УДК 373.2.02 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-204-216
ББК 74.10
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
THE PROBLEM OF DEVELOPING INTEREST IN MUSIC IN PRE-SCHOOL CHILDREN IN NATIONAL PRE-SCHOOL MUSIC PEDAGOGY
Королева Наталья Геннадьевна
Аспирант, ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» E-mail: [email protected]
Koroleva Natalia G.
PhD postgraduate student, TogLiatti State University
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье проанализируем теоретические аспекты проблемы развития интереса к музыке в отечественной дошкольной музыкальной педагогике с точки зрения следующих аспектов: музыкальная культура и способы ее формирования, трактовка понятия «интерес к музыке», структура данного качества. В основе теоретико-методического анализа - современные исследования вопроса «интерес к музыке» в рамках музыкального воспитания. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании постановки и решения проблемы развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста. Автор приходит к выводу, что многие вопросы являются общими и способствуют
Abstract. The paper analyzes the theoretical aspects of the development of interest in music in the domestic preschool music pedagogy in the following aspects: musical culture and ways of its formation, the interpretation of the concept "interest in music", the structure of this quality. Theoretical and methodological anaLysis is based on contemporary research into the issue of "interest in music" within the framework of music education. The theoretical significance of the research Lies in the substantiation of the statement and solution of the problem of development of interest in music in preschool children. The author
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Королева Н. Г., 2024
развитию интереса к музыке у детей дошкольного возраста. Вместе с тем отмечается недостаточность разработки структуры, критериев оценки признаков интереса к музыке, игровых современных форм развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста. Обращаем внимание на важность использования в музыкальном воспитании дошкольника идей культурологического подхода, определяющие высокохудожественное содержание музыкального материала.
concludes that many issues are common and contribute to the development of interest in music in preschool children. At the same time, insufficient development of the structure, criteria for assessing the signs of interest in music, modern gaming forms of development of interest in music in children of preschool age is noted. Attention is drawn to the importance of using ideas of culturological approach in music education of preschool children, which determine the highly artistic content of the musical material.
Ключевые слова: музыкальная культура, интерес к музыке, дошкольный возраст, культурологический подход, музыкально-игровые формы, музыкальное воспитание, классическая музыка.
Keywords: musical culture, interest in music, a preschool age, a culturological approach, music and game forms, musical education, classical music.
Для цитирования: Королева Н. Г. Постановка и решение проблемы развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста в отечественной дошкольной музыкальной педагогике // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 204-216. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-204-216.
Cite as: Koroleva N. G. The problem of developing interest in music in preschool children in national pre-school music pedagogy. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 204-216. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-204-216.
Введение
Проблема развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образования значима, актуальна и рассматривается как одно из приоритетных направлений. В основных нормативных документах дошкольного образования говорится о важности развития интересов ребенка к разным видам деятельности, в том числе и к музыкальной [1]. Интерес к музыке - личностное качество, входящее в структуру музыкально-эстетического сознания ребенка, способствует формированию основ музыкальной культуры как важной составляющей общей культуры человека. Данное качество, если постоянно поддерживается и подкрепляется системой музыкального воспитания, содействует положительной направленности дошкольника на присвоение музыкальной культуры, врастания в культуру общества в целом, а также творческому, духовно-нравственному становлению личности ребенка. Музыка, высокохудожественная
музыка представляется действенным средством вовлечения ребенка в мир добра, красоты, человечности. Культурологический подход в музыкальном воспитании определяет привлечение дошкольников к этим ценностям музыкальной культуры и искусства, к музыкально-творческой деятельности.
Отечественная система дошкольной музыкальной педагогики образовалась во второй половине XX в. По суждению Е. А. Скородумовой, «к пятидесятым годам XX века в системе дошкольного образования СССР сформировалось понимание о необходимости музыкального развития дошкольников именно с целью развития их музыкальных навыков и умений, посредством организованной, в виде занятий, образовательной деятельности» [2].
Труды Н. А. Ветлугиной, Т. С. Бабаджан, Б. Д. Кабалевского, Н. А. Метлова, Е. В. Назайкинского, О. П. Радыновой, А. Н. Сохор, Б. М. Теплова внесли значительный вклад в становление и развитие методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Эти ученые-педагоги заложили фундаментальные основы отечественной системы художественно-эстетического развития дошкольников, методики музыкального воспитания:
• уникальность музыкальной деятельности во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста (Н. А. Ветлугина) [3];
• системность музыкального воспитания и развития ребенка на всех возрастных этапах дошкольного детства (Н. А. Метлов) [4];
• феномен музыкальных способностей, условия развития ладового чувства, музыкально-слуховые представления, чувство ритма (Б. М. Теплов) [5];
• ранний возраст как благоприятный период для развития восприятия музыки, формирования музыкально-ритмического чувства (Т. С. Бабаджан) [6];
• способность эмоционально воспринимать музыку, связь музыки с окружающей жизнью ребенка, определяющую музыкальную культуру, музыкальную грамотность (Д. Б. Кабалевский) [7].
На данных системообразующих аспектах базируется большинство современных исследований, парциальных программ музыкального воспитания. Педагоги-музыканты, исследователи рассматривают интерес как важное условие успешности музыкального воспитания и развития, как стимул к музыкальной деятельности, как средство повышения эффективности музыкально-образовательного процесса.
Авторы современных концепции музыкального воспитания Н. А. Ветлугина, И. Г. Галянт, А. Г. Гогоберидзе, И. Л. Дзержинская, А. Н. Зимина, А. В. Кенеман, Л. Н. Комиссарова, Т. Ф. Коренева, Э. П. Костина, О. П. Радынова акцентируют внимание на ценностной стороне музыкального искусства - на высокохудожественные музыкальные произведения, образцы мирового музыкального наследия, которые формируют у детей личностные ценности, представления об эталонах красоты. Исследователи утверждают и доказывают, что интерес к музыке у дошкольников развивается в музыкально-игровой деятельности.
Устойчивость интереса к музыке, как части культуры, отражающей культуру «человеческих чувств и переживаний в звуковых образах» [8], обусловлена
достаточной внутренней мотивацией, которая зарождается в кругу других мотивов. Отметим, что главным стимулом к музыкальной деятельности, к развитию интереса к музыке является внешний стимул - взрослый (педагог, родитель) как носитель музыкальной культуры, эмоционально вовлекающий в музыкальную деятельность ребенка-дошкольника.
В ряде исследований последних лет (Е. В. Боякова, Е. Я. Бурлина, М. А. Давыдова, М. Б. Дмитриева, Ю. И. Кривошеев, Т. П. Плеснина, Ю. В. Таланова, Н. А. Фролова, Ю. Н. Черкашина) отмечается важность создания педагогических условий (содержание музыкальной деятельности, учет возрастных особенностей, этапность, игра, творчество, взаимодействие педагогов и родителей), которые обеспечивают эффективное развитие устойчивого интереса к музыке.
Однако само понятие «интерес к музыке» не имеет точного определения; исследователи, педагоги-музыканты по-разному дают трактовку. Мнения авторов расходятся и в описании структуры данного качества. Открытыми остаются вопросы критериев оценки признаков интереса ребенка к музыке и разработки новых современных форм, средств развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста.
Цель данной статьи - теоретический анализ современных исследований по вопросу развития интереса к музыке; анализ парциальных программ, Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) с точки зрения вопроса развития интереса к музыке; уточнение понятия «интерес к музыке», содержания и структуры данного качества.
Методика проведения исследования
Теоретическое исследование включало:
• анализ музыковедческой литературы, психолого-педагогической литературы, методических источников по проблеме развития интереса к музыке (понятие, содержание, структура);
• сравнительный анализ основных парциальных программ по музыкальному воспитанию, ФОП ДО с точки зрения культурологического подхода, задач развития интереса к музыке.
Проведен сравнительный анализ следующих программ:
• Программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры», автор О. П. Радынова;
• Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», автор Э. П. Костина;
• Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии», автор Т. Ф. Коренева;
• Программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет «Ритмическая мозаика», автор А. И. Буренина;
• ФОП ДО.
Результаты теоретического исследования
Проблема формирования и развития интереса всесторонне и широко рассматривалась, изучалась с разных позиций, как теоретических, так и практических, в разных аспектах, в таких науках как психология, педагогика, музыкальной социология, философия. Подходы к решению проблемы формирования интересов личности различны, но имеют общие выводы. «Исследования многих педагогов, психологов доказывают, что интерес не дается человеку от рождения, он появляется в процессе деятельности, формируется в определенных условиях.
В дошкольном возрасте развитие интереса происходит от внешних качеств, свойств предметов и явлений окружающего мира к внутренней сущности, связей и отношений между ними. Многие авторы указывают на то, что заинтересованность в том, что окружает ребенка, начинает проявляться с самого раннего возраста. Проявляется потребность и активность в познании. Интерес к познанию проявляется у ребенка дошкольника как любопытство и любознательность» [9].
Музыка занимает значительное и важное место в жизни нашего общества. Многочисленные исследования свидетельствуют, что музыка - уникальное искусство, которое является средством развития не только эмоциональной сферы ребенка, но и формирования духовно-нравственного мира, психики и интеллекта. Музыка улучшает внимание, помогает сосредоточиться, способствует избавлению от напряжения. Изучая проблему развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста, важно понимать, что же означает само понятие «интерес к музыке».
Интерес к музыке как основа музыкального воспитания рассматривается многими учеными, педагогами-музыкантами, но понимается и трактуется по-разному. Д. Б. Кабалевский подчеркивал, что интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней -обязательное условие того, чтобы она раскрыла детям свою красоту и выполнила свою воспитательную, познавательную, эстетическую функцию.
О. П. Радынова рассматривает интерес как один из важных компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольника, развитие данного качества определяет формирование музыкальной культуры. Она подчеркивала ценность накопления уже в раннем дошкольном возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокохудожественных музыкальных произведений.
Изучая вопросы развития детского голоса, Г. П. Стулова отмечала заинтересованность как условие успешности процесса обучения пению, важным фактором познания вокального искусства [9].
В работах, посвященных музыкальному развитию детей раннего возраста, Т. С. Ба-баджан определяет, что «привитие интереса и любви к музыке, развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка - все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает у детей. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке, а музыкальная восприимчивость и музыкальная активность развиваются как следствие интереса и любви детей к музыке» [6, с. 6, 7].
Следовательно, развитие интереса к музыке определяет формирование музыкальной культуры ребенка-дошкольника, является важным условием вхождения ребенка в человеческую культуру, фактором познания музыкального искусства. Интерес - основная цель, показатель эффективности музыкальной образовательной деятельности и познания музыкального искусства. Важно уже с раннего возраста начинать работу по развитию интереса к музыке, в основе этого развития - радостные переживания, связанные с музыкой.
О. П. Радынова, Е. В. Боякова определяют интерес к музыке «как формируемое личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желание слушать, в первоначальных положительных оценках» [10, с. 25]. Исследователи рассматривают интерес к музыке как компонент, тесно взаимосвязанный с другими компонентами музыкально-эстетического сознания, который «развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольников, если музыкальные впечатления приобретают для ребенка субъективное значение (личностный смысл)» [10, с. 25].
Интерес к музыке «как осознанное положительное отношение к музыке», который «проявляется в мотивации, познавательной активности и опыте ребенка», характеризуют Т. П. Плеснина, Ю. В. Таланова. В своих работах авторы показывают моделирование процесса его реализации и отмечают, что интерес к музыке формируется в процессе активной музыкальной деятельности [11; 12].
Для А. Н. Сохор интерес к музыке выступает как осознанная потребность. Музыковед и музыкальный критик классифицирует интерес к музыке по предмету, по содержанию, по носителю. Интерес к виду музыкального искусства, интерес к определенным музыкальным произведениям определяется возрастом, группой людей, объединенных общим интересом, может быть личным. Человек осознанно представляет, что это ему необходимо для развития [13; 14]. Следовательно, интерес и потребности взаимосвязаны: интерес к музыке может вызвать потребность научиться играть на музыкальном инструменте, потребность иметь музыкальный инструмент (например, фортепиано, флейту, гитару) может стать причиной интереса к музыке. Осознанный интерес является причиной деятельности.
Н. А. Фролова, М. Б. Дмитриева рассматривают интерес к музыке как «определенное мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивно-творческой музыкальной деятельности, которая является основой для динамичного развития музыкально-творческих способностей и личностных качеств и ведет к культурному обогащению личности» [15, с. 237]. Мотивационное состояние понимается как побуждение к действию, процесс управления поведением, определяющий музыкальную направленность, активность в музыкальной деятельности. Исследователи подчеркивают «творческую направленности занятий и выделяем следующие компоненты: интеллектуальный, эмоционально-волевой и созидательно-творческий» [15, с. 238].
В своем исследовании по формированию интереса к музыке у шестилетних учащихся М. А. Давыдова доказывает, что на формирование интереса к музыке положительно влияет развитие самостоятельности и активности детей в ходе музыкальной творческой деятельности. Автор понимает интерес к музыке как «углубленное эмоциональное и познавательное отношение к музыке, которые проявляется в стремлении к активной самостоятельной
музыкальной деятельности, а также в предпочтении музыкальных занятий другим в ситуации свободного выбора деятельности» [16].
Ю. Н. Черкашина выделяет у обучающихся «эмоционально-оценочное отношение к музыкальным ценностям через различные виды музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности, которая вызывает сложный комплекс эмоций, переживаний, оценочных суждений. Интерес к музыке - это сложное и личностно значимое образование, включающее в себя ценностный, познавательный и эмоционально-волевой компоненты» [17].
Познавательный элемент является основанием интереса к музыке и отражает предмет потребности, без которого направленная музыкальная деятельность не возникает. Е. Я. Бурлина в своем исследовании пишет о том, что степень эмоциональной вовлеченности (компонент структуры интереса) зависит от того, насколько содержание определенного музыкального произведения соответствует ценностям субъекта. Если не соответствует ценностям, то наличие только опыта общения с музыкальным произведением не развивает интерес к нему [18; 19].
Таким образом, исследуя проблему развития интереса к музыке, анализируя позиции разных авторов, можно выделить несколько точек зрения - интерес к музыке определяется как мотив, мотивационное отношение, побуждающее к действию, к музыкальной деятельности; интерес к музыке как эмоция, эмоциональное состояние, предполагающее це-леполагание и волю; интерес к музыке как способ удовлетворения потребности, интерес как «осознанная потребность» (А. И. Сохор) в музыкальной деятельности. Мы определяем понятие «интерес к музыке» с позиции эмоционально-волевого состояния, которое мотивирует на познавательно-творческую музыкальную деятельность, направленную на присвоение музыкальной культуры, культурному обогащению личности.
Рассмотрим структуру интереса к музыке, определим варианты, предложенные учеными-исследователями (табл. 1).
Таблица 1
Структура интереса к музыке
Авторы Структурные компоненты
Радынова О. П., Красноперова Т. В. Эмоциональный, интеллектуальный и волевой
Сохор А. И. Интеллектуальный (когнитивный), эмоциональный и волевой
Таланова Ю. В., Плеснина Т. П. Эмоционально-волевой, интеллектуальный, действенно-практический
Кривошеев Ю. И. Познавательный, эмоциональный, творческий
Боякова Е. В. Эмоциональный, интеллектуальный
Черкашина Ю. Н. Ценностный, познавательный, эмоционально-волевой
Бурлина Е. Я. Познавательный, эмоциональный
Фролова Н. А., Дмитриева М. Б. Интеллектуальный, эмоционально-волевой и созидательно-творческий
Сравнительный анализ показал, что одни авторы выделяют на первый план эмоциональный компонент (О. П. Радынова, Т. В. Красноперова, Ю. В. Таланова, Т. П. Плеснина, Е. В. Боякова), а другие - интеллектуальный, познавательный (А. И. Сохор, Ю. И. Криво-шеев, Е. Я. Бурлина, Н. А. Фролова, М. Б. Дмитриева). Доказано, эмоциональная сфера играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Музыка - вид искусства, которое эмоционально по своему содержанию. Музыка - это язык чувств, это сама эмоция. Б. М. Теплов центром музыкальности определяет эмоциональную отзывчивость.
Одним из показателей сформированности музыкальной культуры является эмоционально-оценочное отношение. Значит, эмоциональный компонент обязателен в структуре интереса к музыке, является определяющим. Бесспорно, и включение в структуру данного качества интеллектуального, познавательного компонента - наличие ценностно-ориентационных знаний о музыке - обеспечивает более глубокое и полное восприятие музыки.
Творческий компонент (Н. А. Фролова, М. Б. Дмитриева, Ю. И. Кривошеин) имеет большое значение для развития интереса к музыке, так как способствует формированию личностного отношения к музыке, самовыражению, саморазвитию, желанию выражать свои впечатления в высказываниях о музыке, в музыкально-игровом творчестве, определяет выразительность и оригинальность творческих действий. Методологический анализ позиций разных исследователей позволяет определить следующие компоненты в структуре интереса к музыке:
• эмоционально-волевой;
• познавательный;
• творческий.
На наш взгляд, именно сочетание этих компонентов создает интерес к музыке, увлеченность музыкой, побуждает к творческой активности.
С точки зрения культурологического подхода, задач развития интереса к музыке сделаем сравнительный анализ ФОП ДО и основных (некоторых, выборочных) парциальных программ по музыкальному воспитанию.
Анализируемые программы ориентированы на ценности музыкальной культуры как части общей культуры, на разностороннее и полноценное музыкальное развитие ребенка-дошкольника как субъекта музыкальной деятельности. Программы методически выстроены, научно обоснованы, подтверждают современные научные исследования о том, что формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном детстве. Цель ФОП, программ «Музыкальные шедевры», «Камертон» отражает позицию ребенка как субъекта культуры, которая обеспечивает взаимодействие ребенка с миром, присвоение культуры, возможность отражать этот мир, эту культуру в своем музыкальном творчестве. Следовательно, в рамках культурологического подхода для того, чтобы успешно организовать процесс формирования основ музыкальной культуры, необходимо создание определенных педагогических условий, которые обеспечат целостность развития ребенка в культуре.
Важным для нашего исследования является то, что все перечисленные программы так или иначе ставят задачи воспитания и развития интереса к музыке. В ФОП
прослеживается преемственность задач от возраста к возрасту: воспитание интереса к музыке - развитие интереса к музыке. В программе «Музыкальные шедевры» задачи вызывать и поддерживать интерес к музыке едины для каждого возраста, но возможности выполнения определяются с учетом уровня развития детей. В программе «Камертон» задачи зависят от степени сформированности интереса к музыке - формировать (3-4 года), поддерживать (4 года - 5 лет), развивать (5-7 лет). В программе Т. Ф. Кореневой «воспитание интереса» входит в формулировку цели: «сформировать активное восприятие музыкального искусства, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики» [7]. В программе А. И. Бурениной задача воспитания интереса и любви к музыке в каждом возрасте решается с помощью разных средств: в процессе совместных игр (3-4 года); в свободных играх (4 года - 5 лет); в движениях под знакомую и новую музыку (5-7 лет).
Однако непонятна разница между «воспитанием» интереса к музыке и «развитием» интереса к музыке. Возможно, авторы понимают «воспитание» и как элемент культуры, и как процесс усвоения культуры, процесс целенаправленного развития музыкальных способностей ребенка. Воспитание интереса к музыке рассматривается как помощь дошкольнику в процессе вхождения в музыкальную культуру, усвоение культурного наследия и развитие самостоятельности, индивидуальности, а также творческое преобразование. В отличие от воспитания, развитие - это процесс преобразования одного качественного состояния в другое, новое, это шаги от простого к сложному.
Мы понимаем развитие интереса к музыке как направленное и закономерное развитие от чувства удивления, положительного эмоционального отношения к музыке к стремлению познавать музыку, постигать ее сущность, заниматься музыкальной детальностью, творчески преобразовывать. Детское музыкальное творчество определяется наличием проявления активности, самостоятельности, инициативности. Воспринимая и воспроизводя музыкальные высокохудожественные произведения, импровизируя, сочиняя, ребенок вносит свое, творчески преобразовывает. В этом и заключается развивающее воздействие музыкально-образовательного процесса.
Основные результаты и выводы
Теоретический анализ современных исследований по вопросу развития интереса к музыке, парциальных программ, ФОП ДО с точки зрения вопроса развития интереса к музыке; уточнение понятия «интерес к музыке», содержания и структуры данного качества показал:
1. Современные исследования по вопросу развития интереса к музыке доказывают необходимость дальнейшего рассмотрения данного вопроса, так как проблема развития интереса определяет основу музыкального развития ребенка-дошкольника.
2. Теоретическое исследование позволило нам определить понятие «интерес к музыке» с позиции эмоционально-волевого состояния, которое мотивирует
на познавательно-творческую музыкальную деятельность, направленную на присвоение музыкальной культуры, культурному обогащению личности.
3. Методологический анализ позиций разных исследователей позволяет определить следующие компоненты в структуре интереса к музыке: эмоционально-волевой, познавательный, творческий.
4. Многие вопросы являются общими и способствуют развитию интереса к музыке у детей дошкольного возраста. В то же время недостаточно разработаны вопросы структуры, критериев оценки признаков интереса к музыке, игровых современных форм развития интереса к музыке у детей дошкольного возраста.
5. Анализ содержания программ позволяет утверждать, что в основе произведения высокохудожественные, образцы мирового музыкального наследия, которые формируют у детей личностные ценности, представления об эталонах красоты. Авторы парциальных программ (О. П. Радынова, А. И. Буренина, Т. Ф. Коренева, Э. П. Костина) ориентируют на то, что важно использовать в музыкальном воспитании дошкольника идеи культурологического подхода, определяющие высокохудожественное содержание музыкального материала. Проблемы ценностного содержания программ раскрываются с позиции культурологического подхода.
6. Программы, в том числе и ФОП, выключают задачи воспитания интереса ребенка к музыке, но не акцентируют внимание на развитии данного качества. Важно понимать развитие интереса к музыке как направленное и закономерное развитие от чувства удивления, положительного эмоционального отношения к музыке к стремлению познавать музыку, постигать ее сущность, заниматься музыкальной детальностью, творчески преобразовывать.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарег. 28.12.2022 № 71847). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212280044 (дата обращения: 09.05.2023).
2. Скородумова Е. А. История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 38-43. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9533/ (дата обращения: 09.05.2023).
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.
4. Метлов Н. А. Музыка - детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. С. И. Чешева, А. П. Николаичева. М.: Просвещение, 1985. 144 с., нот.
5. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
6. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1957. 191 с., нот.
7. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? 3-е изд., испр. М.: 1989. 360 с.
8. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: авт. программа и метод. рекомендации. М.: Гном-Пресс, 1999. 79 с.
9. Королева Н. Г. Развитие интересов у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Научный альманах. 2020. № 10-2 (72). С. 180-184. URL: https://ukonf.com/doc/na.2020.10.02.pdf (дата обращения: 09.05.2023).
10. Боякова Е. В. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 18 с.
11. Плеснина Т. П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 22 с.
12. Таланова Ю. В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
13. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1970. 192 с.
14. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. 202 с.
15. Фролова Н. А., Дмитриева М. Б. Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса // Изв. Самарского науч. центра Рос. акад. наук. 2011. Т. 13, № 2-1. С. 235-239.
16. Давыдова М. А. Формирование интереса к музыке у шестилетних учащихся в условиях комплексного подхода (школа - семья): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1990. 14 с.
17. Черкашина Ю. Н. Педагогические условия формирования интереса к музыке у учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2007. 26 с.
18. Бурлина Е. Я. Проблема музыкальных интересов советской молодежи (На материалах исследований школьников и студентов): автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1978. 17 с.
19. Бурлина Е. А. Структура музыкального интереса // Советская музыка. 1983. № 4. С. 65.
20. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет. Изд. 4-е, перераб. и доп. СПб.: Фонд «Петербургский центр творческой педагогики "Аничков мост"», 2015. 196 с.
21. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 320 с.
22. Дмитриева И. А., Мороз В. Д., Слуева О. В. Развитие музыкального интереса у обучающихся младшего школьного возраста // Искусствознание: теория, история, практика. 2019. № 1 (24). С. 64-68.
23. Коренева Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста. М.: Русское слово - учебник, 2019. 48 с.
24. Костина Э. П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006. 223 с.
25. Красноперова Т. В. Формирование интереса к музыке у учащихся 1-8 классов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2007. 25 с.
26. Кривошеев Ю. И. Формирование у младших школьников интереса к музицированию на народных инструментах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 15 с.
References
1. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 25.11.2022 No. 1028 "Ob utverzhdenii federalnoy obrazovatelnoy programmy doshkolnogo obrazovaniya" (zareg. 28.12.2022 No. 71847). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212280044 (accessed: 09.05.2023).
2. Skorodumova E. A. Istoriya muzykalnogo vospitaniya v doshkolnom obrazovanii Rossii pervoy poloviny XX veka. In: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya. Proceedings of the VIII International scientific conference (Krasnodar, Feb 2016). Krasnodar: Novatsiya, 2016. Pp. 38-43. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9533/ (accessed: 09.05.2023).
3. Vetlugina N. A. Muzykalnoe razvitie rebenka. Moscow: Prosveshchenie, 1968. 415 p.
4. Metlov N. A. Muzyka - detyam: Posobie dlya vospitatelya i muz. rukovoditelya det. sada. Ed. by S. I. Chesheva, A. P. Nikolaicheva. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 144 p., not.
5. Teplov B. M. Psikhologiya muzykalnykh sposobnostey. Moscow, 1947.
6. Babadzhan T. S. Muzykalnoe vospitanie detey rannego vozrasta. Moscow: Prosveshchenie, 1957. 191 p., not.
7. Kabalevskiy D. B. Kak rasskazat detyam o muzyke? 3-e izd., ispr. Moscow: 1989. 360 p.
8. Radynova O. P. Muzykalnye shedevry: avt. programma i metod. rekomendatsii. Moscow: Gnom-Press, 1999. 79 p.
9. Koroleva N. G. Razvitie interesov u detey doshkolnogo vozrasta kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. Nauchnyy almanakh. 2020, No 10-2 (72), pp. 180-184. Available at: https://ukonf.com/doc/na.2020.10.02.pdf (accessed: 09.05.2023).
10. Boyakova E. V. Vospitanie interesa k muzyke u detey starshego doshkolnogo vozrasta. Extended abstract ofPhD dissertation (Education). Moscow, 2001. 18 p.
11. Plesnina T. P. Formirovanie u vosmiklassnikov interesa k seryeznoy muzyke. Extended abstract ofPhD dissertation (Education). Moscow, 1974. 22 p.
12. Talanova Yu. V. Formirovanie muzykalnogo interesa u detey na zanyatiyakh po fortepiano v sisteme dopolnitelnogo obrazovaniya. PhD dissertation (Education). Moscow, 2007.
13. Sokhor A. N. Muzyka kak vid iskusstva. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Muzyka, 1970. 192 p.
14. Sokhor A. N. Sotsiologiya i muzykalnaya kultura. Moscow: Sov. kompozitor, 1975. 202 p.
15. Frolova N. A., Dmitrieva M. B. Muzykalnyy interes kak spetsificheskaya raznovidnost kategorii interesa. Izv. Samarskogo nauch. tsentra Ros. akad. nauk. 2011, Vol. 13, No. 2-1, pp. 235-239.
16. Davydova M. A. Formirovanie interesa k muzyke u shestiletnikh uchashchikhsya v usloviyakh kompleksnogo podkhoda (shkola - semya). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 1990. 14 p.
17. Cherkashina Yu. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya interesa k muzyke u uchashchikhsya 5-8 klassov obshcheobrazovatelnoy shkoly. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Kursk, 2007. 26 p.
18. Burlina E. Ya. Problema muzykalnykh interesov sovetskoy molodezhi (Na materialakh issledovaniy shkolnikov i studentov). Extended abstract of PhD dissertation (Art History). Leningrad, 1978. 17 p.
19. Burlina E. A. Struktura muzykalnogo interesa. Sovetskaya muzyka. 1983, No. 4, p. 65.
20. Burenina A. I. Ritmicheskaya mozaika: programma po ritmicheskoy plastike dlya detey 3-7 let. St. Petersburg: Fond "Peterburgskiy tsentr tvorcheskoy pedagogiki 'Anichkov most'", 2015. 196 p.
21. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V. A. Teoriya i metodika muzykalnogo vospitaniya detey doshkolnogo vozrasta: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr „Akademiya", 2005. 320 p.
22. Dmitrieva I. A., Moroz V. D., Slueva O. V. Razvitie muzykalnogo interesa u obuchayushchikhsya mladshego shkolnogo vozrasta. Iskusstvoznanie: teoriya, istoriya, praktika. 2019, No. 1 (24), pp. 64-68.
23. Koreneva T. F. Partsialnaya programma „V mire muzykalnoy dramaturgii": muzykalno-ritmicheskaya deyatelnost s detmi doshkolnogo vozrasta. Moscow: Russkoe slovo - uchebnik, 2019. 48 p.
24. Kostina E. P. Kamerton: Programma muzykalnogo obrazovaniya detey rannego doshkolnogo vozrasta. Moscow: Prosveshchenie, 2006. 223 p.
25. Krasnoperova T. V. Formirovanie interesa k muzyke u uchashchikhsya 1-8 klassov. Extended abstract ofPhD dissertation (Education). Ulan-Ude, 2007. 25 p.
26. Krivosheev Yu. I. Formirovanie u mladshikh shkolnikov interesa k muzitsirovaniyu na narodnykh instrumentakh. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 1995. 15 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2
Статья поступила в редакцию 20.07.2023 The article was received on 20.07.2023