УДК 347.965
Мамедова Нармина Атешевна
Костромской государственный университет [email protected]
Голубев Валерий Вячеславович
кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]
ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ СТАТУСА АДВОКАТА: ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
На основании анализа правовых и теоретических положений в статье рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся существующего в Российской Федерации порядка приобретения статуса адвоката. Устанавливается, что названный порядок служит своеобразным фильтром, призванным ограничить доступ к адвокатуре лицам, не обладающим достаточным уровнем теоретических знаний и практических навыков и, как следствие, не способным в последующем оказать доверителям квалифицированную юридическую помощь. Статистические данные при этом показывают, что на данный момент процедура подготовки соискателей на приобретение статуса адвоката не справляется с решением поставленной задачи в полной мере, следовательно, не является достаточно эффективной. С целью выявления оптимальных путей ее совершенствования в статье приводится сравнительный анализ отечественного законодательства об адвокатуре с актуальным законодательством Франции, Китайской Народной Республики, Японии, Республики Армения и Республики Молдова. Авторами подчеркивается принципиальное отличие российского опыта от зарубежного, предусматривающего обязательное прохождение соискателями профессиональной стажировки. Приводятся доводы в пользу целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, устанавливающих прохождение обязательной стажировки претендентами на получение статуса адвоката.
Ключевые слова: адвокатура, правовой статус адвоката, допуск к адвокатской практике в зарубежных странах, квалификационный экзамен, порядок приобретения статуса адвоката, стажировка претендентов на приобретение статуса адвоката.
В связи с непрерывным реформированием действующего законодательства, усложнением правовой системы у населения, в большинстве своем не обладающего достаточным уровнем специальных знаний и навыков для эффективного использования правовых средств, возникает объективная потребность в обращении к профессионалам за оказанием квалифицированной юридической помощи, право на получение которой закреплено за каждым в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Это обуславливает важное общегосударственное значение данного права, а также его значительную роль в системе гарантий обеспечения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Общеизвестно, что одним из основных субъектов оказания квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации является адвокатура. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации», «адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность». Необходимо понимать, что названный в данной правовой норме порядок приобретения статуса адвоката выступает одной из важных гарантий обеспечения квалифицированности оказываемой адвокатом юридической помощи. Это обусловлено тем, что рассматриваемый порядок выступает своеобразным фильтром, призванным ограничить доступ к адвокатуре лицам, не облада-
ющим достаточным уровнем теоретических знаний и практических навыков и, как следствие, не способным в последующем оказать доверителям юридическую помощь, соответствующую высоким профессиональным и этическим стандартам.
В соответствии с нормами современного российского законодательства статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные законом. Кроме того, лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности. Помимо этого, лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, должно успешно сдать квалификационный экзамен [13].
Важность рассматриваемой процедуры обуславливает необходимость её постоянного совершенствования. Так, например, 1 сентября 2016 года вступили в силу разработанные Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации изменения в Положение «О порядке сдачи
© Мамедова Н.А., Голубев В.В., 2017
Вестник КГУ ^ № 2. 2017
195
квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката». Данные изменения были внесены с целью унификации требований к проведению квалификационного экзамена во всех адвокатских палатах Российской Федерации [15]. Кроме того, по мнению вице-президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации С.И. Володиной, новые единые стандарты призваны определить, обладают ли соискатели статуса адвоката необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками действий в различных правовых ситуациях [3]. Представляется, что вышеупомянутые изменения должны также в полной мере обеспечить равный доступ к профессии адвоката соискателям статуса во всех регионах Российской Федерации посредством упорядочивания существующей ранее системы приема квалификационного экзамена. Тем не менее, важно рассмотреть вопрос о достаточности изменений.
По данным Федеральной палаты адвокатов за период с апреля 2013 г. по апрель 2015 г. за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей квалификационными комиссиями адвокатских палат к дисциплинарной ответственности было привлечено 5340 адвокатов. Из них статус адвоката был отменен у 722 адвокатов [9]. Анализ приведенных статистических данных показывает актуальность проблемы качества оказываемой адвокатами юридической помощи. Думается, что подобная ситуация обусловлена в том числе недостаточной профессиональной подготовкой адвокатов. Так, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей в период с апреля 2011 года по апрель 2013 года к дисциплинарной ответственности был привлечен 5341 адвокат [10]. Отсутствие тенденции к снижению количества адвокатов, привлекаемых к дисциплинарной ответственности, наглядно демонстрирует недостаточность принимаемых мер по повышению их профессиональной квалификации.
Для выработки эффективных предложений по совершенствованию процедуры профессиональной подготовки претендентов на получение статуса адвоката необходимо объективно установить, насколько оптимально данный вопрос регулируется современным российским законодательством посредством обращения к опыту зарубежных стран.
В связи с развитием двусторонних отношений адвокатских палат Франции и России, которые подтверждаются в том числе подписанием в 2015 году договоров о взаимном сотрудничестве, о развитии совместных образовательных программ, о стажировках французских адвокатов в России и российских адвокатов во Франции, изучение положительного опыта Франции представляется достаточно уместным. В этой стране предусмотрены довольно жесткие условия доступа к адвокатской профес-
сии. Теоретическая и практическая подготовка претендентов на получение статуса адвоката, помимо наличия степени магистра права [5, с. 11], предполагает обучение в течение 18 месяцев в региональных центрах профессиональной подготовки адвокатов и сдачу выпускных экзаменов [12, а 294]. При этом для прохождения обучения претендент должен также выдержать вступительные экзамены в центре профессиональной подготовки. Период обучения состоит из трех этапов, включающих в себя изучение базовых дисциплин, индивидуальную работу с кандидатом и прохождение стажировки у одного из адвокатов [8].
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации отмечает, что знаковым событием последних лет стало развитие сотрудничества с азиатскими партнерами (КНР, Япония) [2]. Одним из главных направлений взаимодействия выступает международный научный обмен; анализ и обобщение зарубежной практики регулирования адвокатской деятельности, что является предпосылкой в том числе и для изучения процедуры приобретения статуса адвоката в указанных странах. Кроме того, обращение к опыту Японии также обусловлено подписанием в 2014 году «Меморандума о взаимопонимании между Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации и Японской Федерацией адвокатских ассоциаций», предусматривающего постоянный профессиональный обмен между адвокатурами России и Японии [1]. В Японии порядок приобретения статуса адвоката включает в себя сдачу квалификационного экзамена и обязательное прохождение кандидатом восемнадцатимесячного курса обучения под руководством практикующих юристов в Научно-исследовательском институте при Верховном суде, по итогам которого данным лицом также сдается экзамен [6].
В соответствии с законом Китайской Народной Республики, для получения лицензии на адвокатскую деятельность претендент должен сдать унифицированный квалификационный государственный экзамен на судебные профессии. После чего кандидат, успешно сдавший квалификационный экзамен, проходит годовую стажировку в адвокатском образовании и лишь по ее окончании получает удостоверение адвоката [7].
Обращение к законодательству некоторых стран СНГ позволит наиболее полно изучить рассматриваемый вопрос. Адвокатские корпорации государств-участников Содружества имеют много общего не только в истории, но и в современном правовом регулировании. Как отмечает Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Ю.С. Пилипенко, перед адвокатурами данных стран «стоят общие проблемы, и решать их надо общими усилиями, обмениваясь опытом и развивая профессиональные связи» [14].
196
Вестник КГУ ^ № 2. 2017
Процедура приобретения статуса адвоката в Республике Армения предусматривает прохождение обязательного обучения в школе адвокатов, включающее в себя теоретические и практическое обучение. После окончания обучения слушатель школы адвокатов сдает единый экзамен на получение лицензии адвокатской деятельности [4].
Исходя из анализа законодательства Республики Молдова, лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, обязано пройти стажировку по профессиональной подготовке продолжительностью 18 месяцев, на протяжении которых оно имеет статус адвоката-стажера. При этом допуск к профессиональной стажировке осуществляется на основании экзамена. По завершении стажировки адвокат-стажер сдает квалификационный экзамен [11].
Из вышесказанного видно, что в зарубежном законодательстве, как и в отечественном, предусмотрена обязательная сдача соискателем статуса адвоката квалификационного экзамена. Однако, в отличие от российского опыта, зарубежный опыт предусматривает обязательное прохождение претендентом на приобретение статуса адвоката еще и профессиональной стажировки. Подобная практика позволяет соискателям статуса адвоката совместно с руководителем стажировки определить, обладают ли первые необходимыми для осуществления адвокатской деятельности нравственными характеристиками, выявить наличие пробелов в теоретической подготовке, которые можно восполнить непосредственно в процессе прохождения стажировки; способствует выработке необходимых моральных качеств и полному осознанию будущей профессии.
Соответственно, обязательная профессиональная стажировка, предусмотренная законодательством зарубежных стран, обеспечивает более высокий уровень подготовки претендентов на получение статуса адвоката, так как позволяет им приобрести практические навыки работы в узкой специальной области, которая в последующем должна стать их профессиональной деятельностью. Думается, что аналогичный объем практических навыков нельзя получить в рамках осуществления профессиональных обязанностей в иных должностях, требующих наличия высшего юридического образования. Предусмотренное современным российским законодательством требование к наличию у претендента на приобретение статуса адвоката стажа работы по юридической специальности не менее двух лет нельзя считать достаточным и в полной мере обеспечивающим должный уровень профессиональной подготовки будущих адвокатов.
Думается, что нельзя считать в должной мере обеспечивающим квалифицированность оказываемой адвокатами юридической помощи и положение Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», устанавливающее, что претендент на приобретение статуса адвоката должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности [13]. Необходимо понимать, что, исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель, допуская подобную альтернативу, открывает доступ в адвокатуру в том числе лицам, не имеющим базового юридического образования, но получившим ученую степень по юридической специальности. Думается, что уровень знаний в области права у лиц, получивших высшее юридическое образование и лиц, имеющих исключительно ученую степень в данной области нельзя считать равнозначным. Это обусловлено тем фактом, что соискатель ученой степени должен продемонстрировать углубленные знания избранной им темы в узкой области, ограниченной несколькими отраслями права, в то время как лицо, успешно освоившее программу высшего юридического образования, обладает теоретическими знаниями, охватывающими все области права, умеет решать профессиональные задачи, а также владеет широким кругом профессиональных компетенцией. В связи с этим кажется логичным, что для осуществления в Российской Федерации адвокатской деятельности с соблюдением высоких профессиональных стандартов необходимость получения соискателем статуса адвоката высшего юридического образования должна быть безальтернативной.
Представляется, что в целом исключение из законодательной нормы рассмотренного выше положения, а также установление в ней обязательной стажировки претендентов на получение статуса адвоката позволит в последующем наиболее эффективным образом обеспечить квалифицированность оказываемой адвокатом юридической помощи и, как следствие, соблюдение конституционного права граждан на её получение. В связи с этим, необходимо изложить ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЭ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» в следующей редакции: «Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанное лицо также должно пройти обязательную стажировку в адвокатском образовании в срок не менее 6 месяцев, а также иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в срок от одного года до двух лет».
Библиографический список
1. «Меморандум о взаимопонимании между Японской федерацией адвокатских образований
Вестник КГУ ^ № 2. 2017
197
и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации» от 24.10.2014 // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. - 2014. -№ 4 (47). - С. 27.
2. Взаимодействие и партнерство // Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fparf.ru (дата обращения: 14.08.2016).
3. День адвокатских знаний // Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fparf.ru (дата обращения: 12.10.2016).
4. Закон Республики Армения от 13.01.2005 № 3Р-29 «Об адвокатуре» // Официальные ведомости Республики Армения. - 2005. - № 6 (378) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.spinform.ru (дата обращения 14.05.2016).
5. Крысанова Е.Г. Французская адвокатура: реформы законодательства // Адвокатская палата. -2012. - № 10. - С. 11-13.
6. Логинова АМАдвокатская деятельность в Японии: некоторые аспекты организации // Адвокатская газета. - 2007. - № 1. - С. 13.
7. Магута П. Адвокатура поднебесной // Адвокатская газета. - 2010. - № 19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advgazeta.ru (дата обращения: 03.06.2016).
8. Морозов Н.В. Основы правового положения адвоката по законодательству Франции // Адвокатская практика. - 2006. - № 18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/ j2469.html (дата обращения: 14.01.2017).
9. Отчет «О деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за
период с апреля 2013 года по апрель 2015 года // Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fparf.ru (дата обращения: 14.08.2016).
10. Отчет «О деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2011 года по апрель 2013 года» // Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fparf.ru (дата обращения: 14.08.2016).
11. Парламент Республики Молдова от 19.07.2002 № 1260-XV «Закон об адвокатуре» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. - 2002. -№ 126-127 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.refworld.org.ru (дата обращения 14.05.2016).
12. Терела Е.А. Правовые основы, как причина устойчивости института адвокатуры во Франции // Бизнес в законе. - 2008. - № 2. - С. 294-296.
13. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 23. - С. 2102.
14. Хартия дружественных адвокатур // Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fparf.ru (дата обращения: 14.08.2016).
15. Экзаменационные вопросы // Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fparf.ru (дата обращения: 12.10.2016).
Вестник КГУ J¡. № 2. 2017
198