УДК378
«ПОРТФОЛИО» КАК КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
М. В. Ретивых
В статье раскрывается актуальность и сущность понятия самостоятельной работы студента, а также рассматриваются виды, процесс создания и функции портфолио как комплексной технологии организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная самостоятельность, портфолио, рефлексия.
Самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности студентов как субъектов образовательного процесса в вузе. Поэтому организация этой работы выступает одной из актуальных проблем современного вузовского образования. Самостоятельная работа обеспечивает развитие навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности, создает методические основы для самостоятельного решения профессиональных задач, формирования учебно-профессиональной самостоятельности.
Назрела необходимость в усилении самостоятельной деятельности студентов, в пересмотре подходов к ее организации и реализации в учебном процессе вуза, который должен строиться так, чтобы развивать умения учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации, способов адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Эти тенденции нашли свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в которых по направлениям подготовки в бакалавриате, специалитете и магистратуре для организации самостоятельной работы обучающихся выделяется от 50% до 70% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы. По заочной форме обучения на самостоятельную работу выделяется около 90% учебного времени.
Усиление роли самостоятельной работы студентов, предусмотренное ФГОС, означает принципиальный пересмотр акцентов учебного процесса, который должен строится так, чтобы студенты учились самостоятельно добывать знания и могли эффективно применять эти знания в стандартных и нестандартных ситуациях, были способны постоянно совершенствовать свой образовательный и профессиональный уровень. Для этого необходима модернизация учебно-методической документации, разработка новых дидактических подходов к самостоятельному освоению учебного материала и пересмотр фонда заданий для самостоятельной работы.
Увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов - это мировая тенденция. В зарубежных вузах на самостоятельную работу студентов выделяется значительно больше времени, чем на аудиторную.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов требуется уточнение ее концептуальных оснований.
Имеются разные подходы к трактовке понятия «самостоятельная работа студентов». По мнению ряда ученых, это понятие определяется как планируемая научная и учебная работа, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим и научным руководством [3, с. 103-109], как любая организованная преподавателями активная работа студентов [5, с 141].
С точки зрения других ученых, самостоятельная работа - это активная творческая работа студента, в основе которой лежат его умение самостоятельно мыслить, самостоятельно видеть проблемы, ставить новые задачи и находить подходы к их решению [2, с. 114-115].
Как видим, в одних определениях ведущая роль в организации самостоятельной работы отводится преподавателю, в других, напротив - самому студенту.
Мы полагаем, что эти подходы не противоречат друг другу, а отражают особенности организации самостоятельной работы студентов на различных этапах обучения в вузе. Мы разделяем точку зрения о том, что неправомерно полностью исключать преподавателя из процесса осуществления самостоятельной работы студента. И на старших курсах преподаватель продолжает, пусть и в минимальной степени, управлять учебной деятельностью студентов, в том числе и самостоятельной работой [1, с. 159-163].
Исходя из этого, самостоятельную работу студентов следует рассматривать как форму их учебной деятельности, планируемой и выполняемой по заданию и при методическом руководстве
и контроле со стороны преподавателя. Безусловно, степень этого руководства и контроля в зависимости от курса обучения будет изменяться. Кроме того, степень влияния преподавателя на организацию самостоятельной работы студентов зависит от уровня сформированности у них учебной самостоятельности, под которой понимается качество личности, выражающееся в умении управлять своей учебной деятельностью: четко определять цель и задачи обучения, разрабатывать и реализовывать программу действий по их реализации, оценивать результаты этих действий.
Очевидно, что сформировать учебную самостоятельную деятельность студентов можно в том случае, если обучающихся ставить в ситуации, в которых им приходится действовать самостоятельно, без помощи преподавателя. Именно такие условия и призвана создавать самостоятельная работа.
Исследователи отмечают, что мотивация самостоятельной работы студентов во многом зависит от преподавателя, а именно:
- от его профессиональной компетентности;
- от умения формировать у студентов позитивное отношение к самостоятельной работе;
- от умения преподавателя управлять процессом формирования у студентов профессиональных компетенций;
- от умения работать со студентами индивидуально или в творческом сотрудничестве;
- от владения компьютерными технологиями, позволяющими реализовать свободное творчество со студентами [6, с. 339-341].
Эффективной комплексной технологией организации самостоятельной работы студентов является технология «портфолио».
В педагогической теории и практике накоплен достаточно большой арсенал педагогических технологий, которые можно отнести к компетентностно-ориентированным. Одной из таких технологий является технология «Портфолио», которая активно применяется в системе профессионального образования.
Под термином портфолио понимается способ фиксирования-накопления и оценки индивидуальных достижений.
Слово «портфолио» возникло в эпоху Возрождения, так итальянские архитекторы называли папки, в которых приносили на суд заказчика свои строительные проекты. В наше время портфолио называется альбом с фотографиями, которые призваны показать мастерство фотохудожника или фотомодели.
Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть также папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать их рефераты, сочинения, эссе, решения задач - все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося.
Сторонники идеи портфолио отмечают, что портфолио может быть чем-то гораздо большим, чем просто средством оценивания или собранием учебных работ обучающихся. Это -новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное понимание процесса преподавания, новую культуру учения. Так понятая идея портфолио предполагает выстраивание вокруг портфолио учебного процесса, в котором существенно меняется суть взаимодействия учителя и ученика.
Различные авторы характеризуют портфолио студента как:
-коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
-выставку учебных достижений студента за определенный период обучения;
-форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента;
-антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку - то есть формирующую у студентов способность рефлексии.
Рефлексия - один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в самоанализе, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в своих силах и возможностях.
Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в умении обучающегося адекватно оценивать собственные учебные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно самосовершенствования.
Цель создания портфолио может сводиться к демонстрации достижений студента по результатам обучения, при этом акцент делается не на том, чего студент не знает и не умеет, а на том, что он знает и умеет.
Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки называются разделами, внутри них выделяются рубрики. Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются для каждого конкретного случая.
Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.
Существуют различные виды портфолио (рис. 1).
Рис. 1. Виды портфолио студента
Кратко охарактеризуем содержание каждого из этих видов портфолио.
«Портфолио-документация» содержит набор документов, характеризующий индивидуальные образовательные достижения студента. Сюда могут включаться ксерокопии зачетной книжки, свидетельств, удостоверений о присвоении разрядов (категорий, квалификаций), грамот, благодарственных писем и т.п. Портфолио создается в течение всего периода обучения в вузе.
«Портфолио-коллектор» включает материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть предложенные педагогом памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей периодических изданий, иллюстрации. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д. - одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности самого студента.
Иными словами, «коллектор» - это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в другой портфолио.
«Портфолио процесса» демонстрирует процесс и уровень самостоятельного использования студентом полученных знаний и умений при выполнении учебных, исследовательских, творческих, информационных, социальных проектов. Портфолио должен отражать все стадии проектной деятельности: погружение в проект (проблематизация), разработка проекта (планирование и организация деятельности), технологическая стадия (осуществление деятельности), заключительная стадия (презентация и оценка результатов). Этот вид портфолио включает в себя дневники, различные формы отчетности, самооценки и самоанализа.
«Показательное портфолио» используется для суммирования мастерства студентов, полученного по определенным направлениям. Он включает в себя лучшие работы студентов, отобранные самими учащимися или педагогами. Сюда могут быть включены разнообразные аудио- и видеозаписи, фотографиии, электронные презентации и т.п. Показательный портфолио может быть индивидуальным и групповым. Идею группового показательного портфолио можно использовать при проведении конкурса «Лучшая студенческая группа».
«Оценочное портфолио» собирается для контроля накопления знаний и умений студента и состоит из контрольных материалов различных видов: контрольные работы, тесты, схемы, кроссворды и т.д.
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, предоставленные педагогами, руководителями практики, родителями, возможно однокурсниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого студента своей деятельности и ее результатов.
«Портфолио достижений» располагает материалами, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Этот вид портфолио может содержать лучшие проекты, благодарственные письма, грамоты, отзывы, фотографии, информацию об участии в различных смотрах,
конкурсах и т.д.
«Online-портфолио» может принимать различные формы. Например, портфолио может быть создано студентом посредством загрузки ряда документов в специально отведённую для этого часть общего сайта курса, предполагающую работу студента по заранее составленному плану.
Таким образом, портфолио - это коллекция различных материалов, характеризующих учебную деятельность студентов за семестр, учебный год, за весь период обучения в вузе.
В портфолио могут входить разные виды информации:
S одноплановые (контрольные работы, тесты и т.д.);
S разноплановые (домашние работы и тесты, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи, проекты и т.д.).
Каждый из этих видов портфолио имеет определенные преимущества и ограничения, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и ограничения различных видов портфолио студентов
Виды портфолио Преимущества Ограничения
Портфолио-документация Итоговая балльная оценка делает портфолио этого вида действенным механизмом определения объективного образовательного рейтинга студентов Дает представление только о результатах, но не характеризует процесс индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.д.
Портфолио-коллектор Материалы этого вида портфолио характеризуют методические и научно-исследовательские умения студентов Не содержит в себе сведений о реализации студентом накопленных материалов в своей учебной и научно-исследовательской деятельности
Портфолио процесса Отражает все фазы и этапы процесса обучения, способствует развитию навыков профессиональной рефлексии Сложность в выработке объективных критериев оценивания представленных материалов
Показательное портфолио Демонстрирует лучшие работы студента, характеризующие их творческие способности и возможности Отсутствие возможности проследить динамику процесса развития учебной деятельности студента
Оценочное портфолио Позволяет оценить отношение студента к учебной деятельности и качественные характеристики этой деятельности Сложность учета и обработки собранной информации
Портфолио отзывов Позволяет получить внешние отзывы независимых экспертов о характере и успешности учебно-профессиональной деятельности студента Необходимость уточнения объективности внешних отзывов об учебно-профессиональной деятельности студента
Портфолио достижений Отражает наиболее значимые достижения студента в различных видах деятельности, характеризует разнообразие и широту его интересов Сложность учета и классификации достижений студентов в различных видах деятельности
Online-портфолио Позволяет широко проанализировать учебные достижения студентов Трудности, связанные с созданием электронного сайта и собственной ^еЬ-странички студента
Учеными обоснованы этапы создания «портфолио» [4, с 169-175]. Процесс создания портфолио включает в себя три этапа (рис. 2).
Э 1. Подготовительный этап
Т i
А 2. «Запуск» процесса создания портфолио
П 1
Ы 3. Создание, оформление и защита портфолио
Рис. 2. Процесс создания портфолио студента
На первом (подготовительном) этапе решаются следующие задачи:
- обсуждение со студентами сущности портфолио как новой формы учебной работы: цель, задачи, виды, структура, содержание, процесс создания портфолио;
- определение видов портфолио и сроков их создания;
- выдача студентам определенных заданий по подготовке портфолио.
Конкретная структура портфолио зависит от его вида. Преподаватель должен определить вместе с каждым студентом возможные обязательные и дополнительные разделы, рубрики и
содержание компонентов портфолио.
Нужно также ознакомить студентов с перечнем тех материалов, которые могут войти в структуру портфолио. К ним относятся следующие материалы:
• Органайзер (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы), который систематизирует как теоретический (сравнительный анализ концепций и подходов к изучаемой проблеме, «дерево понятий» по теме и т.д.), так и практический (результаты исследований, примеры решений профессиональной задачи и т.д.) материал.
• Листы наблюдений за какими-либо процессами, которые произошли за время работы.
• Рефлексивные журналы (описание процесса решения учебных задач, краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ, рефлексия общих закономерностей своего обучения).
• Дневники обучения в ходе изучения учебных дисциплин и курсов.
• Результаты групповой работы в ходе семинаров (планы, доклады, слайды, схемы).
• Схематическое изображение выступлений, дебатов, видео- и аудио фрагменты.
• Схемы индивидуальных и групповых проектов, курсовых проектов, письменных работ.
• Описание лабораторных экспериментов и самооценка их результатов.
• Анкеты (об отношении к какой-либо теме и пр.) и результаты анкетирования.
• Творческие тематические задания.
• Публикации (статьи, тезисы).
• Вопросы, возникающие у студента в процессе учебной работы.
• Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов.
• Видеофрагменты.
• Компьютерные программы.
• Грамоты, гранты, знаки отличий и т.п.
На втором этапе осуществляется «запуск» процесса создания портфолио:
— студенты представляют проекты будущих портфолио (вид, рубрики, содержание портфолио);
— эти проекты коллективно обсуждаются, утверждаются, устанавливаются этапы и сроки их создании.
На третьем этапе студенты проводят работу по сбору, обработке материалов и оформлению портфолио. Затем проводится защита портфолио.
На этом этапе студентам предстоит выполнить следующие виды работ:
— сделать вырезки из газет и журналов по теме;
— произвести выборку из статей интернет-сайтов, научных журналов;
— прочитать монографию, сделать ее конспект, тезисы;
— составить словарь научных понятий (пользуясь справочной литературой); прочитать рекомендуемую литературу к курсу и составить опорный конспект;
— подобрать иллюстративный материал (графики, диаграммы) коротко описать их;
— представить статистический материал исследований, его анализ;
— составить вопросы и провести интервью со специалистом, представить его текст;
— составить анкеты, провести опрос, составить и обработать результаты, представить в графической форме;
— выписать отрывки из художественной литературы, обосновать выбор;
— запись и конспектирование теле- и радиопередачи или других аудио- и видеоматериалов, составление аннотации к ним и др.;
— распределить материалы по соответствующим рубрикам и разделам;
— оформить портфолио и подготовить его электронную презентацию.
Традиционно портфолио оформляется в виде пластиковой папки с прозрачными файлами, в каждый из которых вкладывается информация из отдельного информационного источника. В ходе создания портфолио студенты должны пользоваться разнообразными источниками.
Оформленные портфолио студенты представляют к защите.
При оценивании следует учитывать, что есть «традиционные» требования к портфолио и специфические, отражающие характер подачи материала. В качестве общих критериев выступают следующие:
• Раскрытие содержания курса.
• Разнообразие методологических, праксиологических, теоретических конструкций в качестве основы решения учебно-познавательных задач.
• Глубина анализа материала при решении профессиональных задач.
• Уровень систематизации и интеграции изучаемого явления в единую профессиональную схему.
• Наличие в работе собственных идей и перспектив развития конкретной профессиональной задачи в других профессиональных областях.
• Обоснованность выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе.
• Собственная позиция при решении профессиональных задач.
• Доказательность утверждений.
• Оценка эффективности выполнения работы.
Специфическими критериями оценивания являются:
— качество презентации (степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений, способ подачи материала (язык, стиль и др.), соответствие правилам оформления работы);
— использование исследовательских методов работы;
— наличие обязательных рубрик.
Портфолио оценивается целиком, хотя каждая из частей может иметь свой аттестационный рейтинг, который характеризует общий вес рубрики по сравнению с остальными.
Для количественной оценки используются разнообразные варианты, например пятибалльная или десятибалльная шкалы.
Средствами оценивания могут являться специально разработанные таблицы.
Таким образом, формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории.
Портфолио выполняют в образовательном процессе различные функции (рис. 3).
Рис. 3. Функции портфолио студента в образовательном процессе
Эти функции способствуют решению определенных задач:
1) диагностическая функция позволяет показать те аспекты развития студента, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;
2) функция целеполагания развивает у студента умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою учебную деятельность;
3) мотивационная функция способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, проблемных и т.п.);
4) информационная функция помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации, создать целостное представление о приобретаемой профессии;
5) функция оценивания дает возможность получения обратной связи и оценки не только результатов, но и процесса их достижения;
6) контролирующая функция позволяет отслеживать этапы и качество овладения студентами учебным материалом.
В ходе создания и применения портфолио формируется не только профессиональная, но и методическая компетентность. Портфолио способствует организации студентом собственной учебной деятельности, определению трудностей в усвоении учебного материала по изучаемому предмету, развитию навыков самообучения, оценке перспективы профессионального роста, определению динамики учебно-познавательной деятельности.
Портфолио можно использовать на разных этапах обучения в вузе.
На начальных этапах обучения (1-2-й курсы) в высшей школе, когда происходит становление понятийного аппарата и овладение фундаментальными основами профессионального знания, при создании портфолио акценты расставляются на работе со справочной литературой, монографиями, создании рубрик, направленных на проработку различных научных концепций и их терминологического поля.
На старших курсах (3-5-й курсы) создание портфолио имеет больше практическую направленность. Здесь основное содержание представляет работа с эмпирическими данными, со способами и технологиями решения проблем.
Качество выполнения и результаты защиты портфолио учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов.
The article reveals the urgency and essence of the concept of independent student work, and discusses the types, functions and the process of creating a portfolio as the complex technology of organization of independent student work.
The key words: independent work, educational independence, portfolio, reflection.
Список литературы
1. Иванова М.А. Самостоятельная работа студентов: всегда ли она действительно самостоятельна // Высшее образование в России, 2010. №6. С. 159-163.
2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2000. №1. С. 114-115.
3. Сенашко В.С., Жалнина Н.В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России, 2006. №7. С. 103-109.
4. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М.:КНОРУС, 2011. С 155-177.
5. Стрекалова И.В. Об организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам // Вестник Брянского государственного университета. Брянск: РИО ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского».
6. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели // Высшее образование в России, 2011. № 6. С. 339-341.
Об авторе
Ретивых М. В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.