УДК 94/47
DOI 10.18522/2072-0181-2021-107-3-12-17
ПОСЛЕДСТВИЯ НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
К.В. Воронин
AFTEREFFECTS OF THE NAZI OCCUPATION ON CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE ROSTOV REGION
K.V Voronin
Нацистская оккупация Ростовской области 1941-1943 гг. запомнилась жителям Дона не только чудовищным насилием и жестокостью в отношении советских военнопленных и мирного населения, но и огромным ущербом, нанесенным культуре и образованию. Подсчитывать материальный ущерб, причиненный захватчиками, советские органы власти начали после первого освобождения от оккупации г. Ростова-на-Дону в декабре 1941 г. вместе с подсчетом общего ущерба от оккупации. В июле 1942 г. эта работа была большей частью прекращена в связи с повторным захватом основной части области немецкими оккупантами. После изгнания захватчиков из Ростова в феврале 1943 г. подсчет продолжился и был в основном окончен к концу 1945 г.
Изучением ущерба, причиненного оккупацией Ростовской области, по окончании Великой Отечественной войны занимались известные донские ученые В.П. Зайцев [1], И.С. Маркусенко [2] и другие исследователи. В своих работах они приводили общие данные об ущербе и потерях от оккупации, в том числе и в сфере образования и культуры, опираясь на отчеты Ростовской областной комиссии по учету зверств и ущерба, причиненного немецко-фашистскими оккупантами. Но в послевоенный период углубленные исследования причин, условий и обстоятельств разграбления и
Воронин Константин Владимирович - младший научный сотрудник Южного научного центра РАН, аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 344010, Ростов-на-Дону, пр-т Чехова, 41, e-mail: [email protected], т.: 8(863)250-98-17.
уничтожения культурной и образовательной сферы области не вызывали интереса и не находили поддержки у руководства СССР. Это было вызвано международной и внутренней политикой партийного руководства страны, в том числе не желавшего ухудшения отношений со странами, бывшими немецкими сателлитами и ставшими новыми союзниками по социалистическому лагерю, - Венгрией, Румынией и Чехословакией [3, с. 119]. В настоящее время вопросы истории оккупации советских территорий являются предметом изучения не только российских историков, но и исследователей из государств постсоветского пространства. Так, украинский историк Н.Г. Кашеварова выявила в Центральном государственном архиве органов власти и управления Украины (ЦГАВО Украины) документы, касающиеся работы Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга в Ростове-на-Дону и других крупных населенных пунктах области по учету и вывозу в Германию культурных и научных ценностей. Российскими учеными также уделяется немало внимания изучению последствий оккупации в культурной и научной жизни страны и региона [3-6]. Но, как правило, эти вопросы рассматриваются в более общих исследованиях.
В нашей статье сделана первая специальная попытка обобщения источниковой базы по изучению уничтожения советской системы
Konstantin Voronin - Southern Scientific Centre of the Russian Academy of the Sciences, 41 Chehov Avenue, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2509817.
образования и разграбления культурных ценностей на территории Ростовской области в период нацистской оккупации. В своем исследовании мы опираемся как на уже опубликованные, так и на еще не введенные в научный оборот документы Государственного архива Ростовской области (ГАРО) и Центра документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО), исследования советских и российских историков и краеведов, а также на опубликованные в российских научных изданиях документы ЦГАВО Украины.
В довоенные годы Ростовская область стала одним из наиболее развитых регионов Советского Союза. Уже к началу 1930-х гг. она вышла на лидирующие позиции в СССР по основным показателям развития народного хозяйства, включая культуру и образование. В конце 1930-х - начале 1940-х гг. на Дону, как и в целом по стране, была практически ликвидирована неграмотность. В сельских школах Ростовской области в 1937 г. ввели всеобщее обязательное начальное образование, а в городах дети стали учиться в семилетней школе [5, с. 38]. Большие изменения произошли и в системе среднего специального и высшего образования области. Согласно Постановлению СНК СССР от 2 октября 1940 г. № 1851 о создании системы государственных трудовых резервов были открыты железнодорожные училища в Ростове-на-Дону, Таганроге и Батайске. Кроме того, при Ростовском паровозоремонтном заводе существовала школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) [7]. Количество средних специальных учебных заведений возросло с 23 в 1928 г. до 64 в 1940 г., высших учебных заведений - с 5 до 16 [4, с. 24]. Серьезное внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: были открыты детские учреждения для занятий спортом, развлечения и дополнительного образования. К их числу относится и городской Дворец пионеров и октябрят, который с 1936 г. разместился в бывших помещениях Волжско-Камского коммерческого банка. Перед самой войной, 8 ноября 1940 г., была открыта детская железная дорога, так называемая «Малая Ворошиловская» [7].
Бурный рост переживала и культурная жизнь Донского края. В 1935 г. в центре Ростова-на-Дону по проекту известных советских архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гель-фрейха было построено уникальное здание драматического театра им. Максима Горького,
напоминающее гусеничный трактор. Фасад его украсили горельефы «Гибель Вандеи» и «Железный поток» донского скульптора С. Ко-ролькова. Новый театр стал самым большим не только в СССР, но и во всей Европе [8]. В Ростове-на-Дону также работали театры им. Ленинского Комсомола, Музыкальной комедии и кукол, в Таганроге - им. А.П. Чехова, в Шахтах и Новочеркасске - рабочие театры. Только за годы третьей пятилетки число сельских клубов увеличилось более чем в два раза. Всего в Ростовской области работало 2300 драматических, танцевальных, музыкальных и хоровых кружков художественной самодеятельности, 2000 массовых библиотек, около 1900 клубных учреждений и 460 киноустановок [2, с. 25].
В целом образование и культура Ростовской области в предвоенные годы динамично развивались. В документах отмечалось: «Несмотря на многочисленные трудности и противоречия, ведущей тенденцией социально-экономического развития Ростовской области было улучшение... социально-культурной сферы» [5, с. 39].
Нападение нацистской Германии и ее союзников на СССР, последовавшие боевые действия и две оккупации большей части Ростовской области нанесли чудовищный ущерб системе образования и культуры. Необходимо отметить, что первые материальные и кадровые потери учреждения образования и культуры понесли уже в октябре 1941 г., когда немецкая авиация начала систематические бомбардировки населенных пунктов области, прежде всего Ростова-на-Дону, не делая различий между военными и гражданскими объектами. С приближением к областному центру линии фронта с ноября 1941 г., помимо авианалетов, город стал подвергаться артиллерийским обстрелам, что привело к разрушениям и пожарам, сопровождавшимся частичным или полным уничтожением объектов культуры и образования, научного и учебного оборудования, собраний музеев и библиотек, гибели сотрудников. К ущербу от бомбежек и обстрелов прифронтового города добавились потери при спешной эвакуации учреждений, организаций, материальных и культурных ценностей.
21 ноября 1941 г., после двухдневных ожесточенных городских боев, части вермахта захватили Ростов. Но уже 29 ноября город был освобожден советскими войсками.
Перед руководителями советских и партийных органов области остро встала проблема восстановления городского хозяйства, для чего проводилась мобилизация на расчистку улиц от завалов, трупов, обломков зданий, разбитой военной техники [9]. К 15 декабря 1941 г. в Ростовский обком ВКП(б) был представлен комиссионный акт Городского жилищного управления о разрушениях, повреждениях и материальном ущербе, нанесенном жилому фонду муниципального, ведомственного и прочего подчинения, а также частному сектору. В этом документе впервые указана общая приблизительная сумма материального ущерба, причиненного оккупацией городу, -57 340 000 руб. в ценах 1940 г. [10, с. 5-6]. Однако из-за отсутствия единых документальных форм и нормативов, недостатка в районах и населенных пунктах подготовленных специалистов больше внимания уделялось учету зверств и грабежей, нежели подсчету потерь культурных ценностей. Основным документом, определившим примерный объем и стоимость ущерба и разрушений, причиненных временной оккупацией в ноябре 1941 г., стал доклад от 19 февраля 1942 г. «О состоянии городского хозяйства Ростова-на-Дону и мероприятиях по его восстановлению в связи с разрушениями и убытками за время немецко-фашистской оккупации» [10, с. 9-12]. В нем говорилось, что в Ростове-на-Дону, «помимо убытков, нанесенных хозяйству, подведомственному городскому исполкому, серьезные разрушения и повреждения были нанесены ряду высших учебных заведений, клубов и других ведомственных зданий на общую сумму в 49 650 тыс. руб. Полностью сгорели и были разрушены 6 школ, 2 библиотеки, 2 детских дома, частично разрушены и повреждены 22 школы и 11 детских садов. Общий ущерб учреждений городского отдела народного образования составил 9,5 млн рублей». Общая сумма убытков по различным отраслям экономики и социальной сферы за время первой нацистской оккупации исчислялась в 133,7 млн
руб. [10].
Подсчет ущерба и разрушений систем образования и культуры Ростовской области продолжался до начала второй оккупации Ростова-на-Дону. Однако задокументированные предварительные данные ущерба и разрушений, причиненных культурной и образовательной сферам Ростовской области, так и остались неполными и неточными. Многие организации
и учреждения спешно эвакуировались перед самым приходом немецких войск. По пути следования эшелоны с сотрудниками и ценностями бомбили, вывезенные с трудом ценности хранились на открытых временных площадках в несоответствующих условиях. Имели место случаи грабежа, воровства и присваивания эвакуируемых культурных и научных ценностей. Оккупированным в это время оставался Таганрог и ряд западных районов области. К тому же в СССР в это время еще не было разработано единой нормативно-методической базы, разъясняющей порядок сбора, оформления и оценки сведений о причиненном ущербе [3, с. 51].
В мае 1942 г. немецкие войска и их союзники после сокрушительного разгрома советской группировки в районе Харькова приступили к осуществлению плана «Блау», целью которого был захват Сталинграда и Северного Кавказа. Стратегические просчеты и тактические ошибки советского командования привели к захвату немецкими войсками Ростова-на-Дону 25 июля 1942 г., а затем и практически всех районов области.
Следует отметить, что отношение высших руководителей Третьего рейха к образовательной и культурной жизни на территории СССР было определено еще в предвоенные годы. Как отмечают современные исследователи, «фюрер и его окружение неоднократно высказывались о полном уничтожении всей системы советского образования, считали образованных советских людей опасными для самого существования Германии» [4, с. 59]. Нацистские лидеры отказывали в праве на доступ к культурным ценностям завоеванным ими народам.
Непосредственно разграблением культурных ценностей в Ростовской области занимались специально созданные подразделения -зондеркоманда «Ростов» и мобильная команда «Ростов/Дон» из состава Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга (далее - Штаб). Он был сформирован в 1940 г. и предназначался для сбора, учета, конфискации и вывоза культурных ценностей, библиотек и архивов с оккупированных территорий. При создании Штаба Гитлер так определил его полномочия: «Его [Розенберга] штаб по руководству операциями на оккупированных территориях имеет право проверять библиотеки, архивы, масонские ложи и другие идеологические и культурные учреждения всех родов с точки
зрения наличия в них соответствующих материалов и конфисковывать эти материалы» [6]. Введенные в научный оборот Н.Г. Кашеваровой документы свидетельствуют, что в Ростовскую область подразделения Штаба прибыли в августе-ноябре 1942 г. В задачи, поставленные перед сотрудниками подразделений «Ростов» и «Ростов/Дон», входило «взятие под охрану всех значимых научных и культурно-образовательных объектов оккупированных населенных пунктов области с привлечением местной оккупационной администрации, проведение обследования данных объектов, отбор наиболее ценных и специально обозначенных Штабом культурных ценностей и отправка их в Берлин» [11, с. 155].
Выполняя преступные директивы своих руководителей, оккупационные войска на Дону целенаправленно разграбляли и уничтожали объекты культуры и образования. Ростовской областной комиссией по учету зверств и ущерба, причиненного немецко-фашистскими оккупантами. После освобождения Ростовской области было составлено 95 584 акта на сумму в 13,5 млрд руб. Материальный ущерб Ростову-на-Дону исчислялся в 3,1 млрд руб.; Таганрогу - в 778,5 млрд руб.; Мясниковскому району - в 422,6 тыс. руб.; Куйбышевскому -в 340,7 тыс. руб. [1, с. 34]. Комиссия в начале апреля 1944 г. в отчетном документе «Справка об итогах работы по учету зверств и ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками колхозам, гражданам, государственным предприятиям, учреждениям и организациям местного подчинения по Ростовской области» сообщала: «Немецко-фашистские захватчики сожгли и разрушили: 943 школы, 834 здания клубов, театров и красных уголков, 80 зданий библиотек, 17 зданий научных учреждений, 423 здания детских учреждений и 259 прочих зданий культурно-бытового назначения... при помощи специальных команд поджигателей и минеров сожгли и взорвали целые кварталы и улицы города Ростова: драматический театр им[ени] М[аксима] Горького, здания Управления железной дороги им[ени] Ворошилова, здание института железнодорожного транспорта и многое др[угое]. В городе Новочеркасске: Дом Красной Армии, здание музея "История донского казачества", здание Индустриального института» [12]. В Германию были вывезены наиболее ценные экспонаты и памятники культуры. По распоряжению представителя Штаба Розенберга в Ростове-на-Дону был
ликвидирован музей революции: «Ценные экспонаты были вывезены в Германию; все остальные были переданы одному из штабов румынского полка, здание музея полностью разрушено... В краеведческом музее штабом изъяты и вывезены в Германию различные археологические ценности. Здание краеведческого музея было сожжено» [13]. Ущерб, нанесенный учреждениям культуры за период с июля 1942 г. по февраль 1943 г., исчисляется в 39 125 рублей [14].
Значительным разрушениям подверглась и сеть учреждений народного образования. Из 5067 школ региона, функционировавших до войны, 2735 практически были непригодны для ведения учебного процесса [4, с. 72]. Большинство высших и средних учебных заведений также значительно пострадало за время оккупации. Из них оккупантами были вывезены в Германию, разграблены или уничтожены научные библиотеки и пособия, экспериментальные мастерские и ценные научные коллекции. Общий ущерб по областному отделу народного образования по состоянию на апрель 1944 г. составил 238594,4 тыс. руб. [12].
Кроме того, погибли, стали инвалидами, не вернулись из эвакуации или были угнаны оккупантами многие сотрудники научных и образовательных учреждений, бывшие студенты и учащиеся, работники культуры и искусства области.
Несмотря на чудовищные разрушения инфраструктуры, колоссальные потери научного, учебного и культурного фонда, катастрофическую нехватку квалифицированных кадров, культурная и образовательная жизнь на освобожденных территориях стала возрождаться сразу же после изгнания оккупантов. Уже через три недели после освобождения Ростова-на-Дону, 5 марта 1943 г., открылся Ростовский театр музыкальной комедии. Осенью 1943 г. вернулся из Кирова эвакуированный Ростовский драматический театр имени М. Горького. Но полноценно работать в знаменитом здании на Театральной площади города вернувшийся театр не смог: отступавшие оккупанты намеренно взорвали здание театра изнутри и сожгли снаружи [15]. Здание удалось восстановить только в 1963 г., а до этого театр показывал спектакли на различных временных площадках. С первых недель после освобождения началось и восстановление киноотрасли. Для этого в Ростове были организованы трехмесячные курсы по подго-
товке киномехаников, позже реорганизованные в Ростовский кинотехникум [15]. Осенью 1943 г. возобновилась работа областных отделений Союза советских художников, Союза советских писателей и Союза советских композиторов. В 1944 г. значимым достижением ростовских композиторов стала камерная симфония композитора Т.И. Сотникова «Реквием памяти героев, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины» [16].
С нового учебного года заработала часть учебных заведений городов и районов области. Одними из первых в области начали обучение учительский, зооветеринарный, гидромелиоративный, индустриальный институты и пять техникумов Новочеркасска. Несмотря на утрату большей части материальной и учебной базы, осенью 1943 г. открылся для студентов и Ростовский государственный университет [17]. В последующие годы все довоенные научные учреждения, высшие, средние и средние специальные учебные заведения области, разрушенные и разграбленные оккупантами, были восстановлены, а также открыты новые.
В Ростовской области, так же как на всех захваченных территориях, оккупационная политика нацистской Германии по разграблению и уничтожению научных, культурных и исторических ценностей велась последовательно и целенаправленно. Архивные документы свидетельствуют, что главной целью оккупационной политики нацистской Германии в СССР было уничтожение на захваченных территориях национальной культуры завоеванных народов и полное разрушение советской системы образования. Попытки оккупантов наладить имитацию культурного и образовательного процесса в оккупированной Ростовской области свелись к пропагандистским акциям, призванным «онемечить» местное население и почти не нашедшим отклика в народных массах [4, с. 59]. Последствия разрушения материальной инфраструктуры образовательной и культурной сфер области устранялись еще долгие годы по окончании Великой Отечественной войны, а некоторые культурные ценности были утрачены безвозвратно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев В.П. Дон в годы Великой Отечественной войны. Ростов н/Д: Рост. кн. изд-во, 1958. 47 с.
2. Маркусенко И.С. Дон в Великой Отечественной войне. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1977. 180 с.
3. Воронин К.В., Кринко Е.Г. Издательский проект «Без срока давности» и его значение в изучении нацистской оккупации и военных преступлений в годы Великой Отечественной войны // Русский архив. 2020. № 8 (2). С. 117-129.
4. Агеева В.А. Войной опаленное детство: система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2007. 155 с.
5. Дубровская Н.Г. Восстановление и развитие народного хозяйства Ростовской области в условиях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2005. 205 с.
6. Зинич М.С. Деятельность оперативного штаба А. Розенберга по вывозу культурных ценностей из СССР // Вопросы музеологии. 2011. № 1. С. 116-125.
7. Вдовин М.А. Годы предвоенные, незабвенные (Ростов конца 30-х - начала 40-х гг.) URL: http:// rslovar.com/content/михаил-вдовин-годы-предво-енные-незабвенные-ростов-конца-30-х-начала-40-х-г .
8. История Ростовского драматического театра им. М. Горького URL: http://www.rostovteatr.ru/ theater/history/.
9. ЦДНИРО (Центр документации новейшей истории Ростовской области). Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 326. Л. 75.
10. ЦДНИРО. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 26. Л. 5-6.
11. Кашеварова Н.Г. Документы оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга как источник по истории Юга России во время Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война в пространстве исторической памяти российского общества: сб. материалов конф. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 154-159.
12. ЦДНИРО. Ф. Р-1886. Оп. 1. Д. 22. Л. 87-91.
13. ГАРО (Государственный архив Ростовской области). Ф. Р-3613. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-2.
14. ГАРО. Ф. Р-4045. Оп. 1. Д. 81. Л. 26.
15. Енина И.А. Образование и культура на Дону в годы Великой Отечественной войны. URL: http:// gosarhro.ru/dates-events-people/education-and-culture-during-the-great-patriotic-war/#_ftn12.
16. ГАРО. Ф. Р-4147. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.
17. ГАРО. Ф. Р-46. Оп. 10. Д. 109. Л. 65 об.
REFERENCES
1. Zaitsev VP. Don v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Don hares during the Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, Rostov Book Publishing house, 1958, 47 р.
2. Markusenko I.S. Don v Velikoy Otechestvennoy voyne [Don in Great Patriotic War]. Rostov-on-Don, Rostov University Publishing house, 1977, 180 р.
3. Voronin K.V., Krinko E.F. Russkiy archive, 2020, no. 8 (2), pp. 117-129.
4. Ageeva V.A. Voynoy opalennoe detstvo: sistema shkolnogo i professionalno-tekhnicheskogo obra-zovaniya Dona i Kubani v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [War-scorched child-
hood: the system of school and vocational education of the Don and Kuban during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Taganrog, Publishing house of the Taganrog State Pedagogical Institute, 2007, 155 p.
5. Dubrovskaya N.G. Vosstanovlenie i razvitie narod-nogo khozyaystva Rostovskoy oblasti v usloviyakh Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.): dis. kand. ist. nauk [Restoration and development of the national economy of the Rostov Region in the conditions of the Great Patriotic War (1941-1945): PhD Dis.]. Rostov-on-Don, 2005, 205 p.
6. Zinich M.S. Voprosy muzeologii, 2011, no. 1. pp. 116-125.
7. Vdovin M.A. Gody predvoennye, nezabvennye (Rostov kontsa 30-kh - nachala 40-kh gg.) [The years before the war, unforgettable (Rostov of the late 30s -early 40s)]. Available at: http://rslovar.com/content/ MHxaH^-BgoBHH-rogbi-npegBoeHHbie-He3a6BeHHbie-pocTOB-KOH^-30-x-HaHa^a-40-x-rr.
8. Istoriya Rostovskogo dramaticheskogo teatra im. M. Gorkogo [History of the Rostov Drama Theater named after M. Gorky]. Available at: http://www.ros-tovteatr.ru/theater/history/.
9. TsDNIRO (Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [DCRHRR (The Documentation Centere of Resent History in Rostov Region), f. R-9, inv. 1, case 326, sh. 75.
10. TsDNIRO [DCRHRR], f. R-3, inv. 2, case 26, sh. 5-6.
11. Kashevarova N.G. Dokumenty operativnogo shtaba Rozenberga kak istochnik po istorii Yuga Rossii vo vremya Velikoy Otechestvennoy voyny [Documents of the operational headquarters of Rosenberg as a source on the history of the South of Russia during the Great Patriotic War]. In: Velikaya Otechestvennaya voyna v prostranstve istoricheskoy pamyati rossiyskogo obshchestva: sb. materialov konf. [The Great Patriotic War in the space of the historical memory of the Russian society: Collection of conference materials]. Rostov-on-Don, Southern Science Center RAS, 2010, p. 154-159.
12. TsDNIRO [DCRHRR], f. R-1886, inv. 1, case 22, sh. 87-91.
13. GARO (Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti) [SARR (State Archives of the Rostov Region)], f. R-3613. inv. 1, case 9, sh. 1-2.
14. GARO [SARR], f. R-4045, inv. 1, case 81, sh. 26.
15. Enina I.A. Obrazovanie i kultura na Donu v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Education and culture on the Don during the Great Patriotic War]. Available at: http://gosarhro.ru/dates-events-people/education-and-culture-during-the-great-patriotic-war/#_ftn12.
16. GARO [SARR], f. R-4147, inv. 1, case 5, sh. 1.
17. GARO [SARR], f. P-46, inv. 10, case 109, sh. 65 rev.
Поступила в редакцию 10 сентября 2021 г.
Публикация подготовлена в рамках реализации ГЗ ЮНЦ РАН, № гр. проекта АААА-А19119011190182-8.
УДК 94
DOI 10.18522/2072-0181-2021-107-3-17-24
ВЛАСОВСКАЯ АНТИСОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА СРЕДИ ВОЕННОПЛЕННЫХ (по материалам газеты «Заря» за 1943 год)
Е.А. Паламарчук
VLASOV'S ANTI-SOVIET PROPAGANDA AMONG PRISONERS OF WAR (Based On The Materials Of The Newspaper «Zarya» for 1943)
E.A. Palamarchuk
Несмотря на то, что на протяжении десятилетий, прошедших с момента поражения нацистской Германии и ее союзников во Второй мировой войне, возникла обширнейшая историография нацио-
Паламарчук Евгений Александрович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции, 344002, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, e-mail: [email protected].
нал-социализма, на сегодняшний день включающая в себя с трудом поддающиеся количественному учету публикации, актуальность исследований подобного рода не только не снижается,
Evgeniy Palamarchuk - Rostov Institute (branch) of All-Russian State University of Justice, 26 Sobornyy Lane, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected].