ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО МАНЕВРА: ДОБЫЧА НЕФТИ И ПРОИЗВОДСТВО НЕФТЕПРОДУКТОВ*
Андрей КАУКИН
Заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таИ; [email protected] Александр КНОБЕЛЬ
Заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН: [email protected] Александр ФИРАНЧУК
Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таМ; [email protected]
Налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли способствовал некоторому изменению структуры производства нефтепродуктов: снизился общий объем переработки нефти, незначительно увеличился объем произведенного автомобильного бензина. При этом налоговый маневр повлиял и на структуру экспорта нефтепродуктов: экспорт мазута, пошлина на который была повышена, значимо сократился, а экспорт товарных бензинов, прямогонных бензинов, легких и средних дистиллятов, на которые экспортная пошлина была снижена, — вырос. Снижение экспортной пошлины на дизельное топливо привело к увеличению его доли в общем экспорте нефтепродуктов.
Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, экспорт нефтепродуктов, налоговый маневр.
Производство нефти и нефтепродуктов
В конце 2014 г. были приняты изменения в налоговом законодательстве в нефтяном и нефтеперерабатывающем секторе российской экономики, получившие название «налогового маневра»1.
Согласно параметрам налогового маневра коэффициент в формуле расчета экспортной пошлины на российскую нефть должен был быть последовательно снижен до 0,42, 0,36 и 0,30 в 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно. Одновременно предусматривалось увеличение базовой ставки НДПИ до 766, 857 и затем до 919 руб./т соответственно. Кроме того, ставки экспортных пошлин на нефтепродук-
ты, привязанные к величине экспортной пошлины на нефть, дополнительно корректировались: для светлых нефтепродуктов - в сторону снижения, для темных - в сторону повышения. Также было предусмотрено некоторое снижение акцизов на нефтепродукты.
Целью этих изменений было стимулирование роста эффективности российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая на протяжении последних лет производила отрицательную добавленную стоимость в пересчете на мировые цены. Полная версия налогового маневра2, которая фактически не была реализована и отразилась в изменениях законодательства лишь частично, предполагала, что за счет обнуления экспортной пошли-
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 18 (36) (ноябрь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 Федеральный закон от 24.11.2014 г. № 366-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Подробно о предпосылках проведения налогового маневра см.: Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортная пошлина на нефть: отменить нельзя сохранить // Нефть России. 2011. № 12. С. 72—77; Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 5—19.
ны на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ на нефть у российских вертикально интегрированных компаний (ВИНК) появятся стимулы к модернизации НПЗ, увеличению глубины переработки нефти и изменению структуры производимых нефтепродуктов в сторону расширения доли светлых фракций либо к закрытию неэффективных убыточных производств3.
В 2016 г. произошло отклонение от первоначальных параметров налогового маневра, принятых в 2014 г.: снижение экспортной пошлины на нефть было заморожено на год4, в то время как ставка НДПИ была планово повышена. Такие изменения, по всей видимости, были связаны с необходимостью увеличения бюджетных поступлений после кризисного 2015 г.
С точки зрения последствий этих изменений для объемов добычи и переработки нефти в 2015-20165 гг. эффект представляется малозаметным. (См. рис. 1.)
Из рисунка видно, что, несмотря на кризисные явления в российской экономике, объем добычи нефти увеличивался каждый год6 (в том числе и в 2016 г. по результатам трех первых кварталов), в то время как доля перерабатываемой нефти последовательно снижалась - с 57,7% в 2014 г. до 53,9% в первые три квартала 2016 г.
Отметим, что наблюдаемая динамика объемов добычи и переработки нефти могла быть связана, в том числе, и с изменением внутреннего спроса на нефтепродукты, явившимся отражением общего падения спроса в экономике в кризисный период.
Рис. 1. Динамика производства нефти и ее первичной переработки в России в 2013-2016 гг., млн. т
10 -
ттттпопо^ча-ча-ча-ча-ча-ичи"
°0000 °0000 °С
-Производство нефти -Первичная переработка нефти
Источник: Росстат, Краткосрочные экономические показатели РФ.
3 О влиянии налогового маневра на нефтегазовые трансферты в ЕАЭС см.: Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87-108.
4 Согласно проекту федерального бюджета на 2017 г. формула расчета экспортной пошлины в следующем году будет соответствовать значениям, принятым в 2014 г.
5 Здесь и далее динамика показателей в 2016 г. описана изменениями в первых трех кварталах года по сравнению с первыми тремя кварталами 2015 г.
6 Последствия кризиса для отечественной нефтедобычи вообще были незначительными по сравнению с перерабатывающими секторами, так как новый уровень цен на нефть был приемлемым для производителей: во-первых, большая часть издержек отрасли номинирована в рублях, а во-вторых, падение нефтяных цен в большей степени отразилось на доходах государства, а не нефтяников. Подробнее см.: Идрисов Г., Каукин А., Моргунова О., Турунцева М. Два полюса российской промышленности // Экономическое развитие России. 2015. № 9. С. 60-63.
Рис. 2. Динамика производства нефтепродуктов в России в 2013-2016 гг., млн. т
20 16 12
■ Бензин автомобильный
Источник: Росстат.
] Дизельное топливо □ Мазут топочный
В большей степени заметны изменения, произошедшие в структуре выпуска российских нефтеперерабатывающих компаний. (См. рис. 2.) Отношение объема произведенного автомобильного бензина к объему первичной переработки нефти на НПЗ увеличилось с 14,1% в 2014 г. до 14,4% в 2015 г. и 14,5% за первые три квартала 2016 г. При этом аналогичный
Рис. 3. Динамика российского экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в 2000-2015 гг., млн. т
260
10
ОУООООООООЙ ГЧ^ГМГЧГМГМГ^ГЧГЧГМ™
т ^ 1п
О О о о N Мм N
-Нефть сырая
Источник: ФТС.
Годы
— Нефтепродукты
показатель для мазута изменился более существенно: с 28,7% в 2014 г. до 26,2% в 2015 г. и 20,1% за первые три квартала 2016 г. Доля произведенного дизельного топлива снизилась соответственно с 28,2 до 27,9 и 27,3%.
Таким образом, можно с осторожностью7 говорить о том, что даже неполная версия реализации налогового маневра способствовала некоторому изменению структуры производства нефтепродуктов: уменьшился общий объем переработки нефти, в первую очередь за счет сокращения объемов производства темных нефтепродуктов, незначительно увеличился объем произведенного автомобильного бензина.
Экспорт нефти и нефтепродуктов
Анализ динамики российского экспорта нефти и нефтепродуктов показывает, что начиная с 2004 г. вывоз сырой нефти из страны был относительно стабилен (в физическом выражении) — его колебания составляли от 219 млн. т в 2011 г. до 244 млн. т в 2015 г. В то же время продолжался заметный рост экспорта нефтепродуктов (группа 2710 ТН ВЭД) — с 81 млн. т в 2004 г. до 172 млн. т в 2015 г. (См. рис. 3.)
7 На исследуемый период накладываются последствия кризисных явлений в российской экономике.
Физические объемы экспорта сырой нефти за первые восемь месяцев 2016 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 6%, тогда как объемы экспорта нефтепродуктов снизились за тот же период на 11%, но все же превысили соответствующее значение за 2013 г. Объемы экспорта мазута и дизельного топлива в 2013-2015 гг. росли, однако в 2016 г. произошло их резкое сокращение. Достаточно устойчивый рост физических объемов экспорта демонстрировали прямогонные и товарные бензины, легкие дистилляты и масла смазочные. (См. табл. 1, где данные для всех лет приведены за январь-август для возможности их сопоставления с 2016 г.)
Динамика весовых долей различных нефтепродуктов в их суммарном экспорте (во все страны, кроме стран ЕАЭС) отрицательно коррелирует с изменением экспортных пошлин8 на данные виды товаров. (См. табл. 2 и рис. 4.) Отсутствие экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для стран ЕАЭС очевидным
образом приводит к субсидированию Россией экономик стран-членов ЕАЭС9.
Экспортная пошлина была увеличена в совокупности на 0,16 от экспортной пошлины на нефть для мазута, масел и отработанных нефтепродуктов (доля последних пренебрежимо мала). Доля мазута снизилась (с 56,7% в январе-августе 2013 г. до 47,8% в январе-августе 2016 г.) на 8,8 п.п., что привело к увеличению долей остальных нефтепродуктов. Отметим, что сильнее всего вырос экспорт бензинов товарных (как в относительном, так и в абсолютном выражении), экспортная пошлина на которые была снижена на 0,29 от экспортной пошлины на нефть. Увеличились доли и других товарных групп, для которых была снижена экспортная пошлина. (См. табл. 2.)
Таким образом, можно заключить, что налоговый маневр имел непосредственное влияние на структуру экспорта нефтепродуктов: все крупные товарные группы (с долей более 1% в общем экспорте нефтепродуктов) про-
Таблица 1
Физические объемы экспорта сырой нефти и нефтепродуктов за январь-август соответствующего года
Изменение физических Объемы поставок, млн. т л т. Наименование позиции _ооъемов, в %_
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 Г./2013 г. 2016 Г./2015 г. Нефть сырая 155,6 149,2 160,0 170,0 +9 +6
Нефтепродукты 100,1 110,3 117,0 103,7 +4 -11
Мазут 55,3 57,3 61,0 48,4 -12 -21
Дизельное топливо 28,9 32,9 35,7 32,4 +12 -9
Прямогонные бензины 9,85 11,02 11,40 11,91 +21 +5
Бензины товарные 3,52 6,38 6,01 7,39 +110 +23
Прочие 2,6 2,7 2,9 3,5 +37 +19
легкие дистилляты; средние дистилляты 1,76 1,98 2,22 2,41 +37 +8
тримеры и тетрамеры пропилена 0,02 0,02 0,02 0,01 -28 -32
масла смазочные; прочие 0,78 0,69 0,69 1,07 +37 +55
отработанные нефтепродукты 0,0002 0,0002 0,0000 0,0002 +5 В 11 р.
ВСЕГО 255,79 259,54 277,01 273,65 +7 -1
Источник: расчеты авторов на основе данных ФТС.
8 В процентах от экспортной пошлины на сырую нефть — так называемый расчетный коэффициент для экспортной пошлины на нефтепродукты.
9 О влиянии налогового маневра на величину нефтегазового трансфера России подробнее см.: Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87—108.
Таблица 2
Изменение структуры экспорта нефтепродуктов во все страны, кроме стран ЕАЭС, за январь-август соответствующего года
Наименование позиции
Доля товарной группы в объеме экспорта нефтепродуктов, в %
Изменение расчетного Изменение коэффициента для экспортной доли, п.п. пошлины на нефтепродукты, п.п.
от экспортной пошлины на нефть
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г./ 2013 г. 2016 г./ 2015 г. 2016 г./2013 г. 2016 г./2015 г.
Мазут 56,7 53,1 53,2 47,8 -8,8 -5,4 +16 +6
Дизельное топливо 29,2 30,0 30,8 31,5 +2,2 0,7 -26 -8
Прямогонные бензины 10,2 10,2 9,8 11,7 +1,6 +1,9 -19 -14
Бензины товарные 1,9 4,7 4,0 6,0 +4,1 +2,0 -29 -17
Легкие дистилляты; средние дистилляты 1,3 1,5 1,7 2,0 +0,7 +0,3 -26 -8
Масла смазочные; прочие 0,7 0,6 0,5 1,0 +0,3 +0,4 +16 +6
Источник: расчеты авторов на основе данных ФТС.
демонстрировали отрицательное влияние расчетного коэффициента для экспортной пошлины на нефтепродукты (в процентных пунктах
от экспортной пошлины на нефть) на изменение долей товарных групп в общем экспорте нефтепродуктов. ■
Рис. 4. Динамика долей товарных групп в экспорте нефтепродуктов
(во все страны, кроме стран ЕАЭС) и изменение экспортных пошлин на эти группы
30
■ г-г - 20
ш о
5 О. Ц
|| 8 10 е в 5
т I х 8 1 „
о Е I 0 ?
а;
Э
-10
-20
-30
-40
1 Мазут • Масла
-12 -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6
Прямогонные /'"".бензины
Легкие и ср ДИСТИЛЛ1 >дние ' Бензины гы# Г^^Н ) -—товарные
^дизельное топливо
Изменение доли товарной группы в экспорте нефтепродуктов (в 2013-2016 гг.), п.п.
Примечание. Размер маркера пропорционален объему экспорта. Источник, расчеты авторов на основе данных ФТС.