Научная статья на тему 'Постановление Совета министров РСФСР «о мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 годах городского хозяйства г. Тамбова» как исторический прогноз'

Постановление Совета министров РСФСР «о мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 годах городского хозяйства г. Тамбова» как исторический прогноз Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ineternum
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / URBAN ECONOMY / ECONOMIC HISTORY / PLANNED ECONOMY / HOUSING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильин А. Ю.

В статье анализируется механизм функционирования плановой экономики. Автор рассматривает репрезентативный пример – управление жилищном строительством в областном центре в 1970-80 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decision of the Council of Ministers of the RSFSR “On measures for further development in 1979-1985 of Tambov municipal economy” as a historical forecast

The paper analyzes the mechanism of the planned economy. The author considers a representative example housing administration in the regional center in 1970-80.

Текст научной работы на тему «Постановление Совета министров РСФСР «о мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 годах городского хозяйства г. Тамбова» как исторический прогноз»

ШЕТЕЬШиМ. 2012. N2.

дания (например, «Все для Вас», «Из рук в руки», «Мичуринск и мы», «Житье-бытье», «Тамбовский меридиан», «Охота и природа Тамбовщины», «Рекламный Мичуринск»);

- областное религиозно-просветительское издание «Колокольный звон»;

- информационно-рекламный справочник «Стройка и ремонт»;

- конфессиональное издание «Тамбовские епархиальные вести».

Следовательно, в регионе прочную позицию занимают местные общественно-политические издания - областные, городские, районные. Активно развивается рекламно-информационная пресса, копирующая образцы подобного типа других территорий, хотя данный тип изданий - принципиально новый для региона феномен. Пользуются популярностью, судя по тиражам, региональные выпуски центральных изданий. Однако в целом региональная пресса развивается в рамках структуры, сложившейся еще в советский период.

С опорой на данные Российской книжной палаты можно отметить количественный состав выпускаемых газетных изданий в стране на сегодняшний день. Число выпускаемых изданий в 2011 году составило 10152 наименования, число номеров - 411820. При этом средний разовый тираж составил 231685,1 тыс. экземпляров, общий годовой тираж -8259280,9 тыс. экземпляров [2].

Однако трудно дать объективный прогноз перспективного развития прессы. Но можно предположить, что миллионы людей, в том числе, составляющих аудиторию читателей региональной прессы, отдадут свое предпо-

чтение цифровым источникам новостей и информации вместо традиционных.

На поведение потребителей будут оказывать сильное влияние новые технологии, что скажется и на развитии медиасектора. Однако для многих категорий потребителей информации печатные СМИ по-прежнему останутся важными, воспринимаемыми только в традиционной форме.

Вероятно, что стабильными останутся тиражи местной прессы. Причины усматриваются как в том, что преимущественно эта ниша медиасектора в Тамбовском регионе остается дотационной, и, соответственно, стоимость одной единицы издания по подписке и в розницу чаще всего ниже, нежели стоимость реальных затрат на издание. Это оказывается экономически выгодным для населения, так как не каждый житель области может позволить себе покупать или выписывать центральную прессу.

В этой связи напрашивается заключение о том, что местная пресса в ближайшие десятилетия будет занимать прочную нишу на рынке средств массовой информации. Об этом свидетельствует опыт Тамбовской области, который, стоит предположить, во многом будет характерным и для ряда других регионов Российской Федерации.

Литература

1. Гуськова С.В. Речевая агрессия: способы выражения в региональной прессе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 1. - С. 160.

2. Сайт Российской книжной палаты // Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/ соп1еп1Ма1/51а1_20 ll_p.html. - Дата обращения: 12.12.2012 г.

А.Ю. Ильин AY. Ilyin

Постановление Совета министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 годах городского хозяйства г. Тамбова» как исторический прогноз

Decision of the Council of Ministers of the RSFSR “On measures for further development in 1979-1985 of Tambov municipal economy” as a historical forecast

Аннотация, abstract: В статье анализируется механизм функционирования плановой экономики. Автор рассматривает репрезентативный пример - управление жилищном строительством в областном центре в 1970-80 гг. The paper analyzes the mechanism of the planned economy. The author considers a representative example - housing administration in the regional center in 1970-80.

Автор, author: Ильин А.Ю. - Первый Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук, профессор, директор филиала, valcan(2> mail.ru

Ilyin, A.Y. - First Tambov branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia, candidate of historical sciences, professor, director of the branch, valcan(2>mail.ru

Ключевые слова, keywords: городское хозяйство, экономическая история, плановая

экономика, жилищное строительство, urban economy, economic history, planned economy, housing УДК 902

Сейчас, с высоты 20 с лишним лет от времени завершения этапа плановой экономики в России, становится окончательно ясно, что советские пятилетние и иные планы, зачастую не выполнявшиеся, а, самое главное, трудно проверяемые с точки зрения конкретных итогов их выполнения, правильнее называть историческими прогнозами.

Такое определение становится более понятным при рассмотрении конкретных исторических документов, которые в той или иной мере имели плановый характер. Одним из редких образцов такого подхода в современной исторической науке является статья тамбовского историка А.А.Авреха37.

37 Аврех А.Л. Советские планы как несбыточные исторические прогнозы и экологически опасные эксперименты: тамбовское травополье в конце 1940 - начале 1950-х 2S

гг. //Ineternum. 2011. № 2.

INETERNUM. 2012. N2.

ШЕТЕЬШиМ. 2012. N2.

Автор этих строк, занимаясь историей городского хозяйства, решил выбрать партийно-со-ветское постановление о развитии хозяйства типичного областного центра России. С одной стороны, такие конкретные постановления принимались в СССР сравнительно редко, с другой стороны, они демонстрировали обычную практику, скажем так, повседневной жизни планового общества.

В первую очередь заметим, что постановление формально принималось Советом министров РСФСР, хотя не было никаким секретом, что инициатива его разработки исходила от партийных органов. В 1978 г. Первым секретарем Тамбовского обкома КПСС после «скандального» отстранения от должности В.И. Черного был «выдвинут» А.А. Хомяков. Как нередко бывало в советской истории (да, и не только советской), требовалась демонстрация того, что «новая метла» наводит больший порядок, в данном случае в самом прямом смысле «подметает» областной центр.

Опять-таки, как часто практиковалось в советское время, не обратили внимание на то, что в 1979 г. до окончания текущей пятилетки оставалось почти 2 года и нужно было перекраивать уже выполнявшиеся планы и в зависимости от конкретной областной политической конъюнктуры формировать задания следующей пятилетки.

Учитывая определяющую роль партийных органов в разработке Постановления, мы решили не просто пересказать его содержание, а представить идеи и задачи документа в изложении Первого секретаря Тамбовского обкома КПСС А.А. Хомякова38.

38 Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (далее ГАСПИТО).

26 Ф.735. Оп.14. Д. 19. Л.9-34, 124-127; Ф.1045. 0п.20.

Д.139. Лл.1-131; Оп.44. Д.223. Лл. 35-40.

Основной замысел Постановления и задачи по его выполнению были изложены в докладе А.А. Хомякова «Задачи партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций областного центра по выполнению постановления Совета министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 годах городского хозяйства г. Тамбова» на собрании городского актива 24 августа 1979 г. По понятным причинам доклад был выдержан в духе партийной риторики того времени. Как тогда было положено, А.А. Хомяков в первую очередь связал свой доклад с решениями очередного Пленума ЦК КПСС (июльского 1978 г.). Поскольку Пленум был посвящён вопросам развития сельского хозяйства, партийный руководитель аграрной Тамбовской области должен был начать доклад с характеристики сельского хозяйства региона и только потом приступить к изложению вопроса о городском хозяйстве Тамбова.

А.А. Хомяков упомянул о том, что обком партии и облисполком обратились «с просьбой об оказании помощи в решении ряда наиболее важных проблем ...развития городского хозяйства областного центра» в вышестоящие органы, к которым там отнеслись «очень внимательно ».

Первый секретарь обкома КПСС подчеркнул, что постановление Совета Министров РСФСР имеет «исключительно важное значение». (Насчёт исключительности он был прав. Такого рода постановления никогда не принимались применительно к Тамбову, да и применительно к другим областным центрам были редкостью).

После идеологической риторики следовала во многом трезвая констатация недостаточной обустроенности областного центра; острота

проблемы жилья, неудовлетворительности санитарного состояния города, медленность развития городского транспорта, крайняя недостаточность производственно-технической базы коммунального хозяйства, низкий объём коммунальных услуг в расчёте на одного жителя, их невысокое качество.

Затем в докладе ставились конкретные задачи по развитию городского хозяйства, вытекавшие из постановления Совмина РСФСР. В первую очередь речь шла о значительном росте темпов жилищного строительства. Имелось в виду в 1979-1985 годах построить и сдать в эксплуатацию 1 млн. 260 тыс. кв. м жилья. Этот прогноз был на 40% больше жилой площади, построенной за предыдущее 7 лет.

Особое внимание уделялось застройке центральных улиц Тамбова, возведению там жилых домов и общественных зданий по индивидуальным проектам. В докладе прагматично признавалось, что строительство в центральной части города «будет обходиться значительно дешевле», поскольку здесь уже достаточно развитая сеть инженерных коммуникаций, лучше решены транспортные вопросы, сосредоточена основная доля предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений. Присутствовал и элемент парадности: «Все мы хотели бы видеть наиболее красивым и благоустроенным именно центр Тамбова ... нужно сделать все необходимое и возможное для того, чтобы центральные улицы города стали его гордостью и украшением». При этом справедливо отмечалось, что следует сохранить строения, которые имеют архитектурно-историческую ценность.

Доклад А.А. Хомякова нацеливал партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских руководителей Тамбова на быстрое развёртывание работ по выполне-

нию постановления о развитии городского хозяйства города. В частности, имелось в виду уже к 7 ноября 1979 г. провести реконструкцию уличного освещения и контактной троллейбусной сети.

Специальным моментом постановления Совета Министров РСФСР и соответственно доклада Первого секретаря Тамбовского обкома ЦК КПСС стал вопрос об укреплении берегов реки Цны и современной застройке ул. Набережной. С одной стороны, этот момент отразил вполне здравое стремление обустроить места отдыха горожан и микрорайон, весьма комфортный для проживания, с другой стороны, эта часть постановления в очередной раз отразила стремление властей к некоторой парадности, которая А.А. Хомяковым была обличена такой фразой: «Река Цна и улица Набережная являются одними из важнейших градостроительных факторов».

В числе конкретно-прагматических задач, вытекавших из постановления, докладчик указал прокладку 33 км новых троллейбусныхлиний, 44 км городских дорог с усовершенствованным покрытием, рост количества автобусов и троллейбусов, строительство 2-х путепроводов внутри города, автодорожного и пешеходного мостов через р. Цна, строительство эксплуатационных баз водопроводно-кана-лизационного хозяйства, санитарной уборки, энергетической и благоустройства, укрепление ремонтно-строительной базы города.

В целом задачи Постановления Совета Министров РСФСР о городском хозяйстве Тамбова в изложении Первого секретаря обкома КПСС выглядели вполне реалистично. В докладе, как и в самом Постановлении, не было никаких упоминаний о близком коммунизме, который, в соответствии с Программой КПСС, должен был достигнут через год, в

ШЕТЕЬШиМ. 2012. N2.

INETERNUM. 2012. N2.

1980 г. Отсутствует и упоминание о лозунге советского руководства того времени, обещавшего к 1990 г. обеспечить каждую семью отдельной квартирой за счёт государства.

И всё же в докладе А.А. Хомякова звучали намёки на коммунистический труд, выразившийся в призывах привлекать к выполнению задач постановления, не требующих больших капитальных затрат (в частности по озеленению города) трудовые коллективы, жителей областного центра, профсоюзные и общественные организации. Безвозмездный, но неэффективный труд типа работы на субботниках и воскресниках был обычным явление того времени. В итоге, в резолюцию собрания актива включили призыв к каждому взрослому горожанину обязательно отработать не менее 5 дней на благоустройство города.

По прошествии многих постсоветских лет стало очевидно, что серьёзно рассчитывать на успехи такого труда невозможно. Конечно, наивно было бы связывать будущее недовыполнение постановления с неэффективным коммунистическим трудом. Причины были значительно глубже. Для этого нужно прогнозировать конкретные результаты выполнения этого документа, который мы рассматриваем как нереализованный в полной мере исторический прогноз.

Анализ основных итогов выполнения заданий и мероприятий, предусмотренных Постановлением, позволяет сделать однозначный вывод о том, что по основным показателям оно было выполнено не более чем на 60%. Это лишь подтверждает наше предположение о нем как прогнозе. Большую часть показателей оценить очень сложно .

29 39 ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп.44. Д. 223. Лл.1-30; Ф. 735.

Оп.ЗО. Д. 7. Лл. 146-147; Д. 26. Л. 28-30.

Главная задача Постановления по строительству жилья была выполнена на 56%. Основная причина была только в одном - предусмотренный Постановлением о бьем жилищного строительства в ходе исполнения просто не был подкреплен соответствующими средствами. Их не выделили.

С другой стороны, интересно заметить, что план строительства домов местными Советами был выполнен на 97%. Может быть, плановые задания успешно выполнялись в тех случаях, когда легче было контролировать их выполнение (в данному случае прямым заказчикам - облисполкому и горисполкому). Существенное невыполнение заданий по строительству жилья для тамбовчан допустили отдельные министерства и ведомства, привлеченные для выполнения Постановления и заинтересованные в хороших результатах весьма опосредованно.

Так, подразделения Минрадиопрома, Минэнерго, Миннефтехимпрома и ряда других ряда других выполнили свои задания намного меньше, чем наполовину. Для нашей статьи важны и факты перевыполнения планов строительства жилья организациями и предприятиями различной ведомственной принадлежности в Тамбове (Минпромсвязи, МПС, Минсельхоз РСФСР - 120-140%).

В принципе в нормальной плановой экономике не может быть перевыполнения планов на десятки процентов. Ведь этот факт означает, что какой-то актор процесса реализации плана привлек какие-то средства, которые изначально не планировались, или скорректировал план в сторону уменьшения. Все эти примеры перевыполнения заданий Постановления в очередной раз говорят о том, что документ не был четким планом, что его выполнение было во многом импровизацией.

Даже в тех показателях, которые по итогам выполнения выглядят более-менее успешными, при объективном анализе видны элементы лукавства. Так, выполнение показателя обеспеченности жильем на 1-го жителя (в кв. м), казалось бы, явилось в целом успешным -

11,5 кв.м при плане 12,3. Но специалисты признают этот показатель слишком условным, если иметь в виду значительный объем аварийного и ветхого жилищного фонда40. В еще большей мере расбалансированность в выполнении заданий Постановления видна при анализе освоения всего объема капиталовложений в строительство объектов городского хозяйства Тамбова. Этот объем в и итоге на бумаге оказался в 3 раза (!!!) большим, чем планировалось изначально. Сейчас нет смысла детально разбираться в том, как стал возможным и даже официально подсчитанным совершенно абсурдный результат. Думаем, что это было следствием импровизационных действий министерств и ведомств, местных властей, вкладывавших средства в городские объекты не соответствии с общим планом, а в соответствии со своими - ведомственными. Именно от этого и итоговый парадокс - при громадных сверхплановых капитальных вложениях планы по возведению большинства общегородских объектов оказались невыполненными.

План по строительству коммунального назначения был выполнен всего на 44%. В сравнении с другими объектами такой показатель еще больше подчеркивает парадоксы выполнения Постановления. Так, задание по строительству спортивных объектов был выполнен на 100%. Но объем средств, выделенных на их возведение, был в 20 с лишним раз меньшим, чем на коммунальные объекты. С другой стороны, на объекты культуры и общественного

40 ГАСПИТО. Ф. 735. Оп. 38. Д. 121. Л. 9.

питания было запланировано намного больше вложений, чем на спортсооружения, но реально строительство этих объектов вообще не производилось.

Более детально можно проанализировать итоги работ по возведению конкретных объектов городского хозяйства Тамбова. Так, в сфере жилкомхоза на 100% и более были выполнены задания Постановления по строительству распределительных электрических сетей, укреплению берегов Цны, одной из линий ливневой канализации.

По большинству же жилищно-коммунальных объектов планы были реализованы на 38-86%. Причиной почти во всех случаях была понятная, но очень расплывчатая - «неудовлетворительна работа подрядных организаций». Ряд объектов вообще не строился (Газораздаточная станция, Городское кладбище с комплексом ритуальных зданий, одна из линий ливневой канализации по ведомству Минхим-маша и др.). Причина была опять-таки парадоксальной для плановой экономики - не выделение капитальных вложений (на плановые работы!) или недостаток лимита подрядных работ (видимо, первоначальные плановые средства по нашему плану позднее просто стали цифрами очередного нового).

Примерно также обстояло дело с дорожными и транспортными объектами. В этих сферах план был выполнен по строительству троллейбусного депо в западной части города и путепровода в створе улиц Октябрьская-Га-стелло. Частичное выполнение произошло на таких объектах, как троллейбусные линии и городские магистральные дороги. В числе совершенно не возведенных оказались такие, как автодорожные мосты через реку Цна и ее протоки (при этом вместо одного пешеходного моста по плану построили два),

ШЕТЕ1ШиМ. 2012. N2.

INETERNUM. 2012. N2.

городская дорога (ул. Лермонтовская с развязкой), 3 подземных пешеходных перехода, путепровод в створе улицы Советская. Сказались вновь «странные» обстоятельства, связанные с невыделением планов средств, а по путепроводу - «отпала необходимость строительства».

Интересно проанализировать самые что ни наесть «микропарадоксы» хода выполнения Постановления. Так, план по строительству городских очистных канализационных сооружений с биологической очисткой выполнили за 3 года на 50%, а более простое задание по прокладке канализации - за 6 лет на 48%. Газовые сети длиною 55 км, за возведение которых отвечал Тамбовский облисполком, были проложены на 86%, а другая газовая сеть, всего на 4 км (ответственный - Министерство гражданской авиации) вообще не была построена. План по строительству участка ливневой канализации протяженностью в 13 км, за постройку которого отвечал облисполком (источник финансирования - госкапвложе-ния), был выполнен на 132%, и в итоге было сооружено 17 км «ливневки». А отрезок такой канализации всего в 1 км, прокладка которого была в ведении Минхиммаша, вообще не строился по причине невыделения средств.

Наиболее успешным было выполнение заданий Постановления по количеству машин, механизмов и оборудования, выделенных Тамбовскому облисполкому для нужд городского хозяйства Тамбова - 99,2%. Из запланированных 461 единицы техники было поставлено 458. Привлекались даже материалы из резерва Совета Министров РСФСР. Не выделены три аварийные машины для водопровода АРВМ-2.

Успешно шло и развитие системы энергообеспечения Тамбова. Крупным достижением

для города стала постройка в 1979-1981 гг. таких важных энергетических объектов, как турбогенератор № 8 и энергетический котел № 9 (Тамбовская ТЭЦ), трансформатор и линия электропередачи 500 кВ (подстанция «Пушкари»), магистральные тепловые сети.

В числе «прочих мероприятий» в целом успешно выполнялись, предусмотренные Постановлением «конкретные меры по безусловному обеспечению выполнения заданий по ликвидации бараков и жилых помещений в подвалах в г. Тамбове независимо от ведомственной принадлежности». Власти сообщали о переселении в благоустроенное жилье 505 семей из бараков и 387 семей из подвалов.

Успешными можно признать меры по дальнейшему развитию производственной базы ремонтно-строительных организаций в Тамбове и доведения их мощности к 1985 г. до 17 млн. руб. На 01.01.1986 объем строительномонтажных работ составил 16,2 млн. руб.

В принципе в 1980 г. было выполнено задание по строительству объездной автомобильной дороги на северо-западе города, бетонированию магистральных дорог и набережной.

«Оригинально» была выполнена задача Постановления по разработке и утверждению в установленном порядке технико-экономического обоснования строительства завода по утилизации бытовых отходов в Тамбове: в 1981 г. выполнено технико-экономическое обоснование строительства мусоросжигательного завода, которым установлена экономическая нецелесообразность строительства завода в городе.

Некоторые задания Постановления формально (в стоимостном выражении) были выполнены, но, так сказать, в овеществленном виде объекты выглядели не совсем так,

как планировались. В частности, это относится к благоустройству Набережной р. Цна в черте Тамбова.

Нам думается, что исходя из сложившейся в советской системе практики планирования и выполнения заданий, собственно говоря, никто и не рассматривал (как внизу, так и на верху) наше Постановление как документ непременного и безусловного исполнения. Такой задачи никто и не ставил. Иначе бы не было практически двойного разрыва в установленных заданиях и результатах. И дело здесь отнюдь не в «пробивных» способностях местной власти. Причин несколько.

Несмотря на однозначно хозяйственное назначение, Постановление было, скорее всего, просто политическим документом. Его задача - обозначить проблему, максимально сконцентрировать силы и возможности на ее решении, отмобилизовать исполнителей. Местные власти отчетливо понимали что обещанного сверху в полном объеме они не получат, а собственных сил не хватит.

В годы «развитого социализма» взаимоотношения между планами разного уровня и формата были достаточно условными. Это не значит, что их не пытались увязать между собой. Но эти попытки были во многом условными. До окончания очередной пятилетки оставалось два года, все основные форматы развития экономики на всех уровнях были согласованы и приняты. Во всем этом большом плане

небольшому провинциальному (но с ценой в несколько сотен миллионов рублей) реального места просто не могло быть по определению. Иначе бы строительство целого ряда объектов не планировалось «за счет средств, полученных в результате проведения Всесоюзных коммунистических субботников».

В итоге можно убежденно говорить о том, что Постановление о развитии городского хозяйства в конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. оказалось, прежде всего, прогнозом, многие из предсказаний которого были выполнены весьма приблизительно. Прежде всего, поэтому «по просьбе обкома КПСС и облисполкома правительство Российской Федерации нашло возможность вновь оказать поддержку, приняв 23 июля 1986 г. постановление № 330 «О мерах по дальнейшему развитию в 1987-1990 годах городского хозяйства города Тамбова».

Тем не менее, важный итог был достигнут. Но в другом. Именно в эти годы, и благодаря именно этим прогнозам городское хозяйство Тамбова переместилось в новое качественное состояние.

Литература

1. Аврех А.Л. Советские планы как несбыточные исторические прогнозы и экологически опасные эксперименты: тамбовское травополье в конце 1940 - начале 1950-хгг. // 1пе1егпшп. 2011. № 2.

ШЕТЕЬШиМ. 2012. N2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.