Научная статья на тему 'Последипломное образование в офтальмологии'

Последипломное образование в офтальмологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / OPHTHALMOLOGY / EDUCATION / THEMATIC ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подопригора Раиса Николаевна

На основании Лицензии на образовательную деятельность (№ 0752 от 04 июня 2013 г.) сотрудники Оренбургского филиала осуществляют последипломное образование врачей-офтальмологов общее усовершенствование (сертификационный цикл 144 ч., тематическое усовершенствование 72 ч. и усовершенствование на рабочем месте). Согласно существующим требованиям Обязательное обучение для каждого специалиста проводится 1 раз в 5 лет. Обучение прошли врачи офтальмологи г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Чеченской республики, Калининграда. В числе преподавателей 6 профессоров, заслуженные деятели науки, доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Лекции и семинарские занятия проводятся в конференц-зале с современным проекционным оборудованием внедрены оригинальные формы чтения лекций с синхронно-графической иллюстрацией и демонстрацией операций по современным технологиям. В обучении большое внимание уделяется практической части осмотру пациентов, разбору нестандартных случаев, посещению операционных, работе в тренажерном зале, где имеется микроскоп и набор офтальмологических хирургических микроинструментов. Для контроля знаний обучающихся в НОО разработаны компьютерные тесты для оценки исходного и полученного уровня знаний перед итоговым экзаменом. Последипломное обучение медицинских сестер проводится совместно с Оренбургским областным медицинским колледжем, в том числе и с использованием телекоммуникационных технологий. Благодаря совершенствованию информационных технологий в современной системе последипломного образования возможно обеспечение непрерывного процесса повышения квалификации специалистов в офтальмологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подопригора Раиса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION IN OPHTHALMOLOGY

Orenburg branch employees perform postgraduate education of ophthalmologists general improvement (certification cycle 144h., thematic improvement 72 h. and improvement in the workplace) according to the license for educational activity (№0752, June 04, 2013.). According to the existing requirements each specialist should undergo improvement 1 time every 5 years. Ophthalmologists from Orenburg region, Kazakhstan, Chelyabinsk, Chechen Republic, Kaliningrad underwent improvement on the base of the Orenburg region. Among our teachers are 6 professors, honored scientists, doctors and candidates of medical sciences, high level certificate physicians. Lectures and seminars are held in the conference hall with modern projection equipment, the original form of lectures with synchronous graphic illustration and demonstration of advanced technologies operations are introduced in the process. We pay great attention to the practical part of education: an examination of patients, an analysis of non-standard cases, a visit to the operating room, work out in the training room, where there is a microscope and a set of ophthalmic surgical microinstruments. For the control of students’ knowledge computer tests are developed in the research and education center to estimate the initial and the final level of knowledge before the exam. Postgraduate training of nurses is held in cooperation with the Orenburg Regional Medical College, including the use of telecommunication technologies. It is possible to ensure a continuous process of training of specialists in ophthalmology due to the improvement of information technology in the modern system of postgraduate education.

Текст научной работы на тему «Последипломное образование в офтальмологии»

УДК 378.048.2:617.7

Подопригора Р.Н.

Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова

Е-mail: [email protected]

ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ

На основании Лицензии на образовательную деятельность (№ 0752 от 04 июня 2013 г.) сотрудники Оренбургского филиала осуществляют последипломное образование врачей-офтальмологов - общее усовершенствование (сертификационный цикл - 144 ч., тематическое усовершенствование - 72 ч. и усовершенствование на рабочем месте).

Согласно существующим требованиям Обязательное обучение для каждого специалиста проводится 1 раз в 5 лет.

Обучение прошли врачи офтальмологи г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Чеченской республики, Калининграда.

В числе преподавателей - 6 профессоров, заслуженные деятели науки, доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории.

Лекции и семинарские занятия проводятся в конференц-зале с современным проекционным оборудованием внедрены оригинальные формы чтения лекций с синхронно-графической иллюстрацией и демонстрацией операций по современным технологиям.

В обучении большое внимание уделяется практической части - осмотру пациентов, разбору нестандартных случаев, посещению операционных, работе в тренажерном зале, где имеется микроскоп и набор офтальмологических хирургических микроинструментов.

Для контроля знаний обучающихся в НОО разработаны компьютерные тесты для оценки исходного и полученного уровня знаний перед итоговым экзаменом.

Последипломное обучение медицинских сестер проводится совместно с Оренбургским областным медицинским колледжем, в том числе и с использованием телекоммуникационных технологий.

Благодаря совершенствованию информационных технологий в современной системе последипломного образования возможно обеспечение непрерывного процесса повышения квалификации специалистов в офтальмологии.

Ключевые слова: офтальмология, образование, усовершенствование.

Актуальность

Основой высшего последипломного образования врачей-офтальмологов является соблюдение государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «Офтальмология» [4], [6]. Для повышения квалификации специалистов необходимым условием является непрерывный процесс обучения - это реальное требование жизни [7], [14], [15].

Цель

Представить инновационные технологии последипломного обучения в офтальмологии.

Материал и методы

В структуре Оренбургского филиала функционирует научно-образовательный отдел (НОО), деятельность которого осуществляется согласно Лицензии на образовательную деятельность № 0752 от 04 июня 2013 г., утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.

Филиал имеет право осуществлять следующие виды последипломного образования по дополнительным образовательным программам:

общее и тематическое усовершенствование, и является базой для усовершенствования не только врачей-офтальмологов, но и проведения сертификационных циклов усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов г. Оренбурга, области и других городов [8], [9].

Согласно существующим требованиям каждый специалист должен проходить обязательное обучение не реже 1 раза в 5 лет. Обучение по общему усовершенствованию (сертификационный цикл) для врачей составляет 144 академических часа, продолжительность тематического усовершенствования - 72 часа, кроме этого в филиале проводится усовершенствование на рабочем месте. Специализация для медицинских сестер составляет 216 ч., усовершенствование - 144 ч., при этом проф. переподготовка медсестер - оптометристов составляет 540 ч. Для обучения специалистов на цикле общего усовершенствования по «Актуальным вопросам офтальмологии» разработаны качественно новые учебные планы и программы согласно государственным требованиям к их содержанию. Научно-образовательным отделом проводится постоянная коррекция программ в соответствии

Медицинские науки

с последними достижениями офтальмологической науки и практики. Кроме того, в своей образовательной деятельности Оренбургский филиал МНТК «МГ» практикует совместное с ФУВ ОрГМУ проведение обучения на сертификационном цикле для врачей (2 раза в год). Так за последние 5 лет обучено 227 врачей из г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Курганской области. Современный, качественный уровень подготовки специалистов обеспечивается высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. В числе преподавателей - 6 профессоров, доктора медицинских наук, заслуженные деятели науки, кандидаты медицинских наук. Практические занятия проводят кандидаты медицинских наук и врачи высшей категории. Процесс обучения проходит в условиях получения высокого информационного уровня обучающихся и сопровождается трансляцией мультимедийных презентаций и «живой» хирургии [2], [3].

Чтение лекций и семинарские занятия проводятся в технически оснащенном конференц-зале, где имеется современное проекционное оборудование - ТВ-экраны, проекторы, компьютеры, что обеспечивает наглядность занятий.

В филиале внедрены оригинальные формы чтения лекций с синхронно-графической иллюстрацией и демонстрацией операций по современным технологиям [13].

Особенностью курса общего усовершенствования является повторение и обновление знаний по офтальмологии. Преподавание координируется со смежными дисциплинами (анатомией, гистологией, терапией, неврологией, фармакотерапией и организацией здравоохранения). Большое внимание уделяется практической части - осмотру пациентов, разбору нестандартных случаев, посещению операционных. В филиале функционирует 3 операционных зала - большой, малый и лазерная операционная, в которых проводится от 70 до 100 хирургических вмешательств в день. Обучение врачей включает в себя кроме освоения теоретических аспектов практическую часть - манипуляции под микроскопом в тренажерном зале на глазах животных. Тренажеры являются наиболее эффективным средством профессиональной подготовки врачей. Это составляющая инновационных образовательных технологий [10], [11]. Тренажерный зал оснащен

микроскопом и набором офтальмологических хирургических микроинструментов. Тренажеры дают возможность принципиально изменить систему подготовки врачей, поднять качество профессионального обучения и сократить его сроки. Применение тренажеров позволяет сэкономить ресурсы, сберечь реальную технику, повысить безопасность лечения.

Курсанты имеют возможность пользоваться в филиале научно-технической библиотекой, видеотекой, знакомиться с работой всех отделений. Одной из составляющих образовательного процесса является контроль знаний, для чего используются компьютерные тесты. Тесты позволяют оценить вначале обучения исходный уровень знаний, а в конце обучения заключительный тестовый контроль и экзамен позволяют объективно оценить уровень подготовки врачей [1]. Практическая часть экзамена проводится с осмотром пациентов и разбором конкретных клинических случаев. Пройдя обучение, врачи получают Удостоверение и Сертификат специалиста установленного образца.

Таким образом, в филиале разработаны и внедрены различные формы обучения. Кроме того, сотрудниками научно-образовательного отдела проводятся циклы тематического усовершенствования по определенным разделам офтальмологии и включают теоретический и практический материал. Тематика проводимых циклов: «Современные методы коррекции аномалий рефракции. Очковая и контактная коррекция зрения», «Современные методы диагностики и лечения глаукомы», «Патология глазного дна», «Микрохирургия катаракты. Факоэмульсификация». За последние 5 лет проведено 15 циклов. Обучено 67 врачей из г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Калининграда.

Материально-техническая база Оренбургского филиала, значительный опыт работы, наличие высококвалифицированных специалистов позволяют проводить стажировку и обучение на рабочем месте по оптической когерентной томографии (ОКТ), гониоскопии, ультразвуковым методам исследования, тоно-графии и компьютерной периметрии в диагностике глаукомы, лазерхирургическому лечению глаукомы, возможности лазерного воздействия при сахарном диабете, методике исследования

Подопригора р.Н.

Последипломное образование в офтальмологии

трехзеркальной линзой Гольдмана, тактике при врожденном дакриоцистите. Цель стажировок -освоить диагностические, лечебные методики и участие в хирургических вмешательствах. Врачи, проходящие обучение, также принимают участие в регулярно проводимых заседаниях регионального отделения Общества офтальмологов России и «Школы офтальмолога». Новой формой обучения являются телекоммуникационные технологии. В качестве технологической основы дистанционного обучения используются интернет-технологии с мультимедийным обеспечением [5], [12]. Такая форма обучения введена для медицинских сестер области, что обеспечивает возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их фактического местонахождения, обучающиеся могут активно включаться в учебный процесс.

В филиале 2-3 раза в год совместно с Оренбургским Областным медицинским колледжем проводится последипломное обучение медицинских сестер г. Оренбурга и области - сертификационные циклы усовершенствования и специализации. С 2011 по 2015 гг. обучено 255 медсестер. Кроме лекционных и семинарских занятий медицинские сестры знакомятся

с работой диагностического, консервативного отделений и операционного блока, а также с современными методами лечения больных с офтальмопатологией. Система непрерывного обучения медицинских сестер в офтальмологии включает в себя: участие в ежеквартальных конференциях «Школа медицинской сестры в офтальмологии» и Всероссийских конференциях «Современные аспекты деятельности медицинских сестер в офтальмологии» (один раз в 2 года).

В 2012 г. на базе Оренбургского филиала совместно с «Нижегородским областным центром повышения квалификации специалистов здравоохранения» прошли переподготовку по «Медицинской оптике» 17 медицинских сестер и получили Удостоверения и Сертификаты сестер - оптометристов.

Заключение

Таким образом, совершенствование информационных и дистанционных технологий образования повышает качество обучения, создает возможности непрерывного повышения профессионального уровня специалистов в области офтальмологии.

10.09.2015

Список литературы:

1. Арабидзе Г.Г., Киденцова С.И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 2. -С. 57-64.

2. Боев В.М., Мирошниченко И.В., Нефедова Е.М. Оптимизация работы ППС как важнейшая проблема реформирования медицинского образования // Медицинское образование. - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С.60-62.

3. Бозиев Р.С., Харисова Л.А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - №3. - С.29-38.

4. Борисова Н.В., Петрова П.Г., Пшенникова Е.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. М., 2013. - С. 77-79

5. Выжигина М.А., Ших Е.В., Сизова Ж.М. Концепция создания и развития дистанционного образования в медикобиологической и фармацевтической отрасли // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С.103-105.

6. Гайворонская Г.В. Совершенствование внутривузовской системы качества образовательного процесса // Междун. журнал экспериментального образования. - 2011. - №4. - С.15-17.

7. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня // Материалы I Национального съезда врачей Российской Федерации. - М., 2012.

8. Гуменюк С.Е., Сидельников А.Ю. Нестандартные формы интегрированных занятий и формирование профессиональных компетенций // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 135-136.

9. Каспрук Л.И. Об оптимальном образовании // Специалист. - Москва, 2007. - №10. - С.21.

10. Концепция профессионального непрерывного образования и перспективы развития системы непрерывного образования/ Под ред. В.С. Гершунского. - М.: Педагогика, 1990. - 211 с.

11. Косарев И.И. Непрерывное медицинское образование // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. -С.247-249.

12. Куршев В.В. Новое образовательное медицинского пространство - важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 280-282.

13. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Обучение врачей: новые педагогические парадигмы // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: материалы конференции. - Уфа, 2013. - С. 11-13.

14. Орланова А.И. Обществу знаний - непрерывное образование // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 114-120

15. Сженов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высшее образование в России. 2011. - №2. - С.93-98.

Сведения об авторе:

Подопригора Раиса Николаевна, заведующая научно-образовательным отделом Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова, кандидат медицинских наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.