Инновации в школе
предлагаю задание: определить, какому поэту принадлежат строки стихотворений и как доказать, что вы правы?
Для его выполнения ученики читают материал учебника, дополнительный раздаточный материал. Задание сложное, но интересное. Интересно не столько то, что ребята смогли определить автора, сколько то, какие аргументы они приводят в качестве доказательств.
Еще более сложное проблемное задание я даю при повторении материала в 11 классе: перед вами 4 строфы разных поэтов, попробуйте определить, какая строфа взята из стихотворения Есенина? Что явилось подсказкой для вас? Можно ли по другим строфам узнать автора: А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Н.С.Гумилева?
Иногда я даю проблемные домашние задания: Мы уже поняли, почему автор, к радости читателя, дает возможность своему герою, благородному разбойнику Владимиру Дубровскому, избежать наказания. Давайте представим, что ему не удалось исчезнуть и его ждет справедливый суд. Кто будет свидетельствовать из героев против него, кто встанет на его защиту? В чем его будут обвинять, и что будет являться смягчающими обстоятельствами?
Итак, проблемное обучение - это неотъемлемая часть инновационной технологии, потому что без проблемной составляющей урока не бывает личност-но ориентированного образования.
Федина С.В., Дюмина В.Н.,
учителя начальных классов МОУ-гимназия г. Мценск
Портфолио выпускника начальной школы
Сегодня мысль о том, что школа должна, прежде всего, давать знания, умения, навыки, то есть служить складом готовых знаний, представляется неактуальной. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Способные к сотрудничеству, инициативные, самостоятельные.
Цель нашей школы - подготовить таких людей. Для того, чтобы школа смогла достичь поставленной цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Ключевой задачей I ступени (начального этапа) школьного образования - является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении. Наша гимназия уже девятый год работает по безотметочной системе оценивания. Отсутствие отметки ни в коем случае не понимается как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя. Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательнооценочной основе. Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной и внеучебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.
С итальянского языка красивое слово «portfolio» переводится просто как портфель.
Для наших четвероклассников портфолио - рабочая папка, содержащая многообразную информацию, которая показывает достижения учащихся, как в учеб-
Эксперимент и инновации в школе 2009/2
ной, так и внеучебной деятельности. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения, не забывая прежние.
Перед учителем всегда стояла задача - отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений. С этой целью в папку вкладываются «Листы индивидуальных достижений» школьников по чтению, русскому языку, математике. Это позволяет ученику:
• сделать отметку содержательной и для ученика и для его родителей;
• формировать навык само- контроля и оценки;
• осмыслить свои знания, поступки;
• оценивать свои возможности;
• видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.
Кроме того, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребёнок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела к данному результату. Это позволяет учителю:
• наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей;
• обеспечить (если есть в этом необходимость) целенаправленную и своевременную коррекцию;
• точечно определить проблемы ребенка (психологические, семейные, учебные);
• выяснить причины этих проблем.
В разделе «Мой портрет» собирается информация, помогающая ребёнку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самопознания, самосовершенствования.
Материалы, представленные в разделе «Творческие работы», «Мои награды» дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов. Здесь помещаются творческие работы, дипломы об участии в предметных олимпиадах, грамоты за участие в конкурсах, благодарственные письма.
Такая информация поможет учителям 5-х классов
39
Инновации в школе
более объективно относиться к незнакомым детям; куратор, изучив портфолио, будет иметь полное представление о том, с какими детьми ему предстоит работать на протяжении многих лет.
Работа по созданию портфолио оказалась совсем непростой. Но мы, получили огромное удовольствие от проделанной работы. Во-первых, установились более доверительные отношения с каждым ребёнком, во-вторых, в классном коллективе установился благоприятный психологический климат, в-третьих, у нас появилась ещё одна возможность похвалить ребёнка, поддержать
успешность (и не только) в учебном процессе и внеучебной деятельности. Многие дети раскрылись. Мы узнали о некоторых детях что-то новое.
Пусть работа была сложная, но работа такого плана делает отношения между учениками и учителем человечными и понимающими. Мы бы хотели, чтобы наши воспитанники были не послушными и безропотными, готовыми во всем повиноваться и со всем соглашаться, а своенравными, волевыми, готовыми отстаивать свои принципы, которые стали неотделимы от их личности.
Инговатова Е.Н.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе НОУ «Школа-интернат № 19 среднего (полного) общего образования ОАО «Российские железные дороги»
Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников
В октябре 2006 года утверждена целевая программа «Молодежь ОАО» Российские железные дороги» (2006-2010гг.), заказчиком которой стали ОАО «РЖД» и Российских профсоюз железнодорожников и транспортных строителей. Целью программы является привлечение, закрепление, профессиональное становление и на этой основе развитие работников в Компании и формирование условий для ее устойчивого и эффективного развития. Целевая аудитория Программы - молодежь Компании, одной из групп которой является категория «Подросток» - воспитанники школ-интернатов с 7 до 17 лет. Именно на эту категорию рассчитывает руководство ОАО «РЖД», обеспечивая социальную защиту воспитанников и родителей, тоже железнодорожников.
Являясь структурным подразделением ОАО «РЖД», частью Компании, педагогический коллектив школы-интерната поставил цель: так осуществлять образовательный процесс, чтобы большее количество выпускников продолжали обучение в учебных заведениях железнодо-
рожного транспорта. Анализ программы позволил определить структуру модели управления профориентационной и предпрофильной подготовки, которая предусматривает выполнение основных управленческих функций:
- выявление проблем работы по формированию потребности воспитанников быть железнодорожником;
- формирование собственной программы по реализации профессионального заказа ОАО «РЖД»;
- планирование, организация и реализация отдельных направлений программы (проектов);
- выбор методов и средств реализации программы;
- руководство и контроль за реализацией программы в целом и ее направлений.
При построении модели управления нами решались следующие задачи:
- определение состава органов управления, которые будут реализовывать программу и ее направления;
- определение структуры действий при реализации каждой функции управления;
- распределение полномочий и ответственности за их выполнение;
- определение ответственности за руководство и контроль над выполнением управленческих решений. Данная система управления позволяет успешно реализовывать профессиональное самоопределение воспитанников на всех ступенях образования в соответствии с разработанной программой, по разным направлениям:
- просветительское;
- психодиагностическое;
- образовательное;
- консультативное;
- врачебно-профилактическое;
- исследовательское;
- информационное;
- психологоразвивающее;
- дополнительное образование.
Важная роль в профессиональной ориентации отводится учебному процессу, управляют которым заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители предметных методических объединений и учителя-предметники. Так, в программы учебных предметов заложен раздел «Профориентационная компонента», предусматривающий знакомство обучающихся с разными профессиями. Особый акцент ставится на же-
40
Эксперимент и инновации в школе 2009/2