УДК 528.44:349.41
ПОСЛЕДСТВИЯ ОТМЕНЫ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
Виктор Николаевич Клюшниченко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, e-mail: [email protected]
Анастасия Леонидовна Ильиных
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, e-mail: [email protected]
Анастасия Олеговна Киселева
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 656049, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, 61, кандидат технических наук, доцент кафедры экономической географии и картографии, кадастровый инженер, e-mail: [email protected]
В настоящее время планируются изменения в сфере управления земельными ресурсами путем отмены деления земель на категории. В статье отражены положительные и отрицательные стороны законопроекта об отмене категорий земель, что соответствует современности и определяет актуальность данной темы.
Ключевые слова: единый государственный реестр недвижимости, категория земель, вид разрешенного использования земельных участков, целевое назначение земель, земельный участок; зонирование территорий.
ABOLITION OF LAND CATEGORIZATION ACCORDING TO DESIGNATED PURPOSE: CONSEQUENCES
Victor N. Klyushnichenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, e-mail: [email protected]
Anastasiya L. Ilyinykh
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Assoc. Prof., Department of Cadastre and Territorial Planning, e-mail: [email protected]
Anastasiya O. Kiseleva
Altai State University, 656049, Russia, Barnaul, 61 Lenina Prospect, Ph. D., Assoc. Prof., Department of Economic Geography and Cartography, cadastral engineer, e-mail: [email protected]
Some changes in the field of land resources management are being made. Land categorization is to be cancelled. The problem becoming ever more urgent, pros and cons of the draft law on the land categorization abolition are considered here.
Key words: unified state real property register, land category, type of permitted land plots use, land designation, land plot, territories zoning.
Рациональное использование земель является одной из функций государственного регулирования земельных отношений, и предполагает их использование по целевому назначению [1].
Современное законодательство интенсивно меняется. Например, внесен на рассмотрение Государственной Думы законопроект № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [2]. Сложившуюся систему управления территориями предлагается заменить на функциональное зонирование, что может негативно сказаться на правовом режиме земель Российской Федерации. Поскольку данный вопрос весьма проблематичен, по решению Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрение законопроекта перенесено на более поздний срок [3].
По мнению разработчиков принятие данного закона сократит количество споров, возникающих при определении разрешенного использования земельных участков, устанавливаемого в соответствии с градостроительными нормами и правилами.
Положительной стороной данного нововведения является то, что правообладатель земельного участка вправе использовать его без разрешений и согласований в соответствии с любым из основных видов разрешенного использования, предусмотренных регламентом использования территории. Он уведомляет о выбранном виде разрешенного использования орган кадастрового учета (ОКУ) [4, 5]. Указанная мера направлена на облегчение процедуры предоставления земельных участков или упрощения их изъятия для государственных или муниципальных нужд.
К негативным сторонам данного законопроекта относится то, что земельный участок может быть изъят у правообладателя.
Законопроект, разработанный во исполнение поручений Правительства РФ от 23 мая 2013 г. № ДК-П13-3390 и от 18 сентября 2013 г. № ДМ-П13-6663 (пункт 2), направлен на реализацию пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № Пр-2869 [6] по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 9 октября 2012 г. по вопросу "О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц", призван решить основные существующие проблемы в рассматриваемой сфере:
- точечное изменение категорий земель;
- размытие ответственности за перевод земель;
- несоответствие категорий документам территориального зонирования и планирования;
- дублирование института видов разрешенного использования;
- отсутствие механизма защиты с/х земель от перевода в земли других категорий;
Указанный законопроект регламентирует виды разрешенного использования (ВРИ) земельных участков определяются регламентом использования территории
в зависимости от их нахождения в границах определенной территориальной зоны и устанавливаются следующими регламентами использования территории (в пределах соответствующих зон):
1) сельскохозяйственный регламент;
2) лесохозяйственный регламент;
3) регламент охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
4) градостроительный регламент.
Исходя из содержания сельскохозяйственных регламентов, потребуется проведение картографических и землеустроительных работ, а для выявления особо ценных сельскохозяйственных земель - почвенные, геоботанические и иные обследования, которые не проводились на протяжении десятилетий.
По мнению авторов, к отрицательной тенденции Законопроекта следует отнести уменьшение количества категорий земель до трех: водные, лесные и особо охраняемые. В связи с этим утрачивает силу федеральный закон, содержащий в себе сложный многоступенчатый порядок перевода земель из одной категории в другую.
Собственник земельного участка будет вправе выбрать любой вид разрешенного использования из установленных для данного земельного участка. Всего проект определяет 13 целевых зон: жилые, общественно-деловые, сельскохозяйственного назначения, рекреационные, объектов культурного наследия, специального назначения, промышленные, энергетики, транспорта, связи, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны и безопасности и резервные, то есть не подходящие для использования. При этом количество способов использования для одной территории не ограничено. Если это будет для данной территории разрешено законодательно, то на участке можно будет строить жилье, ставить электростанцию и возводить дом отдыха [7, 8, 9, 10]. Однако у общественности законопроект вызывает серьезные опасения. Остается не урегулированным вопрос с лесами, не входящими в состав земель лесного фонда, т.е. с лесополосами и т.п. Законопроектом приравнены понятия «земли особо охраняемых природных территорий» и «особо охраняемые природные территории». Таким образом, согласно законопроекту, питомник, относящийся к заказнику и имеющий сельскохозяйственное назначение, может быть изъят.
Принятие данного закона является выгодным, прежде всего, спекулянтам, которые скупили доли (паи) и изыскивают в настоящее время способы «обхода» земельного законодательства для их реализации. Кроме того, законопроектом не определен подход к формированию особо ценных сельскохозяйственных земель, к которым относятся пашня. Поэтому предлагаемое условие должно закрепляться на уровне закона, а не подзаконными актами. При этом законопроект противоречит основам устойчивого развития территорий. Таким образом, если сельскохозяйственные угодья не будут отнесены к ценным, то начнется процесс сокращения их площадей. Следовательно продовольственная безопасность нашей страны окажется под угрозой.
В своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года Президент отметил необходимость вовлечения в сельскохозяйственный оборот пустующих земель и предложил изымать у недобросовестных владельцев сельскохозяйственные земли для продажи их на аукционе [11].
Таким образом, отказ от применения принципа деления земель на категории по целевому назначению может привести к дестабилизации существующей системы управления земельным фондом нашей страны, что является недопустимым.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жарников В. Б. Рациональное использование земель как задача геоинформационного пространственного анализа // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). - С. 77-81.
2. Законопроект № 465407-6 О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=465407-6
3. Аграрный комитет Госдумы отчитался об итогах осенней сессии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kirov.spravedlivo.ru/005123489.html
4. Гаврюшина Н. В., Ильиных А. Л. Особенности кадастрового учета частей объектов недвижимости при заключении договора аренды // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 3 (23). -С. 88-93.
5. Клюшниченко, В.Н., Киселева, А.О. Система характеристик объектов государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. -С. 79-84.
6. Поручения Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders
7. Отмена земельных категорий: плюс для девелоперов, минус для экологов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dom72.ru/news/news_76441.html
8. Карпик А. П. Перспективы развития науки, техники и технологий в сфере геодезии и картографии в Российской Федерации // Геодезия и картография. - 2015. - № 12. -С. 55-59.
9. Клюшниченко В. Н., Киселева А. О., Каверин Н. В. К вопросу об идентификации объектов недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. -С.132-134.
10. Шайман Н. В., Ильиных А. Л. Преобразование описания объектов двухмерного кадастра недвижимости для их представления в трехмерном виде // Геодезия и картография. -2016. - № 4. - С. 38-42.
11. Послание Президента Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
© В. Н. Клюшниченко, А. Л. Ильиных, А. О. Киселева, 2017