Бухгалтерский учет в бюджетных и Accounting in Budgetary and
некоммерческих организациях 10 (2016) 21-24 Non-Profit Organizations
ISSN 2311-9411 (Online) Учет в некоммерческой организации
ISSN 2079-6714 (Print)
ПОРЯДОК ВКЛЮЧЕНИЯ В ДОХОДЫ ТСЖ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ Олег Николаевич ГРАФКИН^, Светлана Викторовна МЯГКОВАь
а эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
ь рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер, Москва, Российская Федерация • Ответственный автор
История статьи:
Принята 27.04.2016 Одобрена 29.04.2016
Ключевые слова: ТСЖ, УСН, коммунальные услуги, электроснабжение, отопление, водоснабжение, договор, целевые средства, поставщик
Аннотация
Товарищество собственников жилья создается жильцами дома и является некоммерческой организацией, применяет упрощенную систему налогообложения. В процессе обслуживания дома ТСЖ заключает договоры с поставщиками услуг от имени членов ТСЖ и по их поручению на электроснабжение, отопление и водоснабжение эксплуатируемого здания. Поскольку эти деньги являются целевыми, ТСЖ собирает их с жильцов и отправляет собранную сумму поставщикам. Рассмотрим, входит ли в доходы ТСЖ плата за следующие коммунальные услуги: электроснабжение, отопление и водоснабжение.
Пример. Товарищество собственников жилья создано жильцами дома, является некоммерческой организацией, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН). У ТСЖ на обслуживании находится один дом.
Входит ли в доходы ТСЖ плата за следующие коммунальные услуги: электроснабжение, отопление и водоснабжение (учитывая, что договор с этими поставщиками ТСЖ заключает от имени членов ТСЖ и по их поручению, то есть эти деньги являются целевыми, ТСЖ собирает их с жильцов и отправляет собранную сумму поставщикам) ?
У ТСЖ не возникнет оснований для отражения в составе доходов денежных средств, собранных за коммунальные услуги для передачи поставщикам коммунальных ресурсов, если указанные средства будут поступать на счета ТСЖ от собственников недвижимости в связи с заключением с ними посреднического договора.
Если собственники помещений в многоквартирном доме избрали в качестве способа управления товарищество собственников жилья (далее -ТСЖ), то у данной организации в силу закона возникает обязанность по управлению комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечению эксплуатации этого комплекса, владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в таком доме (ст. 137, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом ТСЖ, представляя интересы собственников помещений и действуя в их интересах, само не выступает в качестве потребителя коммунальных услуг и не является их перепродавцом (решение Верховного Суда РФ от 22.12.2010 № ГКПИ10-1401). На этом основании суммы, внесенные собственниками помещений в многоквартирном доме за потребленные ими коммунальные услуги, не являются платой ТСЖ за эти услуги, а предназначены для оплаты стоимости коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, предоставившим их в соответствии с заключенными договорами.
УСН. У некоммерческих организаций на общих основаниях возникают налоговые обязательства, в частности по уплате налога на прибыль (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Налоговое законодательство не препятствует в применении УСН некоммерческим организациям при соблюдении ими ряда условий, при нарушении которых они утрачивают право на применение этого спецрежима (п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации) (письмо Минфина России от 16.10.2007 № 03-11-04/2/258, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.04.2008 № Ф08-1767/08-637А по делу № А32-2955/2007-46/59).
Плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (далее - Налог), признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке,
установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае если объектом налогообложения по Налогу являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщиком
учитываются:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при налогообложении УСН не учитываются в частности доходы, указанные в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги входит в состав обязательных взносов членов ТСЖ (п. 2 ст. 151, п. 5 ч. 2 ст. 153, п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В то же время, по мнению контролирующих органов, указанные взносы не относятся к упоминаемым в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации, а также подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации взносам.
Следовательно, платежи за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ (услуг) и соответственно должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (см. письма Минфина России от 13.03.2015 № 03-11-11/13540, от 03.10.2014 № 03-11-11/49928).
Судьи с такой позицией не согласны: обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые
товариществом на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной
деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса, не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в силу п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2007 № А56-12206/2007; от 29.06.2007 № А56-29818/2006; от 18.07.2007 № А56-25404/2006; от 02.04.2007 № А56-31339/2006, ФАС СевероКавказского округа от 31.08.2011 № Ф08-4985/11 по делу № А32-8596/2010, ФАС Центрального округа от 09.08.2011 № Ф10-2509/11 по делу № А35-12041/2010).
Данные решения основаны на позиции, выраженной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 № 5: ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ (см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 № 57).
Причем правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении Пленума от 05.10.2007 № 57, относительно толкования норм Жилищного кодекса Российской Федерации также применима и в отношении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (см. постановление ФАС Центрального округа от 23.07.2012 № Ф10-1990/12 по делу № А35-10825/2011). Об этом также свидетельствуют постановления ФАС СевероКавказского округа от 06.08.2013 № Ф08-4356/13 по делу № А32-12601/2012, ФАС Центрального округа от 12.10.2011 № Ф10-3490/11 по делу № А35-10708/2010, ФАС Центрального округа от 09.08.2011 № Ф10-2509/11 по делу № А35-12041/2010.
Вместе с тем специалисты Минфина России в указанных выше письмах (письма Минфина России от 13.03.2015 № 03-11-11/13540, от 03.10.2014 № 03-11-11/49928) предлагают некий выход: внести в устав ТСЖ положение о том, что товарищество действует от своего имени и по поручению членов ТСЖ (или от имени и за счет членов ТСЖ). В этом случае согласно подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и
(или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Поэтому, если уставом предусмотрено, что ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) коммунальных услуг, то средства, поступающие на счета товарищества от членов ТСЖ для оплаты коммунальных услуг, не признаются доходами. Доходом признается только вознаграждение ТСЖ за выполнение посреднических услуг (см. также письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526).
То есть из положений Устава должно следовать, что ТСЖ занимается сбором и направлением денежных средств на коммунальное обслуживание, не оказывая при этом иных услуг, за исключением посреднических.
Таким образом, у ТСЖ не возникнет оснований для отражения в составе доходов денежных средств, собранных за коммунальные услуги для передачи поставщикам коммунальных ресурсов, если указанные средства будут поступать на счета ТСЖ от собственников недвижимости в связи с заключением с ними посреднического договора.
О том, что ТСЖ не обязано взимать комиссионное вознаграждение, осуществляя сбор коммунальных платежей, свидетельствует, например,
постановление ФАС Центрального округа от 24.10.2012 № Ф10-3644/12 по делу № А14-9261/2011. В нем указано, что, осуществляя функции входящих в объединение товариществ собственников жилья по сбору коммунальных
Список литературы
платежей, Ассоциация делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме и не за вознаграждение, так как является некоммерческой организацией, действующей строго в интересах входящих в объединение ТСЖ и их членов. В связи с чем функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям Ассоциация ТСЖ осуществляет без оплаты указанных услуг.
Напомним, что в том случае, если исчисленная в общем порядке сумма налога при УСН меньше суммы исчисленного минимального налога (абз. 3 п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации, письмо Минфина России от 21.01.2014 № 03-11-11/1653) или если по итогам налогового периода налогоплательщик получил убыток и, соответственно, сумма налога при УСН равна нулю (см. письма Минфина России от 20.06.2011 № 03-11-11/157, от 01.04.2009 № 03-11-09/121, ФНС России от 14.07.2010 № ШС-37-3/6701@, УФНС России по г. Москве от 09.12.2010 № 1615/129840@), у налогоплательщика на УСН (который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов) возникает обязанность по уплате минимального налога.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В том случае, когда по условиям заключенного посреднического договора с собственниками недвижимости у ТСЖ не возникнет экономической выгоды в виде комиссионного вознаграждения, величина дохода будет равна нулю, следовательно, при расчете минимального налога по этому основанию у ТСЖ налоговая база, которой являются доходы, будет нулевой.
Таким образом, при отсутствии других доходов у ТСЖ не возникнет обязанности по уплате минимального налога.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
7. Письмо Минфина России от 16.10.2007 № 03-11-04/2/258.
8. Письмо Минфина России от 03.10.2014 № 03-11-11/49928.
9. Письмо Минфина России от 21.01.2014 № 03-11-11/1653.
10. Письмо Минфина России от 13.03.2015 № 03-11-11/13540.
11. Письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526.
12. Письмо Минфина России от 20.06.2011 № 03-11-11/157.
13. Письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-11-09/121.
14. Письмо ФНС России от 14.07.2010 № ШС-37-3/6701@.
15. Письмо УФНС России по г. Москве от 09.12.2010 № 16-15/129840@,
16. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.04.2008 № Ф08-1767/08-637А по делу № А32-2955/2007-46/59.
17. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2007 № А56-12206/2007.
18. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2007 № А56-29818/2006.
19. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2007 № А56-25404/2006.
20. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2007 № А56-31339/2006.
21. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.08.2011 № Ф08-4985/11 по делу № А32-8596/2010.
22. Постановление ФАС Центрального округа от 09.08.2011 № Ф10-2509/11 по делу № А35-12041/2010.
23. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.10.2007 № 57.
24. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2013 № Ф08-4356/13 по делу № А32-12601/2012.
25. Постановление ФАС Центрального округа от 23.07.2012 № Ф10-1990/12 по делу № А35-10825/2011.
26. Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2011 № Ф10-3490/11 по делу № А35-10708/2010.
27. Постановление ФАС Центрального округа от 24.10.2012 № Ф10-3644/12 по делу № А14-9261/2011.
28. Решение Верховного Суда РФ от 22.12.2010 № ГКПИ10-1401.