УДК 378.048.2:617.7
Подопригора Р.Н.
Оренбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова
Е-mail: [email protected]
ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ
На основании Лицензии на образовательную деятельность (№ 0752 от 04 июня 2013 г.) сотрудники Оренбургского филиала осуществляют последипломное образование врачей-офтальмологов - общее усовершенствование (сертификационный цикл - 144 ч., тематическое усовершенствование - 72 ч. и усовершенствование на рабочем месте).
Согласно существующим требованиям Обязательное обучение для каждого специалиста проводится 1 раз в 5 лет.
Обучение прошли врачи офтальмологи г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Чеченской республики, Калининграда.
В числе преподавателей - 6 профессоров, заслуженные деятели науки, доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории.
Лекции и семинарские занятия проводятся в конференц-зале с современным проекционным оборудованием внедрены оригинальные формы чтения лекций с синхронно-графической иллюстрацией и демонстрацией операций по современным технологиям.
В обучении большое внимание уделяется практической части - осмотру пациентов, разбору нестандартных случаев, посещению операционных, работе в тренажерном зале, где имеется микроскоп и набор офтальмологических хирургических микроинструментов.
Для контроля знаний обучающихся в НОО разработаны компьютерные тесты для оценки исходного и полученного уровня знаний перед итоговым экзаменом.
Последипломное обучение медицинских сестер проводится совместно с Оренбургским областным медицинским колледжем, в том числе и с использованием телекоммуникационных технологий.
Благодаря совершенствованию информационных технологий в современной системе последипломного образования возможно обеспечение непрерывного процесса повышения квалификации специалистов в офтальмологии.
Ключевые слова: офтальмология, образование, усовершенствование.
Актуальность
Основой высшего последипломного образования врачей-офтальмологов является соблюдение государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «Офтальмология» [4], [6]. Для повышения квалификации специалистов необходимым условием является непрерывный процесс обучения - это реальное требование жизни [7], [14], [15].
Цель
Представить инновационные технологии последипломного обучения в офтальмологии.
Материал и методы
В структуре Оренбургского филиала функционирует научно-образовательный отдел (НОО), деятельность которого осуществляется согласно Лицензии на образовательную деятельность № 0752 от 04 июня 2013 г., утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.
Филиал имеет право осуществлять следующие виды последипломного образования по дополнительным образовательным программам:
общее и тематическое усовершенствование, и является базой для усовершенствования не только врачей-офтальмологов, но и проведения сертификационных циклов усовершенствования и специализации медицинских сестер и сестер-оптометристов г. Оренбурга, области и других городов [8], [9].
Согласно существующим требованиям каждый специалист должен проходить обязательное обучение не реже 1 раза в 5 лет. Обучение по общему усовершенствованию (сертификационный цикл) для врачей составляет 144 академических часа, продолжительность тематического усовершенствования - 72 часа, кроме этого в филиале проводится усовершенствование на рабочем месте. Специализация для медицинских сестер составляет 216 ч., усовершенствование - 144 ч., при этом проф. переподготовка медсестер - оптометристов составляет 540 ч. Для обучения специалистов на цикле общего усовершенствования по «Актуальным вопросам офтальмологии» разработаны качественно новые учебные планы и программы согласно государственным требованиям к их содержанию. Научно-образовательным отделом проводится постоянная коррекция программ в соответствии
Медицинские науки
с последними достижениями офтальмологической науки и практики. Кроме того, в своей образовательной деятельности Оренбургский филиал МНТК «МГ» практикует совместное с ФУВ ОрГМУ проведение обучения на сертификационном цикле для врачей (2 раза в год). Так за последние 5 лет обучено 227 врачей из г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Курганской области. Современный, качественный уровень подготовки специалистов обеспечивается высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. В числе преподавателей - 6 профессоров, доктора медицинских наук, заслуженные деятели науки, кандидаты медицинских наук. Практические занятия проводят кандидаты медицинских наук и врачи высшей категории. Процесс обучения проходит в условиях получения высокого информационного уровня обучающихся и сопровождается трансляцией мультимедийных презентаций и «живой» хирургии [2], [3].
Чтение лекций и семинарские занятия проводятся в технически оснащенном конференц-зале, где имеется современное проекционное оборудование - ТВ-экраны, проекторы, компьютеры, что обеспечивает наглядность занятий.
В филиале внедрены оригинальные формы чтения лекций с синхронно-графической иллюстрацией и демонстрацией операций по современным технологиям [13].
Особенностью курса общего усовершенствования является повторение и обновление знаний по офтальмологии. Преподавание координируется со смежными дисциплинами (анатомией, гистологией, терапией, неврологией, фармакотерапией и организацией здравоохранения). Большое внимание уделяется практической части - осмотру пациентов, разбору нестандартных случаев, посещению операционных. В филиале функционирует 3 операционных зала - большой, малый и лазерная операционная, в которых проводится от 70 до 100 хирургических вмешательств в день. Обучение врачей включает в себя кроме освоения теоретических аспектов практическую часть - манипуляции под микроскопом в тренажерном зале на глазах животных. Тренажеры являются наиболее эффективным средством профессиональной подготовки врачей. Это составляющая инновационных образовательных технологий [10], [11]. Тренажерный зал оснащен
микроскопом и набором офтальмологических хирургических микроинструментов. Тренажеры дают возможность принципиально изменить систему подготовки врачей, поднять качество профессионального обучения и сократить его сроки. Применение тренажеров позволяет сэкономить ресурсы, сберечь реальную технику, повысить безопасность лечения.
Курсанты имеют возможность пользоваться в филиале научно-технической библиотекой, видеотекой, знакомиться с работой всех отделений. Одной из составляющих образовательного процесса является контроль знаний, для чего используются компьютерные тесты. Тесты позволяют оценить вначале обучения исходный уровень знаний, а в конце обучения заключительный тестовый контроль и экзамен позволяют объективно оценить уровень подготовки врачей [1]. Практическая часть экзамена проводится с осмотром пациентов и разбором конкретных клинических случаев. Пройдя обучение, врачи получают Удостоверение и Сертификат специалиста установленного образца.
Таким образом, в филиале разработаны и внедрены различные формы обучения. Кроме того, сотрудниками научно-образовательного отдела проводятся циклы тематического усовершенствования по определенным разделам офтальмологии и включают теоретический и практический материал. Тематика проводимых циклов: «Современные методы коррекции аномалий рефракции. Очковая и контактная коррекция зрения», «Современные методы диагностики и лечения глаукомы», «Патология глазного дна», «Микрохирургия катаракты. Факоэмульсификация». За последние 5 лет проведено 15 циклов. Обучено 67 врачей из г. Оренбурга, Оренбургской области, Казахстана, Челябинска, Калининграда.
Материально-техническая база Оренбургского филиала, значительный опыт работы, наличие высококвалифицированных специалистов позволяют проводить стажировку и обучение на рабочем месте по оптической когерентной томографии (ОКТ), гониоскопии, ультразвуковым методам исследования, тоно-графии и компьютерной периметрии в диагностике глаукомы, лазерхирургическому лечению глаукомы, возможности лазерного воздействия при сахарном диабете, методике исследования
Подопригора р.Н.
Последипломное образование в офтальмологии
трехзеркальной линзой Гольдмана, тактике при врожденном дакриоцистите. Цель стажировок -освоить диагностические, лечебные методики и участие в хирургических вмешательствах. Врачи, проходящие обучение, также принимают участие в регулярно проводимых заседаниях регионального отделения Общества офтальмологов России и «Школы офтальмолога». Новой формой обучения являются телекоммуникационные технологии. В качестве технологической основы дистанционного обучения используются интернет-технологии с мультимедийным обеспечением [5], [12]. Такая форма обучения введена для медицинских сестер области, что обеспечивает возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их фактического местонахождения, обучающиеся могут активно включаться в учебный процесс.
В филиале 2-3 раза в год совместно с Оренбургским Областным медицинским колледжем проводится последипломное обучение медицинских сестер г. Оренбурга и области - сертификационные циклы усовершенствования и специализации. С 2011 по 2015 гг. обучено 255 медсестер. Кроме лекционных и семинарских занятий медицинские сестры знакомятся
с работой диагностического, консервативного отделений и операционного блока, а также с современными методами лечения больных с офтальмопатологией. Система непрерывного обучения медицинских сестер в офтальмологии включает в себя: участие в ежеквартальных конференциях «Школа медицинской сестры в офтальмологии» и Всероссийских конференциях «Современные аспекты деятельности медицинских сестер в офтальмологии» (один раз в 2 года).
В 2012 г. на базе Оренбургского филиала совместно с «Нижегородским областным центром повышения квалификации специалистов здравоохранения» прошли переподготовку по «Медицинской оптике» 17 медицинских сестер и получили Удостоверения и Сертификаты сестер - оптометристов.
Заключение
Таким образом, совершенствование информационных и дистанционных технологий образования повышает качество обучения, создает возможности непрерывного повышения профессионального уровня специалистов в области офтальмологии.
10.09.2015
Список литературы:
1. Арабидзе Г.Г., Киденцова С.И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 2. -С. 57-64.
2. Боев В.М., Мирошниченко И.В., Нефедова Е.М. Оптимизация работы ППС как важнейшая проблема реформирования медицинского образования // Медицинское образование. - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С.60-62.
3. Бозиев Р.С., Харисова Л.А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - №3. - С.29-38.
4. Борисова Н.В., Петрова П.Г., Пшенникова Е.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. М., 2013. - С. 77-79
5. Выжигина М.А., Ших Е.В., Сизова Ж.М. Концепция создания и развития дистанционного образования в медикобиологической и фармацевтической отрасли // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С.103-105.
6. Гайворонская Г.В. Совершенствование внутривузовской системы качества образовательного процесса // Междун. журнал экспериментального образования. - 2011. - №4. - С.15-17.
7. Глыбочко П.В. Обеспечение инновационного характера непрерывного медицинского образования качественно нового уровня // Материалы I Национального съезда врачей Российской Федерации. - М., 2012.
8. Гуменюк С.Е., Сидельников А.Ю. Нестандартные формы интегрированных занятий и формирование профессиональных компетенций // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 135-136.
9. Каспрук Л.И. Об оптимальном образовании // Специалист. - Москва, 2007. - №10. - С.21.
10. Концепция профессионального непрерывного образования и перспективы развития системы непрерывного образования/ Под ред. В.С. Гершунского. - М.: Педагогика, 1990. - 211 с.
11. Косарев И.И. Непрерывное медицинское образование // Медицинское образование - 2013: сборник тезисов. - М., 2013. -С.247-249.
12. Куршев В.В. Новое образовательное медицинского пространство - важнейший фактор подготовки компетентного специалиста // Медицинское образование-2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 280-282.
13. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Обучение врачей: новые педагогические парадигмы // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: материалы конференции. - Уфа, 2013. - С. 11-13.
14. Орланова А.И. Обществу знаний - непрерывное образование // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 114-120
15. Сженов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высшее образование в России. 2011. - №2. - С.93-98.
Сведения об авторе:
Подопригора Раиса Николаевна, заведующая научно-образовательным отделом Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова, кандидат медицинских наук, доцент