Г.А. Шевцова, С.В. Березовский
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ КАК СРЕДСТВА КРИПТОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
Порядок применения технологии электронной подписи при межведомственном электронном взаимодействии рассматривается с позиции участников межведомственного электронного взаимодействия, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции в электронной форме.
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций показано на примере единых технологических решений. Рассматриваются виды, технология применения и проверки электронной подписи в электронных сообщениях, проходящих через узлы системы межведомственного электронного взаимодействия, а также особенности порядка использования участниками межведомственного электронного взаимодействия электронных служебных подписей и электронных подписей органа власти.
Защита электронного документа включает в себя защиту технологии с применением средств криптографической защиты информации.
Ключевые слова: электронная подпись, квалифицированный сертификат ключа, межведомственное электронное взаимодействие, защита информации.
В настоящее время с внедрением современных информационных и автоматизированных технологий интенсивное развитие получило межведомственное электронное взаимодействие, осуществляемое, прежде всего, в целях предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
© Шевцова Г.А., Березовский С.В., 2013
данный вид взаимодействия реализуется в процедурах, связанных с обменом документами и информацией в электронной форме между различными органами и организациями, участвующими в предоставлении услуг.
При этом применение электронных подписей, формируемых при межведомственном информационном обмене с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения функций в электронной форме, становится приоритетным направлением и все более востребованным способом осуществления межведомственного запроса о предоставлении необходимых документов и информации.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации в электронной форме с использованием единой системы и подключаемых к ней региональных систем осуществляется в соответствии с Положением «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697, Правилами использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи» и принятыми в соответствии с этими документами правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия.
Система межведомственного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам. Кроме того, информационная система содержит сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в
электронной форме. В информационной системе находятся также сведения о программных и технических средствах, обеспечивающих взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия органов и организаций с применением системы взаимодействия достигается путем использования сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по стандартам и техническим требованиям, а также путем использования единых технологических решений, классификаторов и описаний структур данных.
Основными функциями системы взаимодействия являются следующие:
- обеспечение передачи запросов в виде документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал;
- обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
- обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
Таким образом, основная функция системы взаимодействия заключается в обеспечении:
- доступа к электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;
- получения, обработки и доставки электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;
- возможности использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;
- защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;
- хранения информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем органов и организаций, подключенных к системе взаимодействия, и мониторинга работоспособности электронных сервисов, включенных в данный реестр1.
При межведомственном электронном взаимодействии для оказания государственных услуг электронные подписи подразделяются на две категории:
- электронные подписи субъектов взаимодействия - физических лиц;
- электронные подписи информационных систем - субъектов взаимодействия2.
При межведомственном электронном взаимодействии применяются следующие виды электронных подписей:
- простая или усиленная квалифицированная электронная подпись пользователя, формируемая от имени пользователя Единого портала государственных услуг, осуществляющего заказ услуг в электронном виде;
- усиленная квалифицированная электронная подпись - служебная подпись, формируемая от имени должностного лица органа власти, участвующего в межведомственном электронном взаимодействии при оказании государственных услуг (аналог собственноручной подписи);
- усиленная квалифицированная электронная подпись органа власти, формируемая информационной системой от имени органа государственной власти, участвующего в межведомственном электронном взаимодействии при оказании государственных услуг (аналог гербовой печати);
- электронные подписи системы межведомственного электронного взаимодействия и электронные подписи региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (технологические), формируемые соответственно федеральными или региональными узлами системы межведомственного электронного взаимодействия
при обработке электронных сообщений, передаваемых через них;
- электронная подпись портала государственных услуг, формируемая информационной системой Единого портала государственных услуг при обмене электронными сообщениями, передаваемыми в информационные системы органов власти.
Процесс осуществления электронного взаимодействия в ходе реализации государственных услуг можно технологически представить следующим образом.
На первом этапе происходит формирование пользователем портала в Едином портале государственных услуг или должностным лицом органа власти в информационной системе органа власти запроса к информационному ресурсу другого ведомства и подписание электронных документов, передаваемых в запросе, своей электронной подписью (электронной подписью пользователя и усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица соответственно) и размещение его в конверте электронного сообщения, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью органа власти. Необходимо отметить, что порядок формирования и подписания электронной подписью ответа на запрос осуществляется аналогично формированию и подписанию электронной подписью запроса, поступившего в электронном виде. Конверт же электронного сообщения представляет собой файл формата, предназначенного для передачи электронных документов из одной информационной системы в другую (XML) и позволяющего системам, использующим разные программные средства обработки и хранения данных, обмениваться структурированной информацией, обеспечивать ее правильное преобразование и представление в любой среде.
Перед подписанием электронного документа и конверта системой проверки и генерации электронной подписи портала в автоматическом режиме проверяется наличие у должностного лица соответствующих полномочий и действительности его квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
На втором этапе подписанный квалифицированными электронными подписями должностного лица и органа власти запрос поступает в систему межведомственного электронного взаимодействия. При этом система межведомственного электронного взаимодействия автоматически осуществляет:
- идентификацию информационной системы отправителя по квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи информационной системы органа власти;
- проверку наличия и действительности сертификата ключа проверки электронной подписи информационной системы в реестре информационных систем, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации;
- проверку возможности обращения информационной системы к информационной системе адресата (получателя) электронного сообщения по реестру прав доступа, т. е. единой матрице доступа системы межведомственного электронного взаимодействия;
- подписание запроса технологической электронной подписью системы межведомственного электронного взаимодействия соответствующего узла с простановкой метки (штампа) времени электронного документа, которые являются достоверной информацией о моменте подписания документа и которые присоединяются к электронному документу или иным образом связываются с ним;
- гарантированную доставку запроса до информационной системы адресата.
На третьем этапе информационная система адресата, получив из системы межведомственного электронного взаимодействия запрос, может осуществить три проверки.
1. Наличия и действительности сертификата и корректности формирования технологической электронной подписи системы межведомственного электронного взаимодействия в запросе.
Успешность проверки гарантирует:
- поступление запроса от системы межведомственного электронного взаимодействия именно как от информационной системы, а не от иного источника;
- поступление запроса от информационной системы ведомства в систему межведомственного электронного взаимодействия во время, указанное в метке (штампе) времени;
- право на обращение информационной системы отправителя электронного сообщения к информационной системе получателя запроса.
2. Наличия и действительности сертификата и корректности формирования электронной подписи органа власти информационной системой в запросе, что при получении положительных результатов ее проведения гарантирует:
- поступление запроса в систему межведомственного электронного взаимодействия именно от информационной системы отправителя межведомственного запроса; целостность (подтверждение поступления запроса к информационной
системе получателя от информационной системы его отправителя в неизменном виде);
- формирование запроса порталом информационной системы органа власти; обладание информационной системой на момент подписания запроса соответствующими полномочиями на обращение с запросом к информационному ресурсу адресата.
3. Наличия и действительности сертификата и корректности формирования электронной подписи должностного лица отправителя запроса.
Успешность проверки гарантирует формирование запроса конкретным должностным лицом отправителя запроса и целостность переданного электронного документа.
Осуществление всех трех проверок сертификатов и подписей на поступивших документах не является обязательным - достаточно наличия и соответствующей успешной проверки только лишь электронных подписей системы межведомственного электронного взаимодействия и органов власти, что в целом гарантирует:
- целостность электронного документа отправителя и доставку его получателю в неискаженном виде;
- право отправителя на обращение к получателю;
- наличие соответствующих полномочий у должностного лица на формирование документа в информационной системе.
Существуют общие требования к электронным подписям, формируемым узлами системы межведомственного электронного взаимодействия и Единым порталом государственных услуг.
Ключи электронных подписей и соответствующие им квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей используются для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе при оказании государственных услуг (функций).
Сертификаты и ключи электронной подписи системы межведомственного электронного взаимодействия, а также региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, используемые для формирования электронных подписей в сообщениях, проходящих через федеральный и региональные узлы системы межведомственного электронного взаимодействия, выдаются на имя оператора соответствующей системы межведомственного электронного взаимодействия.
Электронная подпись этих двух систем подтверждает:
- факт достоверности прохождения электронного сообщения через узлы систем;
- факт аутентификации и авторизации в соответствии с правилами, указанными в реестре прав доступа к электронным сервисам (матрице доступа);
- неизменность сведений, внесенных в электронное сообщение систем.
Сертификат электронной подписи системы (региональной) межведомственного электронного взаимодействия выдается на каждый отдельный узел системы межведомственного электронного взаимодействия.
Сертификаты ключей проверки электронной подписи и ключи электронной подписи портала государственных услуг, используемые для формирования электронных подписей в сообщениях, формируемых в Едином портале государственных услуг, выдаются на имя оператора Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Электронная подпись портала государственных услуг подтверждает:
- факт формирования запроса на оказание услуг в электронном виде в информационной системе Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
- факт аутентификации и авторизации в личном кабинете Единого портала государственных услуг лица, сформировавшего запрос в электронном виде на оказание услуг;
- неизменность переданных данных при передаче к информационной системе потребителя.
При обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги заявление и каждый прилагаемый к нему документ подписываются тем видом электронной подписи, допустимость использования которых установлена федеральными законами, регламентирующими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги либо порядок выдачи документа, включаемого в пакет документов. В случаях, если указанными федеральными законами используемый вид электронной подписи не установлен, вид электронной подписи определяется в соответствии с критериями определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг. Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634. Этим же документом определены критерии определения видов электронной
подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.
Рассмотрим более подробно особенности применения усиленной квалифицированной электронной подписи в электронных документах, передаваемых с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в адрес территориального органа, и в передаваемых электронных документах, формируемых территориальным органом.
В электронных сообщениях могут использоваться следующие усиленные квалифицированные электронные подписи:
- электронные подписи субъектов взаимодействия - физических лиц - электронные служебные подписи, формируемые от имени должностных лиц территориального органа, участвующих в межведомственном электронном взаимодействии при оказании государственных услуг (аналог собственноручной подписи);
- электронные подписи в информационной системе как субъекте взаимодействия - электронная подпись органа власти, формируемая от имени государственного учреждения и его территориальных органов (как юридических лиц), участвующих в межведомственном электронном взаимодействии при оказании государственных услуг (аналог гербовой печати государственного учреждения)3.
Ключи электронной служебной подписи и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи выдаются аккредитованными Минкомсвязью России удостоверяющими центрами должностным лицам территориальных органов в соответствии с предоставленными им полномочиями по применению электронной подписи. Данные ключи и сертификаты используются для формирования (проверки) в информационных системах электронных подписей от имени указанных должностных лиц при оказании государственных и муниципальных услуг (функций) с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Структура квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи должна соответствовать требованиям к единой структуре сертификата ключа проверки электронной подписи, утвержденным приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 795 «Об утверждении требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» и разработанным Минкомсвязью России «Рекомендациям по составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи».
Электронная подпись признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе проставившего ее должностного лица. Такая подпись подтверждает:
- факт формирования в информационной системе территориальных органов межведомственных запросов;
- факт наличия у должностного лица, сформировавшего в информационной системе электронный документ (запрос либо ответ), соответствующих полномочий по подписанию электронной подписью (ее проверке) на момент формирования электронного документа.
В случае возникновения обстоятельств, не позволяющих участнику межведомственного электронного взаимодействия (уполномоченному лицу участника межведомственного электронного взаимодействия) правомерно использовать электронную подпись и средства электронной подписи при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия, участник данного вида взаимодействия обязан не позднее одного рабочего дня со дня наступления таких обстоятельств в обязательном порядке письменно уведомить об этих обстоятельствах аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи и ключ электронной подписи, для прекращения их действия.
Участники межведомственного электронного взаимодействия при использовании электронных подписей обязаны:
- обеспечивать конфиденциальность ключей электронной подписи, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;
- уведомлять аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи (компрометации ключа) незамедлительно (не позднее одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении) для прекращения действия сертификата, выданного для проверки этого ключа;
- не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;
- использовать для создания и проверки электронной подписи и ключей электронных подписей средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным ФСБ России4.
Таким образом, применение электронной подписи не только повышает оперативность в предоставлении государственных услуг, но и обеспечивает юридическую значимость (силу) и достоверность заверяемых ею электронных документов и позволяет определять авторство электронных сообщений.
Необходимо иметь в виду, что все организационно-методологическое руководство организацией работ по обеспечению безопасности применения средств криптографической защиты информации, включая ключи электронных подписей и контроль за обращением с ними, осуществляют структурные подразделения по защите информации в соответствии с возложенным на них функционалом и решаемыми задачами.
Примечания
См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5247. 2010. 30 июня.
См.: Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5451. 2011. 8 апр. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 «Об утверждении правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг».
См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
3
4