От редакции:
Мы уже не раз обращались к теме оказания медицинской помощи иностранным гражданам (см., например, № 5 за 2010 год, № 6 за 2013 год). Но законодательство меняется, поэтому вновь возвращаемся к этой проблеме.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ
Консультируют:
д.э.н. Кадыров Ф.Н., Сорокина Ю.А. - ЦНИИОИЗ,
Андрюшина Н.А. - экономист СПб ГБУЗ «МИАЦ»
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы), порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Тем не менее, в самих Основах содержится ряд положений, касающихся оказания медицинской помощи иностранным гражданам. Часть 3 статьи 19 Основ предусматривает: «Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».
Пункт 3 части 5 статьи 84 Основ устанавливает, что медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гаран-
тий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать платные медицинские услуги гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
С 19 марта 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» (далее — Правила). В связи с этим Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 546 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» утратило свою силу.
Согласно Правилам, «медицинская помощь иностранным гражданам, временно пребывающим (временно проживающим) или постоянно проживающим в Российской Федерации, оказывается медицинскими и иными осуществляющими медицинскую деятельность организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность».
№В
3013
Менеджер
Медицинской организации следует четко представлять, к какой категории иностранных граждан относится обратившееся физическое лицо, так как от этого зависит компенсация расходов за оказанную медицинскую помощь. На рис. 1 представлена систематизация категорий иностранных граждан и источников финансовых средств, за счет которых будет производиться компенсация расходов медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», которые соответствуют какому-либо из следующих критериев:
• работают по трудовому договору;
• с ними заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), а также авторские, лицензионные договоры;
• являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
• являются членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Кроме того, с 1 января 2012 г. к застрахованным лицам относятся постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане-руководители, являющиеся единственными учредителями организаций.
Согласно Правилам, перечисленные выше категории иностранных граждан имеют право на бесплатное получение медицинской помощи
в рамках обязательного медицинского страхования. Следовательно, иностранные граждане, временно пребывающие в России, не являются застрахованными лицами. Действительно, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в пункте 15) части 1 статьи 9 установил, что взносы на социальное страхование за иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не производятся. Таким образом, указанные лица не имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Из рис. 1 видно, что различным категориям иностранных граждан может быть оказана медицинская помощь в экстренной, неотложной и плановой форме, которые предусмотрены частью 4 статьи 32 Основ.
Согласно Правилам, медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно.
Правилами определено, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно. Однако следует напомнить, что с 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (сани-тарно-авиационной) скорой медицинской помощи) производится за счет средств обязательного медицинского страхования. В связи с этим, как отмечается в письме Минздрава России № 14-0/10/2-2564, ФФОМС №7155/30 от 26 сентября 2012 г. «О направлении Мето-
/ Менеджер № в
\ здравоохранения 3013
■ЛТЕ/ ш
Рис. 1. Основные категории иностранных граждан, находящихся на территории РФ (согласно Закону РФ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Источники оплаты медицинской помощи на основании изменений с 06.03.2013, внесенных Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 №186
дических рекомендаций «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития», оплата скорой медицинской помощи иностранным гражданам относится к вопросам, требующим решения.
Точно так же неоднозначен вопрос с тем, кто оплатит медицинским организациям оказание незастрахованным иностранным гражданам и лицам без гражданства первичную медико-санитарную или специализированную медицинскую помощь в экстренной форме.
Тем не менее, законодательные основы для решения этих проблем имеются. Часть 10
статьи 83 Основ провозглашает: «Расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Часть 11 данной статьи гласит: «Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом
№ В Менеджер
3013 здравоохранения /
либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» записано: «Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам Российской Федерации при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования), включается в средние нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного само-управления)».
Как видим, в Постановлении Правительства речь идет только о гражданах Российской Федерации. То есть, порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием незастрахованным иностранным гражданам и лицам без гражданства бесплатной медицинской помощи в экстренной форме не установлены.
В ряде субъектов Российской Федерации для государственных (муниципальных) учреждений в подобных случаях все же выделяются бюджетные средства. Например, в Санкт-Петербурге в виде «субсидий на иные цели». В других регионах средства не выделяются. Эта проблема требует срочного решения, тем более что, как было показано выше, законодательная база для этого имеется.
Медицинские организации государственной и муниципальной системы здравоохране-
ния вправе оказывать не застрахованным иностранным гражданам медицинскую помощь на платной основе. Речь идет об оказании медицинской помощи в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и в плановой форме на основании договора о предоставлении платных медицинских услуг либо договора добровольного медицинского страхования. Однако застрахованные лица имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в неотложной и плановой форме в рамках обязательного медицинского страхования.
При оказании плановой медицинской помощи иностранным гражданам, не являющимся застрахованными лицами, следует обратить внимание на то, что такая медицинская помощь оказывается «при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости медицинских услуг или предоплаты медицинских услуг исходя из предполагаемого объема предоставления этих услуг... а также необходимой медицинской документации (выписка из истории болезни, данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований) при ее наличии».
Правилами оговорено, что «после завершения лечения иностранного гражданина в его адрес или адрес юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, по согласованию с указанным гражданином направляется выписка из медицинской документации с указанием срока оказания медицинской помощи в медицинской организации, а также проведенных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации». Медицинская документация заполняется на русском языке. Кроме того, медицинская организация в течение 10 дней после окончания лечения направляет счета-фактуры за фактически оказанную медицинскую помощь в адрес иностранного гражданина или юридического либо физического лица, представ-
ляющего его интересы, если иное не предусмотрено договором, в соответствии с которым она была оказана (за исключением оказания медицинской помощи застрахованным иностранным гражданам). Правилами установлено, что «споры, связанные с оказанием медицинской помощи или несвоевременной оплатой счетов-фактур за фактически оказанную медицинскую помощь, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации».
Мы рассмотрели общий порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации. Однако следует обратить внимание на пункт 11 Правил: «В случае если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора».
Так, статьей 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. «О равных правах граждан» (далее — Договор) установлено: «Гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях Договаривающихся Сторон». Во исполнение Договора было принято Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» от 24 января 2006 г. (далее — Соглашение). Соглашением разграничиваются права граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих, временно проживающих и временно пребывающих в Российской Федерации. Так, согласно статье 3 Соглашения, «граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Россий-
ской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Соглашением установлено, что «граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (статья 5), за исключением тех из них, которые работают в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, так как они имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации (статья 6). Кроме того, в соответствии со статьей 4 Соглашения, «герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней из числа граждан Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
Обобщая положения Соглашения, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Информационном письме от 21 июля 2011 г. №201/10/2-7112 «Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (далее — Информационное письмо) были перечислены категории граждан Республики Беларусь, которым медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации оказывается наравне с гражданами Российской Федерации, а именно: граждане Респуб-
№В
3013
Менеджер
Э-
лики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации, Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней, а также граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, вне зависимости от принадлежности к системе обязательного медицинского страхования.
Иным категориям граждан Республики Беларусь медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации. Плановая медицинская помощь в таких случаях оказывается на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг или в соответствии с договором.
Кроме того, в Информационном письме сообщается, что в соответствии с Правилами скорая медицинская помощь всем иностранным гражданам оказывается бесплатно и безотлагательно в случае возникновения состояний, представляющих непосредственную угрозу их жизни или требующих срочного медицинского вмешательства.
Таким образом, «гражданам Республики Беларусь, имеющим почетные звания Героя Советского Союза и кавалера ордена Славы трех степеней, а также гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, вне зависимости от принадлежности к системе обязательного медицинского страхования, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации оказывается наравне с гражданами Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации».
Тем не менее, и в вопросах оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь много нерешенных проблем, на что
обращают внимание, например, Э.А. Гордеев, И.М.Тимофеев [12].
Таким образом, могут быть три основных ситуации, когда медицинская помощь не может быть оказана гражданам иностранных государств за плату:
— при оказании экстренной медицинской помощи;
— гражданам иностранных государств, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
— если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Выше отмечалось, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается бесплатно, а медицинская помощь в неотложной и плановой форме на платной основе. В связи с этим медицинские работники в некоторых случаях сталкиваются с вопросами разграничения неотложной и экстренной помощи, и поскольку не всегда эта граница четко очерчиваются и возникают проблемы с оплатой медицинской помощи, как со стороны финансирующей организации, так и со стороны пациента. Этот вопрос также требует своего решения и регламентации на законодательном уровне.
Особенно хотелось бы отметить необходимость решения вопроса, касающегося возмещения финансовых средств с приглашающей стороны за иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации в порядке визового въезда. Поскольку до сих пор не существует механизмов взыскания (кроме как в судебном порядке) средств, потраченных на лечение иностранного гражданина с приглашающей стороны (Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 №167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации»). Как свидетельствует практика, в случае отказа приглашающей стороны производить оплату или невозможности ее определить, далеко не все медицин-
ские учреждения имеют возможность заниматься этими вопросами в связи с неимением времени и кадровых ресурсов. Поэтому в большинстве случаев эти расходы учреждению не компенсируются, что не может не сказаться на общем состоянии медицинского учреждения и качестве медицинской помощи. Решение этой проблемы требует разработки механизма взыскания средств с приглашающей стороны за иностранных граждан, прибывших в порядке визового въезда, при сов-
местном участии органов власти, органов УФМС и других заинтересованных сторон.
Как видим, в настоящее время возможности компенсации расходов медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения за медицинскую помощь иностранным гражданам достаточно разнообразны и требуют четкого разграничения как категорий самих иностранных граждан, так и источников финансирования медицинской помощи.
Литература
1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 де-кабря 1998 г. «О равных правах граждан».
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 января 2006 г. «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
5. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. №186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».
10. Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 21 июля 2011 г. №201/10/2-7112 «Порядок оказания медицинской помощи гражданам Респуб-лики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
11. Письмо Минздрава России №14-0/10/2-2564, ФФОМС №7155/30 от 26 сентября 2012 г. «О направлении Методических рекомендаций «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития».
12. Гордеев ЭЛ., Тимофеев И.М. Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим в Российской Федерации//Менеджер здравоохранения. — 2013. — №6. — С. 24-27.
№ В Менеджер
3013 здравоохранения /