Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
Факторы, оказывающие негативное влияние на стабильность функциональной системы анализаторов: факторы психического и психофизиологического характера, факторы снижающие выносливость; факторы обусловленные уровнем летной подготовки (недостаток знания в области полетных иллюзий, неправильное распределение внимания); факторы обусловленные компоновкой приборного оборудования кабины пилотов и его конструкцией. Принципы и правила пространственной ориентировки. Постоянное поддержание образа своего пространственного положения, движения, состояния и динамики пилотажно-навигационных параметров, характеризующих это положение и движение. Отбор, тренировка и использование экономных и эффективных способов считывания информации с пилотажно-навигационных приборов, индикаторов, управляющих поверхностей и других средств индикации, сигнализации и органов
управления. Совершенствование глазомера для визуального полета. Постоянный сознательный контроль параметров полета. Планомерность ведения ориентировки. Особое внимание необходимо уделять рациональному сочетанию инструментальной информации, воспринимаемой визуально, и не инструментальной (ускорения, перегрузки, шум двигателя, вибрации и т. д.), воспринимаемой внутренними органами чувств. Индивидуальная подготовка.
Библиографические ссылки
1. Руководство по авиационной медицине / под ред. Н. А. Разсолова. М. : Экон- Информ, 2006. 588 с.
2. Коваленко П. А., Пономаренко В. А., Чунтул А. В. Учение об иллюзиях полета: Основы авиационной делиалогии. М. : 2007. 461 с.
© Усманов И. А., Левищев П. А., 2012
УДК 669.713.7
Е. А. Фурманова, О. Г. Бойко Научный руководитель - Л. Г. Шаймарданов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКАЗОВ СИСТЕМ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
Кратко изложен методологический подход к расчету функциональных отказов систем, основанный на использовании суммарного параметра потока отказов системы.
В авиационном стандарте ОСТ 100132-97 Надежность изделий авиационной техники «Методы количественного анализа безотказности функциональных систем при проектировании самолетов и вертолетов» большое внимание уделяется расчетам вероятностей функциональных отказов систем, вызванных отказами в полете одного и более агрегатов.
В случае отказа одного агрегата расчет строится следующим образом:
- задается отказавший агрегат и вид его отказа;
- определяется нарушение функций системы, вызванное отказом рассматриваемого агрегата;
- принимается, что вероятность нарушений функциональной системы определяется вероятностью отказа агрегата.
В случае отказа белее одного агрегата в полете задача расчета вероятности функционального отказа системы решается следующим образом:
- задается одновременный отказ в системе нескольких агрегатов;
- определяется нарушение функций системы, вызванное одновременным отказом рассматриваемых агрегатов;
- определяется вероятность функционального отказа системы, как произведение вероятностей отказов рассматриваемых агрегатов.
Такой подход к решению задачи о вероятности функционального отказа системы, вызванного отказами агрегатов, содержат ряд некорректностей, связанных с игнорированием вероятностного характера задачи.
Прежде всего, рассмотрим первую задачу о вероятности функционального отказа, вызванного отказом одного заранее выбранного агрегата.
Поскольку авиационные системы являются восстанавливаемыми системами, стационарные потоки отказов их однотипных агрегатов являются пуассо-новскими. Также потоки отказов могут быть представлены на оси времени потоками точек (отказов), удовлетворяющими ограничениям, наложенным на пуассоновский поток точек на оси времени.
Поскольку система содержит N агрегатов, поток отказов в ней может быть представлен в виде N потоков отказов каждого из агрегатов, а также суммарным потоком с расположением точек отказов всех N агрегатов на одной оси. Здесь следует иметь в виду, что потоки отказов одинаковых агрегатов смещены друг относительно друга случайным образом, а точка начала отсчета времени t = 0 также произвольно расположена по оси t.
В этих условиях вероятность отказа первого агрегата в системе будет определяться не плотностью потока точек какого-либо отдельного агрегата, а плотностью суммарного потока отказов N агрегатов системы. Но какой конкретный агрегат откажет первым, заранее не известно. В связи с этим для определения вероятности отказа заранее заданного агрегата необходимо разработать статистическое разрешающее правило.
Отказ первого агрегата в системе, в зависимости от схемы соединения агрегатов в системе, приведет к
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
уменьшению числа работающей в ней агрегатов на некоторое число т. Суммарный поток отказов Ы-т агрегатов работоспособной части определит вероятность отказа второго агрегата, но какой именно агрегат откажет вторым также останется неизвестным. И здесь необходимо использовать статистическое решающее правило для определения вероятности отказа вторым наперед заданного агрегата. Продолжая процедуру можно определить вероятности отказов агрегатов в заданной последовательности. Но это будут вероятности, определенные для невосстанавливаемой системы.
В ОСТ 1001 32-97 предлагается процедуру восстановления агрегатов в системе учитывать введением коэффициента К, который «в случае восстановления
полной исправности всех элементов системы, зависит только от продолжительности этапов полета», как
г. г.
к = -ц к = -к
г.
г,
где и - продолжительность г-го этапа полета; гп - продолжительность полета.
Но коэффициент К, определенный в предложенном виде есть не что иное, как относительная продолжительность полета. Она не имеет ни какого отношения к влиянию восстановления на надежность.
Для окончательного решения задачи расчета надежности восстанавливаемых систем необходимо решить эту задачу в вероятностной постановке.
© Фурманова Е. А., Бойко О. Г., 2012