели постдипломного образования как антропопрактики.

Данный тип организации предполагает создание сложной многопозиционной самоорганизующейся структуры, которая поименована нами как проектно-сетевая модель постдипломного образования педагогов (см. рис., с. 15].

Технология составления и описания данной модели объединяет четыре «зоны» открытого взаимодействия субъектов постдипломного образования - проблематизирую-щую (информационно-аналитическую), кон-цептуально-целезадающую, целереализующую (содержательно-технологическую) и результирующую.

Вхождение в проблематизирующую (информационно-аналитическую) зону позволяет сформулировать проблемное поле, осуществить осмысление возможных изменений, оценить новизну подходов к определению общего способа решения доминирующей проблемы и «сглаживания» проблем и рисков инновационного развития образовательных организаций - участников проектно-сетевого взаимодействия. Результатом является обоснование доминирующей (ключевой] проблемы инновационного развития образовательной организации, развития и саморазвития педагога в профессиогенезе.

Концептуально-целезадающая зона предполагает концептуальное обоснование подходов и принципов построения практики инновационного образования, разработку категориального аппарата и фундаментальных оснований теории сетевого проектирования и организации инновационной деятельности педагогов в условиях постдипломного образования.

В проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов содержание кон-цептуально-целезадающей зоны представлено совокупностью фундаментальных и прикладных научных исследований, объединенных единым методологическим базисом: гуманитарно-антропологическим подходом и проектно-преобразующей сетевой парадиг-

мой современного образования, а также общностью ценностно-целевых ориентиров становления «инновационного человека»: ценность культурных норм в рамках традиции, которой принадлежит педагог, и их «дальнейшей жизни в учениках (ценность трансляции того, что умеет педагог]; ценность уникальной личности другого Человека; ценность саморазвития - развития себя, своей деятельности, своей профессии, проектирования новых форм жизни детско-взрослых образовательных общностей, развития в итоге самой социокультурной традиции.

Постановка и решение задач фундаментальных и прикладных исследований связаны с различением уровней понятийного обеспечения и с построением систем теоретического и проектного знания, необходимых для перехода от философской антропологии образования к психолого-педагогической антропологии и на их основе - к построению ан-тропопрактики; предполагает выделение четырех уровней понятийного анализа человеческого измерения социальной действительности: онтологического (система мировоззрения и ценностей], методологического (система принципов, путей и магистральных направлений - трендов - инновационного развития], технологического (проектно-кон-структорского - общая система средств работы, построение технологической образовательной модели] и личностно-практического (форматы антропопрактик] как взаимосвязанных понятийных полей, обеспечивающих движение и от единичного к общему, и от общего к единичному [9, 10].

Вся научно-исследовательская деятельность участников проекта представляет собой систему работ по актуальным тематическим направлениям развития постдипломного образования педагогов, включающую концептуализацию (определение исходных оснований и базовых принципов] антропопракти-ки; консолидацию интеллектуального потенциала профессионального сообщества психологов, педагогов и управленцев в русле гуманитарно-антропологической парадигмы; трансляцию современных инновационных разработок в системе гуманитарного знания, направленных на культивирование, актуализацию и сохранность человеческого потенциала; инвентаризацию и диагностику современных социо-, психотехник и антропотехник с точки зрения эффекта их влияния на лич-

ность: наращивание или истощение человеческого в человеке, презентацию и диссеми-нацию практического опыта работы специалистов с позиций антропологического подхода [10].

К потенциальным направлениям относятся исследование сетевого потенциала постдипломного инновационного образования педагогов, построение антропологической концепции дополнительного профессионального педагогического образования, разработка технологии проектно-сетевого консультирования и гуманитарной сетевой экспертизы, проектно-корпоративных профессиональных клубов, сетевой школы управления и др.

Целереализующая (содержательно-технологическая) зона включает системообразующую технологию корпоративной проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов, характеристику ресурсного обеспечения и механизм проектно-сетевого управления ее реализацией. Технология реализации проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов содержит организационно-структурный (а], содержательно-методический (Ь], проектно-технологиче-ский (с], информационно-коммуникационный ведущие компоненты.

Организационно-структурный компонент предполагает складывание вокруг определенной структуры проектного института сетевого сообщества образовательных организаций - участников федеральной инновационной площадки [11]. Интегративной основой объединения является проектная деятельность по формированию нового типа содержания образования и инновационных организационных форм построения образовательного процесса. Складывающееся профессиональное сообщество характеризуется наличием не только общей цели совместной деятельности и общих норм (общей миссии, стратегии, общих организационных подходов и т.п.] взаимодействующих субъектов, но прежде всего объединением ресурсов, благодаря которому взаимодействие «научное сообщество - образовательная организация» дополняется взаимодействием «образовательная организация - другая образовательная организация»; «образовательная организация -социальный партнер», «научное сообщество -социальный партнер» [6].

В рамках пространства событийных Встреч педагогов и социальных партнеров

складываются особые сетевые структуры -проектно-сетевые узлы, представляющие собой объединение образовательных организаций на основе горизонтальных связей для эффективной передачи и освоения сетевого образовательного знания в режиме проектно-деятельностной кооперации.

Содержательно-методический компонент проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов представлен комплексом сетевых дополнительных профессиональных образовательных программ (как для отдельных руководящих и педагогических работников, так и для управленческих и проектно-инициативных команд образовательных организаций].

Проектно-технологический компонент непосредственно раскрывает способ реализации проектно-организационной программы деятельности участников инновационного проекта, реализация которой предусматривает три этапа работ.

На первом этапе - проектно-образователь-ной (установочной] сессии происходит освоение базового инвариантного компонента тематического содержания программы; организуется демонстрация возможностей практического приложения теоретико-концептуального компонента образовательного знания на инновационной и стажерской площадках; обеспечивается позиционное самоопределение обучающихся в рамках складывающегося сетевого профессионального сообщества; оформляются индивидуальные проектно-об-разовательные маршруты профессионального развития и саморазвития педагогов.

Намеченные на первом этапе индивидуальные проектно-образовательные маршруты реализуются в рамках второго этапа про-ектно-организационной программы, при этом проектно-инициативные команды образовательных организаций и отдельные педагоги пользуются технологией проектно-сете-вого консультирования, в том числе и в дистанционной форме. Результатом прохождения второго этапа становится создание совместного образовательного продукта.

Рефлексивно-экспертная сессия выступает форматом реализации третьего этапа проект-но-организационной программы и проводится по проектно-сетевым узлам. Содержанием данного этапа является полипрофессиональная и управленческая экспертиза созданных в процессе прохождения индивидуальных

проектно-образовательных маршрутов уникальных (авторских] образовательных продуктов.

Информационно-коммуникационный компонент проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов определяется наличием цифровых образовательных ресурсов, информационно-образовательных банков данных для реализации модульных образовательных программ, проектирования программ развития «Человека возможного», созданием и поддержкой функционирования образовательных порталов, являющихся электронной оболочкой инструментального образовательного метазнания (стратегии, технологии, нормы, ресурсы и пр.], организацией сетевых педагогических сообществ и их последующей модерацией.

Специфику предлагаемой проектно-сете-вой модели постдипломного образования составляет параллелизм двух основных процессов: становления и профессионального развития педагогов в качестве субъектов инновационной деятельности и научно-сервисного сопровождения проектов инновационных изменений образовательных систем в целом. То есть каждый педагог, получая антропологический ресурс, непосредственно работающий на устранение его личных, выявленных в ходе диагностических процедур профессиональных дефицитов, имеет возможность параллельно включить его в построение и реализацию проектов, обеспечивающих инновационное развитие образовательной организации, членом проектной команды которой является данный педагог.

Результирующая зона позволяет определить эффекты (образовательный, содержа-тельно-деятельностный, системный, социально-экономический, эффект профессионального развития, сетевой эффект и др.], события и результаты инновационного развития образовательных организаций и профессионального развития педагогов в условиях постдипломного образования, а также получить уникальные образовательные продукты.

Результирующая зона проектно-сетевой модели постдипломного образования включает также типологию образовательных ан-тропопрактик, направленных на разработку средств, содержания, условий и механизмов образовательной, научно-практической и проектно-преобразующей деятельности по построению новых образовательных систем,

характеризуемых направленностью на инновационное развитие образовательных организаций и связанных с реально осуществляемыми нововведениями [11, с. 16-18].

В структуре проектно-сетевой модели постдипломного образования педагогов выделяются различные направления проектных работ в рамках определенного базисного (формирующего] типа образовательных ан-тропопрактик: гуманитарные практики; социально-экономические; проектно-техноло-гические, организационно-управленческие, этно-экологические и др. Конфигурация обозначенных стратегических ориентиров задает систему и раскрывает уровни образовательного знания, обеспечивающие его движение в развивающейся антропопрактике, а именно: научное знание - открытие; конструкторское знание - изобретение; технологическое знание - проект; образовательное знание - образовательная программа; личностное знание - опыт. Иными словами, инновационная деятельность педагогов направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности, результаты которой и выступают в качестве инновации для других [7, с. 46-50].

Путь от «открытия» до «производства» скорее традиционен для так называемой классической педагогической науки. Для новой педагогики (антропопедагогики], о которой идет речь в проекте, научные представления в инновационной деятельности рождаются не по логике монодисциплинарного исследования, а по логике развивающейся практики как специальные инструменты запуска, поддержки и модификации самих процессов инновационного развития [7, с. 47].

Созданная в рамках сетевого проекта форма содружества науки, методики и практики позволяет Проектно-сетевому институту инновационного образования получать новые научные результаты и образовательные технологии по известной формуле непрерывного образования взрослых «здесь и сейчас» или в «одном месте и в одно время». Такая сопряженность деятельности Проектно-сетево-го института инновационного образования в кооперации с другими субъектами общего и дополнительного профессионального образования, построенная на проблемах решения реальных научно-практических задач, и есть прообраз системной инновации и инноваци-

онного развития образовательных организаций в конкретном регионе.

Таким образом, антропологизация постдипломного образования педагогов - это не революционный одномоментный скачок, а продолжительный, последовательный, эволюционный процесс, требующий постоянной заботы и накопления необходимого опыта, знаний и ресурсов для достижения поставленных целей. Институционально реализация проектных направлений сети будет обеспечиваться за счет деятельности Проектно-се-тевого института инновационного образования, который разрабатывает логику «шага развития» и осуществляет координацию работ по точечному созданию антропопрактик и их диссеминации в региональном образовательном пространстве.

Антропологизация постдипломного образования педагогов предполагает:

- наличие сетевой соорганизации антропологических ресурсов для построения инновационного образования в конкретном регионе;

- проектирование особого пространства со-бытийных Встреч, в котором строятся образовательные антропопрактики как средства социокультурного прорыва, наличие организационно-управленческого рефлексивного инструмента выращивания педагога-профес-сионала-антропопрактика;

- создание институции, обеспечивающей эффективное сочетание фундаментальных и практикоориентированных исследований, проектных работ;

- построение инновационной площадки (проектной платформы и проектно-сетевых узлов] становления новой образовательной практики и практико-ориентированной науки;

- наличие перспективной формы интеграции различных гражданских институтов, бизнес-сообществ, общественных организаций с системой дополнительного профессионального образования педагогов (научно-проектный, образовательный комплекс], обусловленной всем ходом социально-экономического, научно-технического и инновационного развития общества на современном этапе [1, 2].

Концепция проблемного поля деятельности проектно-сетевого института инновационного образования педагогов рассматривается как основа для построения открытого конструктивного диалога, где рождается и формируется уникальный сетевой потенциал полноценной инновационной деятельности и инновационного постдипломного образования педагогов как совокупности образовательных антропопрактик «выращивания человеческого в человеке».

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=90601.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Инновационная Россия - 2020. Проект Минэкономразвития России. М., 2010 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/ wiki.dataved.ru/.../ russian-innovations-program.

3. Генисаретский О. И. Обретение формы: человек становящийся // Электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. - URL: http://antropolog.ru/doc/persons/genis/genis.

4. Игнатьева Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : моногр. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - 344. с.

5. Инновационная идея: от мысли - к концепции: андрагоги-ческая пьеса в трех действиях : учеб.-методич. пособие - Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. -108 с.

6. Проектно-сетевой институт инновационного образования. Сборник методических материалов. Сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня] / под ред. Н. Ю. Бармина, Г. А. Игнатьевой. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. - 178 с.

7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.

8. Слободчиков В. И., Зверев С. М., Шеин А. В. Профессиональное образование в ловушке модернизации // Психология обучения. -2013. - №11. - С. 5-19.

9. Слободчиков В. И., Зверев С. М. Ключевые категории мышления профессионального педагога. Введение в антропологию образования. Выпуск 1. - М.: Изд-во «Спутник+», 2013. - 106 с. -(Серия «Книга под рукой» - библиотека профессионального педагога].

10. Слободчиков В. И. Школа антропологической практики в современном образовании. Образовательный портал «Слово» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44144.php.

11. Федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования. Информационные материалы к стендовому докладу / под ред. Н. Ю. Бармина, Г. А. Игнатьевой. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.