Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Филологические науки. Том 3 (69). № 3. 2017 г. С. 83-97.
УДК 82-31
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИЕМОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ (НА ПРИМЕРЕ РАННИХ ПОВЕСТЕЙ А. И. КУПРИНА) Шинкевич О. Н.
Нижневартовский государственный университет,
Нижневартовск, Россия
e-mail: olgakatrenko99@gmail. com
В статье рассматриваются виды портрета как приема изображения литературного героя. Анализируется многообразие и неоднозначность подхода к проблеме портретирования литературных персонажей. Кратко характеризуются существующие виды литературного портрета, их функции и особенности. Выявляется многокомпонентность портрета-описания, а также определяется его место среди существующих приемов изображения литературного героя. Отмечаютсяособенности применения портрета-описания, функционирующего в ранних повестях А. И. Куприна («Впотьмах», «Молох», «Прапорщик армейский», «Олеся»).
Результаты исследования позволили утверждать, что использующийся в раннем творчестве А. И. Куприна портрет-описание отражает социальную и психологическую характеристику героя, говорит о национальной принадлежности. Особое внимание писатель уделяет изображению художественной детали, с помощью которой рисует внешний облик персонажа, чаще и больше всего останавливаясь на описании лица. Проанализированы особенность и функции применения цвета при изображении внешнего облика персонажа. Сделан вывод о том, что изображая лицо и глаза, А. И. Куприн реализует главный способ создания образа героя, его не только внешних, но и внутренних характеристик, что нашло подтверждение при анализе его ранних повестей.
Ключевые слова: литературный герой, литературный портрет, портрет-описание, художественный образ.
ВВЕДЕНИЕ
Образ персонажа - один из актуальных предметов исследования современного литературоведения. От античности и до наших дней донесена и обозначена важность изображаемого облика, нашедшая отражение в различных видах искусства, в том числе в литературе.
Художественный образ в литературе трудно представить без наличия индивидуальных внешних черт, иными словами, без литературного портрета. На каждом этапе развития художественной литературы менялось отношение к этому феномену. Портрет как форма литературной изобразительности развивался от обобщенной характеристики к индивидуализации. «Зачастую литература ранних стадий развития вообще обходилась без портретной характеристики («Слово о полку
83
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
Игореве»), предполагая, что читатель отлично представляет себе внешний облик
князя, воина или княжеской жены; индивидуальные же различия в портрете [...] не воспринимались как существенные. Портрет символизировал прежде всего социальную роль, общественное положение, а также выполнял оценочную функцию» [8, с. 51]. С течением времени литературный портрет усложнялся и индивидуализировался, включая в себя характерные именно для данного героя черты. Наконец, произведения эпохи реализма послужили поводом к детальному изучению функционирования портрета персонажа, так как центром повествования в XIX веке выступает литературный герой, портретные детали которого становятся индивидуальными и выполняющими характеризующую функцию.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Многообразие классификаций литературного портрета в современном литературоведении определяет неоднозначность исследования его релевантных структурных признаков. Проблемы изучения портрета в потоке наррации остаются открытыми. Попытки систематического анализа портрета персонажа, начиная с XX века, определили его многофункциональность, широту семантического поля и ассоциативно-семантических связей. В связи с этим, научные работы, касающиеся анализа функционирования литературного портрета персонажа в художественных произведениях, до сих пор остаются актуальными. Благодаря исследованиям портрета персонажа с позиции его функциональности в творчестве отдельно взятых писателей появляются новые подходы к рассмотрению данного феномена, что говорит о его незаконченном теоретическом осмыслении в современном литературоведении.
Повести А. И. Куприна еще не становились объектом исследования с позиций детального анализа литературного портрета персонажа. Это позволяет утверждать, что данной работе присущи практическая значимость и научная новизна. Цель проведенного исследования заключается в анализе функционирования и выявлении особенностей портрета-описания в ранних повестях А. И. Куприна.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
84
Шинкевич О. Н.
- охарактеризовать существующие виды и функции портрета персонажа;
- определить особенность портрета-описания как одного из основных художественных приемов изображения литературного героя;
- проанализировать функционирование портрета-описания в ранних повестях А. И. Куприна.
Презентация литературного героя в тексте достигается различными художественными приемами: описание «поведения героя», авторская характеристика, самохарактеристика, характеризующее имя, внутренний монолог, обнаруживающий особенности мировоззрения персонажа, сны персонажа и др., но совмещать «не только изображающую, но и оценочную функцию» [8, с. 51], способствовать формированию целостности образа героя [1] и, наконец, создавать «устойчивый, стабильный комплекс черт «внешнего человека» [18, с. 204] может только литературный портрет.
В конечном итоге, под литературным портретом принято понимать «изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику» [8, с. 50]. Исходя из информации о портрете в словаре актуальных терминов под редакцией Н. Д. Тамарченко, существуют два типа создания визуального образа: гротескный и классический. «Для классического портрета характерна строгая заданность границ объекта описания», гротескному свойственно «размывание границ между различными предметами, находящимися в поле зрения субъекта речи. Эти два типа образов-портретов образуют полюса, между которыми возможны различные промежуточные варианты». [15, с. 178]. Таким образом, оправдано наличие различных видов портрета персонажа, прорастающих в классификации. Однако не всегда представляется возможным уместить в предложенные исследователями разнообразные структуры портрета индивидуальное творчество писателя. Тем самым, литературный портрет, «являющийся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя» [7, с. 90], позволяет выявлять особенности художественного мира отдельно взятых авторов. Например, Г. С. Сырица исследует портрет в творчестве Ф. М. Достоевского с
85
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
позиций его ассоциативно-семантических связей [19], Л. Д. Дмитриевская говорит о
проблеме определения и литературного анализа пейзажа и портрета в творчестве З. Н. Гиппиус [7]. Важно отметить, что портрет персонажа становится объектом изучения как с литературоведческой, так и с лингвистической точек зрения, делая его не только многофункциональным, но и многоаспектным (Г. С. Сырица, О. А. Малетина, О. В. Руднева).
Описательный стиль, не получивший должного внимания в кругу литературоведов до середины XX века, на сегодняшний деньактивно исследуется. Литературный портрет стал анализироваться не только в эпосе, но и в лирике. Но эпические жанры дают более широкую платформу для создания сложного многокомпонентного литературного портрета героя, в то время как в лирических произведениях портрет «предельно обобщен» [19, с. 10]. Место в тексте эпического произведения, отводящееся описанию персонажа, становится не менее значимым, чем его поступки, а отношения между героями способны определятся по их «самохарактеристикам» и «взаимохарактеристикам» [1], что достигается, в том числе, путем введения портретных деталей.
Детальный анализ литературного портрета повлек за собой появление разнообразия видов и функций портрета персонажа. Среди них: экспозиционный и динамический (Л. Ю. Юркина[20]), концентрированный и декоцентрированный (И. А. Быкова [3]), квалитативный и функциональный (Е. А. Гончарова [6]), портрет-штрих, оценочный портрет, ситуативный и дескриптивныйпортреты (А. Н. Беспалов [2]), портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление, психологический и характеристический портреты (А. Б. Есин [8], О. А. Малетина [13]) и др.
Среди многообразия видов портрета основополагающим и чаще всего встречающимся в художественном тексте является портрет-описание. Портрет-описание как художественный прием изображения персонажа становится частью не только художественной, но и мировоззренческой системы конкретного писателя. Данный вид портрета характеризуют исследователи К. Л. Сизова, Н. А. Родионова и А. Б. Есин.
86
Шинкевич О. Н.
По мнению К. Л. Сизовой, собственно портретное описание содержит такие элементы характеристики героя как: одежда, формы черт лица, цветовая характеристика облика героя и фоническая характеристика (голос персонажа) [18]. При этом исследователь не включает в данный вид портрета дополнительные компоненты (авторскую оценку, отражение характера и психологического состояния) определяя, тем самым, его однокомпонентность, заключающуюся исключительно во внешних детальных описаниях.
Н. А. Родионова также выделяет данный вид портрета и противопоставляет ему портрет-оценку (или портрет-восприятие, в терминологии А. Б. Есина) и портрет-ситуацию. Исследователь называет его портретом-представлением и считает, что его целью является знакомство читателя с персонажем, поэтому он часто находится в начале текста. Портрет-представление не несет значение восприятия персонажа, тогда как в портрете-оценке, наоборот, семантически значимым являются ощущения наблюдателя, в роли которого выступает повествователь или другой персонаж. Назначение же портрета-ситуации связано с отражением облика героя, о котором упоминается в каком-нибудь эпизоде, то есть такой портрет обусловлен конкретной ситуацией [17, с. 45].
Несмотря на то, что портрет-описание, по мнению А. Б. Есина, «наиболее простой» [8, с. 51], в нем обязательно присутствуют портретные детали с обобщающим выводом или авторским комментарием (портрет-оценка) относительно характера персонажа. Таким образом, портрет-описание, благодаря индивидуальному стилю писателя, может вмещать в себя дополнительные компоненты, становясь многокомпонентными выполняющим различные функции. Однако следует отметить, что существует и портрет-описание, основная цель которого - передача исключительно внешних особенностей героя. Таким образом, мы можем говорить об однокомпонентном портрете-описании, отражающем внешние детали, без авторских оценок и дополнительных комментариев, и многокомпонентном - содержащем их и выполняющем нагрузку портрета психологического.
87
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
Б. Е. Галанов в своей книге «Искусство портрета» утверждал: «Еще не всякое
изображение внешности человека в искусстве, и в литературе, действительно, возвышается до искусства» [5, с. 11], но изображение персонажей в творчестве А. И. Куприна считается высоким мастерством и обращает на себя особое внимание исследователей и в наши дни, о чем свидетельствуют работы Л. Н. Ефименко [9], Т. А. Пахаревой, С. П. Строкиной [14],Т. Р. Пчелкиной [16], Т. И. Латыпова [12] и др. Несмотря на неугасаемую актуальность изучения творчества Александра Ивановича, проблеме исследования портрета персонажа в его произведениях должного внимания не уделялось, хотя уже в ранних повестях портретные характеристики как средство выражения внешних и внутренних качеств персонажа нашли отражение в его художественном тексте.
Уже названия ранних повестей А. И. Куприна «Молох» (1896), «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) содержат художественный образ главного героя и некоторым образом отражают зрительное восприятие персонажа, что «актуализирует категорию антропоцентричности в тексте» [19, с. 12]. А. А. Волков замечает, что первая повесть писателя «Впотьмах» (1892) отражает намерение Куприна овладеть «искусством портретных характеристик, реалистического раскрытия внутреннего мира персонажей» и то, что он «упорно ищет свой стиль» [4, с. 9].
Исследователь Л. Д. Дмитриевская считает, что «художественная деталь в портрете А. И. Куприна рассчитана не на миражное впечатление, а на зрительное восприятие образа» [7, с. 90]. Особенностью портрета-описания у А. И. Куприна является доминирующее изображение лица. Лицо - одно из главных составляющих целостного художественного образа, а глаза - та портретная деталь, с помощью которой автор может отразить состояние души человека. Поэтому писатели, начиная с XIX века и по настоящее время, рисуя персонаж в своих произведениях, чаще всего отдают предпочтение детальному описанию лица. А. И. Куприн - не исключение, он подробно останавливается на каждой детали при описании лиц персонажей: «Улыбка освещала и делала чрезвычайно симпатичным ее лицо» [10, с. 99], «Он был плешив, и все его лицо было изборождено глубокими морщинами, но ясные голубые глаза навыкате глядели смело и твердо» [10, с. 133].
88
Шинкевич О. Н.
Описание лица часто является для автора единственной презентацией литературного героя. С помощью такого приема описана встреча прапорщика с главной героиней повести «Прапорщик армейский»: «Теперь я знаю ее наружность до самых тончайших подробностей [...]: у нее было прекрасное, классически правильное лицо, с глазами, полными огня, прямым очаровательным носиком и с прелестными алыми губками, из-за которых блестели два ряда великолепных жемчужных зубов» [11, с. 238].
Лицо и глаза в изображении персонажей имеют особую значимость. С помощью данных портретных деталей раскрывается и социальный статус персонажа («Какой-то пестрый «молодой человек», по всем признакам мелкий канцелярский чиновник с дряблым, испитым лицом»[10, с. 122], «А лицо у него истинно аристократическое» [11, с. 247]), и национальная особенность: «красивый, типичный еврей с умными чертами матового лица» [10, с. 160], и изменения психологического состояния героя: «Действительно, вид у Боброва был ужасный. Кровь запеклась черными сгустками на его бледном лице» [10, с. 93], и оценочная характеристика: «Его светлые глаза, за которыми чувствовался большой ум ученого и сильная воля авантюриста, как и всегда, неподвижно и равнодушно глядели из-под опухших, усталых век» [10, с. 49].
Почти в каждом портрете, созданном автором, есть доброе и прекрасное и в то же время отталкивающее и неприятное. Куприн способен изменить отношение к образу героя с помощью портретной детали: «Прелесть его в сущности некрасивого лица заключалась только в улыбке. Когда Бобров смеялся, глаза его становились нежными и веселыми, и все лицо делалось привлекательным» [10, с. 24], «Этих непривлекательных качеств не сглаживали даже синие глаза прекрасного очертания» [10, с. 96]. Детализированный портрет-описание в привычной для читателя функции помогает отнести персонажа к отрицательно оцениваемому или положительно оцениваемому, однако в произведениях Куприна истинная сущность персонажа раскрывается только в финале. Так происходит в повестях «Впотьмах», «Прапорщик армейский», «Олеся» и др.
Портрет-описание используется автором также при изображении эпизодических персонажей. Лицо и глаза являются основными и единственными
89
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
портретными характеристиками в восприятии тяжелой жизни рабочих,
представленных в повести «Молох»: «сзади, из-за литейщиков, выглядывали рабочие при известковых печах, которых издали можно было узнать по лицам, точно обсыпанным густо мукою, и по воспаленным, распухшим, красным глазам» [10, с. 57].
Создание художественного образа без представления лица для писателя иногда становится просто невозможным. Так, в повести «Прапорщик армейский» для главного героя является крайне важным разглядеть лица героинь: «Их лиц я не успел хорошенько рассмотреть, но заметил, что у старшей, брюнетки, задорный, сочный тип малороссиянки, а младшая выглядывает подростком, на голове у нее небрежно накинут белый шелковый платок, надвинутый углом на лоб и потому скрывающий волосы и всю верхнюю часть лица» [11, с. 229]. Но на этом автор не останавливается и вынуждает героя вновь совершать попытки детального рассмотрения лица: «Но мне все-таки удалось увидеть ее смеющиеся розовые губы и веселое сверкание белых зубов»[11, с. 229].
Портрет-описание у Куприна довольно часто сливается с портретом-впечатлением, особенность которого заключается в отсутствии привычного детализированного описания внешнего облика персонажа, «остается только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения» [8, с. 51]: «Только один этот человек, с чахоточной фигурой и лицом старой обезьяны» [10, с. 49], «Лицо же директора -красивое, холеное, самоуверенное лицо светского человека - оставалось неподвижным» [10, с. 48]. В приведенных примерах отсутствуют портретные детали, присущие портрету-описанию. Определения «красивое» и «холеное» отражают, с одной стороны, общую эстетическую категорию прекрасного, с другой -индивидуальное представление о красивой внешности человека.
«Коротенький, толстый человечек, с уверенно-приятными округлыми манерами, который одним своим видом мог успокоить больного» [10, с. 160] - пример портрета-описания, переходящего в портрет-впечатление. «Коротенький» и «толстый» - подробное описание, а «вид», который мог успокоить больного,
90
Шинкевич О. Н.
оставляет впечатление и возможность читателю самостоятельно «дорисовать» художественный образ. Так, описываемое лицо героя повести «Молох» в конечном итоге превращается в «гримасу», производящую впечатление: «На нем была круглая фетровая шляпа, из-под которой сияли огненные волосы; бритое, как у актера, лицо с обвисшими щеками и тройным подбородком, испещренное крупными веснушками, казалось заспанным и недовольным; губы складывались в презрительную, кислую гримасу» [10, с. 54].
Портрет как часть искусства изначально нашел свое отражение в живописи, что повлекло за собой изучение живописной стороны данного феномена в художественном тексте. Появились многочисленные работы, исследующие функцию цвета при изображении литературного героя (Г. Е. Абеляшева, Г. С. Сырица, О. В. Руднева и др.). Функция цвета в литературном портрете-описании - отражение негативной и позитивной семантики, связанной с образом героя, а также индивидуального стиля писателя.
Портрет-описание в ранних повестях А. И. Куприна содержит цветовые признаки. Автор в изображении лица использует антитезу «красный-белый» с различными оттенками. Красный становится смуглым, коричневым и, даже, черным: «Кровь запеклась черными сгустками на его бледном лице» [10, с. 94]. Цвет в описании лица героев отражает не только их физиологическое состояние: «у солдат его такие толстые и красные морды, что смотреть весело» [11, с. 224], «толст он необычайно, жир так и сквозит, так и лоснится у него на отвислых щеках, покрытых сетью мелких красных жилок» [11, с. 224], но и психологическое: «Тут капитан совсем застыдился, покраснел, - отчего лицо его сделалось коричневым» [11, с. 247], «Он только краснел, вытирал клетчатым платком вспотевший лоб [11, с. 249].
Портрет-описание с использованием цвета представлен в динамике, направлен на уточнение читательского восприятия изображаемого героя. Бледный, матовый цвет отражает безжизненность, душевный упадок персонажа: «Вид у нее очень утомленный: глаза очерчены легкой тенью и щеки бледнее обыкновенного» [11, с. 243], «она показалась ему бледнее и серьезнее, чем обыкновенно» [10, с. 74], «Весь день после такой ночи она ходила бледная, точно разбитая» [10, с. 109].
91
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
Белый цвет используется автором в дополнении с матовым оттенком и
бледностью: «Луна нежно светила прямо в лицо Кэт, в это бледное, почти белое лицо» [11, с. 255],«Вот и я в настоящую минуту необыкновенно ярко вижу перед собою ее лицо: круглый овал, матовая бледность» [11, с. 238]. Следует отметить, что бледность лица главной героини повести «Впотьмах» - признак хрупкой, незащищенной, тонкой натуры, в то время как бледное, белое лицо Кэт из повести «Прапорщик армейский» говорит о холодной, безразличной душе.
Замечено, что «красный» и «белый» цвета в ранних повестях Куприна чаще содержат отрицательную коннотацию, в то время как крайне редко используемый «желтый» - положительную: «Бобров издали узнал в ней Нину по ярко-желтой кофточке, так красиво оттенявшей смуглый цвет ее лица» [10, с. 34], «Лицо желтое и доброе. Вероятно, она в молодости была очень красива» [11, с. 232]. Желтый цвет, используемый Куприным, противопоставлен серости и черноте: «Барышня подышала на стекло, протерла его крошечной желтой перчатке и стала глядеть, не отрываясь, в черневшую передней мглу сентябрьской дождливой ночи» [10, с. 96]. Таким цветом писатель изображает персонажей, наделенных положительной авторской оценкой. Так, пожелтевшие щеки Аларина («Впотьмах») - признак раскаяния: «щеки Александра Егоровича ввалились и пожелтели от забот и бессонных ночей» [10, с. 161].
ВЫВОДЫ
В ранних повестях А. И. Куприна при изображении персонажа функционирует многокомпонентный портрет-описание, содержащий элементы портрета-впечатления, а также синтезирующий компоненты портрета психологического. Автор в портрете-описании отдает предпочтение изображению лица, которое отражает социальную и психологическую характеристику, говорит о национальной принадлежности. Среди портретных деталей особенное внимание уделяет глазам персонажа.
Отметим, что при изображении лица автор использует «красный», «белый» и «желтый» цвета. Они представлены в динамике («красный» может стать
92
Шинкевич О. Н.
«коричневым», «черным», «смуглым», а «белый» - «бледным» и «матовым»), чаще относятся к персонажам с отрицательной авторской характеристикой. «Желтый» цвет, используемый автором, присутствует не только на лицах персонажа, но и на деталях костюма героя. Данный цвет у Куприна символизирует добро, красоту и раскаяние, с помощью него автор изображает персонажей с положительной характеристикой.
Таким образом, в ходе работы проанализированы особенности использования в повестях А. И. Куприна портрета-описания. Учитывая многофункциональность и разнообразие проявлений данного вида портрета, появилась возможность говорить о
его однокомпонентности или многокомпонентности.
Список литературы
1. Абдуллина, А. Ш. Портрет как важнейшее средство формирования целостного образа героя в прозе Н. Мусина [Электронный ресурс] / А. Ш. Абдуллина // Фундаментальные исследования.- № 5-6, 2014. - С. 1343-1347. - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34096. - (Дата обращения: 28.10.2017).
2. Беспалов, А. Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода [Текст]:дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04. / А. Н. Беспалов.- М., 2001. -160 с.
3. Быкова И. А. Линвгостилистические особенности портрета персонажа в художественной прозе А. Чехова [Текст] / И. А. Быкова: автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01. - Ростов-н/Д, 1988. - 24 с.
4. Волков, А. А. Творчество А. И. Куприна [Текст] / А. А. Волков. Изд. 2-е. - Москва: Худож. лит., 1981. - 360 с.
5. Галанов, Б. Е. Искусство портрета [Текст] / Б. Е. Галанов. - Москва, 1967. - 207 с.
6. Гончарова Е. А. Пути лингвистического выражения категорий автор - персонаж [Текст] / Е. А. Гончарова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. - 149 с.
93
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
7. Дмитриевская, Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного
анализа (пейзаж и портрет в творчестве З. Н. Гиппиус)[Текст] / Л. Н. Дмитриевская. - Ярославль: ООО «Литера», 2005. - 135 с.
8. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст] / А. Б. Есин. - Москва: Флинта, Наука, 2000. - 163 с.
9. Ефименко, Л. Н. Публицистика А. И. Куприна : Проблемы жанрового своеобразия [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Л. Н. Ефименко. -Краснодар, 2003. - 22 с.
10. Куприн, А. И. Полное собрание сочинений в 10-ти томах [Текст] / А. И. Куприн.-Т. 1. Повести. Рассказы. Очерки. Стихотворения. Эпиграммы. Афоризмы. Романсы. - Москва: Воскресенье, 2006. - 528 с. с ил.
11. Куприн, А. И. Полное собрание сочинений в 10-ти томах [Текст] / А. И. Куприн. -Т. 2. Повести. Рассказы. Очерки. Пьеса. - Москва: Воскресенье, 2006. - 576 с. с ил.
12. Латыпов, Т. И. А. Куприн - публицист в общественно-политическом контексте России, февраль 1917 - октябрь 1919 гг. [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Т. И. Латыпов: С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2001. -22 с.
13. Малетина О. А. Лингвостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса (на материале произведений Т. Драйзера) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / О. А. Малетина. - Волгоград, 2004. - 181 с.
14. Пахарева, Т. А. Миф о юге в прозе А. И. Куприна: пособие по спецкурсу для студентов-филологов [Текст] / Т. А. Пахарева, С. П. Строкина. - Севастополь, 2011. - 126 с.
15. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий [Текст] / Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
16. Пчелкина, Т. Р. Автор и герой в художественном мире А. И. Куприна [Текст] : автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Т. Р. Пчелкина. - Магнитогорск, 2006. - 22 с.
94
Шинкевич О. Н.
17. Родионова, Н. А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И. А. Бунина: Лингвостилистический аспект [Текст] : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н. А. Родионова. - Самара, 1999. - 200 с.
18. Сизова, К. Л. Типология портрета героя (на материале художественной прозы И. С. Тургенева) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / К. Л. Сизова. -Воронеж, 1995. - 152 с.
19. Сырица, Г. С. Поэтика портрета в романах Ф. М. Достоевского [Текст] / Г. С. Сырица. - Москва: Гнозис, 2007. - 407 с.
20. Юркина Л. Ю. Портрет :учебное пособие «Литературоведение» // под редакцией Л. В. Чернец[Текст] / Л. Ю. Юркина. - М., 1998. - С.185-186.
PORTRAIT-DESCRIPTION AS ONE OF THE BASIC ARTISTIC TECHNIQUES OF THE IMAGE OF THE LITERARY HERO (ON THE MATERIAL OF THE EARLY NOVELS BY A. I. KUPRIN)
O. N. Shinkevich
Summary. The article deals with types of a portrait as a method of portraying a literary hero. The variety and ambiguity of the approach to the problem of portraying literary characters is analyzed. Briefly describe the existing types of literary portrait, their functions and features. A multicomponent portrait-description is revealed, and its place among the existing methods of portraying a literary hero is determined. The features of the application of the portrait-description, functioning in the early novels of A. I. Kuprin (In the Gloom, Moloch, Ensign Army, Olesya).
The results of the study made it possible to assert that the portrait-description used in the early work of A. I. Kuprin reflects the social and psychological characteristics of the hero, speaks of nationality. The writer pays special attention to the image of the artistic detail, with which he paints the appearance of the character, more often and most of all, on the description of the person. The features and functions of color application are analyzed in the image of the character's external appearance. The conclusion is drawn that depicting the face and eyes, A. I. Kuprin realizes the main way of creating the image of the hero, his not only external, but also internal characteristics, which was confirmed in the analysis of his early tales. Keywords: literary hero, literary portrait, portrait-description, artistic image.
References
1. Abdullina A. Sh. Portret kak Vazhneishee Sredstvo Formirovaniya Tselostnogo Obraza Geroya v Proze N. Musina [Portrait as the Most Important Means of Forming a Holistic Image of the Hero in the Prose of N. Musin]. Fundamental'nye Issledovaniya, 2014.
95
ПОРТРЕТ-ОПИСАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ...
Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34096. (accessed 28 October 2017).
2. Bespalov A. N. Struktura Portretnyh Opisanij v Hudozhestvennom Tekste Sredneanglijskogo Perioda: Dis. ... Kand. Filol. Nauk [The Structure of Portrait Descriptions in the Middle English Period]. Moscow, 2001.
3. Bykova I. A. Linvgostilisticheskie Osobennosti Portreta Personazha v Hudozhestvennoj Proze: Dis. ... Kand. Filol. Nauk [Features of the Linguistic Styles of the Portrait of the Character in the Artistic Prose of A. Chekhov]. Rostov-n/D, 1988.
4. Volkov A. A. Tvorchestvo A. I. Kuprina [The Works of A. I. Kuprin]. Moscow: Hudozh. Lit. Publ., 1981. 360 p.
5. Galanov B. E. Iskusstvo Portreta [The Art of Portrait]. Moscow, 1967. 207 p.
6. Goncharova E. A. Puti Lingvisticheskogo Vyrazheniya Kategorij Avtor - Personazh [Ways of Linguistic Expression Categories Author - Character]. Tomsk : Tomsk Universitet Publ., 1984. 149 p.
7. Dmitrievskaya L. N. Peizazh i Portret: Problema Opredeleniya i Literaturnogo Analiza (Peizazh i Portret v Tvorchestve Z. N. Gippius) [Landscape and Portrait: the Problem of Definition and Literary Analysis (Landscape and Portrait in the Works of Z. N. Gippius)]. Yaroslavl' : OOO «Litera» Publ., 2005.135 p.
8. Esin A. B. Printsipy i Priemy Analiza Literaturnogo Proizvedeniya [Principles and Methods of analyzing a Literary Work]. Moscow: Flinta, Nauka Publ., 2000. 163 p.
9. Efimenko L. N. Publicistika A. I. Kuprina: Problemy zhanrovogo svoeobraziya: Avtoref. Dis. ... Kand. Filol. Nauk [Publicism A. I. Kuprin: Problems of Genre Originality]. Krasnodar, 2003.
10. Kuprin A. I. Polnoe Sobranie Sochinenii v 10-ti Tomakh [Complete Works in 10 Volumes]. Moscow: T. 1. Povesti. Rasskazy. Ocherki. Stikhotvoreniya. Epigrammy. Aforizmy. Romansy, Voskresen'e Publ., 2006. 528 p.
11. Kuprin A. I. Polnoe Sobranie Sochinenii v 10-ti tomakh [Complete Works in 10 Volumes]. Moscow: T. 2. Povesti. Rasskazy. Ocherki. P'esa, Voskresen'e Publ., 2006. 576 p.
96
LUuHKeeuH O. H.
12. Latypov T. I. A. Kuprin - Publicist v Obshchestvenno-Politicheskom Kontekste Rossii, Fevral' 1917 - Oktyabr' 1919 gg.: Avtoref. Dis. ... Kand. Filol. Nauk [A. Kuprin-Publicist in the Socio-Political Context of Russia, February 1917-October 1919]. Saint-Petersburg, 2001.
13. Maletina O. A. Lingvostilisticheskie Osobennosti Portreta kak Zhanra Hudozhestvennogo Diskursa (Na Material Proizvedenij T. Drajzera): Dis. ... Kand. Filol. Nauk [Features of the Linguistic Style of the Portrait as a Genre of Artistic Discourse (Based on the Works of T. Dreiser)]. Volgograd, 2004.
14. Pahareva T. A. Mif o Yuge v Proze A. I. Kuprina : Posobie po Speckursu dlya Studentov-Filologov [Myth About the South in A. I. Kuprin's Prose]. Sevastopol, 2011. 126 p.
15. Tamarchenko N. D. Poetika: Slovar' Aktual'nykh Terminov i Ponyatij [Poetics: a Dictionary of Current Terms and Concepts]. Moscow: Kulaginoj; Intrada Publ.,2008. 358 p.
16. Pchelkina T. R. Avtor i Geroj v Hudozhestvennom Mire A. I. Kuprina: Avtoref. Dis. ... Kand. Filol. Nauk [The Author and Hero in the Artistic World of A. I. Kuprin]. Magnitogorsk, 2006.
17. Rodionova N. A. Tipy Portretnykh Kharakteristik v Khudozhestvennoi Proze I. A. Bunina: Lingvostilisticheskii Aspect: Dis. ... Kand. Filol. Nauk [Types of Portrait Characteristics in the Artistic Prose of I. A. Bunin: Linguistic Aspect]. Samara, 1999.
18. Sizova K. L. Tipologiya Portreta Geroya (Na Materiale Khudozhestvennoi Prozy I. S. Turgeneva): Dis. ... Kand. Filol. Nauk [Typology Portrait of the Hero (on the Material of Prose by I. S. Turgenev)]. Voronezh, 1995.
19. Syrica G. S. Poetika Portreta v Romanah F. M. Dostoevskogo [The poetics ofthe portrait in the novels of F. M. Dostoevsky]. Moscow: Gnozis Publ,, 2007. 407 p.
20. Yurkina L. Y. Portret [Portrait] Literaturovedenie. Moscow, 1998. 185-186 p.
97