ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
Н. В. ВОРОНИНА,
кандидат экономических наук, начальник отдела подготовки налоговой отчетности ОАОНК«РуссНефтъ»
Л ^ сентября 2004 г. было подписано Соглашение между Правительством Рос--А. сийской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение).
Соглашение ратифицировано в соответствии с положениями Федерального закона от28.12.2004 № 181-ФЗ «О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», вступило в силу 1 января 2005 г. и распространяется на товары, отгруженные в Республику Беларусь, а также отгруженные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, начиная с 1 января 2005 г. независимо от даты их оплаты покупателями.
Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение).
Положение применяется к операциям по реализации товаров российскими продавцами белорусским покупателям, при которых производится экспорт товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, а также к операциям по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь на основании договоров, заключенных между налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Соглашения используются следующие термины:
— «косвенные налоги» — налог на добавленную стоимость и акцизы;
— «товары» — любое движимое и недвижимое имущество (за исключением имущественных
прав), все виды энергии, реализуемые или предназначенные для реализации.
При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2004 № 181-ФЗ «О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» под термином «товары» в указанном Соглашении понимаются товары, происходящие из территории государств Сторон, в соответствии с п. 2ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.1992;
— «экспорттоваров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками косвенных налогов, с территории государства одной Стороны на территорию государствадругой Стороны;
— «импорт товаров» — ввоз товаров налогоплательщиками косвенных налогов или налогоплательщиками, освобожденными от уплаты косвенных налогов в соответствии с национальным законодательством государств Сторон, на территорию государства одной Стороны с территории государствадругой Стороны;
— «налогоплательщики» — налогоплательщики Российской Федерации и плательщики налогов, сборов и пошлин Республики Беларусь;
— «компетентные органы» — министерства финансов, налоговые и таможенные органы государств Сторон.
Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте подакцизных товаров
Согласно п. 1 разд. II Положения при реализации подакцизных товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, налогоплательщики вправе получить освобождение от уплаты акцизов. Для
подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные п. 2 разд. II Положения. Следует отметить, что указанные документы представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В данном случае установлены более короткие сроки, чем это предусмотрено при экспорте нефтепродуктов в другие страны: в соответствии с положениями п. 7 ст. 198 НК РФ установлен срок 180 дней со дня отгрузки подакцизных товаров.
Несколько отличается и сам перечень документов. Так, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза налогоплательщик должен представить следующие документы:
— договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;
— выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика;
— третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь;
— копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.
Кроме того, п. 2 Положения установлено, что помимо перечисленных документов в налоговые органы представляются иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон. В соответствии с этим для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты (возмещения) акцизов согласно п. 7 ст. 198 НК РФ в налоговые органы представляются также следующие документы:
1) согласно подп. 1 п. 7 ст. 198 НК РФ:
— если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом;
— если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подак-
цизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом;
— если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик — производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы наряду с договором между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;
2) согласно подп. 2 п. 7 ст. 198 НК РФ:
— если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу;
— если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник указанных товаров, налогоплательщик — производитель этих товаров из давальческого сырья и материалов представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет собственника подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и материалов, в российском банке;
— при поступлении выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика или собственника этих подакцизных товаров от третьего лица в налоговые органы наряду с платежными документами и выпиской банка (их копиями) представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары, заключенные между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей платеж.
Если незачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоп-
лательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации.
При непредставлении полного пакета документов в установленные Положением сроки суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров в порядке, предусмотренном гл. 22 НК РФ. В этом случае налогоплательщик представляет уточненную декларацию за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров.
В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных п. 2 разд. II Положения, по истечении срока, установленного указанным пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате акцизов), уплаченные суммы акцизов подлежат возврату (возмещению) в порядке, установленном гл. 22 «Акцизы» НК РФ.
Следует отметить, что для получения освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров в Республику Беларусь не нужно представлять в налоговый орган банковскую гарантию (поручительство банка), предусмотренную ст. 184 НК РФ при освобождении от уплаты акциза в другие страны. В соответствии со ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров.
Таким образом, по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, начиная с 1 января 2005 г. акцизы взимаются в порядке, установленном Положением, которым не предусмотрено представления банковской гарантии (поручительства) для освобождения от уплаты акциза.
Проставление отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами для белорусских покупателей, осуществляется согласно Порядку проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах (далее — Порядок), утвержденному приказом Минфина России от 20.01.2005 № Зн «О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате налогов».
В соответствии с Порядком отметки на счетах-фактурах, представленных налогоплательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет, проставляются должностными лицами налоговых органов в срок не позднее пяти рабочих дней с даты представления в налоговые органы соответствую-
щих счетов-фактур и заявлений в произвольной форме с просьбой о проставлении отметок на счетах-фактурах.
Имеет ли право налогоплательщик для подтверждения правомерного применения налоговой ставки 0 % представить в налоговый орган в пакете документов, предусмотренном п. 2 разд. IV Положения, копию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?
Согласно п. 6 разд. I Положения налогоплательщики не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, обязаны представить в налоговые органы декларацию и одновременно с ней заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога.
Пунктом 2 разд. II Положения предусмотрено, что для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы одновременно с декларацией представляется третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
В соответствии с письмом ФНС России от 15.06.2005 № ММ-6-03/489@ «О применении норм Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь», согласованным с Минфином России, документы, указанные в п. 6 разд. I и п. 2 разд. II Положения, могут представляться налогоплательщиками в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера.
Учитывая изложенное, представление налогоплательщиком в налоговый орган копии заявления, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика, не может служить основанием для отказа в применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость (письмо ФНС России от 29.08.2005 № 03-4-03/1508/31).
Порядок исчисления и уплаты акцизов при импорте подакцизных товаров
Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ. Следует иметь в виду, что согласно п. 1 разд. I Положения оно не применяется в отношении уплаты акцизов по тем товарам, по которым в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации акцизы взимаются таможенными органами.
Напомним, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.01.2000 № 47-р таможенными органами взимаются акцизы по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь, подлежащим маркировке марками акцизного сбора и специальными марками или лицензированию.
В соответствии с положениями ст. 1 Соглашения налогоплательщиками признаются налогоплательщики Российской Федерации. В ст. 182 НК РФ установлено, что ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения. При этом согласно ст. 179 НК РФ лица, совершающие операции, признанные объектом обложения акцизами, являются плательщиками акцизов.
Таким образом, при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации и иные лица, осуществляющие ввоз подакцизных товаров, вне зависимости от наличия у них свидетельств, предусмотренных гл. 22 НК РФ.
Согласно п. 3 Положения налоговая база для обложения акцизами определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении для товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) (в рублях и копейках) ставки акцизов, либо как стоимость ввозимых подакцизных товаров для тех товаров, в отношении которых установлены адвалорные (% к стоимости) ставки акцизов.
Суммы акцизов, подлежащие уплате по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным ст. 193 НК РФ.
В п. 7 Положения указано, что акцизы не уплачиваются при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.
Если в результате переработки получены подакцизные товары, то при их вывозе с территории Российской Федерации в Республику Беларусь налогоплательщики имеют право на освобождение от уплаты акцизов (возмещение) в порядке, предусмотренном разд. II Положения.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, происходящего с территории Российской Федерации, ввозимым на территорию
Российской Федерации с территории Республики Беларусь, акциз уплачивается лицами, осуществляющими ввоз указанных товаров.
Как предусмотрено пп. 5 и 6 Положения, акцизы уплачиваются, и декларация по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 31н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения».
Уплата акцизов по подакцизным товарам, ввозимым с территории Республики Беларусь, контролируемым налоговыми органами Российской Федерации, осуществляется по месту постановки на учет российских налогоплательщиков.
Одновременно с декларацией в налоговый орган необходимо представить пакет документов, предусмотренный п. 6 разд. I Положения, к которым относятся:
— заявление о ввозе товара (форма утверждена в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации) в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая наименование товара, его стоимость, количество, ставку акциза и др. Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме, либо отметкой, подтверждающей право на освобождение от уплаты косвенных налогов. Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;
— выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам;
— договор (его копия), на основании которого товар ввозится с территории Республики Беларусь натерриторию Российской Федерации;
— транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь натерриторию Российской Федерации;
— налогоплательщики Республики Беларусь — счета-фактуры российских налогоплательщиков с
отметкой налогового органа Российской Федерации, налогоплательщики Российской Федерации — товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.
Возникает вопрос:в случае неоднократного в одном налоговом периоде ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь на основании договоров с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь необходимо ли составление налогоплательщиком заявления о ввозе товаров по каждому заключенному договору? В соответствии с п. 6 разд. I Положения заявление о ввозе товара представляется в налоговый орган в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога. Третий экземпляр заявления с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, направляется поставщику товара для подтверждения им экспорта товаров.
Установленная форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, утвержденному приказом Минфина России от 03.03.2005 № 31н) предусматривает отражение в нем номера и даты контракта
(договора) с поставщиком. Таким образом, заявление о ввозе товаров заполняется отдельно как по каждому поставщику товаров, так и по каждому заключенному с данным поставщиком договору.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, утвержденный Федеральным законом от 01.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ратифицированное Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ.
4. Приказ Минфина России от 20.01.2005 № Зн «О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате налогов».
5. Приказ Минфина России ot03.03.2005 № 31н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу надобавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения».