ПОСТАНОВКА СОЦИАЛЬНОГО УЧЕТА
Е.М. АЛИГАДЖИЕВЛ
Российский университет дружбы народов
Обобщение теории и практики в области формирования корпоративной социальной отчетности и управления социальной деятельностью позволили сделать вывод о том, что назрела потребность в исследовании и разработке методических подходов к организации социального учета на предприятии, определении его места в системе видов учета, в изучении и проектировании целевого изменения структуры контроллинга для выполнения функции формирования корпоративной социальной отчетности.
Национальные представления о социальном учете как базовом учете корпоративной социальной отчетности раскрываются в трудах В. С. Карагода [1]; круг зарубежных авторов шире — это работы С. А. Адамса, С. К. Бачелла, С. Задека, Р. X. Герца, Э. М. Кигана, Д. М. Филипса.
Теоретические позиции контроллинга и методики управленческого учета разрабатывались авторами: российскими — В. А. Анташовым, М. А. Бахрушиной, Т.А. Головиной, И.А. Масловой,
B. А. Погтниным, Л. В. Поповой, А. Р. Радионовым,
C.А. Рубцовым, О. В. Рыбаковой, А. Т. Схирт-ладзе, Г. В. Уваровой, С. Г. Фалько, А. Яруговой; зарубежными — Й. Вебером, Х.-Ю. Кюппером, Э. Майэром, Р. Манном, К. Нортом, Г. Райфа, X. Фолльмутом, Д. Ханом, П. Р. Хорватом.
В имеющихся научных работах и методических публикациях нет мнений о структурных взаимосвязях системы контроллинга с социальным учетом.
Недостаточная разработанность теории, методики и организации социального учета, а также большая практическая востребованность его применения при формировании корпоративной социальной отчетности, существующая на фоне активизации участия российского бизнеса в международном движении социально ответственных предприятий, определила цель и задачи исследования.
Научная новизна результатов исследования определена его целью и состоит в разработке рекомендаций по формированию методико-орга-низационных подходов к постановке социального учета и дальнейшему функциональному совершенствованию службы контроллинга в корпоративных объединениях, обусловленному целевыми задачами отражения ответственного ведения бизнеса и составлением корпоративной социальной отчетности.
Для этого были поставлены и решены следующие задачи:
— исследование преемственности социального учета в системе видов учета;
— разработка подходов постановки социального учета на российских предприятиях для отражения социально ответственной деятельности предприятия и формирования корпоративной социальной отчетности.
Позиции преемственности и отличий социального учета и отчетности
Признание социального учета как отдельного вида в системе бухгалтерского учета — проблема новая и еще не проработанная в российской бухгалтерской науке. С одной стороны, явно существующие предпосылки необходимости его появления, к которым относится факт корпоративной социальной отчетности, с другой — возможность использования для тех же целей арсенала бухгалтерского учета. Положения международных стандартов АА1000 ссылаются на социальный учет, а его развитие находится на эмпирическом этапе: т. е. поиске схем отражения и группировок учетных данных.
Сейчас социальный учет может выступать не отдельным видом учета, а, скорее, расширением границ традиционного бухгалтерского учета. Это расширение представлено двумя направлениями.
Первое — связано с необходимостью увеличения состава показателей бухгалтерской отчетности в интересах пользователей. Второе — концентрирует внимание на учете социальных затрат, основная часть которых связана с экологией. Поэтому социальный учет часто отождествляют с экологическим учетом [1].
Признавая пересечение целей этих видов учета, автор придерживается позиции, что экологический учет в самом общем виде можно представить учетной системой, предназначенной для формирования учетных показателей, характеризующих экологическую деятельность, а также обособления сумм ассигнований на ее функционирование. Экологические мероприятия направлены на улучшение экологии, взаимоотношений производственной деятельности с окружающей средой, включая экономичное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. Но существенное различие социального учета с экологическим проявляется в ширине охвата социальных проблем и их отражения.
Социальный учет включает: 1) учет социальной ответственности (учет индивидуальных факторов, имеющих социальную значимость); 2) учет совокупного влияния (оценка совокупных затрат предприятий); 3) социально-экономический учет (оценка проектов, финансируемых обществом с использованием финансовых и нефинансовых показателей, не поддающихся денежной оценке, но имеющих большой общественный резонанс); 4) учет социальных показателей (долгосрочная нефинансовая количественная социально-статистическая оценка); 5) общественный учет (попытки построить учет в глобальных масштабах), который связывает все виды социального учета.
По ряду указанных позиций социальный учет смыкается со статистическим учетом, который изучает, контролирует и обобщает массовые явления и процессы воспроизводства материальных благ и общественных отношений в хозяйстве [2]. Эти сведения помогают анализировать результаты различных процессов и прогнозировать их дальнейшее развитие. Данный учет носит макроэкономический характер, т. е. он, как правило, ведется не отдельными предприятиями, а государственными органами в целях получения, например, такой информации, как объем производства продукции во всех областях сферы материального производства и ее себестоимость, загрязнение окружающей среды, количество основных фондов природоохранной деятельности, динамики производительности труда и заработной
платы и т. п. В масштабах страны в статистике (как в России, так и на Западе) используется система национальных счетов (СНС), которая основана на формировании, обобщении и систематизации показателей обследований, а также статистической отчетности предприятий и объединений. Согласно полученной первичной информации составляется комплекс сводных (обобщающих) показателей, характеризующих состояние и динамику экономики на макроуровне.
Социальный учет в аналитическом варианте использует данные статистического учета в своих социально-статистических оценках, однако требования социальной отчетности согласно стандарту ОШ шире системы национальных счетов и в конечном итоге повлекут за собой расширение статистических исследований на уровне предприятия (микроуровень).
Существует связь социального учета с оперативным, который очень близок к управленческому учету, но также тесно связан с финансовым учетом, статистикой и другими видами хозяйственного учета. Сущность оперативного учета состоит в группировке и обобщении первичной информации (продукт первичного учета) для создания внутрихозяйственной отчетности, используемой в оперативном управлении экономикой предприятия. Временной цикл формирования информации в оперативном учете, не в ущерб ее качеству, должен быть минимальным, от этого зависит достоверность хозяйственного учета, и, следовательно, эффективность системы управления экономикой хозяйства в целом. Исходя из последнего утверждения, возможности оперативного учета в отражении социальных программ предприятия могут использоваться в текущем краткосрочном периоде, как информация для менеджмента для выверки принимаемых решений согласно социальной стратегии предприятия. Уточним, что согласно международным стандартам КСО социальные программы пролонгированы на длительный срок, и результаты деятельности могут быть получены через несколько лет. Отсюда следует, что социальный учет может использовать промежуточные сведения оперативного учета, но группировать и обрабатывать результаты должен самостоятельно.
Неразработанность подходов социального учета требует аналитического осмысления преемственности и определения различий с традиционными позициями учета. В табл. 1 приводится в несколько упрощенном виде структура принципов социального учета и отчетности в сравнении с
Таблица 1
Сравнительная таблица систем финансового и социального учета и отчетности
Финансовый учет Социальный учет
Виды учета Бухгалтерский учет Управленческий учет Налоговый учет Бухгалтерский учет Статистический учет Оперативный учет Экологический учет Наличный учет
Методическая база учета 1. Законодательные и нормативные документы 2. Административные распоряжения 1. Законодательные и нормативныедокументы (при применении методов бухгалтерского учета) 2.Международные, национальные стандарты КСО 3. Административные распоряжения 4. Частные рекомендации 5. Практика
Принципы распознавания и измерения
Допущения: Единое предприятие Непрерывность Денежный измеритель Периодичность Консолидированность Натуральный и денежный измеритель Периодичность
Принципы: Себестоимость Распознавание прибыли Соответствие Полное раскрытие данных Социальные приоритеты Соответствие Частичное раскрытие данных
Требования: Выгоды — издержки Существенность Консерватизм Существенность; Качественность; Непрерывное усовершенствование.
Качественные характеристики
Основные ^Релевантность (предсказательная ценность; оценочная ценность; своевременность) 2.Достоверность (репрезентативность; нейтральность) ^Релевантность (социальная значимость; реальность; регулярность и своевременность) 2.Достоверность (содержательность и нейтральность; законченность)
Производные 1.Сопоставимость 2.Последовательность 1. Сравнимость; 2. Последовательность
Цели учета 1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах 2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества 3. Предотвращение нарушений в хозяйственно-финансовой деятельности 4. Выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов 1. формирование полной и достоверной информации о результатах выполнении социальной политики компании
Цели отчетности 1. Обеспечение полезными данными реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и др. заинтересованных лиц 1. Декларирование следования принципам устойчивого развития 2. Привлечение новых инвестиций 3. Лоббирование корпоративных интересов 4.Улучшение взаимопонимания с местными сообществами и региональными властями
Источник: предложено автором.
финансовым учетом и традиционной бухгалтерской отчетностью. Согласно табл. 1 методической базой социального учета являются, кроме совпадающих с бухгалтерским учетом, международные стандарты корпоративной социальной отчетности (А1000 и ОЫ), частные рекомендации (разработки консультантов и предложения аудиторов), накопленный практический опыт работы. Измерения
социального учета представляют собой натуральные и денежные величины. Социальная отчетность представляется только в консолидированном виде. Периодичность социального учета и отчетности определяется стратегией социальной политики предприятия и не соответствует рамкам бухгалтерской отчетности. Важнейшим принципом социального учета и отчетности являются только социальные
62
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4?:Ж'иЪ4
приоритеты предприятия согласно принятой социальной политике. Если бухгалтерский учет основан на консерватизме отражения хозяйственной деятельности предприятия, то социальный учет при соблюдении требования качества отчетности подразумевает непрерывное усовершенствование методов отражения социальной деятельности. Если ведение бухгалтерского учета носит динамический характер отражения хозяйственной деятельности предприятия, то социальный учет согласно стандартам КСО отражает в своей отчетности только константные данные результатов в периодичности завершения той или иной социальной программы и имеет креативный характер. Термин «креативный учет» часто переводят как «творческий учет». Раньше подобное «творчество» сводилось к завуалиро-ванию и искривлению учетных данных. Сегодня креативный учет рассматривается как результат учетной политики и теряет свой отрицательный оттенок. Креативный учет является положительным в тех случаях, если используется без прямого нарушения законодательства для отображения основных тенденций в изменении стоимости бизнеса и достоверной картины состояния дел фирмы, особенно если не существует других методов отображения в учете новой операции. В ином случае — это процесс подготовки отчетности предприятия для более выгодного отображения его деятельности для акционеров, инвесторов и других заинтересованных лиц. При таких условиях этот метод отображает скорее желаемое, чем фактическое состояние предприятия. Он используется недобросовестными управленцами в целях введения в заблуждение инвесторов, кредиторов, банкиров и других пользователей финансовой отчетности. Такая постановка вопроса достаточно актуальна для современного состояния корпоративной социальной отчетности, когда ее верификация (достоверность) зачастую не подтверждена мнением независимых аудиторов.
Исходя из того, что данные бухгалтерского учета — главный источник открытой информации для формирования показателей социальной отчетности, следует решить, какие хозяйственные операции, подлежащие отражению в бухгалтерском учете, можно интерпретировать как имеющие социальную значимость. Так, на взгляд автора, стратегические цели, определенные управлением, найдут свое отражение в учетной политике предприятия. При этом важно определить и степень «социальной значимости». Например, модернизация основных средств природоохранного назначения одновременно свидетельствует об ответственном отношении к
экологической безопасности бизнеса и снижении экономических издержек природопользования, а также играет роль в восприятии деятельности предприятия в глазах местных властей. Согласно нашему примеру, хозяйственная операция «модернизация основных средств природоохранного назначения» имеет прямое отношение к формированию показателей корпоративной социальной отчетности, характеризующих результаты деятельности по экономической устойчивости (снижение издержек), экологической безопасности (рациональное пользование природными ресурсами) и косвенное отношение к социальным показателям (социальное партнерство с местными органами власти).
Аналитические возможности действующего плана счетов позволяют раскрывать социальный аспект учета хозяйственных операций. Например:
1. Расходы капитального характера, связанные с возведением и приобретением основных средств природоохранного назначения — очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других подобных объектов основных средств. Данные расходы в целях их идентификации для социальной отчетности можно учитывать на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» на самостоятельном субсч. 9 «Строительство и приобретение объектов основных средств природоохранного назначения.»;
2. Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и инвентаря природоохранного и экологического назначения, направленных на очистку водного, воздушного бассейнов, на устранение шума, вредных излучений, вибраций и запыления, должны учитываться обособленно.
Для учета этих расходов можно рекомендовать открыть дополнительные счета к действующему на предприятии плану счетов. Например, его можно дополнить счетом под номером 30, назвав его «Текущие расходы по содержанию и эксплуатации природоохранных мероприятий». Полагаем, что этот счет может корреспондировать со сч. 20 «Основное производство», а также со сч. 44 «Расходы на продажу», на дебет которых со сч. 30 и будут списываться расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и инвентаря природоохранного и экологического назначения.
3. Расходы на прием, хранение или утилизацию экологически опасных отходов можно учитывать на таком дополнительном счете к действующему на предприятии плану счетов, как свободный сч. 31 (одноименногоназвания).
4. Расходы на рекультивацию земель подлежат учету на сч. 91 «Расходы будущих периодов».
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0РЪЯ-Ъ.'НР?4'К'ШЪ.Ъ4
63
Таблица 2
Полнота содержания учетной политики социально ответственного предприятия
№ п/п Наименование раздела (подраздела) учетной политики
1 Учетная политика для целей финансового учета
1.1 Рабочий план счетов бухгалтерского учета
1.2 Формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы
1.3 Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности
1.4 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
1.5 Методы оценки активов и обязательств
1.6 Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
1.7 Правила документооборота и технология обработки учетной информации
1.8 Порядок контроля за хозяйственными операциями
1.9 Другие решения, необходимыедля организации бухгалтерского учета
2 Учетная политика для целей налогового учета
2.1 Порядок формирования сумм доходов и расходов
2.2 Порядок определения доли расходов, учитываемыхдля целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде
2.3 Порядок определения суммы остатка расходов (убытков), подлежащей отнесению на расходы в следующих налоговых периодах
2.4 Порядок формирования резервов
2.5 Порядок ведения учета состояния расчетов с бюджетом по суммам налогов
2.6 Другие решения, необходимые для организации налогового учета
3. Учетная политика для целей социального учета
3.1 Определение зон социальной ответственности
3.2 Группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности по ранжированию эколого-социаль-ной направленности (согласно принятых политик)
3.3 Формы документов для внутренней социальной отчетности
3.4 Правила обработки учетной информации
3.5 Порядок контроля за выполнением социальных обязательств
3.6 Другие решения, необходимыедля организации социального учета
Источник: предложено автором.
5. По нашему мнению, на свободных счетах разд. III действующего плана счетов (начиная со сч. 32 и по сч. 39 включительно) следует учитывать следующие расходы, принимаемые к зачету по социальной отчетности:
• расходы на защиту растительного и животного мира и сохранение природных ландшафтов;
• надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию, ветеранам труда;
• оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках и клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурных мероприятий;
• отчисления в фонды фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в иные отраслевые и межотраслевые фонды; благотворительные и спонсорские взносы на социальные программы общества. Отражение социальной направленности в
плане счетов определяется главным бухгалтером,
отражается в учетной политике и обусловливается особенностями предприятия согласно его отраслевой принадлежности и принятым стратегическим целям. [3]. Позиции социального учета должны раскрываться в приложениях к бухгалтерской отчетности, при этом степень раскрытия информации определяется каждой организацией самостоятельно. Это особенно важно, если учесть факт, что корпоративная социальная отчетность согласно стандарту ОШ может представляться пользователям с периодичностью, превышающей годичную. В своем исследовании автор исходил из того, что учетная политика предприятия (организации) должна отражать бухгалтерскую, налоговую и социальную политику предприятия, (табл. 2).
Подходы к организации социального учета на предприятии
Исходя из того, что в основе корпоративной отчетности лежат показатели социальной ответственности, отражающие результаты деятельности
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: WSeP'täWPJ'XWti'ZJ
предприятия не только в денежном эквиваленте, но и в натуральном (качественном) измерении, а также имеющие удельные значения (сегмент рынка), на первый взгляд, социальный учет является прерогативой управленческого учета.
Действительно, важнейшее предназначение управленческого учета состоит в информационной поддержке менеджмента и взаимодействии, что позволяет не только принимать эффективные управленческие решения, но и оценивать их экономические последствия. Поданным М. А. Бахрушиной, учетная информация составляет 20—30 % всей информации управленческого учета, на долю экономического анализа приходится 70 — 80%. Отмечается, что в финансовом учете соотношение иное: 50 — 60 % всей информации составляетучетная информация, а на долю анализа приходится 40 — 50 % [4].
Управленческий учет в своих динамических и аналитических характеристиках может отражать социальную деятельность предприятия и служить базой для принятия управленческих решений по реализации программ социально ответственного ведения бизнеса в рамках устойчивого развития. Однако проблемность его использования в формировании корпоративной социальной отчетности определяется конфиденциальностью. Этот подход вступает в противоречие с требованиями о независимом аудиторском подтверждении социальной отчетности согласно международным стандартам КСО. Создавшуюся дилемму можно решить выбором компромиссного пути: бухгалтерский учет на своих счетах отражает хозяйственные операции в группировках по субсчетам социальных затрат, управленческий учет (согласно традиционной закрытости своих регистров), являясь составной частью контроллинга, обеспечивает управление социальной ответственностью.
Нами предлагается следующая схема распределения задач социального учета на предприятии по видам учета:
Бухгалтерский учет Управленческий учет Статистический учет
Учет совокупного влияния (оценка совокупных затрат) Учет социальной ответственности (учет факторов, имеющих социальную значимость) Учет социальных показателей (долгосрочная социально-статистическая оценка)
Источник: предложено автором.
Аналитическая работа по формированию показателей и составлению корпоративной социальной
отчетности проводится службами контроллинга предприятия.
Таким образом, мы организационно решаем задачу следования стандарту АА1000: независимая аудиторская проверка корпоративной социальной отчетности (КСО) будет проводиться на основе данных бухгалтерского учета, управление социальной ответственностью будет строиться на информации, получаемой менеджментом от управленческого учета, статистический учет на предприятии — основа статистических показателей КСО. А так как большая часть корпоративной социальной отчетности согласно стандарту ОШ должна раскрывать существующие практики менеджмента и контроля за социально ответственным ведением бизнеса — весь отчет должен формироваться в аналитической группе службы контроллинга.
Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, как правило, сопутствуют адекватные изменения в системе управленческого учета. Важным элементом этого изменения может служить организация системы управленческого учета как базы контроллинга. Можно предложить следующую модель, (см. рисунок), где блоки 1 — 5 характеризуют распространенную практику постановки управленческого учета. Блоки 6 — 8 — несут выраженную контроллинговую направленность. Шестой блок представлен анализом и механизмом разработки управленческого решения, а также разными видами креативного учета (дополняется расчетами проектов и оценками). При этом могут использоваться инструменты финансового и бухгалтерского инжиниринга, оценка проектов и программ. Именно в этот блок входит информация — запрос от менеджеров и руководителей высшего звена.
Седьмой блок — планирования и бюджетирования, тесно связан с блоком 6. Если в шестом блоке проводится анализ возможностей, дается оценка вариантов мероприятий каждого уровня, т. е. проходит поиск альтернативы, то после принятия управленческого решения на уровне формирования бюджетов блок 6 будет анализировать возможности исполнения бюджета тем или иным подразделением согласно стратегическим и оперативным целям.
Восьмой блок — блок отчетности. Этот блок можно объединять с блоком 6, так как у них тесные функциональные связи. Разработка форм внутренней и подготовка внешней отчетности, тесно связаны с пониманием того, какой и сколько необходимо информации для контроля и принятия управленческого решения.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0РЪЯ-Ъ.'НР?4'КЖЪ.Ъ4
65
фщилльКий угет
21 (126) - 2008
зеркальные счета, передаточные счета, аналитические счета
ш
5
С
О
со т
£ ^ ф .о
.о ^
00 о 8 й
£ " ГО си
в X
: о ц , с^ю _ со
>5 О.
СО
II © °
о I
нос т о
о ф
т _
гЕ со т 5 ц ь о 00 Г
си си
5 ¡?
с ^ ^ ^
* £ 2 I?
5 Ю 5
с 1 3
Учет и перераспределение затрат:
- по элементам затрат;
- по статьям калькуляции;
- по видам деятельности;
- по центрам ответственности; - по функциям
Определение финансового результата:
- по центрам ответственное
- по видам деятельности;
- определение отклонений
затрат от нормативов;
- соизмерение доходов и затрат (определение категорий маржи,
полумаржи и прибыли)
Анализ, креативный учет и оценка:
-комплексный анализ; - управленческий анализ; - оценка проектов; выбор алтернативных проектов: - оценка социальных программ
ЖЖ
Внутренняя управленческая отчетность:
- разработка;
- внедрение;
У У
Внешняя управленческая отчетность - КСО
Контроль и управление:
- оборотными и внеоборотными
активами; - дебиторской и кредиторской
задолженностью; - собственными и заемными средствами; - затратами.
Планирование и бюджетирование:
- стратегическое; -оперативное;
- инвестиционное;
- бизнес-процессов
Внешние пользователи отчетности
Модель организации системы управленческого учета и контоллинга для формирования корпоративной социальной отчетности
Из блока 8 выходят внутренние отчеты, которые нужны менеджерам всех эшелонов корпорации, сюда приходят отчеты (управленческого характера), которые содержат информацию, необходимую для управления, которую невозможно получить из недр бухгалтерии с потоками учетной информации. Такой информацией может быть подборка новостей из сетей Интернет о подписании крупного контракта конкурентами, об изменении законов для экспорта продукции в стране, чей рынок представляет для компании стратегический интерес, и внутренняя информация, которая в оптимальном режиме неизвестна бухгалтерскому учету, но должна быть в управленческом. Значит, служба контроллинга должна аккумулировать различную, а не только учетную информацию. В этом же блоке нами проектируется подготовка корпоративной социальной отчетности — отсюда векторная направленность на внешних пользователей.
Система социального учета, вписываясь в традиционные рамки взаимосвязи видов учета, характеризуется более тесными связями с постановкой контроллинга предприятия, что опреде-
ляется расширенным применением инструментов при формировании показателей корпоративной социальной отчетности.
Выводы
1. Социальный учет включает: учет социальной ответственности (учет индивидуальных факторов, имеющих социальную значимость); учет совокупного влияния (оценка совокупных затрат предприятий); социально-экономический учет (оценка проектов, финансируемых обществом с использованием финансовых и нефинансовых показателей, не поддающихся денежной оценке, но имеющих большой общественный резонанс); учет социальных показателей (долгосрочная нефинансовая количественная социально-статистическая оценка); общественный учет (попытки построить учет в глобальных масштабах), который связывает все виды социального учета. Социальный учет согласно стандартам КСО отражает в своей отчетности только константные данные результатов в периодичности завершения той или иной социальной программы и имеет креативный характер.
66
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8СРШЪ'ПР;4'КШЪ'К;4
2. Проведенный анализ взаимосвязей бухгалтерского и управленческого учетов позволил определить потенциальные возможности использования их для формирования системы социального учета. Признано, что базой социального учета должен стать бухгалтерский учет как открытый для внешнего контроля со стороны независимого аудита. За управленческим учетом остается оперативное диагностирование социально ответственной деятельности для принятия управленческих решений.
Литература
План счетов бухгалтерского учета позволяет раскрывать социальный аспект учета хозяйственных операций.
3. Определено, что социальный учет, вписываясь в традиционные рамки взаимосвязи видов учета, характеризуется более тесными связями с постановкой контроллинга предприятия, что определяется расширенным применением аналитических инструментов при формировании показателей корпоративной социальной отчетности.
1. Шапигаузов С., Шнейдман Л. России не обойтись без экологического учета и аудита // Финансовые известия. — 1996. — № 85 (319). — 3 сентября.
2. Думное А. Д., Родин В. А., Шашлова Н. В. Методологические проблемы статистического наблюдения за расходами на охрану окружающей природной среды в рамках комплексного экологического и экономического учета//Вопросы статистики. — 2002. —№8, — С. 30 — 36.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98: Приказ Минфина России от 09.12.1998 № 60н.
4. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — 4-е изд. — М.: Омега — Л, 2006. — С. 40.
5. Карагод В. С. Теория и методология управления системой развития корпоративной социальной отчетности. - М.: РУДН, 2004. - 472 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго7>ъЯ-Ъ.'Н?>?4'КЖЪ.Ъ4
Внешние пользователи
67