УДК 343.826
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ СЕЛИВЕРСТОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель научно-образовательного центра «Проблемы уголовно-исполнительного права» (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова),
e-mail: editor62@yandex.ru
ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ,
БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО НА ТО РАЗРЕШЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
Реферат: правовое регулирование посещений учреждений и органов, исполняющих наказания, по нашему мнению, является неполным и противоречивым, а именно: не регламентируется посещение учреждений и органов, исполняющих иные меры уголовно-правового характера; перечень субъектов, пользующихся правом посещения без специального на то разрешения, является неполным; лица, пользующиеся правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального на то разрешения, должны обладать определенными полномочиями при таких посещениях; не предусмотрены гарантии от злоупотребления лицами, пользующимися правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, своими полномочиями.
Комплексному регулированию отношений в сфере посещения учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, будут способствовать проекты статей, подготовленных автором при разработке научно-теоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального на то разрешения, охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, правовой режим посещений учреждений и органов, исполняющих наказания.
В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) закреплено, что в числе других задач перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации стоит задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных (ч. 2 ст. 1). Для ее решения нормы УИК РФ устанавливают гарантии реализации прав, свобод и законных интересов осужденных, принадлежащих им вследствие обладания общим правовым статусом граждан (лиц без гражданства или иностранных граждан). В числе таких гарантий важное место занимают правовые режимы обеспечения посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального на то разрешения.
Правовой режим посещений учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального на то разрешения установлен в ст. 24 УИК РФ. Он включает в себя перечень субъектов, имеющих право на такое посещение (пп. «а»-«ж» ч. 1), основание для такого посещения - «исполнение служебных обязанностей», режим бесед Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации с осужденными -
© Селиверстов В. И., 2016
«наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их» (ч. 2.1 ст. 24 УИК РФ).
Имеющееся правовое регулирование посещений учреждений и органов, исполняющих наказания, является неполным и противоречивым.
Во-первых, в ст. 24 УИК РФ не регламентируется посещение учреждений и органов, исполняющих иные меры уголовно-правового характера. Применение (назначение и исполнение) последних согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ входит в предмет уголовно-исполнительного законодательства (более правильно в данном случае употреблять термины «исполнение» и «отбывание», поскольку назначение этих мер должно регламентироваться нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства), однако в нормах Общей части УИК РФ особенности исполнения иных мер уголовно-правового характера раскрываются лишь фрагментарно.
Имеется точка зрения, согласно которой в учреждения и органы, исполняющие наказания без изоляции осужденных от общества и иные меры уголовно-правового характера, вход любых лиц не
ограничен, поэтому и нет необходимости предоставлять возможность их посещения без специального на то разрешения. Однако это не так. В современных условиях повышенных мер безопасности во все государственные, тем более правоохранительные, органы вход осуществляется по специальным разрешениям охраны.
Во-вторых, перечень субъектов, пользующихся правом посещения без специального на то разрешения, является неполным. Согласно п. «с» ст. 8 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) члены Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) при проведении проверок пользуются неограниченным доступом в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничений. Практика посещений учреждений, исполняющих лишение свободы, в России имеется. На основании данного международного договора, подписанного и ратифицированного Российской Федерацией, члены ЕКПП допускаются без какого-либо разрешения на такое посещение.
В числе лиц, имеющих право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, указаны российские омбудсмены: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и соответствующие уполномоченные в субъектах Российской Федерации. Однако, как свидетельствует практика, визиты омбуд-сменов по конкретным жалобам осужденных чрезвычайно редки, в основном они приглашаются руководством учреждений и органов, исполняющих наказания, для участия в торжественных и иных знаковых мероприятиях. Реально разбираться с каждой конкретной жалобой осужденного ом-будсмену довольно сложно из-за дефицита служебного времени и объема работы. Между тем предоставление возможности посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, федеральными и региональными омбудсменами без специального на то разрешения не самоцель и не рекламная акция. Это должно быть важным и действенным средством предупреждения нарушений прав человека, прежде всего в местах лишения свободы. Для того чтобы оно стало таковым, учитывая масштаб страны в целом и уголовно-исполнительной системы в частности (лишение свободы исполняется более чем в 1100 исправительных учреждениях различного вида), необходимо предоставить право посещения этих учреждений и органов без специального на то разреше-
ния сотрудникам рабочих аппаратов уполномоченных, проводящих согласно распоряжению соответствующего омбудсмена проверку нарушений прав человека во время отбывания наказания.
В-третьих, Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ «О внесении отдельных изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» в ст. 24 УИК РФ введена ч. 2.1. Согласно данному нововведению Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их. Однако почему-то проигнорировали Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также региональных омбуд-сменов по этим специализированным вопросам. Они также указаны в пп. «е» и «ж» ч. 1 ст. 24 УИК РФ как субъекты посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального на то разрешения. Посещать без специального на то разрешения указанным должностным лицам доверили, а беседовать с осужденными наедине нет? Откуда такое недоверие, на чем оно основано? Вряд ли мы услышим обоснованные ответы на эти вопросы.
Как нам представляется, если есть недоверие к этим лицам, подозрения в их коррупционности, то не надо назначать их на столь высокие государственные должности. А если назначили, то должны предоставить все правовые возможности для эффективного выполнения ими своих обязанностей, в том числе право беседы с осужденными наедине.
Если попытаться ответить на вопрос, почему не предоставили такое же право включенным в перечень лицам, имеющим право посещения указанных учреждений и органов без специального на то разрешения, Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации (п. «а» ст. 24 УИК РФ), то недоумение только усилится. Аргумент, что данные лица не посещают учреждения и органы, исполняющие наказания, не может быть принят: в феврале 2009 г. Президент Российской Федерации посетил Вологодскую воспитательную колонию.
Другой аргумент может заключаться в том, что эти должностные лица при посещении и так, без специального указания в ст. 24 УИК РФ побеседуют с осужденным наедине. Однако он также не может быть принят во внимание. Все должностные лица, включая Президента Российской Федерации
и Председателя Правительства Российской Федерации, обязаны соблюдать российские законы. Если в ч. 2.1 ст. 24 УИК РФ установлено, что таким правом пользуются только омбудсмены, то это означает, что им не пользуются все остальные лица, перечисленные в ч. 1 ст. 24 УИК РФ. Известно, как скрупулезно к соблюдению законодательства, например, в сфере помилования осужденных, относится Президент Российской Федерации В. В. Путин.
В-четвертых, противоречив закрепленный в ч. 2.1 ст. 24 УИК РФ порядок беседы омбудсмена с осужденным. Указанная норма, построенная по образцу регламентации бесед членов общественных наблюдательных комиссий с осужденными, закрепляет существование в УИК РФ трех различных режимов обеспечения тайны разговора с осужденным: во время свиданий с адвокатами, оказывающими осужденным юридическую помощь (ч. 4 ст. 89); во время личных встреч со священнослужителями (ч. 4 ст. 14); во время бесед с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (ч. 2.1 ст. 24), а также с членами общественных наблюдательных комиссий (ч. 2 ст. 23).
В ч. 4 ст. 89 УИК РФ в качестве гарантии соблюдения адвокатской тайны установлено, что по заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. В соответствии с ч. 4 ст. 14 УИК РФ по заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их.
Законодатель не объясняет целесообразность различий в данных режимах. Почему, например, свидания с адвокатом нужно проводить без применения технических средств прослушивания, а личные встречи священнослужителя и беседы высшего должностного лица Российской Федерации, специально уполномоченного на защиту прав человека, в условиях, когда применение технических средств прослушивания возможно. Нужен единый режим проведения таких мероприятий.
Кроме того, сотрудникам аппаратов уполномоченных по правам человека при проведении проверок по жалобам осужденных также необходимо предоставить право беседы с осужденными наедине в условиях визуального наблюдения за их действиями, но без применения технических средств прослушивания.
В-пятых, лица, пользующиеся правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, без специального на то разрешения, должны обладать и иными полномочиями при таких посещениях. Речь идет: о проведении приема осужденных по личным вопросам, включая прием жалоб о нарушении их прав и законных интересов; запросе у администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, сведений, документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалоб; получении объяснений персонала по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
В-шестых, необходимо предусмотреть и определенные гарантии от злоупотребления лицами, пользующимися правом посещения учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, своими полномочиями. Применительно к членам общественных наблюдательных комиссий установлены ограничения в посещении мест принудительного содержания осужденных, почему же они не могут быть установлены и для иных должностных лиц. Речь идет об ограничении посещений без специального на то разрешения, если супруга (супруг) или близкие родственники содержатся (состоят на учете) в данном учреждении или органе или имеются иные обстоятельства, которые могут привести к конфликту интересов.
Такому комплексному регулированию отношений в сфере посещения учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера, на наш взгляд, отвечают проекты статей, которые мы подготовили.
Статья 24. Субъекты посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, без специального на то разрешения
1. При исполнении служебных обязанностей или при проведении проверок деятельности персонала и соблюдения прав осужденных посещать учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, без специального на то разрешения имеют право:
а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Феде-
рации, Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, а также губернаторы и главы правительств субъектов Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;
б) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;
в) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий - учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений;
г) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в границах соответствующего субъекта Российской Федерации - в целях защиты прав осужденных предпринимателей.
д) сотрудники рабочих аппаратов должностных лиц, указанных в пп. «б»-«г», проводящих согласно распоряжению соответствующего Уполномоченного проверку нарушений прав человека во время отбывания уголовного наказания или иной меры уголовно-правового характера;
е) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
ж) должностные лица вышестоящих органов;
з) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
и) депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены - в пределах соответствующих территорий;
к) члены Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) во время проведения инспекций мест принудительного содержания.
2. Лицо, указанное в ч. 1 статьи, не вправе беспрепятственно посещать учреждение и орган, исполняющие уголовные наказания или иные меры уголовно-правового характера, в случае, если в нем содержится его близкий родственник (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабуш-
ка, внуки), а также имеются иные обстоятельства, которые могут привести к конфликту интересов.
Статья 24.1. Полномочия субъектов посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и меры уголовно-правового характера, без специального на то разрешения
Лица, пользующиеся правом посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и меры уголовно-правового характера, без специального на то разрешения, вправе:
1) проводить прием осужденных по личным вопросам, включая жалобы о нарушении их прав и законных интересов;
2) запрашивать и получать от администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания или иные меры уголовно-правового характера, сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения персонала учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) иметь личную встречу с осужденными наедине и вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Для контроля за соблюдением участниками беседы правил их проведения ведется визуальное наблюдение, в том числе с использованием технических средств видеонаблюдения. В случае попытки передачи осужденному запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания, а также в случае возникновения угрозы безопасности лиц, находящихся на встрече, последняя немедленно прерывается.
Статья 24.2. Посещение учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, по специальному на то разрешению
1. Представители средств массовой информации, общественных объединений, международных и российских правозащитных организаций, должностные и физические лица, за исключением лиц, указанных в ч. 1 ст. 24 настоящего Кодекса, посещают учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, по специальному на то разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов, осуществляющих ведомственный и внутриведомственный контроль.
2. Встречи и беседы представителей указанных в ч. 1 настоящей статьи Кодекса формирований и организаций, должностных и физических лиц с осужденными, а также разглашение персональных данных осужденных возможны только с согласия осужденных. Беседы и встречи проходят в услови-
ях, когда администрация слышит их разговор и видит беседующих.
3. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных.
4. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.
Проекты приведенных статей (соответственно с другой нумерацией) были подготовлены при разработке научно-теоретической модели Общей части УИК РФ. Этому способствовало то, что в 2015 г. на кафедре уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова открыт научно-образовательный центр (НОЦ) «Проблемы уголовно-исполнительного права». С момента образования в рамках НОЦа и началась реализация социально значимого правового проекта по подготовке Пенитенциарного кодекса гражданского общества. К этой творческой работе приступил коллектив ученых и практиков в области уголовного и уголовно-исполнительного права, включающий в себя ученых юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, Российского государственного университета правосудия, Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, Московского государственного лингвистического университета, Юридического института Томского национального государственного исследовательского университе-
та, Академии ФСИН России и других образовательных организаций, а также сотрудников Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Фонда поддержки социальных инноваций О. Дерипаска «Вольное дело».
Несмотря на то что собрался коллектив единомышленников, идут довольно жаркие дискуссии по основным понятиям и категориям уголовно-исполнительного законодательства. К какому результату в итоге они приведут, покажет время. Первый вариант научно-теоретической модели Общей части УИК РФ планируется обсудить в конце мая 2016 г. на круглом столе в рамках Российского конгресса уголовного права, который пройдет 26-27 мая 2016 г. в МГУ имени М. В. Ломоносова. Концепция разработки научно-теоретической модели Общей части УИК РФ, подготовленная автором настоящей статьи (одновременно научным руководителем проекта) и одобренная на заседании авторского коллектива, опубликована в журналах «Криминологический взгляд» № 2 за 2015 г. и Вестнике ВИПЭ ФСИН России «Преступление, наказание, исправление» № 3 за 2016 г.
Организационно-техническую и материальную поддержку проекту оказывает Фонд поддержки социальных инноваций О. Дерипаска «Вольное дело». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 января 2014 г. № 11-рп и на основании конкурса, проведенного движением «Гражданское достоинство».
VYACHESLAVIVANOVICH SELIVERSTOV,
dsc in law, professor, honored scholar of the Russian Federation, head of scholarly and educational center «problems of penal law »
(Lomonosov Moscow state university), e-mail: editor62@yandex.ru
VISIT OF THE PENAL ESTABLISHMENTS AND BODIES WITHOUT SPECIAL PERMISSION: PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF THE STANDARD REGULATION
Abstract: legal regulation of visits of the penal establishments and bodies is incomplete and inconsistent, namely: visit of the establishments and bodies executing other measures of criminal and legal character isn't regulated; the list of the subjects having the right of visit without special permission on that is incomplete; the persons having the right to visit the penal establishments and bodies without special permission on that should possess certain powers at such visits; it is necessary to provide guarantees from abuse of the persons having the right to visit the establishments and bodies executing punishments and other measures of criminal and legal character.
Complex regulation of the relations in the sphere of visit of the establishments and bodies executing punishments and other measures of criminal and legal character will be promoted by draft articles, prepared by the author when developing scientific-theoretical model of the General part of the Penal code of the Russian Federation.
Key words: visit of the establishments and bodies executing punishments without special permission on that, protection of the rights, freedoms and legitimate interests of convicts, a legal regime of visits of the establishments and bodies executing punishments.
© Seliverstov V. I., 2016