Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
PORTRAIT AS A TOOL FOR REPRODUCING PSYCHOLOGISM IN "WOMEN'S PROSE" BY ZULFIYA
KUROLBOY KIZI
Murtazaeva Feruza Rashitovna
Doctor of Philology (PhD), Associate Professor Department of Russian Literary Studies, BukhSU
https://doi.org/10.5281/zenodo.10890554
ABSTRACT
ARTICLE INFO
Received: 20th March 2024 Accepted: 27th March 2024 Online: 28th March 2024
KEYWORDS Psychologism, stylistic unity, portrait, dominants, mind, inner world, instrument.
This article will examine the use of a portrait as a tool for reproducing psychologism in modern Uzbek women's prose and how it serves as a system for reflecting psychologism using the example of the stories of Zulfiya Kurolba kizi. The depiction of psychological states and emotions is a common theme in literature, and Uzbek women's prose is no exception.
ПОРТРЕТ КАК ИНСТРУМЕНТАРИИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ» ЗУЛЬФИИ КУРОЛБОИ КИЗИ
Муртазаева Феруза Рашитовна
д.ф.ф.н ( PhD), доцент кафедры русского литературоведения, БухГУ
https://doi.org/10.5281/zenodo.10890554
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 20th March 2024 Accepted: 27th March 2024 Online: 28th March 2024 KEYWORDS
Психологизм,
единство,
доминанты,
внутренний
инструмент.
стилевое портрет, разум, мир,
В данной статье будет рассмотрено использование портрета как инструментария воспроизведения психологизма в современной узбекской женской прозе и то, как он служит системой отражения психологизма на примере рассказов Зульфии Куролбой кизи. Изображение психологических состояний и эмоций является распространенной темой в литературе, и узбекская женская проза не является исключением.
Введение
На определённом этапе развития литературы психологизм становится сознательным и определяющим эстетическим принципом. Психологический анализ -изображение психической жизни человека. Формы психологического анализа многообразны: от прямых авторских объяснений до «внутренних» монологов героев. Открытые формы объяснения психологии героев называются «явным
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
психологизмом», скрытые же формы (например, посредством указания на изменения во внешности персонажа) — «тайным психологизмом». [1]
Портрет становится важным инструментарием воспроизведения психологизма в "женской прозе", позволяя писателям исследовать женскую психологию и выразить ее сложные нюансы через образы и описание внешности героинь.
В "женской прозе" портрет используется как мощный инструмент для передачи эмоций, чувств и внутреннего мира женщин. Писатели обращаются к детальному описанию внешности и черт лица, чтобы проследить психологическое развитие героини и раскрыть ее характер и эмоциональное состояние.
Описание внешности героини позволяет писателям внедрять читателя в мир ее мыслей и чувств. Портрет становится своеобразным зеркалом, которое отражает внутренний мир героини, ее желания, страхи и амбивалентные чувства. Наблюдение за деталями внешности - формой глаз, рота, выражением лица - помогает ретроспективно построить психологический портрет героини.
Однако, использование портрета в "женской прозе" требует особой осторожности, чтобы не превратить его в плоское сравнение или банальное описание. Детали внешности должны быть органично вписаны в текст, а не скучными перечислениями. Писатели стараются подчеркнуть символическое значение тех или иных черт героини, объединить их с эмоциональным состоянием и характером.
Портрет в "женской прозе" является мощным инструментом, который позволяет писателям изображать многообразие женской психологии. Он помогает воспроизвести сложность и индивидуальность героинь, а также раскрыть их внутренний мир и эмоциональное состояние. В итоге, портрет становится ключевым фактором, который делает "женскую прозу" более глубокой и позволяет читателю лучше понять и проникнуться психологией героинь.
Основная часть
В современной узбекской женской прозе использование психологических портретов стало популярным инструментом исследования человеческой психологии.
В литературе существует множество различных способов описания портретов персонажей. Используя разнообразные техники и приемы, писатели могут передать не только внешний вид героев, но и их характер, эмоциональное состояние и внутренний мир. В данном тексте рассмотрим несколько примеров разных видов изображения портретов в литературе.
Один из наиболее распространенных способов описания портретов - это детальное и точное описание внешности персонажа. Автор может обращаться к физическим атрибутам - цвет волос, форма глаз, особенности лица - чтобы создать яркую картину перед глазами читателя. Такой подход позволяет визуализировать персонажа и увеличивает его реалистичность. Важно, чтобы детали не были излишне многочисленными или бессмысленными: каждое описание должно служить своей цели, вносить смысл в повествование и развитие сюжета.
Однако в литературе часто используется не только лишь точное описание внешности, но и использование символического или аллегорического значения
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
визуальных атрибутов персонажа. Такие портреты, вместо прямых фактов, адресуются к подсознанию читателя, создавая определенный эмоциональный настрой и глубокий смысл. Например, описание темных глаз может обозначать загадочность или интригу персонажа, а бледное лицо - его хрупкость или меланхолию. Таким образом, писатель может использовать портреты как эффективный инструмент для передачи темы, идеи или символики произведения.
Помимо этого, портреты в литературе могут быть изображены с помощью психологического анализа персонажа. Здесь автор не только описывает внешние признаки, но и подробно раскрывает внутренний мир героя - его мысли, эмоции, мотивы действий. Описывая чувства и переживания персонажа, писатель постепенно выстраивает его психологический портрет. Такой подход не только позволяет читателю лучше понять героя и воссоздать его образ, но и приближает его к участию в событиях романа или рассказа, создавая эмоциональную связь между читателем и литературной произведением.
Виды изображения портретов в литературе могут быть разнообразными и многоуровневыми. Используя детальное описание внешности, символику или анализ психологии персонажей, писатели могут создавать яркие и запоминающиеся образы, которые останутся в сердцах читателей на долгое время. Такие портреты помогают литературе стать живой, интересной и многогранной, а также раскрывают глубину и разнообразие человеческого опыта.
В рассказах З. Куролбой можно выделить прямые и косвенные методы раскрытия портретного психологизма.
Так в рассказе «Соженный город» портрет главной героини изображается следующим образом: «Кампир етмишларга борган, чупдай озгин, ияги эртаклардаги ялмогиз кампирнинг иягидай олдга туртиб чиццан, лаблари хаётнинг шуриш азобларини татиб кураверганидан тиришиб-буришиб цолгандай сулгин ва цуруц, бурни суппайган, киртайган кузлари чукур ботган - маъюс боцар, аммо жа^ли чиццанида нафацат кузлари хунукдан-хунук чацчаяр, балки бутун юзида курцинчли ифода пайдо буларди, цоц суяк гавдаси эса хиёл эгик, лекин жуда серхаракат, чаццон, кийимлари эса хамиша тоза ва озода эди»45] ("«Старушке было за семьдесят, очень тощая, её подбородок был острым и выдвинутым вперёд, как у бабы-яги, губы были такими блёклыми и сухими, словно испытали все горестные тяготы жизни, они были сжаты, глаза печальные и бездонные, если она сердилась, то её лицо делалось очень безобразным, но она была весьма подвижной, а её одежда всегда была безупречной», перевод наш - М.Ф.).
Данное портретное описание является психологическим, так как, автор комментирует портретное описание, выражая и подчеркивая психологическое состояние старухи.
В рассказе «Ревность» мы наблюдает следующее портретное описание главной героини Хосият: «Овулнинг энг сулув цизи Хосият цушни цишлоклик Донобой чолнинг тунгичи Шералига турмушга чиццанида ун етти яшар навнщол цизча эди. Келинлик либослари унинг бир хуснига ун хусн цушиб юборди. Аммо кетма-кет тугилган уч бола
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
Хосиятни узгартириб юборди. Хосият келин озиб кетди, юзига ажин тушди, негадир чакка сочлари эрта оцара бошлади. Аввалги назокатларидан-ку, асар %ам цолмагандек. Узиям эрта-кеч тинмайди-да.».[4] («Хосият, когда выходила замуж за Шерали, старшего сына старика Донобоя из соседнего села, была самой красивой девушкой в селе, ей было тогда семнадцать. Но родившиеся подряд три ребенка изменили внешность Хосият, она набрала значительный вес, на лице появились морщинки, волосы почему-то рано начали седеть. Как будто от прежней нежности не осталось и следа.», перевод наш - М.Ф.).
Для характеристики героини в этом рассказе автор представил зримый образ Хосият: какой она была до замужества и какой стала после. Эти значительные подробности в описании характера, позволяют расширить смысл повествования, в котором сообщаются дополнительные сведения о причинах изменения внешности героини.
Рассказы З. Куролбой вызывают интерес читателя к внутреннему миру персонажей. Главной героиней в её рассказах обычно становится женщина. Основная черта творчества автора - подход к женщине как матери, жене, и в то же время как очень сильно страдающему человеку (рассказы «Ёмгирли улка» («Дождливый край»), «Изтироб» («Боль»), «Рашк» («Ревность»), «Мух,аббат ва нафрат» («Любовь и ненависть»)) и т.д.
Интересным является процесс развития сюжета в рассказах З.Куролбой. Поступательное движение развития сюжета никогда не ослабляется, наоборот, он постоянно стремителен и напряжен, изобилует разнообразными перипетиями. Её произведения всегда привлекают читателя необычной фабулой, чередой неординарных событий, сопряженных с простотой и будничностью. Острые, неординарные события, которые то и дело возникают по ходу тривиальной линии сюжета, призваны стимулировать идейно-эмоциональную реакцию героинь, а также их речевую активность.
В рассказе «Келин», где автор мастерски сочетает прямую речь героев с внутренней. Например, прямая речь: «Одам бир марта дунёга келади. Шундай экан, узини, туйгуларини цурмат цилиши %ам керак-да. К,олаверса, одам узини бахтли щс цилган ерда яшаши керак» .[4] («Человек один раз живёт. Раз так, он должен уважать себя и свои чувства. Да и потом, человек должен жить там, где чувствует себя счастливым перевод наш - М.Ф.); внутренняя речь: «Турсунбой чол пиёлани оларкан, кули титраб кетди-ю, Муслим момо буни аник; курди. «Х,а%, шурлик чол, бундай муомалани курмаган-да! Кургансизлик циляпти», - деб ичида яниб куйди момо» . («Рука деда дрогнула, когда он взял пиалу. Бабка Муслим это точно заметила. «Да, бедный дед, такого обращения не видал никогда. Он ведет себя так, как будто в жизни не видел ничего подобного», - про себя ругала бабка деда», перевод наш - М.Ф.)
Нужно отметить, что форма художественной условности рассказов Зульфии Куролбой кизи реалистична.
Стиль авторов «женской прозы» отличается оригинальностью, самобытностью, колоритностью, каждый ее рассказ поражает читателя новизной темы, другой
é
Ws,
References:
1. Горжая А. А. Психологическая женская проза как объект исследования // Гуманитарные и юридические исследования. - 2020. - №2. - С. 175-181.
2. Пигнастая Д. Г. Специфика «женского письма» // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. - 2018. - С. 251-253.
3. Антипина Е. С., Гилева А. М. Феномен «женской прозы» в современной русской литературе // Global and regional research. - 2020. - №3. - С. 199-204.
4. Зульфия Куралбой кизи. Сборник рассказов «Кадимий куши;». (). - Т.: Узбекистан, 2012.С.161-162
5. Murtazaeva, F. (2019). " Women" s prose" in the context of modern literature. International Journal of Recent Technology and Engineering, 8(3 Special Issue), 193-196.
6. Murtazaeva, F. R. (2019). PSYCHOLOGISM AS A STYLISH DOMINANT IN THE MODERN FEMALE PROSE OF V. TOKAREVA. Theoretical & Applied Science, (10), 717-720.