Научная статья на тему 'Послесловие Победы: великая Отечественная война в памяти студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана'

Послесловие Победы: великая Отечественная война в памяти студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оплетина Надежда Витальевна, Бушуев Владимир Вячеславович

Рассмотрены результаты социологического исследования, проведенного в МГТУ им Н.Э. Баумана, по проблеме отражения в исторической памяти молодого поколения событий Великой Отечественной войны. Показано, что в оценках итогов прошедшей войны большинство студентов-бауманцев опираются на ценностные ориентиры исторической памяти о Великой Отечественной войне, присущие общественному сознанию россиян. Вместе с тем обнаружено, что в молодежной среде наметился спад интереса к событиям военного прошлого и произошли определенные изменения в оценке итогов Великой Победы. Выявлена зависимость степени интереса к военному прошлому молодых людей от механизмов трансляции исторической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epilogue of the Great Victory: The Great Patriotic War in the memory of BMSTU students

The article discusses the results of a sociological survey conducted in BMSTU on the issue of reflection of the Great Patriotic War events in the historical memory of the younger generation. It is shown that in the assessment of the outcome of the last war, most BMSTU students are based on value orientations of historical memory of the Great Patriotic War, inherent in the public consciousness of Russians. At the same time it was found that there has been a decline of interest in the events of the last war and there have been some changes in the evaluation of the results of the Great Victory among the youth. The dependence of the degree of young people interest in the military past on the mechanism of historical memory translation was revealed.

Текст научной работы на тему «Послесловие Победы: великая Отечественная война в памяти студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана»

УДК 316.422

Послесловие Победы: Великая Отечественная война в памяти студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана

© Н.В. Оплетина, В.В. Бушуев МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены результаты социологического исследования, проведенного в МГТУ им Н.Э. Баумана, по проблеме отражения в исторической памяти молодого поколения событий Великой Отечественной войны. Показано, что в оценках итогов прошедшей войны большинство студентов-бауманцев опираются на ценностные ориентиры исторической памяти о Великой Отечественной войне, присущие общественному сознанию россиян. Вместе с тем обнаружено, что в молодежной среде наметился спад интереса к событиям военного прошлого и произошли определенные изменения в оценке итогов Великой Победы. Выявлена зависимость степени интереса к военному прошлому молодых людей от механизмов трансляции исторической памяти.

Ключевые слова: историческая память, историческое сознание, механизмы трансляции исторической памяти.

Знание истории имеет огромное значение для народа, политики, страны в целом. Сегодня мы становимся свидетелями и участниками масштабных событий в рамках Новейшей истории по пересмотру итогов Второй мировой войны. Международный политический дискурс демонстрирует попытки принизить и извратить эти итоги, реконструировать историческую память о войне в угоду сиюминутных политических интересов отдельных стран. В год 70-летия Великой Победы именно Россия столкнулась с масштабными и, можно сказать, диверсионными действиями на международной арене против исторической памяти о Великой Отечественной войне, о наших предках, их подвигах, нравственности и патриотизме, героизме на фронте и в тылу. А на примере событий, происходящих на востоке Украины, можно видеть, как в наше время легко повлиять на историческое мировоззрение и понимание происходящей ситуации, используя современные информационные технологии и средства массовой информации. Любой, даже мелкий конфликт вызывает много вопросов о реальном положении дел, так как каждая сторона пытается интерпретировать его в свою пользу, преследуя те или иные цели. В результате в социуме нет до конца ясной картины разворачивавшихся событий, а историческая память народа пополняется «симулякрами» (копиями событий, не имеющими аналога в реальности), деформируя общественное созна-

ние [1]. А это уже, как говорят историки, удар по будущему каждого человека, каждой семьи и страны в целом.

Память о событиях Второй мировой войны можно сохранить только благодаря интересу всех людей, а не только профессиональных историков, чьи исторические картины мира очень разнятся. В то же время правда о прошлом, о Великой Отечественной войне, унаследованная нашей страной, священна — она не должна быть потеряна или утрачена в ходе попыток изменить нашу историю извне.

Проблематика памяти, актуализированная в год 70-летия Великой Победы, определила тематику нашего социологического исследования — об исторической памяти о Великой Отечественной войне студентов МГТУ им Н.Э. Баумана. Объектом исследования выступили студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана, всего было опрошено 1003 человека, в основном студенты-первокурсники. Возраст опрошенных — 18-20 лет. Данные опроса позволяют составить своеобразный поколен-ческий срез реального состояния исторической памяти 18-20-летних людей.

Можно отметить, что события Великой Отечественной войны — важная часть исторической памяти для данной категории молодежи. Подавляющее большинство респондентов ответили, что интересуются событиями этого периода российской истории, чего нельзя сказать об оставшихся 21 %, которые честно признались, что это им малоинтересно (рис. 1).

Рис. 1. Результат ответов на вопрос об интересе к событиям Великой Отечественной войны

Опрос выявил интересный паттерн. Молодые респонденты, чьи семьи были максимально полно вовлечены в события Великой Отечественной войны (в семьях были те, кто погиб на фронтах войны, те, кто выжил в огне войны, и те, кто трудился для фронта в тылу),

проявляют повышенный интерес к событиям прошедшей войны. А вот опрошенные студенты, в чьих семьях не было ветеранов войны и погибших на фронтах, чаще выбирали ответы «мало интересуют», «совсем не интересуют» (рис. 2).

1>1

-

✓ У У У У У у у

■ Не интересующиеся Интересующиеся

Рис. 2. Связь поколений и интерес к событиям Великой Отечественной войны

Можно сделать вывод, что причастность к событиям того времени членов семьи напрямую влияет на интерес молодого поколения к историческим событиям, желание помнить и знать историю своей семьи и своего народа. По сути именно «живая память» менее всего подвергается временным изменениям, у нее наблюдается повышенная сопротивляемость попыткам по-новому переписать историю.

Исследование позволило выявить определенную связь между степенью интереса со стороны студентов-бауманцев к событиям войны и типами источников информации и знаний о событиях прошедшей войны, используемых респондентами (рис. 3).

|1|.

|| II....... II

/////////У*

„^ 6- ^

* х®* к, в

Х° к» Х<

Интересующиеся Не интересующиеся

Рис. 3. Связь интереса к событиям Великой Отечественной войны и источников

информации о прошлом

50

40

30

20

10

0

Как правило, те из респондентов, кто проявляет интерес к событиям прошедшей войны, предпочитают получать информацию из первоисточников, либо источников на основе документалистики: книг, мемуаров, документальных фильмов, рассказов родственников, демонстрируя таким образом желание выявить «живую» картину прошедших событий.

А вот среди респондентов, не проявляющих интерес к Великой Отечественной войне, большинство тех, кто знания о событиях прошлого получал из уроков истории. Но практика отражения социальной истории в нашей стране такова, что именно данный источник подвергался наибольшему переформатированию и переписыванию, даже на памяти молодых поколений. И, как правило, к такого рода источникам молодежь не испытывает особого доверия, чувствуя навязываемый характер транслируемой информации. Данный факт является важным сигналом обществу: интерес к познанию истории страны, формирование исторической памяти молодых людей во многом зависят от качества учебников истории и профессионального уровня педагогов. Причем чем профессиональнее и «современнее» педагог, тем лучше он сможет «оживить» историю, не просто сухо пересказать ученикам факты и события, а взволновать их и донести до каждого, что Великая Отечественная война является частью их жизни, их истории.

В то же время исследование выявило определенные проблемы с трансляцией исторического прошлого: на вопросы, связанные с датами ключевых сражений, абсолютно верно ответила небольшая часть опрашиваемых — лишь 7 % смогли точно определить даты начала Второй мировой войны, Битвы за Москву, прорыва Блокады Ленинграда и т. п. В то же время респонденты, продемонстрировавшие «полную историческую амнезию» и не знающие абсолютно ни одной даты, составляют лишь 3 % опрошенных (рис. 4).

Знание ключевых дат

1 т т Знают все даты ■ Ошиблись в одной дате ■ Ошиблись в двух датах , Ошиблись в трех датах ■ Верно указали лишь одну дату ■ Не верна ни одна дата

Рис. 4. Знание ключевых дат Великой Отечественной войны

«Живая память» о прошедшей войне транслируется из поколения в поколение через устные рассказы, воспоминания, истории о событиях прошлого, а также и через артефакты прошлого как конкретные носители исторической информации, позволяющие лучше увидеть и почувствовать непосредственную картину войны. История как организованная память о прошлом, как правило, воспроизводится через яркие события, памятники, ритуалы, традиции, лица и имена или, по образному выражению П. Нора, «места памяти» — то, что осталось от прошлого и вокруг чего кружится все остальное, сказывается или прорастает в настоящем прошлое [2].

Абсолютно справедливую картину можно наблюдать, если сопоставить итоги вопросов, связанных с предметами памяти, сохранившимися в семьях после войны до наших дней (рис. 5).

45,00 40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

Не интересующиеся Интересующиеся

Рис. 5. Связь между интересом к истории войны и сохранившимися в семьях артефактами того времени

Опрос зафиксировал тот момент, что в семьях, где меньше «источников» исторической памяти, таких как фотографии, письма с фронта, награды и др., молодые люди демонстрируют слабый интерес к военной истории. Кстати, данный тренд также отмечен в других аналогичных исследованиях: чем меньше остается предметов, «мест памяти», связывающих нас лично с историческим прошлым, тем стабильнее угасает личностный интерес к данным событиям. А в условиях постоянно изменяющегося оценочного пространства истории появляются некие «лакуны» памяти, заполняющиеся деформированными или заново сконструированными событиями и образами исторической реальности [3].

Важным моментом исследования выступила проблематика оценок итогов Великой Отечественной войны в молодежной среде как результат действия трансляционного механизма истории. Исследова-

ние показало, что обозначенные выше проблемы нашли свое отражение в оценках молодых людей причин успеха Красной армии и факторов Победы в Великой Отечественной войне.

Следует отметить, что мнение большинства респондентов по-прежнему на стороне исторической правды, отраженной в массовом историческом сознании россиян. Как и предыдущие поколения, молодежь уверена, что базовым фактором и основной первопричиной Великой Победы выступили героизм и патриотизм советского народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть военного лихолетья. А вот второе место по важности в оценках респондентов разделили такие факторы, как наличие хорошо подготовленных военных кадров и огромные людские и территориальные возможности Советского Союза. К факторам Победы респонденты также отнесли суровый климат России и большие человеческие ресурсы — 21 % (рис. 6).

Причины успехов Красной армии

Масовый героизм Советского народа

Патриотизм советских людей

Ненависть к фашистам

Открытие второго фронта союзниками Партизанское движение

Система обороны, созданная под руководством Сталина

■ Ресурсная база СССР

■ Суровый климат России

Наличие талантливых военноначальников

■ Затрудняюсь ответить

Рис. 6. Результаты оценки причин успехов Красной армии

Примечательно, что эти интерпретации стали транслироваться в массовое сознание россиян относительно недавно, последние два десятилетия, но уже нашли прописку в молодежном историческом сознании. Следует отметить, что отечественные документальные источники в своем большинстве не обозначают данные причины как основные, чего не скажешь о художественной литературе, в последние годы активно эксплуатирующей этот момент. Обращает на себя внимание и тот факт,

что и в иностранных оценках итогов Великой Отечественной войны такая трактовка наиболее популярна. Кстати, данный тренд также фиксируется и в других социологических исследованиях [4, 5]. Возможно предположить, что массово нахлынувшая в отечественное информационное пространство из-за рубежа в постсоветский период историческая и квазиисторическая литература, формирующая идеологически иные взгляды на проблематику войны, реализующая интересы других акторов, способствовала определенной деформации исторического сознания, что и проявилось в данном опросе.

Таким образом, социологический опрос позволил обозначить контуры большой проблемы современности, связанной с сохранением и формированием исторической памяти у молодого поколения, а именно определенные сбои в трансляционном механизме исторической памяти, что, безусловно, может сказаться на формировании личностного потенциала молодого поколения в целом. Ведь знание и понимание исторического прошлого своего народа, своей Родины всегда являлось важнейшей составляющей становления полноценной личности и самоидентификации современного молодого человека. Это особенно важно для подрастающего поколения, поскольку знания, приобретенные в раннем возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дьяков А.В. Жан Бодрийяр собственной персоной. Хора. Журнал современной зарубежной философии. URL: http://www.jkhora.narod.ru/ 2009-02-01.pdf (дата обращения 11.10.2015).

[2] Нора П. Франция-память. Санкт-Петербург, Изд-во СПбГУ, 1999, с. 46.

[3] Чернова О.В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. Politpros.com. URL: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=138&journal= (дата обращения 11.10.2015).

[4] Тавокин Е.П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной войне. Социологические исследования, 2010, № 5. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/21/1214820475/Tavokin.pdf (дата обращения 11.10.2015).

[5] Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян. Федеральный образовательный портал ЭСМ. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/962/424/1216/003.pdf (дата обращения: 11.10.2015).

Статья поступила в редакцию 30.10.2015

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Оплетина Н.В., Бушуев В.В. Послесловие Победы: Великая Отечественная война в памяти студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 12. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/socio/328.html

Оплетина Надежда Витальевна — канд. соц. наук, доцент кафедры «Социология и культурология» МГТУ им Н.Э. Баумана. e-mail: [email protected]

Бушуев Владимир Вячеславович — студент кафедры «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: [email protected]

Н.В. OrrnemuHa, B.B. EywyeB

Epilogue of the Great Victory: The Great Patriotic War in the memory of BMSTU students

© N.V. Opletina, V.V. Bushuev Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article discusses the results of a sociological survey conducted in BMSTU on the issue of reflection of the Great Patriotic War events in the historical memory of the younger generation. It is shown that in the assessment of the outcome of the last war, most BMSTU students are based on value orientations of historical memory of the Great Patriotic War, inherent in the public consciousness of Russians. At the same time it was found that there has been a decline of interest in the events of the last war and there have been some changes in the evaluation of the results of the Great Victory among the youth. The dependence of the degree of young people interest in the military past on the mechanism of historical memory translation was revealed.

Keywords: historical memory, historical consciousness, mechanisms of historical memory translation.

REFERENCES

[1] Dyakov A.V. Zhan Bodriyar sobstvennoy personoy [Jean Baudrillard Himself]. Khora. Zhurnal sovremennoy zarubezhnoy filisifii - Khora. Journal of Modern Foreign Psychology. Available at: http://www.jkhora.narod.ru/2009-02-01.pdf (accessed October 11, 2015).

[2] Nora P. Frantsiya-pamyat [France Memory]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 1999, p. 46.

[3] Chernova O.V. Istoricheskaya pamyat rossiyan o Velikoy Otechestvennoy voyne [Historical Memory of Russians about the Great Patriotic War]. Available at: http://www.politpros.com/journal/read/?ID=138&journal= (accessed October 11, 2015).

[4] Tavokin E.P., Tabatadze I.A. K voprosu ob istoricheskoy pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne [On the Question of the Historical Memory of the Great Patriotic War]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/21/ 1214820475/ Tavokin.pdf (accessed October 11, 2015).

[5] Afanasyeva L.I., Merkushin V.I. Velikaya Otechestvennaya voyna v istoricheskoy pamyati rocciyan [The Great Patriotic War in the Historical Memory of the Russians]. Federalnyy obrazovatelnyy portal [Federal Educational Portal]. Available at: http://ecsocman.hse.ru/data/962/424/1216/ 003.pdf (accessed October 11, 2015).

Opletina N.V., Cand. Sci. (Social), Associate Professor, Department of Social Science and Study of Culture, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]

Bushuev V.V., studentof the Department of Informatics and Control Systems at Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.