ПОСТАНОВКА ГОЛОСА В УЗБЕКСКОМ ТРАДИЦИОННОМ ПЕНИИ
Аюбов К.З.
Аюбов Кобилжон Заидович- старший преподаватель кафедра "Макомное пение " Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: Певческий голос никогда не создается сам по себе. Считается продуктом кропотливого и постоянного труда. Певец должен уметь не только воспроизводить голос, но и уметь выражать в голосе в процессе пения имеющиеся чувства волнения, душевные и эмоциональные переживания. Это не простой процесс, требующий регулярных тренировок, навыков и опыта, присущих как физической, так и духовной, а также умственной энергии. Важно, чтобы певец обладал навыками добровольного управления этим сложным процессом. В этой статье кратко рассказывается о том, что следует учитывать при развитии певческого голоса студентов в направлении традиционного узбекского пения.
Ключевые слова: голос, певческое искусство, традиционное пение, скороговорки, сказки, упражнения.
VOICE PRODUCTION IN UZBEK TRADITIONAL SINGING
Ayubov K.Z.
Ayubov Kobiljon Zaidovich - Senior Lecturer DEPARTMENT OF "MAQOMSINGING" UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ARTS NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: a singing voice is never created by itself. It is considered a product of painstaking and constant work. The singer must be able not only to reproduce the voice, but also to be able to express in his voice during the singing process the existing feelings of excitement, mental and emotional experiences. This is not an easy process, that requires regular training, skills and experience inherent in both physical and spiritual, as well as mental energy. It is important that the singer has the skills to voluntarily manage this complex process. This article briefly describes what should be considered when developing students' singing voices in the direction of traditional Uzbek singing. Keywords: voice, art of singing, traditional singing, tongue twisters, fairytales, exercises.
УДК 781.91
Голос - одно из самых красивых и неповторимых благословений, дарованных человеку. Когда человек рождается ребенком, он сначала использует возможность голоса. Плач малыша оценивают по его здоровью, исходя из громкости его голоса. Голос - самый бесценный инструмент в жизни человека, который служит для облегчения общественной жизни. Есть даже люди, для которых голос стал частью их профессии, основой их успеха. Голос - самое мощное оружие каждого человека, которому он подчиняется. С помощью этого оружия можно влиять на окружающих. Голосом можно рассмешить, заставить другого человека заплакать, наполнить волнением, рассердить, подбодрить кого-то. Звук обладает такой чудодейственной силой. Говоря языком музыки, человеческий голос - самый сложный и красивый из всех инструментов, существующих в мире. Он не такой искусственный, как музыкальные инструменты, созданные руками человека, его возможности также не ограничены и имеют характер развития. Человеческий голос - это рог всех музыкальных инструментов! Даже все живые существа в мире превосходят свой голос!
Любое искусство приобретает определенные технические навыки. Без этих навыков невозможно эффективно использовать талант, данный природой. В любом направлении искусства, будь то живопись, ремесло, декорации или пение, для достижения профессионального уровня необходима длительная и кропотливая учеба, формирование необходимых технических навыков. Известно, что для того, чтобы стать виртуозным исполнителем, инструменталист должен в совершенстве владеть своим инструментом и уметь подчинять его себе. А труд певца еще тяжелее. Взяв в руки свой инструмент, инструменталист имеет возможность своими глазами увидеть его строение, положение в процессе исполнения, механизмы звукоизвлечения, подержать его руками. Однако для певца таких условий нет. Он не может рассмотреть, взяв в руки звукообразующий инструмент (аппарат), расположенный в его гортани. Он интуитивно, опираясь на свои чувства, создает благоприятную обстановку и условия для своего функционирования. Тот факт, что он не может увидеть своими глазами, находится ли звуковой аппарат в нужном положении, работает ли правильно, как инструменталист, а управляет этим состоянием, основываясь на своих чувствах. Инструменталист использует свои руки и пальцы, а иногда и ноги, а исполнитель духовых инструментов использует свои губы для создания звука из инструмента. Певцу в этом помогает его дыхательная система. И контроль, и даже подчинение этой системе имеют свои проблемы [1].
Еще один аспект заключается в том, что инструменталист может управлять изменением тона звуков, исходящих от инструмента, с помощью пальцев. Однако у певца это происходит за счет движения
голосовых связок, и это контролируется рефлекторно без контроля певца. И последнее, но не менее важное: в исполнении инструменталиста речь не имеет значения, но для певца речь является важнейшим инструментом.
Сегодня работа по формированию, развитию, постановке и настройке певческого голоса является одной из самых актуальных, особенно в направлении традиционного пения. На самом деле, он никогда не теряет своей актуальности, так как является постоянно развивающимся и требующим повышенного внимания вопросом. Кроме того, в традиционном пении важно подходить к использованию голосовых возможностей с особыми знаниями, иначе голос ученика, который еще не полностью сформировался, может быть поврежден, потерян в тяжелых случаях и закончиться плачевным состоянием. Поэтому крайне важно иметь индивидуальный подход к каждому ученику, только что вступившему в направление традиционного пения, и очень бережно относиться его голосу [2]. Кроме того, особую сложность имеет исполнение узбекских классических песен. Для исполнения этих произведений также необходимо, чтобы звук прошел особую подготовку и был сформирован. Потому что узбекские макомы, классические произведения — это не просто произведения, которые исполняются в обычном или простом состоянии. Стоны и уклоны в них, кульминации и исполнение каждой части предъявляют высокие требования к голосу певца. Важно, чтобы голос традиционного певца мог полностью соответствовать этим требованиям.
Для того чтобы речь учащихся была беглой, с широким воображением, способной вложить свой голос в различные образы, рекомендуется, во-первых, прочитать побольше сказок. В сказках много образов, в процессе изучения их характеристики и поведения персонажей в разных ситуациях учатся придавать голосу различные изменения. Во-вторых, важно и чтение басен [3]. Это расширяет впечатление человека, расширяя мир воображения, развивая в своем воображении даже то, что невозможно в жизни. В -третьих, должен читать много стихов. Будь то стихи аруз или будь то стихи в вазне бармок, помогает понять его смысл и создать звучание каждого голоса.
Использование скороговорок также дает эффективные результаты. Быстрые скороговорки - продукт узбекского устного народного творчества. скороговорки — это предложения, составленные из слов, похожих друг на друга по произношению или написанию. Кроме того, в словах, выбранных для этих предложений, повторяются близкие друг к другу звуки. Именно по этой причине скороговорки используются для развития речи. На самом деле скороговорки также служат артикуляционной гимнастикой для певцов.
Скороговорки развивают речевой аппарат певца, повышают подвижность органов речи. Речь начинает приобретать такие качества, как беглость, прямолинейность, точность, выразительность, разборчивость. Судя по тому, что говорят медработники, скороговорки способствуют не только росту речи, но и увеличению связи между мозгом и органами речи и развитию способности концентрироваться, улучшают эмоциональное состояние, а также частично развивают память.
Изучение скороговорок с детства даст более эффективные результаты в будущем. С их помощью дети будут обращать внимание на значение, произношение каждого слова, которое говорят, чувствовать связи между фразами, замечать тонкости в тоне слова. Дети учатся не только красиво говорить, но и слышать. Иногда мы сталкиваемся с дефектами речи у детей, такими как неправильное произношение определенных букв. Специалисты также используют скороговорки при устранении этих дефектов. Данный прием целесообразно применять и студентам, обучающимся певческому искусству.
Каждая отдельная скороговорка — это не просто сумма слов и звуков. Они являются инструментом, который помогает студенту преодолеть существующие недостатки в произношении букв.
Список литературы /References
1. Матякубов Ш.Б. ДОСТИЖЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ МАКОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
//Проблемы современной науки и образования. - 2022. - №. 2 (171). - С. 92-94.
2. Jumaniyozov R. "Nutqiy mahorat", "Adolat" nashriyoti, Toshkent, 2005 y.
3. Maqola va ma'ruzalar to'plami, "Shashmaqom saboqlari" Toshkent 2005 yil.