ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 2. 2008. Вып. 4. Ч. I
А. К. Шагинян
ПОСЛЕДНЕЕ ВОССТАНИЕ В АРАБСКОЙ ПРОВИНЦИИ АРМИНИЙА (850-855 гг.)
Первая половина IX в. в истории провинции Арминийа, которая с 701 г. объединяла все армянские и южно-кавказские (картлийские и албанские) владения Арабского халифата, стала периодом сравнительно мирного развития. Ситуация, однако, резко меняется к середине столетия.
В настоящей статье на основании раннесредневековых арабо-мусульманских, армяноязычных и грузинских источников подробно рассматривается история последнего и крупнейшего антиарабского движения в Арминийи.
По сообщению арабоязычного перса (из Хорасана) ал-Йа'куби (ум. в 897 г.), в 235 г. (849/50 г.) «дела в Арминийи ухудшились...»: каждый из местных батриков (князей) захватил власть в своей области. В связи с этим халиф ал-Мутаваккил (847-861) отправляет туда правителем Абу Са'ида Мухаммада ибн Йусуфа1.
Армянские источники приписывают ему ужесточение налоговой политики. Подробный рассказ о деятельности этого правителя сохранился у армянского историка Товмы Арцруни (конец IX в.). Когда Апусэт (Абу Са'ид) с большой армией приблизился к границам Армении, (первенствующий князь) Багарат Багратуни (826-851) отправил ему навстречу одного из своих вельмож «с золотом, серебром и драгоценными одеяниями», который не советовал ему вступать в пределы провинции. Последовав этой рекомендации, он вернулся в столицу (Самарру), оставив вместо себя владетеля Арзана (области) Агдзник, агарийца Мусэ, сына Зорахайа (араба Мусу ибн Зурару)2.
В Армению халифом был отправлен еще один эмир по имени (ал-')Ала Цовапи (ас-Сафави), который вторгся в южные округа области Васпуракан со стороны соседней (провинции) Атрпатакан (Адзарбайджан) и начал жестоко грабить местных жителей. Тогда ишхан (князь) Васпуракана Ашот Арцруни обратился к нему с посланием: «Теперь ты должен встать и идти в один из армянских городов, как подобает владыке, а мы отправим тебе положенные налоги и подати. и ты (прекрати — А. Ш.) беспощадно захватывать и разрушать мою страну». Игнорируя это обращение, (ал-')Ала дошел до села Арчуч, где его настиг Ашот и нанес ему поражение. Как продолжает свой рассказ Товма Арцруни, васпураканский ишхан со своей армией и вместе с ним отряды 16 князей из рода Арцруни двинулись к городу Муш (центр округа Тарон, область Туруберан) по призыву Багарата Багратуни. Сюда же прибыли отряды армянских нахараров (феодалов): Торника Багратуни (1 отряд); Шапуха Аматуни (9 отрядов); Григора Гнуни (7 отрядов); Артавазда Ынтруни (8 отрядов) и еще отряды 14 других мелких родов. Встав во главе объединенной армии3, первенствующий князь под Мушом нанес сокрушительный удар Мусэ, сыну Зорахайу (Мусе ибн Зураре). Его разгромленные войска нашли убежище в крепости Багеш. И только благодаря сестре Багарата, которая была супругой Мусэ (Мусы), некоторые из них спаслись. Мусэ (Муса) же сбежал в столицу (Самарру)4. По мнению В. Варданяна, эту большую победу армян нельзя приписать одному только
© А. К. Шагинян, 2008
Багарату; ее следует считать результатом военного сотрудничества между Багратидами Тарона и Арцрунидами Васпуракана5.
Таким образом, мы констатируем факт начала последнего и самого мощного восстания в Арминийи против власти правящей в халифате династии ' Аббасидов (750-1258). Началом восстания мы считаем вооруженное выступление Ашота Арцруни против ал-'Алы ас-Савафи в селе Арчуч, а также большую победу Багарата Багратуни над Мусой ибн Зура-рой под Мушом. Следует отметить, что в современной научной историографии началом последнего антиарабского восстания в Арминийи определяется 850 год. Более конкретно его можно датировать концом этого года.
Одной из причин восстания арабоязычный историк из Египта ал-Баладзури (ум. в 892 г.) считает осквернение ал-'Алой ас-Савафи монастыря Дайр ал-Акдах в (округе) ас-Сисаджан (Сисакан (область Сюник)). «Этим он, — по словам историка, — вызвал крайнее возмущение и возбуждение среди батриков (Арминийи — А. Ш), и они начали переписываться между собой и побуждать друг друга к восстанию и неповиновению»6.
Однако анализ сведений источников показывает, что основной причиной восстания стало ужесточение налоговой политики халифата. Позволим себе предположить, что официальные власти специально нагнетали социальную напряженность в Арминийи с расчетом на то, что это в итоге приведет к вооруженному выступлению местного населения. В свою очередь, восстание позволило бы им начать карательные меры для пресечения центробежных тенденций в провинции и ликвидировать ту военно-политическую и экономическую самостоятельность, которую в результате ослабления халифата в первой половине IX в. приобрели местные христианские княжества и мусульманские эмираты7.
Победы армян вызвали панику не только среди арабского войска, но и мирного мусульманского населения южных районов Армении8, которое обратилось к халифу: «Тот, кто прекратил царские налоги, и тот, кто уничтожил твое войско — Ашот. Это он является причиной всех восстаний армян против твоего царства». В связи с этим царь (халиф) в 300 г. арм. эры (851/2 г.) отправил в Армению Йовсэпа, сына Апусэта (Йусуфа ибн Аби Са'ида), поскольку отец его — Апусэт (Абу Са'ид) к тому времени умер9.
Согласно арабоязычному персу (из Табаристана) ат-Табари (838-923), он был убит через год после своего прибытия в Арминийу — на седьмой день до окончания, т. е. 22 числа месяца шаввал 236 г.х. (29 апреля 851 г.). Его же сын — в месяце рамадан 237 г. х. (26 февраля — 26 марта 852 г.)10.
Таким образом, Абу Са'ид Мухаммад ибн Йусуф правил с 850 по 851 гг., а Йусуф ибн Аби Са'ид Мухаммад — с 851 по 852 гг. Такие варианты датировок не противоречат сведениям современника тех событий Товмы Арцруни. По его свидетельству, Йовсэп (Йусуф) со стороны Атрпатакана (Адзарбайджана) добрался до крепости Адамакерт в округе Ахбак и вызвал к себе ишхана Васпуракана. Тогда Ашот Арцруни обратился к нему с посланием: «И мы, увидев твою добрую заботу о (нашей — А. Ш.) стране и гарантию дружбы по отношению к нам, будем служить любезно и верно и очень старательно выполнять твои приказы». Правителю были отправлены также ценные подарки11. По определению В. Варданяна, между Ашотом и Йусуфом, таким образом, было достигнуто согласие12.
После этого Йусуф направился в область Туруберан, где остановился в городе Хлат округа Бзнуник (западное побережье оз. Ван). (Здесь располагалась резиденция Багарата Багратуни). Как заверяет Товма Арцруни, в Хлате амир (правитель) письменно обратился к Багарату, обещая ему власть в Армении. Он мотивировал это тем, что не сможет переносить суровые северные зимы. Поверив в обещания, Багарат со своей свитой и вельможами
прибыл к нему, но был схвачен и в железных оковах отправлен в Самарру13. Произошло это до наступления зимы 851-852 гг. Как увидим ниже, после этого Йусуф отправился зимовать в Муш.
Что же заставило первенствующего князя поверить Йусуфу и прибыть к нему? По мнению В. Варданяна, у армянских князей Васпуракана и Тарона была твердая уверенность в том, что Йусуф планирует установить с ними мирные отношения. Более того, Багарат как глава Армении должен был выступить с войском навстречу правителю (Арминийи) по первому же его требованию, что он и сделал14.
В таком случае получается, что Ашот также должен был прибыть к Йусуфу по его призыву, а не пытаться отделаться от него ценными подарками. Товма Арцруни мотивирует прибытие первенствующего князя обещанием правителя, что «страну Армения он доверяет ему, поскольку сам должен отправиться ко двору (халифа — А.Ш.)»15. Но неужели ишханац ишхан (князь князей) Багарат Багратуни должен был получить власть в Армении только сейчас? Нам кажется, что ответ на этот вопрос кроется в заметке ат-Табари: «...батрик ал-батарика (князь князей — А. Ш.) требовал (должность — А. Ш.) амила» всей Арминийи16.
Речь, очевидно, идет о должности верховного правителя Армении, Картли и Албании, которую, как мы установили в нашей специальной статье «Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в.», с 837 г. де-юре занимали первенствующие князья соседней Албании17.
Так что Багарата Багратуни погубили его большие амбиции. В сочинении армя-ноязычного историка из Албании Мовсэса Каганкатваци рассказывается, как некоторые армянские и албанские князья были отправлены в столицу халифата, где погибли мученической смертью, отказавшись отречься от христианства. Хотя в сочинении историка имена этих князей не сообщаются, предлагаемая им датировка (конец 300 г. арм. эры (начало 852 г.))18 позволяет считать, что речь идет о пленении Йусуфом Багарата и других князей.
Сам Йовсэп (Йусуф), по свидетельству Товмы Арцруни, отправился зимовать в Муш. Против него поднялись горцы из (округа) Хут. Они осадили Муш, а после его взятия убили марзбана (правителя), который спрятался под куполом церкви св. Спасителя19. Во главе повстанцев стоял некий Йовнан.
Роковое решение Йусуфа провести зиму в Муше было смелым шагом, которым он желал, как нам кажется, показать, кто после пленения Багарата Багратуни является полновластным хозяином столицы Тарона и всей области Туруберан.
Об этих событиях сохранились довольно подробные сведения и у мусульманских авторов. В единственной краткой заметке ал-Йа'куби читаем: «Назначил ал-Мутаваккил... Йусуфа правителем (Арминийи — А. Ш.)... Прибыв в страну, он начал переписываться с ее батриками. Некоторые ответили ему, а Бакрат ибн Ашут, получив охранную грамоту, выступил даже ему навстречу. Но он его (схватил и — А. Ш.) отправил к ал-Мутаваккилу... Затем с ним стал сражаться Йунан... который убил его, а страна пришла в расстройство»20.
Некоторые важные подробности выступления горцев мы обнаруживаем у арабского историка Ибн ал-Асира (1160-1233): «Как только наступила зима и выпал снег. жители Арминийи. явились к нему (Йусуфу — А.Ш.) в столицу Таруна и осадили его. Йусуф выступил из города и сразился с ними, но они убили его и всех, кто воевал с ним. Большинство их погибло от холода и у многих из них отвалились пальцы.. ,»21.
Подробное описание суровых погодных условий, а также месяц и год убийства Йусуфа (рамадан 237 г.х. (26 февраля — 26 марта 852 г.)) позволяют нам точно определить и время восстания горцев, и время сражения под Мушом. Мятеж и осада столицы Тарона начались ранней зимой 851 г. с первым снегом. Взятие города штурмом имело место после почти 3-месячной осады в самом конце (между 26 и 29) февраля 852 г. Дело в том, что такие невыносимые морозы, когда у людей «отваливаются пальцы», в Мушской долине в марте месяце можно считать большой редкостью22.
Ал-Баладзури утверждает, что победу горцам обеспечили «как батрики, так и все мятежники», которые оказали им военную помощь23. Этих «мятежников», как нам кажется, следует искать среди арабских мутагаллибов (сепаратистов) Арминийи24.
По словам ат-Табари, с Бакратом (Багаратом) заодно был его зять Муса ибн Зурара25. Мы знаем, что этот эмир всегда выступал против первенствующего князя Армении. Однако нам приходится принимать сведения ат-Табари на веру, т. к. они подтверждаются ал-Баладзури. По его словам, Муса был одним «... из тех, кто сочувствовал смерти Йусуфа и содействовал этому из-за симпатии к Бакрату»26.
Мы не исключаем участие в мятеже и других местных мусульманских эмиров. Хотя ат-Табари говорит о мутагаллибе Саваде ибн ' Абд ал-Хамиде ад-Джаххафи, который пытался предупредить Йусуфа о начале восстания горцев и рекомендовал ему покинуть территорию Арминийи27.
После убийства Йусуфа движение охватило почти все районы Арминийи. «Тогда царь, — как свидетельствует Товма Арцруни, — обнародовал послания и отправил быстрых гонцов во все стороны своего государства.». Когда со всех стран собралась огромная армия, царь (халиф) обратился к ее полководцам с призывами уничтожить мятежных армянских нахараров. При этом он дал им большие обещания: «... и сразу же вы заселитесь в их стране, которая в наследственное (владение — А. Ш.) будет передано вам и вашим сыновьям». И, как утверждает армянский летописец, между этими полководцами царь (халиф) заранее распределил их будущие владения в Армении28.
Итак, после священного месяца рамадан 237 г.х., т. е. в период между 27 марта и 22 июня 852 г. (этим последним днем завершился тот год) во главе огромной армии в Арминийу вступил тюрок Буга ал-Кабир аш-Шараби29. Первым делом он схватил Мусу ибн Зурару, которого обвинил в измене. Далее Буга совершил карательный поход на горные округа Санасунк и Хут. Ат-Табари насчитывает 30 тыс. убитых горцев30. Согласно армянскому католикосу Йовханнэсу Драсханакертци (898-929) и историку Асогику (начало XI в.), были задержаны здесь сыновья Багарата — Ашот и Давит31.
Товма Арцруни, который посвятил этому большому походу несколько глав своего исторического труда, рассказывает, как Буга прибыл в Хлат. Отсюда он отправил отряд во главе с Жираком (Зираком) в сторону округа Рштуник (южное побережье оз. Ван). Вторгаясь в Аррвениц дзор (область Мокк), а затем, направляясь в сторону столицы (Васпура-кана) Ван, этот отряд наводил опустошения и уничтожал все на своем пути. Сам же Буга из Хлата двинулся на север — в округ Апахуник (область Туруберан). Узнав об этом, Ашот Арцруни с некоторыми нахарарами заперся в крепости Нкан округа Торрнаван (область Васпуракан), которую сразу же осадили тачики (арабы)32. Армянские князья были готовы вступить в переговоры и сдать крепость, однако, между ними начались разногласия, и Ашот был вынужден сдаться в плен Буге33.
Мусульманские авторы подтверждают факт осады крепости (без названия) и пленения батрика ал-Бусфурраджана (ишхана Васпуракана) — Ашута ибн Хамзы (Ашота, сына
Амазаспа). Но они ошибочно пишут, что крепость находилась в округе ал-Бак (Ахбак)34. Согласно Товме Арцруни, за Ашота и других плененных нахараров заступился владетель Мокка — Смбат Багратуни. Ему удалось уговорить Бугу, чтобы он отпустил многих из них, за исключением васпураканского ишхана35.
Следует обратить внимание на очень интересный факт, о котором пишет не только Товма Арцруни. Армянский спарапет (глава войска) Смбат Багратуни, который после пленения первенствующего князя, брата его Багарата, оставался единоличным главой страны, выступает навстречу Буге. Он становится особой, приближенной к арабскому правителю, и пользуется его большим доверием и уважением. Не случайно анонимный автор «Истории ал-Баба и Ширвана» называет его правителем Арминийи (Армении)36.
Несмотря на то что Смбат участвовал в карательном походе Бугы, судя по скудным данным наших источников, мы полагаем, что он был вынужден так поступить и на самом деле пользовался любым удобным случаем, чтобы оказать поддержку местному христианскому населению. Например, когда Буга попытается из Картли вторгнуться в Аланию, к чему мы еще вернемся ниже, «. армянский эристав Абулабаз (Смбат Багратуни — А. Ш.)... — как утверждает неизвестный грузинский летописец XI в., — (тайно — А. Ш.) написал мтиулам не впускать [к себе Бугу]»37.
После пленения Ашота Арцруни во главе Васпуракана встал его брат Гурген, который продолжил борьбу. Буга отправил против него в округ Орсиранк (область Кор-чайк) 15-тысячный отряд отборных воинов. Здесь, по свидетельству Товмы Арцруни, собралось множество людей из соседних районов: округов Акэ, Андзевацик и Ахбак (область Васпуракан), Арна и Зарехаван (область Персоармения). Гурген расположился лагерем на берегу горного озера Ареанлич. После неудачных переговоров в долине реки Зав (Большой Заб) произошло сражение, в котором небольшие отряды повстанцев (по сообщению историка — 900 мужей) одержали победу. Оставив на поле битвы 1800 убитых, тачики (арабы) начали отступление в сторону Атрпатакана (Адзарбайд-жана), до границ которого армянское войско продолжало их преследовать38. Тогда Буга отправил против Гургена десятитысячный отряд во главе с Хетумом и одновременно — грамоту о гарантии его безопасности и признания его наследственной власти над Васпураканом. Гурген, не подозревая о коварстве Буги, прибыл в его лагерь, где был схвачен и отправлен в Самарру. Буга же, продолжая опустошать Васпуракан, (в конце 852 г.) вступил в пределы центральной области Айрарат и занял столицу Армении Двин,
39
где и решил зимовать .
С наступлением весны 853 г. Буга запланировал навести порядок и в других частях Арминийи. Сначала он направился на север, в Картли, дабы наказать тбилисского эмира, мутагаллиба Исхака ибн Исма'ила. «... Пришел сюда (Буга — А. Ш.) и осадил город Тбилиси, ибо не повиновался ему эмир Саак. Убил Саака, сокрушил Тбилиси, предал огню и разорил все окрестности его». Так описывается взятие Тбилиси в «Летописи Картли»40. Мусульманские авторы не скрывают количество заживо сгоревших жителей Тифлиса (Тбилиси) — 50 тыс.41 По свидетельству Товмы Арцруни, Бугу в его военной кампании продолжал сопровождать армянский спарапет Смбат42.
Согласно грузинским источникам, после взятия картлийской столицы против Бугы начал выступать царь соседней Абхазии Деметрэ II (818-854). Однако он потерпел поражение и ушел на север в сторону Овсети (Алании). Буга же со 120-тысячной армией направился вслед за ним, но по пути против него выступили горцы Кахети — цанары. Начавшийся сильный снегопад не позволил сарацинам (арабам) расправиться с ними43.
Согласно Товме Арцруни, Буга 19 раз безуспешно пытался сломить дух горцев-цанаров44. О поражении мусульманской армии в ас-Санарийи (Кахети) пишет также ал-Йа'куби45.
Поход Бугы в сторону Алании, должно быть, имело место в начале зимы 853-854 гг., т. к. в «Летописи Картли» говорится о сильном снегопаде. Эту вторую зиму в Арминийи Буга, как нам кажется, вновь провел в Двине. На этот счет сохранился прямой намек у неизвестного мусульманского автора «Истории ал-Баба и Ширвана»46. Более того, армянские источники довольно согласно говорят о том, как в 302 г. арм. эры (853/4 г.) в Двине Буга предал мученической смерти 150 армян, которые отказывались принять ислам47.
С наступлением весны 854 г. Буга начал поход на восток, в сторону Албании и отправил небольшой отряд в Сисакан против местного ишхана Васака. Как рассказывает Йовханнэс Драсханакертци, Васак сбежал сначала в округ Котайк (область Айра-рат), а затем — в Гардман (область Утик), владелец которого по имени Ктрич сдал его врагам (арабам). Остальные же местные князья спаслись бегством в округ Бахк (область
Сюник)48.
Сам же Буга направился в сторону столицы Албании и всей Арминийи — Партава (Барды). (Владетель Байлакана) ишхан (Есаи) Апумусэ заперся в крепости Ктиш (в округе Мюс Хабанд, область Арцах). Буга призвал его сдаться, на что он получил следующий ответ: «Правители должны прибыть в страну к своим подданным с царской заботой, дабы отменить, облегчить учесть этих притесненных, для покровительства им, а не опустошать по-разбойничьи, мечом и пленом разрушить [страну].»49.
На стороне осаждающих крепость Ктиш арабов был также Смбат Багратуни. По свидетельству Товмы Арцруни, Буга 28 раз попытался взять ее штурмом. Его безуспешные попытки длились целый год. После этого каждый из них со своей стороны написал письмо царю (халифу) и получил ответ. Царь (халиф) даровал письменную гарантию безопасности Апумусэ и приглашал его в столицу Самарру якобы для переговоров, а Буге — предписал сопроводить ишхана50. Затем Буга, согласно Йовханнэсу Драсханакертци, вторгся в пределы соседнего княжества Хачен и взял в плен его мец ишхана (великого князя) Атрнерсеха (Атрнерсэха)51.
Таким образом, Буга находился в Албании с весны 854 по 855 гг. Следовательно, эти события в Байлакане не могли иметь место в 851/2 г., как предлагает З. Буниятов52.
По свидетельству ал-Баладзури, в 241 г. х. (855/6 г.), водворив в Арминийи порядок, Буга ал-Кабир вернулся в Самарру. Он взял с собой «из Аррана и. Арминийи (Армении — А. Ш.)... всех непокорных и виновников смут.»53. Среди них были Сунбат ибн Ашут (Смбат, сын Ашота (Багратуни)) по прозвищу Абу ал-'Аббас; Му'авийа ибн Сахл ибн Сунбат, батрик ар-Рана (Йовханнэс, сын Сахла, внук Смбата, князь Албании); 'Иса ибн Йусуф (Есаи, сын Йовсэпа (Апумусэ)); Адарнаси ибн Исхак ал-Хашини (Атрнерсэх, сын Саака Хаченского)54. В армянских источниках мы обнаруживаем имена и других армянских и албанских князей, но ни одного представителя картлийской знати: Сахл, сын Смбата, владетель Шаке; Григор Мамиконеан, сын Курдика; Григор (Супан), владелец Гехаркуника; Васак (Сюни), владелец Вайоц дзора; Филипэ (Сюни), владелец Сисакана; Нерсэх и Ктрич, князья Гардмана; Степанос Кон Севордик из Утика55.
Как ни странно, но Буга увел в плен первенствующего князя Армении Смбата Багратуни (851-855), который оказал ему огромные услуги. В Самарре, согласно Йовханнэсу Драсханакертци, халиф предложил всем князьям принять ислам. Некоторые из них согласились; отказавшиеся, в том числе Смбат Багратуни, были казнены56.
Мы полагаем, что после массовой депортации ишханов в Арминийи должны были активизироваться местное мусульманское население и новые арабские переселенцы.
Ведь участникам похода были обещаны наследственные владения в провинции в случае успешного исхода кампании. Мы не исключаем, что в действующей армии Бугы могли быть и члены семей будущих переселенцев. Наверно, отсюда и такая большая численность его армии, о чем пишут наши местные источники.
Итак, Буга ал-Кабир аш-Шараби — величайший из арабских полководцев и правителей, отличался жестокостью, дипломатическим даром и коварством, и все это позволило ему в течение трех лет посредством карательных мер «навести порядок» в провинции Арминийа. Прежде ею, по словам ал-Баладзури, «управляли такие лица, которые снисходительно относились к ее жителям и довольствовались самыми незначительными податями»57. Более того, эти «незначительные подати» собирались не арабскими правителями, как прежде, а местными христианскими князьями и мусульманскими эмирами. Вот уже несколько десятилетий как военно-политическая и экономическая роль этих князей и эмиров благодаря их сепаратистским тенденциям активизировалась. Это стало возможным в результате развития феодализма в Арабском халифате: перевес центробежных сил дошел до того уровня, когда не только исключалась возможность дальнейшего существования централизованного государства, но и приближалось время его постепенного распада. К тому времени халифат уже уступил Испанию и всю Северную Африку Идри-сидам (788/9-974/985) и Аглабидам (800-909), а соседний Иран — Саманидам (819-999) и Тахиридам (821-873). В начале статьи нами была высказана мысль о том, что халифы сами могли быть заинтересованы в начале такого мощного движения в Арминийи, которое позволило бы им развернуть военные действия и карательными мерами ликвидировать самостоятельность и сепаратизм всех княжеств и эмиратов, сформированных на ее территории в первой половине IX в.
Последнее антиарабское восстание в Арминийи благодаря карательным походам Бугы завершилось. Однако его походы стали последней демонстрацией военных сил халифата в регионе. В течение последующих трех десятилетий арабская провинция Арминийа фактически перестанет существовать, а на политической карте региона появятся многочисленные суверенные христианские царства и мусульманские эмираты.
1 is!J**^ ijjjn-Л ¡s"'j^ilj ¿al ùi j*"*- ùi Ч^УЧ tri' ùl ¿ijl — Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 598.
2 ^n^ùm Upbpnrb^ b Ubmbmb. ^mmùmp^rb mmUU Upbpnrbtmg / ¿pmrn, pmpq. b bmbnpmqp. 4. 4mpqmbjmb^. bpbmb, 1985 — Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 170-172, 171-173.
3 Из сочинения «История ал-Баба и Ширвана» неизвестного мусульманского автора мы узнаем численность регулярной армянской армии — 20 тыс. (см.: »498^ ja. ùL)J"J mW ¿ij31> Jj"^ — Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 4 (A1051b), 45. По предположению В. Варданяна, вооруженные отряды (мелких вассальных нахараров) могли состоять из 100-200 солдат каждый (см.: 4mpqmbjmb Ч 4mu^nrpm^mb^ ^fambnrpjmb pmqmpm^mb ^nqfcnpn2niùp IX qmp^ ^tu^b // ^mmùm-pmbmu^pm^mb hmbqtu. № 2 (69). 1975 — Варданян В- Политическая ориентация Васпураканского княжества в середине IX века // Историко-филологический журнал. 1975. № 2 (69). С. 148-149). В таком случае общая численность войск только мелких вассальных нахараров могла доходить до 10 тыс., а всей объединенной под единым командованием Багарата армянской армии — 30 тыс.
4 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 176-178, 177-179 и 172-176, 173-177.
5 Варданян В- Политическая ориентация Васпураканского княжества в середине IX века // Историко-филологический журнал. 1975. № 2 (69). С. 149-150.
6 tij^yi Си ^ fWI û'^' ^^ — Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 211.
7 О военно-политической и экономической самостоятельности местных князей и эмиров подробно см.: Шаги-нян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 127-140.
8 О массовом переселении арабов-мусульман в Арминийу подробно см.: Cmh^UjmU U. Upmpm^mU Kim|^>mjm.pjmU mqqmj^U (i^qpmg^nU) b ^pnUm^mU pmqmpm^mUnLpjnLUp ¿mjmummUm.ü b Up^U^mjnLÜ // ^m2rnnUm^mU müumq^p U^UmjU ¿mjng ^mpnq^numptmU Umjp Upnnnj Uppnj tg^mbU^. № tf. 2007 — Шагинян А. Национальная (миграционная) и религиозная политика Арабского халифата в Армении и Арминийи // Официальный журнал Эчмиадзинского католикосата «Эчмиадзин». 2007. № 10. С. 24-38.
9 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 180, 181 и 184, 185.
10 líjJJI jjjz. ùj! j** i^VtSlji-Jlj J^jü ¿Jjtí — Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. Р. 1407 et 1409.
11 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 186, 187.
12 Варданян В. Политическая ориентация Васпураканского княжества в середине IX века // Историко-филологический журнал. 1975. № 2 (69). С. 153.
13 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 186, 187.
14 См. выводы ученого: Варданян В. Политическая ориентация Васпураканского княжества в середине IX века // Историко-филологический журнал. 1975. № 2 (69). С. 151-153.
15 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 186, 187.
16 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. Р. 1408.
17 См.: Шагинян А. К. Формирование автономных Багратидских княжеств на территории арабской провинции Арминийа в первой половине IX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 2. 2008. Вып. 2. С. 133-134.
18 Un^utu^ 4mqmU^mrnmmgmj 'ümmüm.p^iU UqmmU^g m2^mph^ / Ь jnju pUb. U. t^U. U., 1860 — История страны Агван Мовсеса Каганкатваци / Изд. М. Эмин. М., 1860. С. 266.
19 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 188-190, 189-191.
20 Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 598; ср. также: Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 211; Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г. х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский
B. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 5 ^105^^721), 46.
21 ¿.jai ^ JJSII. jjSVI ùi — Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 288-289.
22 О климатических условиях в Мушской долине см.: ^mpp^tpmU ¿. ¿mj^m^mU ]tnUm2^mph / niumfcm^mU itnUmp^. bpbmb, 2000 — Габриелян Г. Армянское нагорье: Учеб. пособие. Ереван, 2000. С. 126-151.
23 Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 211.
24 О мутагаллибах Арминийи см.:ЖузеП. Мутагаллибы в Закавказье в IX-XI вв. // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тифлис, 1937. Вып. IV.
25 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1408; ср. также: Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 288.
26 Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 212; ср. также: Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 598.
27 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1409.
28 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 198, 199; ср. также с рассказами анонимного армянского автора, труд которого приписывается историку IX в. Шапуху Багратуни: ^mmüm.p^LU Cm^hnj PmqpmrnmUmj / Ь jnju mb^U Stp-U^pm^tmU b Utupn^ t^u^n^nu. tg^mb^U, 1921 — История Шапуха Багратуни / Изд. Г. Тэр-Мкртчеан и епископ Месроп. Эчмиадзин, 1921. С. 57.
29 Товма Арцруни свидетельствует, что численность армии Бугы доходила до 200 тыс. (см.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985.
C. 284, 285). — Цифра явно завышена, но нет сомнения в том, что эта была огромная армия. По крайней мере,
анонимный грузинский автор насчитывает в ней 120 тыс. воинов (см.: Histoire de la Géorgie / Trad. par. M. Brosset. I. SPb., 1849. P. 267.
30 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavo-rum, 1879-1901. Ser. III. P. 1410; ср. также: Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 212; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353
A. H. / 1934/5 A. D. Р. 289.
31 3n^hmbbnr 4mpnq^nu^ Ipmu^mbm^tpmgmj ^mmümp^rb ¿mjng / ¿pmm. b pmpq. fà'nunrhjmh^. bpbmb, 1996 — История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосу-няна. Ереван, 1996. С. 122, 123; итЪфшЬпи^ Smpobtgmj Uunq^mb ^mmümp^rb m^tqtpm^mb /
U. Umj^mutmbg^. U^p., 1885 — Всеобщая история Степаноса Таронеци Всеобщая история Степаноса Таронеци Асогика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 107.
32 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 200-202, 201-203 и 206-208, 207-209; ср. также: История Шапуха Багратуни / Изд. Г. Тэр-Мкртчеан и епископ Месроп. Эчмиадзин, 1921. С. 57.
33 Подробно об этом см.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм.
B. Варданяна. Ереван, 1985. С. 210-216, 211-217.
34 См.: Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 212; Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 598; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1410; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 289. — В научной историографии неизвестным считается имя отца основателя Васпураканского княжества Ашота Арцруни. Однако мусульманские авторы называют его «ибн Хамза ибн Джаджик (сын Амазаспа, внук Гагика)» — вполне распространенные у Арцрунидов собственные имена. Следует также отметить, что об отце Ашота Арцруни мы нашли рассказ у Псевдо-Шапуха Багратуни, где он назван Григор-Дереником, сыном Саака, а сыном этого Хамзэ (Хамзы-Амазаспа) историк называет Апумрвана (см.: История Шапуха Багратуни / Изд. Г. Тэр-Мкртчеан и епископ Месроп. Эчмиадзин, 1921. С. 38-39 и 64).
35 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 216-218, 217-219; ср. также: История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 122-124, 123-125.
36 Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 5 (А1051Ь), 45.
37 Летопись Картли / Пер. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 49.
38 Подробно о подготовке и ходе этого сражении см.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 224-232, 225-233.
39 См. подробно: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 234-240, 235-241.
40 Летопись Картли / Пер. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 49. — Подробные рассказы о взятии Бугой Тбилиси сохранились не только в грузинской исторической литературе. См.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 270-272, 271-273; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1414-1415; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 291-292.
41 См.: Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. Р. 212; Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 598; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1415; Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 5 (В721), 46; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 292.
42 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985.
C. 270-272, 271-273. — Арабоязычные авторы подтверждают его участие во взятии Тифлиса (Тбилиси). См.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Ser. III. Lugduni Batavorum, 1879-1901. P. 1414-1415; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 291-292.
43 Histoire de la Géorgie / Trad. par. M. Brosset. I. SPb., 1849. P. 266-267.
44 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 276, 277.
45 Ibn Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae / Ed. M. Houtsma. 2. Lugduni Batavorum, 1883. Р. 598. — Автор «Истории ал-Баба и Ширвана» рассказывает о том, как Буга совершал ряд успешных походов на грузин, абхазов, аланов
и хазар (см.: Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 5 (В721), 46).
46 См.: Главы из истории ал-Баба и Ширвана, сочиненной ок. 498 г.х. / Изд. и пер. В. Минорский // Минорский В. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 5 (В721), 46. — Согласно грузинским источникам, Буга провел вторую зиму в Бардаве ((Барде) /см.: Histoire de la Géorgie / Trad. par. M. Brosset. I. SPb., 1849. P. 267).
47 Подробно об этом см.: Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 260-268, 261-269; История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 124-128, 125-129; Всеобщая история Степаноса Таронеци Асо-гика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 108-109.
48 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 128, 129. — А. Тер-Гевондян, ссылаясь на армянского католикоса-историка, почему-то события эти относит к весне 853 г. (см.: Тер-Гевондян А. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 146). Между тем, отрывок этот у Йовханнэса Драсханакертци следует за рассказом о казни в Двине 150 армян, которую армянские историки датируют 302 г. арм. эры (853/854).
49 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 278-280, 279-281. — О вторжении Бугы в Албанию существуют лишь краткие заметки в армянских (см.: Всеобщая история Степаноса Таронеци Асогика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 109), мусульманских (см.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1416; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 292) и грузинских (см.: Histoire de laGéorgie / Trad. par. M. Brosset. I. SPb., 1849. P. 267) источниках. Нас удивляет умалчивание Мовсэса Каганкатваци, который относительно деятельности Бугы в Арминийи пишет только следующие строки: «В следующем (300 + 1 = 301 г. арм. эры (852/853) — А. Ш.) прибыл в Армению (Арминийу — А. Ш.) Бугха и умертвил в городе Тифлис Саака-Исмаильяна. Он в продолжение трех лет правил Арменией, пока не отправил в Багдад князей армянских с женами их» (История Агван Мойсея Каганкатваци / Пер. К. Патканова. СПб., 1867. С. 272).
50 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 280-288, 281-289.
51 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 130, 131.
52 Буниятов З. Азербайджан в VII-IX вв. Баку, 1965. С. 191.
53 Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. P. 212.
54 Список см.: Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Cum aliis ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1879-1901. Ser. III. P. 1416; Ibn al-Athir. Al-Kamil fi-l-Tarikh. V. Al-Qahira, 1353 A. H. / 1934/5 A. D. Р. 292. — Эти авторы, однако, неверно датируют увод пленных — 238 г.х. (852/853).
55 Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни / Изд., пер. на совр. арм. яз. и комм. В. Варданяна. Ереван, 1985. С. 296-298, 297-299; История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 130, 131; Всеобщая история Степаноса Таронеци Асогика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 107.
56 История Армении католикоса Йовханнэса Драсханакертци / Изд. и пер. на совр. арм. яз. Г. Тосуняна. Ереван, 1996. С. 130-132, 131-133; ср. также: Всеобщая история Степаноса Таронеци Асогика / Раб. С. Малхасеанца. СПб., 1885. С. 110.
57 Liber expugnationis regionum auctore Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir al-Beladsori / Ed. M. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866. P. 211.