«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Электронный журнал Камского государственного института физической культуры Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г.
JVb7 (2/2008)
УДК 796.8
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БРОСКОВ В СПОРТИВНОМ РУКОПАШНОМ БОЕ
Соискатель Глазистов Ал.В.
Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Набережные Челны
THE SEQUENCE OF STUDYING OF THROWS IN SPORTS HAND-TO-HAND FIGHT
Al.V. Glazistov, post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: alex-glazistov@mail. ru
Ключевые слова: изучение, броски, спортивный рукопашный бой.
Аннотация: В данной статье указывается последовательность изучения бросков в спортивном рукопашном бое. Изучение бросков рекомендуется с нарастанием (функциональной) трудности и координационной сложности.
Keywords: studying, throws, sports hand-to-hand fight
The summary: In given article the sequence of studying of throws in sports hand-to-hand fight is offered. Studying of throws is recommended with increase (functional) difficulty and coordination complexity.
По мнению многих авторов, в основе планирования, обучения и передачи знаний, создании методики обучения и тренировки, моделирования соревновательной деятельности и контроле технико-тактической подготовленности спортсменов должна лежать классификация технических действий [3,6,7].
Классифицирование должно приводить к построению логически взаимосвязанной системы элементов, позволяющей ориентироваться в практической деятельности и дальнейших исследованиях [7].
По мнению ряда авторов, техника в избранном виде спорта всегда служит для тренеров и спортсменов своеобразным образцом, по которому необходимо сверять свои собственные
действия. Насколько образец рационален, обоснован теоретически и практически, во многом, зависит процесс обучения [3,6].
В основе единой классификации техники борьбы, по Ю.А. Шулике, лежит распределение техники по пространственным, динамическим и анатомическим признакам, учитывается направление проведения приема и соподчинение ведущих и отличительных элементов выполнения технического действия атакующим [6].
Анализ структуры бросков с помощью вертикальной видеосъемки показал, что основные структуры бросков в проекции на горизонтальную плоскость имеют траектории в четырех направлениях по диагонали к фронтальной и сагиттальной плоскостям, условно проходящим через систему борющейся пары (рис. 1).
Рис. 1. Технико-тактическая разнонаправленность бросков при одноименной стойке
Таким образом, по биомеханической структуре, броски в соревновательной схватке можно выполнить в четырех типовых вариантах и четырех диагональных направлениях [3,6,7].
Первое направление - броски противника назад перед собой - основное движение атакующего это наклон - броски типа «наклоняясь».
Второе направление - броски противника вперед перед собой, с предварительным поворотом к нему спиной или боком - основное движение атакующего - это отворачивание от противника - броски типа «отворачиваясь».
Третье направление - броски противника вперед за себя - основное движение атакующего
- прогиб - броски типа «прогибаясь».
Четвертое направление - броски противника назад, за себя, с предварительным поворотом в сторону противоположную броску - основное движение атакующего это заход за противника и его опрокидывание за себя спиной к ковру - броски типа «запрокидываясь».
Признаки и условные наименования каждого типа бросков содержат в себе глобальные ориентиры техники их выполнения.
Соблюдая их, борец обеспечивает себе «черновое» выполнение всех бросков, принадлежащих к данному типу движений.
Классификация технических действий по биомеханическим признакам основана на терминологии, создающей у занимающихся представление об изучаемом движении и формировании у них двигательной установки.
Предложенные авторами классификация и терминология техники спортивной борьбы позволяют формировать у тренера и юных спортсменов несколько иное представление о том, на что, в первую очередь, надо обращать внимание при изучении приемов и, что надо отрабатывать до высшей степени автоматизма [3,6].
Обучение броскам в спортивном рукопашном бое должно основываться на классификации бросков по биомеханическим признакам с предварительным освоением базовых движений.
При рассмотрении вопроса о распределении учебного материла во времени необходимо определиться в оценке бросков по признакам сложности и трудности.
Данные, проведенных И.А. Бушиным (2005) лабораторных экспериментов на предмет первичности изучения приемов с позиции трудности, свидетельствуют, что частота сердечных сокращений при бросках с собственным падением статистически достоверно ниже частоты при бросках без собственного падения, а ЧСС при одноопорных бросках без собственного падения (броски с воздействием на ноги ногами, т.е. с опорой на одной ноге в момент лишения противника опоры выведением его из равновесия или за счет его вертикального отрыва от опоры) - выше, чем ЧСС двухопорных бросков [1].
Если грудная моторика и движения руками являются вполне естественными для человека, что не вызывает особых трудностей при организации обучения движениям в связи с периодами созревания сенсомоторных способностей [4], то сложная, отличная от локомоций, деятельность ногами вызывает определенные затруднения в усвоении.
Поэтому в первую очередь следует обратить особое внимание на распределение во времени изучение бросков по принципу от простого к сложному, от легкого к трудному [2].
Что касается сваливаний из дальнего захвата с использованием движений ног, то можно сказать, что эти броски выполняются не за счет грудной моторики, и по координации выполнения являются более сложными.
Начинать изучение следует с базовых бросков на уровне грудной моторики - это броски с собственным падением из ближних захватов (рис. 2).
После их освоения следует переходить к броскам из дальних захватов.
НАКЛОНЯЯСЬ ОТВОРАЧИВАЯСЬ
ЗАЦЕПОМ СНАРУЖИ ЧЕРЕЗ БЕДРО
Рис. 2. Четырехнаправленный арсенал бросков с падением из ближних захватов при одноименной стойке
Затем, по нарастанию кондиционной (функциональной) трудности и координационной сложности, идет изучение сваливаний из дальних захватов (рис.3).
Рис. 3. Четырехнаправленный арсенал сваливаний из дальних захватов
при одноименной стойке
После их освоения следует переходить к двухопорным броскам из дальних захватов (рис.4).
Рис. 4. Четырехнаправленный арсенал двухопорных бросков из дальних захватов при одноименной стойке
Далее следует осваивать одноопорные броски из дальних захватов (рис. 5).
НАООНЯЯС Ь ЗАД НИМ ОТБОРА ЧИВЛЯС Ъ
ОТХ В АТОМ ПОДХВАТОМ И311У ТРИ
Рис. 5. Четырехнаправленный арсенал одноопорных бросков из дальних захватов при одноименной стойке
Таким образом, в спортивном рукопашном бое, необходимо учитывать приведенные данные при обучении разделу бросков, по принципу от простого к сложному, в следующей последовательности:
■ двухопорные броски с собственным падением из ближнего захвата;
■ сваливания с собственным падением из дальнего захвата;
■ двухопорные броски без собственного падения из дальнего захвата;
■ одноопорные броски без собственного падения из дальнего захвата.
Литература:
1. Бушин, И. А. Формирование техники приемов борьбы у бойцов «спортивного рукопашного боя» на этапе начальной подготовки: дисс. ... канд. пед. наук / И. А. Бушанин. - Краснодар, 2005. - 186 с.
2. Зубайраев, С.Л. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо подростков 14-15 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук / С.Л. Зубайраев. - М., 1967. - 20 с.
3. Кузнецов, А. С. Организация многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе / А. С. Кузнецов. - Набережные Челны: Издательство КамПИ, 2002. - 325 с.
4. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 11. - С. 20-25.
5. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ИФК / Л.П.Матвеев. - М.: ФИС, 1977. - 280 с.
6. Шулика, Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе: автореферат дисс. ... докт. пед. наук / Ю.А. Шулика. - Краснодар, 1993. - 32 с.
7. Шулика, Ю. А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю. А.Шулика. - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. - 224 с. Glossary:
1. Bushin, I.A. The formation of technics of receptions of wrestling at fighters of «sports hand-to-hand fight» at a stage of initial preparation / I.A Bushin. - Krasnodar, 2005. - 186 p.
2. Zubayraev, S.L. Research of volume and expedient sequence of training to technics of sambo-wrestling of teenagers of 14-15 years / S.L. Zubayraev. - M., 1967. - 20 p.
3. Kuznetsov, A.S. The organization's of long-term technical-tactical preparation in the Greco-Roman wrestling / A.S. Kuznetsov. - Naberezhnye Chelny, 2002. - 325 p.
4. Lyah, V.I. ^re of law of interrelations of the parameters describing coordination abilities of children and youth: attempt of the analysis in a view of N.A.Bernstein's concept / V.I. Lyah // the Theory and practice of physical training. -1996. - № 11. - P. 20-25.
5. Matveev, L.P. The bases of sports training. The manual for Institutes of physical culture / L.P. Matveev. - M., 1977. - 280 p.
6. Shulika, J.A. The long-term technical-tactical preparation in wrestling: the Dissertation of the doctor of pedagogical sciences / J.A. Shulika. - Krasnodar, 1993. - 452 p.
7. Shulika, J.A. The fighting of sambo-wrestling and applied single combats / J.A. Shulika. - Rostov n/Don: the Phoenix, 2004. - 224 p.