____________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 154, кн. 6 Гуманитарные науки
2012
УДК 378
ПОРТФОЛИО В СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В. Т. Гюрова, В.П. Зелеева Аннотация
В статье на основе системного подхода рассматривается оценка качества образовательного процесса в вузе с применением различных видов портфолио, в совокупности позволяющих учесть все существенные для анализа параметры. Описана структура, охарактеризованы содержание и назначение основных видов портфолио, а также возможности их совмещения и модификации в зависимости от условий учебной деятельности и стоящих перед участниками образовательного процесса задач. Особо отмечена роль обобщённых портфолио преподавателя и студента в управлении качеством образования.
Ключевые слова: качество высшего образования, портфолио преподавателя, портфолио преподавательской деятельности, портфолио образовательного учреждения, портфолио студента, портфолио образовательной дисциплины, электронное портфолио.
Системная оценка качества высшего образования. Одним из основных приоритетов в движении к целям Болонской декларации является обеспечение качества высшего образования. В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995) качество образования определяется как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности применительно к высшему образованию. Обеспечение качества как интегральной характеристики образовательной деятельности и её результатов в сфере высшего образования имеет свои особенности: необходимость в массовом контроле исключается, поскольку он не оказывает значимого влияния на качество процесса и результата, в то же время повышается роль такого управления образовательным процессом, которое способно на всём его протяжении поддерживать на должном уровне качество выполнения функций всеми участниками: преподавателями, студентами, администрацией и технической службой вуза. Таким образом, согласно программному документу ЮНЕСКО, на качество высшего образования влияют:
- качество персонала, гарантируемое высокой квалификацией преподавателей и научных сотрудников;
- качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, а также соответствие общественному спросу;
- качество подготовки студентов и преодоление разрыва между средним и высшим образованием;
- качество учебной среды и инфраструктуры вузов, включая компьютерные сети и библиотеки, что может быть обеспечено лишь при сохранении государственного финансирования высшего образования как общенационального приоритета.
Очевидно, что в оценке качества высшего образования важной составляющей является качество профессиональной подготовки персонала образовательных учреждений, так как профессиональное и личностное развитие преподавателя существенно влияют на образовательный результат. Одним из эффективных способов управлять процессом образования, обеспечивая повышение его качества, является использование профессионального портфолио, призванного дать содержательное представление о профессиональном развитии преподавателя в процессе подготовки к выполнению профессиональных функций в постоянно меняющихся условиях.
Виды портфолио, используемые в практике высшего образования. Оценка на основании портфолио результатов профессиональной подготовки специалистов или их персональных достижений в социальной сфере, а также деятельности и характера развития предприятий в последнее время получила достаточно широкое распространение в России и за рубежом. Портфолио, используемое в сфере образования, исследуется как средство контроля в работе И.А. Кныш, И.П. Пастуховой [1]; как средство мониторинга индивидуальных достижений и как альтернативная технология отслеживания результатов обучения в работах Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова [2, 3] и др. Портфолио изучалось и как средство самоконтроля и самооценки студента, а также выявления его резервных возможностей [1, 4, 5]. И. А. Матвеевой предложена системная оценка качества образования применительно к средней школе на основе модели «портфолио-процесса», включающей три вида портфолио: портфолио учителя, портфолио ученика и портфолио школы [6].
Традиционно в практике оценки качества образования в вузе используется пять видов портфолио: профессиональное портфолио / портфолио преподавателя (teacher portfolio); портфолио курса (course portfolio); портфолио преподавательской деятельности (teaching portfolio); портфолио студента; портфолио образовательного учреждения, позволяющее ему презентовать себя на рынке образовательных услуг. Профессиональное портфолио и портфолио студента часто используются как портфолио достижений. Портфолио достижений студента содержит сведения о его учебных и внеучебных успехах, а также успехах в исследовательской деятельности. Портфолио преподавателя, кроме биографических сведений и результатов преподавательской деятельности, содержит сведения о научных достижениях преподавателя, то есть акцентирует внимание на документах, подтверждающих успехи в профессиональной деятельности. Разновидностью портфолио достижений может быть презентационное портфолио.
Профессиональное портфолио преподавателя. Качество профессиональной деятельности преподавателя становится объектом пристального внимания главным образом в период аттестации образовательного учреждения. Однако труд преподавателя вуза оценить единовременно очень сложно, так как его деятельность не исчерпывается преподаванием, важно учитывать также научные достижения, личностное и профессиональное развитие, его самореализацию
в качестве руководителя исследовательских проектов и работ студентов и аспирантов. Личное и профессиональное развитие в научной области, безусловно, отражается и на преподавательской деятельности.
Профессиональное портфолио содержит не только автобиографию и сведения о профессиональной квалификации, но также профессиональную концепцию, образцы учебных материалов, описание деятельности, планы занятий, видеозаписи занятий, обратную связь о работе преподавателя от учащихся, его коллег и администрации. Соответственно, чем полнее отражены различные стороны деятельности преподавателя в его портфолио, тем вероятнее будет прогноз в отношении качества его преподавания и ожидаемых студенческих результатов. В США дополнительно к портфолио преподавателя обычно прилагается и портфолио учебной дисциплины (content/subject portfolio) [7].
Портфолио учебной дисциплины/курса. Портфолио конкретного курса указывает на место учебной дисциплины в учебном плане, цели конкретного вуза, предлагающего обучение, цели конкретной дисциплины, отражает содержание курса и его назначение, содержит информационные источники (список литературы, аудио- и видеоматериалы и т. д.), описание методов преподавания, ожидаемые результаты, обратную связь о курсе. Важным при составлении такого портфолио является то, что преподаватель должен тщательно продумать все эти составляющие и, таким образом, создать собственную уникальную концепцию курса, соответствующую его профессиональным ценностям, понимая необходимость постоянного его наполнения и углубления содержания, поиска адекватных форм его преподнесения. Заметки о курсе, которые объединяют комментарии и обоснования выбранных форм и методов для преподнесения курса, служат этому. В случае ведения нескольких курсов преподаватель составляет также портфолио преподавательской деятельности, в котором ярче отражается его профессиональная позиция и ориентация на ценности преподавания.
Портфолио преподавательской деятельности. Этот вид портфолио начали использовать в 70-е годы XX века в Канаде как возможность включить и поддерживать рефлексию и самооценку преподавателя в отношении своей деятельности. Данный метод оценки качества образования стал широко применяться после выхода книги П. Селдина «Портфолио преподавательской деятельности» [8]. Современный вариант такого портфолио ориентирован на оценку не деятельности педагога, а его способностей и перспектив развития, и соответственно содержит следующие документы:
- самостоятельно подобранные материалы - относящиеся к концепции преподавания данной дисциплины, отражающейся в подходах, принципах, формах и методах, адекватных целям обучения в рамках курса, а также методические материалы; здесь учитываются и способы поддержки учащихся, их потребности и возникающие у них при освоении материала проблемы;
- продукты учебной работы - примеры выполненных студентами заданий, тестов, самостоятельных и творческих работ, студенческие публикации и презентации, подготовленные для конференций, письма работодателей и т. п.;
- информация, полученная от других людей - общая оценка эффективности курса и удовлетворённости от участия в нём; отзывы коллег, оценивавших учебные материалы и посещавших занятия; приглашения из других учебных
заведений и организаций для участия в конференциях; отзывы учеников, благодарственные письма и прочее.
Пример объединения профессионального и учебного портфолио опубликован в 2004 г. под названием «Педагогическое портфолио для учителей-стажё-ров иностранного языка» в Новом болгарском университете (НБУ) в Болгарии. Цель такого портфолио, по мнению С. Димитровой и С. Ташевски, помочь учителям:
а) регулярно документировать и осмыслять педагогический опыт как во время обучения в университете, так и во время профессиональной практики в системе болгарского образования;
б) представлять в систематизированном виде свидетельство о приобретённой педагогической компетентности и качестве работы в учебной аудитории при внешней и внутренней форме инспектирования;
в) развивать рефлексивные умения и критичное объективное оценивание собственных достижений;
г) ясно и реалистично представлять цели и возможные пути их достижения, выделять приоритеты профессионального развития и самосовершенствования [9].
Смешанный характер педагогического портфолио проявляется не только в его структуре и форме, но и в его содержании: в нём содержится как информация, характеризующая подготовку учителей в НБУ, так и описание видов помощи, на какие могут рассчитывать студенты - будущие учителя - при проведении практики в школе, и некоторые полезные советы. Смешанное портфолио стажёров должно включать в себя следующее:
- дипломы и сертификаты, полученные за период обучения, учебной и стажёрской практики;
- регулярно пополняемую информацию об изучаемых дисциплинах;
- документы о всех видах дополнительной квалификации, полученной в период обучения (летние школы, семинары, конференции, научные форумы, собственные публикации);
- паспорта курсов и программ;
- учебные продукты (статьи, книги, авторские учебные планы, курсовые работы, эссе и др.);
- другие документы, напрямую не связанные с данной квалификацией, но свидетельствующие об общем развитии стажёра (как приложение к портфолио).
Портфолио студента также представляет собой объединение нескольких портфолио: портфолио достижений (награды, полученные за время учёбы, в том числе и за достижения в спорте, общественной деятельности вуза, сертификаты об участии в конференциях, научных форумах, конкурсах и т. д.), портфолио учебных результатов, представленное курсовыми проектами, контрольными работами, самостоятельными работами, эссе и т. д.
Портфолио студента составляется в целях:
- сделать достижения учащегося наглядными;
- установить межпредметные связи и стимулировать планирование карьерного роста и развития. В некоторых американских вузах от студентов требуется разработать «критично ориентированные портфолио учения через опыт» (Experiental Learning Critical Portfolio), в которых они фиксируют свой опыт,
и обучение, таким образом, рассматривается не только как изучение конкретных дисциплин, но и как рефлексия целостного развития студента [10];
- оценить учебные программы, деятельность отдельных преподавателей и в целом работу образовательного учреждения. Полагаем, что полученная информация может быть использована в дальнейшем при принятии решения об аккредитации вуза и аттестации преподавателей. Однако для этого необходимо разработать соответствующие критерии, которыми смогут руководствоваться в своей работе комиссии, оценивающие учреждения или персонал [7];
- оценить подготовку по конкретному предмету на основании содержащихся в портфолио образцов выполненных заданий и дневника процесса учения.
Портфолио студента отражает индивидуальную траекторию его развития, позволяет выявить динамику профессионального и личностного роста будущего профессионала, способствует развитию его рефлексии и самооценки, поддерживает его самоопределение и самореализацию. Таким образом, в учебном процессе осуществляется косвенное управление, позволяющее студенту перейти от внешнего контроля к самоконтролю и реализовать себя в качестве обучающегося взрослого.
Портфолио образовательного учреждения объединяет материалы, которые отражают образовательную политику и стратегию развития института и его основных звеньев (обыкновенно разрабатывается руководством института). Оно может содержать конкретный стратегический анализ развития образовательного учреждения, подготовленный администрацией с привлечением отзывов учащихся и их родителей, партнеров и спонсоров. В его состав могут входить научные проекты, выполненные как студентами, так и преподавателями, продукты творческой деятельности, предлагаемые учебные программы и другие образовательные услуги, описание деятельности различных объединений и клубов, созданных на базе данного образовательного учреждения. В целом портфолио образовательного учреждения характеризует качество образовательной среды и педагогических условий, созданных для профессиональной подготовки и личностного развития и саморазвития учащихся.
Обобщённая модель портфолио преподавателя. Обобщённое портфолио содержит разностороннюю информацию, собранную воедино, и позволяет быстро реагировать на необходимость предоставления любой запрашиваемой информации. В книге «Портфолио преподавателя» В. Гюровой и В. Божиловой предложена такая обобщённая модель портфолио преподавателя [7]. Основные задачи разработки обобщённого портфолио преподавателя это:
- представление наиболее полной информации о преподавателе и его профессиональном опыте;
- представление необходимой документации учебного процесса;
- включение документов, подтверждающих достижения учащихся (в аудиторной и самостоятельной работе);
- документальное подтверждение результативности курса в целом (использование полученных знаний на практике, инновации в учебном процессе, достижения учащихся как результат деятельности преподавателя).
Обобщённое портфолио выполняет следующие функции:
- репрезентативную - представляет преподавателя как уникального и неповторимого;
- коммуникативную - является базой для профессиональных коммуникаций с коллегами;
- рефлексивную - даёт возможность критично отнестись к собственной работе, осмыслить собственный опыт;
- оценочную - позволяет как самому преподавателю оценить себя, так и сделать это руководству, работодателю и другим внешним экспертам;
- развивающую - необходимость постоянного пополнения портфолио способствует непрерывному развитию и самосовершенствованию;
- селективную - позволяет преподавателю выбрать деятельность по своим способностям.
Ведущий принцип при разработке портфолио - его постоянное обновление. И хотя структура портфолио достаточно стандартна и существуют общие требования к содержанию разделов, всё-таки наполняемость портфолио и более детальное раскрытие в нём отдельных положений зависят как от его задач, так и от особенностей человека, его составляющего.
Создание и постоянное обновление портфолио требует временных затрат, но вместе с тем структурирует, организует деятельность преподавателя, поднимает её на новый уровень, обеспечивает рост профессионализма, отражает его индивидуальный стиль и одновременно создаёт его.
Электронное портфолио в мировой практике понимается как часть стратегии электронного обучения (e-learning). В статье «Электронное портфолио педагога» Е.Г. Столярова определяет его как демонстрационный набор материалов, позволяющий наглядно представить и оценить профессиональный уровень педагога, его умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения [11].
Ещё несколько десятков лет назад в мировой практике использовался только «бумажный» вид портфолио. Сегодня широко распространены электронное портфолио и электронное онлайн-портфолио. Оба эти вида содержат сведения о педагоге, результаты педагогической и научно-методической деятельности, творческие планы и перспективы профессионального развития педагога, характеристику учебной среды.
Преимуществом электронного портфолио является то, что поместить в него можно и видеофильмы, и фотографии, и презентации, то есть педагог, фиксируя свои достижения, создаёт структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов. Электронный ресурс можно постоянно дорабатывать и пополнять, и сам этот процесс включает рефлексивную позицию преподавателя, стимулирует его профессиональное саморазвитие, а его деятельность становится ещё более публичной за счёт расширения аудитории, оценивающей его профессиональные достижения. Таким образом, в частности, формируется его профессиональный имидж. Создание электронного портфолио требует сравнения своего профессионального опыта с опытом других преподавателей и методистов. При создании электронного портфолио преподавателя демонстрируется его
компетентность в отношении информационно-коммуникативных технологий, а это является важной составляющей аттестации педагогической деятельности.
Системная оценка образовательного результата на основе использования портфолио. Комплексное использование всех видов портфолио позволяет системно оценить качество образовательного процесса и его составляющих, определяющих качество образовательного результата. Такой системной оценке способствует и обобщённое портфолио.
Портфолио процесса обеспечивает взаимосвязь всех элементов образовательной системы. Обобщённые портфолио преподавателя и студента становятся подсистемами, имеющими собственную структуру. Объединение этих подсистем в систему позволяет создать общий стиль для всех её элементов.
Создание и поддержание персональных обобщённых портфолио всех участников образовательного процесса даёт возможность осуществлять перманентную оценку и своевременную коррекцию образовательной деятельности вуза. В странах, где используется профессиональное портфолио, карьера преподавателя строится на основе диалога с руководством учебного заведения (только его единоличного решения оказывается недостаточно). Однако важно обеспечить взаимосвязь внутренних элементов системы портфолио процесса, в котором отражается характер управления качеством образования, влияющий на внешний результат системной оценки качества всей образовательной системы.
Статья подготовлена в рамках реализации проекта совместных научных исследований российско-болгарской лаборатории Института педагогики и психологии Казанского федерального университета и педагогического факультета Софийского университета им. Св. Климента Охридского.
Summary
V.T. Gyurova, V.P. Zeleeva. Portfolio in the System Estimation of Education Quality.
Based on the system approach, we study the estimation of education quality in an institute of higher education using different types of portfolios, which together make it possible to take into account all parameters essential for the analysis. We describe the structure of the main types of portfolios, characterize their content and purpose, and consider the possibilities of their combination and modification depending on the conditions of educational activity and the aims of the participants of educational process. Special attention is paid to the role of summary portfolios of professors and students in the education quality control.
Key words: quality of higher education, professor’s portfolio, teaching portfolio, educational institution’s portfolio, student’s portfolio, content/subject portfolio, electronic portfolio.
Литература
1. Кныш И.А., Пастухова И.П. Портфель индивидуальных достижений как контрольнооценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование. -2008. - № 1. - С. 69-71.
2. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы. - 2008. - № 2. - С. 32-35.
3. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио в российской школе // Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 84-97.
4. Зеленко Н.В., Могилевская А.Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № i. - С. 6i-63.
5. Портфолио учителя / Сост. Л.П. Макарова. - Волгоград: Учитель, 20i0. - i02 с.
6. Матвеева И.А. Проект по теме «Модель “портфолио-процесса” как системная оценка качества образования». - URL: http://festival.iseptember.ru/articles/5i0794/, свободный.
7. Гюрова В., Божилова В. Портфолиото на преподавателя. - София: Агенция ЕВРО-ПРЕС, 2008. - 258 с.
8. Seldin P., Annis L. The Teaching Portfolio. - URL: http://teaching.uchicago.edu/oldsite/ pod/9i -92/SeldinAnnis.htm, свободный.
9. Teacher Portfolio. - URL: http://www.tooter4kids.com/portfolio.htm, свободный.
10. Noe R. Employee training and development. - N. Y.: McGraw-Hill/Irwin, 2002. - 483 p.
11. Столярова Е.Г. Электронное портфолио педагога. - URL: http://festival.iseptember.ru/ articles/608508/, свободный.
Поступила в редакцию 04.09.i2
Гюрова Вяра Тодорова - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории воспитания Софийского университета им. Св. Климента Охридского, Болгария. E-mail: [email protected]
Зелеева Вера Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]