о х и
В.И. Яшкичев
Попытка привлечь социальную экологию к анализу истории Древней Руси
В статье показана необходимость рассмотрения исторического развития этноса с позиций этнической экологии, когда экологические формы социального поведения обеспечивают человеческому коллективу существование и развитие за счет ресурсов конкретной среды обитания. Применительно к древней истории русского этноса такой подход позволяет избежать живучих заблуждений о роли «чужаков-пришельцев» в создании русского государства.
Ключевые слова: этнос, этническая экология, социальное поведение, ресурсы, среда обитания.
Этническая экология (этноэкология) - направление в социальной экологии, которое учитывает особенности человека как социально-биологического существа. При этом ведущую роль в формировании этнических групп играет целый ряд факторов. Это традиционная специфическая культура, которая является основным средством адаптации к среде обитания, хозяйственная деятельность человеческих коллективов, играющая ведущую роль в их жизнеобеспечении и в преобразующем влиянии на природу. Этноэкология рассматривает этнос, его культуру, производственную деятельность и осваиваемую природную среду в динамическом единстве - представляет их как сложную, развивающуюся систему [4; 5].
С этих позиций рассмотрим этап развития Древней Руси, началом которого был приход славянского племени «словене» в район озера Ильмень. Климат и природные условия этого края благоприятны для проживания людей. Реки и озера богаты рыбой, леса - зверем и птицей. Поэтому боль-
44
1
шое значение в экономике и быте жителей Приильменья имели рыболовство и охота [3; 8].
Следует отметить выгодное географическое положение района с точки зрения речных торговых путей. Реки и зимой, и летом были единственными дорогами для торговых караванов. Приильменье имело выходы ко всем граничным морям: несколько водных путей вели к Балтийскому морю, к Каспийскому морю по Волге, а к Черноморско-Азовскому - по Днепру. Все основные реки европейской части России берут свое начало недалеко от озера Ильмень.
В Приильменье имеются известняки, глины, прекрасный кварцевый песок - отличное сырье для получения стеклянных бус, важного предмета для обмена с охотничьими племенами. Отметим также железную болотную руду, которая в древности имела огромное значение для получения железа. Но для пришедших славян наибольшую ценность представляли минеральные источники, из воды которых они умели получать пищевую поваренную соль. Пищевая соль - это «золото» средневековья. Минеральные источники сосредоточены в Южном Приильменье. Это сульфатно-гидрокарбонатные натриевые воды, щелочные гидрокарбонатные натриевые и, что особенно важно, хлоридно-натриевые воды, которые и в настоящее время используются имеющим широкую известность Старорусским курортом. До 1869 г. Старорусские источники снабжали пищевой поваренной солью весь северо-запад России. Древние летописи называют получение пищевой соли из воды минеральных источников -«русським промыслом» [3; 6].
Сильных врагов до середины IX в. не было. Поэтому задачи объединяться русским с другими суверенными городами (Новгород, Псков, Изборск, Ладога и другие) не было, но вместе с развитием товарооборота в городах развивались функции государства, прежде всего политическая, правовая, организаторская, экономическая. Выбранная стратегия адаптации к природной среде сказалась также на форме правления и на политическом режиме. Новгород имел республиканскую форму правления и демократический режим. Всесильное вече решало важные вопросы внутреннего управления и внешних сношений. Оно избирало посадского и тысяцкого. Приглашало и подписывало договор с князем, который должен был защищать Новгород от набегов грабителей, и увольняло его, если его работа вече не удовлетворяла.
Какую стратегию адаптации должны были выбрать пришедшие славяне, имея такие природные условия и географическое положение? Надо признать, что выбор был оптимален. За сравнительно короткий по историческим меркам период славяне создали великую хозяйственную систему,
обеспечивающую товарооборот соль - пушнина - изделия ремесел - «за- „ ^ морские товары». В товарообороте, кроме солеваров, решающую роль иг- б I! рали охотники, добывающие ценную пушнину. Обслуживание товарообо- | | рота требовало огромного количества рабочих мест. Пищевая соль всегда § " была нужна и будет нужна людям. Она нужна, в частности, и для выделки £ пушнины, и для консервации рыбы. £
Южное Приильменье, где были минеральные источники, согласно ле- | тописям, называлась Русой. Со временем название осталось только за го- и родом (в настоящее время это Старая Русса), в котором бил и сейчас бьет фонтан соленой воды. Опубликована гипотеза, согласно которой название «Руса» - это сложное слово, составленное из слов «Ручей Соленый» [10; 11]. Гипотеза соответствует необычности и важности соляного промысла, его роли в хозяйственной деятельности региона. В гипотезе учтены закономерности образования этнонимов: бросающиеся в глаза особенности территории (минеральные источники) и использование для этнонимов сложных слов. Славяне, давшие Южному Приильменью название Руса, не вытеснили жившие здесь ранее угро-финские племена, а стали жить с ними вместе. Названия угро-финских племен передаются в форме женского рода и единственного числа: «весь», «ямь», «жмудь». Поэтому закономерно было называть население Южного Приильменья «русь». Со временем Южное Приильменье стали называть не Русой, а Русью, а славянское его население - русскими [Там же].
Важно понять, как распространялись и закреплялись названия русь, русские. Во-первых, к товарообороту были причастны очень широкие слои населения, они считали себя русскими: это не только солевары и охотники за пушниной, но и рудокопы, поскольку для варки соли нужно много железа, металлурги, кузнецы, заготовители топлива, труженики по его доставки, плотники, шорники. А еще скорняки, получавшие из шкур пушнину, охранники караванов в дальних торговых экспедициях. Земледельцы, рыбаки, скотоводы, кормившие солеваров, охотников, скорняков, корабелов. И далее - это система факторий, которые со временем превращались в города. В них проходила торговля, стоял русский гарнизон. Хорошо известно, что человек мог сказать: «Я русский таких-то кровей». Практическая задача создания новых факторий вместе со стремлением познать неведомое порождали мощный стимул к расширению территории Руси и объясняли появление русских поселений на Немане, Волге, Дону и Азове, а также на севере и востоке.
Важно отметить, что время было жестокое и пленников продавали (челядь), но на территории Руси коренные народы не подвергались гонениям, дискриминации, переселениям. Более того, русским приходилось высту-
в пать и в роли миротворцев, поскольку война между охотничьими пле-§ менами и торговля с ними несовместимы. В освоении Приильменья и в î g походах за ценной пушниной формировалась у русских важная черта мен-| 5 талитета - толерантность. Далекие походы, в том числе и за «заморскими ? s товарами» формировали также такие черты менталитета, как мужество, | инициатива, находчивость, товарищество, взаимовыручка. Землю, даю-| щую соль из своих ручьев, нельзя заменить. Ее нужно было отстаивать до <3 последней капли крови.
Само получение пищевой соли - тяжелый и сложный технологический процесс. Температура пламени в топке под противнями достигала 11001200 0С. Для работы надо было иметь широкие «шаровары», которые защищали от горячих брызг, толстые «варежки». Одна из самых ответственных и тяжелых операций заключалась в том, что необходимо было удалять из противней первые порции осадка, которые состояли из вредных сульфатов и оксидов. Можно представить, насколько трудно было удалять этот осадок вручную с помощью тяжелых металлических гребков в условиях дыма и высоких температур. Спасением было выскочить из варницы и броситься в холодную воду. Но дело не только в физической закалке. Для того чтобы развести воду от источника к большому числу варниц и довести до конца весь процесс получения качественной пищевой соли, требовался талант и инженерное искусство.
Стратегия развития русских основывалась на свободе торговых путей. К середине IX в. торговые пути для русских караванов были перекрыты: Волга - хазарами, Днепр - полянами. Вышли из строя главные торговые артерии для сбыта пушнины и других русских товаров. Кончился период благоденствия, начался длительный период войн за освобождение торговых путей. Бога новых жизней Рода сменил бог войны Перун. Необходимостью в свободных торговых путях был поставлен вопрос об объединении суверенных городов. Первое объединение, проведенное Аскольдом, просуществовало недолго, но дало возможность «сходить» на Царьград и заключить с ним выгодный торговый договор. Окончательно осуществил объединение Рюрик. Эти князья были представителями Русь-варягов.
По нашему мнению, название «варяги» произошло от рода деятельности, производное от слов «вар», «варя», «варить». Это были русские, выходцы из Южного Приильменья, которые владели землей с минеральными источниками, и имели прямое отношение к получению пищевой, поваренной соли [1; 2]. Они же были организаторами походов за пушниной и далеких экспедиций. В их руках была основная прибыль от товарооборота. Это было элитное сословие русских. Их отличал и внешний
вид: длинные свисающие усы (символ рек Порусьи и Полисти, на сли- „ Е янии которых стоит Старая Русса), и «оселедец» (сложное слово, пере- б о дающее главное «от соли кормящийся»), который символизировал зна- | -с менитый старорусский соленый фонтан. Так выглядел князь Святослав, § " наверняка так выглядел и его дед - Рюрик [11] . Сохранился родовой знак £ Рюрика - пикирующий сокол. Название одного из видов семейства со- | колиных - ререк. Изображение пикирующего сокола можно увидеть во | фресках Воскресенского собора Старой Руссы и в украинском трезубце. С и позиций этноэкологии становятся понятны и записи летописца Нестора о том, что у русских были варщики соли (варяги), как и у других народов, а также обращение руси, чуди и других к русь-варягам с просьбой «навести порядок» в их большой и обильной земле. Страдали от нарушения торговли многие, и прежде всего русские, но объединить суверенные города могли только Русь-варяги, поскольку именно у них были финансовые и экономические возможности. Со временем название варяг потеряло связь с получением соли.
Объединение городов было трудным. Каждый город имел свою стратегию адаптации, а Новгород, занимающий выгодное стратегическое положение и развитое ремесленное производство, был конкурентом в борьбе за власть. Рюрик подавил с помощью наемников-шведов (варягов - так вошло в народную память это событие) восстание в Новгороде. Несмотря на трудности, Рюрик выполнил свою историческую задачу. Объединение суверенных городов означало окончательное создание русского государства - Великой Руси.
Археология и летописи необходимы, чтобы получить представление о культурно-хозяйственном типе, следовательно, появляется возможность понять, какая стратегия адаптации к внешней среде была выбрана этносом. Согласованная работа историков, археологов, этнографов и экологов позволит избежать ошибок в понимании исторического пути этноса, что особенно важно для понимания запутанной истории русского народа. С позиций эт-ноэкологии нет места в русской истории сомнительным (и очень живучим) версиям о том, что русское государство создано скандинавами или полянами. Не подменяется вопрос о путях создания русского государства вопросом, откуда пришли славяне в Приильменье. Более того, если они и до прихода в Приильменье умели получать соль, то район этого поиска значительно сужается. Естественно, объясняются через взаимодействие с окружающей средой и основные черты менталитета народа, в частности, его мужество, талант и толерантность; народа, который сумел создать и отстоять свое государство. Правильное понимание истории русского народа особенно важны для культуры и образования современной российской молодежи.
в к Библиографический список
х
* х
й 2 1. Анохин Г.И. Солевар из Русы // Вопросы истории. 2000. № 3. С. 1. 2 5 2. Васильев А. О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика и § И откуда пришел Рюрик и его варяги. СПб., 1858. ? 3. Вязинин И.Н. Старая Русса в истории России. Новгород, 1994.
5 4. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 1998.
| 5. Прохоров Б.Б. Экология человека. М., 2003.
? 6. Рабинович Г.С. Город соли Старая Русса в конце XVI - в середине XVIII вв.
и Л., 1973.
7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества Х1-ХШ вв. М., 1982.
8. Секретарь Л.А., Филиппова Л.А. По Приильменью. Л., 1991.
9. Чеснов Я.В. Этнографы рассказывают. М., 1978.
10. Яшкичев В.И. Древние корни казачества. М., 2012.
11. Яшкичев В.И. Русский этнос, происхождение названия и истоки государственности. М., 2012.