УДК 07.00.09
ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СЛУЖБЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АРХИВА
Е. Ю. Шаповал
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Поступила в редакцию 14 октября 2009 г.
Аннотация: одну из тенденций в современной науке можно обозначить как междисциплинарный синтез. Научно-исследовательская работа архивов, традиционно построенная на методологической основе исторической науки, в настоящее время значительно обогатилась, преимущественно за счет широкого арсенала информационных дисциплин.
Ключевые слова: методы информационных наук, региональные архивы, исследовательская деятельность.
Abstract: interdisciplinary synthesis is one of the major trends in modern science. Research work of the archives was traditionally based on the methodology of history. Today archives also benefit from information sciences. Key words: methods of the information sciences, regional archives, research work.
Одним из факторов, влияющих сегодня на развитие общества, следует считать информационные технологии. Глобальные вопросы информатизации касаются и архивной сферы. Для ликвидации этих проблем наличие определенной общей политики имеет большое значение, но не менее важно понимание частных вопросов, методов и подходов в их решении.
Изучение работ видных представителей данного направления показывает, что в понимании методов организации исследования и познания на основе информационных технологий пока нет четких рамок*, что между тем не противоречит методам, объективно вошедшим сегодня в науку и архивную практику: сканирование; графическое представление / картография; Интернет; программирование; мультимедиа; статистические методы; моделирование; СУБД.
На региональном срезе ситуация выглядит особенно противоречиво, в архивах - разные уровни материально-технического и кадрового обеспечения. В данной статье примером довольно успешного опыта информатизации деятельности выступает Госу -дарственный архив Читинский области. В свете этого группа информационных методов исторической науки через призму рассматриваемого архива преломляется следующим образом.
* В трудах Л. И. Бородкина, И. А. Аникеева, В. Н. Сидор-цова, а также многочисленных публикациях сторонников исторической информатики (в том числе членов международной ассоциации «История и компьютер»), достижения науки в обновлении исследовательского инструментария ученых подтверждаются конкретными примерами.
© Шаповал Е. Ю., 2010
Метод сканирования по сути имеет двойственную природу: с одной стороны, введение данных в компьютер с «бумажных» носителей осуществляется с помощью специального технического устройства (сканера), качественно преобразуя исторические источники и тем самым отражая одну из приоритетных задач деятельности архивистов - обеспечение сохранности документов, содержащих ретроспективную информацию.
Данный метод нашел свое выражение в архиве в качестве замены традиционных способов и средств специальной обработки данных на способы современного копирования (воспроизведения), с переводом бумажных документов в электронную форму (возможным последующим хранением в виде ЭД), а также с переводом документов (разрушенных, с плохим состоянием бумаги и текста) на новый бумажный носитель (по схеме сканирование - принтерная печать).
В частности, администрацией Государственного архива Читинской области в 1998 г. была разработана «Программа по обеспечению сохранности, повышению уровня безопасности документов, находящихся на хранении в Государственном архиве Читинской области до 2002 года» [1]. Составной частью программы стал проект по созданию фонда пользования документов дореволюционного периода методом электронного копирования с последующим хранением копий на лазерных дисках.
Разработка проекта была обусловлена резко возросшим интересом к документам дореволюционного периода. Выбор метода копирования документов определялся, прежде всего, на основе анализов физического состояния и периодичности использования документов, их лингвистическими и графическими
особенностями, особенностями формирования и плохим физическим состоянием дел.
По состоянию на январь 2001 г. в Государственном архиве Читинской области числится 118 254 дела дореволюционного периода за 1680-1920 гг. по 279 фондам. Из них 32 790 дел по 39 фондам, что составляет 38 % от общего количества, имеют разную степень повреждения. В 2006 г. отделом внедрения ААТ архива сканировано и распознано 6808 листов постановлений администрации Читинской области по 55 делам фонда Р-2663, затем данные были введены в БД «Банк правовых актов. Решения местных органов власти».
Недостаточная активность развертывания работ по оцифровке архивных документов в ГАЧО связана с трудностями технического плана (устаревший технический парк). Однако главное требование, выдвигаемое изменившейся информационной средой архива, не в том, чтобы найти средства для оцифровки, а в том, чтобы максимально использовать основное преимущество многократного и многофункционального использования цифровой информации, удовлетворяя возросшие потребности пользователей.
Исходя из указанных соображений, в 2006 г. архив заключил письменный договор об обмене правовой электронной информацией с фирмой «Консина», которой архивисты передали сканированные тексты документов постановлений администрации Читинской области за 1991-1994 гг. Взамен «Консина» передала архиву сканированные и распознанные изображения делопроизводственной документации администрации области за 1995 г. (1706 листов) и сканированные изображения текстов решений городской Думы за 1995-1998 гг., впоследствии также обработанные и введенные в БД «Банк правовых актов. Решения местных органов власти» в 2007 г.
Пользователи, работающие в читальном зале ГАЧО, получают разрешение снимать электронные копии с документов при помощи цифровых фотоаппаратов и камер при условии, что делают копии отснятой информации для архива. В 2006 г. от пользователей архив получил электронные копии документов по теме «Цветная металлургия Сибири ХУІІ-ХХ вв.» и электронный каталог «Каторга и ссылка. Список политических преступников, приговоренных к каторжным работам и ссылке в Восточную Сибирь после 1860 г.», содержащие архивные ссылки на документы и сведения о 715 ссыльных поляках и хранящиеся в таких архивах, как ГАРФ, ГАИО, ОР ГПБ.
Сравнительный анализ различных методов создания страхового фонда и фонда пользования, проведенный специалистами архива, показал следующее:
- при отсутствии современного технологического оборудования, сложностях с получением отечественной и импортной пленки и расходных материалов
микрофильмирование (микрофиширование) требует больших финансовых затрат;
- отсутствие нормативных условий производства и хранения микрофильмов крайне отрицательно сказывается на качестве копий;
- отсутствие современных устройств просмотра микрофильмов делает работу с ними весьма затруднительной;
- микрофильмы не передают важную в определенных случаях информацию (например, цветовую гамму).
Технология сканирования в данном случае оригиналов с последующей записью информации на компакт-диски (диски одноразовой записи и многократного воспроизведения) более рациональна и оправдана. Отметим, что идея не нова и в отечественных и зарубежных технологиях создания электронных архивов и полнотекстовых информационно-поисковых баз данных при помощи сканера рассматривается как неотъемлемая часть.
В техническом отношении для реализации данного метода требуется обычное офисное оборудование (компьютер, планшетный сканер, СБ-Я-устрой-ство для записи дисков) и программное обеспечение (стандартные системные программы, программы обслуживания периферийных устройств, графические редакторы).
Другой особенностью метода является то, что при работе в специализированном программном обеспечении (например, СУБД «Архивный фонд») при определенном запросе текст прочитывается программой на предмет поиска заданного пользователем слова или словосочетания (контекстный поиск).
Сканирование (контекстный поиск) составляет ядро методов, используемых системами полнотекстового поиска. В них также используются другие методы, ориентированные не на информационный поиск, а на организацию текстового материала в виде электронных таблиц. Сюда относится гипертекст, в разряд функций которого часто относят возможность установления связей между текстовыми документами и сопутствующей информацией и ряд других методов [2, с. 26].
Такие методы образуют комплекс технических решений на основе программного обеспечения, связанного с обслуживанием и целенаправленным извлечением текстовой информации.
Информацию графического характера в историкоархивной среде составляют изобразительные источники, фотодокументы, географические карты и др. Сюда же следует отнести и такой метод, как картографирование. Архивные источники, как уже упоминалось, содержат различную визуально представленную информацию, что после перевода их в цифровую форму меняет и их статус.
В результате электронные образы, к примеру географических карт, приобретают самостоятельную ценность: 1) их использование предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов (ценных или редких), сокращая количество выдач пользователям или совсем выводя оригиналы из обращения, и позволяет хранить страховые массивы документов на случай утраты оригиналов; 2) пользоваться электронными копиями карт для работы часто удобнее, чем оригиналом; 3) оцифрованные изображения поддаются дальнейшей обработке и могут служить основой для исторического картографирования* или создания геоинформационных систем**.
Из опыта преобразования визуальной информации отметим, что в Государственном архиве Читинской области постепенно создается электронная коллекция картографических произведений (карты, планы, чертежи). Коллекция пока очень невелика -всего 30 электронных изображений. Начало создания коллекции было положено директором ГАЧО, заключившим договор с Главным архитектором г. Читы о предоставлении архиву копий сканированных старых архивных карт (работа проводилась с целью представления их копий на выставке). При этом отделом внедрения автоматизированных технологий Госархи-ва были описаны эти копии и в дальнейшем часть карт была отсканирована Забайкальским аэрогеодезическим предприятием.
В Госархиве также были подготовлены электронные копии нескольких картографических материалов: в качестве демонстрации на международной конференции «Мир буддизма» и ряда выставок, проводимых муниципальными музеями. Для архивистов это была трудоемкая работа, поскольку оригиналы имели большой формат, а широкоформатного протяжного сканера в архиве нет, карты сканировались в несколько приемов, а затем фрагменты сшивались в единый растр.
Информация, выраженная таким образом, оказалась востребованной в научных кругах, историки часто сравнивают карты Читинской области, Забайкальской области и Нерчинского горного округа или планы г. Читы за разное время с разным уровнем детализирования, степенью точности и тщательно отбирают нужную им информацию, дополняя ее сведениями из других источников (переписи, метрические книги, фотографии, обзоры).
В целях популяризации электронных копий документов Госархива и возможного последующего
* Отрасль тематической картографии, занимающаяся отражением на современных картах различных исторических процессов.
** Географическая информационная система (geographical information system) - система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных.
размещения в сети Интернет отделом ААТ также было выполнено:
- для Краеведческого музея г. Петровск-Забай-кальского создана электронная копия карты Петровского завода; для музея Забайкальской железной дороги - план направления линии;
- для выставки о купцах Шумовых - копии документов в количестве 620 листов по 28 делам;
- по запросам пользователей и комитетов администрации области сканировано 113 листов документов, содержащихся в 31 деле;
- составлены электронные каталоги сканированных карт и плакатов времен ВОВ.
Опытная работа, проведенная архивистами, показала, что:
- графические образы документов, записанные на CD-R, значительно превосходят по качеству фотографические изображения тех же документов, выполненные на микрофишах, и их ксерокопии,
- в процессе обработки сканированного изображения можно значительно улучшить качество угасающего текста, выровнять обломанные края листа, закрыть пробелы, образующиеся в распадающейся основе документов.
Таким образом, электронные коллекции графических источников на данный момент создаются в архиве в процессе информационного обеспечения областных, муниципальных проектов (выставок, конференций, юбилейных изданий). Эти материалы наиболее востребованы и широким кругом исследователей, чьи интересы находятся в области пространственной информации о хозяйственной и социальной деятельности человека, в том числе потому, что содержат информацию о наиболее динамичных элементах - изменениях административных границ, возникновении и исчезновении населенных пунктов.
Многочисленные публикации последних лет показывают, что наиболее обсуждаемыми темами продолжают оставаться теоретические и прикладные проблемы построения и информационного наполнения, специализированных web-сайтов, способы представления исторических источников в сети, соблюдение авторских прав в сетевом пространстве, источниковедческое описание Интернет-ресурсов и выработка адекватных методов их исследования, а также хранения и использования в долгосрочной перспективе.
Работа ГАЧО в сети Интернет началась в августе 2000 г. с создания web-страницы [3], в которую помимо основных общих сведений, включающих название архива, его адрес, часы работы, контактные телефоны, добавлены историческая справка, краткие характеристики фондов, научные статьи. Отдельная часть, которая периодически должна обновляться, отведена для тематических перечней документов,
созданных по инициативе ГАЧО. Однако архивистам предстоит еще большая работа по популяризации и продвижению страницы в глобальной сети. По мере надобности архивистами осуществляется поиск полезной информации для участия в конференциях.
В то же время с первыми шагами в новом для архива направлении создавалось соответствующее программное обеспечение. Элементарное исследование на основе приемов и средств информационных технологий опирается на основные типы ПО: текстовые редакторы, электронные таблицы, статистические пакеты, системы управления базами данных и графические редакторы.
СУБД - комплексное понятие, связанное с задачами не просто хранения, но и информационного поиска в огромных массивах данных, содержащих сведения о сложных, многомерных объектах реального мира. Главная роль СУБД состоит в обеспечении пользователя необходимыми инструментальными средствами описания данных и средствами манипулирования данными как на логическом, так и на физическом уровнях, а также в защите данных и их целостности.
Объем машиночитаемых данных становится настолько большим и разнообразным, что требуются процедуры согласования. В целях обеспечения востребованности ресурсов перед архивистами встала задача их каталогизации и документирования.
Роль базовой учетной информационной системы в архиве в реалиях сегодняшнего дня выполняет ПК «Архивный фонд» [4].
Программой предусмотрено автоматическое формирование паспорта архива, перечней документов и описей, исходного текста путеводителей по фондам архивов. Информационной системе тем самым отводится основная, а не вспомогательная роль в ведении учетных документов.
ИС «АФ» имеет много достоинств, что делает ее привлекательной и эффективной. Она не требует вложения материальных средств на ее разработку и имеет определенные гарантии качества; работает как в сетевом, так и в автономном режиме; имеет подробные и доступные для простого пользователя инструкции; является комплексной (выступает частью отраслевой ИС «Фондовый каталог», т.е. обеспечивает автоматическую выдачу отчетов именно в том объеме и в той форме, которые требуют контролирующие органы).
К решению задачи архив приступил в 1997 г., располагая при этом малыми техническими ресурсами. При сопоставлении целей и технических возможностей принимались решения о создании автономных баз данных на партийные фонды, которые имеют ряд особенностей в фондировании и описании. Чтобы решить эту конкретизированную практическую задачу, архи-
вистам предстояло: быстро ввести начальные данные (заполнить основные поля); осуществлять текущий контроль за вводом данных; найти способы получения отчетов, не предусмотренных программой.
В ходе работы оказалось, что программа работает с недостаточной степенью комфортности и имеет недостатки: используется устаревшая программная платформа (FoxPro версии 2.6); отсутствует скоростной механизм доступа к данным (переход от текущего фонда к его описям, переход от блока (экрана) к блоку информации по текущему фонду или текущей описи и т. д.); нет универсального инструмента для выборки и сортировки данных с представлением результатов в форме, определяемой пользователем (система «Фильтров» сложна и не работает в процессе начального ввода данных; система визуализации не позволяет видеть сразу все поля, а без этого трудно осуществлять контроль за вводом информации) и т. п.
Для устранения перечисленных недостатков читинскими архивистами была использована следующая методика: работа с таблицами базы данных «Архивный фонд» с помощью программного средства «Access» из комплекса «Microsoft Office». Таблицы подключались в режиме связывания, вместе со своими индексными файлами.
На базе ПК «Архивный фонд» архивистами был создан «Краткий справочник по партийным фондам» и ведется работа по созданию «путеводителя по фондам КПСС». Поскольку учет - слишком ответственная функция, в архиве он осуществляется параллельно как в традиционном, так и в автоматизированном виде.
Информатизация функции учета учреждений -источников комплектования в ГАЧО осуществлялась следующим образом. В 1998 г. на базе Access была разработана и внедрена программа «Контроль за работой ведомственных архивов». Программа предназначалась для автоматизации функции учета работы с учреждениями в государственном архиве. Для функционирования программы использовался компьютер ПВЭМ DX-386-33 MHZ /4 Mb/ HDD 120 Mb, который один и был в наличии. В 1999 г. БД была создана и предоставляла возможность получения в автоматическом режиме списков организаций, не упорядочивших документы в установленный срок и хранящих документы сверх установленного срока.
Программа имела некоторые недостатки: была слишком узкой и не охватывала всю технологическую цепочку, кроме того, ее программная часть не была отделена от информационной.
Вместе с тем работа по созданию БД «Контроль за работой ведомственных архивов» отнюдь не была бесполезной. Во-первых, часть данных из БД «Контроль за работой ведомственных архивов» была конвертирована в БД «Картотека о месте хранения
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 20і0. № і
25. Заказ 582
документов по личному составу», а часть данных - в БД <^е^ агЬ 97», во-вторых, сотрудники отдела ведомственных архивов обучились работе на компьютере и получили первые навыки работы с БД.
В 2000 г. с приобретением нового компьютера Репйиш III на базе Лссе88-97 был практически заново создан ПК <^е^ агЬ 97», позволяющий вести контроль за работой ведомственных архивов и организацией документов в делопроизводстве организаций. За 2000 г. в БД введены данные по всем 210 организациям, из которых 206 являются источниками ком -плектования ГАЧО (всего 1.5 Мб информации). БД «^^_агЬ 97» позволила получить отчетные статистические формы, список организаций - источников комплектования ГАЧО в автоматическом режиме, улучшить учет документов ведомственных архивов, помогла руководству архива получить полную информацию для анализа работы отдела и выработки конкретных решений по улучшению учета ведомственного хранения документов.
С 2001 г. ПК <^е^ агЬ 97» постепенно начинает внедряться в ведомственных архивах с целью создания БД на подведомственную сеть и улучшения качества учета документов, создающихся в этих учреждениях.
Работа по созданию БД (электронных картотек) в ГАЧО периодически велась с 1992 г. преимущественно по исполнению социально-правовых и тематических запросов:
1. БД «Почта» - информационно-аналитическая система, созданная для регистрации запросов и контроля за их исполнением. БД позволяет получить в автоматическом режиме следующие отчеты: статистика запросов по темам в заданный интервал времени и по исполнителям, статистика по характеру ответов в заданный интервал времени, сведения о просроченных запросах и запросах, находящихся в работе по исполнителям.
Ввод данных в БД осуществляет архивист второй категории отдела справок. Контроль за полнотой и качеством ввода данных осуществляется по таблицам. Ежегодно вводится около 1.5 Мб информации. БД «Почта» постоянно используется сотрудниками отдела справок для быстрого поиска информации.
2. БД «Картотека о месте хранения документов по личному составу» создается с целью отслеживания места хранения документов по личному составу для быстрой переотправки запроса по месту хранения документов. В БД заносятся данные об организациях, в которых идет процесс ликвидации или реорганизации, об их правопреемниках, дате передачи документов по личному составу, виды и хронологические рамки переданных документов.
В 1999 г. в БД заполнены карточки на 629 организаций. В 2000 г. ввод данных не осуществлялся
из-за отсутствия бюджета времени на данный вид работ в отделе справок. Эта БД - недостаточно полная, в ней пока отсутствуют некоторые адреса и телефоны организаций правопреемников. Поэтому сотрудники отдела справок пользуются ею лишь от случая к случаю, предпочитая личные записи.
3. БД «Персоналии» - информационно-поисковая система. Начала создаваться в 1998 г. с целью быстрого поиска информации персонального характера, как для работников архива, так и для исследователей. Ввод данных производился старшим научным сотрудником отдела использования. С 1999 г. ввод данных не осуществлялся. В 2001 г. БД значительно была дополнена за счет персоналий ко II тому «Энциклопедии Забайкалья». Существенным недостатком работы над созданием БД «Персоналии» является отсутствие стратегического плана.
4. БД «Систематический каталог» - классическая информационная система, разработанная ИЦ администрации области в 1991 г. на FoxPro под DOS. Она представляет собой автоматизированный систематический каталог, полностью копирующий бумажную технологию.
В 1992 г. в БД вводилась информация о раскулаченных, однако уже в следующем году эта деятельность была приостановлена. В 1997 г. возобновлять работу по введению данных стало нецелесообразно. За потерянное время из-за недоступности компьютера сотрудники отдела справок создали традиционную картотеку по раскулаченным на бумажных карточках. БД используется сотрудниками стола справок по мере поступления профильных запросов.
Информационные технологии при составлении, усовершенствовании и переработке описей в читинском архиве пока не используются, за исключением того, что описи вводятся в компьютер с помощью текстового редактора Microsoft Word. Это создает определенные удобства для их правки, быстроты ввода (при необходимости - частями, сразу на нескольких компьютерах и т. п.), систематизации заголовков, а в больших описях - и унификации.
С помощью ПК «Архивный фонд» был сформирован исходный текст «Краткого справочника по партийным фондам», который не прошел экспертизу в Росархиве и остался в электронном варианте. Вместе с тем справочник активно используется работниками архива как исходный материал при подготовке «Путеводителя по фондам КПСС» и в роли пособия, помогающего определять фонды для работы. Справочник доступен для всех, но из-за отсутствия локальной сети просматривать его можно только на компьютерах в отделе информатизации, которые расположены в обоих корпусах ГАЧО.
Следует отметить, что данный метод сопряжен с использованием статистических методов, а также
метода моделирования. Изучая статистические совокупности документов, исследователь стремится расширить свои выводы, и в этом случае оправдан математико-статистический подход. Для этого, как правило, используются пакеты широко доступных прикладных статистических программ (в том числе «Архивный фонд», «Фондовый каталог»). В деятельности архива этот метод позволяет автоматизировать организационно-управленческие работы (обеспечение планирования и отчетности, регистрация входящей и исходящей документации и т. д.).
Неоспорим тот факт, что концептуальное моделирование сегодня является обязательной частью проектирования баз данных. Одним из наиболее эффективных инструментов для архивной практики является построение логико-семантических информационных моделей фондов [5, с. 138-145].
Следует выделить два уровня информационного моделирования архивного фонда. Первый - научносправочный аппарат - отражает состав и структуру информационной среды архива (т.е. фондов). В свою очередь информационное поле архивного фонда есть совокупность тематических, хронологических, персональных, географических и иных разрезов фонда, которые обычно получают отражение в указателях и каталогах традиционного научно-справочного аппарата.
Одновременно информационное поле фонда - это его предметная область, совокупность выделяемых информационных объектов (тем, дат, персоналий, географических объектов и т.п.), которые могут быть объединены между собою определенными логикосемантическими информационными отношениями в поисковую модель предметной области архивного фонда. Создание подобной модели есть второй уровень моделирования архивного фонда.
Попытка создания архивистами ГАЧО «Краткого справочника по партийным фондам», к сожалению, не прошедшего экспертизу и существующего сегодня в электронном виде для внутриархивного пользования, как раз и отражает результат эвристического подхода к логико-семантическому моделированию предметной области.
Отметим, что НСА, развивающийся в новой среде, есть средство адаптации архива к информацион-
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ
Шаповал Е. Ю., аспирант отдела истории, этнологии и социологии
E-mail: [email protected]
Тел.: 8-908-595-99-25
ным запросам пользователей, и информационная составляющая может развиваться, в то время как учетная сохраняет стабильность. Ввод новых данных и сведений в аннотацию или историческую справку, уточнение названий дел могут существенно повысить качество информационного поиска и никак не повлияют на архивный учет, поскольку все архивные номера и шифры останутся прежними.
Как вариант обоснования методологической основы подобной практики следует определить позицию одного из крупнейших специалистов в рассматриваемой области Л. И. Бородкина, считающего, что исследование в рамках современных технологий предполагает информационное построение в условиях технических решений БД [2, с. 43]. По нашему мнению, данный подход более объективен, поскольку по сути сегодня иерархично выстроенная БД может нести в себе все перечисленные методы преобразования и использования исторической информации.
Таким образом, разброс мнений подтверждает, что исследования в реалиях информационных технологий, эмпирическая сущность новых методов и результатов их применения окончательно не сложились, нет устоявшихся форм, что сдерживает возможность применения важного комплекса инструментов исторического исследования в научной практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Паспорт Государственного архива Читинской области на 01.01. 2004 г. Анализ работы архива. Информатизация 1996-2003 гг. // ГАЧО. Отчеты отдела автоматизированных архивных технологий (ААТ) за разные годы.
2. Бородкин Л. И. Историческая информатика / Л. И. Бородкин. - М., 1996.
3. Официальный сайт Государственного архива Читинской области (www.gachochit.narod.ru).
4. Паспорт Государственного архива Читинской области на 01.01. 2007 г. // ГАЧО. Отчет о работе отдела внедрения автоматизированных архивных технологий.
5. Грум-Гржимайло Ю. В. Виртуальный архив как перспективная система поддержки и сопровождения исторических исследований / Ю. В. Грум-Гржимайло, М. Н. Поляков // Отечественная история. - М., 2008.
Institute of mongolovedenie, buddology and tibetology SD RAS, Ulan-Ude
Shapoval E. Y., Post-graduate Student Department of History, Ethnology and Sociology
E-mail: [email protected]
Tel.: 8-908-595-99-25
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2010. № 1
25*