СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
Р. П. Баканов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ПОРТРЕТ ТЕЛЕКОМПАНИИ НТВ В ОЦЕНКАХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КРИТИКОВ 2013 г.
Автор данной статьи выявляет слагаемые, на которые телевизионные критики обращали внимание при формировании оценок телевизионным передачам или работе телевизионных журналистов. Было установлено, что о телекомпании НТВ обозреватели писали редко (всего 64 статьи из564опубликованных в 2013 г.), статей с положительной оценкой выявлено всего четыре, зато с отрицательной оценкой - 35. Когда телевизионные критики анализировали контент данной телекомпании, объектом своего внимания они выбирали не все передачи телекомпании, а только те, которые транслировались в вечернее время, в прайм-тайм. Наибольшее внимание телекритики уделяли ток-шоу «Говорим и показываем», а также вечерним сериалам. Нами также было определено, что основной формой подачи информации об НТВ стал пересказ содержания сериалов или эпизодов из передач. О людях которые работают в эфире, критики писали очень мало. Имеются статьи, авторы которых обсуждали, кто из гостей студии в чем был одет, кто о чем говорил, как себя вел. Мы не считаем это телевизионной критикой, мы полагаем, что такие статьи - пример светской хроники. Не все критики интересовались художественными достоинствами или недостатками телепередач, качеством игры актеров в телевизионных сериалах. Мы выявили, что критики использовали такие жанры, как реплика, мини-рецензия и публицистический комментарий.
Ключевые слова: телевизионная критика, медийная критика, телевидение, телекомпания НТВ, оценка, телепередача, профессионализм, этика, журналист, обозрение, рецензия.
В настоящее время, как свидетельствуют данные исследовательской группы «Т^-Россия», телекомпания НТВ находится в тройке наиболее популярных у россиян телеканалов по среднесуточной аудитории [1]. По сравнению со своими конкурентами, «Первым каналом» и «Россией 1», данная телекомпания младше по возрасту (первая телепередача вышла в эфир 10 октября 1993 г.) и имеет меньшую географию распространения сигнала. Телекомпания входит в медийный холдинг «Газпром медиа-групп» и, как отмечалось в интервью Генерального директора НТВ В. Ку-листикова, ее контент рассчитан на мужскую аудиторию в возрасте 28-50 лет [2].
Эмпирическую базу исследования составили статьи телевизионных критиков в девяти общественно-политических газетах федерального распространения: «Газета.ру», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Российская газета» и «Труд» за 2013 г.
Всего из 564 газетных материалов, содержащих анализ практики вещания федеральных телекомпаний, в 2013 г. об НТВ речь шла всего в 64-х из них (только 11,3% от общей численности публикаций). Все публикации выполнены в таких жанрах, как: реплика, мини-рецензия и публицистический комментарий. Больше других об НТВ писала «Независимая газета»: 13 текстов (в основном реплики телекритика). О «Первом канале» и телеканале «Россия 1» обозреватели писали гораздо чаще. Мы выяснили, что в творчестве телекритиков изученных нами газет преобладала отрицательная оценка практике вещания телекомпании НТВ (выявлено 35 текстов), в остальных 25 случаях не было преобладания конкретной оценки телерепертуару.
Наш контент-анализ показал, что общий массив выявленных статей об НТВ можно поделить на две группы в зависимости от предмета исследования их авторов. В первую группу (45 выступлений) мы включили статьи, в которых осмысливался контент передач: при-
сутствовало выявление творческого замысла создателей, качество реализации идеи, уровень игры занятых в сериалах актеров, экпертиза качества содержания программ. Вторую, состоящую из 19 статей, группу составили материалы, рассказывающие как о людях телекомпании - ведущих ее передач, так и о гостях студии вечерних шоу (например, «Говорим и показываем», «Центральное телевидение»).
Рассмотрим качество выступлений критиков, отнесенных нами к первой группе.
Пересказ содержания или эпизодов передач был самым распространенным творческим приемом телекритиков при анализе практики вещания НТВ в 2013 г. Из девяти критиков, которые писали об НТВ, только Ю. Богомолов («Российская газета») и С. Тарощина («Газе-та.ру», «Новая газета») не обращали внимание читателей на сюжетную хронику, а сразу делали акценты на проблемах, творческих и социальных, актуализированных обсуждаемой передачей, а также выявляли тенденции современного функционирования интересующей нас телекомпании.
Телекритики «Комсомольской правды» анализировали четыре сериала, вышедших в вечернем эфире НТВ: «Игра», «Агент», «Чапай» и «Петрович». В жанровом исполнении публикации представляли собой микрорецензии с акцентом на какой-либо освещенную в сериале социальную проблему или авторский прием. При этом мы выявили и пересказ некоторых сцен из сериалов. Например, ведя речь о сериале «Игра», критик предметом своего изучения выбрал экранные образы сериала, прежде всего его главного героя сыщика Белова, вернее их экспертизу на правдоподобность и соответствие реальной жизни. В начале текста автор отмечает, что в этом произведении все персонажи «глухаревские» (то есть, скопированные из успешного сериала НТВ «Глухарь») и «от этого проникаешься к фильму уважением». Сразу после этого началась творческая экспертиза проекта. Анализ проводился по таким критерием, как: лексикон героев и драматургия сюжета.
«С трудом верится, что подобная риторика вышла из-под пера Ильи Куликова, порадовавшего в "Глухаре" именно живым, разговорным языком. Лексикон главного негодяя, правда, не столь протоколен, но и у него проскальзывают фразы, за которые качественному киномерзавцу должно быть стыдно... Жаль, на пути злодея не встал тот, кто написал этот текст. ...
Злодея, впрочем, шпынять не хочется, ибо сыгран он, невзирая ни на что, достаточно ярко: актер Павел Баршак (влюбленный юноша из культовой "Прогулки" Алексея Учителя) в очередной раз доказал, что настоящий талант пробьет любые преграды, в том числе и «деревянный» сценарий. А вот герою положительному оправданий, как ни крути, нет. Следователь Белов чеканит фразы, как солдат на плацу, сверлит врагов немигающим и совершенно пустым взглядом - в общем, "живет" в кадре. И не надо говорить, что Дубравин, дескать, работает строго в традициях жанра - даже несгибаемый "знаток" Пал Палыч Знаменский на его фоне выглядел бы Джимом Керри. Остается лишь удивляться, как создатели фильма, так удачно отработавшие на кастинге "Глухаря", умудрились рекрутировать в "Игру" столь безжизненного актера» [3].
Перед нами - оценка сериала с точки зрения обычного телезрителя. Не утруждая себя постижением творческого замысла режиссера, не отвечая на вопрос «почему был создан данный проект», рецензент писал только о том, что на поверхности, что может привлечь читателя, который, возможно, видел фильм, к его тексту. Если не видел, то судить о нем он будет в том числе и по отношению к проекту телекритика «Комсомольской правды».
В публикации о сериале «Агент» критик А. Гусятинский обратил внимание аудитории на проблему заимствования тематики сюжета у известных иностранных фильмов плюс негативные впечатления от игры А. Серебрякова, исполнившего в «Агенте» главную роль. Также, как и в предыдущем изученном нами тексте, пречатления поверхностны и субъективны:
«Ни о каких стилизациях здесь никто и не помышлял, а творческие планы авторов, скорее всего, ограничивались похвальным, но банальным желанием сделать не хуже, чем у них. Под ними, конечно же, подразумевается Голливуд. Наверное, поэтому звучащая за кадром музыка подозрительно напоминает саундтрек к фильмам о Джейсоне Борне, а спецназовцы в «Агенте» вываливаются из обшарпанной "Газели" так же бодро, как в каком-нибудь "Крепком орешке" фэбээровцы вылетают из "Хам-мера". Ну а главный герой, идущий на банду вооруженных "калашниковыми" мерзавцев с одним лишь пистолетом, по уровню отваги, несомненно, превосходит всех Джонов Маклей-нов и Брюсов Уэйнов вместе взятых» [4].
Автор микрорецензии о сериале «Чапай» П. Садков задался вопросом: почему телевидение часто убивает главных героев - как правило, людей положительных? Некоторых («благородных воров») не слишком жалко, а вот иных. Если не смотреть телевизор, то конец недели можно провести весело: «выпивка, лыжи и нездоровый сон до полудня...» Но если смотреть, то выходные - «запланированный кошмар»: «В конце недели на ТВ обязательно кого-нибудь убьют. И обязательно хорошего человека, чтобы жалко было. Да еще убьют так, чтобы вы разглядели все подробности, с повторами наиболее удачных и трогательных моментов. Желательно с кровью - но тут уж как дело пойдет. .
Не так давно на экране погибал Чапаев. В новом сериале он только погибал около часа. Не ушел Чапай! От наших киношников не уйдешь...» [5]. Тот же творческий прием выявлен Садковым и в сериале «Есенин» (Первый канал), которого «помучили, как надо». В конце своего выступления автор вышел на проблему насильственной смерти как рутины в сериалах НТВ, и что к этим сценам зрители уже привыкли: «Жертвы, расследованием гибели которых занимаются многочисленные менты и опера на НТВ, давно уже стали общим местом. Не успеваешь кого-нибудь пожалеть, как начинается новая серия другого сериала, а там, глядишь, еще кого-то убрали. Погибшим в многосерийных мелодрамах не веришь так же, как и тамошним влюбленным. Обычная смерть на экране не вызывает у зрителя должного отклика. Именно на такое зритель может купиться. Впрочем, хорошо, что нам хоть кого-то жалко» [5].
В творчестве телекритиков «Московского комсомольца» и «Труда» (А. Мельмана и С. Беднова) пересказ сюжетов передач также превалировал над осмыслением их идейно-художественного авторского замысла. С. Беднов более конкретен, он много не рассуждал, его лексика в отличие от публикаций А. Мельмана более агрессивна и направлена на формирование главным образом отрицательной оценки программной политике НТВ. Телевизионный обозреватель «Московского комсомольца» был осторожнее со словами, старался понять, почему работники телевидения поступили так, а не иначе. Часто в своих выступлениях он стремился соблюсти так называемый оценочный баланс: рядом с отрицательным писал и о том, что ему пришлось по душе. Что стало предметом исследования для каждого из двух
авторов?
Обозревателя «Труда» интересовали жанровые трансформации современного федерального телевидения; причины успеха криминальных сериалов; рост уровня развлекательности в информационных выпусках; приемы формирования телевидением параллельной, отличной от привычной гражданам, реальности; увеличение внимания НТВ к частной жизни известных людей и порочному образу жизни обычных россиян.
Его коллега из «Московского комсомольца» изучил, как федеральная телекомпания на определенные юбилейные даты (например, 60-летие со дня смерти И. Сталина); актуальность некоторых документальный фильмов, рассказывающих об исторических событиях; представители оппозиции в передачах федерального телеканала. Рассмотрим, каким образом формировались оценки практике вещания НТВ у С. Беднова и А. Мельмана.
НТВ выпустило в «желтом» обрамлении передачу «Не верю!». Телекритик «Труда» в начале решил, что посвящена она будет приближающемуся юбилею К. Станиславского. Однако по ходу ее просмотра автора постигло разочарование. Вывод таков: «В драгоценный воскресный прайм-тайм НТВ выдал в эфир пример абсолютно беспомощной телевизионной журналистики. Фильм, ставящий перед собой глобальную цель вывести на чистую воду людей, пытающихся дискредитировать Русскую православную церковь с целью дальнейшего подрыва государственного устройства, даже при подробном анализе обнаруживает единственную заложенную в него мысль: Церковь безупречна априори, а все, кто в этом сомневается, - уроды .
Ребята, составляя сетку, вы не подумали о том, что ваша мировоззренческая программа смотрится в таком окружении вполне себе желтенькой? Кстати - не было ли в какой-нибудь "Программе максимум" сюжетов про часы и разбитые иномарки? А? Проверьте, на всякий случай, вдруг под видом профессионалов на канале затаились те же уроды» [6].
Слова с отрицательной коннотацией подчеркнуты нами. С. Беднов всего дважды в цитируемом отрывке использовал сильное эмоциональное слово «уроды», но за счет него весь текст получился негативно окрашенным. Подобную практику использования агрессиной лексики вместо подробного пересказа передач мы выявили и в других касающихся содержа-
ния НТВ публикациях данного автора. Вот еще одна из его претензий: «Год назад руководство НТВ обещало насытить канал "качественным познавательным контентом". И где он? Если анонсированная как главное телевизионное событие года дилогия про младенцев Пугачевой-Галкина, вся такая из себя розово-сопливая, и есть тот самый обещанный контент, то я — папа римский» [7]. К чему долгие расуждения, когда можно выразить суть в одном абзаце?
Чему были посвящены выступления С. Бед-нова без доминирования определенной оценки? Контент-анализ показал, что таковых было всего три материала, и все они получились проблемно-тематическими. Например, в одной из статей речь шла о причинах популярности у аудитории криминальных сериалов. Автору не понравилось, что все они на НТВ кроятся по единым лекалам. А то, что продюсеры канала умеют находить на главные роли ярких личностей - хорошо. В данном тексте критик постарался нарисовать собирательный портрет главного героя популярных сериалов НТВ. «Они все чертовски обаятельны и харизматичны, -писал обозреватель «Труда». - Главные герои не любят философствовать, они не склонны к долгим монологам. Их речь лаконична, но точна. Они ценят черный юмор. У них уникальное чутье на преступников. Они способны безошибочно различать добро и зло. За это их не любят высокопоставленные "оборотни в погонах" и всячески им мешают. У них не все гладко с личной жизнью. Иногда у них есть дети, с которыми тоже не все гладко...
ГГ дружит с "зеленым змием". Нет, он не алкаш, но в минуту душевных переживаний не прочь накатить стаканчик-другой. Вообще с бухлом у сериальных "ментов" все нормально. Время от времени кто-то из них завязывает, и тогда над ним все подшучивают» [8]. Преобладающей оценки в данном тексте нет, поскольку автор попытался дать объективную характеристику главному герою сериалов НТВ. В другой своей публикации критик хвалил сценаристов за драматургию сериалов, однако, упрекнул за отсутствие изменений в приоритетах телекомпании: «как ни включишь телевизор на НТВ, обязательно нарвешься на труп» [9]. Темой еще одного так называемого нейтрального материала стал анализ песенных шоу, выхолящих в эфир на основных федеральных телеканалах, в том числе и проекта «Хочу в ВИА Гру» (НТВ) [10].
В «Московском комсомольце» (А. Мель-ман) и в «Российской газете» (Ю. Богомолов)
почти не были однозначными в оценках. В основе выступлений указанных авторов - прежде всего, попытка понять, почему освещаемые в передачах темы получили именно такой акцент или разворот, в чем их актуальность. Если А. Мельман при анализе передач ориентировался на собственные ощущения, постоянно подчеркивая субъективность восприятия экранных образов, то Ю. Богомолов, помимо этого, еще и проводил исторические экскурсы и аналогии к содержанию анализируемых сериалов [11]. Его выступления - всегда объснения: чем нам современны сюжеты историчесикх сериалов. Однако критик не ограничивался их констатацией, а старался еще и выявить заложенные в сюжет социально-культурные проблемы и пусть бегло, но представить их в динамике разития, то есть рассказать, как они решались в разное время. Такая работа требует основательной гуманитарной подготовки. В целом, у данного автора в публикациях мало эмоций, он старался постичь идейно-творческий замысел создателей передач. И потому его нейтральность текстов - это сумма положительных и отрицательных оценок определенным эпизодам, сценам из передач или даже репликам различных персонажей, сделанным как в эфире гостями студии, так и за кадром работниками телекомпании или их конкурентами.
По приницпу «тогда и сейчас» подготовлена публикация С. Тарощиной в «Газете. ру», в которой критик представила НТВ как телекомпанию-основательницу направления «политический трэш» на российском телевизионном рынке. Автором были вспомнены фильмы и персоны, которые возникали с связи с политическим заказом на ТВ. В тексте проанализированы причины, по которым НТВ в настоящее время уступило лидерство в данном направлении телеканалу «Россия 1». Главной темой данного выступления стала проблема сонательной лжи, при помои которой сотрудники телекомпании выстраивают собственное видение действительности [12].
Проблема продолжающейся культурной и морально-нравственной деградации россиян под воздействием телевидения (в частности, просмотра передач НТВ) в 2013 г. развивалась в публикациях «Литературной газеты», «Новой газеты» и «Газеты.ру» через следующие темы: пропаганда государственной позиции по политическим вопросам и отсутствие самостоятельности журналистов в выборе новостей [13]; сознательное искажение реальности
в информационных выпусках [14]; пошлость в телеэфире [15]; сознательное нарушение профессиональных стандартов журналистами и ведущими передач НТВ [16-17]; доминирование развлекательного контента вместо сострадания к жертвам катастроф [18]; несвежесть новостей, выдаваемых за «эксклюзив» [19] и т.д. Телекритики «Литературной газеты» в основном обращали внимание на творческую составляющую передач (качество содержания [20-21], недопустимость нецензурной лексики в телепередачах [22]), однако, эпизодически возвращались к политике ради упреков участвовавшим в телепередачах разделяющих либеральные точки зрения «Болотных активистов» [23]. Политизированность содержания публикаций И. Петровской и С. Тарощиной, как видно из результатов контент-анализа, - отражение основного дискурса, наблюдаемого рецензентами в практике вещания телекомпании НТВ.
В публикациях «Литературной газеты», «Новой газеты» и «Газеты.ру» отметим, что в тех публикациях речь шла преимущественно о социальном значении анализируемых передач вечернего эфира и профессиональных качествах их ведущих, нарушениях ими норм журналистской этики. Лейтмотивом всех работ трех указанных газет стала проблема продолжающейся профессиональной и морально-нравственной деградации не только авторов передач, но и общества. Людей, в большинстве своем не желающих думать вообще, жаждую-щих развлечений. По мнению авторов статей, именно такое телевидение - «телевидение специального назначения» (И. Петровская) [24] - постепенно приведет нас к моральной катастрофе, поскольку, скажем, в отношении НТВ ни одного положительного примера в 2013 г. выявлено не было.
Таким образом, телекритики, в целом, заняв отрицательную позицию в отношении качества контента НТВ, часто обращали внимание на те составляющие передач, о которых телезрители и без них могли составить представление: сюжет, реплики героев, игра актеров в сериалах. Выявлением тенденций вещания телекомпании и их экспертизой занимались не все критики. На наш взгляд, это делать необходимо, так как именно медийная (в частности, телевизионная) критика «призвана помочь обществу в познании новых реалий и тенденций в деятельности СМИ» [25].
Теперь рассмотрим, кто из персон телекомпании оказался в зеркале критики в 2013 г.
Мы выяснили, что критики писали о телевизионных героях в двух случаях: а) когда кто-то принимал участие в популярных ток-шоу (например, «Говорим и показываем») и нестандартно вел себя; б) когда необходимо было сделать творческий портрет кого-либо из телеведущих.
В первом случае примером являются еженедельные колонки Т. Пандорина в «Независимой газете», который еженедельно по пятницам в своей колонке определял «телепузика» недели. Данное шутливое звание присуждалось персоналиям, неординарно проявивших себя на телеэкране за минувшую неделю. Контент-анализ показал, что иногда его обладателями становились люди, которые принимали участие в передачах интересующей нас телекомпании. Причем интерпретации подвергались поведение и / или реплики гостей студии - епременно известных широкой аудитории. Так, «телепузиками» в разные месяцы 2013 г. становились: депутат Госдумы России, бывший руководитель и солист группы «Ласковый май» А. Разин, киноактер А. Панин, ведущая авторской программы «Луч Света» С. Курицына, певец В. Топалов, шоумен и певец Н. Джигурда и некоторые другие. Все 13 статей об НТВ представляли собой пересказы эпизодов, содержащих сцены нестандартного или даже вызывающего поведения «звезд» шоу-бизнеса с ироничными комментариями автора по принципу «понравилось / не понравилось».
Например, в одном из своих выступлений он наградил званием «телепузика недели» Н. Джигурду, который стал гостем передачи «Железные леди». «Морализаторша Канделаки решила задействовать побочную линию: "Вы выложили в Интернете пародию на фотосессию Волочковой. Вам не стыдно?" Ведущие продемонстрировали ню с камешками Волочко-вой и ню с камешками Джигурды несчастному Алексееву - мол, кто из двоих вам больше нравится? "Оба не в моем вкусе", - отверг сомнительный выбор Алексеев. Джигурда - снова к своим баранам: "Ребята, вы можете совершить подвиг! Я лично возглавлю гей-парад, если будете обижать Киркорова, Леонтьева, Лазарева, Билана, Баскова!" Вскочил и, раскинув руки, как крылья, попер вперед. "Сядьте на место, вы нас пугаете!" - хором закричали ведущие. А я призадумался. Сможет ли подобный разговор состояться в студии после принятия данного закона? Нет, не сможет. А и к лучшему.
Джигурда, конечно, прекрасен. Я, правда, толком не разобрался, что он выкинул на этот раз - то ли оказал медвежью услугу коллегам, то ли проложил им путь к истине (первый шаг, как известно, самый трудный). Но что Никита Джигурда стал самой яркой телевизионной фигурой недели - это безусловно» [26].
Т. Пандорин выражал свое авторское отношение к поступку «звезды» исключительно в виде удивления, но оценки эпизодов или сцен с точки зрения, скажем, соответствия нормам общественной морали там не было. Возможно, описывая эпизоды, автор текстов скрыто упрекал работников телевидения: мол, что вы показываете, разве так можно! Однако осуждать показанное на экране в открытую он не стал. Таким образом, констатитуем: в творчестве данного автора оценки выставлялись не программной политике НТВ, не качеству телепередач, а лишь поведению отдельных представителей политики и шоу-бизнеса. Поэтому, на наш взгляд, такую деятельность нельзя назвать телекритикой, ведь автор смотрел на контент только с одной, внешней, стороны, рассказывая о том, что зритель уже видел. Дальше стеба в адрес героев передач и собственных впечатлений о телекартинке Пандорин не шел.
Наш контент-анализ показал, что в 2013 г. всего было подготовлено шесть публикаций, выполненных в жанре портрета ведущих НТВ и тех, кто, приобретя там мастерство, телепрь работает на другие телекомпании (А. Мамонтов). В двух работах выявлена положительная оценка телекритика «Московского комсомольца» А. Мельмана в адрес ведущей авторской передачи «Луч Света» С. Курицыной и спортивного комментатора Ю. Розанова.
По мнению критика, непорочность Светы -ее главная «фишка». У нее открытый взгляд на мир и есть душа. Размышляя, критик прищел к выводу, что этот человек - противопоставление московским величинам, в которого есть свой зритель, но он живет не в столице:
«Поймал себя на мысли, что просто любуюсь Курицыной. Конечно, программа у нее пошлая, к бабке не ходи. Только к ведущей ведь ничего не пристает. Святая простота!.. Народная героиня народного ящика. Самодержавие, православие... Нет, святого не троньте! Но народ... Вы еще помните, что это такое? А он еще есть, где-то там, за Уральским хребтом. И смотрит телевизор, блин. Вот Света именно для такого зрителя и создана. Спасибо товарищу Кулистикову, он это понял раньше всех. А нет,
не раньше, Малахов Андрей — тоже народный герой. Большей частью он в него играет, правда. А Светлана — наша, родная, от сохи. Соль земли! Оттуда, где на десять девчонок по статистике девять ребят. Так вот Света — десятая» [27]. На наш взгляд, данный текст - напоминание телеменеджерам, что не стоит забывать про обычных телезрителей, которые хотят видеть на экране те «звезд», а себе подобных. От этого может быть успех передачи. А. Мель-ман - единственный рецензент, положительно написавший о Курицыной. В «Литературной газете», «Независимой газете» и «Новой газете» в ее адрес были только негативные отзывы, основанные исключительно на эмоциях, а не на разуме.
В отношении спортивного комментатора НТВ Ю. Розанова телекритик уже во втором абзаце текста признался: «он просто лучший хоккейный комментатор на данный момент в России. В моем представлении, естественно» [28].
Штрихи к его портрету субъективны, написаны нарочито простым языком с точки зрения обычного зрителя - любителя спорта:
«Если в футболе Розанов один из многих, по-моему, то хоккей как нельзя лучше подходит под его темперамент, точно отражающий всю энергетику этой игры. Розанов отличный психолог, коллективный и индивидуальный, с ходу разбирает любые тончайшие нюансы игры. И еще он очень доброжелателен к хоккеистам, но не сладкий при этом. Когда Юрий Альбертович кричит в микрофон пацанам на площадке: "Беги, Никита, беги!" или "Молодец, Андрюша!", то сам будто становится незримо шестым российским игроком на площадке, тут же сбрасывая лишний тридцатник собственных лет.
Наша сборная в красивой непредсказуемой борьбе взяла "бронзу". Но победитель, чемпион у нас все же был. Да, это комментатор Юрий Розанов. И в символическую сборную мира я бы его тоже включил. Не зря же своим первым и главным учителем он считает Евгения Майорова. Нет, не зря...» [28].
И в публикации о С. Курицыной, и в мини-портрете Ю. Розанова критик рассуждает с точки зрения полезности этих людей для современного телевидения, их манеры держаться в кадре (Курицына) и за кадром (Розанов). По его мнению, именно их непосредственность способна привлечь аудиторию и привлекает ее.
Остальные четыре публикации с оценкой манеры держаться и профессиональных ка-
честв персон НТВ содержали только отрицательную коннотацию.
«Сама, будучи неопровержимой уликой падения интеллектуального уровня ТВ, недавно и Света из Иванова заторопилась жить, то явившись невестой на шоу "Давай поженимся!", то в толпе медийных персон сигая в воду с "Вышки". Из каких бы соображений Н(аше) Т(юремное)В(ещание) ни предъявляет именно эту особу как "Луч света", на территории "чужих" шоу и для Светы также все выглядит похмельем в чужом пиру», - писал о Курицыной один из авторов «Литературной газеты» [29].
Телекритик «Новой газеты» И. Петровская дала С. Курицыной следующую характеристику: «Света из Иваново не хочет учиться, а хочет жениться. Все у нее теперь в жизни есть — она стала более лучше одеваться, познакомилась со стилистом Сергеем Зверевым, познала славу и сопутствующую ей зависть ивановских подруг, вывела в свет маму, прядильщицу высшего разряда. . За те месяцы, что "Луч света" блещет в эфире НТВ, ведущая из народа особой популярности и тем более народной любви обрести так и не сумела, несмотря на еженедельное мелькание в ящике. ... Пример Светы Курицыной доказывает, что узнаваемой в силу этого обстоятельства стать можно, популярной и любимой - увы, нет. Народ, конечно, за истекшие годы благодаря ТВ, неуклонно снижающему планку, привык ко всякому, но откровенную дешевку все же еще распознавать не разучился и "хавать" с одинаковым восторгом все, что ему дают, не желает» [30].
Мы видим экспрессию стиля телекритика. Слова с отрицательной коннотацией («мелькание в ящике», дешевка», «неуклонно снижающему планку») включены в контекст ироничного повествования, т.е. авторского отношения к герою. Об этом свидетельствуют такие фразы, как: «не хочет учиться, а хочет жениться»; «более лучше одеваться (нарочитая цитата из лексикона С. Курицыной, которая еще до премьеры передачи сделала ее узнаваемой в Интернете); «блещет в эфире». Ирония присутствует и вне цитируемого здесь отрывка, начиная уже с заголовка публикации: «Света из Иваново берет курс на Голливуд». Мы видим в этом предложении иронию потому, что в тексте критик дает читателям понять: где по профессионализму Курицына и где - Голливуд. Еще проявления иронии в публикации: «Света-невеста»; «снобизм пустышки»; «бедная овечка» и другие. Такое сочетание, на наш
взгляд, подчеркивает общую отрицательную оценку объекту внимания телекритика. Завершение статьи получилось подчеркнуто отрицательным и прямолинейным:
«Как же мерзок оказался этот ее обретенный буквально за месяцы жизни на ТВ снобизм пустышки, осознавшей себя звездой вселенского масштаба! Не усвоив за это время ни минимальных профессиональных навыков, ни элементарных правил поведения в публичном пространстве, эта Света из Иванова приобрела худшее, что может дать ТВ, - нахрапистость, хамоватость, самоуверенность и чувство безусловного превосходства над теми, кто, по ее мнению, стоит на более низкой ступеньке, нежели она сама. Простодушной провинциальной девочки, с восторгом принимающей новый для себя мир, больше нет. Зато есть амбициозная и агрессивная карьеристка, лишенная каких-либо морально-этических принципов и минимальной рефлексии и готовая на все ради укоренения в сладком, как ей кажется, мире шоу-бизнеса» [30].
Наряду с И. Петровской, авторы «Литературной газеты» отрицательно оценили работу ведущих нового шоу НТВ «Железные леди» за скуку в эфире («как ведущие державно оделись: Симоньян в синем, Канделаки в красном, а потолок над ними - белый. Ну просто триколор получился! И такой пшик - не овчарки, а пушистые болонки» [21]), а также мужа К. Собчак М. Виторгана за чтение стихов с нецензурной лексикой в вечернем щоу НТВ «Центральное телевидение» [22].
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, анализ практики вещания федеральной телекомпании НТВ в 2013 г. находился на периферии внимания телевизионных критиков изученных нами газет. Из общего количества публикаций с оценкой телеконтента ведущих телекомпаний страны (564) всего 64 статьи об НТВ (11,4%), на наш взгляд, является недостаточным для всесторонней экспертизы качества ее контента и работы авторов и/ или ведущих передач. Можно предположить, что телевизионные критики немного писали об НТВ потому, что: а) продукция телекомпании в большинстве своем казалась им скучной и находилась ниже всякой критики; б) они не верили в эффективность своих выступлений, считая, что после публичного анализа ничего не изменится. Косвенное подтверждение нашей второй версии мы выявили в выступлени-
ях авторов «Литературной газеты» и «Новой газеты», которые вскользь, но писали о этом. Дать точный ответ на этот вопрос пока не представляется возможным: нужно определить динамику освещения практики вещания интересующей нас телекомпании за 3-5 последних лет, определить объект внимания телекритиков и с помощью доступных в Интернете видеозаписей понять - учитывали ли авторы передач высказанные в адрес медийных тектстов критические замечания? Данное исследование мы планируем осуществить в ближайшее время.
Во-вторых, мы можем констатировать скудность тематического разнообразия телекритики в адрес НТВ. Если не смотреть передачи НТВ, а судить о них только по отзывам в изученных нами изданиях, то у читателей может сложиться впечатление, что там показывают исключительно криминальные сериалы, гламурные ток-шоу, обсуждают поступки и несчастья «звездных» людей. Отчасти это так. Объектом критики были демонстрируемые в прайм-тайм сериалы, некоторые популярные развлекательные шоу («Говорим и показываем», «Центральное телевидение»), отдельные, как правило, политизированные, разовые проекты телекомпании (например, «Не верю!»), творческий стиль отдельных персон телекомпании. Ночной, утренний и дневной эфиры не оценивались. Конечно, их совокупная аудитория ниже вечерней, однако, и там были и есть требующие объективных рецензий программы. Скажем, организация утреннего вещания, ее положительные и отрицательные стороны конкурентоспособности; качество тематических передач (многие из них рекламного характера, что скрывается работниками телевидения); содержание информационных выпусков, дневных сериалов и т.д. Нельзя сказать, что «смотреть нечего». Почему бы также не обратить внимание на качество творческого почерка журналистов-новостников, ведущих авторских передач? Есть известные телезрителям персоны, творческая деятельность которых пока вне критики (например, ведущий воскресной итоговой информационно-аналитической программы К. Поздняков, ведущие утреннего эфира). Общественная оценка их работы необходима и этим людям в плане дальнейшего профессионального роста, и их руководству с точки зрения возможного поручения им новых творческих задач. Думается, что одной из функций телекритики (и медиакритики вообще) должна стать функция знакомства творцов и их ауди-
тории, объяснение рецензентами творческого потенциала людей, объективного мнения об их работе. К сожалению, в 2013 г. в отношении творческих сотрудников НТВ данная практика была, на наш взгляд, явно недостаточной. Мы понимаем, что в вечернем эфире обычно транслировалось все самое лучшее (по мнению руководства телекомпании) из творческих решений, что именно эти программы смотрело наибольшее количество аудитории, но, как мы полагаем, право на непредвзятый анализ есть у каждого творческого сотрудника.
В-третьих, приемы освещения практики вещания НТВ и качество рецензий на телепроекты в каждой из изученных нами газет не были одинаковыми. Например, выступления автора «Независимой газеты» представляли собой тексты с описанием острых и пикантных сцен из вечерних ток-шоу, героями которых становились известные аудитории персоны (как правило, «звезды» эстрады или политики). Выявление и оценка творческих достоинств/ недостатков передач было замещено обсуждением одежды гостей студии, их реплик, поведения. Чем нестандартнее в плане поведения и отрицательнее вели себя перед камерой приглашенные, тем больше шансов у них было получить шутливое звание «Телепузика недели». Мы считаем, что данная практика подачи информации, при которой возможное серьезное обсуждение качества передачи осознанно замещается пересказом некоторых эпизодов с их субъективными авторскими ироничными комментариями, вредит телекритике и не способствует повышению медиаграмотности читателей в отношении организации современного вещания федеральной телекомпании. Наоборот, такой принцип освещения предполагает дальнейшее снижение мысленной активности граждан: в силу вступает принцип «для чего мне думать, если уже и так все акценты расставлены?» Данная форма подачи не побуждает аудиторию даже высказывать свою точку зрения, потому что там все акценты расставлены критиком за нее. Из Табл. 1 видно, что такого рода «телекритика» практически не повлияла на общую отрицательную оценку обозревателями содержания и программной политики НТВ, но сделала преимущество негативной позиции не таким большим. На наш взгляд, в рубрике «Телепузик недели» у Т. Пандорина не было задачи быть объективным в оценках. Его колонки выполняли так называемую коммерческо-промоцийную функцию
медиакритики (А.П. Короченский), то есть старались побудить аудиторию чаще смотреть передачи, о которых он писал: вдруг там будет еще горячее и драматичнее? Разве это не вызы-вет интереса публики? Значит, телекомпании можно расчитывать и на успех от рекламы.
Критика телепередач через пересказ их сюжетов стала основной стратегией и для авторов «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Московского комсомольца», «Новой газеты» (И. Петровская), «Труда». Но в этих изданиях критики использовали эпизоды для иллюстрации конкретного поведения гостя или ведущего передачи, их высказываний, для того, чтобы ознакомившиеся с позицией телекритиков читатели смогли самостоятельно оценить произошедшее на экране. Меньше пересказа, но больше суждений и выводов мы выявили в творчестве Ю. Богомолова («Российская газета»), у А. Мельмана из «Московского комсомольца» отмечено больше ориентации на собственное предположение о плохом и хорошем при смешении разговорного и публицистического стилей. Близким ему по стилю был обозреватель «Труда» С. Беднов, но он писал тематические материалы (например, каким образом снимаются сериалы, в чем секреты производства ток-шоу и т.п.), в которых рассказывал и о передачах НТВ. Резко отрицательную позицию в отношении качества вещания интересующей нас федеральной телекомпании заняла И. Петровская: она проводила экспертизу передач и профессионализма ведущих прежде всего с точки зрения соответствия их поступков нормам профессиональной журналистской этики. Повода похвалить канал в 2013 г. у нее не нашлось.
Еше один телекритик «Новой газеты» (С. Тарощина) и авторы «Литературной газеты» не пересказывали эпизоды передач, а выявляли причинно-следственные связи между фактами и явлениями современной практики вещания НТВ. Выступления в «ЛГ» представляли собой обычные упреки руководству канала в его излишней криминализации содержания (даже опубликовали собственную расшифровку аббревиатуры: Н(аше) Т(юремное) В(ещание)); увеличении доли пошлых развлечений в эфире; стремление работать в интересах рекламодателя, но не обычного зрителя. В данном издании в меньшей степени, а в творчестве С. Таро-щиной - в большей были выявлены попытки ответить на вопрос «почему нам предлагают только криминал и пошлые развлечения»? Она
же объясняла читателям тенденции, по которым было организовано вещание телекомпании НТВ. В 2013 г. новых трендов выявлено не было, внимание акцентировалось на пропаганде государственной точки зрения, ориенти-ции на невзыскательную публику, дальнейшей криминализации эфира как способной принести огромную прибыль телекомпании теме.
В-четвертых, слагаемые оценки практики вещания телекомпании зависели от реализуемой обозревателями стратегии организации критики. Описывающие эпизоды передач авторы в основном обращали внимание на поведение экранных персонажей, их высказывания, актуальность и правдоподобность сюжета, реже пытались постичь замысел режиссера и выявить средства художественной выразительности, с помощью которых он реализуется. А вот критики, которые вместо пересказа содержания делали акцент на определении современных тенденций вещания НТВ, в первую очередь ориентировались на воплощенную в сюжетах авторскую идею, качество игры актеров в сериалах, то, как в эфире представлены люди и в каком контенсте освещались проблемы «звездных» семей. В целом, в творчестве изученных нами критиков анализу подвергалась исключительно творчесткая сторона вещания НТВ, о технико-технологическом, экономическом, правовом аспектах речь не шла. Для этого необходимы и специальные знания, и много места на газетных страницах. К сожалению, подробного разговора о проблемах НТВ нами выявлено не было. В целом, анализ получился поверхностным и разрозненным, поскольку критики редко возвращались к уже освещенным темам.
В-пятых, сложившаяся практика критики телекомпании НТВ дает нам основание предполагать возможную трансформацию функционального разнообразия медийной критики как направления в журналистике. На фоне реализуемых информационно-коммуникативной и оценочной функций, просветительская функция (объяснение аудитории методов и тенденций функционирования телекомпании), как показало исследование, при оценке продукции НТВ в 2013 г. проявлялась эпизодически. А вот коммерческо-промоцийная функция, то есть попытка под видом телекритики «продвинуть» передачу на более высокий рейтинг, судя по выступлениям Т. Пандорина в «Независимой газете» и отдельным публикациям в «Комсомолской правде», может в дальнейшем
заменить просветительскую функцию. Чтобы этого не произошло, на наш взгляд, нужны, во-первых, дальнейшие регулярные исследования содержания российской телевизионной критики и, во-вторых, регулярная планомерная информационная работа по разъяснению как обычным гражданам, так и работникам телевидения задач и функций телевизионной критики. Необходимо, чтобы качественные публикации опытных телекритиков постепенно бы становились примером для телезрителей, способствуя развитию их навыков и компетенций самостоятельного критического анализа медийных текстов.
Список литературы
1. Доля аудитории федеральных телеканалов (данные компании «TNS-Россия») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tns-global. ru/services/media/media-audience/tv/national-andregional/audience/.
2. Кузин, Е. Владимир Кулистиков: «Телевизор - это обычный бытовой прибор, как холодильник» [Текст] / Е. Кузин // Известия. -2007. - 20 июля. - С. 8.
3. Гусятинский, А. Но зато мой друг хуже всех играет роль [Текст] / А. Гусятинский // Комсомольская правда. -2013. - 23 фев. - С. 22.
4. Гусятинский, А. «Агент» нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь [Текст] / А. Гусятинский // Комсомольская правда. - 2013.
- 30 мая. - С. 22.
5. Садков, П. Смерть по расписанию [Текст] /П. Садковт// Комсомольская правда. - 2013. -2 марта. - С. 22.
6. Беднов, С. Про уродов и людей [Текст] / С. Беднов // Труд. - 2013. - 22 янв. - С. 7.
7. Беднов, С. Виртуальный мир и реальная мишень [Текст] / С. Беднов // Труд. - 2013. - 24 дек. - С. 7.
8. Беднов, С. Шесть трупов на серию - в пределах нормы [Текст] / С. Беднов // Труд. -2013. - 28 нояб. - С. 7.
9. Беднов, С. Первые итоги телесезона 2012/2013: стреляли, надеялись, скучали [Текст] / С. Беднов // Труд. - 2013. - 27 июня.
- С. 7.
10. Беднов, С. Щас спою! [Текст] / С. Беднов // Труд. - 2013. - 27 авг. - С. 7.
11. Богомолов, Ю. Гибель империй [Текст] / Ю. Богомолов // Российская газета. - 2013. - 19 нояб.- С. 12.
12. Тарощина, С. Как Добродеев Кулисти-кова обездолил [Текст] / С. Тарощина // Газе-та.ру. - 2013. - 22 мая. [Электронный ресурс].
- URL: http://www.gazeta.ru/comments/column/ taroschina/5332333.shtml.
13. Петровская, И. «Анатомия процесса» в гостях у сказки [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013. - 6 сент. - С. 24.
14. Петровская, И. Другие новости [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013. - 19 июля. - С. 24.
15. Петровская, И. Искусство делать... большое дело [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013. - 20 сент. - С. 24.
16. Петровская, И. Аркадий Мамонтов обрел наследника [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013. - 25 янв. - С. 24.
17. Петровская, И. НТВ. Возраст дожития [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013.
- 13 сент. - С. 24.
18. Петровская, И. Скорби час, потехе время [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013.
- 22 нояб. - С. 24.
19. Петровская, И. Где сила, там и «правда» [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013.
- 29 нояб. - С. 24.
20. Орлов, С. НТВ вступилось за Церковь [Текст] / С. Орлов // Литературная газета. -2013. - № 2-3. - С. 10.
21. Бобров, А. Железное ничто [Текст] / А. Бобров // Литературная газета. - 2013. - № 7.
- С. 10.
22. Бобров, А. Пушкин и муж Собчак [Текст] / А. Бобров // Литературная газета. - 2013. - № 41. - С. 10.
23. Кон, А. Красное декольте [Текст] / А. Кон // Литературная газета. - 2013. - № 8. - С. 10.
24. Петровская, И. Утром в Следственном комитете, вечером - в газете [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013. - 5 июля. - С. 24.
25. Короченский, А. П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Ростов-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 272 с. [Электронный ресурс].
- URL: http://old.kpfu.ru/f13/rbakanov/index. php?id=5&idm=0&num=23.
26. Пандорин, Т. Призыв нату-рала и секрет Полишинеля [Текст] / Т. Пандорин // Независимая газета. - 2013. - 5 апр. - С. 18.
27. Мельман, А. Непорочная Света [Текст] / А. Мельман // Московский комсомолец. -2013. - 4 окт. - С. 8.
28. Мельман, А. Россия - третья, Розанов -первый! [Текст] / А. Мельман // Московский комсомолец. - 2013. - 9 янв. - С. 8.
29. Герасимова, Л. Эфирное шатание «звезд» [Текст] / Л. Герасимова // Литературная газета. - 2013. - № 24. - С. 10.
30. Петровская, И. Света из Иваново берет курс на Голливуд [Текст] / И. Петровская // Новая газета. - 2013. - 8 фев. - С. 24.
R. P. Bakanov
Казанский (Приволжский) федеральный университет
PORTRAIT NTV TELEVISION IN ASSESSMENTS OF TELEVISION CRITICS 2013
Summary: the author of this article identifies the terms on which television critics paid attention when forming evaluations television broadcasts or television journalists work. It was found that on the NTV television commentators wrote rare (only 64 of564 articles published in 2013), with positive articles found only four, but 35 articles have negative evaluation. When the television critics analyzed the content of the television, the object of their attention they chose not all television broadcasts, but only those that were broadcast in the evening primetime. TV-kritics greatest attention paid talk show "Govorim I Pokazivaem", as well as evening serials. We have also determined that the main form of presentation of information on NTV became a retelling of the content or series of episodes of the shows. The critics wrote rarely about the people who work in the TV-air. They are articles in which the authors discuss which one of the guests in the studio than he was dressed, who was talking about, how to behave. We don't think this practice of television criticism, we believe that such articles - an example of gossip. Not all critics were interested in the artistic advantages or disadvantages of broadcasts, the quality of play of the actors in the television series. We found that critics used such genres as replica, mini-review and publicistic comment.
Keywords: television criticism, media criticism, TV, NTV channal company, evaluation, broadcast, professionalism, ethics, journalist, review.
References
1. "Dolya auditorii federal'nyh telekanalov (dannye kompanii "TNS-Rossiya")" [=Audience share of federal channels (data of "TNS-Russian") [=Network literature], available at: URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-andregional/audience/.
2. Kuzin, E. (2007). "Vladimir Kulistikov: "Televizor - eto obychnyi bytovoi pribor, kak holodil'nik" [=Vladimir Kulistikov "TV - a common household appliances as a refrigerator"], in: Izvestiya, July 20th, p. 8 (in Russ.).
3. Gusyatinsky, A. (2013) "No zato moi drug huje vseh igraet rol'" [=But my friend the worst plays a role], in: Komsomolskayapravda, February 23, p. 22 (in Russ.).
4. Gusyatinsky, A. (2013). "Agent" nechayanno nagryanet, kogda ego sovsem ne jdesh'" [="Agent" descends suddenly, when you don't expect it], in: Komsomolskaya pravda, 30 May, p. 22 (in Russ.).
5. Sadkov, P. (2013). "Smert' po raspisaniyu" [=Death scheduled], in: Komsomolskaya pravda, March 2, p. 22 (in Russ.).
6. Bednov, S. (2013). "Pro urodov i lyudei" [=About freaks and people], in: Trud, January 22, p. 7 (in Russ.).
7. Bednov, S. (2013). "Virtual'nyi mir i realAnaya miwen'" [=The virtual world and the real target], in: Trud, December 24, p. 7 (in Russ.).
8. Bednov, S. (2013). "Shest' trupov na seriyu - v predelah normy" [=Six bodies on the series - in the normal range], in: Trud, November 28, p. 7 (in Russ.).
9. Bednov, S. (2013). "Pervye itogi telesezona 2012/2013: strelyali, nadeyalis', skuchali" [=First results of TV sezon 2012/2013: shot, hoping to get bored], in: Trud, June 27th, p. 7 (in Russ.).
10. Bednov, S. (2013). "TSHas spoyu!" [=I sing now], in: Trud, August 27, p. 7 (in Russ.).
11. Bogomolov, YU. (2013). "Gibel' imperii" [=Fall of the Empire], in: Rossiiskaya gazeta, November 19, p. 12 (in Russ.).
12. Tarotshina, S. (2013). "Kak Dobrodeev Kulistikova obezdolil" [=How Dobrodeev impoverished of Kulistikov], in: Gazeta.ru, May 22 [=Network literature], available at: URL: http://www.gazeta.ru/ com-ments/column/taroschina/5332333.shtml, accessed 4.10.2014 (in Russ.).
13. For example: Petrovskaya, I. (2013). "Anatomiya processa" v gostyah u skazki" [="Anatomy of a protest" in a Fairy Tale], in: Novaya gazeta, September 6, p. 24 (in Russ.).
14. For example: Petrovskaya, I. (2013). "Drugie novosti" [=Other news], in: Novaya gazeta, July 19, p. 24 (in Russ.).
15. For example: Petrovskaya, I. (2013). "Iskusstvo delat'... bol'woe delo" [=The art of making... a big deal], in: Novaya gazeta, September 20, p. 24 (in Russ.).
16. For example: Petrovskaya, I. (2013). "Arkadii Mamontov obrel naslednika" [=Arkady Mamontov found heir], in: Novaya gazeta, January 25, p. 24 (in Russ.).
17. For example: Petrovskaya, I. (2013). "NTV. Vozrast dojitiya" [=NTV. Age live out], in: Novaya gazeta, September 13, p. 24 (in Russ.).
18. For example: Petrovskaya, I. (2013). "Skorbi chas, potehe vremya" [=Sorrow hour, fun time], in: Novaya gazeta, November 22, p. 24 (in Russ.).
19. For example: Petrovskaya, I. (2013). "Gde sila, tam i "pravda"" [=Where force is, there is "truth"], in: Novaya gazeta, November 29, p. 24 (in Russ.).
20. Orlov, S. (2013). "NTV vstupilos' za Cerkov'" [=NTV has been protecting the Church], in: Literaturnaya gazeta, N 2-3, p. 10 (in Russ.).
21. Bobrov, A. (2013). "Jeleznoe nichto" [=Nothing iron], in: Literaturnaya gazeta, N 7, p. 10 (in Russ.).
22. Bobrov, A. (2013). "Pushkin i muj Sobchak" [=Pushkin and husband Sobchak], in: Literaturnaya gazeta, N 41, p. 10 (in Russ.).
23. Kon, A. (2013). "Krasnoe dekol'te" [=Red neck], in: Literaturnaya gazeta, N 8, p. 10 (in Russ.).
24. Petrovskaya, I. (2013). "Utrom v Sledstvennom komitete, vecherom - v gazete" [=On the morning of the Investigation Committee, in the evening - in the newspaper], in: Novaya gazeta, July 5, p. 24 (in Russ.).
25. Korochensky A. P. (2002). ""Pyataya vlast'?" Fenomen mediakritiki v kontekste informacionnogo rynka" [=Does the fifth power?" Phenomenon of media criticism in the context of the information market], Rostov-on-Don, 272 p. Network literature, available at: URL: http://old.kpfu.ru/f13/rbakanov/ index.php?id=5&idm=0&num=23, accessed 4.10.2014 (in Russ.).
26. Pandorin, T. (2013). "Prizyv naturala i sekret Poliwinelya" [=Call of naturalization and secret of Polishinel], in: Nezavisimaya gazeta, April 5, p. 18, (in Russ.).
27. Melman, A. (2013). "Neporochnaya Sveta" [=Sveta chaste], in: Moskovsky komsomolets, October 4, p. 8 (in Russ.).
28. Melman, A. (2013). "Rossiya - tret'ya, Rozanov - pervyi!" [=Russia - the third, Rozanov -first!], in: Moskovsky komsomolets, January 9, p. 8 (in Russ.).
29. Gerasimova, L. (2013). "Efirnoe watanie "zvezd"" [="Stars" essential reel], in: Literaturnaya gazeta, N 24, p. 10 (in Russ.).
30. Petrovskaya, I. (2013). "Sveta iz Ivanovo beret kurs na Gollivud" [=Sveta from Ivanovo is going to Hollywood], in: Novaya gazeta, Febrary 8, p. 24 (in Russ.).