Д.Ю. Фурманская, учебный мастер кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики художественно-графического факультета Орловского государственного университета.
ПОСТАНОВКА ЖИВОПИСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ХУДОЖЕСТВЕННО -ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Статья предназначается для педагогов художественно-графических факультетов. Содержит в себе некоторые правила и рекомендации по выбору тематики, постановке, последовательности написания живописного тематического натюрморта.
Натюрморт - один из классических учебных жанров живописи. Все, кто занимался рисованием в школе, изостудии, училище или вузе, начинали свой путь с рисования предметов с натуры.
Жанр натюрморта одинаково применим как в живописи, так и в графике. Посмотрим подробнее на живописные тематические натюрморты.
Живопись как учебная дисциплина на художественно-графических факультетах педагогических институтов занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке художников-педа-гогов, которые должны хорошо разбираться в вопросах теории и методики работы над живописным произведением, чтобы в будущем правильно приобщать детей к основам живописной грамоты.
Используя тематические натюрморты в живописи и графике, педагог учит студентов смотреть на привычные им предметы по-новому, видеть красоту в малом, в предметах повседневного обихода или предметах исторических, давно вышедших из обращения. Передавать через предметы настроение и характер их обладателя - трудная задача, справившийся с ней учащийся готов к переходу на более сложные задания.
В содержании натюрморта раскрываются самые различные стороны жизни человека. В натюр-мортном жанре тема находит сюжетное развитие в группировке предметов, объединенных единым смысловым содержанием. В сюжете или, как еще
© Д.Ю. Фурманская, 2008
принято говорить, в мотиве выражается тематическая завязка, устанавливаются смысловые и пластические связи: масштабные, тоновые, цветовые, намечается и выделяется композиционный центр. Отличительная черта тематического натюрморта - полная подчиненность всех элементов композиции выражению темы. А вот выбор темы для натюрморта - непростая задача как для педагога, так и для студента. Ведь помимо художественных задач натюрморт несет в себе и образовательную нагрузку, через него учащийся может познавать родную историю и культуру, назначение предметов, их утилитарные, композиционные, декоративные особенности.
Так как работа над натюрмортом начинается с его натурной постановки, то в этом случае художественная ценность, значительность картины будет в первую очередь зависеть от того, как натюрморт поставлен. Чтобы он был не просто тренировочным упражнением в определении пропорций, перспективных сокращений, тоновых и цветовых отношений, а еще и художественной задачей, необходимо натюрморт надлежащим образом сочинить из готовых предметов, чтобы он обладал значительным содержанием, заключал художественный образ. При этом группа случайных вещей, составленных без всякой руководящей мысли, еще не есть натюрморт. Поставить хороший натюрморт трудно; и чем выше художественное раз-
витие студента, тем серьезнее педагог должен относиться к постановке, тем больше времени приходится ему на это тратить.
Следует оговориться, что каких-либо законов постановки натюрморта, каких-либо правил, усвоив которые можно научиться ставить натюрморт, не существует. Нельзя даже назвать исчерпывающие, точные признаки хорошо составленного натюрморта, равно как и указать какие-то нормы. Но все же можно указать некоторые общие закономерности или, наоборот, на отдельные частные возможности этого жанра. Можно дать некоторые методические советы, следуя которым художник-педагог сможет открыть для себя новые возможности в постановке натюрморта. Прежде всего нужно определиться с темой живописной постановки. Она может строиться на каком-либо одном предмете (букет цветов, корзина, чучело животного и т.д.), посвящена какой-либо профессии, эпохе, времени года и так далее.
Выбрав тему для натюрморта, педагог должен тщательно подготовиться. Ставя натюрморт, прежде всего отобрать необходимые предметы для натурной постановки. Ими могут быть как современные предметы, так и старинные вещи, собранные в музее или натюрмортном фонде факультета (прялки, лапти, самовары, мебель и т. д.). Отбирая для постановки предметы, различные по цвету и форме, надо следить, чтобы все они могли быть объединены общей тематикой и связаны между собой по своему назначению, смотрелись друг с другом естественно.
Обычно в натюрморте какой-то предмет делают главным. Это бывает одновременно и самый крупный предмет, он создает центр всей композиции. Но неправильно было бы настаивать на этом как на строгом правиле. Натюрморт может быть и без строго выделенного центра, так же как и без главного предмета. Нам кажется важным другое требование - определенности темы, определенности замысла, определенности порядка вещей в постановке.
Обязательно нужно пользоваться справочной литературой, чтобы при необходимости ответить на вопросы учащихся, рассказать об истории или назначении представленных в натюрморте предметов.
Крайне полезны могут быть репродукции известных художников. В них педагог может "подсмотреть" естественные композиционные схемы и сочетания предметов для построения своего натюрморта, колористические и световые решения. Педагог может просто использовать репродукции данных произведений в ходе объяснения новой постановки, вводить их непосредственно в натюрморт или пользоваться ими как справочным материалом. В любом случае весь этот репродукционный материал заметно облегчит работу педагога и поможет студентам лучше понять задание.
Возможен и другой способ постановки, для
этого натюрморт не ставится, а выбирается. Высматривают готовые натюрморты, которые с неистощимым разнообразием и в неограниченном количестве представляет окружающая нас обстановка. На обеденном или письменном столе, на кухне, на комоде, в книжном шкафу, среди детских игрушек можно найти удивительные композиции, с которыми по естественности, силе выражения, неожиданности и оригинальности, красоте колорита трудно соперничать специально поставленным натюрмортам. Такой естественный натюрморт может быть не вполне готовым - он может давать только основную тему; его нужно будет немного подправить, сняв мешающие предметы или добавив недостающие. Работать над такими натюрмортами студентам всегда интересно и увлекательно.
Для первых натурных постановок не следует брать большое количество предметов, достаточно трех-четырех. На старших же курсах допускаются сложные, многоуровневые натюрморты. Отобрав предметы, приступают к их расстановке и объединению в общей композиции. Чтобы постановка получилась красивой и выразительной, предметы следует расставлять так, чтобы они оттеняли друг друга: малый предмет должен оказаться на фоне большого, два крупных - не слишком загораживать друг друга, светлый предмет нужно расположить на фоне темного и наоборот.
Расставлять предметы по отношению к источнику света рекомендуется также по-разному: один осветить прямыми лучами, другой увести в тень.
Драпировка в натюрморте играет двоякую роль: в одном случае, когда предметы сами по себе создают цельную композицию, она служит нейтральным фоном, в другом, когда драпировка служит пространственному объединению предметов в постановке, она получает самостоятельное значение. В этом случае ее надо расположить красивыми складками, так, чтобы каждая из них выражала объем и была в "движении". Ткань может играть в натюрморте и самостоятельную роль, если это интересное произведение декоративно-прикладного искусства. В таком случае ткань из обыкновенной драпировки может стать центром композиции.
Увязав все предметы между собой, необходимо выделить композиционный центр, т. е. тот участок постановки, который должен особо привлекать внимание зрителя. Для этого можно пододвинуть один предмет ближе к зрителю, или ярче его осветить, или выбрать для центра предмет яркий и красочный.
Найдя удачную композицию натурной постановки, следует проверить ее эффект со всех сторон. Если расстановка предметов выглядит удачно только с одной стороны, поиски надо продолжить. Важно найти такое композиционное решение, чтобы постановка выглядела выразительно со всех сторон.
Сделав натурную постановку, можно приступить к работе. Прежде всего педагог должен побеседовать со студентами, заинтересовать, рассказать о представленных вещах, их практическом назначении, по возможности показать репродукции картин с аналогичными предметами. Этот немаловажный этап, к сожалению, часто упускается в процессе обучения, в связи с чем теряется взаимосвязь педагога и студентов. Отсутствие живого общения на занятии снижает эффективность процесса передачи практических навыков.
Обычно студенты младших курсов начинают свое обучение живописи с натюрмортных постановок в технике акварели, затем переходят на гуашь и масляные краски. Одни и те же предметы, написанные различными красками и живописными приемами, могут предстать совершенно по-разному.
У каждой из этих техник есть свои особенности и секреты. Но существуют правила, общие для всех живописных техник. Выполняя натюрморт, как и любое живописное произведение, необходимо придерживаться определенной последовательности.
Студент должен начать работу над натюрмортом с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в которых уточняет формат и композицию листа. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.
Затем студент выполняет рисунок будущего натюрморта. Он может использовать для этого карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой "кальки" или "картона" в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда опытные художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки. У каждого рисующего есть свои любимые техники и живописные приемы, которые он старается использовать чаще, но лучше варьировать их в зависимости от натуры, освещения, конкретной художественной задачи.
Большинство же мастеров предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины.
На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное.
В учебных целях необходимо вести работу над живописной композицией последовательно. Изображая действительность красками, необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Важно, что правильно найденные в натюрморте цветовые отношения помогают видеть красоту изображаемых предметов и красоту самого произведения.
В процессе ведения занятия педагогам художественно - графических факультетов не стоит забывать и о дополнительных обучающих возможностях живописных постановок, особенно важных для студентов младших курсов. Не все студенты-первокурсники имеют необходимые теоретические знания на момент поступления. Одна из задач педагога-живописца - восполнить эти пробелы. Помимо приобретения практических навыков живописный тематический натюрморт может "разъяснить" студентам такие понятия, как колорит, контраст, перспектива. Крайне важно именно в ходе работы студентов над постановкой давать необходимые комментарии, так как эта информация будет легче усваиваться вместе с практическими навыками.
Невозможно перечислить все возможности применения живописного тематического учебного натюрморта. Но самое главное в учебном творческом задании - это его привлекательность для учащегося. Натюрморт должен быть таким, что его невозможно не написать.
Предметы могут быть интересны разными качествами: формой, цветом, характером поверхности, деталями. Заметим, что, оценивая предмет с точки зрения живописной, мы вступаем в противоречие с обычной оценкой. Так, в натюрморте чаще всего может оказаться красивым, например, старый керосиновый бидон с ржавыми пятнами, грубый пыльный мешок из-под картошки и т. п. Наоборот, вещи нарочито красивые, украшающие быт (статуэтки, вазы, резные шкатулки и т. п.), в натюрморте могут стать неинтересными, банальными. Собственно, поставить натюрморт - это означает подобрать не просто интересные вещи, но их сочетание.
Есть такие связи между темой, колоритом и приемами композиции, которые можно изучить и как-то объяснить, но практически важно их просто чувствовать, подмечать про себя и копить в памяти: это поможет художнику-педагогу в постановке учебного натюрморта, который будет приятно и интересно писать студенту.
Fyrmanskaya D.Y.
How to create picturesque thematically naturemorte for young students of art-graphical faculty
This article intend for teacher-painters, of art-graphical faculty. It contain some rules and recommendations, how to create naturemorte how to choice the theme, how to paint picturesque thematically naturemorte.