ные тенденции в развитии музеев и музееведения», работой которого руководили заведующая отделом Государственного исторического музея и ученый секретарь Научного совета исторических и краеведческих музеев России при Министерстве культуры РФ Л.И. Скрипкина, Н.А. Томи-лов и Н.М. Щербин. Были заслушаны доклады Л.И. Скрипкиной (Москва) «Проблемы координации деятельности музеев», И.В. Чувиловой (Москва), С.Б. Орлова
(Бийск), О.Н. Шелегиной (Новосибирск) «Междисциплинарный открытый проект “Интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство”», И.А. Крайневой, А.Г. Марчука, П.А. Марчука (Новосибирск) «Технологический и гуманитарный аспекты исторической фактографии».
На заключительном пленарном заседании было принято развернутое решение конференции, в которое вошли 15 предложений и рекомендаций. Приоритетным направлением в музейном деле России была признана работа с музейными фондами с использованием информационных технологий. В решение конференции омичи предложили включить пункт о подготовке к изданию научных книг «История музеев Сибири». Оно обеспечено тем, что омские ученые уже создали несколько очерков по истории ряда музеев Енисейска, Новосибирска, Омка, Тюмени. Ученые других научных центров также имеют монографические исследования по истории музеев Сибири. Заметим, что Омск сегодня является крупным культурологическим и в том числе музееведческим научным центром России.
Во время конференции для ее участников были организованы экскурсии по Музею СО РАН, Музею истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Центральному сибирскому геологическому музею и археолого-этнографическому музею под открытым небом Института археологии и этнографии СО РАН.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Современные тенденции в развитии музеев и музееведения : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 3-5 октября 2011 г.) / отв. ред. В. А. Ламин, Н. М. Щербин. Новосибирск : Редакционно-издательский центр Новосибирск. ун-та, 2011. 398 с.
Н.А. Томилов, Ю.В. Герасимов, М.А. Жигунова
Послесловие к конгрессу: К оценке роли, потенциала и перспектив омского Тюркологического центра
После распада СССР тюркологические исследования в России столкнулись с объективными трудностями. Образование государственных границ между бывшими союзными республиками возвело преграды для научных контактов и обмена опытом между исследователями из теперь уже разных суверенных государств, осложнило возможности изучения истории и культуры тюркских стран и народов. Одну из первых попыток преодолеть возникший «разрыв» тюркологического научного пространства предпринял коллектив омских исследователей, организовавший в 1990-е гг. несколько научных форумов, посвященных этнической истории тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омские тюркологические конференции имели большой общественный и научный резонанс, поскольку они представляли собой практически единственную площадку, объединяющую сообщество ученых-тюркологов всех тюркских республик СНГ, включая, естественно, и Россию, тюркоязычное население которой по численности занимает второе место после славяноязычного. Совершенно не случайно, что особое место в консолидации усилий тюркологов стал занимать Омск, который исторически являлся форпостом Российского государства в Азиатском регионе, центром государственного и научного взаимодействия России и стран Центральной Азии.
Следует отметить, что традиция проведения в Омске научных форумов, посвященных этнографии и археологии тюркских народов Северной Евразии, была заложена в 1979 г., а основным их организатором являлся Омский государственный университет. Первые две конференции «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий» имели статус Всесоюзных и были проведены в 1979 и 1984 гг., третья конференция проходила в ранге Всероссийской и проводилась в 1992 г., а четвертая в статусе Международной состоялась в 1998 г.
Продолжателем названных конференций стал Международный научный конгресс «Этническая история и культура тюркских народов Евразии (по данным антропологии, археологии, культурологии, лингвистики, фольклористики и этнографии)», который состоялся в Омске 27-30
сентября 2011 г. Организаторами Конгресса выступили Правительство Омской области, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН и Сибирский филиал Российского института культурологии. К началу работы был опубликован толстенный сборник научных трудов [1], в котором было опубликовано 160 статей ученых из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Конгресс проходил в стенах Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. В начале пленарного заседания участникам конференции были оглашены приветствия Председателя правительства Омской области Л. К. Полежаева, консула Республики Казахстан в г. Омске Э.А. Кунаева, ректора Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского профессора В. И. Струнина (его огласил проректор по науке А. Г. Козлов), директора Института археологии и этнографии СО РАН, академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН А.П. Деревянко.
Всего было заслушано 53 доклада, 27 выступлений в прениях, докладчикам было задано 65 вопросов. На форуме выступили ученые из Казахстана, Польши, Финляндии, а также из городов России: Владивостока, Казани, Кемерова, Москвы, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Улан-Удэ, Якутска.
На пленарном заседании прозвучали выступления В. Ольшевского (Польша, Торунь) «Уровни идентификации польских татар в историко-этнологическом аспекте», Г.А. Аксяновой (Россия, Москва) «Сибирские татары как объект антропологического изучения», Н.А. Томилова (Россия, Омск) «Интеграционная ориентация омских конференций по этнической истории тюркских народов», Р.Ф. Беляева (Финляндия, Хельсинки) «Татарская община Финляндии в XIX - начале XXI века», Р.Н. Мусиной и С. В. Сусловой (Россия, Казань) «Тюрко-татарская этнология в Казани: этапы становления», Ю.И. Михайлова (Россия, Кемерово) «К проблеме истоков мифологичекой общности тюркомонгольских народов», Л.А. Чвырь (Россия, Москва) «Страна тюрков» в жизни и творчестве Галии и Балкис Кармышевых»,
А.П. Яркова (Россия, Тюмень) «О характере экономических отношений в Сибирской юрте».
Далее работа шла по сессиям: 1) история и методология антропологических, исторических, культурологических иссле-
дований тюркских народов; тюркское культурное наследие в материалах архивов и музеев; 2) археологические исследования этнической истории тюркских народов Евразии, актуальные вопросы этногенеза и физической антропологии; традиционная культура тюркских народов Евразии; 3) религии, государственность, современное этнополитическое развитие тюркских народов: инновационный и модернизационный потенциал; 4) интеграция археологических и этнографических исследований в изучении этнической истории тюркских народов Евразии.
Историографическая проблематика была представлена докладами омских исследователей Б. А. Коникова, Н.А. Томилова и А. Г. Селезнева, в которых были освещены вопросы становления тюркской археологии Омского Прииртышья и современное состояние исследований омских этнологов. С.В. Бураева (Улан-Удэ), Э.Р. Ахунова (Омск), В.М. Кимеев и
В. И. Терентьев (Кемерово) сообщили о тюркском культурном наследии в музеях Бурятии, Тюменской области, Кузбасса и Монголии.
Обширный блок составили доклады, посвященные археологическим исследованиям этнической истории тюркских народов. В совместном выступлении А.Ю. Борисенко и Ю.С. Худяков (Новосибирск) рассказали о развитии декоративно-прикладного искусства у древних тюрков Южной Сибири и Центральной Азии. В группе докладов омских ученых Ю.В. Герасимова, Е.М. Данченко, В.В. Михалева были освещены различные аспекты процесса тюр-кизации в Среднем Прииртышье. Сразу несколько докладов были посвящены проблеме миграций населения Сибири в эпоху средневековья. А.М. Илюшин (Кемерово) выступил с новой версией о причинах миграции носителей кыпчакской культуры на территорию Верхнего Приобья. Л.А. Чинди-на (Томск) сформулировала важные выводы о хронологии переселении части эвенков на левобережье Средней Оби. Особый интерес у участников вызвал доклад А.И. Бураева (Улан-Удэ) об антропологическом изучении уникальных скульптурных изображений из кургана Шороон-Дов.
Целая группа докладов была посвящена различным аспектам традиционной культуры и этнической истории сибирских татар. Г.Т. Бакиева (Тюмень) сообщила об особенностях этнокультурных процессов у сибирских татар Тюменской области в начале XXI в., С.Н. Корусенко (Омск) - о структуре семьи тарских татар
в ХУІІІ-ХІХ вв., Д. А. Мягков (Омск) - о топонимах населения татарской деревни Тайчи Омской области, М.Н. Тихомирова (Омск) - о традициях и новациях в обряде катым-куча у тобольских и заболотных татар. Кроме того, в выступлениях омичей Ш.К. Ахметовой и Б.А. Тынысова были затронуты проблемы родильной обрядности и родового состава казахов Омского Прииртышья.
Широкий хронологический диапазон был охвачен в докладах, посвященных религиозной тематике. Л.И. Егорова (Якутск) выступила с гипотезой об истоках культа неба у древних тюрков. А.М. Илюшин (Кемерово) сообщил о находках культовых предметов кочевников-кыпчаков. И.А. Селезнева (Омск) рассказала о современном статусе религиозной элиты у татар-мусульман Сибири.
Традиционно широкий интерес вызвал проводившийся в рамках Конгресса XIX научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований». Ряд докладов здесь носил историографический и методологический характер. А.В. Жук (Омск) представил совместный с Н.А. Томиловым доклад, в котором была предложена периодизация этноархеологического направления отечественной науки. В.Е. Медведев (Новосибирск) продемонстрировал возможности этноархеологического изучения средневековых памятников вблизи озера Болонь, а
С. С. Тихонов (Омск) - в среднем течении реки Томи. М.П. Черная (Томск) представила интересную методику сравнительноисторического анализа средневекового сибирского города. М.Л. Бережнова
(Омск) и С.Н. Корусенко в совместном выступлении показали возможности применения письменных источников в исследовании истории и культуры населения Тарского Прииртышья.
Отдельный блок составили доклады, представляющие научные результаты конкретных работ. А.В. Матвеев (Омск) и И.Ю. Чикунова (Тюмень) сообщили о результатах исследования средневековых городищ Екатерининское V и Черепаниха 2. В докладах омских исследователей К.Н. Тихомирова и М.Н. Тихомировой на основе изучения истории нескольких татарских деревень Омской области были высказаны теоретические выводы о размещении поселений локальной группы в изучаемом микрорегионе.
В прениях обсуждались дискуссионные вопросы современной тюркологии как на общетеоретическом, так и на конкретно-эмпирическом уровнях исследо-
вания. Участники дискуссии отметили важность и полезность омских тюркологических форумов, необходимость их проведения в дальнейшем. Были высказаны и конкретные предложения: активизировать работы по исследованию истории археологической, этнографической, антропологической и филологических наук; требовать беспрепятственного допуска исследователей в крупнейшие федеральные, региональные, ведомственные архивы; призвать специалистов к усилению работ по интеграции археологоэтнографических разработок с лингвистическими и антропологическими исследованиями.
Помимо заседаний, работа Конгресса включала обширную культурную программу. Участники форума совершили экскурсии по городу Омску, в Музей археологии и этнографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на выставку, посвященную юбилею профессора Омского государственного университета Н.А. Томилова, и Музей народов Сибири Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Настоящий восторг вызвал яркий концерт творческих коллективов тюркских национальных культурных центров Омской области в Омском Доме Дружбы. Концерт завершился дегустацией национальных блюд. Ход работы форума широко освещался региональной прессой и стал событием в культурной жизни нашего региона.
Участники отметили высокий научный и организационный уровень проведения Международного научного конгресса «Этническая история и культура тюркских народов Евразии (по материалам антропологии, археологии, культурологии, лингвистики, фольклористики и этнографии)» и выразили благодарность ее организаторам.
Проведенный Конгресс в очередной раз дал повод для размышления относительно места, перспектив и потенциальных возможностей омского научного центра в отечественных тюркологических исследованиях. Следует уверенно констатировать, что Омск продолжает играть важную координирующую роль в развитии связей России с тюркологическими центрами стран Центральной Азии. Перспективы такого плодотворного взаимодействия весьма оптимистичны. Материалы прошедшего конгресса, как опубликованные, так и озвученные в выступлениях, отчетливо отражают стремление интеллектуалов разных стран к тесному сотрудничеству, причем именно омский
тюркологический центр мог бы выступить в роли потенциального лидера этих интеграционных процессов. Движение по пути создания Евразийского Союза создает объективные, так сказать, геополитические предпосылки для реализации обсуждаемых научных перспектив.
Впрочем, на самом деле проблема еще шире и глубже. Сегодня построение стратегии развития невозможно без учета обстоятельств перманентно пульсирующего глобального экономического кризиса и трагических потрясений, постигших арабо-мусульманский мир. В таком контексте вопросы взаимного сотрудничества с мусульманскими тюркскими регионами Центральной Азии приобретают особую актуальность, а формирование объективного, научно-ориентированного информационного поля - характер жизненно важного стабилизирующего фактора. Причем очевидно, что, вопреки обычной нашей практике, этот круг проблем невозможно решить из столичного далека. Роль пограничных регионов, имеющих традиционные устойчивые связи с соседями из ближнего зарубежья, исключительна велика. Исторически и географически омский регион является воротами России в Центральную Азию. Особый статус Омска в многогранном сотрудничестве со странами центрально-азиатского региона мог бы стать его отличительным фирменным знаком. Краеугольным камнем реализации этого проекта является общее научно-образовательное пространство. Правда, силами только научного сообщества его создание вряд ли возможно. Здесь требуются консолидированные усилия общества и власти. Кажется, сейчас самое время идти в этом направлении.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Этническая история и культура тюркских народов Евразии. Омск : Издатель-полиграфист, 2011. 442 с.
А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, Д.А. Мягков
Памяти Т.А. Ивановой
13 декабря 2011 г. в Петербурге в возрасте 95 лет умерла Татьяна Аполлоновна Иванова - один из самых замечательных в стране специалистов в области изучения старославянского языка. Человек скромный, она никогда не претендовала на докторскую степень и преподавательскую карьеру завершила в звании доцента, но след, оставленный ею в своей
области науки, заметней, чем у иного профессора.
Я познакомился с Татьяной Аполлоновной в середине 70-х. В то время, не поладив с партийным начальством Алтайского края, я вынужден был перейти на работу в Шуйский пединститут Ивановской области. Но там у меня оказалась совсем новая учебная нагрузка - историко-лингвистический цикл. А в Барнауле, хотя тема кандидатской у меня была историческая, я вёл современный русский язык и только один семестр читал историческую грамматику, да и то на заочном отделении. А преподаватели русского языка знают, какая это сложная вещь -«современнику» переквалифицироваться в историка языка. И при первой возможности я взял командировку в Ленинград, чтобы в тамошних библиотеках и в ходе консультаций с тамошними преподавателями хоть частично ликвидировать своё невежество.
Т.А. Иванова вела на кафедре русского языка Ленинградского университета старославянский язык. Я прочитал ее статью «О названиях славянских букв и о порядке их в алфавите», опубликованную в журнале «Вопросы языкознания», прочитал книгу Н.С. Трубецкого «Die alt-kirchenslavische Grammatik» и пришёл на консультацию к Татьяне Аполлоновне. Мы говорили долго и обсудили множество частных и общих вопросов методики старославянского языка, в том числе, конечно, и ее статью. И книга Трубецкого мне очень понравилась, так что я спросил мнение о ней моей собеседницы, и она ответила, что находит эту работу очень интересной. (Татьяна Аполлоновна знала немецкий, а вот для тех, кто не знает этого языка, названный труд, действительно очень интересный, остаётся и сегодня недоступным: на русский он не переведён до сих пор).
После работы в 1974-1976 гг. в Шуйском пединституте мне пришлось вернуться к преподаванию старославянского языка только в 1994 г. в Омском университете, уже в сане профессора, но тот давний разговор с Татьяной Аполлоновной я и тогда вспоминал с пользой для себя.
Впоследствии мы встречались с Татьяной Аполлоновной только мельком, но сохраняли переписку. А в 1977 г. в Москве вышел ее учебник старославянского языка, который до сих пор остаётся для студентов-филологов одним из лучших пособий по этому предмету, особенно в части вопроса о славянских азбуках.