Научная статья на тему 'Послевоенный Крым: административно-территориальное устройство и демография'

Послевоенный Крым: административно-территориальное устройство и демография Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2365
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КРЫМУ / СМЕНА ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / CRIMEA / ADMINISTRATIVE AND TERRITORIAL SYSTEM / DEMOGRAPHIC PROCESSES IN THE CRIMEA / CHANGING THE ETHNIC STRUCTURE OF POPULATION / RE-SETTLERS / RESETTLEMENT POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сеитова Эльвина Изетовна

В статье рассматривается положение Крыма после завершения Великой Отечественной войны. Исследована динамика изменений в административно-территориальном и демографическом отношениях. Прослежен процесс реализации переселенческой программы и выведено его значение в аспекте решения демографической проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-War Crimea: Administrative and Territorial System, and Demography

Postwar history of the Crimea, in fact, reflects the entire system of social and political life in the USSR. At the same time changing the ethnic composition of the peninsula during the war and postwar period significantly affected its ethno-demographic and socio-economic aspect. In this sense, understanding of ethnodemographic and socio-economic processes in the post-war Crimea is of particular importance for its successful reunification with Russia. Based on archival documents analysis I am considering the dynamics of changes both in the administrative-territorial structure of the Crimea after the Great Patriotic War and in demographic composition of the peninsula. I also analyze archival documents connected with resettlement program realization. Based on archival documents analysis I am considering the dynamics of changes both in the administrative-territorial structure of the Crimea after the Great Patriotic War and in demographic composition of the peninsula. Based on the study of archival documents I distinguish three phases of post-war labor migration to the Crimea: (i) 1944-1953 the beginning of the resettlement process. This period, which began during the war, is characterized by extremely low efficiency of the resettlement. Wartime explains the lack of careful preparation of resettlement activities. As a result, resettlement organization at the initial stage was almost failed. I also analyze archival documents connected with resettlement program realization; (ii) 1954-1964 Nikita Khrushchev transfers Crimea to the Ukrainian SSR, and its government begins to lead the organization of labor migration. Accordingly, the main stream of immigrants came to the Crimea from the densely populated areas of Ukraine. Feature of this phase was a change of attitude towards immigrants: local administrators have focused on the arrivals consolidation on the peninsula; (iii) 1965-1976 this stage is characterized by well-established pattern of population movement. Authorities more carefully approached to the choice of resettlement contingent (required rates were registered in the special instructions); local administrators devoted considerable attention to the construction of standard housing for the newcomers. As a result, in 1960s-1970s, population growth in the Crimea was 40.3%, the labor force increased by 60.1%. In my article, I also pay special attention to the state institutions carrying out management resettlement to Crimea.

Текст научной работы на тему «Послевоенный Крым: административно-территориальное устройство и демография»

УДК 94:331.556(477.75)"19"

Сеитова Э.И.

Послевоенный Крым: административно-территориальное устройство и демография

Сеитова Эльвина Изетовна, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета

E-mail: elvina_seitova@mail.ru

В статье рассматривается положение Крыма после завершения Великой Отечественной войны. Исследована динамика изменений в административно-территориальном и демографическом отношениях. Прослежен процесс реализации переселенческой программы и выведено его значение в аспекте решения демографической проблемы.

Ключевые слова: Крым, административно-территориальное устройство, демографические процессы в Крыму, смена этнического состава населения, переселенцы, переселенческая политика.

История послевоенного Крыма - это, по сути, отражение всей системы общественно-политической жизни в СССР. Но в тоже время прошлое этого уникального во всех отношениях полуострова заключало в себе целый ряд особенностей, в силу которых облик региона стал иметь мало общего с довоенным.

В середине апреля 1944 г. полуостров удалось очистить от фашистских войск. Так, 13 апреля 1944 г. была освобождена столица Крымской АССР - город Симферополь. Буквально на следующие сутки сюда прибыли руководители Президиума Верховного Совета Крымской АССР - председатель А.Х. Менбариев и секретарь А.С. Яранцев. 23-24 апреля вернулись остальные члены аппарата Президиума. Затем прибыли и сотрудники Совета Народных Комиссаров Крымской АССР во главе с председателем И.С. Сейфулаевым1.

Полуостров был ареной непосредственных боевых действий, поэтому экономике и хозяйству региона был нанесен разрушительный удар. 20 апреля 1944 г. Совнарком Крымской АССР создал Республиканскую комиссию по установлению и расследованию злодеяний фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Крыма. В городах и районах действовали местные отделения. Итоги этой большой работы были подведены к сентябрю 1945 г. Комиссия подсчитала, что за время войны были полностью разрушены города Севастополь и Керчь, 127 сельских населенных пунктов, свыше 300 промышленных предприятий, 17 570 зданий хозяйственного назначения, более 37 тыс. жилых зданий, 15 музеев, 590 театров и клубов, 315 детских учреждений, 393 больницы и амбулатории, 15 зданий религиозного культа. Из Севастополя, Симферополя, Керчи и Евпатории оккупанты вывезли в Германию трамваи со всем оборудованием. Ими увезено и уничтожено 1649 различных двигателей, 1080 металлорежущих машин и орудий и т. д. убито и угнано в Германию 127 тыс.

Керчь. 1944. Фото с сайта http://city-heroes.blogspot.com/2011/06/blog-post_18.html

Севастополь в руинах. Большая Морская, 1944. Фото с сайта http://hvylya. org/analytics/history/kryim-vo-vtoroy-vtoroy-mirovoy-voynyi-redkie-foto.html

1 Акулов М. Р. Восстановительные работы в Крыму в 1944-1945 // Отечественная история. 1993. №1. С. 182.

голов крупного рогатого скота, 107 тыс. лошадей, 86,4 тыс. свиней, 896 тыс. овец и коз. Полностью и частично уничтожено 9579 га садов и виноградников и 213,5 тыс. га различных сельскохозяйственных культур. Общий ущерб народному хозяйству составил 20 млрд. руб.1.

В рамках данной статьи рассмотрим две составляющие истории Крыма 1944-1976 гг.: административнотерриториальное устройство и демографические процессы.

Начиная с освобождения полуострова процесс административно-территориальных реорганизаций проистекал очень активно. Так, уже после депортации и начала программы заселения региона Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1944 г. целый ряд районов АССР были переименованы.

Таблица 1

Переименование районов Крыма в 1944 г.

Наименование района до реформы Наименование района после реформы

Ак-Мечетский Черноморский

Ак-Шеихский Раздольненский

Биюк-Онларский Октябрьский

Ичкинский Советский

Карасубазарский Белогорский

Колайский Азовский

Лариндорфский Первомайский

Маяк-Салынский Приморский

Сейтлерский Нижнегорский

Тельманский Красногвардейский

Фрайдорфский Новоселовский

После превращения Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР 30 июня 1945 г. в регионе насчитывалось 26 сельских районов (Азовский, Алуштинский, Балаклавский, Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Евпаторийский, Зуйский, Кировский, Красногвардейский, Красноперекопский, Куйбышевский, Ленинский, Нижнегорский, Новоселовский, Октябрьский, Первомайский, Приморский, Раздольненский, Сак-ский, Симферопольский, Советский, Стара-Крымский, Судакский, Черноморский, Ялтинский). При этом было шесть городов областного подчинения (Симферополь, Севастополь, Евпатория, Керчь, Феодосия, Ялта) и непосредственно семь городов районного подчинения (Алупка, Алушта, Балаклава, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Старый Крым). Говоря об административно-территориальном устройстве послевоенного Крыма, невозможно не упомянуть решения правительства, которые кардинально изменили топонимику полуострова. 21 августа 1945 г. были переименованы сельские советы и населенные пункты Крымской области. Речь шла о 333 сельских советах. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 мая 1948 г., в дополнение к ранее переименованным в 1944 и 1945 гг. районам и сельсоветам, были изменены имена еще 1062 населенных пункта Крыма. Таким образом, общее количество переименованных населенных пунктов достигло 14062.

Конечно, событием, которое направило историю полуострова в совершенно иное русло на целых 60 лет, является передача Крыма в состав УССР 19 февраля 1954 г. Бытуют различные мнения - от взбалмошного «подарка» генсека до реальной экономической целесообразности. Однако можно доподлинно обозначить момент, когда же Никита Сергеевич впервые над этим вопросом задумался. Речь идет об его известном (благодаря повествованию его зятя, известного журналиста А. Аджубея) рабочем визите в Крым осенью 1953 г. Тогда он воочию увидел весь ужас первого (провального) этапа организованного переселения на полуостров людей из преимущественно различных регионов РСФСР. Откровенные признания переселенцев, что их «обманули», «заели клопы» и то, что они не могут вести здесь хозяйство настолько поразили руководителя страны, что он в этот же день отправился в Киев3. И, как показало время, процесс был запущен именно тогда. Н. Хрущев был уверен, что возродить экономику и хозяйство Крымского полуострова удастся благодаря заселению региона работоспособными колхозниками из областей Украины, в которых наблюдался относительный избыток рабочей силы. Так 1954 г. стал не только переломном в административном, но и в демографическом отношении.

Еще до передачи Крыма в состав УССР были упразднены Ялтинский и Новоселовский районы, также были объединены ряд сельсоветов. Указами Президиума Верховного Совета УССР от 24 апреля 1957 г. и 24 сентября 1959 г. были упразднены Балаклавский, Зуйский, Старокрымский районы, а Джанкой был отнесен к категории городов областного подчинения. В итоге, количество районов сократилось до 21. Следующая реформа датируется 30 декабря 1962 г. и связана она была с Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сель-

1 Крым в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. / Под ред. П.Е. Гармаш, Е.И. Баева. Симферополь: Крымиздат, 1963. С. 16-17; История городов и сел Украинской ССР: В 26 т. Т. 12: Крымская область. К., 1974. С. 55-59; Басов А.В. Крым в Великой отечественной войне 1941-1945. М.: Наука, 1987. С. 288-289; Шевченко А.С. Великая Отечественная война // Крым сквозь тысячелетия / Науч. и лит. ред., сост. Э.Б. Петрова. Симферополь: Лира, 2004. С. 500-502; Максименко М.М. Переселення в Крим сільського населення з інших районів СРСР (1944-1960 рр.) // Український історичний журнал. 1990. № 11 (356). С. 52; Очерки по истории Крыма: Крым в период Великой Отечественной войны, в годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (1941-1965 гг.) / Под ред. И.С. Чирвы. Ч. 4. Симферополь: Крым, 1967. С. 94-96; Крим в етнонаціональному вимірі. К.: Світогляд, 2005. С. 312; Сергійчук В. Український Крим. К.: Українська видавнича спілка. С. 189; Брошеван В. Симферополь: 1941-1944: историко-документальный очерк о городе Симферополе в годы Великой Отечественной войны. Симферополь: Таврия, 1994. С. 82.

2 Шевчук А.Г. Административно-территориальное устройство Крыма в документах и картографических образах ХУШ-ХХІ вв. / А.Г. Шевчук, И.Г. Беднарский, А.Б. Швец, С.А. Ефимов, Л.П. Кравцова / Региональный филиал Национального института стратегических исследований в г. Симферополе. Симферополь Таврия, 2006. С. 37.

3 Аджубей А. Как Хрущев Крым Украине отдал. Воспоминания на заданную тему // Новое время. 1992. № 6. С. 21.

ских районов УССР». В соответствии с этим решением были ликвидированы 11 районов Крыма: Азовский, Кировский, Куйбышевский, Октябрьский, Первомайский, Приморский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский, Судакский. В начале 1963 г. Евпаторийский район был упразднен и восстановлен Сакский. А в 1964 г. Алуштинский район был ликвидирован, непосредственно сам город Алушта стал городом областного подчинения. В 1965 г. в Крымской области было 12 районов: Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Красноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Черноморский. В 1966 г. были восстановлены Советский и Первомайский районы1.

Однако самыми непоправимыми для полуострова были, конечно, человеческие потери (см. диаграмму 1). Помимо объективного для военного времени факта гибели населения в результате военных действий, ситуация кардинально усугубилась в связи с принятым решением о депортации немцев, крымских татар, армян, болгар и греков.

Так, в связи со стремительным наступлением гитлеровской армии летом 1941 г. и опасностью оккупации Крыма в спешке была проведена операция по выселению с полуострова немцев. Эта акция входила в комплекс по организации обороны Крыма. Так, с полуострова было выселено около 52 тыс. человек немецкой национальности, которые, большей частью, компактно проживали в колониях-селах еще с XIX в. Согласно последней предвоенной переписи 1939 г., общее население региона составляло 1126429 человек, районами наиболее массового проживания немцев были: Ак-Мечетский (ныне Черноморский) - 2,8%, Ак-Шейхский (Раздольненский) - 11,8%, Бахчисарайский - 1,1%, Биюк-Онларский (Октябрьский) - 21,6%, Джанкойский - 7,9%, Евпаторийский - 5,2%, Зуйский - 14,3%, Ичкинский (Советский) - 11,8%, Карасубазарский (Белогорский) - 3,1%, Кировский - 5,1%, Колайский (Азовский) - 17,3, Красно-Перекопский -2,3%, Лариндорфский (Первомайский) - 14,2%, Ленинский - 4,9%, Маяк-Салынский (Приморский) - 1,2%, Сакский - 11,5%, Сейтлерский (Нижнегорский) - 1,8%, Симферопольский - 7,3%, Старо-Крымский - 4,7%, Судакский - 2,1%, Тельманский (Красногвардейский) - 33,6%, Фрайдорфский (Новоселовский) - 12,8%2.

11 мая 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял секретное постановление о выселении с территории Крыма всех крымских татар3. Его реализовывали органы внутренних дел под непосредственным руководством заместителей наркома внутренних дел СССР И.А. Серова и А. Кобулова. Выселены были и бывшие руководители Крымской АССР - Председатель Президиума Верховного Совета Крымской АССР А.Х. Менбариев и Председатель Совнаркома республики И.С. Сейфулаев. Обязанности первого стала исполнять его заместитель Н.И. Сачева, а Председателем Совнаркома был утвержден А.Ф. Кабанов, работавший заместителем наркома Совнархоза СССР. Приемом имущества выселенных занималась специальная комиссия Совнаркома СССР, привлекшая к своей работе более 2000 человек городского и сельского населения советского актива . Всего по стране было депортировано 238 500 крымских татар5. По районам крымскотатарское население было распределено следующим образом: Ак-Мечетский (ныне Черноморский район) - 31,5%, Ак-Шейхский (Раздольненский) - 31,6%, Алуштинский район -63,1%, Балаклавский - 55%, Бахчисарайский - 55,7%, Биюк-Онларский (Октябрьский) - 16,5%, Джанкойский -9,2%, Евпаторийский - 13,6%, Зуйский - 18,6%, Ичкинский (Советский) - 15,5%, Карасубазарский (Белогорский) -42,1%, Кировский - 13,8%, Колайский (Азовский) - 10,7%, Красно-Перекопский - 6,7%, Куйбышевский - 89,5%, Лариндорфский (Первомайский) - 13,4%, Ленинский - 32,2%, Маяк-Салынский (Приморский) - 14,3%, Сакский -11,2%, Сейтлерский (Нижнегорский) - 15,5%, Симферопольский - 13,8%, Старо-Крымский - 15,8%, Судакский -70,3%, Тельманский (Красногвардейский) - 8,1%, Фрайдорфский (Новоселовский) - 23,2%, Ялтинский - 19,7%6.

2 июня 1944 г. И. Сталин подписал постановление ГКО, в котором шла речь о выселении из полуострова болгар (12 тыс. человек), греков (14 тысяч) и армян (11тысяч). За пределы полуострова их было депортировано около 37 тыс.7. Так, районами наиболее массового проживания болгар были: Джанкойский - 1,2% от общего числа населения, Зуйский - 1%, Ичкинский (Советский) - 5,2%, Карасубазарский (Белогорский) - 4,5%, Кировский - 3,5%, Ленинский - 3,3%, Маяк-Салынский (Приморский) - 6,5%, Сейтлерский (Нижнегорский) - 7,3%, Симферопольский -2,6%, Старо-Крымский - 13,9%, в других районах болгары составляли менее 1% от общего числа населения. В свою очередь греки Крыма компактно проживали в следующих районах: Алуштинский - 1,5%, Балаклавский - 4,1%, Бахчисарайский - 1,8%, Евпаторийский - 1,4%, Карасубазарский (Белогорский) - 5,7%, Кировский - 4,1%, Ленинский - 1,6%, Симферопольский - 3,1%, Старо-Крымский - 11,7%, Ялтинский - 3,7% . Что касается армян, то в Джанкойском районе они составляли 1,3%, Зуйском - 2,2%, Карасубазарском (Белогорском) - 2,3%, в Колайском

1 Шевчук А.Г. Указ. соч. С. 40

2 Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах (по данным переписей населения): Информ.-справ. пособие / Авт.-сост. А.С. Петроградская. Симферополь: Антиква, 2007. С. 6

3 Шевченко А.С. Указ. соч. С. 500.

4 Акулов М. Р. Восстановительные работы в Крыму в 1944-1945 // Отечественная история. 1993. № 1. С. 183.

5 Верменич Я.В. Адміністративно-територіальний устрій України: еволюція, сучасний стан, проблеми реформування / Ін-т історії України НАН України: У 2 ч. Ч. 2. К., 2009. С. 203.

6 Этническая история Крыма... С. 9-10.

7 Шевченко А.С. Указ. соч. С. 500.

Диаграмма 1. Численность населения Крыма согласно с переписи населения 1939 г. и по состоянию на лето 1944 г.

(Азовский) - 2,7%, в Красно-Перекопском - 1,2%, Лариндорфском (Первомайский) - 2,9%, Сейтлерском (Нижнегорский) - 1%, Симферопольском - 1,6%, Старо-Крымском - 5,2%, Ялтинском - 1,1%, в других регионах армяне составляли менее одного процента от общего числа населения1. Помимо этого, оккупанты убили и замучили более 135 тыс. человек. Свыше 85 тыс. чел. отправили из Крыма на работы в Германию. Десятки тысяч крымчан погибли на фронтах и в партизанских отрядах2. Мобилизации в армию, эвакуация населения, проведенная в 1941 г. и 1942 г., насильственное выселение граждан немецкой национальности в августе 1941 г., а затем крымских татар, армян, болгар и греков в мае-июне 1944 г., уничтожение оккупантами десятков тысяч жителей полуострова привело к тому, что население Крыма с 1127 тыс. на 1 января 1940 г. (в том числе городского - 586 тыс., сельского - 541 тыс.) к лету 1944 г. сократилось до 379 тыс. человек . В бывших крымскотатарских селах вообще не осталось жителей, особенно в Алуштинском, Бахчисарайском, Карасубазарском, Куйбышевском, Судакском районах4.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Крымской АССР и Областного комитета ВКП(б) № 54б/с от 18 августа 1944 г. было предложено райисполкомам и райкомам ВКП(Б) Алуштинского, Балаклавского, Бахчисарайского, Куйбышевского, Старо-Крымского, Судакского и Ялтинского районов создать специальные районные комиссии в составе: первого секретаря РК ВКП(б) (председатель комиссии), председателя райисполкома, заведующего районным земельным отделом и начальника районного отдела НКВД. Эти структуры должны были руководить организацией приема, размещения и устройства прибывших колхозников5. Этим же постановлением было приказано «передать земли бывших татарских, болгарских и других колхозов, откуда было произведено спецпереселение», с имеющимися посевами и насаждениями вновь организуемым колхозам и закрепить указанные земли за переселенцами на вечное пользование. Жилые дома и надворные постройки, переданные новоселам, не могли быть ими проданы или сданы в аренду. Указанные постройки переходили в их личную собственность по истечении пяти лет непрерывной работы в колхозе6. Колхозникам-переселенцам по единой стоимости, установленной районным финансовым отделом, выдавался ручной сельскохозяйственный инвентарь и предметы домашнего обихода, ранее принадлежащие спецпереселенцам7.

Однако, невзирая на выработанную государством систему материальной поддержки, более 50% переселенцев, прибывших в 1944-1949 гг., так и не смогли привыкнуть к Крыму. На протяжении 1950-1954 гг. выбыло в общей сложности 24,4% организованно перемещенного на полуостров населения8. Нужно полагать, что одной из главных причин этого явилась неудовлетворительная работа Крымского обкома партии и, в частности, местных партийных органов. Так, не были созданы городские и районные приемно-распределительные комиссии, недостаточно ответственно решался вопрос трудового и бытового устройства. Несвоевременно и не всем нуждающимся оказывалась денежная помощь9. Местные власти при этом предпочитали не придавать огласке факты обратного выезда новоселов. Именно так поступил заместитель председателя Бахчисарайского райисполкома. Только позже проверкой удалось выяснить, что за период с 1 января 1946 г. по 20 мая 1947 г. самовольно выбыли 252 переселенческие семьи 0.

В связи с этим было принято решение исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся, которым устанавливался порядок предоставления материалов Исполнительному комитету Областного совета по предоставлению средств на финансирование мероприятий, касающихся заселения. Это решение было вынесено в связи с тем, что Областной финансовый отдел и другие областные отделы, внося предложения облисполкому о перемещении средств на финансирование тех или иных мероприятий, не согласовывали этот вопрос с учреждениями и районами11.

О численности мигрирующего населения мы можем судить из того, что, например, на полуостров в 1944 г. было переселено в 365 колхозов 17040 семей и в 1946 г. принято самостоятельно прибывших 1000 семей, то есть всего прибыло 18040 семей. За период с 1 сентября 1944 г. по 1 января 1948 г. выбыло из области 8974 семьи12. Из годового отчета по хозяйственному устройству новоселов за 1947 г. следует, что на 1 января 1948 г. в области осталось только 9066 вновь прибывших семей, в том числе в колхозах - 8215 семей, в учреждениях и предприятиях числилась 851 семья, или 49,3% всех прибывших. За период с 1 января по 1 июня 1948 г. самовольно выбыло 475 семей13. За 1947 г. выбыло 3156 семей и в 1948 г. - 475 семей. Всего за период 1945-1948 гг. самовольно выбыло 9449 семей или 52,5% от общего числа 18040 семей, принятых в 1944-1946 гг.14.

На 1 января 1950 г. переселенцев прошлых лет наличествовало 7876 семей15. На 1 января 1951 г. при плане 3900 семей, было принято 3019 семей (13523 человек), выбыло 676 семей16.

С начала 1950-х гг. заселялись мелко-одиночными группами и целыми бригадами и колхозами колхозы и совхозы 6 из 26 районов области: Азовского, Алуштинского, Балаклавского, Бахчисарайского, Белогорского, Джанкой-ского, Куйбышевского, Ленинского, Нижнегорского, Приморского, Симферопольского, Советского, Старо-

1 Этническая история Крыма... С. 9-10.

2 Шевченко А.С. Указ. соч. С. 501.

3 Верменич Я.В. Указ. соч. С. 203

4 Корниенко А.Ж. Динамика этнического состава населения Автономной Республики Крым //XI Таврические научные чтения, 28 мая 2010 г.: Сб. матер. / Крымское республиканское учреждение «Центральный музей Тавриды»: В 2 ч. Симферополь, 2011. Ч. 1. С. 142.

5 ГААРК. Ф. Р-2887, Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

6 Там же. Л. 3.

7 Там же. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.

8 Максименко М.М. Указ. соч. С. 118, 129.

9 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 4. Л. 42.

10 Там же. Д. 7. Л. 9.

11 Там же. Д. 9. Л. 114.

12 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 13. Л. 20.

13 Там же. Д. 19. Л. 41.

14 Там же. Л. 42.

15 ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 473. Л. 56.

16 Там же. Д. 662. Л. 18.

Крымского, Судакского, Черноморского, Ялтинского1. К этому периоду уже сформировалась достаточно прочная экономическая и организационная основа переселения. Следовательно, и более благоприятные условия для жизни новоселов. Была проведена работа для прочного закрепления приезжих колхозников. Главным стало расширение строительства. В 1950-1954 гг. при участии новоселов были построены 7152 жилых дома, выстроены и капитально отремонтированы 3895 домов. Переселение продолжалось в связи с тем, что область еще нуждалось в дополнительной рабочей силе. Существовал значительный разрыв между потребностью и фактическим количеством трудоспособных, а, следовательно, нагрузка на каждого трудоспособного человека была слишком большой. По отчетам колхозов, в 1954 г. в 65% хозяйств средняя нагрузка на одного трудоспособного составляла от 8 до 20 га. Особенно большой она была в Евпаторийском, Первомайском, Раздольненском и Черноморском районах2.

Хотя в этот период процесс заселения шел уже на более прочной экономической основе, недочетов хватало. Некачественной была организация заезда населения и хозяйственного устройства людей выполнялись плохо. Многие переселенцы не были обеспечены жилыми домами, не имели в личном пользовании коров, не использовали установленные льготы. Поэтому значительная их часть, будучи хозяйственно неустроенна в местах вселения, возвращалась обратно3. В связи с этим, нужны были дополнительные меры к ускорению строительства жилых домов для вновь приезжих, ввести в райисполкомах поименный учет хозяйственного устройства новоселов и установить строгий контроль над обеспечением каждой семьи жильем (или квартирой в совхозах и леспромхозах), приусадебными участками, скотом личного пользования и другими льготами и преимуществами. Рекомендовалось проверять каждый случай выезда переселенцев из мест вселения, а лиц, виновных в плохом хозяйственном устройстве новоселов, привлекать к ответственности4.

Главное переселенческое управление при Совете Министров СССР приказало предусматривать в планах кредитования выдачу долгосрочных ссуд колхозам на строительство домов для новоселов 1953 г. Колхозам необходимо было по решению общих собраний оказывать помощь нуждающимся в хозяйственном устройстве за счет 50% денежных средств и натуральных продуктов, получаемых колхозами в виде льгот по налогам и натуральным поставкам5.

Чтобы обеспечить закрепление нового населения в колхозах и совхозах области Переселенческий отдел, районные уполномоченные в 1964 г. стали пристальнее реализовывать контроль по хозяйственному устройству вновь прибывших. Заблаговременно, до прибытия каждой группы, во всех районах с участием актива проверялась готовность хозяйств к приему людей. Результаты проверки обсуждались в райисполкомах и принимались оперативные меры к устранению выявленных недостатков. Таким же порядком проводилась проверка хозяйственного устройства новоселов в первые дни после вселения. Прием семей на станциях выгрузки, как правило, шел организованно. Для встречи прибывавших приезжали ответственные представители районов, хозяйств, а также работники областного отдела. Для перевозки семей и их имущества облисполком выделял нужное количество транспорта. Все семьи переселенцев вселялись в отдельные дома. Трудоспособные определялись на работу согласно производственной потребности хозяйств и, как правило, исходя из учета имеющихся у них специальностей и производственного опыта6.

Таблица 2

Динамика переселения в 1969 г. 7

Наименование районов и городов вселения Г одовой план приема семей Область выхода Количество семей Кол-во семей, оформленных по внутриобластному переселению

Бахчисарайский 330 Сумская 90 240

Белогорский 120 Черкасская 90 30

Джанкойский 860 Житомирская 550 310

Кировский 270 Черкасская 260 10

Красногвардейский 500 Киевская 165 170

Тернопольская 165 170

Красноперекопский 370 Волынская 200 185

Черниговская 200 185

Ленинский 455 Львовская 70 105

Нижнегорский 435 Ровенская 250 185

Первомайский 520 Ивано-Франковская 225 105

Раздольненский 500 Хмельницкая 350 150

Винницкая 285

Сакский 470 Закарпатская 50 135

Симферопольский 280 Сумская 180 100

Советский 270 Черновицкая 150 120

Черноморский 220 Полтавская 40 180

г. Алушта 10 - - 10

г. Севастополь 40 Винницкая 40 -

Всего по области 5650 3550 2100

1 ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 689. Л. 25; Максименко М.М. Указ. соч. С. 120.

2 Очерки по истории Крыма... С. 108-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 ГААРК. Ф. Р-2888. Оп. 1. Д. 103. Л. 140.

4 Там же. Л. 141-142.

5 Там же. Л. 147.

6 Там же. Ф. Р-3508. Оп. 1. Д. 159. Л. 3.

7 Там же. Д. 219. Л. 4

Таблица 3

Динамика механического движения населения по Крымской области в 1969 г. 1

Наименование районов и городов Прибыло Выбыло Баланс + / -

Бахчисарайский 3775 2941 834

Белогорский 2468 2486 -18

Джанкойский 6625 5587 1038

Кировский 4869 4259 610

Красногвардейский 5114 4616 498

Красноперекопский 2519 2518 1

Ленинский 4518 4564 -46

Нижнегорский 3616 2929 687

Превомайский 2949 2557 392

Раздольненский 2355 1954 401

Сакский 7078 4975 2103

Симферопольский 8721 6452 2269

Советский 2444 1780 664

Черноморский 2243 1875 368

г. Алушта 1349 1160 189

г. Феодосия 1404 823 581

Всего по сельской местности 62047 51476 10571

г. Симферополь 18011 14166 3845

г. Джанкой 4118 3830 288

г. Евпатория 6854 4920 1934

г. Керчь 8935 7000 1935

г. Феодосия 6108 4055 2053

г. Ялта 5562 4513 1049

г. Алушта 2975 2703 272

Г ородская местность 52563 41187 11376

Итого по области 114610 92663 21947

Таблица 4

Сводный расчет плана приема семей переселенцев и строительства для них жилых домов по колхозам и совхозам Крымской области на 1970 г. по районам2

Наименование районов и городов Предполагаемое наличие трудоспособных членов семей Годовая потребность в постоянной рабочей силе, чел Недостаток рабочей силы к годовой потребности Источники пополнения рабочей силы за счет приема переселенцев, план / фактич.

Бахчисарайский 20610 21350 740 590/295

Белогорский 7275 7920 645 290/145

Джанкойский 29858 34749 4891 1500/750

Кировский 12063 13916 1853 690/345

Красногвардейский 24434 27263 2829 680/340

Красноперекопский 13533 14604 1071 740/370

Ленинский 6390 7701 1311 800/400

Нижнегорский 19096 22112 3016 920/460

Первомайский 13661 14915 1254 1000/500

Раздольненский 10355 11525 1170 880/440

Сакский 21776 23783 2007 1020/510

Симферопольский 16626 18061 1435 720/360

Советский 9991 11551 1560 900/450

Черноморский 8580 9530 950 340/170

г. Алушта - - - -

г. Феодосия - - - -

Итого 214248 238980 24732 11070/5535

г. Севастополь 7685 8735 1050 130/65

Всего 221933 247715 25782 11200/5600

1 Там же. Д. 248. Л. 1.

2 Там же. Д. 248. Л. 4.

Приведем динамику движения переселенного населения в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг., диаграмма 2).

Таким образом, Великая Отечественная война для Крыма завершилась в мае 1944 г., когда полуостров был полностью освобожден. Хозяйству и экономике региона был нанесен колоссальный урон.

Согласно данным Республиканской комиссии по установлению и расследованию злодеяний фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Крыма, народному хозяйству полуострова был нанесен урон на 20 млрд. рублей. Помимо неминуемой в условиях войны гибели как военного, так и гражданского населения, Крым обезлюдел в результате депортации народов.

В истории послевоенной трудовой миграции в Крым нами выделены три основных периода.

Первый период - 1944-1953 гг. - начало заселения полуострова. Для данного периода характерна крайне низкая эффективность организации переселения. Трудовая миграция в Крым началась в ходе Второй мировой войны, чем объясняется отсутствие тщательной подготовки переселенческих мероприятий, приведшее к тому, что организация заселения на начальном этапе была практически провалена. Первые новоселы вынуждены были заселяться в дома насильственно выселенных граждан, в которых не было произведено не только ремонтных работ, но даже минимальных перестановок. Это оказало достаточное психологическое воздействие на новоселов. Вновь прибывших организованно не встречали, не проводились собрания, не велась индивидуальная работа, что создавало впечатление бесперспективности их пребывания в регионе. Людей на полуостров отправляли главным образом из степных сельскохозяйственных районов, а местные власти в этот период заселяли преимущественно полностью обезлюдевшие южнобережные районы, работа в которых требовала определенной трудовой специализации. Для того, чтобы обучиться новым видам деятельности, у переселенцев не было времени. В итоге из первой волны переселенцев, прибывших из Брянской, Воронежской, Орловской областей, Краснодарского края, Курской, Ростовской областей и отчасти УССР (Винницкая, Житомирская, Киевская области), к 1948 г. 56% выбыли из Крыма. Следствием этого стали нецелесообразные затраты и нерешенность основной задачи - заселение полуострова для возрождения хозяйства региона.

Второй период - 1954-1964 гг. - Крым передается в состав УССР. Организация трудовой миграции передается в ведение правительства УССР и, соответственно, основной поток переселенцев прибывает на полуостров из густонаселенных областей Украины (Винницкая, Волынская, Дрогобычская, Киевская, Житомирская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Тернопольская, Черниговская, Черновицкая, Хмельницкая). В данный период новоселов заселяли в 24 района Крымской области. Особенностью этого этапа стало изменение отношения к переселенцам: местные руководители уделяли основное внимание закреплению вновь прибывших людей. Они получали финансовую, хозяйственную помощь; развернулась переселенческая строительная программа; новоселы проходили курсы переобучения новым специальностям. Благодаря предпринятым мерам процент самовольного выбытия населения значительно сократился, хотя и колебался на протяжении ряда лет. Так, в 1958 г. он составлял около 16%. Но в целом не смогло закрепиться в регионе приблизительно 8% прибывших.

Третий период - 1965-1976 гг. Этот этап характеризуется отработанной схемой движения населения. Более тщательно подходили к выбору переселенческого контингента (требуемые показатели были прописаны в специальной Инструкции); значительное внимание уделялось строительству типовых жилых помещений для новоселов. Так, за 60-70 гг. ХХ века прирост населения в Крыму составил 40,3%, трудовые ресурсы возросли на 60,1%. При этом в формировании численности населения механический прирост превышал естественный -в течение третьего периода он составлял 72,3% от общего прироста населения.

В 1976 г. Областной отдел по использованию трудовых ресурсов Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся решил, что одним из действенных способов оптимизации использования трудовых ресурсов должно быть внутриобластное переселение семей из городов, рабочих поселков и райцентров Крымской области, а также семей, прибывших из других регионов страны по приглашению хозяйств, которым был установлен соответствующий план. Тем самым, плановая организация трудовой миграции в Крым из других областей в 1976 г. была завершена.

Система льгот, которая предоставлялась новоселам, стала определяющим фактором для закрепления их на новых землях. Государство взяло на себя все расходы, связанные с перевозкой людей и их имущества; выдавалось единоразовое пособие в размере 2500 руб. на каждую семью; предоставлялась ссуда на хозяйственное обзаведение и иные нужды в размере 5000 руб., погасить которую можно было в течение 5 лет; новоселы освобождались на год от всех государственных денежных налогов, страховых платежей и от поставок государству сельскохозяйственных продуктов и продуктов животноводства; предоставлялись кредиты на строительство домов; переселенцам выдавались сельскохозяйственные продукты и скот взамен сданных ими в местах прежнего жительства. Особую роль в закреплении людей на новых местах жительства сыграла строительная программа. Если в первые годы заселения Крыма трудовых мигрантов расселяли в домах депортированных граждан, то со временем стали строить типовые жилые постройки, которые строились вначале бессистемно, а затем в соответствии с перспективными планами. В крымских переселенческих колхозах и совхозах возводились дома по типовому проекту М-2-К, а с конца 1960-х гг. - М-3-К - улучшенных размеров и комфортабельностью.

Диаграмма 2. Движение переселенного населения в 1966-1970 гг.

Государственные структуры, руководившие переселением: (Главное) Переселенческое управление при Совете Народных Комиссаров (Совете Министров) РСФСР, Г лавное управление по организованному набору работников и переселению семей при Совете Министров УССР - часто реорганизовывались. Основными звеньями по реализации программы трудовой миграции были переселенческие отделы, которые вели прием регистрацию новоселов, обеспечивали их хозяйственное устройство, оказывали им материальную помощь. С 1944 г. этим процессом в Крыму руководил Республиканский переселенческий отдел при Совете Народных Комиссаров Крымской АССР, который также часто реформировалась. На исходе изучаемого периода процессом переселения занимался Крымский (областной) отдел по использованию трудовых ресурсов Исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся.

Реализация переселенческой программы на территории Крыма в 1944-1976 гг. в значительной мере изменила этносоциальную палитру полуострова. Практика плановой регуляции демографического процесса со стороны советского государства кардинально поменяла и ход истории Крыма, и судьбы сотен тысяч отдельных людей. Переселенцы с различных областей Советского Союза, прибывшие на Крымский полуостров с середины ХХ века, сформировали этнический облик края. Регион стал переселенческим, с абсолютным преобладанием славянского населения. Согласно переписи 1979 г. 68,4% населения полуострова составляли русские, 25,6% - украинцы, 2% - белорусы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Автономной республики Крым (ГААРК). Ф. Р-2887. Он. 1. Д. 1. Л. 2-3;

2. ГААРК. Ф. Р-2888. Он. 1. Д. 4. Л. 42; Д. 7. Л. 9; Д. 9. Л. 114; Д. 12. Л. 2; Д. 13. Л. 20; Д. 19. Л. 41-42; Д. 103. Л. 140-142, 147.

3. ГААРК. Ф. Р-3508. Он. 1. Д. 159. Л. 3; Д. 219. Л. 4; Д. 248. Л. 1, 4.

4. Государственный архив Российской Федерации (гАрФ). Ф. А-327. Он. 2. Д. 473. Л. 56; Д. 662. Л. 18; Д. 689. Л. 25.

5. Аджубей А. Как Хрущев Крым Украине отдал. Воспоминания на заданную тему // Новое время. 1992. № 6. С. 20-21.

6. Акулов М. Р. Восстановительные работы в Крыму в 1944-1945 // Отечественная история. 1993. № 1. С. 182-190.

7. Басов А.В. Крым в Великой отечественной войне 1941-194. М. : Наука, 1987. 623 с.

8. Брошеван В. Симферополь: 1941-1944: историко-документальный очерк о городе Симферополе в годы Великой Отече-

ственной войны. Симферополь: Таврия, 1994. 157 с.

9. История городов и сел Украинской ССР: В 26 т. Т. 12: Крымская область. К., 1974. С. 55-59;

10. Корниенко А.Ж. Динамика этнического состава населения Автономной Республики Крым // XI Таврические научные

чтения, 28 мая 2010 г.: Сб. матер. / Крымское республиканское учреждение «Центральный музей Тавриды» : В 2 ч. Симферополь, 2011. Ч. 1. С. 140-147.

11. Крым в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941-1945 гг. / Под ред. П.Е. Гармаш, Е.И. Баева. Симферо-

поль: Крымиздат, 1963. 342 с.

12. Очерки по истории Крыма: Крым в период Великой Отечественной войны, в годы восстановления и дальнейшего раз-

вития народного хозяйства (1941-1965 гг.) / Под ред. И.С. Чирвы. Симферополь: Крым, 1967. Ч. 4 . 357 с.

13. Шевченко А.С. Великая Отечественная война // Крым сквозь тысячелетия / Науч. и лит. ред., сост. Э.Б. Петрова. Сим-

ферополь: Лира, 2004. С. 491-504.

14. Шевчук А.Г. Административно-территориальное устройство Крыма в документах и картографических образах XVIII-

XXI вв. / А.Г. Шевчук, И.Г. Беднарский, А.Б. Швец, С.А. Ефимов, Л.П. Кравцова / Региональный филиал Национального института стратегических исследований в г. Симферополе. Симферополь: Таврия, 2006. 72 с.

15. Этническая история Крыма в таблицах, картосхемах и диаграммах (но данным переписей населения): Информ.-справ.

пособие / Авт.-сост. А.С. Петроградская. Симферополь : Антиква, 2007. 20 с.

16. Верменич Я.В. Адміністративно-територіальний устрій України: еволюція, сучасний стан, проблеми реформування / Ін-

т історії України НАН України: У 2 ч. Ч. 2. К., 2009. 367 с.

17. Крим в етнонаціональному вимірі. К.: Світогляд, 2005. 570 с.

18. Максименко М.М. Переселення в Крим сільського населення з інших районів СРСР (1944-1960 рр.) // Український іс-

торичний журнал. 1990. № 11 (356). С. 52-58.

19. Сергійчук В. Український Крим. К.: Українська видавнича спілка. 304 с.

20. Kliachin A.I. "The Dynamics of Ethnic Systems of Population Distribution in the Crimea." Anthropology & Archeology of Eur-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

asia 33.2 (1994): 28-49.

21. Kreindler I. "The Soviet Deported Nationalities: A Summary and an Update." Europe-AsiaStudies 38.3 (1986): 387-405.

22. Roseman M. "Die Krim unter deutscher Herrschaft (1941-1944): Germanisierungsutopie und Besatzungsrealitat." English His-

torical Review 121.494 (2006): 1561-1562.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Сеитова, Э. И. Послевоенный Крым: административно-территориальное устройство и демография / Э.И. Сеитова // Пространство и Время. — 2014. — № 2(16). — С. 181—188. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271ргота^2-16.2014.66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.