ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Порядок коммерциализации
научно-технических разработок в классическом университете
Г. Е. Дунаевский,
проректор по научной работе ТГУ
Я. Б. Коверников,
начальник отдела трансфера технологий НОЦ ТГУ
К. К. Архипова,
специалист по технологическому бизнесу отдела трансфера технологий НОЦ ТГУ
Возрастающий интерес к использованию новых технологий и инновационных продуктов в России, которые являются результатом научных открытий и изобретений ученых, студентов и аспирантов университетов, а также расширение информационного пространства и возможностей обмена информацией, создают условия для более активного вовлечения и использования их научно-технического и инновационного потенциала для удовлетворения потребностей общества, повышения уровня жизни населения, развития национальной и региональной экономики и социальной сферы.
Анализ складывающихся тенденций в России, опыт функционирования ведущих зарубежных исследовательских университетов показывают, что в настоящее время происходит изменение роли и общественной миссии университетов, что выражается в возрастающем их значении не только как центров передовой науки и высшего образования, но и как важнейших субъектов инновационной деятельности, направленной на коммерциализацию результатов научных исследований и вывод на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.
Одним из условий эффективной реализации стратегического видения развития современных университетов как интегрированных учебно-научно-инновационных комплексов является наличие в университете единой действующей внутренней политики в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.
В Томском госуниверситете основными внутренними нормативными документами, регулирующими
Д. А. Хитяева,
специалист по маркетингу отдела трансфера технологий НОЦ ТГУ
В. И. Масловский,
руководитель молодежного центра ТГУ
процесс создания и использования интеллектуальной собственности и коммерческой тайны вуза являются «Положение о деятельности Томского государственного университета в области интеллектуальной собственности» и «Положение о коммерческой тайне Томского государственного университета». Два этих документа, подготовленных с учетом действующего российского законодательства, позволяют регулировать процесс управления интеллектуальной собственностью вуза, снизить возможность возникновения конфликта интересов между вузом как работодателем и авторами научно-технических разработок (НТР), часто возникающим при коммерческом использовании созданных ими изобретений. «Положение о деятельности ТГУ в области интеллектуальной собственности» ставит своей задачей упорядочить процесс создания, правовой охраны и вовлечения в гражданский оборот интеллектуальной собственности ТГУ, и призвано защитить законные права и интересы университета и разработчиков (авторов), возникающие в процессе создания, охраны и использования интеллектуальной собственности. «Положение о коммерческой тайне ТГУ» регулирует отношения, связанные с отнесением информации научно-технического характера к коммерческой, охраной ее конфиденциальности в целях предупреждения недобросовестной конкуренции и обеспечения баланса интересов обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений на рынке товаров, работ, услуг, передачей такой информации.
Коммерциализация результатов НИОКР представляет собой последовательный процесс, который
подразумевает всю цепочку — от появления идеи до внедрения инновации-продукта на рынке. На каждой стадии процесса продвижения НТР от идеи к рынку университет оказывает сервисную поддержку, необходимую для успешной коммерциализации созданных в нем технологий и разработок.
С точки зрения порядка коммерциализации в Томском госуниверситете научно-технические разработки проходят следующий цикл:
1. Инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности и обьектов интеллектуальной собственности.
2. Технологический аудит.
3. Подготовку технологий к продвижению на рынок и коммерциализации.
4. Маркетинг технологий.
5. Сопровождение сделок по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности и коммерческой тайны (ноу-хау), реализации инновационных проектов. Инвентаризация. С целью выявления и постановки на учет информации о полученных в университете результатах НИОКР в ТГУ регулярно проводится инвентаризация результатов научно-технической деятельности. Информация представляется авторами НТР в виде заполненной формы инвентаризационной анкеты, в которую вносятся сведения об изобретении, необходимые для предварительной оценки его патентоспособности и коммерческого потенциала. В случае, если изобретение отвечает требованиям патентоспособности, НТР присваивается инвентарный номер, сведения о разработке заносятся в базу данных технологий и разработок университета. При разработке указанной формы было принято во внимание то, что информация, которая содержится в ней, должна нести базовые данные о НТР, необходимые для проведения на последующей стадии технологического аудита. С другой стороны, инвентаризационная анкета составлена таким образом, чтобы обеспечить простоту и удобство заполнения ее разработчиками. Инвентаризационная форма содержит следующие разделы:
► Название разработки. В этом разделе приводится полное название НТР.
► Краткое описание разработки. Раздел содержит информацию о научно-техническом уровне, новизне, основных преимуществах, областях применения, наличии сертификатов, технических условий. Информация раздела дает представление о том, на решение какой проблемы направлена каждая конкретная НТР, описывает преимущества по сравнению с конкурентными технологиями, достоинства в подходах и решениях проблемы.
► Ключевые слова. Ключевые слова в последствии используются для осуществления поиска дополнительной информации, касающейся НТР.
► Дата начала работ по тематике НИР, в рамках которой создана НТР. Свидетельствует о новизне и привязке разработанной технологии к реальным рыночным запросам, существующим в настоящее время.
► Источники финансирования, используемые при создании НТР. В разделе указывается источник(и)
финансирования (единый заказ наряд, гранты и программы (международные, федеральные, региональные, внебюджетных фондов), государственный контракт, хоздоговора, собственные средства университета). Данная информация позволяет определить, кому принадлежат права на полученный результат интеллектуальной деятельности, проверить разработку на патентную чистоту, а также оценить объем (долю) прав университета на полученный результат.
► Перечень публикаций, публичных выступлений, представлений НТР на выставках с указанием даты и места за последний год. Информация, указанная в разделе, позволяет определить, насколько широко представлена разработка на данный момент, какая информация о ней раскрыта, а также определить возможность ее правовой защиты.
► Правовая защита НТР. Если разработка уже имеет правовую защиту, указывается тип охранного документа (патент РФ на изобретение, патент на промышленный образец, свидетельство на полезную модель, международный патент, авторское свидетельство, режим коммерческой тайны (ноу-хау), разработка охраняется законом об авторском праве, разработка не имеет правовой защиты).
► Информация об охранных документах. В разделе приводится дополнительная информация об охранных документах (название, номер охранного документа, дата приоритета, дата выдачи, патентообладатели, авторы разработки, дата присвоения НТР режима коммерческой тайны (ноу-хау)).
► Технический уровень. В разделе указываются стадия НТР: НИР, лабораторный образец, макетный образец, опытная партия, мелкосерийное производство. Информация позволяет определить стадию готовности разработки к промышленному использованию.
► Предприятия — потенциальные пользователи НТР. В разделе указываются название предприятий, контактные лица и реквизиты, с которыми были установлены контакты, велись переговоры по использованию НТР, были заключены договоры о внедрении, проведении испытаний и пр.
► Информация о разработчиках. По каждой НТР указываются все авторы (ФИО, телефон, факс, электронная почта, организация, отдел, подразделение, должность, степень участия в создании НТР). Информация, представленная в данном разделе используется при проведении технологического аудита, установлении прав на полученный результат интеллектуальной деятельности, оформлении соответствующих документов по правовой защите созданного изобретения, включая «ноу-хау».
► Предложения по доведению разработки до стадии коммерческого использования. В разделе указываются необходимые мероприятия, с точки зрения авторов, необходимые для доведения разработки до стадии промышленного использования.
► Информация о респонденте, заполнившим анкету (ФИО, подразделение, телефон, факс, электронная почта).
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Технологический аудит. На следующей стадии — технологического аудита — определяется коммерческий потенциал НТР, выявленных в ходе инвентаризации, устанавливается степень их приоритетности. С этой целью проводятся интервью с авторами разработок, в ходе которых еще раз уточняются сведения, полученные от них на стадии инвентаризации, а также собирается дополнительная информация, необходимая для проведения оценки коммерческого потенциала и ранжирования НТР.
Процесс проведения технологического аудита состоит из двух этапов:
► на первом этапе проводится обзор данных, содержащихся в инвентаризационных анкетах, представленных авторами изобретений, собирается дополнительная патентная и конъюнктурная информация о НТР;
► на втором этапе проводятся интервью с авторами НТР.
Интервью проводятся с участием экспертов: специалиста в предметной научно-технической области, патентоведа, маркетолога и экономиста. По каждой разработке экспертами подготавливаются отчеты, содержащие заключение о степени готовности разработки к коммерциализации по направлению экспертизы, а также рекомендации по доведению разработок до стадии рыночного продукта.
По результатам проведенных технологических аудитов с учетом заключений экспертов подготавливаются итоговые сводные отчеты, содержащие подробную информацию о состоянии, уровне и стадии разработок, конкурентных преимуществах, наличии правовой защиты, сделанных и планируемых публикациях, источниках финансирования НИОКР, областях применения, потенциальных заказчиках, существующих промышленных партнерах и пр., также по каждой разработке составляется заключение об ее интегральном коммерческом потенциале и степени приоритетности (высокая, средняя, низкая), а также план мероприятий с указанием сроков и ответственных за выполнение работ по коммерциализации НТР.
При отборе НТР для работы по их коммерциализации и продвижению на рынок возникла необходимость определения среди них наиболее приоритетных. С этой целью в ТГУ была разработана методика экспресс-оценки коммерческого потенциала НТР, которая дает возможность проранжировать все НТР по степени их готовности к промышленному использованию. Разработанная методика отличается тем, что любой неколичественный показатель, характеризующий готовность НТР, выражается в оценках (баллах). Приоритетность НТР определяется путем ранжирования по значению полученных итоговых оценок методики. Итоговая оценка включает в себя суммарную оценку разделов, заполняемых экспертами в процессе проведения технологического аудита. Оценка НТР проводится по 24 индикаторам, которые сгруппированы по 5 разделам согласно анкете технологического аудита, которая включает в себя все вопросы экспресс-оценки.
Первый раздел «Описание технологии» позволяет оценить степень законченности НТР; научно-тех-
ническую новизну НТР — наличие улучшенных характеристик (количественных и качественных), демонстрирующих преимущества перед альтернативными решениями и инновационную направленность; необходимость привлечения и степень доступности третьей стороны для завершения НИОКР и доведения НТР до промышленного уровня.
Во втором разделе производится оценка состояния правовой защиты НТР, наличия и принадлежности исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, а также выявляется возможность претензий на интеллектуальную собственность со стороны третьих лиц.
В разделе «Промышленное применение» производится оценка возможности промышленного использования НТР. Более высокую оценку НТР может получить, если для нее определены области применения, у разработчиков имеются контакты с предприятиями, на которых может быть внедрена НТР, или у разработчиков имеется опыт успешного внедрения в производство.
Раздел «Маркетинг» позволяет провести комплексную оценку продукта, который будет производиться на базе созданной НТР/технологии — что будет производиться, кто будет потребителем продукта, какую нишу займет данный продукт. Определяется степень знакомства потребителей с тем способом решения задачи, который предлагает технология, соотношение прогнозируемого объема продаж к общему объему продаж на рынке. В этом же разделе оценивается открытость рынка — тип рынка, размер и количество игроков на данном рынке, динамика развития отрасли.
Заключительный раздел «Макроэкономическое окружение» позволяет проанализировать соответствие НТР/технологии требованиям технической безопасности, законам и стандартам государств, где будет применяться НТР/технология. Определяется, насколько государственная политика способствует успешному внедрению НТР/технологии, возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников для доведения НТР/технологии до стадии промышленного применения. Также оценивается, как политика государства может повлиять на коммерциализацию НТР/технологии на международном рынке (тарифы, совместное финансирование предприятий, критические и двойные технологии, передача интеллектуальной собственности и т. д.).
Каждый индикатор имеет 6 уровней оценки (0 — низкий уровень, 5 — высокий уровень). Индикаторы экспресс-оценки подобраны таким образом, что дают наиболее полное системное представление о возможности успешной коммерциализации НТР. В случае, если НТР получает минимальную оценку по одному из индикаторов, это может говорить о повышенной сложности коммерциализации (например, это относится к вопросу о принадлежности НТР к технологиям двойного назначения).
По каждой НТР, отобранной для продвижения на рынок, определяется:
► форма и порядок правовой защиты;
► форма коммерциализации (предоставление лицензии, продажа патента, создание малого предприятия и пр.);
► лицензионная стратегия (вид лицензии, территория и срок действия и др.);
► стратегия маркетинга, то есть определяются, во-первых, «целевые» предприятия и организации, которые могут быть заинтересованы в приобретении лицензии на использование изобретения, инвесторы, в случае, если планируется создание малого предприятия или совместная реализация инновационного проекта; во-вторых, оптимальный набор средств «достижения» потенциальных партнеров (представление разработки на выставках, телефонный опрос, рассылка коммерческого предложения, размещение информации о разработке на веб-сайте, электронных каталогах и базах данных и пр.).
«Упаковка» и маркетинг НТР. «Упаковка» НТР подразумевает этап, на котором проводится работа по подготовке и подаче заявок на получение охранных документов, оформлению объектов коммерческой тайны, проводятся технико-экономические расчеты, подготавливаются коммерческие предложения, пакеты рекламно-информационных материалов и пр. На стадии маркетинга НТР осуществляется продвижение разработок на рынок. Поиск потенциальных партнеров проводится в соответствии с мероприятиями, определенными стратегией маркетинга. Успех коммерциализации НТР в каждом случае определяется не только степенью их новизны и готовности к коммерциализации, но и использованием наиболее эффективных инструментов продвижения их на рынок, способностью адаптировать к нуждам потребителей. Практика показывает, что традиционные подходы, используемые в маркетинге потребительских товаров, не всегда могут быть применены при продвижении на рынок новой НТР, наукоемкого продукта. Основная проблема заключается в самой специфике объекта маркетинга, так как обычно внедрение НТР требует значительных затрат на организацию производства, инкорпорирование новой технологии в производственный процесс, а также характеризуется высоким риском «непринятия» нового продукта рынком.
Особенностью является также то, что при продвижении на рынок НТР, как правило, уделяется большое внимание разъяснению потенциальным пользователям преимуществ, основных характеристик и новых потребительских свойств, предлагаемых к использованию НТР. Для реализации основной задачи маркетинга НТР — поиска и привлечения бизнес-партнера — при проведении соответствующих мероприятий, связанных с маркетингом НТР, используются специальные инструменты для продвижения их на рынок. К числу основных инструментов инновационного маркетинга относятся:
► посещение предприятий;
► телефонный опрос;
► размещение информации о НТР в газетах, специализированных журналах;
► выступления на телевидении и радио;
► размещение информации о НТР на веб-сайтах, Интернет базах данных, электронных каталогах;
► проведение выездных рабочих семинаров на предприятиях с представлением НТР;
► представление НТР в ходе научно-технических выставок и инновационных салонов;
► проведение презентаций на тематических конференциях;
► участие в тендерах;
► рассылка информации о разработках, коммерческих предложений.
Сопровождение сделок по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности и коммерческой тайны (ноу-хау), реализации инновационных проектов.
Эффективность реализации инновационного проекта в значительной степени зависит от правильной оценки перспектив коммерциализации научнотехнической разработки (НТР), а также обеспечения соответствующего сопровождения проекта на всех этапах инновационного проекта. На сегодняшний день можно выделить две основные формы коммерциализации НТР вуза — это создание малого инновационного предприятия (МИП) и продажа лицензии на использование интеллектуальной собственности, исключительное право на которую принадлежит вузу, уже существующему предприятию.
При передаче технологий вуза промышленному предприятию одной из ключевых проблем является проблема взаимосвязи организаций вузовской науки с производственным сектором, которая в свою очередь трансформируется в проблему восприимчивости предприятий к новшествам в целом. В случае успешно проведенного маркетинга НТР специалистами университета проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами, осуществляется выбор стратегического партнера, при необходимости проводятся испытания разработки, совершается оформление лицензионных договоров и мониторинг их исполнения (контроль за выполнением условий договора, соблюдением периодичности и величины лицензионных платежей, выплатой вознаграждений авторам изобретений и др.).
В настоящее время важное значение приобрела такая форма коммерциализации НТР как создание малых инновационных предприятий (МИП), на базе которых НТР могут быть отработаны и доведены до уровня промышленного применения, что существенно повышает их привлекательность для последующего внедрения на крупном промышленном предприятии; при этом сохраняется возможность самостоятельного развития МИП до уровня среднего или крупного предприятия.
При сопровождении специалистами университета реализации инновационных проектов в форме создания малого предприятия формы поддержки зависят от стадии, на которой находится или которую в данный момент времени проходит проект.
Можно выделить следующие 5 этапов реализации инновационных проектов по созданию МИП:
1. Этап опытно-конструкторской разработки (ОКР). Основной целью инновационного проек-
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
та на стадии ОКР является снятие наиболее существенных технологических рисков, апробация и отработка технологии. В некоторых случаях именно на этой стадии осуществляется проведение «решающего» эксперимента. Все работы на данном этапе осуществляются в рамках вуза. Основной проблемой является привлечение дополнительного финансирования, необходимого для завершения ОКР. Источниками такого финансирования являются программы и гранты российских и зарубежных фондов, или средства частных инвесторов.
2. Этап определения рыночных возможностей. Цель данного этапа — определение наиболее перспективных рыночных возможностей коммерциализации НТР.
Необходимо отметить, что одним из основных критериев принятия решения о коммерциализации в форме МИП является масштабность НТР/ технологии. Создание МИП принято считать целесообразным, если НТР являются платформенной технологией, то есть на базе которой можно создать несколько различных продуктов для разных рынков.
Подобный характер НТР/технологии подчеркивает необходимость проведения детальных маркетинговых и патентных исследований с целью четкого определения продукта, который предприятие будет производить в первый год своего существования. На данном этапе проводится «упаковка проекта» для поиска стартового финансирования и формирования команды для запуска проекта.
3. Предорганизационный этап. В рамках этапа формируется команда управления будущим предприятием, подготавливается бизнес-план, осуществляется поиск инвестора, проводятся переговоры с потенциальными лицензиатами и инвесторами, осуществляется выбор стратегического партнера.
Основной целью данного этапа является подготовка к организации и запуску производства. Происходит регистрация предприятия и оформление передачи предприятию прав на использование принадлежащей вузу интеллектуальной собственности.
4. Этап организации производства. На этапе организации производства решаются вопросы, связанные с арендой помещения и оборудования, предоставлением услуг бизнес-инкубатора и/или технопарка.
Осуществляется установка, наладка и пробный запуск оборудования, выпуск и реализация пробной партии нового продукта.
5. Этап устойчивого развития. В случае последовательного прохождения выделенных этапов коммерциализации НТР в форме МИП, предприятие выходит на стадию успешного развития. В случае необходимости проводится поиск инвестора для развития и расширения производства. Осуществляется мониторинг исполнения лицензионных договоров.
В качестве примера результативности деятельности ТГУ по созданию МИП в период 2001-2006 гг. на базе научно-технических разработок университета создано 13 малых инновационных предприятий.
► ООО «РИД».
Блоки детектирования на основе GaAs детекторов для регистрации изображения в рентгеновских и гамма лучах для цифровых рентгенографических медицинских и досмотровых систем.
► ООО НПО «Мипор».
Новые порошковые материалы и изделия на основе нанокомпонентов.
► ООО НПП «Сенсерия».
Газоаналитические приборы для непрерывного
автоматического контроля атмосферы на наличие опасных концентраций отравляющих и взрывоопасных газов.
► ООО «Лазерные инновационные технологии Томска».
Лазерные медицинские установки для лечения и профилактики онкологических и дерматологических заболеваний.
► ООО «Атактика».
Производство окисленного атактического полипропилена — присадки к битумам, строительным и кровельным материалам, водостойким и антиобледе-нительным составам.
► ООО НПФ «Инко».
Свето- и теплокоректирующие полимерные пленочные покрытия с повышенным сроком эксплуатации для теплиц и временных легких каркасных сооружений.
► ООО «Диагностика+».
Телевизионные медицинские диагностические системы для исследования внутренних органов человека.
► ООО «ПлантаПлюс».
Биологические препараты, обеспечивающие значительное повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
► ООО «Микромет».
Новые медицинские системы для лечения отморожений посредством СВЧ нагрева.
► ООО «Приборы. Инструменты. Комплектующие».
Медицинский прибор — отоскоп — на основе элементной базы нового поколения.
► ООО «Нанокерамика».
Конструкционные и функциональные материалы
на основе нанокерамики.
► ООО «Антипирен».
Огнезащитные пропиточные составы для древесины и древесных материалов.
► ООО «Огнезащитные материалы». Огнезащитные краски для древесины и древесных
материалов.
В целом можно констатировать, что принятый в Томском государственном университете порядок коммерциализации научно-технических разработок позволяет системно организовать процесс передачи НТР в высокотехнологичные отрасли экономики и характеризовать его как действующий достаточно эффективно в современных условиях.