ности и ограниченные права доступа к информации. Учебная, управленческая и архивная информация должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа и разрушения. В целом образовательная информационная среда, построенная с применением компьютерных и коммуникационных технологий, является жизненно необходимой средой функционирования
учебных заведений. При отсутствии или недостаточной полноте этой среды невозможно обеспечить открытый доступ к информационным и техническим ресурсам учебного заведения участникам учебного процесса, находящимся за его пределами, свободный график учебной работы, оперативное получение консультаций и многое другое.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 26 мая 2011 года
«СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ на 2011 — 2015 гг.»
Заслушав и обсудив доклад проректора по информатизации Д. И. Бойкова, Ученый совет констатирует, что работа по построению информационной среды университета осуществляется в соответствии с планами стратегического развития Гер-ценовского университета как инновационного вуза, его системообразующей ролью в рамках сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России». Развитие информационной среды способствует повышению конкурентоспособности РГПУ им. А. И. Герцена, воплощению целевых установок Программы развития на 2011—2015 гг.
В соответствии со стратегией развития университет должен интегрировать передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи инновационного развития в рамках единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность взаимосвязанных систем учебного, методического и информационного обеспечения, обеспечения качества образования, управления, планирования и мониторинга образования, а также обеспечения мобильности обучающихся лиц, аспирантов, ученых и преподавателей. Решение этих задач невозможно без эффективной комплексной информатизации основных и вспомогательных бизнес-процессов университета на всех образовательных и структурных уровнях. За минувший год существенно обновлена и структурирована информационная среда университета. В соответствии с принятыми ранее решениями осуществлялась комплексная информатизация образовательной информационной среды, обеспечивающая единство образовательного пространства университета, создание возможности электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса, внедрение и использование инновационных технологий обучения, научных исследований и менеджмента.
В соответствии с намеченными задачами приоритетными стали тенденции повышения качества образования студентов и развитие предпосылок для академической мобильности. При этом делался акцент на организации продуктивной самостоятельной работы обучающихся и преподавателей во внеаудиторной среде.
Нарастающими темпами происходят изменения в профессиональной деятельности всех сотрудников вуза. Важной компонентой информационной среды вуза является применение современных аудиовизуальных интерактивных технологий, например, использование систем видеоконференцсвязи (ВКС) и мониторинга. Всего за отчетный период проведено более 25 видеоконференций и телемостов, включавших видеолекции, web-конференции, обучающие семинары и деловые совещания. На сегодня речь идет не об эпизодическом применении этих возможностей информационной среды вуза, но об использовании на постоянной основе, что повышает престиж вуза, укрепляет имидж университета, облегчает организацию научных и культурных контактов с регионами нашей страны и зарубежными партнерами. География контак-
тов: Москва, Томск, Екатеринбург, Владимир, Ярославль, Якутск, не считая традиционных зарубежных контактов с США, Бельгией, Германией, Финляндией и Австрией.
Существующая система ВКС Герценовского университета в 2010 г. обогатилась комплектом современного оборудования многоточечного сетевого вещания RSS-2000, что позволило наладить и масштабно использовать различные виды и способы видеосвязи. Было смонтировано дополнительное оборудование и начата круглосуточная видеотрансляция подготовки отчетов и заполнения форм отчетности по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы России (ФАИП) в рамках реализации Федеральной целевой Программы развития образования на 2011—2015 гг. Была обеспечена связь в режиме видеоконференции на пяти площадках университета в ходе встречи кандидатов на должность ректора с преподавателями, сотрудниками и студентами. За 14 месяцев состоялось 122 мероприятия, обеспеченных информационно-технической поддержкой на 241 площадке. Это свидетельствует о повышении эффективности использования материально-технической базы и ресурсов университета. Согласно приказу Министерства образования и науки «Об утверждении уровней олимпиад школьников, включенных в Перечень олимпиад школьников на 2010/11 учебный год» от 12.04.2011 г. № 1612, был определен перечень олимпиад школьников, проводившихся в РГПУ им. А. И. Герцена. Все мероприятия (23) были обеспечены должным информационно-технологическим сопровождением. В олимпиадном движении участвуют и студенты Герценовского университета: в классах открытого доступа были проведены интернет-экзамены для 270 человек.
Управление информатизации ставит перед своими сотрудниками образовательные и просветительские задачи, в ходе их реализации обогащается положительный опыт обучения и переподготовки студентов и сотрудников, 170 из числа которых приняли участие в циклах занятий, организованных на базе ресурсно-информационного отдела управления при активном содействии института постдипломного образования.
В прошедшем году в рамках адресной программы университет израсходовал существенные средства на обеспечение нужд учебного процесса и функционирование служб жизнеобеспечения вуза оргтехникой и офисной техникой на сумму 6,83 миллиона рублей, мультимедийным оборудованием на сумму 3,0 миллиона рублей, оборудованием связи более чем на 3,0 миллиона рублей, серверным оборудованием на 5,8 миллиона рублей. В университете функционирует центр обработки данных совокупной мощностью 2 TFlops на базе оборудования IBM и системы хранения файлов объемом 100 ^. В университете в наличии 2900 персональных компьютеров, соединенных в структурированную кабельную сеть с высокой пропускной способностью (не менее 10 Гб/сек). Более 70 аудиторий оснащено мультимедийными комплексами. Функционируют 84 компьютерных класса. Оборудованы 2 высокотехнологичных конференц-зала, закуплена мобильная ВКС, создана система для совместной работы и трансляции результатов посредством web-конференций.
Модернизация и развитие структурированной кабельной сети привели к устойчивому функционированию локальной сети, основанной на современной аппаратной базе, обладающей достаточной для решения текущих задач надежностью, устойчивостью и безопасностью. На развитие структурированной кабельной сети было затрачено 5,3 миллиона рублей. Существенные изменения произошли в области подходов к использованию программного обеспечения как одной из важных составляющих информационного пространства университета. Заключение договора о стратегическом партнерстве с российским представительством корпорации Майкрософт позволило полностью лицензировать и использовать операционные системы и другие программы названного производителя на наиболее выгодных для университета условиях, что необходимо для функционирования всех информационных систем, сложившихся в вузе, осуществления документооборота. Свободно распространяемое программное обеспечение (СПО) также используется в информационной среде вуза: классы открытого доступа, тонкие клиенты, серверное программное обеспечение. Подробный перечень используемого и предлагаемого к использованию СПО можно найти на сайте ресурсно-информационного отдела rio.herzen.spb.ru. Принято и реализовывается принципиальное решение об оснащении вновь приобретаемого компьютерного оборудования как платным, так и свободно распространяемым программным обеспече-
нием, с целью предоставления пользователю выбора с последующей перспективой сокращения затрат на платное программное обеспечение.
Осуществлена разработка и внедрение автоматизированной информационной системы, обеспечивающей электронный документооборот в части планово-финансовой и закупочной деятельности вуза, что является важной вехой на пути информатизации процессов управления. Наряду с этим продолжалась реконструкция информационного пространства в сфере телефонизации. Начался ввод в строй станционного оборудования, уже получили четырехзначные номера с выходом в город библиотека университета, планово-финансовое управление, приемная комиссия, ряд подразделений издательства, штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, аппарат президента университета. Процесс идет без увеличения затрат на приобретение новых городских телефонных номеров, на основе структурированной кабельной сети университета и внедрения ^-телефонии. С этой целью проводилось повышение квалификации системных администраторов и сетевых инженеров. Сотрудники управления информатизации участвовали в выставках, семинарах и конференциях, проходивших в Санкт-Петербурге, Калининграде и Москве.
Сегодня библиотека университета составляет важную часть информационной среды сетевого вуза, представляя собой современный информационно-образовательный центр с печатным и электронным фондом, насчитывающим более 3,5 миллиона единиц хранения по всем отраслям знаний. В структуре библиотеки: основной фонд научной литературы и 15 отраслевых специализированных библиотек, обеспечивающих образовательный процесс в учебных корпусах. В текущем 2011 г. начат масштабный комплексный проект информационного переоснащения библиотеки на основе технологий радиочастотных меток идентификации, учета, выдачи и приема книг и авторизации доступа к электронным книжным ресурсам. Реализация проекта рассчитана до 2015 г.
Все теснее осуществляется интеграция издательских процессов в информационную среду вуза. В университете действует современный полиграфический центр. Благодаря современным средствам сетевого взаимодействия полиграфия стала оперативной. Общий объем выпускаемой продукции для нужд университета и оказываемых услуг издательством и полиграфическим комплексом превысил 10 миллионов рублей в год. В текущем году в тестовую эксплуатацию введена система автоматизированного складского учета книгоиздательской и полиграфической продукции.
Ученый совет обращает внимание на необходимость систематизации и преодоления явлений, препятствующих полномасштабной реализации инновационного потенциала вуза:
• требуется централизация, позволяющая объединить все существующие направления и разработки информационных систем с целью создания действительно единой информационно-управляющей системы (среды) «УНИВЕРСИТЕТ»;
• существующие информационные системы используют разрозненные и рассогласованные протоколы, что в ряде случаев приводит к необходимости ручного повторного ввода данных, трудностям в подготовке аналитических и статистических отчетов;
• документооборот требует упорядочения регламентов и протоколов взаимодействия в соответствии с изменившимися бизнес-процессами;
• недостаточно используются возможности информирования о жизни университета и представлении его в виртуальном пространстве посредством корпоративного сайта.
Остается актуальной задача продолжения интеграции информационной системы с использованием единого банка данных. Необходимо развитие системы учета и контроля использования материальных ресурсов, в том числе на основе информационной интеграции с другими объектами инфраструктуры.
Необходимо дальнейшее совершенствование системы, обеспечивающей комфортные условия для обучения и социализации лиц с ограниченными возможностями с использованием современных информационных технологий.
Ученый совет постановляет:
1. Одобрить работу соответствующих управлений и служб по развитию единой информационной среды инновационного университета на основе сетевого принципа.
2. Разработать и утвердить нормативные документы с целью централизации существующих информационных потоков и используемых информационных систем документооборота для реализации положений Программы развития университета на 2011—2015 гг.
Ответственные: первый проректор, проректор по информатизации, начальник управления информатизации, начальник учебно-методического управления, начальник управления кадров и социальной работы.
Срок: до 31 декабря 2011 г.
3. Внести изменения в положение о сайте РГПУ им. А. И. Герцена в соответствии с изменившимися требованиями законодательства для обеспечения эффективности его работы и быстрого обновления информации с целью развития внутренних и внешних коммуникаций и продвижения имиджа университета.
Ответственные: первый проректор, проректор по информатизации.
Срок: до 30 ноября 2011 г.
4. Продолжить согласованную работу по материально-техническому и ресурсному обеспечению университета, сделав акцент на повышении эффективности ресурсного обеспечения и интенсивности использования материального и информационного потенциала инновационного вуза.
Ответственные: проректор по информатизации, проректор по административнохозяйственной работе.
Срок: до 31 декабря 2011 г.
5. Обеспечить в запланированные сроки проведение конкурсных мероприятий по закупке оборудования, программного обеспечения и модернизации материальнотехнической, учебной и научной базы университета в соответствии с ключевыми положениями Федерального закона ФЗ-94.
Ответственные: начальник планово-финансового управления, начальник управления закупок и продаж, начальник управления информатизации.
Срок: до 31 декабря 2011 г.
6. Внедрить механизм авторизованного доступа в информационную среду университета обучающихся и сотрудников вуза в точном соответствии с актуальной базой данных обучающихся и сотрудников.
Ответственные: проректор по информатизации, начальник управления информатизации, начальник учебно-методического управления, начальник управления кадров и социальной работы, директор фундаментальной библиотеки.
Срок: до 31 декабря 2011 г.