УДК: 330.131.5
ББК: 65.0
Бугаева О.Г., Димов Э.М., Краснов С.В., Хаджиева С.В. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ДЛЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «IT-МЕДИЦИНА» В ИНТЕРЕСАХ УПРАВЛЕНИЯ
Bugaeva O. G., Dimov E.M., Krasnov S. V., Khadzhieva S. V.
FORMULATION OF THE PROBLEM FOR IMITATIVE MODELING OF THE ACTIVITY OF THE CENTER OF YOUTH INNOVATIVE CREATIVITY "IT-MEDICINE" IN THE INTERESTS OF MANAGEMENT
Ключевые слова: имитационное моделирование, инвестиционный проект, инвестиционные риски, инвестиционные затраты, текущие затраты, центр молодежного инновационного творчества, бизнес-процесс.
Keywords: simulation modeling, investment project, investment risks, investment costs, current costs, youth innovation creativity center, business process.
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время очень важно грамотно и правильно рассчитывать инвестиционные проекты, особенно если они воплощаются в компаниях малого бизнеса, так как неверные расчеты могут привести компанию к большим убыткам. Так как в основном все центры молодежного инновационного творчества занимаются робототехническими направлениями и давно развиваются в этом направлении, их бизнес-процессы уже отлажены.
Объектом исследования является развивающийся молодёжный центр «IT-медицина» при Самарском государственном медицинском университете (СамГМУ), созданный в 2017 году. Отличительной особенностью молодёжного центра «IT-медицина» от других центров является работа по таким направлениям, как химия, биология, анатомия в сфере IT. Данное обстоятельство обосновывает необходимость выстроить бизнес-процессы молодёжного центра «IT-медицина» и разработать методы принятия решений для реализации инвестиционного проекта.
Начальным этапом является постановка задачи для имитационного моделирования в целях управления, выбор тематики инвестиционного проекта, определение инвестиционных затрат, текущих затрат, необходимых для дальнейшего моделирования и подбор метода для имитационного моделирования.
Abstract: the relevance of the chosen topic is due to the fact that at present it is very important to correctly and correctly calculate investment projects, especially if they are embodied in small business companies, since incorrect calculations can lead the company to large losses. Since basically all centers of youth innovation creativity are engaged in robotic areas and have been developing in this direction for a long time, their business processes have already been debugged.
The object of the research is a developing youth center "IT-medicine ", at the Samara State Medical University (SamSMU), established in 2017. A distinctive feature of the youth center "IT-medicine" from other centers is the work in such areas as chemistry, biology, anatomy in the field of IT. This circumstance justifies the need to build the business processes of the youth center "IT-medicine" and develop decision-making methods for the implementation of the investment project.
The initial stage is the formulation of a problem for simulation modeling for management purposes, the choice of the subject of an investment project, the determination of investment costs, current costs required for further modeling and the selection of a method for simulation modeling.
Неопределенность и риск являются и осуществлении инвестиционного проекта неотъемлемыми свойствами при разработке в компании. Инвестиционный проект разра-
батывается, базируясь на вполне определенных предположениях относительно капитальных и текущих затрат, объемов реализации произведенных товаров или оказанных услуг, цен на товары и услуги, временных рамок проекта. Вне зависимости от качества и обоснованности этих предположений будущее развитие событий, связанных с реализацией проекта, всегда неоднозначно. Это основная аксиома любой предпринимательской деятельности. Результат инвестирования средств во многом определяется тем, насколько полно выявлены настоящие и будущие сферы неопределенности и риска проекта. Эти сферы предопределяют величину прибыли, которая будет получена от вложений. В связи с этим тема считается актуальной, особенно для малых предприятий, у которых ограниченное количество средств, и для их вложения в тот или иной проект требуется проработанное обоснование.
Объектом исследования данной работы является Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) «1Т-медицина». ЦМИТ - это площадка, где дети и подростки учатся воплощать свои идеи в жизнь, работают над инновационными проектами, проводят научные исследования под руководством наставников, а также посещают основные курсы, мастер-классы, мероприятия, которые соответствуют направлению деятельности центра. Главной задачей площадок является обучение молодежи новым технологиям и развитие инноваторского мышления.
По инициативе общественной организации «Молодая инновационная Россия» в 2012 году в России стартовал проект по созданию ЦМИТ. Его основной целью является обеспечить доступ к высокотехнологичному оборудованию подросткам и молодежи для того, чтобы приобретать навыки, которые будут востребованы в ближайшем будущем.
По данным Российской венчурной компании (РВК) на 2019 год в Росии существуют 226 ЦМИТ в 32 регионах. Наибольшее количество ЦМИТов находится в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Пенза, г. Уфа. 20% ЦМИТов являются полностью некоммерческими, то есть не получают никакой прибыли и действуют за счет грантов и спонсоров. Коммерческую модель существования выбрали все остальные организации. Большая
их часть проводит платные курсы и тренинги, меньшая - оказывает услуги: изготовление небольших партий продукции, таких как сувенирная продукция из дерева, распечатанные на 3D-принтере предметы, также сдается в аренду оборудование, площади и прочее [1].
В основном центры занимаются следующими направлениями: робототехника, цифровое производство, моделирование, прото-типирование и работа на станках.
ЦМИТ «IT-медицина» был создан при Самарском государственном медицинском университете (СамГМУ), и соответственно в данном центре большая часть занятий посвящены химии, биологии, анатомии. Также разработаны курсы по востребованным направлениям: 3Б-моделирование в сфере медицины и программирование в сфере медицины. Основная цель создания ЦМИТа - это формирование новых компетенций у школьников в области проектной инновационной деятельности по направлению медицины и смежных наук, а также профориентация школьников.
ЦМИТ «IT-медицина» в своей деятельности ставит следующие задачи:
- генерация и формирование инновационных проектов;
- ознакомление с работой научных коллективов СамГМУ;
- подготовка талантливых абитуриентов по наиболее востребованным и перспективным направлениям научной деятельности в области медицины.
На рисунке 1 представлена «Диаграмма процессов верхнего уровня в ЦМИТ «IT-медицина»», которая включает в себя методологии Data Flow Diagram, Work Flow Diagram и Swimmer lanes. Все процессы подразделяются на три вида: процессы управления, основные процессы и обеспечивающие.
K процессам управления относятся:
- стратегическое управление;
- управление проектами развития;
- управление финансами;
- управление маркетингом;
- управление бизнес-процессами и качеством;
- управление персоналом.
К основным процессам относятся:
- формирование группы учеников;
- заключение договоров;
- проведение курса занятий;
— получение прибыли. К обеспечивающим процессам относят-
ся:
- обеспечение безопасности;
- юридическое обеспечение;
- ремонт и модернизация оборудова-
- административно-хозяиственное обеспечение;
- ИТ-обеспечение и связь;
ния.
Рисунок 1 - Диаграмма процессов верхнего уровня в ЦМИТ «IT-медицина»
Проведенный анализ деятельности ЦМИТ «^-медицина» показал, что центр является малым бизнесом и носит соответственно рисковый характер, поэтому для минимизации рисков требуется прикладной маркетинг и применение имитационного моделирования (ИМ), а также прикладное программирование (ПП). ЦМИТ «Л-медицина» достаточно успешно функционирует уже полтора года и на данном этапе для привлечения новых клиентов и развития центра требуется разработать инвестиционный проект, который включает в себя разработку новых программ обучения, закупку дополнительного оборудования, привлечение новых специалистов. Практическая значимость работы заключается в прогнозировании и минимизации рисков, связанных с инвестиционным проектом, который требует вложения определенной суммы денежных средств. Таким образом, можно заранее спрогнозировать, когда окупятся вложения и при каких показателях.
Соответственно, для того, чтобы оце-
нить эффективность инвестиционного проекта в ЦМИТ «IT-медицина», необходимо проанализировать значения интегральных показателей, таких как NPV, IRR, DPP, PI [2]:
- чистый приведенный доход - NPV (Net Present Value);
- индекс прибыльности - PI (Profitability Index);
- внутренняя норма доходности -IRR (Internal Rate of Return);
- дисконтированный период окупаемости - DPP (Discounted Playback Period).
Необходимо отметить, что чаще всего все расчеты проводятся для одного варианта инвестиционного проекта, которыи является базовым и осуществление которого выглядит наиболее правдоподобно. Соответственно строится одна модель, которая прогнозирует потоки денежных средств и поэтому данная модель является моделью для принятия решении. На практике же нельзя быть точно уверенным, что данная модель
будет полностью соответствовать действительности. На любом из этапов могут возникать различные факторы, такие как рост цен на необходимое оборудование, материалы, повышение налоговых ставок и многие другие случайные факторы. Изменение данных факторов может привести к провалу инвестиционного проекта или к большим дополнительным издержкам.
Для того, чтобы оценить устойчивость инвестиционного проекта, разрабатываемого в ЦМИТ «ГГ-медицина», к изменениям внешней среды, количественно измерить риск, связанный со всем проектом в целом, целесообразно применить имитационное моделирование по методу Димова-Маслова. В данной работе показатель NPV (чистая приведенная стоимость) будет подвергаться ряду прогонов с помощью компьютера.
К входным данным модели будут относиться параметры законов распределения случайных величин, таких как количество заявок на мастер-класс, длительность обработки заявки, поступивших в электронном виде, длительность обработки заявок, поступивших по телефону, вероятность отказа клиента внести предоплату, вероятность отказа клиента от участия в мастер-классе по независящим от него причинам. К выходным данным модели будут относиться: средняя продолжительность обработки заявок, количество отказов клиентов от мастер-классов из-за наличия предоплаты, количество отказов клиентов по другим причинам, количество клиентов, которые пришли на мастер-класс. Полученные результаты позволят увидеть, насколько быстро окупится инвестиционный проект, какие есть риски и как необходимо наладить систему обработки заявок таким образом, чтобы повысить эффективность процесса.
Наличие хорошей исходной модели инвестиционного проекта - это необходимая база для проведения значимого, резуль-
тативного имитационного моделирования. Метод Монте-Карло, являясь одним из наиболее сложных методов количественного анализа рисков, преодолевает недостатки анализа чувствительности и анализа сценариев [3]. Оба этих метода показывают воздействие определенного изменения в величине одной или нескольких переменных на показатель эффективности проекта (например, МРУ). В отличие от анализа чувствительности и анализа сценариев, метод Монте-Карло позволяет: учитывать наличие корреляции между различными составляющими проекта; появляется возможность одновременно моделировать случайные изменения нескольких составляющих проекта с учетом условий коррелированности; сценарии являются случайными и формируются автоматически при реализации алгоритма метода Монте-Карло; сценарии формируются исходя из диапазонов возможных изменений случайных величин и подобранных законов распределения; количество случайных сценариев может быть сколь угодно велико, так как процесс имитации реализован в виде компьютерной программы, существует метод выбора необходимого числа сценариев, гарантирующего с определенной вероятностью надежность результатов моделирования [5].
Первый инвестиционный проект, который будет рассмотрен, - это мастер-класс «Помоги пострадавшему» для школьников с 1 по 11 класс. В него будут входить следу-ющне инвестиционные затраты:
- разработка программы педагогами; закупка оборудования и материалов для проведения мастер-класса.
Первый этап - это разработка программ мастер-классов для школьников с 1 по 4 класс, с 5 по 8 класс и с 9 по 11 класс. Далее - составление перечня необходимого оборудования, материалов и работ (таблица 1), а также цен с учетом анализа у разных поставщиков.
Таблица 1 - Инвестиционные затраты проекта
№ Статья расходов Цена, руб.
11 Разработка программы мастер-класса 5000
22 Тренажер-манекен для обучения транспортировки пострадавшего, сердечно-легочной реанимации, имитации ранений и поражений 32300
33 Тренажер-накладка для внутримышечных, подкожных и внутрикож-ных инъекций 6400
Продолжение таблицы 1
44 Тренажер постановки клизм и внутримышечных инъекций 5090
55 Двухвенная модель для практики венопункций 8900
66 Носилки медицинские огнестойкие для тренировки транспортировки пострадавшего 2470
77 Индикатор кардиоритма для тренировки определения пульса пострадавшего в чрезвычайных ситуациях 15000
88 Имитаторы ранений, переломов, ожогов, обморожений 11700
Итого 86860
При составлении сметы проанализировано 5 компаний, представляющих данную продукцию, а именно Мед Манекен, Медтехника СПБ, Юртэкс, Рипл, Зарница
[6,7,8,9,10]. Данные сравнительного анализа представлены в таблице 2. Для удобства оборудование и материалы пронумерованы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 2 - Сравнение цен на товары поставщиков
Наименование Стоимость, руб.
2 3 4 5 6 7 8
Мед Манекен 37700 6400 6100 9200 3200 15000 12500
Медтехника СПБ 32300 7800 5090 8900 3000 17500 13000
Юртэкс 35000 7000 6800 9500 4200 18000 15000
Рипл 37000 6800 6700 10000 3500 16500 12200
Зарница 34500 7200 7900 9000 2470 16000 11700
Таким образом, выбираем оборудование и материалы, наименьшие по стоимости в разных компаниях. После этого необходимо рассчитать текущие затраты на данный проект, в который будет входить: рекламная кампания, затраты на заработную
плату, затраты на расходные материалы, непредвиденные расходы, амортизация оборудования, налог на прибыль. Данные по текущим затратам проекта в месяц представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Текущие затраты инвестиционного проекта
Статья расходов Затраты, руб.
Рекламная кампания 10000
Заработная плата 5000
Расходные материалы 2000
Непредвиденные расходы 3000
Амортизация оборудования 2500
Итого 20000
Учитывая загрузку помещений центра и преподавателей, в месяц будет проводиться не более 4 мастер-классов, каждую неделю по одному разу. Максимальное количество человек в группе 10.
После того, как будет закуплено оборудование и проведена рекламная кампания, начнется реализация бизнес-процесса, представленного на рисунках 2, 3.
Рисунок 2 - Схема бизнес-процесса обработки заявок
Рисунок 3 - Продолжение схемы бизнес-процесса обработки заявок
Заявки поступают в центр двумя способами: входящие звонки и электронные заявки. Отдел продаж обрабатывает все заявки, которые поступают. Если заявка оставлена в электронном виде, то менеджер связывается с клиентом и обсуждает все детали заявки. После чего клиент принимает решение записываться на мастер-класс или нет. Бывают ситуации, когда клиенту не удобно разговаривать, он не берет трубку или ему необходимо подумать, тогда менеджер записывает, когда необходимо перезвонить и перезванивает.
Форма заявки составлена таким образом, чтобы получить максимум информации от клиента. В нее входят следующие пункты:
- фамилия, имя, отчество родителя;
- фамилия, имя, отчество ребенка;
- школа, в которой учится ребенок и класс;
- контактный номер телефона;
- адрес электронной почты;
- согласие на обработку персональных данных.
Таким образом, менеджеру не приходится тратить время на запись персональных данных клиента, что позволяет сэкономить время и сразу проконсультировать и ответить на вопросы родителей.
Также заявки поступают через входящие звонки по контактному телефону центра. Менеджер аналогично первому случаю консультирует, и клиент принимает решение. Если звонок по какой-либо причине пропущен, то менеджер перезванивает клиенту.
Если клиент отказывается по тем или иным причинам от мастер-класса, то его контакт попадает в общую базу клиентов. Если клиент соглашается на запись, то далее ему необходимо произвести предоплату, чтобы забронировать место в группе. По указанным данным клиенту высылается счет на оплату. Если клиент не произвел предоплату в течение трех дней, то менеджеры с ним опять связываются и выясняют ситуацию. Если же клиент внес предоплату, то бронируется место в группе.
После того, как группа сформирована, назначены дата, время проведения мастер-класса, менеджеры отдела продаж отправ-
ляют клиентам напоминание, где они должны подтвердить свое присутствие. На данном этапе клиенты также могут отказаться от участия по различным причинам.
Далее - этап проведения мастер-класса, на который также могут прийти не все клиенты, которые записались и внесли предоплату. Перед проведением мастер-класса клиенты подписывают договор и оплачивают услугу, получая чек об оплате. В центре действуют скидки для детей с ограниченными возможностями, поэтому для них готовятся отдельные договоры.
После проведения мастер-класса педагог раздает анкеты, с помощью которых собирается обратная связь по проведенному мероприятию, после чего данные анкет анализируются и записываются в таблицу. После проведения мастер-класса оценивается его эффективность и начинается запуск новых групп.
Необходимо учитывать, что на данный процесс влияют случайные величины, такие как:
- СВ1 длительность обработки электронной заявки;
- СВ2 длительность обработки заявки по телефону;
- СВЗ возможный отказ от мастер-класса;
- СВ4 возможный отказ от предоплаты;
- СВ5 время между поступающими заявками;
- СВ6 количество ошибок при заполнении электронной заявки;
- СВ7 длительность внесения предоплаты;
- СВ8 длительность выставления счета;
- СВ9 возможный перенос даты и времени мастер-класса;
- СВ10 длительность поставки оборудования для мастер-класса;
- СВ11 возможная нехватка оборудования по количеству записавшихся человек;
- СВ12 возможная отрицательная оценка после мастер-класса;
- СВ13 возможная положительная оценка после мастер-класса;
- СВ14 возможный отказ от мастер-
класса по независящим от клиента причинам;
- СВ15 длительность заполнения договора;
- СВ16 длительность произведения оплаты;
- СВ17 возможная некорректная консультация менеджера;
- СВ18 возможное наличие пропущенных звонков;
СВ19 длительность обработки пропущенных звонков;
- СВ20 возможное произведение ошибочного платежа.
Учитывая данные случайные величи-
ны и предыдущую статистику по проведению мастер-классов в прошлом, можно рассчитать срок окупаемости инвестиционного проекта с помощью имитационного моделирования.
Далее в работе будет проводиться имитационное моделирование бизнес-процесса обработки заявок на мастер-класс при осуществлении инвестиционного проекта с помощью программного обеспечения AnyLogic, которое является ведущим инструментом имитационного моделирования для бизнеса. Схема процесса представлена на рисунке 4.
Выявление основных параметров, являющихся
ключевыми в имитируемой экономической системе с применением экспертных методов, установление взаимосвязи между входными и выходными показателями в виде математических выражений
Оценка законов распределения вероятностей для ключевых параметров модели с применением аналитического аппарата анализа, статистических и вероятностных методов оценки
_^_
Применение компьютерной имитации ключевых параметров модели
о: 1
Оценка основных характеристик распределений исходных и выходных показателей
о""
Проведение анализа полученных результатов и принятие решения
Рисунок 4 - Схема процесса имитационного моделирование инвестиционного проекта
Необходимо отметить, что при оценивании инвестиционного проекта данный инструмент является одним из самых точных и достоверных при анализе бизнес-процесса. На данном этапе работы определены все входные данные. Далее будет разработана имитационная модель, с помощью которой
можно будет более подробно проанализировать бизнес-процесс обработки заявок на мастер-класс и оценить эффективность инвестиционного проекта «Помоги пострадавшему» в ЦМИТ «Л-медицина», оценить все риски, срок окупаемости и дальнейшее развитие данного проекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабенко, Н.И. Имитационное моделирование инвестиционных рисков в бизнес-процессах // Молодой ученый. - 2017. - №15.1. - С. 29-31.
2. Бром, А.Е., Гогулина, Л.С. Современные методологии управления предприятием. -М.: Микроэкономика, 2011. - С. 66-70.
3. Димов, Э.М., Коныжева, Н.В., Маслов, О.Н. Имитационное моделирование процесса обслуживания в компании телекоммуникаций // Инфокоммуникационные технологии. -2003. - №4.
4. Димов, Э.М., Маслов, О.Н., Скворцов, А.Б., Чаадаев, В.К. Модели агрегатов для имитационного моделирования бизнес-процессов в инфокоммуникационных компаниях //Телекоммуникации. - 2002. - №7.
5. Егорова, Г.В., Федосеева, О.Ю. Управление информационными рисками предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №2(24). - С. 32-36.
6. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. - 575 с.
7. Краснов, С.В., Глазова, А.В. Математическое моделирование динамических процессов в экономических объектах // Экономика и производство. - М. 2003. №3.
8. Официальный сайт «Гранты и конкурсы для ученых и предпринимателей, аналитические материалы» 4science [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4science.ru.
9. Официальный сайт «Мед манекен» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://med-maneken.ru.
10. Официальный сайт «СПб-манекен» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spb -maneken.ru.
11. Официальный сайт «Юртэкс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urteks.ru.
12. Официальный сайт «Рипл» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.reepl.ru.
13. Официальный сайт «Зарница» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zarnitza.ru.
14. Черных, Ю.В. Стандартизация - основной инструмент инновационного развития // Экономика качества. - 2016. - № 1(13). - С. 34-40.
15. Яковлев, А.С., Литвиненко, Е.А., Шманёва, Ю.С. Проблемы применения имитационного моделирования и прикладного программирования в организациях малого бизнеса // Молодой ученый. - 2017. - №15.1. - С. 29-31.