УДК 617.7-051:378.046.4
Канюков В.Н., Трубина О.М., Подопригора Р.Н.
Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова
E-mail: [email protected]
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
Оренбургский филиал совместно с областным медицинским колледжем проводит последипломные сертификационные циклы усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов.
Специализация для медсестер - 216 ч., усовершенствование - 144 ч., переподготовка сестер-оптометристов - 540 ч. Обучение проводится не реже 1 раза в 5 лет. За последние 5 лет обучение прошли 290 медицинских сестер. Преподаватели - кандидаты медицинских наук.
Лекции и семинарские занятия проводятся в конференц-зале с современным проекционном оборудованием. В кабинетах диагностики медсестры знакомятся с новейшим оборудованием, в процедурных и смотровых кабинетах обучаются новым технологиям лечения глазных болезней.
В обучении медсестер используются телекоммуникационные технологии.
Контроль знаний проводится компьютерным тестированием и экзаменом.
Новые информационные технологии обеспечивают непрерывный процесс повышения квалификации медсестер в офтальмологии.
Ключевые слова: офтальмология, модернизация, инновации.
Актуальность
На этапе реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации значимым и актуальным является проведение модернизации системы медицинского образования [1].
Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от профессионального уровня и качества подготовки специалистов [2], [3].
В целях совершенствования качества среднего медицинского образования проводятся реформы, инновации, внедрение новых технологий и т. д. [4], [5].
Цель
Представить современные возможности последипломного повышения квалификации медицинских сестер в офтальмологии.
Материал и методы
С 2004 года Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» совместно с областным медицинским колледжем проводит сертификационные циклы усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов г. Оренбурга, области и других городов [6].
Специализация для медицинских сестер составляет 216 ч., усовершенствование - 144 ч., переподготовка - 540 ч.
Согласно существующим требованиям каждый специалист должен проходить обязательное
обучение не реже 1 раза в 5 лет [7]. В связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач должна быть определена динамика обновления теоретических и практических знаний специалистов [8]. Исходя из этого, постоянно проводится коррекция и оптимизация программ обучения в соответствии с последними достижениями офтальмологической науки и практики [9], [10].
Рабочие программы составляются таким образом, что после каждой пройденной темы определяется эталонный уровень компетентности обучающихся (зачет, экзамен и т. д.). С внедрением компетентностного подхода к подготовке специалистов изменены не только содержание, но и организационные формы обучения и методы управления подготовки специалистов [11].
В Оренбургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза» разработаны и внедрены различные формы обучения. Ведущей формой обучения является лекционно-семинарская система (лекции, семинары, практические занятия). Особой формой семинара является семинар-диспут, цель которого формировать оценочные суждения, утверждать мировоззренческие позиции [12].
Лекции и практические занятия для медицинских сестер проводят кандидаты медицинских наук, что обеспечивает качественный уровень подготовки специалистов.
Педагогические науки
Чтение лекций и семинарские занятия проводятся в технически оснащенном конференц-зале, где имеется современное проекционное оборудование - ТВ-экраны, проекторы, компьютеры, что обеспечивает наглядность занятий.
Широко используется такая форма обучения, как телекоммуникационные технологии. В качестве технологической основы дистанционного обучения используются интернет-технологии с мультимедийным обеспечением. Такая форма обучения для медицинских сестер области обеспечивает возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их фактического местонахождения, обучающиеся могут активно включаться в учебный процесс. К формам обучения относится алгоритмизация процесса обучения, которая выявляет алгоритмы деятельности преподавателя и умственной деятельности обучающихся.
Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности операций для решения задач, ответов на поставленные вопросы. Примером могут служить экзаменационные вопросы для медсестер: алгоритм оказания неотложной помощи при остром приступе глаукомы, алгоритм оказания неотложной помощи при ожогах глаз, алгоритм оказания неотложной помощи при ранениях глазного яблока и т. д.
При специализации медсестер, которые приходят в офтальмологию из разных специальностей, применяется метод догматического обучения, отличительной особенностью которого является слушание и механическое заучивание.
Кроме лекционных и семинарских занятий медицинские сестры знакомятся с работой диагностического, консервативного отделений и операционного блока, а также с современными методами лечения больных с офтальмопатологи-ей. Кроме того, в процессе обучения медицинские сестры получают знания и умения оказания первой доврачебной медицинской помощи при всех острых состояниях: сердечной, легочной недостаточности, при остром животе, при наружных и внутренних кровотечениях, при травмах, отравлениях, несчастных случаях и др.
Таким образом, в системе обучения медсестер главное - обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Одной из составляющих образовательного процесса является контроль знаний - это один из основных элементов оценки качества обучения. Из современных инновационных средств для этих целей используются различные виды тестирования [13]. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. Объективно оценить уровень подготовки медсестер позволяет экзамен [14]-[16].
За последние 5 лет обучено 290 медицинских сестер.
В системе непрерывного обучения медицинских сестер в офтальмологии неотъемлемой частью является участие в ежеквартальных конференциях «Школа медицинской сестры в офтальмологии» и Всероссийских научно-практических конференциях «Современные аспекты деятельности медицинских сестер в офтальмологии» (один раз в 2 года), организуемых и проводимых Оренбургским филиалом.
Формат «Школы медицинской сестры в офтальмологии» является своеобразным базисом по выработке практических рекомендаций, которые могут быть использованы в ежедневной реализации навыков медицинскими сестрами в регионе. Создана и эффективно функционирует система комплексного взаимодействия с врачами-окулистами и медицинскими сестрами офтальмологических кабинетов г. Оренбурга и области.
Научная и практическая составляющая Всероссийских научно-практических конференций для медсестер - это обмен опытом и горизонт для поиска новых решений в целях улучшения качества и доступности офтальмологической помощи пациентам. География данного мероприятия охватывает от Хабаровска до Санкт-Петербурга, стали активными участниками конференций и представители Якутии, Башкирии, Казахстана.
Заключение
Таким образом, применение современных информационных и дистанционных технологий в последипломном образовании медсестер способствует повышению качества их обучения.
10.12.2015
Канюков В.Н. и др.
Последипломное повышение квалификации.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 143с.
3. Концепция профессионального непрерывного образования и перспективы развития системы непрерывного образования/ Под ред. В.С.Гершунского. - М.: Педагогика, 1990. - 211 с.
4. Выжигина М.А., Ших Е.В., Сизова Ж.М. Концепция создания и развития дистанционного образования в медикобиологической и фармацевтической отрасли // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С.103-105.
5. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня // Материалы I Национального съезда врачей Российской Федерации. - М., 2012.
6. Каспрук Л.И. Об оптимальном образовании // Специалист. - Москва, 2007. - №10. - С.21.
7. Косарев И.И. Непрерывное медицинское образование // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. -С. 247-249.
8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975
9. Бозиев Р.С., Харисова Л.А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - №3. - С.29-38.
10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект: научное издание / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
11. Куршев В.В. Новое образовательное медицинское пространство - важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 280-282.
12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.
13. Колесников Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. г. Борисова. - М.: Педагогика, 1991. -272 с.
14. Борисова Н.В., Петрова П.Г., Пшенникова Е.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. М., 2013. - С. 77-79
15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Юрайт-М, 2001.- 607с.
16. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека / А.Ф. Никитин; НМО «Творческая педагогика», МП «Новая школа». - М.: Б.и., 1993. - 120 с.
Сведения об авторах:
Канюков Владимир Николаевич, профессор, директор Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова» Минздрава России, доктор медициских наук e-mail: [email protected]
Трубина Ольга Михайловна, доцент, заместитель директора по научной работе Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России,
кандидат медицинских наук e-mail: [email protected]
Подопригора Раиса Николаевна, доцент, заведующая научно-образовательным отделом Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России,
кандидат медицинских наук e-mail: [email protected]