Научная статья на тему 'Портрет лидера'

Портрет лидера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портрет лидера»

Ректор ФГБОУВПО «РГУТиС» Федулин Александр Алексеевич

Портрет лидера

«Audaces fortuna juvat...»

«Смелым покровительствует удача...»

Вергилий

Головные корпуса Российского государственного университета туризма и сервиса располагаются на берегу реки Клязьмы, в 15 минутах ходьбы от железнодорожной платформы Тарасовская, в одном из наиболее живописных мест Подмосковья. Трудно найти другой российский вуз, имеющий столь же благоприятную природную ауру.

Загородное расположение университета отражает мировую тенденцию переноса лучших образовательных учреждений за пределы мегаполисов. Однако не только географическая, но и специфическая историко-культурная среда Черкизово в определенной мере сформировала особый микромир возникшего здесь университета.

Главный корпус Российского государственного университета туризма и сервиса

5

№ 2/2012

Коллекция историй

5

КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИЙ

Живописный подмосковный пейзаж. Территория университета

В 1996 году университет возглавил доктор исторических наук, профессор Александр Алексеевич Федулин — типичный представитель руководителей нового поколения высшей школы, обладающий блестящими организаторскими способностями и значительным опытом управления высшим профессиональным учебным заведением.

От таких людях с уверенностью говорят — это эффективный менеджер, который умеет достигать поставленных целей, действует четко, а иногда и жестко, но почти всегда результативно. Управленческие навыки А. А. Феду-лина ярко проявились в период руководства, пожалуй, самым успешным филиалом университета — Институтом туризма и гостеприимства (ИТиГ) (г. Москва).

ИТиГ стал для него не только успешным проек-

том, но и качественно новой областью деятельности. Трудно было поверить, что историк-архивист сможет завоевать высокий авторитет в такой сложной профессиональной среде как туризм.

И этот высокий авторитет основан на умении управлять людьми и служить своему делу. Здесь хочется подчеркнуть — «слу-

А. А. Федулин и слушатели Международной программы РГУТиС

6

№ 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Портрет лидера

жить своему делу», а не выполнять обязанности руководителя с 9 до 18 часов. Это, как известно, вещи разные, так как «служить» — это значит постоянно заботиться о деле и людях, рисковать, брать на себя ответственность, быть постоянно в состоянии «боевой готовности», что, безусловно, очень трудно и по плечу только сильному...

Характер человека, его ценностные ориентиры закладываются в детстве и формируются в течение всей жизни. Чем сложнее и тернистее жизненный путь человека, тем сильнее и богаче его личность.

Родился А. А. Федулин 25 ноября 1959 года в Москве. Трудовую деятельность начал в 18 лет. В 1977 г. был принят учеником комплектовщика технической документации во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиационной техники. В 1982 году закончил Московский государственный историко-архивный институт по специальности историко-архивоведе-ние. Получил диплом с отличием. С 1982 по 1984 гг. проходил срочную службу в рядах вооруженных сил. В августе 1984 г. возобновил трудовую деятельность в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ). Некоторое время проработал старшим инженером лаборатории документоведения. В 1985 г. был назначен на должность начальника учебного отдела. Одновременно работал над кандидатской диссертацией. Опубликовал за этот период ряд научных и учебно-методических работ по курсу Истории СССР. Отдельные публикации вышли в центральных исторических журналах, таких как «Вопросы истории» и «Советские архивы». Учителями, курирующими становление в науке будущего ректора, были видные российские историки академик Юрий Александрович Поляков и заведующий кафедрой Отечественной истории МГИАИ Владимир Зиновьевич Дробижев.

А. А. Федулин успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Население г. Москвы (1917—1923 гг.) в диссертацион-

ном совете МГИАИ в 1987 г. По оценке академика Ю. А. Полякова, работа А. А. Фе-дулина была одним из первых исследований в стране, выполненных в рамках развития направления «История повседневности», рассмотревшим, в частности, неизученный прежде феномен «квартирных подселений».

В дальнейшем, работая с А. А. Феду-линым, я не раз обращала внимание на то, как умело он использует свои академические знания в самых разнообразных областях, будь то география Москвы, демографические проблемы, история развития российского образования и пр.

В 1988 г. по приглашению Ю.П. Свири-денко А. А. Федулин перешел в Московский технологический институт и первоначально был принят на должность старшего преподавателя кафедры МТИ «Социальная гуманитарная подготовка кадров». Затем в феврале 1989 г. был выбран на должность декана факультета общественных и гуманитарных наук и вошел в состав парткома Московского технологического института, где курировал идеологическую работу, в том числе в формате жесткого противостояния местной партийной геронтократии. Чем и заслужил устойчивое реноме реформатора.

Конец 1980-х и начало 1990-х — интересное и одновременно сложное время, открывшее новые возможности и перспективы для таких способных и предприимчивых людей, как А. А. Федулин.

В 1990—1991 гг. в качестве приглашенного профессора А. А. Федулин преподавал в Индианском университете (США). Опыт, полученный во время работы за рубежом, он успешно использовал в своей последующей административной деятельности.

В 1991 г. Александр Алексеевич Феду-лин становится проректором по международным связям Государственной академии сферы быта и услуг (ГАСБУ, затем МГУС — Московский государственный университет сервиса). В 1995 г. должность была переименована — «проректор-начальник между-

Коллекция историй

7

КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИЙ

народного департамента». За время работы в этой должности А. А. Федулина вуз впервые в своей истории выходит на орбиту регулярного международного сотрудничества. В 2000 г. А. А. Федулин становится доктором исторических наук. Защита состоялась в Российской академии государственной службы, тема диссертационного исследования — «История развития социального партнерства в России».

Одновременно с руководством ИТиГ А. А. Федулин возглавлял в 2000—2003 гг. кафедру «Организация и технология гостиничного хозяйства». С 2003 г. являлся заведующим кафедрой «Общественные науки» Института туризма и гостеприимства. Под его руководством был защищен ряд диссертационных исследований исторического и туристского профилей.

В переходный период истории университета 2002—2005 гг. самостоятельная позиция А. А. Федулина и ИТиГ подвергались давлению и неакадемической критике со стороны тогдашнего руководства вуза. Усилившиеся центробежные тенденции создавали реальную угрозу распада МГУС. Преодолению кризисного состояния способствовало решение Минобрнауки РФ, поддержанное коллективом университета, о выдвижении А. А. Федулина на пост ректора.

В действительности это решение стало судьбоносным. Ведь выборы ректора — не только определение формального лидера, это выбор вектора развития учебного заведения на стратегическую перспективу. В условиях сложной и противоречивой эпохи перемен, которая ломает сложившиеся стереотипы и стремительно приближает новое время, необходимы новые лидеры, способные придать мощный импульс развитию и обеспечить университету стремительное продвижение вперед.

Являясь действительным членом Академии туризма РФ, членом Комитета по туризму и развитию малого бизне-

са Торгово-промышленной палаты РФ, координационного совета по развитию туризма при Правительстве Москвы, межведомственной (Рособразование и Ростуризм) комиссии по подготовке кадров в области туризма, А. А. Федулин активно содействовал признанию университета и вверенного ему филиала в качестве лидеров профессионального образования в области сервиса и туризма. За большую плодотворную работу по структурной и содержательной реформе образования в области сервиса А. А. Федули-ну выражали благодарность мэрия г. Москвы и Министерство образования РФ. За личный вклад в развитие туристического образования он был удостоен звания лауреата национальной туристической премии «Туристический олимп — 2003» (учредитель — Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ).

Понимая, что реформа образования неминуемо приведет к существенному изменению механизмов финансирования и возникновению новых организационноправовых форм вузов, руководство университета выделило в качестве ключевого условия решения заявленных среднесрочных задач постоянное повышение качества образовательных услуг, уровня научных и прикладных исследований, а также разработок в области сервиса и туризма.

Ректорская программа, направленная на достижение основных стратегических целей и способствующая дальнейшему прогрессу учебного заведения в качестве ведущего вуза страны в области сервиса и туризма, должна была стать действенным инструментом развития, трансформации вуза в университет международного уровня.

К 2006 г. университет находился в кризисном состоянии, глубина и системность которого представляли угрозу дальнейшему существованию вуза.

Требовалось проведение комплекса форсированных антикризисных мер. Именно вывод университета из системного кризи-

8

№ 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Портрет лидера

са в основном определял управление вузом на следующий период его истории. За это время были подготовлены условия, необходимые для осуществления стратегии модерни-зационного прорыва.

Суммированные итоги этого периода отражают принципиальные события и процессы:

1. Принятие Стратегического плана развития университета на период 2006— 2010 гг., построенного на принципах программно-целевого управления. Была сформулирована и последовательно воплощалась в жизнь главная миссия вуза, состоящая в подготовке высококвалифицированных специалистов для инновационной, научной, производственной и управленческой деятельности с учетом требований потребителей и других заинтересованных сторон.

2. Переименование университета для-приведения его названия в соответствие с системой образования в области сервиса и туризма. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 г. № 747-р и приказу Федерального агентства по образованию от 16 июля 2007 г. № 1254 Московский государственный университет сервиса был переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (РГУТиС).

3. Многоуровневая подготовка кадров для всех сфер сервиса и туризма. Имеется в виду начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет и магистратура), послевузовское (аспирантура, докторантура) образование, а также дополнительное профессиональное образование. Ведущим направлением образовательной

деятельности РГУТиС являлось развитие программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса на базе созданного Ресурсного центра и сети региональных центров дополнительного профессионального образования (ДПО).

4. Создание инновационной научно-образовательной структуры на основе интеграции РГУТиС с предприятиями туризма и сервиса, академическими научными институтами, обеспечивающей повышение эффективности всех сфер деятельности вуза и способствующей преобразованию его в научно-исследовательский университет.

5. Расширение числа и спектра международных научно-образовательных проектов, а также географии международного сотрудничества на основе укрепления установленных связей и дальнейшего взаимодействия с зарубежными университетами.

6. Значительное укрепление материально-технической базы вуза и развитие социальной сферы, создающей необходимые условия для эффективной научно-образовательной деятельности, расширение возможностей для оздоровления и отдыха студентов и преподавателей.

7. Развитие разветвленной системы студенческого самоуправления, обеспечивающей активное участие студентов в решении всех вопросов, связанных с жизнью университета, формированием у них навыков администрирования, самопрезентации, реализации принципов партнерства.

8. Серьезные структурные изменения и приведение образовательной деятельности в соответствие с законодательством РФ в сфере образования.

9. Комплексная проверка университета и работа государственной аккреди-

Коллекция историй

9

КОЛЛЕКЦИЯ ИСТОРИЙ

Храм-часовня в честь Святого благоверного князя Александра Невского, построена на пожертвования в ознаменование 55-летия университета.

тационной комиссии, подтвердившей статус университета и право на ведение образовательной деятельности до 2014 года.

10. Активное участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения.

Вместе с тем РГУТиС сталкивается сегодня с тем же комплексом проблем, которые характерны для любого крупного вуза, осуществляющего свою деятельность в современных социально-экономических условиях. Это обеспечение преподавателей достойной заработной платой, финанси-

рование научных исследований, развитие инновационных проектов, закупка современного учебного оборудования и т. п. Невозможно перечислить все подзадачи, которые необходимо решить университету, но важно не просто добиваться количественных и качественных показателей, но и создавать творческую атмосферу, стимулирующую свободное выражение мыслей, идей, творческих способностей. В этой связи, в качестве основной поставлена задача повышения качества деятельности вуза и перевод университета на траекторию устойчивого динамичного развития, способствующего созданию университета инновационного типа с высокой долей интеллектуальной собственности и высокой конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Конечно, это сложные и амбициозные задачи, но «дорогу осилит идущий», ведь только смелым покровительствует удача!

Джанджугазова Е. А. (на основе материалов В. Э. Багдасаряна по истории РГУТиС)

10 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.