УДК 008
А. Ю. Павлова
канд. культурологии, Челябинский государственный институт культуры E-mail: astra861@rambler.ru
POST-SUBCULTURAL: ПРОБЛЕМА СУБКУЛЬТУРНОГО ГЕРОЯ1
Статья посвящена изучению постсубкультур и субкультурного героя, актуальных для современного этапа развития субкультурных групп. Согласно типологии М. А. Жарковой, выделяются три типа современных субкультур. Первый - субкультуры, которые не отвечают критериям современного постмодернистского этапа развития общества. К этому типу исследователь относит субкультуры прошлого, не существующие в настоящее время. Это своего рода музей исторических субкультур, связанный с определенными событиями в жизни страны. Второй тип - современные молодежные субкультуры, не отвечающие критериям субпотока (имиджевые субкультуры, субкультуры по ярко выраженным интересам, хобби, отличающимся развлекательным характером, гедонизмом, игровые субкультуры, субкультуры определенного образа жизни). Третий тип - субпотоки.
Рассматривается вопрос наличия в них «субкультурного героя» - условного «идеального типа», создателя или вдохновителя, черты которого прослеживаются на всех уровнях развития субкультурной группы: внешнеатрибутивном, формально-организационном, эстетико-художественном, ценностно-мировоззренческом.
Каждому из представленных типов субкультур соответствует свой тип субкультурного героя: 1) герой-легенда, замещающий полностью или частично субкультурную традицию; 2) герой-проводник, указывающий на реальное или опосредованное существование какой-либо субкультуры, не замещая ее; 3) герой-принцип - существующий как закон, сформированный той или иной субкультурной группой и служащий критерием отбора на определенном временном отрезке характерных субкультурных черт.
На основе характерных черт субпотока (временное погружение в «другой мир», бинарная оппозиция «мы - я», субпоточное сознание, не оказывающее значимого влияния на образ жизни членов субпотока) описывается вероятный тип соответствующего ему субкультурного героя.
Ключевые слова: субкультура, постсубкультура, субпоток, субкультурный герой
Для цитирования: Павлова, А. Ю. Post-subcultural: проблема субкультурного героя / А. Ю. Павлова //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). - С. 110-115.
Еще совсем недавно феномен молодежных субкультур, «субкультурный бум» становился темой актуальных культурологических исследований. На текущий момент субкультуры в формах, описанных в диссертациях [2; 5; 6] и научных статьях, трансформируются, приобретая новые свойства, становятся феноменом совершенно иным, который в западной науке называют Posts-subculturals (или постсубкультуры).
'Статья подготовлена в рамках исследования по программе грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ
Актуальность изучения современного состояния субкультурных групп может быть представлена в двух аспектах культурологической науки - теоретическом и прикладном. В рамках теоретических исследований интерес представляют формы существования групп, процессы трансформации, воздействующие на постсубкультуры, а также проблема «субкультурного героя», наличие или отсутствие которого в постсубкультурах явля-
Российской Федерации (Конкурс НШ-2018), проект «Культура как основа ценностно-духовной консолидации: потенциал культурного наследия и образы будущего».
110
ется, на наш взгляд, одним из ключей к пониманию особенностей и перспектив развития данного феномена. Прикладной аспект изучения актуализирует необходимость понимания особенностей развития молодежных субкультур для преодоления в том числе несовершенства культурной политики в условиях неопределенности постмодернистской реальности [11].
Д. Магглтон в 2003 г., анализируя феномен постсубкультур в актуальном контексте, описал некоторые их особенности:
1. «Постепенно понятие субкультуры утратит свою силу, появится много различных отдельных изменчивых постмодернистских феноменов» [3]. При этом даже наличие у постсубкультурных групп некоторых общих «точек сборки» не позволяет считать их по отдельности феноменом относительно устойчивым во времени и пространстве, каковыми являлись «исторические субкультуры» [12].
2. Традиционное понятие стиля молодежных субкультур также утратит свою силу. Приверженность тому или иному стилю будет носить все более поверхностный и изменчивый характер. Е. А. Омельченко в 2006 г. как стадию развития субкультур отмечала «смерть субкультуры» и появление стиля [7, с. 51]. В пример приводились субкультуры рэйв, хипстеров, фриков и др. Сейчас внешнеатрибутивная составляющая современных групп становится все менее и менее очевидной. Стиль может присутствовать, как пишет Д. Маггл-тон в статье «Пост-субкультуралист»: «... молодежь постмодерна явно получает удовольствие от формы ностальгического возрождения определенного стиля» [10]. Однако он становится универсалией «потока», проникая в различные субкультурные группы. Нахождение в той или иной постсубкультуре уже не выявляется по стилевой компоненте.
3. «Принадлежность многим субкультурам одновременно будет сопровождаться ослаблением границ между субкультурами» [3]. В статье «Глэм-, гик- и нуль-культуры как суперсубкультуры цифровой эпохи» [1] И. Д. Тузовский и Е. А. Андреев отмечают тяготение множества подвижных групп к определенным центрам: к глэм-культуре они относят группы «золотой молодежи», хипстеров, ванилек и пр., к гик-
культуре - геймеров, косплееров, техногиков, членов фандомов и пр., к нуль-культуре - хики-камори, нердов, дауншифтеров. Внутри самой «суперсубкультуры» четкая принадлежность к определенной группе идентифицируется слабо.
4. «Сопротивление массовой культуре будет сходить "на нет"» [3]. В период «субкультурного бума» субкультурные группы формировались под воздействием мировоззренческих факторов, определяющих если не противостояние доминантной культуре, то как минимум альтернативность ей. Постсубкультуры, не имея «корневой» мировоззренческой основы, образуют «поток», двигающийся сонаправленно общему направлению движения. «.Субкультуры - это просто другая форма деполитизированной игры в мире удовольствий, где акцент ставится на поверхностные качества зрелища, а не на стоящую за ними идеологию сопротивления» [10].
5. «Молодежные субкультуры постепенно будут приобретать внеклассовый и внеидеоло-гичный характер» [3]. Более того, дифференциация современного общества и отсутствие четкой классовой градации, которая наблюдалась еще 40-50 лет назад, на наш взгляд, во многом связаны с постсубкультурным феноменом.
Опираясь на указанные выше особенности, мы задаемся вопросом наличия в постсубкультурах «субкультурного героя» - «идеального типа» для данной группы, создателя или вдохновителя, черты которого прослеживаются на всех уровнях развития субкультурной группы (внешнеатрибутивном, формально-организационном, эстетико-художест-венном, ценностно-мировоззренческом). Ранее, анализируя так называемые исторические субкультуры, мы для каждой из групп выявляли одного или нескольких «субкультурных героев» - граф Владислав Дракула (субкультура готов), Дэвид Бэлль (субкультура), Адольф Гитлер, Джордж Маршалл (скинхеды), Шри Чайтанья Махапрабху, Шрила Прабхупада (субкультура кришнаиты) [8, с. 162].
М. А. Жаркова в статье «Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе» предлагает разделить существующие на современном этапе субкультуры на три больших типа [4]. Первый - субкультуры, которые не отве-
111
чают критериям современного постмодернистского этапа развития общества. К этому типу автор относит субкультуры прошлого, не существующие в настоящее время. Это своего рода музей исторических субкультур, связанный с определенными событиями в жизни страны. Например, стиляги, появившиеся после Великой отечественной войны в связи с активизацией международных контактов и дипломатических отношений; люберы - субкультура, возникшая на базе всеобщего увлечения спортом при подготовке к Олимпиаде в Москве в 1980 г. К этому же типу относятся «реанимированные» субкультуры, сейчас воспроизводящиеся как своего рода стиль. М. А. Жаркова относит к ним хиппи, готов, скинхедов, субкультуру рок-н-ролла, субкультуру граффити. Здесь можно говорить о той самой «ностальгии», упоминавшейся Магглтоном. Воспроизводится форма, для которой, однако, уже нет подходящего идейного наполнения. Но при этом есть в наличии достаточное количество художественного продукта, в стилевом плане соответствующего той или иной «реанимированной» субкультуре. Так, например, существует множество сетей магазинов одежды в стиле «хиппи» (имеется в виду именно стилизация, а не четкое воспроизведение стиля); готическая мода до сих пор достаточно популярна в среде шоу-бизнеса и поп-индустрии и т. д.
Герой для данного типа субкультур - это герой-легенда. С точки зрения типологии Ч.-А. Пирса - «идея-знак», такого героя условно можно назвать иконическим, «репрезентативное качество которого есть Первичность (Firstness) как Первого. Иными словами, качество, которым он обладает в качестве (qua) стиль вещи, наделяет способность быть репрезентаментом» [9, с. 75]. Герой иконического типа (или герой-легенда) является репрезентаментом стиля, личность его «фотографически» зафиксирована в том или ином художественном продукте (Мэл из кинофильма «Стиляги», вампир Луи из «Интервью с вампиром», «Ангелы ада» - байкеры 19801990-х гг. и пр.).
Иные, но также относящиеся к первому типу - субкультуры, имеющие глубокую ценностно-мировоззренческую базу (религиозную, политическую, экологическую и пр.). Мощная
идейная платформа не позволяет субкультурной группе «соскользнуть» в свободное развитие, превратиться в моду, стиль, массовое явление. К таким группам относятся пацифисты, «зеленые», политически ориентированные группы, субкультуры восточных религий (вайшнавизм, шиваизм, джйотиш и пр.), субкультуры западных ответвлений христианства (мормоны, иеговисты и пр.). Герой для подобных субкультур -это герой-проводник (индекс), «репрезентативный характер которого состоит в его бытии индивидуальным вторым» [9, с. 80]. Его личность сопряжена с зарождением или возобновлением той или иной группы. Он является признаком традиции, не замещая ее.
Второй тип - современные молодежные субкультуры, не отвечающие критериям субпотока. Здесь М. А. Жаркова выделяет:
1. Имиджевые субкультуры, в которых определяющим являются внешнеатрибутивные характеристики, и на основе последних «искусственно» достраивается идейная составляющая (гламур, ми-литари, ориентирующиеся на военный стиль, бэгге-ры - молодые люди, носящие мешковатую одежду).
2. Субкультуры по ярко выраженным интересам, хобби, носящим характер развлечения, гедонизма. Существуют в двух формах - реальный коммуникативный процесс (включает в себя экстремальные, музыкальные и туристические субкультуры) и виртуальный коммуникативный процесс (основная часть «жизни» субкультуры осуществляется в виртуальном пространстве - блоги, чаты, соцсети). К этому типу М. А. Жаркова относит также субкультуру аниме, однако здесь мы позволим себе не согласиться с исследователем, поскольку эта субкультура имеет ярко выраженный игровой характер и появилась в русле ролевых игр по японским комиксам.
3. Игровые субкультуры. В данном подтипе М. А. Жаркова также выделяет две формы существования субкультур - реальное пространство и виртуальное пространство. К субкультурным формам, включенным в реальный коммуникативный процесс, относятся клубы интеллектуальных игр (клуб «60 секунд» -аналог телевизионной передачи «Что? Где? Когда?» и др.), субкультуры деловых (как пра-
112
вило, тесно связаны с развитием корпоративной культуры) и развлекательных игр. К субкультурным формам, включенным в виртуальный коммуникативный процесс, М. А. Жаркова относит геймеров, чатеров, субкультуры игровых приставок, кибер-спортсменов.
4. Субкультуры определенного образа жизни. Этот тип молодежных субкультур коррелирует с субкультурами по ярко выраженным интересам, но в данном случае вовлеченность в субкультуру носит более чем досуговый характер и зачастую оказывается связана с профессиональной занятостью ее представителя. К этому типу можно отнести хип-хоп культуру, серферов, кай-теров, дауншифтинг, неопаломничество и др.
Фактически данные группы находятся на пограничной стадии перехода от исторических субкультур к субпотокам. Для большинства из них, на наш взгляд, тип субкультурного героя определяется как герой-икона. Разница между ним и «героем» исторических субкультур в том, что созданный в рамках той или иной группы образ продолжает существовать в субкультурной группе и как реальный ее представитель (Бэнкси в хип-хоп культуре, Д. Бэлль и С. Фукан в субкультуре паркур, А. Друзь, М. Поташев в «Что? Где ? Когда?», Г. Стерлигов в дауншифтинге). Однако для имиджевых субкультур более характерен герой-проводник, обладающий действительной связью с представляемым объектом.
К собственно молодежным субпотокам М. А. Жаркова относит: 1) игровые субпотоки; 2) клубные субпотоки (различных музыкально-танцевальных направлений - хип-хоп, техно, джангл, рэп, тектоник, ритм-энд-блюз (R&B), гоу-гоу-дэнс (go-go dance), хаус, стрип-дэнс и т. д.), фрики и др.; 3) рейв-потоки (различных музыкально-танцевальных направлений: хаус, пвсевдохаус, техно, джангл и др.) [4].
Субпоток, по определению Р. Вайнцир-ля, - «посттрадиционная форма объединения, которая имеет силу только в момент создания структуры, находится в процессе постоянного изменения и развития» [12]. На основании этого мы можем отметить особую важность авторской позиции, так как (это отмечалось ранее) авторский индивидуализм, творческий потен-
циал в постсубкультурах гораздо выше, нежели в исторических субкультурах.
В контексте данной концепции нам представляется значимым определить вероятностный характер субкультурного героя. Для этого обратимся к характерным чертам субпотоков, выделенных М. А. Жарковой.
Первое, что отмечается как характерная черта субпотока, - его возникновение в результате временного погружения, ухода в «другой мир», т. е. субпоток представляет собой временное удвоение реальности, которое традиционно сопряжено с символизацией, соответственно герой субпотока может быть представлен как герой-символ - «закон, или регулярность, действия которого распространяется на неопределенное будущее» [9, с. 81]. В этом смысле герой может оставаться безличным или даже может быть заменен «на своем посту», однако правило, обусловливающее интерпретацию - восприятие феномена субпотока, - будет оставаться тем же.
Вторая характерная черта субпотока - бинарная оппозиция, но не «мы - они», свойственная историческим субкультурам, а «мы - я». «На первом месте в субпотоке стоит ощущение "мы", а не интерес, цель каждого члена; с другой стороны, предоставляется свобода самовыражения каждому индивиду, но в рамках "субпоточного организма", так как правилами, ценностями субпоток обладает, и они отличаются от норм повседневной жизни. То есть субпоток - это не толпа людей, это "единение индивидуальностей"» [4]. В подобном контексте можно говорить о фактическом отсутствии героя или о том, что каждый член субпотока является героем сам для себя. Однако заявленное я в рамках субпотока действует как определенный принцип - принцип удовольствия, закон, подчиняющий действия его членов.
Третья значимая черта субпотока - формирование субпоточного сознания, которое ввиду временного характера самого субпотока не оказывает значимого влияния на образ жизни его представителей. Оно определяется общим чувством наслаждения процессом участия, однако не выходит за временные и пространственные рамки существования субпотока. Для создания данного пространства необходимы «иконы» или «индексы» - герои,
113
существующие вне пространства субпотока, но включающиеся в него на основе действующего принципа, о котором мы упоминали ранее. Таким образом, действует символ, являющийся значимым лишь в соотношении с иными типами знаков. Следовательно, герой субпотока - герой-принцип, описанный еще в работе Р. Барта «Смерть автора» и характерный для постмодернистского этапа развития субкультур.
Завершая рассуждения о субкультурных героях, мы можем выявить три основных типа героя, действующих на современном этапе развития постсубкультур:
1. Герой-легенда, замещающий или полностью, или частично субкультурную традицию.
2. Герой-проводник, указывающий на реальное или опосредованное существование той или иной субкультуры, не замещая ее.
3. Герой-принцип, существующий как закон, сформированный той или иной субкуль-
турной группой и служащий критерием отбора на том или ином временном отрезке характерных субкультурных черт.
Конечно, поскольку феномен постсубкультур - еще достаточно новый для российской культурологической науки, то отнесение той или иной конкретной субкультуры к определенной стадии и выявление культурных черт ее субкультурного героя должно осуществляться на основе эмпирического исследования. Так, например, М. Вальтц как приверженец концепции субпотоков Р. Вайн-цирля исторически сложившейся субкультурой называл поп-культуру; но некоторые из элементов данной субкультуры частично присутствуют в субпотоке технокультуре, при этом в современной культуре параллельно существуют и та, и другая группы. Однако сама постановка проблемы позволит в дальнейшем выйти на новый уровень осмысления идеи субкультуного героя и в теоретическом, и в прикладном аспектах.
1. Андреев, Е. А. Глэм-, гик- и нуль-культуры как суперсубкультуры цифровой эпохи» / Е. А. Андреев, И. Д. Тузов-
ский // Вестник АГУ - 2017 - № 4 (209) - С. 268-273.
2. Беликов, С. В. Политические вызовы в молодежной среде : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Сергей Влади-
мирович Беликов. - Москва, 2009. - 248 с.
3. Жаркова, М. А. Концепция субпотоков в рамках постсубкультурного подхода к изучению молодежных субкуль-
тур [Электронный ресурс] / М. А. Жаркова // Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобачевского. -2012. - № 3 (27). - Сер. Социология и социальные науки. - С. 42-45. - Режим доступа : http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2012_3(27)/6.pdf.
4. Жаркова, М. А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе [Электронный ресурс] / М. А. Жаркова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 8. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-molodyozhnyh-subkultur-v-ramkah-postmodernistskogo-analiza-molodyozhnyh-subpotokov-v-rossiyskom-obschestve.
5. Иванов, С. В. Феномен российского хип хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия :
дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Сергей Викторович Иванов. - Москва, 2012. - 148 с.
6. Колтунов, Д. А. Молодежные субкультуры на современном этапе развития российского общества : дис. ... канд.
социол. наук : 22.00.06 / Дмитрий Анатольевич Колтунов. - Тюмень, 2011. - 169 с.
7. Омельченко, Е. А. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» / Е. А. Омельченко // Отече-
ственные записки. - 2006. - № 3 (29). - С. 51-54.
8. Павлова, А. Ю. Мировоззренческие основы субкультур в современной России : дис. ... канд. культурологии :
24.00.01 / Александра Юрьевна Павлова. - Челябинск, 2012. - 190 с.
9. Пирс, Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс; пер. с англ., предисл. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина - Санкт-
Петербург : Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ : Алетейя, 2000. - 352 с.
10. Muggleton D. The Post-Subcultures Reader [Electronic resource]. Available from : http://eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/MEDIA165/youth%20cultures/The_Post_Subcultures_Reader.pdf.
11. Sinetskiy S. 2008 (1). Post-Modernism and Cultural Policy. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Sosial Sciences. No 4 : 486-491.
12. Weinzierl R. Subcultural Protest in Times of the Pop-Entrepreneur [Electronic resource]. Available from : http://eipcp.net/transversal/1001/! 151430169/1151430236.
Получено 13.12.2018
114
A. №. naBnoBa
Post-subcultural: npoSneMa cySKynbmypHoao aepoa
A. Pavlova
Candidate of Culturology, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: astra861@rambler.ru
POST-SUBCULTURAL: PROBLEM OF THE SUBCULTURAL CHARACTER
Abstract. The article is devoted to studying a problem of post-subcultures and a subcultural character corresponding to the present stage of development of subcultural groups. According to M.A. Zharkova's typology three types of modern subcultures are pointed out. The first type is subcultures, which do not answer criteria of the present postmodern stage of development of society. The author places the subcultures of the past, which do not exist now, to this type. It is some kind of museum of historical subcultures connected with certain events in life of the country. The second type of subcultures is the modern youth subcultures, which are not answering to criteria of a substream (image subcultures, subcultures on pronounced interests, hobbies having character of entertainment, hedonism, game subcultures, subcultures of a certain way of life). The third type - substreams.
The author raises a question of existence in them "the subcultural character" - "ideal type" for this group, the creator or the inspirer whose lines are traced at all levels of development of subcultural group (externally - attributive, formal and organizational, esthetic-artistic, worldview value-based).
The certain type of the subcultural character corresponds to each of the presented types of subcultures: 1) the character-legend, replacing completely or partially subcultural tradition; 2) character-conductor, indicating on really or the mediated existence by this or that subculture, without replacing her; 3) the character-principle - existing as the law created by the subcultural group and serving as selection criteria on this or that time span of characteristic subcultural features.
On the basis of characteristic features of a substream (coming into existence as a result of temporary immersion, leaving to "other world", binary opposition, but not "we-they", peculiar for historical subcultures, but "we-I", formation of substream consciousness which, in view of temporality of the substream, has no significant impact on a way of life of its representatives) the probable type of the subcultural character corresponding to it is described.
Keywords: subculture, post-subculture, substream, subcultural character
For citing: Pavlova A. 2018. Post-subcultural: problem of the subcultural character. Culture and Arts Herald. No 4 (56): 110-115.
References
1. Andreev E., Tuzovskii I. 2017 Glem, the geek and zero culture as supersubcultures of a digital era. Vestnik AGU [Bulletin of the Altai state university]. No 4 (209) : 268-273. (In Russ.).
2. Belikov S. 2009. Politicheskie vyzovy v molodezhnoy srede [Political calls among young people]. Moscow : Russian state trade and economic university. 248 p. (In Russ.).
3. Zharkova M. 2012. The concept of substreams within post-subcultural approach to studying of youth subcultures [Electronic resource]. Vestnik Nizhegorodskogo Univesiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University of N. Lobachevsky]. No 3 (27) : 42-45. Available from : http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/99990201_West_soc_2012_3(27)/6.pdf. (In Russ.).
4. Zharkova M. 2012. Tipologization of youth subcultures within the postmodern analysis of youth substreams in the Russian society [Electronic resource]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo univesiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. No 8. Available from : https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-molodyozhnyh-subkultur-v-ramkah-postmodernistskogo-analiza-molodyozhnyh-subpotokov-v-rossiyskom-obschestve. (In Russ.).
5. Ivanov S. 2012. Fenomen rossiyskogo khip khopa: smysloobrazovanie v kontekste kulturnogo vzaimodeystviya [Phenomenon of the Russian hip-hop: the sense birth in the context of cultural interaction]. Moscow : Russian Institute for Cultural Research. 148 p. (In Russ.).
6. Koltunov D. 2011. Molodezhnye subkultury na sovremennom etape razvitiya rossiyskogo obshchestva [Youth subcultures at the present stage of development of the Russian society]. Tyumen : Tyumen State Oil and Gas University. 169 p. (In Russ.).
7. Omelchenko E. 2006. Death of youth subculture and birth of youth style. Otechestvennye zapiski [Domestic notes]. No 3 (29) : 51-54. (In Russ.).
8. Pavlova A. 2012. Mirovozzrencheskie osnovy subkultur v sovremennoy Rossii [World outlook fundamentals of subcultures in modern Russia]. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 190 p. (In Russ.).
9. Pirs Ch. 2000. Nachala pragmatizma [Beginnings of pragmatism]. St. Petersburg : Aleteyya. 352 p. (In Russ.).
10. Muggleton D. The Post-Subcultures Reader [Electronic resource]. Available from : http://eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/ MEDIA165/youth%20cultures/The_Post_Subcultures_Reader.pdf. (In Eng).
11. Sinetskiy S. 2008 (1). Post-Modernism and Cultural Policy. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Sosial Sciences. No 4 : 486-491. (In Eng).
12. Weinzierl R. Subcultural Protest in Times of the Pop-Entrepreneur [Electronic resource]. Available from : http://eipcp.net/ transversal/1001/1151430169/1151430236. (In Eng).
Received 13.12.2018
115